Меню Рубрики

Срок действия аттестации рабочих мест. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда — Российская газета Прохождение аттестации рабочих мест

Аттестация рабочих мест – это комплекс мероприятий, которые проводятся специализированной компанией с целью проконтролировать состояние рабочих мест на предприятии. Новый порядок контроля принят в 2011 г. Изменения коснулись перечня компаний, подлежащих оценке: если ранее ей подвергались только предприятия, априори имеющие вредные условия, то сегодня аттестация рабочих мест положено проводить офисным компаниям, образовательным и детским учреждениям, которых раньше аттестация не касалась.

Зачем нужна аттестация?

(АРМ) необходима, в первую очередь, потому что эта процедура установлена законодательно. Во-вторых, она нужна работодателю, как ответственному лицу, отвечающему за соблюдение норм содержания рабочих мест в надлежащем порядке и здоровье работников. Необходимость проведения АРМ основана на требованиях к руководству предприятий:

  • выполнять закон;
  • контролировать условия труда;
  • обосновать предоставление льгот персоналу, занятому на вредном производстве и назначения льготных пенсий работникам;
  • избежать необоснованных финансовых затрат на охрану труда;
  • исключить претензии со стороны контролирующих органов о несоответствующем состоянии рабочих мест.

Аттестационные мероприятия позволяют работодателю улучшить условия работы трудового коллектива и сэкономить денежные средства. Информация по результатам оценки отражается в картах АРМ. Сведения о состоянии РМ могут стать основанием для ФСС уменьшить размер взноса работодателя на социальное страхование.

Положительные результаты аттестации становятся основанием для предоставления скидок по взносам в ПФР. Их размер будет зависеть от того, какой класс присваивается рабочему месту.

Законодательная база

Порядок контроля состояния РМ изложен в законодательных актах РФ:

  • ФЗ No 426
  • Приказ Минтруда No 33н

Проверка состояния условий труда в любой организации на наличие отклонений от норм закона значительно добавляет хлопот руководителю, но именно он должен быть заинтересован в комплексном проведении АРМ и ее положительном исходе, так как преимуществ от этого значительно больше, чем проблем.

Периодичность проведения АРМ

Состояние условий труда на рабочих местах должно контролироваться каждые 5 лет . С момента выхода приказа об окончании и итогах очередной аттестации начинается отсчет следующего периода.

Если на предприятии произошли изменения, то АРМ производится досрочно. Аттестацию необходимо организовать и провести в течение 60 дней после того, как руководитель ставит в известность трудовую инспекцию о таких моментах:

  • изменились технологические процессы;
  • установлено новое оборудование;
  • увеличились или сократились производственные площади.

Внеочередную оценку могут инициировать государственные органы, осуществляющие надзор за состоянием ОТ, если ими выявлены нарушения ее проведения, или не соблюдаются сроки.

Порядок проведения

Аттестация рабочих мест проводится в определенной последовательности.

Этапы АРМ :

  1. Определение рабочих мест для оценки. Образец перечня РМ, которые подлежат аттестации, Вы можете скачать .
  2. Выбор аттестующей компании и заключение договора на проведение работ.
  3. Издание локального акта о проведении аттестации.
  4. Ознакомление персонала с приказом.
  5. Проведение АРМ.
  6. Оформление документации: протоколов проведенных исследований, карт АРМ.
  7. Составление перечня мероприятий по улучшению условий труда.

Дальнейшие действия руководство организации осуществляет согласно плану.

Все работники, подлежащие аттестации, должны ознакомиться с приказом руководителя о проведении АРМ и подписать его.

За месяц до начала аттестации руководство утверждает график контроля и доводит его до сведения трудового коллектива.

При оформлении трудового договора в него рекомендуется включать пункт об аттестации – это обязательное требование к его содержанию. Если работник отказывается принять участие в АРМ, то этот факт становится дополнительным аргументом не в его пользу: работодатель может отказать в приеме на работу.

Приказ об аттестации

Первичный документ, который издается на предприятии на период прохождения АРМ – приказ. Законодательством не предусмотрен стандартный формат данного локального акта, каждое предприятие оформляет его по своей форме, на собственном фирменном бланке. Основные пункты :

  1. Шапка: название компании, ФИО учредителя.
  2. Дата издания, населенный пункт.
  3. Название приказа.
  4. Преамбула: на основании каких законодательных норм производится аттестация.
  5. Основные позиции содержания: о создании комиссии, о распределении обязанностей внутри нее, о сроках и времени аттестационного периода.
  6. Перечень рабочих мест, подлежащих оценке.
  7. Категории работников, которые освобождаются от аттестации с указанием причин и ссылкой на законодательные акты.
  8. Подпись работодателя.

Работодатель обязан ознакомить персонал с критериями оценок, описанием системы оценивания соответствия работников занимаемым должностям по итогам прохождения АРМ. Этот пункт может быть включен в приказ или присоединен к нему как отдельное приложение.

Кто проводит аттестацию?

Для проведения АРМ создается комиссия. В ее состав входят работники специального аттестующего органа, у которого имеется свидетельство об аккредитации на этот вид деятельности. Работодатель выбирает самостоятельно организацию, заключает с ней договор на оказание услуг, оплачивает их.

В функции работодателя входит организовать процесс в соответствии с установленным графиком, доставить комиссию в указанное время на предприятие. Все аттестационные действия и оформление документов комиссия производит самостоятельно. В состав комиссии включается представитель профсоюзного комитета предприятия для обеспечения прав работающих.

Требования к организации , которая аттестует рабочие места:

  1. Запись о том, что оценка РМ является основным видом ее деятельности.
  2. Наличие собственной официально аккредитованной лаборатории.
  3. Наличие сертификатов у персонала о допуске к проведению оценки условий труда.
  4. Наличие в штате санитарного врача.

Рабочие места, на которых по ходу исследования были обнаружены вредные факторы, исследуются дополнительно с применением комплексных лабораторных методов. После этого им присваивается категория по состоянию: оптимальная, допустимая, вредная или опасная.

Обязательна ли аттестация рабочих мест?

АРМ 1 раз в 5 лет на любом предприятии – обязательная процедура, установленная законодательно. Это не зависит от формы его собственности и порядка налогообложения, так как при любых обстоятельствах работодатель должен гарантированно обеспечить работникам надлежащие условия труда. Процедура аттестационных действий призвана оценить, насколько они соответствуют законодательным нормам.

Комиссия оценивает РМ по критериям: уровню шума, вибрации, микроклимату, тяжести и напряженности работы, наличию ионизирующих излучений, химическим и биологическим параметрам. Все показатели оказывают воздействие на здоровье персонала, если не соблюдается норма.

Карта аттестации рабочего места

В ходе процедуры контроля рабочего места комиссией заполняется карта аттестации рабочего места. Карта АРМ – это документ, в котором отображаются данные об условиях работы и результаты проверки:

  1. Указание на РМ, которые не соответствуют нормам. Если показатели значительно отклоняются от положенных норм, то комиссия выносит решение о запрете использовать РМ. На работодателя накладывается штраф.
  2. Составление плана действий по улучшению существующих условий труда, которые направлены на устранение выявленных нарушений.
  3. Обоснование на предоставление льгот для сотрудников предприятия. Если в карте АРМ комиссия отметит, что условия труда не отвечают нормам, то она дает рекомендацию руководству назначить дополнительные выплаты или компенсации персоналу.

Контроль их выполнения возлагается на Трудовую инспекцию. Если работодатель не отреагирует на замечание в карте, то работник может обратиться туда с жалобой или с исковым заявлением в суд.

При трудоустройстве необходимо ознакомить потенциального сотрудника с содержанием карты АРМ, чтобы иметь представление о состоянии своего будущего рабочего места.

Карта хранится в компании до следующей аттестации. У службы охраны труда есть возможность отслеживать по карте, изменились ли в сторону улучшения условия труда по истечении времени. Формат документа представляет собой официальный бланк на нескольких листах.

Стоимость и сроки проведения АРМ

Стоимость АРМ не статична, она различна для разных предприятий и зависит от конкретных условий:

  • площади исследуемой территории;
  • степени вредности факторов, оказывающих негативное влияние на работников;
  • оборудования и материалов, которые использовала комиссия;
  • количества исследованных РМ;
  • их территориального расположения.

Для определения более точной цифры работодателю необходимо направить предварительно заявку в аттестующий орган с указанием необходимых параметров рабочих мест, которые планируется обследовать. Организация рассматривает заявку в течение максимум 2 дней, рассчитывает стоимость работ.

После согласования финансовых вопросов между работодателем и исполнителем заключается договор о выполнении оценки. Сроки проведения АРМ зависят от объема работ, поэтому также обговариваются сторонами индивидуально.

Кто может не проходить аттестацию?

С 01.01.14 начал действовать ФЗ No426, в котором освещаются все вопросы аттестации или, как сейчас называется процедура, – оценки условий труда. Произошли изменения, которые коснулись некоторых вопросов аттестации:

  1. Определение исполнителей оценки. Если раньше АРМ можно было произвести собственными силами, то сегодня эта обязанность возлагается на специализированные организации.
  2. Правила оценки биологических факторов. Добавилось количество критериев оценки.
  3. Ответственность за нарушение сроков оценки. Ужесточилось наказание работодателей за невыполнение законодательства.

Долгое время не был решен окончательно вопрос об отмене комплексной оценки некоторых предприятий малого и среднего бизнеса. Сторонники отмены аттестации для некоторых видов производства не нашли поддержки у законодателей, поэтому по поправкам в законе аттестацию должны проходить все. Предприятия малого бизнеса, где в работе занято одно лицо, и с ним не составляется договор найма, не проходят АРМ. Например, это касается ИП, когда владелец бизнеса сам выполняет необходимые работы.

Ответственность за не проведение аттестации

Отказ от проведения аттестации – это нарушение законодательства. В соответствии с КоАП, работодатель считается виновным, и, как должностное лицо, ответственное за вверенное ему предприятие, подвергается административному наказанию:

Наименование нарушения Штраф (руб.)
Руководитель ИП Юридическое лицо
Нарушение норм охраны труда Предупреждение / 2-5 тыс. 2-5тыс. 5-8 тыс.
Нарушение в ходе аттестации или непроведение 5-15 тыс. 5-15 тыс. 65-80 тыс.
Допуск к работе без обучения нормам охраны труда 15-25 тыс. 15-25 тыс. 100-120 тыс.
Отсутствие предметов индивидуальной защиты 25-30 тыс. 25-30 тыс. 100-120 тыс.
Повторные нарушения 35-40тыс. /

дисквалификация

на 1-3 года

35-40 тыс. / остановка деятельности (до 90 суток) 100-150 тыс. /

остановка деятельности (до 90 суток)

Аттестация рабочих мест (видео)

В этом видео рассказано об изменениях в законодательстве касательно АРМ, а также о том, кто и когда должен проводить аттестацию, какие сроки и периодичность данного мероприятия и пр.

Проверку рабочих мест осуществляют прокуратура или трудовая инспекция. Кроме денежных штрафов, проверяющие могут выдать нарушителям предписание на устранение нарушений или освободить руководителя от занимаемой должности.

Сроки проведения аттестации рабочих мест – информация, закрепленная в законодательных актах, которые устанавливают порядок проведения подобной проверки. Они должны быть четко соблюдены и любой, кто будет признан виновным в их нарушении, будет наказан. Вне зависимости от того, работодатель это или один из экспертов, которые проводили оценку. И для того, чтобы не подвергаться наказанию за подобный проступок, нужно знать порядок и сроки проведения аттестации.

Аттестация рабочих мест по условиям труда и ее сроки – законодательное регулирование

Стоит начать с того, что эта процедура является комплексной, и на нее оказывает влияние множество факторов. И, что самое важное, она обязательна для любого работодателя, имеющего производство или ведущего иную хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации. Подобная проверка проводится самим начальником предприятия.

Он обязан собрать необходимую комиссию из экспертов, привлечь к проверке сторонние организации, прошедшие соответствующую аккредитацию и, в конце аттестации, получить нужные сертификаты. Сроки аттестации рабочих мест установлены в законодательстве – она должна проходить не реже одного раза в 5 лет.

Тот факт, что подобная проверка является обязательной для всех работодателей Российской Федерации, закреплен в соответствующем законодательном акте – ст. 209 ТК РФ. Там же указаны сроки проведения аттестации, а также её основные цели и задачи. В Трудовом Кодексе говорится, что проверка рабочих мест по условиям охраны труда нужна для того, чтобы установить, насколько рабочее место соответствует законодательным нормам, есть ли там факторы, которые могут навредить здоровью сотрудника или представлять для него опасность.

И если такие факторы будут найдены, то в результатах должны быть указаны решения, которые помогут привести рабочее место к соответствию с законодательными нормами. Все действия, которые направлены на улучшение условий труда на производстве, не обязаны укладываться в срок аттестации рабочих мест по условиям труда.

Если по результатам аттестации выявлены факторы, которые угрожают жизни и здоровью сотрудника, то комиссия должна составить проект по приведению рабочего места к надлежащему виду. А порядок проведения всех составленных мероприятий перенаправляется в федеральные органы, которые занимаются контролем условий труда на предприятиях.

Также в законодательстве установлено, что работодатель обязан предоставить всё необходимое для того, чтобы проверка рабочих мест и проведение последующей сертификации прошли нормально. Если начальник предприятия случайно или умышленно нарушил процедуру, сроки или каким-нибудь другим образом препятствовал проведению аттестации, то он может быть привлечен к ответственности.

Кроме самого ТК РФ, есть и другие документы, которые влияют, напрямую или косвенно, на то, какие есть сроки прохождения аттестации

  • ГОСТ 12.4.011-89, где утверждены стандарты и критерии, распространяющиеся на индивидуальные и коллективные защитные средства.
  • ГОСТ 12.1.005-88, где утверждены стандарты, распространяющиеся на качество и состав воздуха на рабочем месте трудящегося.
  • СанПиН 2.2.4.548-96, где установлены и узаконены стандарты, распространяющиеся на гигиену и микроклимат производственных помещений.
  • СанПиН 2.6.1.1202-03, где рассказывается о специфических требованиях, выдвигаемых к источникам ионизирующего излучения.
  • СанПиН 2.2.4.1329-03, где выдвигаются требования, касающиеся защиты персонала от импульсных и электромагнитных полей, излучаемых любым электрическим оборудованием на предприятии.
  • СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96, где говорится о стандартных и критериях, которые выдвигаются к излучениям, имеющим радиочастотный диапазон.
  • СанПиН 2.2.4.1294 03, где говорится о санитарных и гигиенических требованиях, касающихся ионизации воздуха внутри рабочих и производственных помещений.
  • Руководство Р 2.2.2006-5 устанавливает нормы и методы, при помощи которых специалисты, состоящие в экспертной комиссии, могут оценить, насколько четко условия работы на производстве соответствуют нормам гигиены.
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290, где утверждены и узаконены правила, по которым работодатель обязан предоставлять сотрудникам одежду для работы на предприятии, особенно если это касается вредных мест работы.
  • Руководство Р 2.2.013-94, где приведены правила и методы, которыми должны пользоваться эксперты, состоящие в комиссии, чтобы верно оценить гигиенические факторы, могущие угрожать жизни и здоровью сотрудников.

Вся информация, которая будет собрана экспертной комиссией во время проведения проверки рабочих мест, обрабатывается и анализируется не только специалистами, но и федеральной службой по труду и занятости РФ. Такие факторы, как сроки аттестации работников, методы и критерии, по которым оцениваются условия труда, описаны в Приказе федеральной службы по труду и занятости от 25.08.2008 №166.

Если работодатель решает привлечь к оцениванию рабочего места по условиям труда стороннюю организацию, то он имеет право получить у этой организации самый широкий спектр информации. Она может включать стаж работников, которые имеют право проводить аттестацию, уровень их образования, наличие аккредитации лаборатории, работающей при организации и другие факты, могущие повлиять на выбор работодателя. Также стоит отметить, что в соответствующем Приказе, регулирующем деятельность подобных организаций, закреплена невозможность ограничения конкуренции между ними.

Порядок проведения аттестации и точные её сроки

Результаты прохождения аттестации рабочих мест крайне важны для работодателя. По их результатам станет понятно, какие мероприятия нужно провести для улучшения трудовой деятельности. И стоит ли ждать каких-нибудь законодательных последствий. И чтобы оценка условий работы прошла нормально, а её результаты были признаны легитимными, начальник предприятия и аттестационные специалисты должны соблюдать определенный порядок проведения. Один из этапов экспертизы – перечень обязательных документов, необходимых для проведения оценки:

  • Работодатель должен издать приказ по предприятию, в котором будет говориться о начале аттестации, составе экспертной комиссии и утверждении её состава;
  • График, по которому будут проводиться аттестационные работы;
  • Договор, заключенный между руководителем предприятия и организацией, которая будет проводить аттестацию. Стоит отметить, что аттестационная организация должны быть независимой и никак не связанной лично с руководителем;

После того, как аттестационная комиссия утверждена, начинается сам процесс проверки. Эксперты обязаны проверить все рабочие места, которые есть на предприятии, оценить все негативные факторы и проанализировать всю информацию, которую удалось собрать. После этого они должны сформировать отчет о прошедшей проверке, утвержденный большинством голосов. В этом документе должны быть следующие пункты:

После того, как аттестация завершилась, руководитель организации обязан издать указ, где будет закреплен факт проведения проверки. Также в этом документы должны быть утверждены полученные комиссией результаты.

Вся процедура аттестации на условия труда для впервые созданных рабочих мест должна быть проведена не более, чем за 60 дней. Этот срок установлен в законодательстве и начинается с того момента, как руководитель организации издал и утвердил соответствующий приказ о создании новых рабочих мест.

Также в законодательстве установлено, что проверка всех рабочих мест на условия труда должна проводиться не реже 1 раза в 5 лет. Руководитель сам назначает частотность проведения подобной аттестации и, если нет документов, регулирующих его сферу деятельности, то он имеет право указать любой срок. В пределах указанных выше рамок.

После того, как аттестация закончилась, руководитель обязан собрать все результаты и отправить их в структурное подразделение государственной инспекции труда. Кроме этого, в пакете документов должны находиться сведения об независимых организациях, которые принимали участие в общей оценке.

Наказания за нарушение правил и сроков аттестации

В большинстве случаев ответственность за то, как и в какие сроки будет проведена аттестация, несет работодатель, инициировавший проверку. Если он нарушает правила проведения этого мероприятия, то на руководителя будет наложен штраф в размере 20-30 его минимальных заработных плат. Если дело касается целой организации, то она будет оштрафована в размере от 200 до 300 минимальных заработных плат. Об этом говорится в Федеральном законе от 30.03.99 No52-ФЗ.

Также этого вопроса касается ст. 5.27 КоАП РФ, где говорится, что лицо, нарушающее правила проведения аттестации, нарушает и законы о труде. А это влечет за собой наказание в виде штрафа, размером от тысячи до пятидесяти тысяч рублей (в зависимости от действующих факторов). Также человека, ответственного за такое нарушение, могут отстранить от его деятельности на срок до 90 суток.

Ответственность тех независимых организаций, которые помогают в проведении аттестации, законодательно до конца не установлена. Отношения между подобными организациями и работодателем, который привлек их к подобной работе, регулируются и проходят в рамках гражданско-правового договора. И если государственные органы контроля обнаружат нарушения в процедуре, которые не были обнаружены при работе аттестационных организаций, вся ответственность, а как следствие и наказание, ляжет на работодателя, заключившего договор.

Стоит помнить, что наказание для людей, которые уже замечались в нарушении порядка проведения аттестаций, отличается от того, что указано выше. Если такой человек совершает это правонарушение ещё раз, то его отстранят от деятельности на достаточно внушительный срок – от одного и до трех лет.

Тяжесть наказаний и величина штрафов четко говорит о том, что государство прямо заинтересованно в том, чтобы аттестация рабочих мест проходило вовремя и по всем правилам. Только так правительство Российской Федерации может гарантировать работникам, занятым на предприятии, безопасность их трудовой деятельности. А учитывая, что цель современной охраны труда – обеспечить сохранность жизни и здоровья работника, в этом нет ничего удивительного. Тем более, что в связи с этим фактом работодателю всегда стоит ожидать того, что критерии, стандарты, а также наказания за их нарушение, будут становиться только жестче.

Не так давно кадровые специалисты сомневались в том, обязательна или нет аттестация рабочих мест. Существовали исключительные отдельные категории, а вот любое другое место должно было пройти такую процедуру. В 2013 году ввели новый законодательный акт, которым обязательность процедуры отменена. В настоящее время необходимо делать специальную оценку условий труда - СОУТ. Она регламентирована ФЗ, изданным в конце декабря 2013 года под номером 426. СОУТ становится обязанностью любого законопослушного работодателя.

Особенности вопроса

Согласно действующему законодательству, СОУТ несколько отличается от прежней процедуры аттестации рабочих мест по условиям работы. Также изменен ряд нормативов, включая наказание на несоблюдение действующих правил. Если предприятие отказывается проводить СОУТ, придется заплатить административный штраф - расценки стали выше в сравнении с прежними правилами. Если на производстве случится несчастный случай, виновнику придется отвечать по всей строгости уголовного законодательства. Об этом дополнительно уточнено в 421-м федеральном законе.

Раньше кадровая служба почти никогда не сомневалась, обязательна или нет аттестация рабочих мест: законом оговаривался факт проведения такого мероприятия, а ответственность за него возлагалась на работодателя. Обязательства закреплялись сборником трудовых законов, а именно 212-й статьей. С 2014 года предприятия должны организовывать СОУТ. Поправки, посвященные этому вопросу, были вписаны в ТК. В настоящий момент в этом законодательном сборнике вообще не найти словосочетания «аттестация рабочего места».

В 426-м ФЗ можно найти определение СОУТ и правила, которым подчиняется процедура проведения мероприятия. Согласно действующим нормативам, оценка - комплексная процедура, состоящая из последовательных мер, позволяющих идентифицировать опасные, вредоносные факторы на производстве. Специалисты должны оценить, насколько велик уровень их влияния на трудоустроенного. Итоги оценки позволяют отнести конкретное место к классу, подклассу.

Ответственность и роли

Закон, рассказывающий о том, обязательна или нет аттестация рабочих мест, также декларирует, кто отвечает за организацию исследовательских процедур в рамках СОУТ. Специальная оценка - сфера ответственности работодателя. Подробно это объясняется в обновленном издании 212-й статьи кодекса законов, регламентирующих рабочие отношения. Кроме того, обязательства по проведению СОУТ оговариваются в первой части восьмой статьи ФЗ 426. Любое предприятие, даже индивидуальный предприниматель, обязано проводить СОУТ, если принимает на работу персонал.

О том, обязательна или нет аттестация рабочих мест, говорит законодательство, обращающее внимание на то, как много человек работает в фирме. Так, если предприниматель не нанимает никого со стороны, он не получает статус работодателя. Как следствие, на него не возлагаются обязательства по проведению специальной оценки. Едва будет принято решение о найме персонала, даже если это будет всего лишь один человек, придется обратиться к законам, чтобы разобраться в правилах проведения СОУТ, и осуществить это мероприятие относительно нового рабочего места. Не нужно организовывать оценку, если человека нанимает на работу физлицо, вовсе не имеющее предпринимательского статуса. Такие правила оговорены 426-м федеральным законом, а именно третьей статьей.

Где и как работаем?

Сегодня не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, ее место заняла оценка, причем правила организации такого мероприятия во многом определяются тем, какое рабочее место нужно исследовать. Для некоторых специфических мест законом оговорены специализированные правила. Перечень (включавший описание процедуры оценки) рабочих мест, оцениваемых по старым правилам, несколько отличается от действующего сегодня. Ранее аттестовать нужно было только места, на которых работником применялся ручной инструмент, агрегаты и аппараты, машины и установки, транспорт. Словом, любой потенциально опасный предмет уже становился поводом для организации аттестации. Для СОУТ таких ограничений нет. Эту процедуру нужно проводить всегда, вне зависимости от наличия источника потенциальной опасности на рабочем месте.

Ранее кадровики, разбираясь, обязательно ли проводить аттестацию рабочих мест, практически не обращали внимание на то, где таковое находится: на территории предприятия либо человек работает удаленно, из дома. Ранее были общие основания для дистанционных и трудящихся в пределах фирмы людей, но текущее законодательство не требует проводить оценку рабочих условий для людей, которые трудятся дома, т. е. работают удаленно.

А мы в офисе!

Ранее кадровики беспокоились насчет того, обязательна ли аттестация рабочих мест, если таковые организованы в офисном пространстве. Министерство труда даже издавало специальные пояснения - впрочем, после их публикации у многих по-прежнему были неясности. В настоящий момент поводов для разночтений нет в принципе. Текущее законодательство не содержит каких-либо исключений, как следствие, специализированная оценка необходима всегда и везде, даже если речь идет об офисном пространстве.

Часто ли?

Действующим законодательством уточняется, обязательна ли аттестация рабочих мест (нет), нужна ли специальная оценка (да), а также регламентируется частота проведения таких исследований. В общем случае мероприятие нужно организовывать раз в пятилетку или чаще. Если ранее место уже прошло процедуру аттестации, допускается провести специальную оценку спустя пять лет после момента аттестации. Есть некоторые специализированные случаи, требующие проведения внеплановой оценки. Наиболее характерная ситуация - введение нового рабочего места. Также придется организовать оценку, если меняется технологический процесс, в работе начинают использовать отличающиеся составы либо практикуются иные нововведения, потенциально корректирующие силу производственного фактора, риски, преследующие работников.

Прежде проводимая аттестация рабочих мест по вредным условиям труда и современная процедура СОУТ имеют ряд общего. В частности, если на производстве случился несчастный случай, необходимо в обязательном порядке организовать оценку. Она требуется, если у работника обнаружилось профессиональное заболевание. Прежде чем начинать СОУТ, необходимо подтвердить тот факт, что болезнь или несчастный случай обусловлены вредными трудовыми условиями. Иногда внеплановую проверку организуют, если предприятие получает тематическое предписание со стороны государственной инстанции, отвечающей за условия труда. Возможно дополненное объяснениями, почему необходима оценка, предложение профсоюза. Если таковое поступает от первичной организации, предприятие не имеет права отказаться от оценки.

С чего все начинается

В 2017 году обязательная аттестация рабочих мест уже была отменена, а на смену ей пришла СОУТ. Как и в 2017-м, в текущем году ответственность за организацию и проведение мероприятия полностью возлагается на работодателя. Чтобы начать процедуру специальной оценки, в первую очередь придется издать приказ о сборе ответственной за процедуру комиссии. Также выбирают стороннее юридическое лицо, имеющее право проведения оценки и лицензию, подтверждающую таковое. С фирмой заключают договоренность, регламентирующую взаимную работу. Как правило, составляют договор гражданского-правового характера как самый простой и удобный для указанной цели.

Комиссия обязательно должна включать представителя работодателя, лицо от профсоюзной организации, если таковая есть в компании, и стороннего либо нанятого на предприятие работника, отвечающего за охрану труда. В случае когда оценка требуется малому предприятию, комиссия обязательно включает руководителя, индивидуального предпринимателя. Глава комиссии - или представитель предприятия, или тот самый человек, который дает персоналу рабочие места.

С кем сотрудничать?

ТК, который ранее объяснял, когда и в каких случаях требуется обязательное проведение аттестации рабочих мест, в настоящий момент декларирует правила организации оценки рабочего пространства. Согласно нормативным актам, для этого необходимо привлекать стороннее юридическое лицо. Именно на него возлагаются обязательства по непосредственно оценке рабочего места. Предприятие должно специализироваться на СОУТ. Этот факт декларируют уставные документы. Кроме того, оно должно располагать не менее чем пятью экспертами в сфере СОУТ, получившими сертификат установленной формы, подтверждающий их право на проведение оценочных работ. Согласно законодательству, один из этих пяти должен специализироваться на общих гигиенических вопросах или обладать специализацией гигиениста в сфере труда или доктора в области лабораторных исследований, посвященных санитарии и гигиене на обследуемом объекте.

Чтобы организовать полноценную и удовлетворяющую нормативным актам СОУТ, пришедшую на смену аттестации рабочих мест по условиям труда, обязательно следует иметь возможность прибегнуть к лабораторным услугам. Для этого у предприятия должна быть собственная лаборатория для испытаний. Таковую сперва аккредитуют, дабы подтвердить тот факт, что она применима для оценки опасности, вредоносности производственные факторов, рабочего процесса.

Все официально

Ранее узнать о том, кто проводит аттестацию рабочих мест, можно было из специальных перечней. В настоящее время для предпринимателей более актуальна информация о списке компаний, имеющих право проведения специальной оценки. Для их учета также ведутся специализированные перечни. Любое предприятие, получившее лицензию, набравшее соответствующий штат и располагающее лабораторией, может начать свою деятельность лишь после включения в реестр.

Ранее, выбирая, кто проводит аттестацию рабочих мест, необходимо было найти стороннее лицо, не связанное с исследуемым предприятием. В настоящее время эти нормативы не изменились. Специальную оценку должна проводить независимая компания. Несоблюдение указанных условий сделает процедуру оценки недействительной, как следствие, при первой же проверке инспекцией работодатель получит штраф.

Шаг за шагом

Во многом суть аттестации рабочих мест и СОУТ, пришедшей ей на смену, совпадает. В рамках оценочных работ ответственные за изучение предприятия специалисты должны оценить, есть ли на конкретном рабочем месте вредоносные опасные факторы, влияющие на персонал. Если не удается обнаружить подобных явлений, этот факт фиксируется в декларации, которую затем направляют в трудовую инспекцию.

Если инспекция показала наличие опасных вредоносных явлений, необходимо организовать испытательные, измерительные работы. Их итоги позволяют классифицировать все изученные места. Есть четыре класса. Самый комфортный для работы - это оптимальные условия. Несколько менее приятны допустимые рабочие условия. Есть вероятность вредного места, а наихудший вариант классифицируется как опасный. Вредные рабочие условия принято подразделять на четыре подкласса: с первого по четвертый.

Особенности процедуры

Если ранее предприниматели не всегда понимали, какой должна быть организация аттестации рабочих мест по условиям труда, сегодня действующие нормативы закона не оставляют возможностей для разночтений. Согласно декларированной нормативными актами процедуре, когда комиссия заканчивает специальную оценку, ее участники формируют официальный отчет, в котором фиксируют все полученные в ходе работы полезные сведения. Необходимо перечислить изученные рабочие места, для каждого из них указать, какие вредоносные, опасные факторы удалось обнаружить. Если проводились испытательные, измерительные работы, предоставляют протоколы об их организации. При наличии экспертного заключения его подшивают к делу.

Разобравшись в том, действительно ли обязательно проводить аттестацию рабочих мест или нет, нужно ли организовывать СОУТ (да), работодатель должен ответственно отнестись ко всем шагам процесса проведения оценки. Когда комиссия закончит работать над отчетом, с этим документом нужно ознакомить весь без исключения персонал предприятия. Факт ознакомления фиксируется личной подписью трудоустроенного. Сводная информация по итогам специальной оценки обязательно публикуется на сайте предприятия, если фирма таковым располагает.

Где пригодится?

Документация, полученная по итогам СОУТ, дает достаточно информации для заполнения граф бланка 4-ФСС. Сведения, извлеченные экспертами в ходе специальной оценки, необходимы для работников страхового фонда, дабы оценить величину надбавок, скидок по графам, связанным с возможным травматизмом в ходе производственного процесса.

Полученные в ходе специальной оценки сведения необходимы для определения тарифов для пенсионного фонда. Тариф варьируется в пределах 0-8%, причем конкретные показатели зависят от класса, подкласса рабочего места.

Исходя из итогов специальной оценки предприниматель может определить оптимальную частоту прохождения нанятыми работниками медицинского осмотра. Корректно используя информацию, можно удачно подобрать способы и меры оптимизации рабочего процесса, дабы условия стали лучше.

Особенности вопроса

Как выше было указано, нормативы, описывающие специальную оценку, впервые были изданы в конце декабря 2013 года, поэтому в настоящий момент еще есть предприятия, для которых последняя аттестация рабочих мест произошла менее пятилетия тому назад. Для всех таких фирм последняя аттестация законодательством была приравнена к специальной оценке, поэтому дополнительных мероприятий организовывать не требуется. Как только пройдет пять лет с момента последнего изучения производственных точек, необходимо будет организовать новую оценку, так как результаты прежней автоматически аннулируются.

Если предприятие не проводит такой оценки, можно привлечь предпринимателя, лицо, ответственное за предоставление персоналу рабочих мест, к ответственности. Наказание выбирают, исходя из административного законодательства. Величина штрафа для физического лица варьируется в границах 5-10 тысяч рублей, для предприятия - в пределах 60-80 тысяч. Кроме того, ответственная за проверку инстанция вправе приостановить работу компании. Длительность паузы может достигать 90 дней.

В некоторых случаях проверяющие могут ограничиться вынесением предупреждения. Если это не помогло и спустя некоторое время повторно выявлено такое же нарушение, применяются более строгие санкции. Если штраф уже был вынесен, его увеличивают для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц до 30-40 тысяч, а для компаний - до 100-200 тысяч. Есть вероятность наказания в форме дисквалификации. Мера будет длиться 1-3 года. Предприятие или индивидуальное предпринимательство могут закрыть. Пауза в ведении деятельности достигает 90 дней.

Варианты развития ситуации

Любая фирма, располагающая местами, на которые влияют опасные факторы, встречается с риском несчастного случая. Если таковой случится, при этом предприятие не сможет предоставить результаты проведенной ранее специальной оценки, можно говорить о вине работодателя в произошедшем. Если таковую удается доказать, наказание выбирают исходя из нормативов уголовного законодательства. Руководствуются обычно 143-й статьей, по которой могут оштрафовать на сумму до 400 тысяч включительно. Альтернативный вариант штрафа - заработная плата за 18 месяц или иной формат дохода за этот же срок.

Если вина доказана, провинившемуся могут назначить исправительные работы длительностью до двух лет. Возможны принудительные работы на период не более года или лишение свободы на срок до трех лет. Если несчастный случай повлек за собой смерть пострадавшего, руководителю предприятия могут назначить принудительную отработку в течение от 1 до 4 лет, могут лишить свободы. Если случай стал причиной смерти двух и более человек, максимальный срок увеличивается до пяти лет.

ДЛЯ СПРАВКИ

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда был утвержден Приказом Минздравсоцразвития России №342н от 26 апреля 2011 г. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагала проведение комплексной оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, выявления степени их вредности и опасности для работника. Нормативной базой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда были:

  • трудовой кодекс Российской Федерации;
  • нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда;
  • системы документов по охране труда, действующие в отдельных видах экономической деятельности.

Термин «рабочее место аттестованное» означал – рабочее место подвергшееся процедуре аттестации по условиям труда. При этом оценка условий труда могла быть разной в зависимости от соответствия или несоответствия фактических значений факторов производственной среды и трудового процесса гигиеническим нормативам, выполнения или невыполнения требований травмобезопасности рабочего места и обеспеченности работников СИЗ. В общем случае Аттестация рабочих мест по условиям труда включала в себя:

  • гигиеническую оценку условий и характера труда (инструментальные измерения и оценка физических и химических факторов: освещенности, шума, вибрации, микроклимата, неионизирующего излучения, химического состава воздуха рабочей зоны);
  • оценку психофизиологических факторов трудового процесса (тяжести и напряженности трудового процесса);
  • экспертную оценку травмобезопасности рабочего места;
  • оценку обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с установленными нормами.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда использовались в целях:

  • предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья;
  • обоснование льгот и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях труда;
  • обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
  • обоснование планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обоснование предоставления работникам бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
  • решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание;
  • расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (скидка может достигать до 40% от страхового тарифа).

Начиналось проведение аттестации с выбора аттестационной комиссии, формируемой из сотрудников организации, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест. Аттестационная комиссия.

Аттестации рабочих мест подлежали все имеющиеся в организации рабочие места. Срок действия результатов такой же как и при спецоценке 5 лет с даты проведения первых инструментальных измерений вредных и опасных производственных факторов. Документы по аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендовалось хранить в организации в течении 45 лет.

Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежали рабочие места:

Если в результате проведений измерений по программе производственного контроля за соблюдением санитарных правил обнаружены критические изменения уровней факторов трудового процесса, то полученные данные подлежат оценке, а также рассмотрению необходимости внесения изменений в карты аттестации рабочих мест. Вновь организованные рабочие места аттестовались после ввода их в эксплуатацию.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформлялись в виде пакета документов, содержащего:

  • приказа о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости);
  • перечня рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда;
  • копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией;
  • карт аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда;
  • ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда;
  • плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;
  • протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • приказа о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов (выполняется аттестуемой организацией).

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда могли быть возвращены. ФСС мог также частично возместить затраты учреждения на аттестацию и на улучшение условий труда работников. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. N 787 «О финансировании в 2008 году и в плановый период 2009 — 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» Минздравсоцразвития разработало Правила финансирования, утвержденные Приказом от 30 января 2008 г. N 43н.

Согласно п. 2 Правил финансирования финансированию за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат в том числе расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Финансирование предупредительных мер осуществлялось страхователем соответственно суммам страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС в текущем календарном году. Размер средств, направляемых страхователем на финансирование предупредительных мер, не мог превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных за предыдущий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Для получения возмещения учреждение должно было представить в отделение ФСС в срок до 1 августа:

  • план финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний;
  • план мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • копию акта о результатах проверки государственной инспекцией труда, в котором должны быть рекомендации провести аттестацию рабочих мест и (или) снизить уровень запыленности и загазованности воздуха;
  • копию договора с аккредитованной организацией на проведение работ по аттестации рабочих мест;
  • калькуляцию стоимости работ;
  • копию аттестата аккредитации с областью аккредитации;
  • копии документов по результатам аттестации рабочих мест;
  • копии документов, подтверждающих приобретение оборудования, проведение работ по снижению уровня запыленности и загазованности воздуха рабочих мест;
  • документы аккредитованной организации о результатах повторных измерений запыленности и загазованности.

Возмещение выплачивалось в пределах ассигнований, выделенных ФСС региональным фондам.

Необходимо было учитывать что финансирование аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда могло быть осуществлено за счет (20%) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, организация, которая провела аттестацию рабочих мест по условиям труда, могла рассчитывать на получение скидки к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний (необходимые основания).

По результатам работ, можно было обосновать:

  • Льготы и компенсации, полагающиеся работникам за вредные условия труда;
  • Дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день;
  • Доплаты за вредные условия труда;
  • Выдачу молока или других равноценных продуктов;
  • Льготное пенсионное обеспечение.

Важнейшим конкретным направлением в работе по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, является аттестация рабочих мест по условиям труда , этот российский вариант классического анализа, оценки и управления рисками на рабочих местах.

Трудовой кодекс РФ определяет аттестацию рабочих мест по условиям труда как оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда позволяет идентифицировать и объективно оценить опасные и вредные производственные факторы на рабочих местах.

Проведение аттестации рабочих мест, в свою очередь, при условии установления порядка и норм бесплатной выдачи этих средств защиты, позволит работодателям более полно обеспечивать своих работников средствами защиты в зависимости от условий труда на каждом рабочем месте и тем самым способствовать значительному улучшению труда работников.

Порядок проведения аттестации рабочих мест

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Аттестация рабочих мест дает возможность объективно оценить каждое рабочее место с ряда основных позиций:

  • по отдельным факторам производственной среды;
  • по напряженности и тяжести трудового процесса;
  • по травмобезопасности рабочего места;
  • по обеспеченности работника средствами индивидуальной защиты.

Фактическим итогом аттестации становится знание ситуации об условиях труда и их опасностях, формальным – заполненные карты аттестации. Именно карты аттестации рабочих мест становятся основой всех последующих действий, и от правильности их заполнения зачастую зависит вся профилактическая работа по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Основные варианты проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

По первому варианту выполнение всего комплекса работ проводится полностью силами самого учреждения.

Практика проведения аттестации рабочих мест убедительно показывает, что лишь отдельные учреждения со средней численности работающих могут успешно справиться с этой работой.

По второму варианту выполнение всего комплекса работ полностью («под ключ») проводится сторонней организацией (имеющей разрешение на проведение данного вида работ.

По третьему, наиболее оптимальному, варианту, выполнение всего комплекса работ проводится преимущественно силами самого учреждения совместно и под методическим руководством специалистов сторонней специализированной организации (имеющей разрешение на проведение данного вида работ, как правило, региональным центрам охраны труда). При этом сторонняя организация обеспечивает квалификационную помощь в осуществлении замеров и подготовке кадров для проведения отдельных элементов аттестации рабочих мест на местах силами учреждения.

Основным нормативно-правовым документом по организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда является «Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее Положение), утвержденное постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 марта 1997 года № 12 (введено в действие с 1 июля 1997 года). 1 сентября 2008 года вступает в действие новый «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569.

Сроки проведения аттестации:

устанавливаются не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений;

обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены используемого оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др., а также по требованию органов Государственной экспертизы условий труда субъектов Российской Федерации в случае выявления нарушений при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;
результаты переаттестации оформляются в виде приложения по соответствующим позициям к Карте аттестации рабочего места по условиям труда. Следует помнить, что аттестация рабочих мест по условиям труда – долговременная, фактически постоянная, работа любого учреждения!

Этапы проведения аттестации

1. Подготовительный этап;
2. Основной этап (собственно аттестация рабочих мест);
3. Заключительный этап;
4. Оценка и использование полученных результатов;
5. Подготовка учреждения к сертификации работ по охране труда.
Разберем теперь содержание работ на различных этапах их выполнения.
На подготовительном этапе осуществляются следующие мероприятия.

1.1. Руководитель учреждения или по его поручению один из работников – будущий председатель аттестационной комиссии формирует состав аттестационной комиссии.
Для аттестации рабочих мест в небольших по численности организациях рекомендуется создавать аттестационную комиссию в составе: руководитель учреждения или его заместитель – председатель комиссии, специалист по охране труда, механик, специалист кадровой службы, специалист отдела труда и заработной платы, энергетик, технолог, председатель профсоюзного комитета и др. Каждое учреждение самостоятельно определяет состав аттестационной комиссии.
В учреждениях с большей численностью, как правило, создается центральная аттестационная комиссия и комиссии в подразделениях.
Состав комиссий утверждается приказом по учреждению. Возможен вариант проведения аттестации по подразделениям.

1.2. Целесообразно начинать аттестацию рабочих мест по условиям труда с обучения членов аттестационной комиссии, обратившись для этого в региональные центры охраны труда или другие учебные центры, желательно при органах управления по труду субъектов Российской Федерации, имеющие разрешительные документы для ведения образовательной деятельности и достаточный опыт работы по процедуре проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Для этого председатель комиссии должен организовать оказание методической помощи путем приглашения регионального центра охраны труда и проведения двух-трех дневных занятий (образовательного семинара) с членами комиссий. Для этого осуществляется следующая последовательность действий.

1.3. Руководителем учреждения издается приказ об аттестации рабочих мест с указанием ее сроков.

1.4. Аттестационная комиссия разрабатывает график учреждения и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в котором необходимо распределить мероприятия и этапы аттестации, указать сроки и ответственных исполнителей.
Целесообразно проводить аттестацию рабочих мест сначала в основных подразделениях, а затем во вспомогательных. Это позволит избежать проведения измерений повторяющихся факторов в одном и том же месте для различных категорий работников. Например, результаты измерений факторов на рабочем месте основного производства могут быть взяты за основу для вспомогательных служб соответствующих рабочих мест (слесарей-ремонтников, руководителей и т.д.) при конкретизации времени воздействия и лишь при необходимости можно дополнительно произвести измерения недостающих факторов.

1.5. Поскольку при аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и напряженность труда, аттестационная комиссия формирует перечни рабочих мест, подлежащих аттестации, с указанием вредных факторов для инструментальных измерений.
Для составления перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, рекомендуется пользоваться штатным расписанием, «Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» ОК 016-94.
При составлении перечня аттестационная комиссия исходит из:
характеристик технологического процесса;
состава оборудования;
применяемых сырья и материалов;
аналогичных данных ранее проводившихся измерений уровней опасных и вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса;
жалоб работников на условия труда.
В учреждениях, где имеются технологические регламенты, характеристика технологического процесса может быть получена из этого документа. Там же приведены подробные данные о вредных производственных факторах, появление которых обусловлено технологическим процессом, а также описаны их основные источники.
Основными факторами, подлежащими обязательной оценке являются: напряженность трудового процесса, тяжесть трудового процесса. Здесь не требуется каких-либо специальных денежных средств. Эту работу могут и должны выполнить специалисты учреждения – члены аттестационных комиссий по методикам и предложенным образцам заполненных протоколов оценки тяжести и напряженности трудового процесса.
К обязательно измеряемым факторам следует отнести параметры микроклимата и освещенность на рабочих местах, уровни электромагнитного излучения (на рабочих местах с компьютерами).
Вся совокупность вредных и опасных производственных факторов на рабочем месте образуется из-за присутствия сырья и материалов (или полуфабрикатов), а также продуктов переработки, обладающих вредными для человека свойствами, с которыми контактирует работник. К этому следует добавить вредные факторы, возникающие непосредственно от функционирования технологического оборудования (нагрев, охлаждение, шум и вибрация от работы оборудования, систем вентиляции и очистки воздуха, ручного и механизированного инструмента и т.д.).
Составленный перечень рабочих мест с указанием вредных факторов утверждается председателем аттестационной комиссии.

1.6. Аттестационная комиссия составляет перечень нормативных документов, который понадобится ей для оценки фактора травмобезопасности, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Для целей травмобезопасности рабочих мест рекомендуется использовать два вида протоколов: один предназначен для систематического получения информации об обучении работников по охране труда, а также для проверки знаний по электробезопасности и т.д., другой – для занесения всего оборудования, инструментов и приспособлений для всех рабочих мест, включенных в Перечень рабочих мест. Аналогичные протоколы должны быть заполнены на СИЗ, тяжесть и напряженность труда и т.д.

Для оценки рабочих мест по тяжести и напряженности трудового процесса, а также времени воздействия вредных факторов рекомендуется на каждое рабочее место составить хронометраж рабочего времени (фотография рабочего дня). Протоколы предварительного обследования рабочих мест в значительной мере упорядочивают работу непосредственных исполнителей.

Для того чтобы упростить поставленные задачи перед непосредственными исполнителями, рекомендуется подготовить образцы заполненных протоколов аттестации на некоторые аналогичные рабочие места.

После организации такой работы и заполнения протоколов предварительного обследования, фотографий рабочего дня, составляется перечень нормативно-правовых документов. Если он заранее был составлен, то в него вносятся какие-либо изменения и дополнения.

Функции аттестационной комиссии:

  • осуществление методического руководства и контроля за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда на всех ее этапах во всех подразделениях;
  • формирование всей необходимой нормативно-справочной базы для проведения аттестации рабочих мест и организация ее изучения участниками аттестационного процесса;
  • составление полного перечня рабочих мест учреждения с выделением аналогичных по характеру выполняемых работ и условиям труда;
  • выявление на основе причин производственного травматизма в учреждении наиболее травмоопасных участков, работ и оборудования;
  • составление перечня опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, подлежащих оценке на каждом рабочем месте, исходя из характеристик технологического процесса, состава оборудования, применяемых сырья и материалов, данных ранее проводившихся измерений показателей опасных и вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса, жалоб работников на условия труда;
  • присвоение кодов производствам, цехам, участкам, рабочим местам для проведения автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • проведение аттестации конкретных рабочих мест и принятие решения по дальнейшему использованию рабочих мест;
  • разработка предложений по улучшению и оздоровлению условий труда;
  • подготовка учреждения к сертификации работ по охране труда.

В относительно крупных учреждениях, с численностью от 500 человек и более, создаются, как правило, комиссии в структурных подразделениях.

Если в обязанности (и ответственность) председателя центральной комиссии и его заместителей входит организация и руководство всей работой по процедуре проведения аттестации рабочих мест, включая обязанности по соблюдению графиков аттестации и качество оформления материалов аттестации, то председатели комиссий в структурных подразделениях являются ответственными:

  • за организацию и выполнение работ по аттестации рабочих мест (сбор исходных данных, выполнение инструментальных измерений вредных и опасных факторов, заполнение карт аттестации и др.);
  • за оформление сводной ведомости в структурном подразделении, за разработку мероприятий по улучшению условий труда работников, за проведение заседаний аттестационной комиссии;
  • за предоставление материалов аттестации рабочих мест в центральную аттестационную комиссию.

Определение фактических значений опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах

При аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и напряженность труда.

Эта оценка производится согласно гигиеническим критериям, определённым в «Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (Руководство 2.2.2006-05) введённым в действие с 1 ноября 2005 года.
Обратим внимание, что в данном Руководстве произведена замена общепринятых и официальных (по Трудовому кодексу РФ) терминов «производственная среда», «опасный производственный фактор», «вредный производственный фактор» новыми, и, на наш взгляд, не совсем удачными, терминами «рабочая среда», «вредный фактор», «вредный фактор рабочей среды», «опасный фактор рабочей среды», практически без изменения их смысла и содержания понятия, что может вызвать известную сложность и путаницу при оформлении официальных документов охраны труда на практике и на что мы не можем не обратить внимания наших слушателей.

При проведении измерений необходимо использовать средства измерений, указанные в нормативных документах. Применяемые средства измерений должны быть метрологически аттестованы и поверены органами государственной поверки в установленные сроки.

Инструментальные измерения уровней производственных факторов оформляются протоколами.

Форма протоколов устанавливается нормативными документами, определяющими порядок проведения измерений уровней показателей того или иного фактора.

Протоколы должны содержать следующие данные:

  • наименование и код подразделения учреждения рабочего места;
  • дата проведения измерений;
  • наименование сторонней организации (или ее подразделения), привлеченной к выполнению измерений;
  • наименование измеряемого производственного фактора;
  • средство измерения (наименование прибора, инструмента, дата поверки и номер свидетельства о поверке);
  • метод проведения измерений с указанием нормативного документа, на основании которого проводится измерение;
  • место проведения измерения, эскиз помещения с указанием на нем точки измерения (отбора пробы);
  • фактическое значение измеряемого параметра;
  • должность, фамилия, инициалы и подписи работника, проводившего измерения, и представителя администрации объекта, на котором проводились измерения;
  • подпись ответственного лица, печать сторонней организации (или штамп ее подразделения), привлеченной к выполнению измерений.

Аналогичные сведения указываются при оформлении протоколов определения тяжести и напряженности трудового процесса. Учитывая, что оценка тяжести и напряженности трудового процесса проводится организацией самостоятельно, ниже приводятся методики оценки тяжести и напряженности трудового процесса, а также рекомендации по проведению измерений и оценке факторов производственной среды методами лабораторно-инструментальных исследований.

Оценка травмобезопасности рабочих мест

Основными объектами оценки травмобезопасности рабочих мест являются:

  1. производственное оборудование;
  2. приспособления и инструменты;
  3. обеспеченность средствами обучения и инструктажа.

Оценка производственного оборудования, приспособлений и инструмента производится на основе действующих и распространяющихся на них нормативных правовых актов по охране труда (государственных и отраслевых стандартов, правил по охране труда, типовых инструкций по охране труда и др.).

Методической основой д ля проведения аттестации рабочих мест по фактору травмобезопасности являются «Методические указания по оценке травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда. МУ ОТ РМ 02-99».

Перед оценкой травмобезопасности рабочих мест проверяется наличие, правильность ведения и соблюдение требований нормативных документов в части обеспечения безопасности труда.

Оценка травмобезопасности проводится путем проверки соответствия производственного оборудования, приспособлений и инструмента, а также средств обучения и инструктажа требованиям нормативных правовых актов. При этом необходимо учитывать наличие сертификатов безопасности установленного образца на производственное оборудование.

В случаях, когда производственное оборудование и приспособления на рабочих местах изготовлены до введения в действие распространяющихся на них нормативных правовых актов или когда эти документы не разработаны и не утверждены в установленном порядке, оценка травмобезопасности производственного оборудования и приспособлений проводится на соответствие требованиям, изложенным в общегосударственных нормативных правовых актах, обеспечивающих на рабочих местах безопасные условия труда, в том числе:

  • наличие средств защиты работников от воздействия движущихся частей оборудования, являющихся источником опасности;
  • устройство ограждений кабелей и других элементов, повреждение которых может вызвать опасность;
  • наличие и соответствие нормативным требованиям сигнальной окраски и знаков безопасности;
  • обеспечение функционирования средств защиты в течение действия соответствующего опасного или вредного производственного фактора;
  • исключение возникновения опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении, а также при повреждении цепи управления энергоснабжением;
  • защита электрооборудования, электропроводки (в том числе заземления) от механических воздействий, грызунов и насекомых, проникновения растворителей, выполнение соединений проводов и кабелей в соединительных коробках, внутри корпусов электротехнических изделий, аппаратов, машин;
  • соответствие размеров проходов и проездов нормативным требованиям; соответствующее расположение и исполнение средств управления (в т.ч. средств аварийной остановки) для транспортных средств;
  • оснащение транспортных средств средствами защиты и знаками безопасности;
  • наличие инструкций по охране труда и соответствие их нормативным документам;
  • наличие и соответствие нормативным требованиям ручного инструмента и приспособлений.

Оценка травмобезопасности рабочего места оформляется протоколом.

При выборе нормативно – правовых документов, которые требуются для оценки травмобезопасности, следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». Согласно этому документу при оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений и инструментов рекомендуется пользоваться в первую очередь документами, находящимися в верхней части таблицы – межотраслевыми правилами по охране труда. Если для данного оборудования нет соответствующих Межотраслевых правил, то используют отраслевые правила по охране труда и т.д. При отсутствии утвержденных нормативных правовых актов по охране труда прямого действия или их недостаточного качества следует применять общегосударственные правила и стандарты по охране труда: ГОСТ 12.2.003-91 «Оборудование производственное. Общие требования безопасности»; ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности, разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»; ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения» и др. В протоколе оценки травмобезопасности следует использовать несколько НПА из перечня, поскольку часто не все особенности производственного оборудования удается оценить одним документом. Аналогичная ситуация возникает и при оценке приспособлений и инструментов, средств инструктажа и обучения по охране труда.

В протоколе травмобезопасности не следует полностью переписывать все разделы нормативных документов, которые используются при оценке, следует лишь отражать наиболее важные моменты и несоответствия условий труда на данном рабочем месте (по фактору травмобезопасности) с точки зрения нормативно – правовых документов. В раздел «Нормативные требования безопасности к рабочему месту» протокола оценки травмобезопасности вписываются, как отмечалось выше, наиболее важные с точки зрения оценщика пункты НПА.

В разделе «Соответствие НПА» пишется либо «Соответствует», либо «Не соответствует».

В разделе «Необходимые мероприятия и рекомендации» даются возможные технические и организационные решения, направленные на исправление выявленных несоответствий. Рекомендации и мероприятия данного раздела должны быть конкретными и выполнимыми.
В утвержденном протоколе оценки травмобезопасности, к сожалению, нет раздела «Требования безопасности к производственным помещениям». Тем не менее, иногда возникает ситуация, что оборудование соответствует требованиям нормативной документации, но находится в помещениях, не соответствующих требованиям, либо размещение оборудования не соответствует требованиям нормативной документации. Необходима оценка внешнего по отношению к оборудованию рабочего пространства и отражение данных условий в протоколах оценки травмобезопасности. Например, особые требования к размещению производственного оборудования; проходы между оборудованием; покрытие пола, облицовка стен; количество аварийных выходов и т.п. Как правило, это отражается в разделе «Требования безопасности к оборудованию».

Такие важные моменты, как наличие необходимых инструкций, журналов регистрации инструктажей, наличие протоколов, удостоверений по проверке знаний, паспортов и инструкций по эксплуатации оборудования и других, необходимых в практической, повседневной работе документов, Методика относит к подготовительному этапу при проведении рабочего места по фактору травмобезопасности. Однако, как показывает опыт проведения работ по аттестации, указанные сведения необходимо вносить в протоколы оценки травмобезопасности рабочего места.

Сведения по своевременности обучения, инструктажей по охране труда рекомендуется вносить в раздел «Требовании к средствам инструктажа и обучения по охране труда».

Рекомендации для оценки рабочего места по фактору травмобезопасности:

1) правильно составить перечень оборудования, приспособлений и инструментов. Данная задача может быть возложена на отдел механика или технологическое бюро. Следует обязательно согласовать перечень оборудования, приспособлений и инструментов, закрепленных за рабочим местом, с ответственными техническими службами;
2) перед заполнением протокола провести анализ травматизма на предприятии за предыдущие годы (не менее 5 лет);
3) выбрать нормативные документы и составить перечень требований, на соответствие которым будет проведена оценка рабочего места по фактору травмобезопасности. При этом нельзя пользоваться нормативно-правовыми актами, которые отменены (Правила, ГОСТЫ и др.);
4) провести оценку по фактору травмобезопасности с определением класса опасности (оптимальные, допустимые или опасные);
5) занести класс опасности в строку 61 карты аттестации рабочего места;
6) по результатам оценки разработать план мероприятий, обеспечивающих травмобезопасность рабочих мест.

Итоговой оценкой условия труда (по фактору травмобезопасности) каждого рабочего места должны быть отнесены к одному из ниже приведенных классов:

оптимальные (класс 1) – оборудование и инструмент полностью соответствуют стандартам и правилам (нормативным правовым актам). Установлены и исправны требуемые средства защиты, инструмент; средства инструктажа и обучения составлены в соответствии с требованиями, оборудование исправно;

допустимые (класс 2) – повреждены и неисправны средства защиты, не снижающие их защитных функций (частичное загрязнение сигнальной окраски, ослабление отдельных крепежных деталей и т.п.);

опасные (класс 3) – повреждены, неисправны, или отсутствуют предусмотренные конструкцией оборудования средства защиты рабочих органов и передач (ограждения, блокировки, сигнальные устройства и др.), неисправен инструмент. Отсутствуют инструкции по охране труда, либо имеющиеся инструкции составлены без учета соответствующих требований, нарушены условия их пересмотра. Отсутствуют средства обучения безопасности труда (правила, обучающие и контролирующие программы, учебные пособия и др.), либо имеющиеся средства составлены некачественно и нарушены условия их пересмотра.

При отнесении рабочего места по фактору травмобезопасности к классу 3, условия труда являются опасными, такое рабочее место считается условно аттестованным.

Оценка обеспеченности работников СИЗ осуществляется посредством сопоставления фактически выданных СИЗ с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, другими нормативными документами (ГОСТ, ТУ и др.), а также с учётом специфики и видов выполняемых работ.

Эффективность СИЗ оценивается:

  • наличием сертификатов соответствия;
  • соблюдением срока носки;
  • правильно составленным перечнем СИЗ.

Работа специалиста, проводящего такую оценку, включает два этапа

Первый этап:
определение порядка выдачи СИЗ, соответствия набора и степени обеспеченности ими требованиям Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утверждённых Постановлением Министерства труда и социального развития.
На этом этапе следует проверить:
наличие внутренних норм выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. Как правило, такие нормы утверждаются руководителями учреждения и включаются в соответствующий раздел Коллективного договора;
соответствие внутренних норм Типовым отраслевым нормам по степени охвата ими работников учреждения, по перечню выдаваемых средств защиты и по их количеству.
порядок выдачи работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.
посещение рабочих мест и беседы с работниками.

Второй этап оценки:
Для начала работы по этому этапу необходимо подготовить и иметь:
протоколы инструментальных измерений факторов производственной среды (микроклимата, освещённости, шума, вибрации, теплового излучения, химических факторов и др.);
протоколы оценки травмобезопасности;
протоколы оценки обеспеченности средствами индивидуальной защиты;
анализ травматизма на предприятии за последние пять лет.
Следует провести сравнение соответствия свойств фактически выданных СИЗ условиям производственной среды, данные о которых имеются в протоколах. Это касается, в первую очередь, специальной защитной одежды.
По анализу протокола оценки травмобезопасности и непосредственно на рабочих местах следует определить, необходимо ли применение защитной каски, лицевого щитка, защитных очков, правильно ли они выбраны по своим защитным свойствам. Следует также определить, способны ли защитить работника от травм выданные средства защиты рук и ног.
Особое внимание необходимо уделить оценке соответствия условиям производственной среды выданных средств индивидуальной защиты органов дыхания: правильно ли подобраны марки противогазовых средств, достаточны ли их защитные свойства при обнаруженных концентрациях вредных веществ.

Результаты оформляются в виде протоколов, куда вносятся сведения по каждому аттестуемому рабочему месту. Выявленные недостатки описываются в заключительной части протокола. Здесь же приводятся предложения по улучшению обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

Данные о фактической обеспеченности работника средствами индивидуальной защиты заносятся в строку 070 карты аттестации рабочего места по условиям труда.

Оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте состоит из оценки:

  • степени воздействия вредных и опасных производственных факторов;
  • степени травмобезопасности (т.е. опасности травмирования);
  • обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.

Оценка фактического состояния условий труда по степени воздействия вредных и опасных производственных факторов производится в соответствии с гигиеническими критериями оценки условий труда на основе сопоставления результатов измерений всех опасных и вредных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса с установленными для них гигиеническими нормативами.
Целесообразно проводить такие измерения только после выполнения работ подготовительного этапа, а также проведения оценки травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, включая их эффективность.

Рабочие места должны быть соответствующим образом подготовлены, т.е. перегоревшие лампы рекомендуется заменить на новые, окна помыть, оборудование должно работать по технологии, сырье и материалы – соответствовать технологии. Это поможет избежать повторных измерений и снизить затраты на выполнение инструментальных измерений.

На базе сопоставлений полученных результатов с нормативными требованиями определяется класс условий труда, как для каждого фактора в отдельности, так и для их комбинации и сочетания, а также для рабочего места в целом.

По протоколам оценки травмобезопасности рабочего места в соответствии с классификацией условий труда по травмобезопасности отдельно устанавливается класс опасности или дается заключение о полном соответствии рабочего места требованиям безопасности.

Результаты оценки фактического состояния условий труда на рабочем месте заносятся в Карту аттестации рабочих мест по условиям труда, в которой аттестационной комиссией учреждения дается заключение о результатах аттестации.

При отсутствии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов или соответствии их фактических значений оптимальным или допустимым величинам, а также при выполнении требований по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, считается, что условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. В этом случае рабочее место признается аттестованным.

В случаях, когда фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие нормы или требования по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты и не соответствуют существующим нормам, условия труда на таком рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным.

При отнесении условий труда к 3 классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным с указанием соответствующего класса и степени вредности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4) и внесением предложений по приведению его в соответствие с нормативными правовыми актами по охране труда в План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в учреждении.

После модернизации условно аттестованного рабочего места необходимо провести инструментальные измерения уровней производственных факторов, ранее превышающих ПДУ.

При отнесении условий труда к 4 классу (опасному) рабочее место признается не аттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.

Карта Аттестации

Карта аттестациирабочих (его) мест (а) по условиям труда (далее – Карта) является документом, содержащим сведения о фактических условиях труда на рабочем месте, применяемых льготах, компенсациях, доплатах работникам и соответствии их действующему законодательству, нормах выдачи спецодежды и защитных средств, а также рекомендации по улучшению условий труда на данном рабочем месте или группе аналогичных рабочих мест и, в случае необходимости, предложения об отмене льгот и компенсаций или введении новых.

Карта предназначена для:

  • комплексной оценки существующих условий и содержания труда на рабочем месте или группы аналогичных (типовых) рабочих мест;
    оценки травмобезопасности;
  • выявления рабочих мест, не соответствующих нормам, правилам и стандартам безопасности труда;
  • обоснования льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда (доплаты к тарифным ставкам, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя, пенсии на льготных условиях);
  • разработки мероприятий, направленных на улучшение условий труда и сохранение здоровья работников;
  • ознакомления работников при приеме на работу с условиями труда, их влиянием на здоровье и необходимых средствах индивидуальной защиты.

На заключительном этапе формируются итоговые документы

При этом заполняют:
Ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в подразделении, в которую включаются сведения об аттестуемых рабочих местах и условиях труда на них, количестве занятых в этих условиях работников, обеспеченности их средствами индивидуальной защиты;
Сводная ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в учреждении, где указывается количество рабочих мест по структурным подразделениям и в целом по учреждению, количество рабочих мест, на которых проведена аттестация с распределением их по классам условий труда, количество работников, занятых на рабочих местах, на которых проведена аттестация, сведения об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты.
Результаты работы аттестационной комиссии учреждения оформляют протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда.

К протоколу должны прилагаться:
Карты аттестации рабочих мест по условиям труда;
Ведомости рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в подразделениях;
Сводная ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в учреждении;
План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в учреждении.

Реализация результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

Реализация результатов аттестации рабочих мест состоит в разработке плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в учреждении.

По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда аттестационная комиссия, с учетом предложений, поступивших от структурных подразделений учреждения, отдельных работников, разрабатывает План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в учреждении.

В Плане указываются сроки исполнения мероприятий и ответственные исполнители. План должен предусматривать приведение всех рабочих мест в соответствие с нормативными требованиями по охране труда.

План подписывается председателем аттестационной комиссии, и после согласования с совместным комитетом (комиссией) по охране труда, профессиональными союзами, утверждается руководителем учреждения.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям трудадоводятся до сведения работников учреждения.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

Порядок разработки и утверждения инструкций

Напомним, что за своевременность и правильность работы с инструкциями [по охране труда] отвечает руководитель учреждения (подразделения).

Первый руководитель учреждения организует своевременную разработку, утверждение и наличие инструкций по охране труда на все виды работ, выполняемых в его учреждении или в самостоятельном структурном подразделении типа филиала.

При наличии заместителей поручает им эту работу. Последние осуществляют контроль за своевременной разработкой, утверждением и наличием инструкций на все виды работ, выполняемые в подчиненных подразделениях.

Если в учреждении есть служба охраны труда или хотя бы инженер по охране труда, то они непосредственно участвуют в работе по составлению и утверждению инструкций. Если в учреждении есть система управления охраной труда, которая предусматривает и регламентирует обязанности всех руководителей по обеспечению безопасности труда, то она же регламентирует работу по написанию и утверждению инструкций. Если учреждение малочисленное, то эту работу придется выполнить самому руководителю или обратиться к специалистам. Разработка инструкций для работников осуществляется на основании приказов и распоряжений руководителя образовательного учреждения.

Основным звеном по работе с инструкциями является руководитель среднего звена – уровня начальника цеха, заведующего отделом. Он лучше других знает специфику своего производства и отвечает по законодательству за эту работу.

Он непосредственно,
во-первых, разрабатывает совместно со службой охраны труда и отделом труда и заработанной платы (ОТиЗ) перечень необходимых инструкций по охране труда,
во-вторых, разрабатывает сам лично или поручает своему заместителю или другому компетентному сотруднику такую разработку;
в-третьих, осуществляет контроль за своевременным утверждением и наличием инструкций по охране труда на все виды работ, выполняемые в руководимом им цехе, отделе.

Перечень разрабатывается на основе утвержденного на предприятии штатного расписания в соответствии с «Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих» и «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих». Перечень утверждается руководителем учреждения и рассылается во все структурные подразделения (службы, отделы и т.п.).

Непосредственно разработкой инструкций по охране труда занимаются лица, назначенные распоряжением руководителя самостоятельного подразделения (преподаватели-предметники и т.п.).