Меню Рубрики

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан. Бесплатное обучение от центра занятости: специальности, отзывы Повышение квалификации и переподготовка граждан

Повышение квалификации и переподготовка безработных граждан

Все граждане Российской Федерации имеют право на бесплат­ную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профес­сии), трудоустройства, возможности профессионального обуче­ния. Безработные граждане имеют также право на бесплатное по­лучение услуг по психологической поддержке, профессиональ­ной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образова­тельных учреждениях профессионального и дополнительного об­разования, учебных центрах органов службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с договорами. Профессиональ­ное обучение безработных граждан является интенсивным и, как правило, не превышает шести месяцев, а в отдельных случаях - календарного года.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению службы занятости, если˸

1) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

2) необходимо изменить профессию (специальность, род за­нятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

3) гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Право пройти профессиональную подготовку, повышение ква­лификации и переподготовку в приоритетном порядке имеют без­работные инвалиды, безработные граждане по истечении шести­месячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Гражданам, проходящим профессиональную подготовку, по­вышение квалификации и переподготовку по направлению орга­нов службы занятости, во время обучения выплачивается стипен­дия. При необходимости органы службы занятости могут оплачивать стоимость проезда до места обучения и обратно и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподго­товку в другую местность.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия ʼʼзанятостьʼʼ. Какие виды занятости вам известны?

2. Чем заработок отличается от трудового дохода?

3. Перечислите полномочия Федеральной службы по труду и занято­сти.

4. Кто и в каком порядке должна быть признан безработным?

5. Какие граждане не могут быть признаны безработными?

6. Охарактеризуйте правовой статус безработного.

7. Что такое пособие по безработице? В каком порядке оно выплачи­вается?

8. Как осуществляются профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан?

Повышение квалификации и переподготовка безработных граждан - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Повышение квалификации и переподготовка безработных граждан" 2015, 2017-2018.

В пункте 1 статья 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены возможные случаи направления безработных граждан для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. К их числу относятся: 1«1 Ильина А.Ю. Заполняем справку для службы занятости // Зарплата, 2012, № 4»

  • - отсутствие возможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
  • - наличие необходимости изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
  • - утрата гражданином способности к выполнению работы по прежней профессии. Прохождение профессионального обучения является правом безработного гражданина.

Реализация данного права влечет возникновение у органов службы занятости, направивших гражданина на обучение, новых обязанностей, например, по предоставлению безработному подходящей работы в соответствии с полученными в ходе такого обучения навыками. Тогда как отказ от реализации данного права в отдельных случаях сопряжен для гражданина с неблагоприятными последствиями.

В частности, прекращение обучения по направлению органов службы занятости является одним из оснований для приостановления выплаты пособия по безработице. Однако наличие неблагоприятных последствий не превращает право гражданина на профессиональное обучение в обязанность. Отказ от реализации любого права всегда связан с неблагоприятными последствиями, поскольку в этом случае не возникает корреспондирующей данному праву обязанности. В связи с чем и отказ от прохождения профессионального обучения по направлению органов службы занятости освобождает от обязанности выплачивать пособие по безработице в течение установленного законодательством срока. 1«1 Егоркина О. «Арсенал предпринимателя», как рассчитать средний заработок для пособий по безработице 2013, № 2»

Такой отказ свидетельствует об отсутствии у безработного гражданина готовности выполнять работу, которую ему может предложить орган службы занятости. В связи с чем приостановление выплаты пособия по безработице в связи с отказом от профессионального обучения по направлению службы занятости не вступает в противоречие и с понятием безработного гражданина, одним из составляющих которого является готовность приступить к подходящей работе.

Из пункте 2 статьи 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» следует, что профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Следовательно, по направлению органов службы занятости гражданин может обучаться в учебных заведениях, с которыми орган службы занятости, где гражданин состоит на учете в качестве безработного, заключил соответствующий договор. Для гражданина данное обучение проводится бесплатно. Ст. 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрена выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости. Данная стипендия заменяет пособие по безработице.

Гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, стипендия выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за три последних месяца работы по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. При этом размер стипендии указанных лиц не может быть меньше 20 процентов данного минимума и 100 рублей в месяц.

Лица, обучающиеся по направлению органов службы занятости, также имеют право на увеличение стипендии при наличии у них иждивенцев в размерах, которые установлены для аналогичного увеличения пособий по безработице.

В соответствии с пункте 4 статьей 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, в период профессионального обучения по направлению службы занятости стипендия выплачивается:

  • - постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим режимом при обучении на данной территории - в повышенном на 20 процентов размере;
  • - постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение при условии обучения на данной территории - в повышенном на 50 процентов размере;
  • - постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы при условии обучения на территории этой зоны - в повышенном на 100 процентов размере. 1«1 Забрамная Е.Ю. Органы занятости желают знать... // Главная книга., 2011, № 8»

В п. 6 статьи 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрена возможность уменьшения размера получаемой гражданином стипендии на 25 процентов сроком на один месяц или приостановления ее выплаты на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительных причин. Решение о приостановлении или об уменьшении размера стипендии принимается органом службы занятости, направившим гражданина для прохождения обучения. Данное решение должно быть законным и обоснованным, оно не может быть продиктовано формальными соображениями. Например, нерегулярное посещение занятий без уважительных причин при успешном освоении преподаваемых дисциплин едва ли можно признать законным поводом для снижения стипендии или приостановления ее выплаты.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области занятости населения. Одним из главных направлений государственной политики в данном направлении является реализация прав и исполнение обязанностей органами службы занятости.

Из пункта 1 статьи 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» можно выделить следующие основные обязанности органов службы занятости населения: 1«1 Сойфер В.Г. "Законодательство и экономика", занятость рабочих мест: некоторые актуальные проблемы, 2011, № 10»

  • - обеспечивать реализацию федеральных, региональных и других целевых программ содействия занятости населения, выключая программы занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  • - оказывать содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • - организовывать при необходимости профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан;
  • - осуществлять социальные выплаты в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказывать материальную и иную помощь безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании;
  • - давать консультации по вопросам применения законодательства о занятости населения.

Помимо Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» деятельность органов службы занятости регламентируется Положением о Департаменте федеральной государственной службы занятости, утвержденным Приказом Минтруда РФ № 274. В нем имеются дополнительные по сравнению с названным Законом обязанности органов службы занятости, к примеру, обязанность осуществлять контроль за исполнением работодателями независимо от их форм собственности законов и других нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию органов службы занятости населения. Возложение дополнительных обязанностей на органы службы занятости путем принятия подзаконных актов не противоречит действующему законодательству. Новые обязанности органов службы занятости корреспондируют дополнительным правам граждан, что соответствует правовым принципам.

Из названных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов службы занятости, можно выделить следующие права этих органов:

  • - запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей материалы, необходимые для осуществления своей деятельности;
  • - посещать в установленном порядке организации для ознакомления с условиями труда и соответствием уровня организации работы по профессиональной подготовке и переподготовке работающих потребностям рынка труда, принимать участие в работе комиссий, создаваемых в случае массового высвобождения, участвовать в решении других вопросов, относящихся к компетенции органов службы занятости;
  • - выступать в качестве учредителей учебных центров;
  • - разрабатывать и вносить предложения по вопросам квотирования рабочих мест для лиц, нуждающихся в особой социальной защите;
  • - давать заключения о привлечении иностранной рабочей силы;
  • - давать заключения по вопросам лицензирования деятельности по содействию занятости населения.

Перечень прав органов службы занятости также не является исчерпывающим. Однако на уровне подзаконных актов органы службы занятости не могут быть наделены дополнительными правами, корреспондирующими обязанностям граждан, поскольку в этом случае происходит ограничение прав и свобод человека и гражданина. Напомним еще раз, что в соответствии со стаьей 55 Конституции РФ подобные ограничения могут появляться исключительно в федеральных законах и лишь для достижения перечисленных в этой конституционной норме целей. 1«1 Полятков С. Консультируют специалисты службы занятости // Арсенал предпринимателя, 2012, № 10»

Тогда как дополнительные права органов службы занятости, корреспондирующие обязанностям работодателей, могут появляться и в подзаконных актах. В связи с изложенным перечень прав органов службы занятости, данный в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», не является исчерпывающим, он может быть дополнен на уровне актов органов исполнительной власти правами, корреспондирующими дополнительным обязанностям работодателей. Тогда как перечень прав органов службы занятости, корреспондирующих обязанностям граждан, определен в названном Законе исчерпывающим образом. 2«2 Забрамная Е.Ю. Органы занятости желают знать... // Главная книга, 2011, № 8»

К числу граждан, нуждающихся в особой социальной защите, в статье 5 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" отнесены:

  • - инвалиды;
  • - граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходим постоянный уход, помощь или надзор;
  • - лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по не зависящим от них причинам;
  • - молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу;
  • -лица предпенсионного возраста, то есть за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту);
  • - беженцы и вынужденные переселенцы;
  • - граждане, уволенные с военной службы и члены их семей;
  • - одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
  • - семьи, в которых оба родителя признаны безработными;
  • - граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф.

Данный перечень лиц, нуждающихся в особой социальной защите, не является исчерпывающим. В подзаконных актах, в региональном законодательстве к их числу могут быть отнесены и другие категории лиц, являющихся безработными.

Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите, может происходить путем бронирования рабочих мест. Установление брони на имеющиеся у работодателя рабочие места означает, что на эти места будут приняты лица, нуждающиеся в особой социальной защите. Таким образом, квотирование предполагает создание новых рабочих мест для указанных лиц. Тогда как бронирование означает установление брони для приема этих лиц на имеющиеся у работодателя рабочие места.

Квотирование и бронирование рабочих мест влечет возникновение у работодателей обязанности по приему на эти места лиц, нуждающихся в особой социальной защите. Соответственно у названных лиц возникает право поступления на работу на данные рабочие места. При отказе работодателя выполнить обязанность по приему на работу лиц, нуждающихся в особой социальной защите, они могут требовать восстановления нарушенного права в судебном порядке, например, путем предъявления к работодателю иска об обязании заключить трудовой договор в счет квоты или забронированных рабочих мест. 1«1 Гусева Т.С. «Российская юстиция», правовое регулирование пособий по безработице: международные стандарты, зарубежный опыт, российская действительность, 2011, № 10»

Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите, может быть осуществлена путем предоставления возможности в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку. В пункте 3 статьи 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости предоставлено безработным инвалидам, безработным гражданам по истечении шестимесячного периода безработицы, гражданам, уволенным с военной службы, женам (мужьям) военнослужащих или гражданам, уволенным с военной службы, выпускникам общеобразовательных учреждений, а также гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности).

Праву перечисленных граждан пройти в приоритетном порядке профессиональное обучение корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить возможность обучения в привилегированном порядке. Невыполнение органом службы занятости данной обязанности позволяет перечисленным гражданам защищать свои права в установленном законодательством порядке, к примеру, путем предъявления требований к органу службы занятости о направлении в учебное заведение, с которым у этого органа имеется соответствующий договор. Подобные заявления могут быть рассмотрены в суде общей юрисдикции.

Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной поддержке, может быть осуществлена путем предоставления им преимущественного права на участие в общественных работах.

По действующему законодательству таким правом пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев. Однако в региональном законодательстве может быть предусмотрено право приоритетного участия в общественных работах и других категорий безработных граждан. Данному праву должна корреспондировать обязанность органов службы занятости по приоритетному направлению указанных лиц на общественные работы. При невыполнении данной обязанности граждане могут требовать в судебном порядке заключения с ними срочного трудового договора на выполнение общественных работ. Такие требования также могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции.

В рамках Федеральной программы развития кадрового потенциала России на период до 2000 года внедряется специальная Программа содействия развитию персонала на производстве (1994)1. Она предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики по содействию предприятиям в подготовке, переподготовке и повышении квалификации персонала. Общая стратегия намечаемых мер заключается в предоставлении широких возможностей персоналу предприятий для профессионального роста и самореализации, получения знаний и навыков непосредственно на рабочих местах, необходимых в период перехода к рыночным условиям хозяйствования, и построения в перспективе на этой основе непрерывного обучения кадров на производстве.

Профессиональная переподготовка безработных относится к системе дополнительного профессионального образования. Это поднятие более широкое, чем профессиональное переобучение, поскольку данный процесс включает помимо обучения «другой» профессии профессиональную переориентацию человека, потерявшего работу, и его профессиональную адаптацию на новом рабочем месте после переобучения. Организатором профессиональной переподготовки безработных становится служба занятости населения, основной функцией которой является содействие безработным; гражданам в трудоустройстве.
Специалисты службы занятости оказывают профессионально ориентационные услуги безработному на этапе поиска нового профессионального старта, на этапе выбора нового профессионального пути и направления переподготовки. Безработный нуждается в такой помощи, поскольку не готов самостоятельно сделать выбор.

Глава 7. подготовка и переподготовка безработных

Государственная служба занятости участвует в программе «Поддержка развития предпринимательства и самостоятельной занятости», предусматривающей широкий спектр мер по развитию малого бизнеса в России, и берет на себя организацию профконсультирования и обучения основам предпринимательства, финансовую поддержку малого бизнеса на стадии становления; создание бизнес-инкубаторов и социально-деловых центров содействия самозанятости населения. В рамках программы обучения основам предпринимательской деятельности и организации собственного дела свыше 30 тыс. человек в течение 1997 г. заключили договор со службой занятости. В период реформы резко обострилась проблема роста квалификации работников, занятых на предприятиях.


Многим из них недостает не только профессиональных знаний, но и культуры труда, психологической устойчивости, умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях.

Повышение квалификации и переподготовка безработных граждан

Повышение эффективности обучения безработных невозможно без обращения к андрагогике, в центре внимания которой находится взрослый учащийся с его жизненным опытом, проблемами, потенциальными возможностями и интересами. Поэтому важно, чтобы преподаватели, работающие с безработными, имели специальную подготовку в области андрагогики. Их деятельность должна предусматривать: отзывчивость к требованиям и ожиданиям взрослых, потерявших работу, понимание их проблем; способность реально оценивать потенциал обучающихся и прогнозировать ожидающие их трудности; свободное владение современными технологиями обучения; умение проводить как групповую, так и индивидуальную работу.
Ключевой вопрос в организации обучения безработных - разработка его содержания.

Подготовка, переподготовка и повышениеквалификации занятых и безработных граждан

Реализация данного права влечет возникновение у органов службы занятости, направивших гражданина на обучение, новых обязанностей, например, по предоставлению безработному подходящей работы в соответствии с полученными в ходе такого обучения навыками. Тогда как отказ от реализации данного права в отдельных случаях сопряжен для гражданина с неблагоприятными последствиями. В частности, прекращение обучения по направлению органов службы занятости является одним из оснований для приостановления выплаты пособия по безработице.
Однако наличие неблагоприятных последствий не превращает право гражданина на профессиональное обучение в обязанность. Отказ от реализации любого права всегда связан с неблагоприятными последствиями, поскольку в этом случае не возникает корреспондирующей данному праву обязанности.

Электронная библиотека

Есть четко фиксированные международные тре­бования к уровням освоения английского языка, правилам вож­дения транспорта в условиях той или иной страны, оформлению конкурсных заявок, составлению резюме и др. Важно подчеркнуть, что выбор содержания образования дол­жен быть личностно ориентирован. Ведь безработный, как и вся­кий взрослый человек, приступающий к обучению, располагает неким запасом знаний и сложившимся набором личностных ха­рактеристик, которые неизбежно повлияют на успешность обуче­ния и потребуют выбора в нем индивидуального пути.
Вопросы для самоконтроля 1. Какие особенности безработных как социальной группы необходи­мо учитывать в организации их профессиональной переподготовки? 2. В чем сущность факторов, определяющих развитие системы про­фессиональной переподготовки безработных? 3.

Система подготовки и переквалификации безработных с помощью службы занятости

Первая группа целей, непосредственно связанная с процессом обучения, носит андрагогический характер и преду­сматривает: - формирование минимума профессиональных знаний и уме­ний, необходимых для того, чтобы работник приступил к выпол­нению своих профессиональных, производственных функций; - формирование готовности к овладению и овладение обоб­щенными способами деятельности, что в условиях ускоренного профессионального обучения имеет более важное значение, чем формирование знаний и умений; - обеспечение адекватности подготовки специалиста его но­вому рабочему месту. Вторая группа целей связана с развитием способности личности активно действовать в изменяющихся социально-эко­номических условиях, умения мобилизовать потенциальные воз­можности и обеспечить себе гарантии в сфере занятости. Реализа­ция этих целей имеет отсроченный эффект и носит социально значимый характер.

Система подготовки и переподготовки безработных с помощью службы занятости

Это побудило государство выступить инициатором воссоздания системы внутрипроизводственной подготовки кадров, приведения ее в соответствие с требованиями становления рынка труда. При этом предполагается, что система внутрипроизводственного обучения персонала будет обеспечивать расширенное воспроизводство трудового потенциала предприятий и организаций в соответствии с запросами развития техники, технологии, организации труда и производства; одновременно с этим корректировать стандарты качества образования в стране на всех ступенях профессионального обучения; носить массовый и вместес тем дифференцированный характер; иметь целевую направленность на решение практических задач предприятий; стимулировать работников к приобретению новых знаний и навыков.
Для изучения и распространения опыта эффективного использования профессионального потенциала, организации труда, управления, применения новых технологий и реорганизации производства создана Ассоциация развития персонала (АРП), которая действует на договорной основе между предприятиями и организациями различных отраслей экономики и форм собственности. В сферу деятельности Ассоциации развития персонала входит проведение мониторинга производственной сферы; разработка методологии программ развития персонала предприятий и др. В современных условиях возрастает значение не только всей системы подготовки как особого направления социальной защиты, но и профориентации, что обусловливает необходимость расширения спектра профориентационных услуг на рынке труда.

Социальная защита трудящихся, осуществляемая в этом направлении, может считаться эффективной при условии, если она удовлетворяет ряду требований. Социальная защита безработных граждан, стремящихся повысить свою квалификацию или получить новую профессию, должна основываться не только на свободном выборе самими гражданами форм и видов обучения, нои одновременно с этим, по возможности, должна быть обеспечена преемственность между имеющейся и вновь приобретаемой квалификацией, навыками трудовой деятельности, а также соответствие получаемой профессии потребностям рынка труда. Обучение целесообразно проводить на блочно-модульной основе с использованием высокоэффективных интенсивных учебных технологий и компьютерных методик в соответствии с образовательными стандартами и требованиями работодателей1.

При этом в 1998 г. доля прошедших обучение в ПТУи техникумах составила 21,9%; в вузах, на факультетах и в институтах повышения квалификации — 13,6%; в учебно-курсовых комбинатах, технических школах — 32,9%; в учебных центрах службы занятости — 17,9%. Безработным гражданам при отсутствии подходящей работы, исходя из требований работодателей и с учетом их индивидуальных интересов и склонностей, службой занятости может быть предложена первичная профессиональная подготовка, если они не имеют профессии, переподготовка и освоение второй (смежной, совмещенной) профессии, если невозможно подобрать им подходящую работу с учетом прежней профессии и квалификации, а кроме того, повышение квалификации. Доля прошедших подготовку (первичное обучение) и переподготовку составляет 81,9%, обученных вторым (смежным) профессиям — 15%, повысивших квалификацию — 3,1%.

В п. 1 ст. 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены возможные случаи направления безработных граждан для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. К их числу относятся: 1) отсутствие возможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; 2) наличие необходимости изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; 3) утрата гражданином способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности). Прохождение профессионального обучения является правом безработного гражданина.

Служба занятости предоставляет не только работу для людей, но и обучение. Если своя профессия не очень востребованная, то можно освоить новую. Обычно такие центры предлагают несколько специальностей, из которых можно выбрать подходящую для себя. Обучение от центра занятости позволяет получить документ, с помощью которого можно Причем все это предоставляется бесплатно, поскольку для финансируется бюджетом. Необходимо лишь знать, что для этого требуется.

Плюсы переквалификации

После потери работы человек обычно обращается на биржу труда, где предлагаются вакансии. Иногда люди не могут выбрать подходящую специальность. Но для этого есть от центра занятости. Преимущества таких курсов заключается в том, что:

  • вакансии востребованные;
  • будет освоена новая профессия;
  • новые знания не будут лишними;
  • обучение бесплатное, поскольку его оплачивает государство;
  • многим категориям граждан предоставляется стипендия.

Обучение от центра занятости проводятся опытными преподавателями, специалистами различных учебных заведений. Безработным предлагается не только переобучение, но и Выданный документ послужит для трудоустройства.

Минусы обучения

Но профессиональное обучение от центра занятости имеет и недостатки:

  • не всегда есть интересные вакансии, иногда подходящие приходится ждать достаточно долго;
  • техническая оснащенность во многих регионах не такая богатая;
  • если после обучения отказаться от нескольких вакансий, то безработному не выплачивают пособие.

Поэтому следует тщательно подумать, прежде чем записываться на обучение от центра занятости. Отзывы свидетельствуют о необходимости переподготовки, ведь после этого появляются возможности трудоустройства. Многие граждане рады получить бесплатное обучение по интересующей специальности, тем более, что оно проводится в удобное время. Большинство людей курсы привлекают из-за отсутствия платы.

Все же есть и такие отзывы, свидетельствующие о малоэффективности переподготовки. На бирже не всегда могут предложить интересную для человека профессию. И тогда приходится ждать нужной вакансии достаточно долго.

Кому требуется обучение?

Бесплатные курсы при центре занятости для безработных положены по законодательству России. На них могут записаться все безработные граждане. Обучение выполняется в следующих случаях:

  • отсутствие квалификации;
  • сложности с подбором вакансии;
  • необходимость изменения профессии;
  • невозможность гражданина выполнять свою работу.

Главной целью курсов является дальнейшее трудоустройство, повышение конкурентоспособности, открытие своего бизнеса.

Виды профессий

Список предложений для переподготовки достаточно богатый. Во многих центрах он достигает 70 профессий. Самыми популярными являются следующие сферы:

  • экономическая: бухгалтер;
  • рабочая: сантехник, слесарь, токарь;
  • обслуживание: повар, охранник, секретарь;
  • социальная: психолог, воспитатель;
  • предпринимательство;
  • IT: дизайнер;
  • творческая и образовательная;
  • менеджмент;
  • медицинская.

В каждом регионе перечень профессий может отличаться, все зависит от рынка труда региона, а также наличия учебных заведений и преподавателей. Во многих организациях можно пройти обучение на сварщика от центра занятости. Курсы бухгалтеров тоже являются востребованными, поскольку с этой специальностью сотрудники требуются практически везде. Всю необходимую информацию можно получить только в центре занятости.

У каждого человека есть право выбора специальности, никто не может произвольно записать его на обучение любой профессии. При желании можно не идти на курсы, а ждать появления подходящей вакансии.

Особенности поступления

Срок обучения длится 1-6 месяцев в зависимости от программы. Группы набираются в разное время года. В некоторых заведениях есть очереди, благодаря чему можно обучиться на желаемую профессию.

Курсы бухгалтеров - самое востребованное направление, поскольку оно предоставляет возможность выгодного трудоустройства. Профессия эта всегда ценится, и тем более такие сотрудники получают высокую и стабильную зарплату. Распространено обучение мам в декрете от центра занятости. В этот период они получают пособие и осваивают новую профессию.

Льготы в обучении

Хоть право повышения квалификации есть у всех безработных граждан, все же есть приоритетные группы лиц, которым отдается большее предпочтение:

  • инвалиды;
  • безработные, стоящие на учете больше 6 месяцев;
  • уволенные граждане;
  • потерявшие работу военнослужащие и их семьи;
  • выпускники школ.

Таким людям центр занятости предлагает все имеющиеся профессии, из которых можно выбрать понравившиеся. Государству важно трудоустроить их в первую очередь.

Если есть опыт профессионального обучения, то в центре занятости надо требовать поступление на необходимый курс. Также важно узнать, откуда финансируется такое повышение квалификации.

Обучение от центра занятости для многих граждан осуществляется с выплатой стипендии. Также предоставляется одноразовая материальная помощь, компенсация проезда, проживания, если есть необходимость пребывания в другой местности.

Средства могут и не выплачивать, когда человек не посещает обучение. После этого предоставляется документ, подтверждающий получение специальности. С ним можно трудоустраиваться.

В декрете

Обучение от центра занятости предлагается и для молодых мам, которые находятся в декрете. Важно, чтобы ребенку было до 3 лет, а у женщины официальное трудоустройство.

Необходимо соблюдение следующих условий:

  • обращаться нужно только в тот центр занятости, который закреплен по месту жительства;
  • обучение предоставляется только тогда, если оно одно во время отпуска по уходу за ребенком;
  • на момент окончания обучения отпуск еще должен быть действительным;
  • если нет работы по неполному рабочему дню или на дому.

Что требуется из документов?

Прежде чем приступить к обучению, в центре занятости предлагают собрать список документов:

  • заявление;
  • паспорт;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • копия документа, подтверждающая декретный отпуск.

Какие услуги предоставляются?

Центром занятости предлагается полноценное обучение, в которое входят следующие услуги:

  • профессиональное ориентирование: есть возможность прохождения теста, на основе которого будет выбрана подходящая специальность;
  • ознакомление с рынком труда, предоставляющим возможности трудоустройства;
  • направление на обучение.

Виды обучения

В зависимости от необходимости выбираются следующие виды обучения:

  • Подготовка: за короткое время происходит приобретение навыков.
  • Переподготовка: изучаются программы для получения дополнительных знаний, умений и навыков.
  • Повышение квалификации: совершенствование личных знаний, умений и навыков по полученной профессии.

В центре занятости профессии подбираются на основе пожеланий, а также имеющегося образования, профессиональной квалификации, времени отпуска.

Где происходит обучение?

Обычно его осуществляют вузы, образовательные учреждения, сотрудничающие с центром занятости. Перечень заведений должны быть предоставлены работниками биржи труда или на их сайте.

Иногда на обучение отправляют в другой город. В этом случае положена компенсация расходов за проезд и проживание. Все это подтверждается документально.

Как выполняется обучение?

По формам обучение бывает:

  • очным;
  • очно-заочным (вечерним).

Занятия могут проходить в индивидуальной и групповой форме. Также практикуется дистанционное обучение. Длительность курсов зависит от программы, но обычно она не больше 6 месяцев.

Особенности трудоустройства

После обучения можно устроиться, но следует знать, как правильно это сделать, чтобы найти подходящую вакансию. Работодатели выдвигают определенные требования к соискателям. Это связано с тем, что сотрудник будет выполнять одну из важных работ по развитию предприятия или компании. Поэтому к соискателям выдвигаются следующие требования:

  • Образование: предпочтительнее средне-специальное или высшее.
  • В некоторых вакансиях требуется знание иностранного языка.
  • Опыт работы: важен практически везде.

Если по всем критериям человек подходит, то его обязательно возьмут на работу. Также могут требоваться дополнительные навыки: вождение машины, знание английского языка. Эту информацию в резюме надо указать честно, поскольку неправда все равно будет выявлена.

Составление резюме

При поиске работы важно правильно составить резюме. Главной информацией в нем считается:

  • адрес;
  • семейное положение;
  • образование;
  • гражданство.

Резюме должно включать наличие дополнительных навыков. Нередко это помогает подобрать подходящую работу. К ним можно отнести знание языков, пользование компьютерными программами, вождение автомобиля.

После обучения можно получить направление на работу. Необходимо взять характеристику по прохождению практики. В резюме надо включить даже подработку, если такая была. Если же опыта нет, то это следует указать.

Собеседование

Если резюме работодателя устроило, то он приглашает соискателя на собеседование. Чтобы подготовиться к этому мероприятию, необходимо воспользоваться следующими советами:

  • вести себя надо уверенно;
  • голос должен быть твердый, а улыбка спокойная;
  • интервьюеру надо смотреть в лицо;
  • отвечать на вопросы следует честно;
  • желательно выбрать сдержанную одежду;
  • женщинам макияж надо делать неброский;
  • украшений в образе должны быть в небольшом количестве.

Даже при отсутствии опыта работы можно устроиться, если зарекомендовать себя. Важно показать желание работать и развиваться дальше. Нередко это позволяет получить желаемую должность.

После обучения центр занятости обычно предлагает несколько вакансий, предоставляя направление на работу. Большинство людей после обучения все-таки находят необходимую вакансию и успешно трудоустраиваются.

6.3. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка граждан по направлению органов службы занятости

В соответствии со ст. 9 Закона о занятости граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения. Зарегистрированные в качестве безработных имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости в случаях, если:
гражданин не имеет профессии (специальности);
невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности).
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.
Одной из задач работодателей является создание условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих.
В период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия, размеры которой устанавливаются на основании ст. 29 Закона о занятости.
Порядок прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан конкретизируется в подзаконных нормативных правовых актах. В частности, эти вопросы регулируются Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2000 г. (в ред. от 8 февраля 2001 г.), которым утверждено Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Раскройте понятие занятости. Перечислите формы занятости.
2. Охарактеризуйте основные направления политики российского государства в сфере содействия занятости и трудоустройства.
3. Назовите основные права граждан РФ в сфере содействия занятости и трудоустройства.

4. Раскройте понятие трудоустройства и перечислите основные признаки его правовой организации в РФ.
5. В чем проявляются особенности трудоустройства инвалидов, молодежи и иных наименее социально защищенных на рынке труда категорий субъектов? Что такое квотирование рабочих мест и для кого оно устанавливается?
6. Каков правовой статус зарегистрированного в органах государственной службы безработного? Что такое общественные работы?
7. Каково содержание профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения?

Андреева Л.А., Медведев О.М. Правовое регулирование обеспечения занятости в России: Учебник / Под общ. ред. О.М. Медведева. М., 1997.
Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь, 1992.
Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: теория и практика. М., 1998.
Горбачева Ж.А. Закрепление в новом Трудовом кодексе России гарантий прав граждан в сфере содействия занятости // Реформа трудового законодательства в России. Вып. 9. М., 2001.
Горбачева Ж.А. Правовое регулирование тестирования в странах Европейского Союза // Вестник МГУ. Серия «Право». 1999. N 1.
Доклад о состоянии занятости в мире в 1998 — 1999 гг. М., 1999.
Киселев И.Я. Трудовой договор: вопросы регулирования найма и увольнения (обзор зарубежного опыта). М., 1997.
Конвенции Совета Европы и Российская Федерация: Сборник документов. М., 2000.
Курс российского трудового права: В 2 т. Т. 2. Рынок труда и обеспечение занятости (правовые вопросы) / Под ред. Е.Б. Хохлова. М., 2001.
Права человека: Сборник международных документов. М., 1986.
Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права. Т. 1. М., 2003.
Международная организация труда. Конвенции и рекомендации 1919 — 1990: В 2 т. Женева, 1991.
МОТ: Труд на условиях подряда. Доклад N 6(1). МБТ, 85 сессия. Женева, 1997.
Пашков А.С. Занятость, безработица, трудоустройство. СПб., 1994.
Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Теория рынка труда. М., 1998.
Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Р.П. Колосовой, Г.Г. Меликьяна. М., 1996.