Меню Рубрики

Как из бинокля сделать телескоп – практический опыт создания телескопа из бинокля. Как из бинокля сделать телескоп – практический опыт создания телескопа из бинокля Как из бинокля сделать монокль

В связи со все большим распространением зеркальных цифровых фотоаппаратов и непрекращающимся прогрессом в области разработки и производства объективов, резкие и детализированные фотографии получили абсолютное количественное превосходство над изображениями, полученными с использованием мягкорисующей оптики. Поэтому сейчас многие фотографы, находясь в поиске новых художественных приемов, открывают для себя богатые изобразительные возможности объективов с простейшими оптическими схемами. Самым простым объективом, относящимся к классу мягкорисующей оптики, является монокль. Он имеет всего одну выпукло-вогнутую линзу, также называемую мениском. Благодаря простоте оптической конструкции получаются характерные изображения с ореолами вокруг ярких объектов, пониженной контрастностью и сохранением четкости контуров.

Причиной появления ореолов на снимках являются сферические аберрации, возникающие из-за того, что собирающая однородная линза не способна сфокусировать все лучи света, проходящие через ее края и центр, в одной точке. Таким образом, изображение светлой точки на темном фоне, полученное при помощи монокля, на пленке или цифровой матрице будет выглядеть как пятно, окруженное ореолом.

Поскольку особенностью фотографий, полученных при помощи монокля, является отсутствие мелких деталей изображения, чаще всего фотографы применяют его при съемке портретов, особенно крупноплановых, которые получаются очень живописными. Однако область применения монокля не ограничивается портретным жанром, его можно с успехом использовать, снимая пейзажи, натюрморты и даже макро.

Некоторые модели советских объективов не составляет особого труда самостоятельно переделать в монокль. Проще всего смастерить монокль для портретной съемки, можно из объектива «Гелиос-44М» (фокусное расстояние монокля составит примерно 80 мм), который некогда шел в комплекте с зеркальными камерами «Зенит». При удачном стечении обстоятельств время, которое вы потратите на переделку, составит не более 20 минут. Из инструмента вам понадобятся пинцет, набор часовых отверток и масленка на случай заедания резьбовых деталей.

Сначала необходимо выкрутить переднее кольцо с названием объектива, затем внутреннюю оправу, которая фиксирует переднюю и среднюю группы линз. Из оправы нужно вывинтить кольцо, крепящее переднюю линзу, потом - достать промежуточное кольцо и среднюю группу линз. Затем с обратной стороны объектива вывинтить заднюю группу линз и разобрать механизм диафрагмы. После этого для надежной фиксации передней линзы возвращаем на место промежуточное кольцо, сверху кладем перевернутую выпуклой стороной вниз переднюю линзу и заворачиваем в обратном порядке сначала крепежное, а затем и внешнее кольцо.

Отверстие в ней несложно вырезать циркулем с двумя иголками, а закрепить ее лучше всего в оправе от светофильтра и затем навинтить на объектив. Диаметр отверстия постоянен и равен примерно 19 мм (поэтому единственной возможностью влиять на экспозицию во время съемки является выдержка), но также для получения ореолов необычных форм можно смело экспериментировать с количеством, формой и расположением отверстий на диафрагме. При съемке на черно-белую пленку нужно использовать двукратный желто-зеленый или желтый фильтр. Для использования монокля с современными зеркальными камерами вам необходимо приобрести переходное кольцо с резьбы М42 на соответствующий байонет и удлинительное кольцо толщиной примерно 14 мм (для съемки макро потребуются дополнительные кольца). Кроме «Гелиоса-44М» для переделки в монокль подходят объективы «Юпитер-37А» (получим фокусное расстояние 135 мм), «Гелиос-44–2» (55 мм) и другие.

В заключение остается сказать, что снимать моноклем можно только в ручном режиме . Для фокусировки лучше всего выбирать детали изображения, не содержащие больших перепадов яркости. Фокусируясь, нужно помнить о том, что момент, когда вы видите максимальный контраст, не соответствует максимальной резкости контуров, которой необходимо достичь. Для получения оптимальной резкости требуется еще немного выдвинуть линзу вперед.

Монокль – объектив всего с одной линзой. Линза обязательно вогнуто-выпуклая, часто ее называют мениском. С одной стороны – монокль вещь проще некуда, но с другой стороны, это очень сложное для понимания и работы устройство.

В данном обзоре представлено два монокля, один переделан из объектива Гелиос-44, а другой из объектива Гелиос-44м-4. Оба монокля очень похожи. Лучше всего монокли с переделанных Гелиосов ведут себя на диафрагмах 4.0-8.0, почти всегда использую их на 5.6 и забываю про кольцо управления диафрагмой. Забавно, но если закрыть диафрагму до 16.0, то объектив превращается в довольно таки темный, но резкий объектив.

Диафрагмирование на монокль из объектива Гелиос-44м-4

Монокль лучше всего делать из объектива с большОй . Чем больше объектива – тем интересней будет рисунок. Встречал светлые мысли о том, что диафрагма у монокля должна быть кольцевой. Ну а даже если не кольцевой, то хотя бы размещенной перед линзой, а не за ней (как в обычном объективе).

Достоинства :

  1. Просто неповторимый рисунок . И никакой редактор не сможет повторить воздушность и объемность картинки. Если сделать несколько удачных кадров на монокль – то можно влюбиться в него на всю жизнь.
  2. Дешевизна изгтотовления . Монокль можно изготовить самому. Как это сделать не составит труда найти в интеренете. Обычно, простенькие монокли, такие как у меня, делают из недорогих светосильных фикс объективов по типу тех же Гелиос-81н, Гелиос-44м-Х.
  3. Объектив получается очень легкий и совсем не нужно переживать за его целостность, даже если он с ломается, всегда можно сделать еще один.

Недостатки :

  1. Сферические и хроматические абберации, дисторсия , падения контраста. Но в умелых руках эти недостатки превращаются в достоинства, главное правильный подход. Даже в контровом свете с него можно получить интересную фотографию для пейзажа.
  2. Сложность фокусировки . Не для слабонервных. После перехода от автофокусного зума на монокль может немножко побаливать голова от попыток попасть в резкость.
  3. Как и другой мануальный объектив, на большинстве цифрозеркальных DX камер от Nikon не будет работать экспонометр . Более делатально как работать с мануальной оптикой на системе Nikon в статье – . Как работать на системе Canon в статье
  4. Практически невозможно сделать монокль с зумом

По поводу работы с моноклем

При закрытии диафрагмы меняется не только ГРИП, но и сама точка фокусировки. Обычный метод наводки на открытой и снимок на прикрытой – не подходит. Потому, наводиться на резкость нужно уже на той диафрагме, на которой планируете снимать. Для облегчения фокусировки на пленочных камерах желательно пользоваться специальными экранами фокусировки. На цифрозеркальных камерах без дополнительных средств поможет только зоркий глаз, иногда Live View. Но даже Live View помогает очень слабо и навести на резкость сложновато.

По поводу картинки на монокль

Картинка действительно необычная , собственно только ради картинки люди и пользуются моноклем. Монокль имеет сильнейшие сферические аберрации (нерезкость между контрастными элементами на изображении). И эти аберрации служат добрую службу для создания интересных снимков. Особенно монокль ценится для создания портретов с интересным эффектов. Также для натюрморта и пейзажа – там монокль может показать свой сказочный рисунок.

Больше всего искажения видны по краям кадра, потому, размещая объекты в центре фотографии, можно хорошо акцентировать на нем внимание. Вообще, с монокля очень хорошо смотрятся снимки распечатанные на А4.

Монокль отлично передает объем . В портрете можно забыть про дефекты кожи и начать акцентировать свое внимание на характере портретируемого. Мягкость и воздушность монокля очень важна для лицевого портрета. Может сферические абберации и съедают резкость, но монокль дает контуры изображения, что очень и очень важно в фотографии.

Самое интересное

А самое интересное, что в постобработке невозможно повторить рисунок монокля . Так что если кто-то спросит Вас, а не проще ли просто отфотошопить фотографию, скажите ему, что рисунок монокля подделать нельзя. В то же время, монокль у профессионалов пользуется спросом, а как таковой объектив не выпускают. То есть не так то просто найти монокль в продаже, гораздо проще заказать его изготовления из рабочего объектива либо просто купить уже изготовленный. Eсли Вы ищите монокль, то обратите внимание, что есть объектив монокль , а есть просто монокль (как бинокль, только для одного глаза).

При переделке Гелиос-44 и Гелиос-44м-4 шкала дистанции фокусировки больше не работает, а сам объектив из 58мм превращается где-то в 70мм короткий телевик. Для возможности нормально фокусироваться к объективу нужно присоединить пару удлинительных колец. Я пользуюсь моноклем от Гелиос-44 с помощью переходника КП-42\Н. Объектив с таким кольцом прекрасно фокусируется на бесконечности, чего нельзя добиться с КП-42\Н без линзы с обычным объективом.

Примеры фотографий на монокль . Все фотографии без обраотки, только уменьшен размер и впечатан . Можете представить себе, что станет с фотографиями, если к ним еще и примень самую простейшую обработку, такую как перевод фото в оттенки серого, сепии и т.д.

Монокль - это простейший мягкорисующий объектив. Он состоит всего из одной линзы (мениск). Монокль дает характерный мягкий рисунок, позволяющий получить изображение со сниженными контрастами и сферической аберрацией, которая дает "свечение" у ярких объектов, на темном фоне.


Я расскажу как я строил свой монокль из Гелиоса 44М. Один из самых популярных и легкодоступных мануальных объективов со времен СССР.

Из инструментов вам понадобится пинцет с острыми "носиками" (либо ножницы), часовые отвертки.

Для начала снимаем переднее кольцо с маркировкой объектива. Для этого пинцетом (ножницами) упритесь в отверстия в этом колечке.

Кольцо на резьбе - поэтому оно просто выкручивается.

У меня пинцета не было и ме пришлось орудовать штопором. Не уподобляйтесь мне, берегите объектив и свои нервы - используйте хороший инструмент! =) И ваши линзы и объектив останутся целыми.

Далее поочередно вынимаем переднюю линзу, промежуточное кольцо и среднюю группу линз. Некоторые линзы сидят плотно и не выпадают даже не имею резьбы. Придется постукивая объективом по ладони заставить из оттуда вывалиться.

Теперь беремся за заднюю часть.

Таким же "макаром", цепляясь за борозды, выкручиваем крепежное кольцо и вынимаем заднюю группу линз.

Демонтаж завершен.

В разных мануалах по сбору монокля рекомендуется после демонтажа перед сборкой монокля зачернить внутреннюю поверхность объектива. Кто-то просто каптит внутреннюю поверхность над горящим кусочком черной пластмассы, кто-то вклеивает внутрь черную бархатную бумагу. Какой способ выберете вы - решать Вам. Я вобще пропустил этот пункт. Но это повлияло на качество изображения.

Сборка. Теперь возвращаем на свое место промежуточное кольцо, а переднюю линзу, самую первую, переворачиваем и вставляем на место выпуклой стороной внутрь объектива. Фиксируем переднюю линзу кольцом и надеваем кольцо с маркировкой.

Ввиду того что мы нарушили оптическую схему объектива, теперь его фокусное расстояние составляет примерно 80мм. Поэтому сзади обхектива мы должны накрутить среднее макрокольцо (№2 из набора макроколец М42)

Так же конструкция монокля требует установки внешней диафрагмы. Она представляет из себя ту же насадку, которыю мы делали для фигурного боке . Только отверстие будет круглое и диаметром от 12 до 19 мм (выбирается опытным путем).
Для удобства можно закрепить диск внешней бленды зажав его между двумя последовательно крученными оправами от светофильтров. Сами стекла светофильтров конечно же там не нужны. Выглядеть это должно примерно вот так.

Материалом для внешней бленды может послужить черный картон либо плстик от старой дискеты.

Вот и все. Монокль готов! Удачных съемок.

Иногда случается так, что люди начинают плохо видеть, то есть пропадает зрение. И как бы ни хотелось, но рано или поздно приходится надевать очки. Всем известно, что очки - один из самых распространённых приборов, который предназначен для улучшения или коррекции зрения человека, также они защищают глаза от вредоносных воздействий. Очками пользуются люди, у которых зрение отклоняется от нормы, и это не зависит от вида отклонения.

Состав очков

Как правило, все виды очков состоят из следующего:

  • Линзы.
  • Рамки оправы.
  • «Мост» оправы.
  • Заушники или дужки.
  • Упор для носа.
  • Шарнир или замок.

Монокль - это очки для коррекции одного глаза

Бывают случаи, когда плохо видит один глаз, и его необходимо скорректировать, для этого разработали оптический прибор. Этот оптический прибор стал предметом роскоши еще в 19 веке, его могли позволить себе только богатые люди. В нынешнее время редко кого встретишь с таким прибором. "Что же это за оптический прибор?" - спросите вы. Ответ прост: этот прибор называется монокль.

Монокль - это одна из разновидностей очков для коррекции или улучшения зрения. Составляющей частью его является линза, чаще всего с оправой и с прикрепляющейся цепочкой для того, чтобы можно было закрепить его на одежде. Также цепочка необходима была для того, чтобы не потерять очки-монокль. Монокль сам по себе маленького размера, отлично садится в глазную впадину. Вообще, один глаз не может удержать очки, поэтому стоит лишь удивиться или приподнять бровь - как они выпадают из впадины.

Появление монокля

Монокль появился в 19 веке, изначально этот оптический прибор выглядел как линза с ручкой. Чаще всего его и использовали для того, чтобы можно было прочитать текст, его держали непосредственно перед самим текстом или же перед глазами. В скором времени ручка утратила свою функцию, потому что стало распространённым зажимать монокль мышцами лица.

История монокля

Монокль - это символ ретроградства, оставивший красочный отпечаток не только в литературе, но и в изобразительном искусстве. Первый приверженец новой моды - известный писатель Эмиль де Жирарден. Князь де Саган ввел лорнет в оправе из черепахи с широкой муаровой лентой, а князь де Бофремон надевал монокль на поле своей шляпы. Журналист и писатель из Франции Орелльен Шолль носил монокль без оправы. А вот знаменитая использовала прибор для того, чтобы можно было рассмотреть незнакомых мужчин, это приводило их в недоумение и восторг, ведь такое поведение было за гранью приличия. Также монокль использовали поэты Жан Морреас и Жан Лоррен, писатель Жорис-Карл Гюисманс. Хотя последний больше всего предпочитал пенсне, но все же существуют фотографии, где он изображен с моноклем.

В начале 20 века стал известным английский министр Невилл Чемберлен, он прославился своим моноклем. Однако многие считали, что они ему не идут, но он все равно продолжал их носить. В нынешнее время модель «используется» вымышленным персонажем Юстасом Тилли, он является настоящим денди и талисманом известнейшего журнала The New Yorker. Первый раз Тилли появился на обложке этого журнала в 1925 г. В этот период владельцев монокля уже высмеивали, но, как видно, это ни капли не мешает жить вымышленному герою до сих пор.

Монокль в России

В России монокль начали носить представители самых разных литературных течений. Барон Николай Франгель регулярно носил прибор и не снимал. После окончания революции монокль начали называть признаком старорежимности и буржуазности. Его начали носить даже артисты, люди, которые были изображены на плакатах, также были со вставленной линзой.

Монокль - это оптический прибор, который стал популярным в одно время с пенсне. Эти два вида очков были популярны до Первой мировой войны. Их массово носили на лице, чаще всего мужчины. Большую популярность монокль имел у гвардейских офицеров, особенно немецких. Максимальную популярность прибор получил в Германии и Российской империи. Когда началась война, в России монокль перестал быть популярным.

Последним любителем такого прибора считают Михаила Булгакова. Принято считать, что монокль - это эпатирующий символ буржуазности для Булгакова. Купил его Михаил Афанасьевич после получения первого своего гонорара. Сразу же после приобретения он с ним сфотографировался. После чего это фото он раздал всем друзьям и знакомым. Также монокль ассоциируют с одним из лучших символов жизни Европы в конце 19 - начале 20 века.

Конструкция

Монокль - это одиночная оптическая линза, которая размещена в тонкой оправе с сопутствующим шнурком или цепочкой. Шнурок вешали на лацкан или на пуговицу пиджака. Линза-монокль хорошо крепилась к оправе, и выпасть из нее она не могла.

Способы ношения

Если монокль не использовали, то его носили в жилетном кармане. Если же его применяли, то вставляли в глазную впадину и зажимали его между бровью и щекой. Историки отмечают, что из-за мускульного усилия лицо становилось особенным. Такое лицо стало образом аристократического человека. Носители монокля придумали некий вид акробатики, они вставляли прибор в глазную впадину и быстро его сбрасывали. Это было неким развлечением среди ценителей монокля.

Пенсне

Пенсне - это очки без дужек, которые цепляются за уши, они держались на носу с помощью зажимания пружины на переносице. Впервые о пенсне стало известно в 16 веке, но одним из модных аксессуаров и предметов регулярного обихода они стали только в 19 веке, вместе с моноклем. Пенсне - это в переводе с французского pincer - "защемить", и nez - "нос". Первые пенсне были круглой формы, со временем они приобрели овальную форму. Вообще принято считать 19 век насыщенным временем разнообразных аксессуаров. Единственным сложным требованием для выбора пенсне было то, что, помимо выбора линзы, нужно было тщательно подобрать оправу, чтобы она отлично подходила по размеру. Если оправа была подобрана неверно, то у человека становился больным нос, но происходила хорошая коррекция зрения. Потом приходилось лечить нос, чтобы этого избежать, люди старались правильно подбирать оправу.

Пенсне и Чехов

Многие считают, что пенсне - неотъемлемая часть образа Антона Павловича Чехова, но у него оно появилось в самые последние годы. Носить его писатель стал в 1897 г. После тяжелой болезни Чехова осматривали многие врачи. Окулистом был обнаружен астигматизм, плюс ко всему у него была разница в диоптриях в полторы единицы, поэтому линзы подбирались долго. Брат Антона Павловича носил всю жизнь пенсне, поэтому писатель часто его примерял. Выходит, что Чехов видел свои проблемы со зрением, но почему-то не спешил от них избавляться. Однажды все-таки пришлось обратиться к врачу, ему с трудом подобрали линзы, но с того момента Антон Чехов начал носить пенсне. Теперь же пенсне Чехова можно увидеть в его музеях, оно хранится там до сего дня.

Фотограф и монокль

В нынешнее время моноклем пользуются многие фотографы, ведь это простой объектив, который состоит из одиночной положительной линзы. Существует классический вид, который предложил Уильям Уолластон еще в начале 19 века для использования камеры - обсуры. Данный объектив выглядит как вогнутый и выпуклый мениск, который обращается вогнутостью наружу к предмету. С помощью этого объектива можно изменить астигматизм и сделать меньше кривизну поля на изображении. Это происходит благодаря отрицательному астигматизму передней поверхности.

Монокль как объектив имеет невысокую светосилу и небольшой угол поля зрения. Фотография, которая была сделана при использовании такого объектива, как правило, малоконтрастная с невысокой, убывающей к краю резкостью. Хотя резкость можно и повысить. В современном мире применяют творческий, мягкорисующий объектив, который используют чаще всего для портретов, пейзажных съемок, а также натюрмортов. Современные фотографы очень любят использовать монокль для своих фотографий. Ведь благодаря ему можно сделать очень красивые снимки, которые будут только радовать глаз.

Линзы для очков неплохой материал для качественного телескопа. Прежде чем покупать хороший телескоп, можно сделать его самому из недорогих и доступных средств. Если вы или ваш ребенок захотели увлечься астрономическими наблюдениями, то постройка самодельного телескопа поможет изучить и теорию оптических устройств, и практику наблюдений.

Не смотря на то что, построенный телескоп-рефрактор из очковых стекол не покажет вам многого на небе, но приобретенный опыт и знания будут бесценны. После, если вас увлечет телескопостроение, можно построить более совершенный телескоп-рефлектор, например системы Ньютона (см. другие разделы нашего сайта).



Существует три вида оптических телескопов: рефракторы (в качестве объектива система линз), рефлекторы (объектив - зеркало), и катадиоптрические (зеркально-линзовые). Все современные самые большие телескопы - рефлекторы, их преимущество в отсутствии хроматизма и возможных больших размерах объектива, ведь чем больше диаметр объектива (его апертура), тем выше его разрешающая способность, и больше собирается света, а следовательно тем более слабые астрономические объекты видны в телескоп, тем выше их контрастность, и тем большие можно применить увеличения.

Рефракторы применяются там, где необходима высокая точность и контрастность или в небольших телескопах. А сейчас про самый простой рефрактор, с увеличением до 50 раз, в который вы сможете увидеть: крупнейшие кратеры и горы Луны, Сатурн с его кольцами (как шарик с кольцом, а не "пельмень"!), яркие спутники и диск Юпитера, некоторые звёзды невидимые невооруженным глазом.



Любой телескоп состоит из объектива и окуляра, объектив строит увеличенное изображение объекта, которое рассматривается, затем через окуляр. Расстояние между объективом и окуляром равно сумме их фокусных расстояний (F), а увеличение телескопа равно Fоб./Fок. В моём случае оно составляет примерно 1000/23=43 раз, т. е. 1,72D при диафрагме 25 мм.

1 - окуляр; 2 - основная труба; 3 - фокусировочная труба; 4 - диафрагма; 5 - скотч, которым крепится линза к третей трубе, которую можно легко извлекать, например для замены диафрагмы; 6 - линза.

В качестве объектива возьмём заготовку линзы для очков (можно купить в любой "Оптике") с силой 1 диоптрия, что соответствует фокусному расстоянию 1 м. Окуляр - я использовал ту же ахроматическую просветлённую склейку, что и для микроскопа, считаю для такого простого устройства - это неплохой вариант. В качестве корпуса я использовал три трубы из плотной бумаги, первая около метра, вторая ~20 см. Короткая вставляется в длинную.


Линза - объектив крепится к третей трубе выпуклой стороной к наружу, сразу за ней устанавливается диск - диафрагма с отверстием по центру диаметром 25-30 мм - это необходимо, т. к. одиночная линза, да ещё и мениск, очень плохой объектив и для получения сносного качества приходится жертвовать её диаметром. Окуляр - в первой трубе. Фокусировка производится изменением расстояния между объективом и окуляром, вдвигая или выдвигая вторую трубу, фокусировать удобно по Луне. Объектив и окуляр должны быть параллельны друг другу и их центры должны находиться строго на одной линии, диаметр трубы можно взять например на 10 мм больше диаметра отверстия диафрагмы. В общем, при изготовлении корпуса, каждый волен поступать как хочет.

Несколько замечаний:
- не устанавливайте ещё одну линзу после первой в объективе, как советуют на некоторых сайтах - это принесёт только светопотери и ухудшение качества;
- не устанавливайте также диафрагму глубоко в трубе - в этом нет необходимости;
- стоит поэкспериментировать с диаметром отверстия диафрагмы и подобрать оптимальный;
- можно также взять линзу на 0,5 диоптрии (фокусное расстояние 2 м) - это позволит увеличить отверстие диафрагмы и повысить увеличение, но длина трубы станет равной 2 метра, что может быть неудобно.
Для объектива подойдет одиночная линза, фокусное расстояние которой равно F=0.5-1 м (1-2 диоптрии). Достать ее несложно; она продается в магазине оптики, где есть линзы для очков. Такая линза имеет целый букет аберраций: хроматизм, сферическая аберрация. Уменьшить их влияние можно, применив диафрагмирование объектива, то есть уменьшить входное отверстие до 20 мм. Как проще это сделать? Вырезаете из картона колечко, равное диаметру трубы и внутри прорезаете то самое входное отверстие (20 мм), а затем ставите его перед объективом почти вплотную к линзе.


Можно даже из двух линз собрать объектив, в котором частично будет исправлена хроматическая аберрация, появляющаяся в результате дисперсии света. Чтобы ее устранить, берете 2 линзы разной формы и материала – собирательную и рассеивающую – с разным коэффициентом дисперсии. Простой вариант: купить 2 очковые линзы из поликарбоната и стекла. В стеклянной линзе коэффициент дисперсии будет 58-59, а в поликарбонате – 32-42. соотношение примерно 2:3, тогда и фокусные расстояния линз берем с этим же соотношением, допустим +3 и -2 диоптрии. Складываем эти значения, получим объектив с фокусным расстоянием +1 диоптрия. Линзы складываем вплотную; собирательная должна быть первой к объективу. Если одиночная линза, то она должна быть выпуклой стороной к объекту.


Как сделать телескоп без окуляра?! Окуляр – это вторая важная деталь телескопа, без нее мы никуда. Его делают из лупы с расстоянием фокуса 4 см. Хотя для окуляра лучше использовать 2 плосковыпуклые линзы (окуляр Рамсдена), установив их на расстоянии 0.7f. Идеальный вариант – достать окуляр от готовых приборов (микроскоп, бинокль). Как определить размер увеличения телескопа? Делите фокусное расстояние объектива (например, F=100см) на фокусное расстояние окуляра (например, f=5см), получаете 20 крат – увеличение телескопа.

Затем нам нужны 2 трубки. В одну вставим объектив, в другую – окуляр; далее первую трубку вставляем во вторую. Какие трубки использовать? Их можно сделать самим. Берете лист ватмана или обоев, но обязательно плотный лист. Сворачиваете трубку по диаметру объектива. Затем другой лист плотной бумаги сворачиваете, и помещаете в нее окуляр (!)плотно. Потом эти трубки плотно вводите одна в другую. Если появился зазор, то внутреннюю трубку оборачиваете в несколько слоев бумаги, пока зазор не исчезнет.


Вот ваш телескоп готов. А как сделать телескоп для астрономических наблюдений? Вы просто зачерняете внутреннюю полость каждой трубы. Раз мы делаем телескоп первый раз, то способ зачернения возьмем простой. Всего лишь покрасьте черной краской внутреннюю полость труб. Эффект от первого созданного самостоятельно телескопа будет ошеломляющим. Удивите родных своими конструкторскими способностями!
Часто геометрический центр линзы не совпадает с оптическим, поэтому если есть возможность обточить линзу у мастера не пренебрегайте ею. Но в любом случае подойдет и необточенная заготовка очковой линзы. Диаметр линзы - объектива большого значения для нашего телескопа не имеет. Т.к. очковые линзы сильно подвержены различным обберациям, особенно края линзы, то мы будем диафрагментировать линзу диафрагмой диаметром около 30 мм. Но для наблюдения разных объектов на небе, диаметр диафрагмы подбирается эмпирически и может варьироваться от 10 мм до 30мм.

Для окуляра, конечно, лучше использовать, окуляр от микроскопа, нивелира или бинокля. Но в этом примере я использовал объектив от фотоаппарата-мыльницы. Фокусное расстояние у моего окуляра 2,5 см. Вообще, в качестве окуляра подойдет любая положительная линза небольшого диаметра (10-30мм), с коротким фокусом (20-50мм).

Определить, самостоятельно фокусное расстояние окуляра просто. Для этого наведем окуляр на Солнце и расположим за ним плоский экран. Будем приближать и удалять экран, пока не получится самое маленькое и яркое изображение Солнца. Расстояние между центром окуляра и изображением и есть фокусное расстояние окуляра.