Меню Рубрики

О программе. Управление инвестиционными проектами Проектное управление инвестиционного и инновационного проекта

УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Вячеслав Васильевич Шадрин,

д.э.н., доцент, профессор кафедры управления знаниями и прикладной информатики в менеджменте,

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики,

Тел.: +79151589743, Эл. почта: [email protected]

Статья посвящена управлению финансированием инновационных процессов. Рассматриваются принципы организации финансирования. Показаны методы, источники и объекты финансирования.

Ключевые слова: управление, финансирование, инновации, инвестиции.

VyachesIav V. Shadrin,

Doctorate of Economics, Associate Professor, Professor, the Department of Knowledge Management and Applied Informatics, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Tel.: +79151589743, E-mail: [email protected]

INVESTMENT MANAGEMENT IN INNOVATIVE PROJECTS

The article is devoted to management financing of innovative processes. The author considers the principles of financing organization and shows the methods, sources and objects of financing.

Keywords: management, financing, innovation, investment.

1. Введение

Под финансированием инновационных проектов понимается проведение финансовых операций, дающих возможность инициаторам проектов снизить затраты по погашению долгов, уменьшить риски, связанные с эксплуатацией оборудования, установить долгосрочные отношения с поставщиками сырья и полуфабрикатов, пользоваться поддержкой финансовых организаций.

К основным принципам организации финансирования инновационных проектов относятся следующие :

Участие в проекте солидных и подготовленных к сотрудничеству партнеров;

Квалифицированная подготовка технико-экономического обоснования и его предварительное согласование с инвестором, кредитором, гарантом или агентом организатора финансирования;

Достаточная капитализация проекта;

Удовлетворительное решение вопросов финансового обеспечения всех работ по проекту;

Четкое определение проектных рисков и их разделение между участниками проекта;

Наличие соответствующих гарантий.

2. Классификация методов финансирования

Проведенный анализ баз статистических данных Thomson Reuters, Venture Economics, Preqin, Merger Analytics по осуществленным инвестициям в инновации в мировой практике показал, что отличительной особенностью финансирования инновационных проектов является распределение траншей финансирования по этапам проекта при привлечении на каждом этапе различных комбинаций источников финансирования . В соответствии с принятой зарубежной практикой нами представлена классификация методов финансирования инновационных проектов исходя из особенностей привлечения финансовых ресурсов по соответствующим этапам проекта (рис.1).

Все источники финансирования, с позиции коммерческой фирмы, принято подразделять на централизованные (бюджетные или государственные) и децентрализованные (внебюджетные или коммерческие). К централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Среди вышеперечисленных источников средства федерального бюджета являются главным инструментом научно-технической политики государства.

В соответствии с законом РФ «О науке и научно-технической политике» на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения должно выделяться не менее 4% расходной части федерального бюджета. Фактически, процесс выделения средств осуществляется не из бюджета как такового, а из различных фондов (основного государственного централизованного денежного фонда, образуемого и используемого в процессе исполнения бюджетного плана). Денежные средства перераспределяются между различными целевыми фондами, определенная часть идет на финансирование фундаментальной науки внутри страны и инновационных проектов, выполняемых как государственными предприятиями, так и частными фирмами.

Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и предназначается как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства.

Государство заинтересовано в поддержке инновационной деятельности науки по следующим причинам:

1. Необходимость в проведении фундаментальных исследований, которые практически не осуществляются частными предприятиями в связи с длительным сроком проведения, неопределенностью, сроков и результатов.

2. Необходимость проведения масштабных дорогостоящих проектов, для проведения которых требуются значительные затраты, которых у частного предприятия может быть недостаточно.

11 осей но« ф II на н си ронанне {Псеё СарЫ) - Первоначальный капитал, нкосимы и на самой ранней Стадии рашпгня миижшшинш приемгов

Стартовое фяниинро вам не ($ЫП-ир СарНа!) - Фиилпсиринанцс ралрнбцп цчг [¡юнсс-киншнцпц, исрнпнлчцльнык исследований и разработок. прорсленин начального маркетинга ■онни продукта

ФиНЛНСИртН^ШК ПОМННХ (Ш1Й iI.iiti-r.Stiw С а/»"¡1/1) - Фиияиснрпнлннс олытно-нсиктрусторскик |Н1фй1к)1АК, шишки кромы имен нош пора Ню

Фнмлнснрсисммк" пие.феннн м расширении (Ехрапз1оп Сир И и!)

Меыншише фннавднроаинне (Менян гм СорИя!)

Фипянснрова име серизною иришволстви, выаа]» нитги нролкм) }|л рынок, расширен!» прян зволс! 1неииы \ мощностей и обеспечение дополнительною оборотного капитала.ия достижения точки бе1убытпч11пт1 »1 |)от компании

[|уо. III ЧИ(К р&ШСЩЫШС

......... (1РО)

Финансирование с 1 ¡к.ши проекта, неносре.чсиэснпо предшествую шей гпб.нгшсж нро.мже лкииП, п форме жмнш средств, ■киноиершио к*питала или обеспечении долговых овямтел ьств

Рис. 1. Методы поэтапного финансирования инновационных проектов

3. Необходимость проведения НИ-ОКР в отраслях с высокой долей государственной собственности в приоритетных для государства сферах (экология, медицина, социальная сфера и т.п.)

4. Необходимость проведения НИ-ОКР военного назначения и в области разработки космической техники.

В ряде случаев проект может получить государственную поддержку. Решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются государственными органами власти в соответствии с законодательством РФ. Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, производятся в соответствии с законодательством РФ в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы.

Средства, выделяемые из федерального бюджета, направляются на финансирование:

Государственных инновационных фондов (РФФИ - Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций);

Федеральных целевых инновационных программ и высокоэффективных инновационных проектов;

Программ государственной поддержки инновационной деятельности.

Государственная поддержка эффективных инновационных проектов предусматривает следующие формы участия государства в их финансировании (как правило, на конкурсной основе) :

Централизованные инвестиционные кредиты на возвратной основе;

Закрепление в государственной собственности части акций предприятий, осуществляющих инновационную деятельность;

Государственные гарантии по инвестиционным кредитам, предоставляемым российскими и зарубежными кредитно-финансовыми учреждениями субъектам инновационной деятельности.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации финансирование инновационных проектов может осуществляться Внешэкономбанком и за счет средств федерального Инвестиционного фонда. При этом оценка эффективности и результативности использования этих средств осуществляется на общих основаниях в соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса, согласно которой участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Объектами прямой государственной финансовой поддержки в иннова-

ционной сфере являются:

1. НИОКР оборонного производства или оборонного характера, космические исследования. Результаты профинансированных оборонных НИОКР могут быть использованы по прямому назначению. Т.е. для организации и производства новой техники и вооружений (поставка новых видов военной техники в действующую армию и экспорт военной техники за рубеж) или запатентованы и также экспортированы за рубеж.

2. НИОКР гражданского назначения: финансирование фундаментальных и крупных прикладных исследований, проводимых академическими НИО; финансирование непроизводственных НИОКР (в области медицины, строительства очистных сооружений, оказании коммунальных услуг); НИОКР, выполняемые на уровне государственных программ.

Федеральный инвестиционный фонд финансирует программы, которые имеют общегосударственное значение. Например, по состоянию на 01 января 2012 года, фонд выделил 279,56 млн. рублей на создание первой очереди промышленной зоны «Заволжье». Также сейчас реализуется государственная программа участия государства в развитии инновационной системы. Одним из результатов реализации этой программы стало продолжение практического выполнения 13 важнейших инновационных проектов государственного значения за счет средств федерального бюджета. В настоящее время находится на рассмотрении еще

около 40 предложений, претендующих на включение в перечень важнейших инновационных проектов, финансирование которых может быть обеспечено, в том числе за счет внешних инвестиций^].

Эти проекты предусматривают усиление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках за счет решения ключевых задач конкурентоспособности, а именно ресурсосбережения (в первую очередь энергосбережения), применения технологий высокой степени переработки исходного сырья, эффективного использования сырьевой базы, обеспечения гибкости производства.

Они основаны на научных достижениях мирового уровня в передовых областях науки и техники и в первую очередь касаются критических технологий федерального уровня.

Следует отметить, что в рамках вышеуказанных проектов реализуется полный инновационный цикл: прикладные научные исследования - опытно-конструкторские и технологические разработки - освоение производства в период не более 3-4 лет.

Особенностью этих проектов является то обстоятельство, что в результате их выполнения должны быть обеспечены промышленный выпуск и коммерческая реализация конкурентоспособной продукции в объемах, не менее чем в пять раз превышающих бюджетные ассигнования, выделенные исполнителю соответствующего государственного контракта.

Кроме того, в ходе реализации каждого важнейшего инновационного проекта государственного значения наряду со средствами федерального бюджета предусмотрено обязательное привлечение необходимых средств из внебюджетных источников в пропорции 1:2.

Одним из важнейших элементов развития инновационной системы России является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере, финансирование, которого осуществляется пока только за счет средств федерального бюджета. Фонд реализует ряд программ, таких как «Старт», «Темп», которые направлены на финансовое содействие при создании и развитии малых инновационных предприятий.

В настоящее время в стране осуществляется создание государственной

Российской венчурной компании с уставным капиталом в 15 млрд. рублей. Предполагается, что такой фонд будет инвестировать целый ряд венчурных фондов с уставным капиталом от 1 до 3 млрд. рублей. При этом доля государства в создаваемых венчурных фондах будет варьироваться в пределах от 25% до 49% .

Существенное значение для активизации инновационной деятельности в России имеет создание 10 зон промыш-ленно-производственного и технико-внедренческого типов.

В настоящее время уже созданы четыре технико-внедренческие зоны в г. Санкт - Петербурге, Зеленограде (Московской обл.), Томской области, г. Дубна и две промышленно-производ-ственные зоны в Республике Татарстан и Липецкой области .

Источниками собственных средств предприятий, направляемых на инновационную деятельность, являются:

Нераспределенная между акционерами (пайщиками) часть прибыли;

Амортизационные отчисления;

Акционерный капитал.

Крупные предприятия осваивают

конструкторские и технологические новшества за счет собственных средств, концентрирующихся в фонде развития производства и фонде амортизационных отчислений. В целом общая сумма финансирования инновационного проекта компании направляется на:

1. Финансирование затрат по техническому перевооружению, модернизации и увеличению производственных мощностей;

2. Финансирование затрат по подготовке и освоению новой и модернизированной продукции, инструкций и материалов, изготовления опытных образцов, прогрессивных технологических процессов;

3. Проведение НИОКР (в том числе приобретение лицензий) на финансирование затрат для приобретения приборов и оборудования, материально-технических ценностей для этих работ;

4. Компенсацию повышенных затрат на производство новой продукции в период ее освоения;

5. Финансирование прироста собственных оборотных средств, а также на возмещение их недостатка;

6. Погашение долгосрочных кредитов банков и уплату процентов по ним.

На этой базе определяется потребность в капитале, привязанная к графику инновационного проекта и осуще-

ствляется поиск оптимального инструментария финансирования.

3. Совершенствование управления инновациями

Первостепенное значение для предприятий, осуществляющих инновации, имеет вопрос о включении расходов на НИОКР, проводимых предприятиями за счет собственных средств, в себестоимость продукции. В соответствии с действующим положением, затраты, связанные с проведением НИОКР, созданием новых видов сырья и материалов, переоснащением производства и разработкой новых технологий, в себестоимость продукции не включается, что не соответствует мировой практике учета расходов на НИОКР и сужает базу собственных средств предприятий, используемых на реализацию инноваций.

Финансирование из нераспределенной прибыли не используется при выполнении крупных, средних или долгосрочных проектов, поскольку связано с изъятием денежных средств из хозяйственного оборота, что может нарушить стабильность производственного цикла из-за недостатка оборотного капитала. В то же время применение рассматриваемого источника стабильно работающими предприятиями, имеющими регулярные денежные поступления от продаж, на осуществление инновационной деятельности позволяет избавить предприятия от долгосрочной задолженности.

Инвесторы могут финансировать инновационную деятельность, вкладывая средства в ценные бумаги (акции, облигации, векселя), эмитируемые субъектами инновационной деятельности. Инновационные предприятия часто прибегают к дополнительной эмиссии ценных бумаг в случае недостатка собственных средств для финансирования перспективных инновационных проектов, развития материально-технической базы, проведения необходимых НИОКР.

Сейчас на ММВБ «Рынок инноваций и инвестиций» (РИИ ММВБ) торгуются бумаги 20 эмитентов, таких как «Фармсинтез», «Диод», «Ютинет.ру», «Армада» и др.

На сегодняшний день существует множество инновационных проектов, требующих инвестиций для развития. Например, такие проекты как: Dom Hunter.pro (требуется 8 млн. рублей, уже инвестировано 500 тыс. рублей, инвесторам предлагается доля в компании в размере 30 %), «Искусственная

Экономика, Статистика и Информатика

кожа «ВИОГЕЛЬ»» (требуемый объем инвестиций 30,5 млн. рублей, уже инвестировано 7 млн. рублей, предлагаемая доля инвесторам в компании 35%) и множество других .

При осуществлении технологических инноваций, требующих приобретения дорогостоящего оборудования, транспортных средств, энергетических установок, компьютерной и телекоммуникационной техники, часто прибегают к лизингу для привлечения дополнительных средств.

Необходимо отметить, что международный лизинг может представлять собой эффективную форму сотрудничества для инновационного предприятия, т.к. при этом для реорганизации производства и перевода его на более эффективную технологию и выпуск новой продукции, отвечающей требованиям международного рынка, не требуется изначального выделения крупных средств в иностранной валюте. Все расходы по приобретению необходимых основных фондов на первом этапе внедрения новой технологии покрыва-

ет лизинговая компания (арендодатель).

4. Заключение

При финансировании инновационных проектов, реализация которых связана с высоким уровнем финансового риска и неопределенностью коммерческого результата, инновационные предприятия могут использовать различные формы кооперации, включая создание венчурных фондов. Кроме того, возможно заключение партнерских соглашений на всех стадиях разработки, освоения и внедрения инноваций.

Литература

1. Инвестиции. Под ред. Подшива-ленко Г.П. - М., КНОРУС, 2009 - 348 с.

2. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент.- М.: ИНФРА-М, 2008.264 с.

3. Муравьев А.И. Общая теория инновационных технологий. - СПб.: ИВЭ-СЭП. Знание. 2007- 510 с.

4. Хучек М. Инновация на предприятии и их внедрение. - М.: Луч, 2010 -186 с.

5. О реализации важнейших инновационных проектов государственного значения// http://stanislavnaumov.ru/ innovation

6. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности http:// www.sci-innov.ru/gov_programs/fcp/

1. Investments. Pod red. Podshivalenko G.P. - M., KNORUS, 2009 - 348 p.

2. Medynskii V.G. Innovation Management.- M.: INFRA-M, 2008.264 p.

3. Murav"ev A.I. The general theory of innovative technologies. - SPb.: IVESEP. Znanie. 2007- 510 p.

4. Huchek M. Innovations in the enterprise and their implementation. - M.: Luch, 2010 - 186 p.

5. On the realization of major innovative projects of national importance // http://stanislavnaumov.ru/innovation

6. Federal"nyi portal po nauchnoi i innovacionnoi deyatel"nosti http:// www.sci-innov.ru/gov_programs/fcp/

В современном мире появление новых технологий, продуктов и услуг происходит постоянно. Внедрение инновационных идей в жизнь требует особых навыков управляющего персонала. И хотя на практике использование методов управления инновационными проектами пока в нашей стране встречается редко, эффективность такого подхода очевидна.

Планирование и применение общих правил, выведенных опытным путем, сокращает риски, связанные с началом любого нового дела. И главным условием успеха является профессионализм менеджера, занимающегося управлением всеми процессами.

Особенности управления инновационным проектом

Каждый инновационный проект является уникальным и неповторимым, представляет собой комплекс мероприятий, взаимосвязанных между собой сроками исполнения, ограниченным количеством ресурсов и направленных на решение конкретных целей. Управление им строится на следующих принципах:

  • Ориентация на цель, определение взаимосвязи между потребностями предприятия в инновации и возможностью ее внедрения.
  • Полнота циклов управления с учетом составных частей работы.
  • Системность в разработке решений, в совокупности направленных на осуществление задачи.
  • Комплексная разработка процессов, связанных между собой, определяющая структуру плана.
  • Обеспеченность ресурсами на каждом этапе работ.

Организация управления инновационным проектом сложна за счет разнообразия сфер деятельности, которые затрагиваются в ходе работы. Менеджеру приходится объединять методы управления, постоянно корректировать планы и контролировать полноту реализации. Многообразие задач от обеспечения инвестиционной деятельности до решения внеплановых ситуаций делает работу управляющего уникальной.

Модели управления инновационным проектом

Разработаны две модели управления проектами и три метода, позволяющих их реализовать. Для каждого проекта выбирается одна модель управления, а вот методы применяются комплексно.

Модели управления:

  • Каскадная.
  • Спиральная.

Каскадная модель разработана в период с 1970 по 1980 годы и представляет собой пошаговое выполнение фаз намеченного комплекса работ. Переход от одного этапа к другому последовательно позволяет больше внимания уделить каждому из них, точнее рассчитать риски и затраты, связанные со следующим шагом. К недостаткам относится необходимость остановки работ для исправления недочетов и ошибок, допущенных на предыдущем этапе.

Спиральная модель предполагает предварительное прохождение всех этапов работ сначала в виде создания прототипа, начиная от разработки и заканчивая выпуском образца и оценки с точки зрения сбыта. Затем выявляются недочеты прототипа, и проводятся необходимые изменения в плане действий. Процесс идет по спирали: от научных исследований к разработке, производству и оценке промежуточных результатов с точки зрения сбыта; от корректировки деталей разработки к полномасштабному производству и сбыту.

Методы управления

При планировании организации проекта используются следующие методы управления:

  • По целям.
  • По затратам и издержкам.
  • По отклонениям.

Первый метод предполагает постановку целей, точно сформулированных и повышающих эффективность компании. Цели должны быть выражены в цифрах, реальны и с обозначенным сроком достижения. Правильно поставленные цели показывают, каким будет итоговый результат, что стимулирует руководителей и персонал предприятия. Вместе с целями определяются и факторы, которые могут помешать их достижению, а также способы их устранения.

Второй метод основывается на создании подробного бюджета, который планируется на год и подвергается ежемесячному контролю. Точное следование бюджету позволяет оценить качество планирования проекта и отследить нарушения в работе.

При управлении методом контроля за отклонениями руководители соответствующих уровней получают информацию по разнице между планами и реальным положением дел. Корректировка работ при нахождении таких отклонений выполняется менеджером того уровня, на котором возникли сложности. Это повышает общую эффективность работы компании.

Организация управления инновационным проектом

Менеджмент такого проекта включает в себя шесть групп процессов, в рамках которых и осуществляется управление. К ним относятся:

  • Инициация – принятие решения о для конкретного предприятия.
  • Планирование –постановка целей, задач, созданиепрактических схем работы.
  • Исполнение –применение имеющихся ресурсов и управление персоналом для осуществления сформированных планов.
  • Анализ – оценка качества планов и выполненных работ, соответствие целям и ресурсам проекта.
  • Управление – поиск решений, согласование и внедрение по возникающим отклонениям в реализации целей и задач.
  • Завершение – подведение итогов и закрытие проекта.

Озвученные процессы включаются в организацию управленческой деятельности, так как они тесно взаимосвязаны и необходимы для осуществления задуманного.

Планирование

Работа начинается с постановки целей, отвечающих потребностям и возможностям предприятия. Цели разбиваются на более мелкие и конкретные задачи, исходя из которых намечается план работ, их состав и взаимосвязь. Дальше оцениваются сроки их реализации, потребность в ресурсах, объем требуемых затрат.

На этапе планирования разрабатывается бюджет, назначается персонал для производства работ, оцениваются риски и создаются необходимые условия для успешного исполнения проекта. Формируются критерии оценки качества работ, намечаются возможности для своевременного реагирования на отклонения.

Исполнение

В ходе исполнения формируется организационная структура подразделения, занимающегося на предприятии проектом. Выполняются схемы, составленные на этапе планирования, и начинается процесс производства. Менеджеры выбирают поставщиков и подрядчиков, контролируют качества выполняемых работ, развивают команду и собирают данные по текущим процессам.

Анализ

Анализируя ход работ, специалисты сравнивают плановые показатели и реальные. Оцениваются сроки исполнения, стоимость и качество работ, соответствие текущих действий поставленным целям. Постоянно оцениваются ресурсы с точки зрения производительности и нагрузки.

Управление

Выделяют следующие параметры, которыми управляют в ходе осуществления проекта:

  • Предметная область производства –комплекс целей, ресурсов, работ.
  • Качество, которое оценивается по заранее установленным показателям и стандартам.
  • Время, которое считается «негибким» ресурсом и имеет первостепенное значение. Сроки исполнения отдельных работ и их комплекса планируются заранее и могут иметь решающее значение в успехе предприятия.
  • Стоимость, которая определяется бюджетом, но может выходить за его рамки.
  • Трудовые ресурсы. Управление персоналом в рамках таких проектов требует высокого профессионализма от менеджеров.

  • Коммуникации и информационные связи.
  • Обеспечение проекта материальными ресурсами. Здесь подразумеваются поставки материалов, налаживание взаимодействия с подрядчиками, оказывающими различные услуги.
  • Риски, которые снижаются за счет принятия специальных мер.

Завершение

Завершение проекта представляет собой закрытие контактов и формального завершения всех процессов. Завершение не всегда предполагает полное прекращение деятельности по конкретной разработке. Зачастую инновационное решение внедряется и работает, но включается в обычную деятельность предприятия. В этом случае не требуется специальных усилий для управления проектом.

Подходы к управлению инновационными проектами в России

В Российской Федерации положение дел с развитием инноваций остается мрачным. К профессиональному управлению инновационными проектами на предприятиях прибегают редко, в результате случаев успеха мало. И если в 2000-х годах в стране просто не хватало ресурсов на реализацию рискованных проектов, то сейчас проблема усложнилась.

Инновационные разработки требуют правильной оценки, которая возможна только при составлении подробного бизнес-плана. О какой бы новинке ни шла речь, она или будет полезна и окупится при внедрении в производство, или окажется не жизнеспособной.

Сейчас вкладывать значительные средства в разработку инновационных решений могут как государство, так и частные компании. Однако у российских инвесторов даже при наличии денег есть тенденция искать те бизнес-планы для вложений, которые гарантируют прибыль. А научные работники, которые ведут исследования, нуждаются в стартовых вложениях для проработки всех своих идей.

Выбор инвестиционных проектов

Оценить новую разработку можно только после составления бизнес-плана с точными расчетами. Специалистов, способных проделать такую работу и защитить новые идеи, а также обосновать выгоду вложений для инвесторов, мало. Поэтому компании, желающие сделать подобные инвестиции, стоят перед непростым выбором:

  • Проекты с низким коэффициентом эффективности.
  • Инновационные проекты с высоким уровнем показателей эффективности.
  • Проекты, которые могут оказаться как успешными, так и провальными.

Показатели эффективности рассчитываются по методике, основанной на дисконтировании денежных потоков. И качество расчетов тоже требует тщательной проверки перед принятием решения.

Очевидно, что малоэффективные идеи российскими инвесторами отметаются сразу. Хотя некоторые из них могут оказать положительное влияние на развитие бизнеса в отдаленном будущем. Идеи, внедрение которых будет однозначно прибыльным, предлагаются рынку редко. А вот рискованные проекты встречаются часто, и инвесторы вынуждены с ними работать.

Работа с рискованными проектами

Изучая проектно-сметную документацию, инвесторы ориентируются на показатели DSF (дисконтирование денежных потоков). Эта методика анализа скорее подходит для стандартных и статичных задумок, а как раз отличаются своей уникальностью и гибкостью. Просчитать все риски с ними невозможно, и рассмотрение требует иного управленческого подхода.

В России часто применяемой является каскадная модель управления проектами. Сложность в оценке рисков при таком подходе, а также невозможность быстрого реагирования на новые обстоятельства затрудняют работу менеджеров. Модель 1970–1980 гг. демонстрирует свою низкую эффективность в современной экономической обстановке.

В нашей стране грамотному управлению инновационными проектами еще уделяется мало внимания. Однако для полноценного развития экономики требуется внедрение новых технологических и информационных разработок.

А значит, инвесторам придется освоить управление такими проектами на основе современных методик либо научиться привлекать для этого профессиональных менеджеров. Опытные управленцы способны добиться максимальной эффективности от рискованных бизнес-идей.

Введение…………………………………………………………3

Раздел 1.Сущность инновационного проекта….4

……………………………..6

…………………………9

……………11

Раздел 2. Сущность и принципы управления инновационными проектами ……………………………….17

2.1. Порядок разработки инновационного проекта ……………18

Раздел 3. Планирование инновационного проекта

Раздел 4. Управление реализацией инновационных проектов ..........................................................................................30

……………………….....30

……………33

…………………………………..37

Заключение ……………………………………………........... 39

…………….44

Введение

Выбор своей темы контрольной работы «Управление инновационным проектом» я обосновываю тем, что в отечественной практике концепция управления проектами нашла отражение в широком применении программно-целевого метода управления, предусматривающего формирование и организацию выполнения целевых комплексных программ, представляющих собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение конкретных социально-экономических целей. Инновационные проекты и программы их реализации составляют существенную часть формирующего хозяйственного механизма управления научно-технического развития страны.

Цель контрольной работы – провести исследование темы «Управление инновационного проекта», полностью ее раскрыть, наметить проблемные стороны данной темы и способы их решения.

Задачами контрольной работы являются изучение сущности инновационного проекта, основных критериев оценки инновационных проектов, эффективности инвестиционного проекта, управления реализацией инновационных проектов.

Структура контрольной работы представляет собой: Введение, основная часть, заключение, приложения, литература (список использованной литературы).

Раздел 1. Сущность инновационного проекта

«Инновационный проект – это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации».

Идеи, замыслы и технические решения, а также реализующие их проекты имеют различные уровни научно-технической значимости:

- модернизационный , когда конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются (расширение размерных рядов и гаммы изделий; установка более мощного двигателя и др.);

- новаторский , когда конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего (добавление новых качеств, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий);

- опережающий , когда конструкция основана на опережающих технических решениях (введение турбореактивных двигателей, ранее нигде не применявшихся);

- пионерный , когда появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции (композитные материалы; первые радиоприемники, электронные часы, ракеты; биотехнологии).

С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются следующим образом:

1) монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;

2) мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделения;

3) мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотню монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. Например, техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.

По выполняемым объемам работ и продолжительности проекты могут быть краткосрочными (1-2 года), среднесрочными (до 5 лет) и долгосрочными (более 5 лет).

1.1. Этапы инновационного проекта

фазами . Каждая фаза разработки и реализации проекта имеет свои цели и задачи (см. Приложение 1).

Создание и реализация проекта включают следующие этапы :

Формирование инвестиционного замысла (идеи);

Исследование инвестиционных возможностей;

Технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО);

Подготовка контрактной документации;

Подготовка проектной документации;

Строительно-монтажные работы;

Эксплуатация объекта;

Мониторинг экономических показателей.

Под этапом формирования инвестиционного замысла (идеи) понимается задуманный план действий. На этом этапе необходимо определить субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники в зависимости от деловых намерений разработчика идеи.

Субъектом инвестиций являются коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования, использующие инвестиции.

Объектами инвестиций могут быть :

Строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых продуктов и услуг;

Комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированных на решение одной программы (задачи).

В инвестиционном проекте используются следующие формы инвестиций :

Денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, ценные бумаги и т. п.);

Здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, любое другое имущество, используемое в производстве или обладающее ликвидностью;

Имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом.

Этап «исследование инвестиционных возможностей» предусматривает:

Предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта;

Оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги);

Подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу учеников;

Оценку предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и предварительную оценку коммерческой эффективности;

Подготовку предварительных оценок по разделам ТЭО, в частности оценку эффективности проекта;

Утверждение результатов обоснования инвестиционных возможностей;

Подготовку контрактной документации на проектно-изыскательские работы.

Цель исследования инвестиционных возможностей – подготовка инвестиционного предложения для потенциального инвестора. Если потребности в инвесторах нет и все работы производятся за счет собственных средств, тогда принимается решение о финансировании работ по подготовке ТЭО проекта.

Этап «ТЭО проекта» в полном объеме предусматривает:

Проведение полномасштабного маркетингового исследования;

Подготовку программы выпуска продукции (реализации услуг);

Подготовку исходно-разрешительной документации;

Разработку технических решений, в том числе генерального плана;

Градостроительные, архитектурно-планировочные и строительные решения;

Инженерное обеспечение;

Мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне;

Описание организации строительства;

Данные о необходимом жилищно-гражданском строительстве;

Описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и служащих;

Формирование сметно-финансовой документации;

Оценку рисков, связанных с осуществлением проекта;

Планирование сроков осуществления проекта;

Оценку коммерческой эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций);

Формирование условий прекращения реализации проекта.

1.2. Элементы инновационного проекта

К основным элементам инновационного процесса относятся (см. рис. 1.1):




Рис. 1.1 Основные элементы инновационного процесса.

Инновационные проекты могут формироваться в составе научно-технических программ, реализуя задачи отдельных направлений (заданий, разделов) программы, и самостоятельно, решая конкретную проблему на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Формирование инновационных проектов для решения важнейших научно-технических проблем (задач) обеспечивает:

Комплексный, системный подход к решению конкретной задачи (цели) научно-технического развития;

Количественную конкретизацию целей научно-технического развития и строгое отражение конечных целей и результатов проекта в управлении инновациями;

Непрерывное сквозное управление процессами создания, освоения, производства и потребления инноваций;

Обоснованный выбор путей наиболее эффективной реализации целей проекта;

Сбалансированность ресурсов для реализации инновационного проекта;

Межведомственную координацию и эффективное управление сложным комплексом работ по проекту.

1.3. Основные участники инновационного проекта

Реализация замысла инновационного проекта обеспечивается участниками проекта. В зависимости от вида проекта в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков (иногда сотен) организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу. Вместе с тем все эти организации в зависимости от выполняемых ими функций принято объединять в конкретные группы (категории) участников проекта. Схематичное изображение основных участников проекта приведено на рис. 1.2.


Рис. 1.2 Основные участники проекта.

Заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое лицо, так и юридическое.

Инвестор – физические или юридические лица, вкладывающие средства в проект. Инвестор может быть и заказчиком. Если это не одно и то же лицо, то инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта.

Проектировщик – специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию. Ответственной за выполнение всего комплекса работ обычно является одна организация, называемая генеральным проектировщиком. За рубежом ее представляют архитектор и инженер. «Архитектор – это лицо или организация, имеющие право профессионально, на основе соответствующим образом оформленной лицензии выполнять работу по созданию проектно-сметной документации. Инженер - это лицо или организация, имеющие лицензию на занятие инжирингом, т.е. комплексом услуг, связанных с процессом производства и реализации продукции проекта».

Поставщик – организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки). Исполнитель (организация-исполнитель, подрядчик, субподрядчик) – юридические лица, несущие ответственность за выполнение работ по контракту (производственные предприятия, ВУЗы и т.д.).

Научно-технические советы (НТС) – ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий для достижений проектных целей; организующие конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.

Руководитель проекта юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Команда проекта – специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей. Состав и функции команды проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта. Команда проекта вместе с руководителем проекта является разработчиком проекта. Для выполнения части своих функций разработчик может привлекать специализированные организации.

Поддерживающие структуры проекта – это организация различных форм собственности, содействующие основным участникам проекта в выполнении задач проекта и образующие вместе с ними инфраструктуру инновационного предпринимательства. К поддерживающим структурам относятся: инновационные центры, фонды поддержки программ, проектов; консалтинговые фирмы; органы независимой экспертизы; аудиторские фирмы и т.п.


Рис. 1.3 Виды инновационных проектов.

Многообразие возможных целей и задач научно-технического развития предопределяет большое разнообразие видов инновационных проектов. Общепринятой классификации их не существует. Я классифицировал инновационные проекты по таким признакам как период реализации проекта, характер его целей, вид удовлетворяемой потребности, тип инноваций и уровень принимаемых решений (см. рис. 1.3).

В зависимости от времени, затрачиваемого на реализацию проекта и достижения его целей, инновационные проекты могут быть подразделены на долгосрочные (стратегические), период реализации которых превышает пять лет, среднесрочные с периодом реализации от трех до пяти лет и краткосрочные – менее трех лет. С точки зрения характера целей проект может быть конечным, т.е. отражать цель решения инновационной проблемы (задачи) в целом, или промежуточным, связанным с достижением промежуточных результатов решения сложных проблем. По виду удовлетворяемых потребностей проект может быть ориентирован на существующие потребности или на создание новых. Классификация инновационных проектов по типу инноваций предполагает деление их на введение нового (радикального) или усовершенствованного (инкрементального) продукта; введение нового или усовершенствованного метода производства; создание нового рынка; освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов; реорганизация структуры управления. По уровню принятий решений и сфер, охватываемых инновационными проектами, они подразделяются на: федеральные и президентские инновационные проекты, основные задания которых могут включаться в состав федеральных научно-технических программ; региональные инновационные проекты, задания которых могут включаться в региональные научно-технические программы; отраслевые (межотраслевые) инновационные проекты, задания которых могут включаться в планы министерств и ведомств РФ.

Принадлежность инновационного проекта к тому или иному виду определяет его специфическое содержание и использование особых методов формирования и управления проектом. Единство проектных принципов позволяет использовать общие методологические положения для управления инновационными проектами.

Что касается содержания инновационных проектов можно выделить три аспекта рассмотрения содержания инновационного проекта по: стадиям инновационной деятельности; процессу формирования и реализации; элементам организации. Инновационный проект охватывает все стадии инновационной деятельности, связанной с трансформацией научно-технических идей в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности либо в новый подход к социальным услугам. С точки зрения стадий осуществления инновационной деятельности проект включает в себя научно-исследовательские работы, проектно-конструкторские и опытно-экспериментальные работы, освоение производства, организацию производства и его пуск, маркетинг новых продуктов, а также финансовые мероприятия.

В основе рассмотрения содержания инновационного проекта по процессу его формирования и реализации, т.е. технологически, лежит концепция жизненного цикла инновационного проекта, которая исходит из того, что инновационный проект есть процесс, происходящий с течение конечного промежутка времени. В таком процессе можно выделить ряд последовательных по времени этапов (фаз), различающихся по видам деятельности, обеспечивающих его осуществление.

Инновационный проект, рассматриваемый как процесс, совершающийся во времени, охватывает следующие этапы:

Формирование инновационной идеи (замысла);

Разработка проекта;

Реализация проекта; - завершение проекта;

Раздел 2. Сущность и принципы управления инновационными проектами

Управление инновационными проектами должно основываться на совокупности научно обоснованных и проверенных практикой принципов. К числу основных принципов относятся:

- принцип селективного управления. Суть принципа – в поддержке проектов по приоритетным направлениям развития науки и адресной поддержке инноваторов – авторов комплексных проектов;

- принцип целевой ориентации проектов на обеспечение конечных целей. Этот принцип предполагает установление взаимосвязей между потребностями в создании инноваций и возможностями их осуществления. При этом конечные цели конкретных проектов ориентируются на потребности, а промежуточные – на конечные цели этих проектов;

- принцип полноты цикла управления проектами. Предполагает замкнутую упорядоченность составных частей проектов как систем.

- принцип этапности инновационных процессов и процессов управления проектами. Предполагает описание полного цикла каждого этапа формирования и реализации проекта;

- принцип иерархичности организации инновационных процессов и процессов управления ими предполагает их представление с разной степенью детальности, соответствующей определенному уровню иерархии.

- принцип многовариантности при выработке управленческих решений. Инновационные процессы протекают под сильным воздействием неопределенных факторов, учитываемых в процессе управления.

- принцип системности, состоящий в разработке совокупности мер, необходимых для реализации проекта во взаимосвязи с концепцией развития страны в целом;

- принцип комплексности. Разработка отдельных увязанных между собой элементов проектной структуры, обеспечивающих достижение подцелей, должна осуществляться в соответствии с общей целью того или иного проекта;

- принцип обеспеченности, состоящий в том, что все мероприятия, предусмотренные в проекте, обеспечиваются различными видами необходимых для его реализации ресурсов: финансовых, информационных, материальных, трудовых.

2.1. Порядок разработки инновационного проекта

«Разработка инновационного проекта представляет собой особым образом организованную научно-исследовательскую работу (НИР) прогнозно-аналитического и технико-экономического характера, связанную с постановкой цели инновационного проекта, разработкой его концепции, планированием проекта и оформлением его проектно-сметной документации». }