Меню Рубрики

Сущность значение концепции управления цепью поставок. Определение, значение и роль в современной экономике. Управление цепями поставок: экономическая сущность, значение и роль в современной экономике

В настоящее время управление цепями поставок как концепция SCM является одним из эффективных способов увеличения прибыли и доли рынка и активно внедряется в экономике промышленно развитых стран. Многие крупные компании, в том числе и российские, внедряют принципы Supply chain management как новую идеологию бизнеса. Внедрению и развитию стратегических преимуществ логистики как за рубежом, так и в нашей стране способствуют общенациональные координирующее органы, такие как Европейская логистическая ассоциация (European Logistics Association - ELA) и Совет профессионалов в области управления цепями поставок (Council of Supply Chain Management Professionals - CSCMP). В Российской Федерации в роли таких координаторов в настоящее время выступают Национальная логистическая ассоциация России (НЛА) и Национальный совет по цепям поставок. Необходимость в создании и функционировании этих организаций заключается в том, чтобы:

Разрабатывать предложения и дополнения в законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в части, касающейся логистики, так как в настоящее время в нашей стране отсутствует законодательство в области логистики;

Устранять барьеры, имеющиеся в налоговом, таможенном, транспортном законодательстве России, которые препятствуют эффективному использованию стратегического потенциала логистики;

Формировать интегрированные логистические системы, охватывающие различные сферы предпринимательства, создавать межрегиональные и международные интегрированные логистические транспортные, торговые и информационные системы.

Национальный совет по цепям поставок - общественная некоммерческая организация в форме некоммерческого партнерства, открытого для всех участников рынка (промышленные предприятия, поставщики продукции и услуг, транспортные и логистические компании, финансовые и кредитные организации, страховые организации, некоммерческие ассоциации и центры, консалтинговые, учебные и государственные предприятия).

Основная цель - распространение стандартов управления цепями поставок в практике реального бизнеса в РФ и странах СНГ. Миссия Совета по цепям поставок заключается в разработке, развитии и распространении модели цепи поставок как основы общероссийского межотраслевого стандарта управления цепями поставок, объединяющего лучшие мировые и национальные практики. Модель цепи поставок определяет общую концепцию цепей поставок, стандартную терминологию, систему измерений и оценок логистической функции, обобщает лучшие практики, является процедурной моделью для внедрения логистического программного обеспечения, выполняет интегрирующую функцию при построении как внутрикорпоративных, так и межкорпоративных цепей поставок. Попова Л.В. “Контроллинг” // - М.: Дело и Сервис, 2010 г. - С. 68.

Национальная логистическая ассоциация России представляет собой общественную организацию, учредителями которой являются Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), Российская ассоциация бизнес-образование (РАБО) и Ассоциация экспедиторов Санкт-Петербурга.

Миссией НЛА является становление и развитие логистики в России как нового научного и практического направления, способствующего социально-экономическому развитию хозяйствующих субъектов, отраслей экономики и страны в целом, а также повышению благосостояния граждан. Среди основных задач организации можно выделить следующие:

Анализ зарубежных теоретических исследований и практического опыта в области логистики с целью их адаптации и внедрения в России;

Разработка предложений и дополнений в законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в части, касающейся логистики;

Координация деятельности предприятий, организаций и учреждений, занятых исследованиями в области проектирования, построения и обеспечения функционирования систем логистики;

Обмен передовым опытом применения логистических разработок в РФ и за рубежом;

Организация и участие в процедуре сертификации специалистов по логистике в соответствии с российскими и международными требованиями и стандартами.

Растущая глобализация, взаимодействие с западными компаниями, а также отечественные исследования и публикации в области логистики и управления цепями поставок позволяют использовать мировой опыт на практике. Многие зарубежные компании, расширяя географию цепей поставок, включают территорию РФ в качестве рынков сбыта готовой продукции, а также с целью размещения производственных мощностей для ее изготовления, в собственную цепь поставок, вовлекая, таким образом, российских партнеров в мировую интеграцию.

В качестве примера, можно рассмотреть деятельность компании Electrolux. Эта компания является одним из крупнейших игроков на рынке стиральных машин. По ежегодному рейтингу журнала Fortune концерн Electrolux входит в сотню крупнейших компаний мира. На российском рынке Electrolux работает с 2004 года.

Для того чтобы как можно скорее завоевать позиции на новом быстро растущем рынке сбыта бытовой техники компания открыла собственную фабрику по производству стиральных машин Electrolux и Zanussi в Санкт-Петербурге. Важным показателем деятельности завода является степень локализации производства комплектующих. Под локализацией производства понимается практика размещения производственных мощностей компании в непосредственной близости от источников их потребления. С позиций логистики и таможенного дела целесообразность открытия в России фабрики для обеспечения потребностей растущего внутреннего рынка очевидна. При импорте готовых к эксплуатации стиральных машин необходимо уплачивать таможенные платежи по ставке ввозной таможенной пошлины 15% от таможенной стоимости изделия в евро или долларах США.

Еще одним примером вовлечения российского потенциала в мировую интеграцию может служить опыт автомобильного концерна Ford. В 2002 году состоялось официальное открытие завода Ford в городе Всеволожск, Ленинградской области. Функционирование завода предусматривало выполнение компанией обязательств об определенном уровне инвестиций в реализацию проекта и поэтапной локализации продукции. К настоящему моменту инвестиции Ford в российский проект составили около 230 миллионов долларов США. Уровень локализации продукции завода составляет более 40% от себестоимости автомобиля.

Другим путем вовлечения российского бизнеса в мировые интеграционные процессы стало создание и развитие собственных цепей поставок российских компаний и их включение, таким образом, в глобальные цепи поставок.

Одним из ярких примеров может служить пивоваренная компания «Балтика», являющаяся лидером российского рынка пивоваренной продукции и одним из мировых лидеров по продаже пива (по данным Росстата и собственным источникам компании).

Компания «Балтика» рассматривает логистику как один из наиболее значимых резервов для создания дополнительных конкурентных преимуществ В 2006 году на принципах логистики и управления цепями поставок были реализованы и начаты такие проекты, как автоматизация складов, перевод на прямые поставки дистрибьюторам и организация консигнационного хранения продукции. Кроме этого, проводилась активная работа по оптимизации загрузки транспортных средств, маршрутизации, а также улучшению системы планирования производства и отгрузок. В сотрудничестве с компанией JMAC был начат проект по усовершенствованию бизнес-процессов и созданию лучшей в отрасли цепочки поставок.

Последние годы тематика SCM входит в повестку дня многих деловых конференций, семинаров-практикумов и находит отражение в специализированных бизнес-изданиях.

Теперь, когда период привыкания к концепции SCM у нас уже прошел, более актуальным становится вопрос о перспективах восприятия принципов управления цепями поставок и внедрения соответствующих SCM-решений в российских условиях. У специалистов ИТ-индустрии и управленцев нет единого мнения по поводу востребованности SCM в условиях малоэффективной логистической инфраструктуры отечественной экономики.

Отчасти из-за того, что концепция SCM активно пропагандировалась в России в первую очередь поставщиками корпоративных ИС, терминология SCM связывается с конкретными информационными решениями. Однако чтобы четко обозначить место SCM в операционной и информационной стратегии компании, следует помнить, что все эти MRP, ERP, SCM, SCE и другие загадочные аббревиатуры - в первую очередь не информационные системы того или иного типа, а управленческие концепции и стратегии, основанные на определенных бизнес-императивах. Концепция управления бизнесом как цепочкой поставок существует в достаточно зрелом виде уже около 20 лет и имеет множество трактовок. «В результате появления SCM-продуктов нового поколения к системам управления цепочками поставок уже относят все бизнес-приложения, ориентированные на выработку стратегии, координацию планирования и организацию управления в сфере снабжения, производства, складирования и доставки товаров конечному потребителю». Макаренко В. Проект «Складские сети» // STS Logistics, 2011 г.

Насколько реалистично ожидать столь же блестящих как на Западе результатов от внедрения принципов управления цепочками поставок в российских компаниях?

С одной стороны, для таких передовых технологий, как SCM, в России сформировалась благодатная почва. Уже сейчас многие отечественные производители и дистрибьюторы столкнулись с усиливающейся конкуренцией со стороны вторгающихся на наш рынок международных компаний, ростом расходов на складскую и транспортную логистику и необходимостью налаживания прямых связей с поставщиками и клиентами. Мировые лидеры используют SCM, чтобы иметь конкурентные преимущества перед игроками второго и третьего эшелона. Подобной стратегии они придерживаются и в России. Понимая это, ведущие российские компании присматриваются к SCM как к способу построения бизнеса, конкурентоспособного на мировом рынке. Уровень автоматизации многих компаний, особенно в таких отраслях, как розничная торговля и дистрибуция, достаточно высок - иногда даже выше, чем в развитых странах, в том числе на родине SCM в США. Немалая часть таких компаний обладает современными корпоративными сетями, связывающими центральный офис с региональными филиалами и отделениями.

С другой стороны, построение эффективной цепочки поставок в российских условиях многими зарубежными экспертами считается целью труднодостижимой и даже преждевременной. Причины известны: поскольку уровень доверия между отечественными компаниями - потенциальными партнерами по цепочке поставок пока еще низок, таможенное законодательство осложняет эффективную организацию перемещений товара, а управление в территориально распределенных холдингах пока еще редко охватывает такие операционные задачи, как закупки, логистика и сбыт. Все это затрудняет согласованное развитие бизнеса как цепочки поставок, в которую включены также сторонние поставщики и дистрибьюторы, и, следовательно, сужает область применения концепции SCM, сводя ее к немногим вертикально-интегрированным российским холдингам, строящим в основном собственные цепочки дистрибуции и логистики.

Существует даже мнение, что лишь крупные компании, имеющие разветвленную сеть дистрибьюторов и поставщиков, нуждаются в системах SCM.

Считается, что подобные решения - это некий hi-end в бизнесе, который могут себе позволить лишь немногие лидеры, и для внедрения SCM-решения необходимо наличие работающей системы ERP.

Отечественный рынок может быть разделен на два основных направления - решения российских разработчиков и западные решения.

Если говорить о западных решениях, можно отметить системы Renaissance, Axapta и ряд других, продаваемых на отечественном рынке.

Система Renaissance, продаваемая компанией "Интерфейс", представляет собой решение, которое позволяет хранить, использовать и анализировать информацию компании по разным направлениям.

В систему входят подсистемы Renaissance Distribution и Renaissance Transport Manager. Как и большинство западных решений, Renaissance Distribution является комплексным SCM-решением, которое позволяет создать единое информационное пространство для всех служб, задействованных в процессе продаж. Решение направлено на сбор и анализ всех статистических данных о спросе, на основе чего планируются дальнейшие поставки товаров, регулируются отношения с поставщиками и дистрибуторами и корректируются производственные планы предприятия.

Renaissance Transport Manager позволяет компании составлять оперативный план перевозок, планировать транспортировки, осуществлять контроль за перемещением товара. В результате использования Transport manager компания может заранее составить план перевозок, определять время доставки товаров клиентам, снижать транспортные издержки. База данных позволит компании обладать актуальной информацией по товарам, которые находятся в пути, оформлять документацию на перевозки.

Она является пожалуй первой ERP-системой, полностью ориентированной на работу в Интернете. В систему интегрированы SCM-решения, которые позволяют компании отслеживать весь процесс продажи изделия от выдачи предложения до выписки счета на поставку продукции и вести мониторинг складских запасов для выполнения заказа. Так же в системе возможно осуществление планирования, разбиения периода планирования на составляющие, обработка и выполнение заказа, распределение и управление складами, управление транспортировкой, производственная логистика и др. В дальнейшем создатели планируют развивать SCM-решения, предоставляя клиентам дополнительные возможности.

Отечественные разработчики, как и многие западные видят в управлении цепочкой поставок одну из целей предприятия, поэтому предлагают инструментарий, который внедряется в общую систему управления предприятием. Стоит так же отметить, что для российских программ характерен акцент на финансовую деятельность предприятия и бухгалтерский учет. Именно поэтому инструментарий, включаемый в некоторые решения подразумевает под собой автоматическую генерацию бухгалтерской документации - счетов- фактур, платежных поручений, накладных. Безусловно, это является важным моментом в SCM-решениях, которые обязательно должны быть связаны с финансовыми службами, однако как показывает опыт западного рынка далеко не единственным.

В тоже время, нельзя и сказать, что отечественные решения не предлагают никаких механизмов для управления цепочкой поставок.

Инструментарий, который позволяет управлять логистическими процессами, включен, например, в систему "Босс-корпорация" (разработка компании Ай-Ти). Подсистема позволяет компании создавать схему управления запасами, а так же включает механизмы, которые позволяют компании самой настраивать логистические бизнес-процессы, согласно ее потребностям.

Так же стоит отметить и решение компании "Интеллект-Сервис" - "БЭСТ-предприятие", которое содержит инструменты для управления складской, закупочной и сбытовой деятельностью предприятия. Механизмы, предлагаемые программой "БЭСТ" вести всю документацию, связанную с торгово-закупочной деятельностью, контролировать отгрузку и прием товаров, вести прайс-листы с ценами на продукцию предприятия и автоматизировать прием заказов от клиентов.

В освещении отечественных решений SCM нельзя не сказать о решении корпорации "Парус" для корпоративных клиентов. Входящая в решение программа "Логистика" содержит в себе инструменты, которые позволяют управлять оперативными процессами и планировать дальнейшую сбытовую деятельность. В качестве элементов, которые позволяют автоматизировать и оптимизировать текущие процессы, предлагается формирование, ведение всей клиентской и внутренней документации, контроль за количеством свободного товара на складе, а так же отслеживание всех платежей.

Для дальнейшего планирования программа содержит инструменты, которые позволяют прогнозировать дальнейший спрос на продукцию и анализ товарооборота.

Помимо логистической программы, корпорация так же предлагает ряд аналитических инструментов, которые направлены, в том числе и на анализ в области SCM.

Так с помощью "Парус-Аналитика" компания получает информацию по товарообороту, лидерам продаж и может оптимизировать свои производственные планы согласно спросу потребителей. Кроме этого, благодаря этому аналитическому инструменту компания получает возможность корректировать и свою сбытовую политику.

Еще одной возможностью, которую получит компания это анализ внутренней деятельности - насколько была успешна организация складской деятельности и правильности построения торговых отношений.

Вообще, для отечественных решений, характерна автоматизация внутренних процессов компании и решения, использующие Интернет для оптимизации работы компаний, предлагаются относительно небольшим количеством компаний.

Поэтому решение "Парус on-line" так же является достаточно уникальным. Благодаря его использованию компания получает возможность создать общее информационное пространство и упрощать процессы заказов и покупок. Благодаря этому, компания получает возможность интегрировать SCM-решения с CRM (Customer Relationship Management) и SRM (Supply Relationship Management). Это позволяет компании налаживать устойчивые отношения со всеми категориями партнеров, увеличивая уровень клиентской удовлетворенности, и, оптимизируя свою сбытовую деятельность согласно спросу.

Стоит так же отметить, что для ряда компаний характерно использование собственных разработок или обращения к небольшим системным интеграторам и компаниям разработчикам, которые позволяют создать индивидуальные решения для контроля и управления поставками.

Шереметьево-Карго

В конце 1998 года был заключен договор с компанией "АйТи" на внедрение в "Шереметьево-Карго" системы "Босс-корпорация", упоминавшейся нами выше. У "Шереметьево-Карго" к тому времени уже была собственная система управления грузооборотом, и с помощью решения "АйТи" компания планировала интегрировать собственные разработки с автоматизированными системами бухгалтерского учета и финансового анализа. Компания "АйТи" предложила "Шереметьево-Карго" широкие возможности доработки и оптимизации системы с учетом специфики работы и потребностей предприятия. Во второй половине 2000 года "Шереметьево-карго" заключило договор с компанией Diamond Communications на создание системы беспроводного доступа к информационной системе и использования систем штрихового кодирования. Таким образом, груз компания получает возможность контролировать движение груза и контролировать грузоперевозки на всех этапах транспортировки груза.

Стоит отметить, что на текущий момент еще мало объективной информации об успешно внедренных решениях. Это связано не только с тем, что отечественными компаниями реже используются SCM-решения, но и с тем, что пока терминология, принятая на западе, пока редко используется в России. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время российские компании, наравне с западными коллегами могут использовать или уже используют потенциал концепции логистики и управления цепями поставок, что должно способствовать усилению их конкурентоспособности.

Современная наука предлагает множество различных определений понятия Supply Chain Management (SCM) - «Управление цепями поставок», при этом разброс мнений очень широки зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя. На сегодняшний день не существует единого мнения относительно содержания понятия «управление цепями поставок», оно постоянно уточняется и изменяется. Синтетическое определение цепи поставок, основанное на обобщении мнения большинства зарубежных ученых и специалистов, может звучать следующим образом: «Цепь поставок - это три или более экономические единицы, напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя».

В настоящее время акцент в толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания Supply Chain Management (SCM), приведенного в сборнике «Стандартов по логистике и управлению цепями поставок».

Управление цепями поставок (Supply Chain Management (SCM)) - это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам. Логистика - это планирование, выполнение и контроль движения и размещения людей и/или товаров, а также поддерживающие действия, связанные с таким движением и размещением, в пределах экономической системы, созданной для достижения своих специфических целей

Традиционная цель управления цепями поставок состоит в минимизации общих логистических издержек при удовлетворении данного фиксированного спроса. Эти издержки могут включать:

стоимость сырьевых материалов;

внутренние транспортные издержки;

инвестиции в оборудование;

прямые и косвенные производственные затраты;

прямые и косвенные затраты распределительных центров;

затраты по содержанию запасов;

стоимость внутризаводских перевозок;

внешние транспортные издержки.

При построении модели для решения конкретных проблем планирования можно исследовать лишь часть общей цепи поставок компании и связанных с ней издержек.

Специалисты полагают, что минимизация общих издержек не является основной целью фирмы при анализе стратегических и тактических планов относительно цепи поставок. Напротив, фирма должна стремиться к максимизации чистой прибыли, где чистая прибыль = валовая прибыль - общие издержки. При определенном фиксированном уровне спроса предполагается, что валовая прибыль от удовлетворения спроса также определена и фиксирована, поэтому фирма сможет максимизировать чистую прибыль путем минимизации общих издержек.

При использовании оптимизационных моделей для стратегического и тактического планирования недостаточно акцентировать свое внимание только на контроле над издержками -- модель предусматривает и себестоимость продукции (которая должна быть использована в целях увеличения чистой прибыли путем соответствующего регулирования продаж). Например, при составлении плана на следующий год представленная в виде модели информация о предельных издержках продуктов, поставляемых на различные рынки, могла бы быть использована для изменения в проекте плана продаж. Продавцы компании должны быть проинструктированы о том, чтобы продвигать продукты на рынки с максимально высокой маржой.

Трудность в применении модели, затрагивающей управление спросом, даже в том скромном виде, который мы описали, состоит в том, что эта модель требует привлечения маркетологов, которые обычно с трудом справляются с количественным анализом. Более того, как только в модель включаются маркетинговые решения и решения о продажах, становится трудно найти пределы, которые могут быть и должны быть рассмотрены. Тем не менее интеграция управления цепями поставок и управления спросом привлекает к себе все больше интереса многих компаний, хотя эта область еще не достаточно изучена.

Управленческие решения о цепи поставок и спросе очень тесно связаны с корпоративными финансовыми решениями, особенно при планировании стратегии фирмы. Еще более 25 лет назад учеными были предложены оптимизационные модели для анализа финансовых решений, связанных с корпоративным бухгалтерским балансом, таких как годовые изменения фиксированных активов, выплаченных дивидендов или выплат по акциям без фиксированного дивиденда. Они до сих пор так и не получили широкого применения, но поскольку эти модели могут быть полностью интегрированы в логистические, с недавнего времени финансовые менеджеры стали интересоваться вопросами их внедрения и использования.

Конечно, компания также должна преследовать цели, связанные с обслуживанием потребителей, ассортиментом продукции, качеством и временем. Некоторые авторы даже утверждают, что, в принципе, издержки и прибыль не важны. Вместо этого для достижения конкурентного преимущества компания должна акцентировать свое внимание на времени, продуктовом ассортименте и других аспектах своей деятельности. Такие утверждения не верны, поскольку все-таки цель компании -- получение прибыли. Просто с аналитической точки зрения неважно, какую цель вы выберете. При оценке компромиссов в выборе целей менеджерам могут помочь оптимизационные модели.

Цепочка поставки выполняет две основные функции.

  • 1) Физическая функция цепочки поставки видна любому: материалы превращаются в детали, а те - в готовые изделия, и все это тем или иным образом перемещается в пространстве.
  • 2) Посредническая функция цепочки поставки менее очевидна, но не менее важна - на рынок должно приходить то, что нужно потребителям.

Обе функции, естественно, исполняются с некоторыми издержками. В ходе исполнения физической функции возникают издержки производства, транспортировки и хранения. Посредническая же функция подразумевает издержки иного рода. Когда предложение превышает спрос, необходимо снижать цены и продавать с убытком, а когда спрос превышает предложение, появляются упущенные доходы и недовольные клиенты.

Цепи поставок возникают не только для улучшения качества обслуживания потребителей, но и для того, чтобы преодолевать разрывы, возникающие в случаях, когда поставщики расположены на большом расстоянии от потребителей. Это позволяет выполнять операции, которые выполнены или могут выполнятся в местах, расположенных на большом расстоянии от потребителей или истоков материалов.

Кроме перемещения материалов между географически отдаленными одна от другой операциями цепи поставок позволяют устранить несоответствие между спросом и предложением. Кроме того, цепи поставок могут сделать перемещение материалов более простым.

Преимущества от хорошо спланированных целей поставок:

  • 1) производится осуществление операции в наилучших для этого местах вне зависимости от месторасположения заказчиков;
  • 2) концентрируя выполнение операций в крупных сооружениях производители могут экономить на масштабах;
  • 3) производители не хранят крупных запасов готовой продукции, поскольку передают эту продукцию по цепи поставок ближе к заказчикам;
  • 4) оптовики размещают большие заказы, а производители при этом снижают расходы на единицу продукции, что дает возможность предоставить покупателям скидки;
  • 5) оптовики хранят запасы многих поставщиков, что дает ретейлерам (розничные продажи) возможность выбирать нужные им товары;
  • 6)оптовики размещаются ближе к ретейлерам и более оперативно реагируют на их заказы;
  • 7) если оптовики надежно поставляют продукцию, то запасы ретейлеров могут быть небольшие;
  • 8) ретейлеры могут осуществлять небольшие операции, которые позволяют им более оперативно реагировать на запросы потребителей;
  • 9) перевозка упрощается и становится более дешевой, т.к. перевозится меньшее количество больших партий;
  • 10) организации могут накапливать опыт по выполнению конкретных видов операций.

Управление цепью поставок включает в себя не только ответственность за перемещение, но и за хранение материалов во время прохождения цепи.

Если проследить перемещение материалов по организации, можно выделить следующие виды деятельности, которые включены в управление цепью поставок:

  • - закупка/снабжение;
  • - входящие транспортные потоки;
  • - прием материала;
  • - складирование - оперативное пополнение определенных позиций в торговом зале, условия сохранения груза, сохранность упаковки;
  • - контроль запасов;
  • - комплектация заказа;
  • - грузопереработка материалов - целью является обеспечение эффективного перемещения по коротким маршрутам на складе, используя для этого наиболее пригодное оборудование с минимальным вредом для материала;
  • - внешние перевозки;
  • - управление физ. распределением;
  • - переработка, возврат продукции, устранение отходов;
  • - выбор места размещения;
  • - коммуникации.

На пути цепи поставок существуют некоторые преграды (барьеры). Можно выделить следующие виды барьеров в цепях поставок:

  • 1) традиции;
  • 2) организационные недостатки;
  • 3) правовые аспекты;
  • 4) разъединение системы управления.

Традиционно управление и контроль цепи поставок осуществляется отдельно по отдельным функциям.

Существуют также проблемы, не связанные с эффективностью - организация не может зависеть от поставщика. Еще одной преградой является информация.

Качество и добавленная стоимость - термины, которые постоянно употребляются в цепи поставок, являются наиболее важными при проектировании и создании цепи поставок. Т.к. трудоспособность и эффективность всей цепи поставок определяет ее наиболее слабым элементом, то тот элемент, который не обеспечивает необходимые качества, должен быть удален первым.

Каждый участник цепи поставок должен убедительно доказать, что его вклад в общее дело прибавляет стоимость всему процессу, а также то, что эта стоимость превышает все расходы сопровожд. его вклад.

Таким образом, хорошие финансовые результаты всегда считались основной целью бизнеса. Соответственно, все мероприятия по созданию или усовершенствованию цепи поставок должны осуществляться с учетом практических результатов или конечной прибыли, при этом фирма должна думать не только о собственных результатах, но и о результатах других участников цепи поставок.

Термин SCM (Supply Chain Management) используется на Западе уже больше 15 лет, но до сегодняшнего дня среди экспертов по логистике и общему менеджменту нет одного мнения по поводу определения этого понятия. Большинство рассматривают SCM с операционной точки зрения, понимая под SCM материальные потоки. Другие считают, что SCM это концепция управления, и наконец, третьи подразумевают под SCM внедрение этой концепции на предприятии.

Наиболее часто встречающиеся определения SCM:

SCM- это комплекс подходов, помогающий эффективной интеграции поставщиков, производителей, дистрибьюторов и продавцов. SCM, учитывая сервисные требования клиентов, позволяет обеспечить наличие нужного продукта в нужное время в нужном месте с минимальными затратами.

SCM представляет собой процесс организации планирования, исполнения и контроля потоков сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также обеспечения эффективного и быстрого сервиса с помощью получения оперативной информации о перемещениях товара. С помощью SCM решаются задачи координации, планирования и управления процессами снабжения, производства, складирования и доставки товаров и услуг.

В цепочке поставок участвуют как сама организация, так и все поставщики, и потребители товаров. (Рис.1)

Рис. 1. Участники «Supply Chain Management»

Цепочка поставок представляет собой множество звеньев, связанных между собой информационными, денежными и товарными потоками. Цепочка поставок начинается с приобретения сырья у поставщиков и заканчивается продажей готовых товаров и услуг клиенту. Одни звенья могут полностью принадлежать одной организации, другие компаниям-контрагентам (клиентам, поставщикам и дистрибьюторам). Следовательно, в цепочку поставок всегда входят несколько организаций. (Рис.2)

Рис.2. Цикл «Supply Chain Management»

1.2. Управление цепочками поставок

Каждая компания ставит перед собой всё больше новых задач в связи с быстрым развитием рынка, ужесточением конкуренции, с требованием в улучшении качества сервиса клиентов. Чтобы усилить свои преимущества, сохранить конкурентоспособность, современному предприятию нужно оптимизировать все процессы создания стоимости - от поставки сырья до сервисного обслуживания конечного потребителя. Для решения этих задач руководство компаний и обращается к SCM решениям.

Управление цепочкой поставок (Supply Chain Management) включает в себя следующие этапы:

    Планирование (PLAN)

В этом процессе выясняются источники поставок, производится расстановка приоритетов в потребительском спросе и обобщение, планируются запасы, выделяются требования к системе дистрибуции, а также объемы производства, поставок сырья, материалов и готовой продукции.

Задача производить самостоятельно или покупать должна решаться на этом этапе. Решения, относящиеся ко всем видам планирования ресурсов и к управлению жизненным циклом товара, принимаются также на этом этапе. Эти процессы позволяют найти равенство между спросом и поставками для выработки направления действий, наилучшим образом соответствующих требованиям источнику, марке и доставке (Source, Make, Deliver).

    Закупки (SOURCE)

В данной категории выявляются главные элементы управления снабжением, производится проверка качества поставок, оценка и выбор поставщиков, заключение контрактов с поставщиками. Сюда же входят процессы, связанные с получением материалов: приобретение, получение, транспортировка, сходный контроль, постановка на hold (хранение). Важно отметить, что действия по управлению поставками товаров и услуг должны соответствовать планируемому или текущему спросу.

    Производство (MAKE)

К этому процессу относятся производство, выполнение и управление структурными элементами, управлением производственными мощностями (оборудованием, зданиями и т.д.), качеством производства, производственными циклами, графиком производственных смен и т.д. Также определяются специфические процедуры производства: контроль качества, собственно производственные процедуры и циклы, упаковка, хранение и выпуск продукции (внутризаводская логистика). Все составляющие процесса переработки исходного продукта в готовую продукцию должны соответствовать планируемому или текущему спросу.

    Доставка (DELIVER)

Данный процесс включает в себя управления заказами, складом и транспортировкой. Управление заказами включает создание и регистрацию заказов, выбор конфигурации товара, формирование стоимости, а также создание и ведение клиентской базы и управление дебиторами и кредиторами. Управление складом предполагает действия по подбору и комплектации, упаковке, созданию специальной упаковки, ярлыка для клиента и отгрузке товаров. Инфраструктура управления транспортировкой и доставкой определяется правилами управления каналами и заказами, регулированием товаропотоками для доставки и управлением качеством доставки.

Все эти процессы, управление запасами, транспортировкой и дистрибуцией должны быть приведены в соответствие с планируемым или текущим спросом.

    Возврат (RETURN)

В этом процессе определяются структурные элементы возвратов товара (дефектных, излишних, требующих ремонта) как от сделанного к источнику (make к source), так и от доставки (deliver): определение состояния продукта, его размещение, запрос на авторизацию возврата, составление графика возвратов, направление на уничтожение и переработку.

SCM процессы можно также распределить на две большие группы: Supply Chain Planning (SCP) и Supply Chain Execution (SCE). В SCP входит стратегическое планирование цепочки поставок или бизнес процессов в отдельных ее звеньях. SCE включает в себя реализацию планов и оперативное управление звеньями цепочки поставок, такими как транспорт или складское хозяйство.

Оптимизация управления цепочки поставок может решить следующие задачи:

    Сокращение цикла планирования и увеличение горизонта планирования благодаря получению надежной и своевременной информации;

    Оптимизация расходов за счет возможности определения стратегических контрагентов, оптимального выбора закупаемых изделий, а также их поставщиков, поддержки взаимодействия с ними в режиме реального времени;

    Снижение производственных издержек через оптимизацию потоков продукции и оперативную организацию обмена информацией между контрагентами. Коммуникация в режиме реального времени между различными участниками цепочки поставок позволяет предотвратить образование «узких мест» в производственном процессе;

    Снижение складских издержек за счет приведения объемов производства в соответствие со спросом. Эта задача отвечает концепции управления снабжением Just-In-Time («точно вовремя»);

    Повышение качества обслуживания потребителей достигается благодаря оперативности и гибкости процесса поставки.

. Парадигмы логистики: функциональная, ресурсная, инновационная. 2. Содержание концепции "управление цепями поставок". 3. Концепции логистики: информационная, маркетинговая, интегральная. 4. Логистические концепции: логистика в реальном времени, логистика добавленной стоимости, электронная логистика, виртуальная логистика.

1 . В процессе эволюции парадигмы логистики проходили ряд этапов:

функциональная парадигма;

ресурсная;

инновационная.

На рисунке 1 представлена примерная продолжительность и последовательность данных этапов:

Рисунок 1 - Эволюция парадигм в логистике

Функциональная парадигма (период примерно с 1960 по 1985 г.) была связана с тем, что за логистикой закреплялись операционные виды деятельности (транспортировка, складирование, грузопереработка, таможенное оформление и страхование грузов и т.п.). Для осуществления такого рода деятельности на предприятиях создаются специальные функциональные подразделения, формируется необходимая инфраструктура либо указанные операции передаются на аутсорсинг (привлекают сторонних исполнителей).

Для образовавшихся подразделений целевой функцией деятельности становились затраты на своем участке (сокращение затрат на транспортировку, складирование, грузопереработку и т.п.). При этом на каждом участке исполнители стремились локально снизить издержки логистических операций, не учитывая влияния на систему в целом, т.е. величину совокупных затрат. Так зачастую снижение затрат на транспортировку вызывает роста затрат на складирование, оптимизация складского хозяйства приводит к росту затрат на снабжение и содержание запасов и т.п. Поэтому возникает ресурсная парадигма , которая основывается на принципе "общих затрат" (Total cost of Ownership/Совокупные затраты владения). Согласно концепции ТСО ("общих затрат") затраты на логистику и связанные с ней виды деятельности необходимо суммировать в логистической системе (цепи поставок) и именно эта величина является показателем эффективности использования ресурсов.

В сумму общих затрат включаются:

операционные затраты на логистику;

административно-управленческие и трансакционные затраты;

затраты, связанные с иммобилизацией средств в запасах;

потерянную прибыль (упущенные продажи) - "фиктивные" затраты.

Операционные затраты - это расходы на все виды логистической деятельности (погрузку-разгрузку транспортных средств, перевозку, входной контроль получаемых товаров по количеству/качеству, складскую грузопереработку, хранение товаров, сортировку, маркировку, таможенное оформление, страхование грузов, ответственности перевозчика и т.п.).

Административно-управленческие и трансакционные затраты включают заработную плату управленческого персонала службы логистики, затраты на поиск и обработку информации о рынке логистических услуг, поиск контрагентов, накладные и прочие расходы и т.п.

Затраты, связанные с иммобилизацией средств в запасах (альтернативные издержки), учитывают замораживание оборотного капитала компании в товарных запасах, циркулирующих в подразделениях компании или в цепи поставок в целом.

Потерянная прибыль характеризует эффективность принятия тех или иных логистических решений с позиций клиента. Эти расходы отражают потенциальную потерю прибыли компании (или цепи поставок) от недостаточного уровня качества логистических услуг.

С появлением ресурсной парадигмы появляется понятие логистической координации . Разрозненные стремления отдельных подразделений компаний было необходимо объединить для достижения единой цели функционирования предприятия. Так отдел продаж стремится увеличить уровень запаса для того, чтобы повысить доступность продукции покупателям тем самым повысив объем продаж, при этом отдел финансов, напротив, стремится минимизировать объем средств, иммобилизованных в запасы. Такого рода конфликты призвана решать служба логистики, оптимизирующая взаимодействие структурных подразделений посредством межфункциональной логистической координации, выступая некой "третьей стороной" в рамках межфункциональных конфликтов.

Таким образом, ресурсная парадигма логистики была связана с качественно новым уровнем ее развития: переходом на более высокую ступень влияния в иерархии управления компанией - от операций к координации. Иными словами, если раньше логистика была призвана выполнять определенные логистические функции/операции, то теперь ее основной задачей становится увязка разноориентированных интересов подразделений с целями функционирования предприятия в целом.

С развитием информационных технологий и с повышением роли знаний и информации в бизнесе возникает инновационная парадигма, которая заключается в рассмотрении логистического процесса как единого целого в цепи поставок (логистической системе) для более эффективного достижения целей бизнеса. То есть все больше внимания уделяется проблеме интеграции - объединения как структурных подразделений внутри предприятия, так и с внешними партнерами.

Предпосылками инновационной парадигмы логистики явились:

    новое понимание интегрированной логистики и SCM как стратегических элементов в конкурентных возможностях отдельной компании и цепи поставок в целом;

    усиление интеграции между контрагентами цепей поставок, появление новых организационных отношений сотрудничества и кооперации;

    расширение технологических возможностей, в частности в области гибких производств и интегрированных информационно-компьютерных систем и технологий, радикально изменивших горизонты контроля и управления логистическими бизнес-процессами в цепях поставок.

На базе инновационной парадигмы рождается концепция SCM.

2. В современных условиях ведения бизнеса для достижения долгосрочного успеха уже недостаточно сосредотачивать внимание исключительно на высоких показателях деятельности собственного предприятия (кривая 1), так как в конечном счете достигнув своего предела темпы улучшения показателей начинают снижаться и возникает эффект снижения доходности. Поэтому многие руководители осознали необходимость интеграции с внешними партнерами (кривая 2), что приводит к возникновению дополнительных преимуществ, что в конечном счете выливается в рост различных показателей функционирования самого предприятия на 10-20%. Кривая 3 характеризует тенденцию обращения внимания бизнеса при управлении цепями поставок к современным информационным технологиям (рисунок 2).

В связи с этим применение современных инструментов и методов управления цепями поставок становится необходимым условием успеха бизнес-структур на рынке. Именно с этим связано активное распространение и внедрение концепции "управление цепями поставок" в практику бизнеса.

Рисунок 2 - Взаимозависимость показателей функционирования предприятий и базовых элементов управления цепями поставок

Термин "Supр1у Chain Маnagement" (Управление цепями поставок) был введен в оборот американскими консультантами в начале 1980-х гг. в связи с существенным расширением границ данного понятия относительно содержания категории "логистика". Вместе с тем до сих пор не существует однозначной трактовки содержания этого термина. Многие применяют этот термин как синоним понятия "логистика" или "интегрированная логистика". Однако сейчас акцент в содержательном толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания SCM как новой концепции бизнеса. Всемирная организация "Совет профессионалов в области управления цепями поставок" (США) определяет это понятие следующим образом:

"Управление цепями поставок - это интеграция ключевых бизнес-процессов (в основном логистических), начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц".

В новейшем терминологическом словаре ЕLА 2005 г. дано следующее определение:

Управление цепями поставок - это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам.

В словаре APICS приведено следующее определение цепи поставок:

Цепь поставок - это глобальная сеть, используемая для доставки продукции или услуг от источников сырья и материалов до конечного потребителя посредством потоков информации, физического распределения и денежных средств.

3. Логистическая концепция организаций бизнеса - это парадигма (руководящая идея), платформа поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками.

Возникновение и развитие логистических концепций тесно связано с эволюцией бизнеса в промышленно развитых странах.

Фундаментальными концепциями в логистике являются:

- информационная;

маркетинговая;

интегральная.

Информационная концепция логистики появилась в конце 1960-х годов и тесно связана с развитием информационно-компьютерных технологий. Основная идея данной концепции заключается в том, чтобы сформулировать общую проблему управления материальным потоком некоторого бизнес-объекта (фирмы в целом или отдельной функциональной области: снабжения, производства, продаж) и одновременно синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы.

Теоретической основой информационной концепции является системный подход, который применяется как для моделирования самих объектов, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки. Основные стратегические решения состоят в том, чтобы автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-компьютерную поддержку для решения более сложных оптимизационных логистических задач.

Практическими примерами использования информационной концепции логистики являются широко распространенные системы/подсистемы и информационно-программные модули MRP I, MRP II, DRP, QR, CR и т.п.

В то же время логистические системы, первоначально построенные исключительно на принципах информационно-технологической концепции, не обладали необходимой гибкостью и интегрированностью, которые требуются на современном этапе развития рыночной экономики, например, для регулирования отношений производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции. Поэтому с начала 1980-х годов и до настоящего времени при построении корпоративных логистических систем часто применяется маркетинговая концепция, которая акцентирует внимание менеджмента компании на организации логистического процесса в области распределения (дистрибьюции) для усиления позиций фирмы в конкурентной борьбе. Такая система должна поддерживать стратегию конкуренции фирмы на рынке за счет принятия оптимальных решений в распределении, прогнозировании спроса на продукцию, интеграции логистических операций и функций физического распределения, определенной перестройки управления логистикой в компании.

В последние годы на Западе укоренилась и активно распространяется новая логистическая концепция, которую большинство исследователей называют интегральной или концепцией интегрированной логистики . Эта концепция по существу развивает маркетинговую, учитывая новые условия бизнеса на современном этапе:

  • -новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы;
  • -перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные (структурные) отношения;
  • -новые технологические возможности, в частности, в области гибких производств и информационно-компьютерных технологий, контроля и управления во всех сферах производства и распределения продукции.

Интегральная концепция отражает новое понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации, системы рассматриваются как центры логистической активности, прямо или косвенно связанные в единый интегральный процесс управления основными и сопутствующими потоками для наиболее полного и качественного удовлетворения спроса в соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса. Концепция интегрированной логистики, позволяет объединить усилия управляющего персонала фирмы, ее структурных подразделений и логистических партнеров ("три стороны" в логистике) для сквозного управления основными и сопутствующими потоками в интегрированной структуре бизнеса: "проектирование - закупки - производство - распределение - продажи - сервис".

4. В процессе эволюции логистики в бизнесе возникли и получили интенсивное развитие такие логистические концепции/технологии, как

RP (Requirements/Resourse planning) - планирование потребностей/ре-сурсов;

JIT (Just-in-time) - точно в срок;

LP (Lean Production) - "плоское" производство.

Среди прочих логистических концепций можно указать следующие:

Supply chain management (SCM) - "управление цепью (цепями) поставок";

Time-based logistics - "логистика в реальном масштабе времени";

Value added logistics - "логистика добавленной стоимости";

E-logistics - "Электронная логистика";

Virtual logistics - "Виртуальная логистика".

Рассмотрим их подробнее.

Чтобы быть конкурентоспособной на рынке, фирме необходимы гибкость и динамичность, т.е. быстрая адаптация к изменяющимся условиям рыночной среды и спроса на продукцию. Таким образом, важнейшее значение приобретает фактор времени. Концепция Time-based logistics направлена на оптимизацию всех фаз жизненного цикла изделия по времени: научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, поставок сырья и материалов, производства, обработки заказа и доставки готовой продукции потребителям, выполнения послепродажного сервиса и т.д. Для сокращения продолжительности полного логистического цикла предусмотрена интеграция с логистическими посредниками в системах дистрибьюции.

Современные информационные технологии открыли эпоху конкуренции в режиме реального времени, создали возможность повышения оперативности и точности выполнения логистических операций и функций. С этих позиций логистичекая сеть должна строиться на основе современных информационных систем и технологий: КИС; новейших технологий управления и моделирования логистических бизнес-процессов: CALS и CASE; интернет-решений, мобильного и электронного бизнеса; электронного документооборота и EDI-технологий; WAP-протоколов беспроводной связи; систем сканирования штрих-кодов и автоматической идентификации грузов; спутниковых систем связи и навигации, позволяющих отслеживать товарно-транспортные потоки в реальном масштабе времени. Применение концепции "Логистика в реальном масштабе времени" позволяет ускорить выполнение логистических операций, уменьшить соответствующую потребность в финансовых ресурсах.

Концепция Value added logistics - "логистика добавленной стоимости" - основана на достаточно простой идее: любая логистическая операция добавляет стоимость продукту или услуге. Однако добавление стоимости еще не означает добавления ценности (полезности) с позиций потребителя. Концепция Value added logistics определяет логистический сервис как процесс создания существенных выгод, содержащих добавленную стоимость, в логистической цепи наиболее эффективным, с точки зрения потребителя, способом. Главное - определить (специфицировать) потребности клиента в логистических услугах и включить в логистический процесс только те операции/функции, которые действительно выполняются с минимальными затратами ресурсов. Ключевой вопрос: "действительно ли затраты, выделенные на оказание логистических услуг, являются обоснованными, и если да, то тем ли потребителям они адресованы?" или "как определить базовый уровень обслуживания для большинства потребителей?". Логистический сервис сверх базового уровня называют логистикой с добавленной стоимостью.

Контрольные вопросы

  • 1. Опишите последовательность парадигм в логистике?
  • 2. С чем связано активное развитие парадигм логистики в конце 20 века?

Охарактеризуйте особенности функциональной парадигмы логистики.

Чем обусловлено возникновение ресурсной парадигмы логистики?

В чем сущность концепции TCO?

Перечислите и охарактеризуйте элементы общих затрат.

В чем, на ваш взгляд, проблема определения общих затрат?

Что такое логистическая координация? Почему она возникает именно в период главенствования ресурсной парадигмы?

Перечислите предпосылки инновационной парадигмы.

С чем связано возникновение концепции SCM?

Что такое управление цепями поставок?

Что такое цепь поставок?

В чем сущность информационной концепции логистики? Какие Вам известные практические примеры ее реализации?

В чем преимущество маркетинговой концепции относительно информационной?

Какие новые условия бизнеса учитывает интегральная концепция логистики?

Охарактеризуйте сущность и преимущества реализации концепции логистика в реальном масштабе времени.

В чем специфика реализации концепции логистики с добавленной стоимостью?

Дополнительная литература

  • 1. Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок. - М.: Изд. ЗАО "ОЛИМП-БИЗНЕС", 2006. - С. 120-134.
  • 2. Логистика: Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / учебник: Полный курс МВА. Под ред. проф. В. И. Сергеева / В. В. Дыбская, Е. И. Зайцев, В. И. Сергеев, А. Н. Стерлигова. - М.: Изд. "Эксмо", 2008. - С. 156-188.

Цели и стратегические элементы управления цепями поставок

Целью SCM является максимизация общей стоимости, создаваемой цепью поставок. Данная величина определяется как разница между тем, что клиент готов заплатить за продукт и затратами, которые в совокупности возникают в ЦП. Для большинства ЦП этот показатель может быть назван «прибыльность ЦП», определяемым как разность между доходом, полученной от клиента и совокупными затратами в ЦП.

Все методы и инструменты SCM для повышения прибыли компании направлены на достижение двух основных эффектов:

увеличение дохода от продаж продукции за счет повышения уровня сервиса, точности поставок и прогнозирования спроса;

сокращение затрат за счет снижения уровня запасов, сокращения накладных и транзакционных издержек в закупках, складировании и сбыте, а также улучшения использования производственных и логистических мощностей.

Основные экономические эффекты SCM представлены в таблице 2.1.

Внедрение концепции управления цепями поставок связано с развитием новых организационно-функциональных схем взаимодействия предприятий. Реализованные проекты по внедрению управления цепями поставок показали возможность снижения уровня запасов до 60 %, снижения времени изготовления за счет согласования процессных цепей до 50 %, повышения прибыли за счет оптимизация процесса создания стоимости и снижения транзакционных издержек до 30 %, повышения качества продукции до 30%, увеличения оборота и доли рынка за счет увеличения гибкости и скорости реакции и изменения отношений с клиентами до 55 %. На рисунке 2.2 показаны основные показатели (ключевые индикаторы) оценки эффективности управления цепями поставок.

Таблица 2.1.

Эффективность управления цепями поставок

Рис. 2.2. Основные показатели (ключевые индикаторы) оценки эффективности управления цепями поставок.

Управление цепью поставок можно рассматривать как стратегический фактор баланса между ориентацией на клиента и выгодным ростом. В цепи поставок, как и на предприятиях-участниках, осуществляется целенаправленное построение организации процессов с ориентацией на потребности клиентов. Таким образом, возникает сеть создания и реализации материальных благ и ценностей, в которой внутриорганизационные и межорганизационные связи выражаются в отношениях «Клиент-Поставщик». Если учитывать интересы, связанные с ориентацией на клиента достижением эффективного роста, то можно выделить два основных аспекта:

1) формирование цепи поставок как совокупности связей потоков материалов, товаров, услуг и информации от поставщиков до клиентов;

2) оптимальное использование ресурсов и сокращение затрат (поскольку целью управления в цепи поставок является увеличение прибыли).

Существенным фактором успеха в цепи поставок является подход к процессу с позицийинтегрального менеджмента , объединяющего нормативные, стратегические и оперативные показатели. С точки зрения процесса интеграции и координации цепи поставки от поставщика до конечного потребителя, основным является рассмотрение совокупной цепи по созданию материальных благ и ценностей. С помощью принципа ориентации на процесс необходимо установить, насколько эффективно координируются процессы во всей цепи поставки для создания выгоды клиентам при одновременном росте рентабельности каждого элемента в цепи поставки.

Успешные варианты реализации концепции управления цепью поставки (с точки зрения экономического роста) позволяют выделить специфические модели поведения. Для достижения наилучшего уровня выполнения работ и управления процессами в цепи поставок необходимо учитывать следующие принципы:

Принцип 1. Сегментирование реализуется с учетом ориентации на клиентов по их потребностям в обслуживании, в том числе на специфические группы клиентов.

Принцип 2. Адаптирование цепи создания материальных ценностей и благ учитывает требования по обслуживанию и выгодности всех сегментов.

Принцип 3. Планирование потребностей на всей протяженности цепи поставок осуществляется с целью обеспечения оптимального распределения ресурсов.

Принцип 4. Дифференциация продукции производится по мере приближения к клиентам.

Принцип 5. Стратегическое управление источниками поставки преследует своей целью сокращение совокупных затрат на материалы и услуги.

Принцип 6. Разработка стратегии реализации технологии предназначается для всей цепи поставок, обеспечивающей многоступенчатое принятие решений с четким видением потоков материалов, товаров, услуг и информации.

Принцип 7. Определение в цепи поставок изменяющихся показателей направлено на обеспечение эффективного и качественного обслуживания конечных потребителей.

В качестве первого важного принципа успешного управления цепью поставок выступает сегментирование клиентов по их потребностям в обслуживании и направленность цепи на эти сегменты с целью получения выгод.

Вторым принципом является индивидуальная адаптация цепи создания материальных благ и ценностей в разрезе требований обслуживания с учетом рентабельности сегмента.

Третий принцип относится к планированию потребностей. Реализация этого принципа должна проводиться на всей протяженности цепи поставок, где создаются прогнозы и осуществляется распределение ресурсов внутри цепи.

Предметом четвертого принципа является выявление точки соединения клиентов, т.е. определение места в цепи поставки, с которого начинается распределение заказов определенных клиентов. Точка соединения клиента должна находиться как можно ближе к клиенту, чтобы сократить срок дифференциации продукта с учетом вида рынка. Это дает возможность выравнивать колебание спроса, а также избежать затрат по формированию избыточных запасов. Кроме того, сокращение времени выполнения заказа на всей протяженности цепи поставок повышает реакцию на спрос.

Пятый принцип означает повышение уровня связывания капитала внутри цепи. Принцип «затраты нашего поставщика являются по сути нашими затратами» показывает, что высокие затраты поставщиков косвенно переносятся на следующее звено цепи. Стратегическое управление поставщиком направлено на минимизацию этих затрат.

Важное значение информационных технологий в управлении цепью поставок констатируется в шестом принципе , который означает информационную поддержку в оперативном и стратегическом управлении, например, при планировании производства и дальнейшем развитии цепи создания материальных ценностей и благ.

Наконец, контроль деятельности в цепи поставок находит отражение в седьмом принципе. Для выявления достигнутых целей важным является создание единого измерительного инструментария внутри цепи поставок.

Целью концепции SCM является достижение наилучших результатов по всей цепи с оптимизацией интересов всех ее участников. Таким образом, система целей включает, с одной стороны, максимизацию пользы для клиента, а с другой, минимизацию затрат, что обуславливает конкурентоспособность всей цепи поставок и ее постоянное развитие.

Концепция управления цепью поставок отражает интегрированный подход, при котором цели управления цепью поставок связаны с согласованной концепцией поведения. В контексте управления цепью поставок требуется перемещение фокуса на сотрудничество, выходящее за рамки предприятий при одновременном учете автономии участников цепи. В соответствии с этим, относительные рамки интегрированного управления действуют в цепи поставок для ориентирования как на уровень предприятия, так и на уровень цепи как совокупной системы.

В рамках SCM важно разграничивать цели, задачи и показатели нормативного, стратегического и оперативного управления.

Нормативное управление связано с общими целями цепи поставок, принципами и нормами, направленными на обеспечение ее жизне- и дееспособности. Необходимость обеспечения жизнеспособности цепи поставок в конкурентной среде переплетается со стремлением дальнейшего развития предприятий-участников. С этой точки зрения, относимые к цепи поставки политические действия и процессы, составляют существенное содержание нормативного менеджмента. Нормативный менеджмент формирует политику цепи поставок, направленную на развитие эффективного потенциала, исходя из групп требований.

Оперативное управление заключается в преобразовании нормативных и стратегических величин в оперативные действия, которые направлены на эффективное и производительное выполнение текущих, повседневных процессов, связанных с движением материалов, информации и финансовых средств.

Стратегическое управление проистекает из миссии нормативного менеджмента в политике цепи поставок. В центре стратегического управления, наряду с программами, находится принципиальное обоснование структур и систем, а также поведение при решении проблем предприятий-участников. Если нормативный менеджмент обосновывает деятельность, то стратегический ее направляет. Стратегический менеджмент необходим для создания, обеспечения и использования успешных позиций, т.к. выражает единую рыночную позицию всей цепи поставок. Успешные позиции представляют собой совокупный опыт предприятий-участников, а также всей цепи поставок на рынке в области технологий, управления процессами, культуры отношений и пр. Существующие взгляды отражают место цепи поставок при становлении рыночных отношений, а новые ‑ формируются из развития условий, способствующих достижению будущей выгоды из преимуществ перед конкурентами.

Эффективность управления цепью поставок в обобщенном виде можно представить как рыночный, внутрифирменный и эффект поставщика.

Рыночный эффект. Управление цепью поставок позволяет достигнуть долгосрочные конкурентные преимущества, которые возникают благодаря, например, возможности предприятий-участников цепи концентрироваться на выполнении основных видов деятельности, сокращении рыночных рисков с помощью эффективной координации в цепи и постоянного потока информации. Последовательная направленность процессов на клиентов и их желания обуславливает возможность увеличения уровня обслуживания и удовлетворения клиентов. Совокупная координация в цепи поставок дает возможность сокращать время выполнения заказа и поставки, увеличивть уровень доверия и лояльность со стороны потребителей.

Кроме того, управление цепью поставок способствует тесному сотрудничеству между предприятиями-участниками, ускорению инновационных процессов и освоению новых рынков сбыта.

Внутрифирменный эффект. Благодаря оптимизированным прогнозам потребностей, поддержанных информационно-технической базой, а также постоянному обмену информации о мощностях и возникающих «узких местах», система управления цепью поставок создает прозрачность информации о количестве запасов, объемов сбыта, сроках выполнения заказов и т.д. Это дает возможность существенно сократить запасы, повысить производительность и эффективность инфраструктуры, оптимизировать размеры партий поставок, повысить уровень обслуживания и, наконец, эффективность управления потоками на всей протяженности цепи поставки.

Выгода для поставщиков. В рамках управления цепью поставок при ориентации на клиентов использование информационных технологий позволяет освоить новые рынки, что дает возможность поставщикам расширять существующие границы рынка.

Эффективная координация внутрифирменных и межорганизационных процессов с описанными выше потенциальными преимуществами выступает в качестве важного фактора существенного сокращения затрат на процессы по всей цепи поставок.