Меню Рубрики

Первое электронное правительство. Научная электронная библиотека. Примерные вопросы к экзамену

Введение
1. Электронное правительство как элемент формирования информационного общества
1.1. Электронное правительство, как концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу
1.2. Нормативно-правовая база электронного правительства Российской Федерации
2. Международный опыт внедрения электронного правительства
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Развитие системы электронного правительства как части государственного управления, посредством внедрения информационных компьютерных технологий с учетом административных преобразований происходящих в России, является непременным требованием для вхождения в глобальное информационное общество.

Актуальность темы вызвана, прежде всего, стремительным развитием современных информационно-коммуникационных технологий и общим ростом информационного взаимодействия, основанного на электронном обмене информацией. ФЦП «Электронная Россия» — программа по разработке и финансированию мероприятий реформы государственного управления. Она выполняет проекты административной реформы по решению проблем межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных услуг и исполнению других функций государства, а также создания «одной точки входа» для получения информации о структуре и функциях органов власти и государственных учреждений. Способствует повышению информационной открытости органов государственной власти и местного самоуправления для общества, рост эффективности их взаимодействия с гражданами и повышение качества услуг, оказываемых ими гражданам и организациям.

1. Электронное правительство как элемент формирования информационного общества

1.1. Электронное правительство, как концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу.

По историческим меркам, срок существования на планете информационных компьютерных технологий (далее ИКТ) — мгновение. Но человечество уже успело определить путь развития цивилизации — информационное общество. По современным воззрениям информационное общество – это такое общество, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом, новые информационные и телекоммуникационные технологии и техника становятся базовыми технологиями и техникой, а информационная среда наряду с социальной и экологической – новой средой обитания человека.

Сегодня все развитые страны мира переходят к информационному обществу, формирование которого признается неизбежным этапом развития человечества. Уже более двадцати лет формирование информационного общества является предметом программных разработок на национальном, международном и региональном уровнях. Данные разработки нацелены на выявление и реализацию эффективных путей продвижения стран к информационному обществу, а также на полноценное использование возможностей и преимуществ, возникающих у этих стран по мере продвижения по выбранному пути.

Процесс становления информационного общества протекает в разных странах с различной интенсивностью и особенностями. В самом общем виде можно выделить две модели такого становления: «западную» и «восточную».[i] В «западной» модели основная роль отводится либерализации рынка информационных супермагистралей и их универсальному обслуживанию. В «восточной» уделяется большее внимание сотрудничеству государства и рынка, наблюдается стремление установить связь между традиционными культурными ценностями и, неизбежными с формированием глобального информационного общества, социальными изменениями. В то же время в рамках каждой из этих моделей существуют свои различия, которые во многом определяются уровнем экономического и социально-политического развития того или иного социума. Сегодня становится ясно, что пока еще далеко не все страны готовы переступить новую ступень эволюции человеческого общества или даже подойти к ней, однако, если оценивать мировое развитие в целом, процесс формирования глобального информационного общества представляется необратимым.

Реализация информационного общества невозможна без внедрения электронного правительства. Электронное правительствоэто концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу. Составляющими качественного государственного управления являются: подотчетность(ответственность), прозрачность(открытость) органов власти, оперативность принятия решений.

В настоящее время можно выделить 4 основных модели «электронного правительства» , получивших практическое воплощение в США, Европе, Азиатско-тихоокеанском регионе и России. Условно их можно назвать так

континентально-европейская модель;

англо-американская модель;

азиатская модель;

российская модель, которая представлена в целевой федеральной программе «Электронная Россия (2002–2010 гг.)»

Связь электронного правительства с административными реформами, в самом общем виде, выражается в том, что оно, во-первых, служит инструментом реформы, во-вторых, обновляет интерес к административной реформе, в-третьих, высвечивает внутренние несогласованности в публичном управлении, в-четвертых, заставляет правительства следовать обязательствам лучшего управления, в-пятых, повышает легитимацию правительственной активности, в-шестых, говорит о готовности правительства меняться в соответствии с потребностями сегодняшнего дня.

Электронное правительство в зарубежных странах является частью административных реформ, в России же параллельно идет внедрение принципов электронного правительства и административной реформы. Только на бумаге ФЦП «Электронная Россия» выполняет проекты административной реформы по обеспечению прав граждан и организаций при информатизации процессов предоставлении государственных услуг и исполнению других функций государства, в том числе для получения информации о структуре и функциях органов власти и государственных учреждений, а также создания «одной точки входа» при электронном взаимодействии граждан и государства. На данный момент параллельный ход программ замедляет их, согласование занимает слишком много времени.

Зачастую в государстве ИКТ уже работают, а вот административного регулирования их нет. Получается внедрить компьютеры внедрили, а для граждан как все было так и осталось. Приходится приносить документы в их бумажном аналоге, узнавать всю необходимую информацию непосредственно на месте и бегать как и раньше по разным инстанциям. В идеале административная реформа должна опережать внедрение ИКТ. То есть сначала необходимо было бы регламентировать что и как должно работать, а потом посредством ИКТ осуществлять техническую работу. У нас пока все наоборот. Сначала сделают, а потом регламентируют, получается двойная работа.

Улучшение государственного управления является серьезной проблемой которая стоит на пути государства. Электронное управление позволит не отстать России от других стран, которые давно уже занимаются разрешением данной проблемы с разной степенью успеха

Понятие электронного госуправления охватывает широкий диапазон видов деятельности и действующих лиц и, тем не менее, на данный момент можно выявить три четких сектора. Это: госуправление-госуправление (G2G), госуправление-бизнес (G2B) и госуправление-граждане (G2C). Каждый из этих секторов представляет разную комбинацию мотивационных сил и инициатив. Вторжение государства в область деловых отношений Интернета на первых порах проявилось в возникновении новых терминов и условно-структурных направлений онлайновых операций. Пионеры разработки концепций электронного правительства (каковыми, как и в случаях со многими другими web-инициативами, оказались американцы) прежде всего ввели в систему интернет-обозначений в дополнение к уже устоявшимся к тому времени символам B (business) и С (customers) еще и понятие G (government), сведя формализацию (а точнее, формулизацию) задачи построения электронного правительства в упрощенном виде к выражению G2G+G2B+G2C, где первое слагаемое означает линию связи между разными функциями, органами и уровнями государственной власти по всей ее вертикали, второе - совокупность контактов между правительством и бизнесом, а третье - взаимоотношения государства с населением (C = не только customers, но и citizens).

Сектор госуправление-госуправление (G2G).

Во многих отношениях сектор G2G представляет собой как бы становой хребет электронного правительства. Говоря об электронном правительстве и в частности о внедрении сектора G2G, следует понимать, что прежде всего речь идет об информатизации всех управленческих процессов в органах государственной власти всех уровней, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании компьютерных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением и бизнес-структурами. Нельзя вести речь о том, что внутриправительственная трансакция реализована в электронном, безбумажном режиме, если в ведомствах не автоматизирован соответствующий процесс или нет электронного документооборота. Отдельные же операции, скажем, пересылка по электронной почте документа, который адресатом снова распечатывается для подачи на подпись другому чиновнику, ни коим образом не характеризуют правительство как электронное.

Казалось бы, в данном случае мы имеем дело с чисто техническим вопросом: существуют определенные Интернет-технологии (информационные сайты, электронная почта, электронные платежные системы и пр.) и применение этих технологий правительством может значительно расширить способности государства к исполнению своих функций. Однако сущность проблемы заключается в том, что зачастую простая имплантация элементов e-government в сложившиеся системы государственного управления не повышает их функциональности, а лишь придает видимость «осовременивания», на деле представляя собой источник бесполезных и устаревших сведений, автоматизацию ненужных процедур, симуляцию взаимодействия власти и общества и пр. Информации накоплено много, но она часто лежит «мертвым грузом» и не используется в процессе принятия решений. Пассивный характер информационного накопления является характерной чертой традиционной стратегии внедрения электронного правительства.

При реализации задач по приведению функций и процессов в соответствие с заявленными административной реформой целями могут быть использованы соответствующие открытые стандарты:

1. Совершенствование процессов целеполагания — IT Governance Implementation Guide, COBIT, COSO Internal Control, Australian standard AS 8015;

2. Управление проектами создания/приобретения/аутсорсинга и внедрения – ISO 12207, ISO 15504, TickIT, CMMI, Bootstrap, ГОСТ 34.601, ГОСТ 34.602, PMBOK, PRINCE2, APMs;

3. Эффективная организация эксплуатации — BS 15000, ISO 20000, COBIT, MOF, ITIL;

4. Управление информационной безопасностью, – ISO 13335, ISO 13569, ISO 17799, BS 7799-2, NIST standards, ГОСТ Р 51275-99, ACSI-33, COBIT Security Baseline, ENV12924, ISF Standard of Good Practice;

5. Управление рисками и непрерывностью деятельности AS/NZS 4360, COSO Enterprise Risk Management, PAS-56, AS/NZS 4360, HB 221-2004

6. Независимый аудит и мониторинг – ISO 19011, COBIT Audit Gudelines

7. Управления качеством государственных услуг — ISO 9001, EFQM, Baldrige National Quality Plan, ИСО/ ТО 10006:1997

Эффективность использования стандартов заключается в экономии значительных материальных и временных ресурсов за счет отсутствия необходимости повторно изобретать то, что уже изобретено и неоднократно проверено, и в возможности использования чужого опыта и лучших практик для решения поставленных задач.

Также среди тех мер, которые необходимо осуществить, чтобы улучшить качество государственного управления, следует особо выделить раскрытие государственной информации организациям и гражданам.

Раскрытие государственной информации автоматически обеспечивает рост прозрачности государства. Работающая система раскрытия информации уменьшает возможности для коррупции и злоупотреблений, лишая ведомства, ответственные за сбор и хранение «коммерчески ценной» информации сделать её предметом торга. Кроме того, раскрытая информация означает возможность сократить временные издержки на получение информации по запросу и поиск её в официальных изданиях.

Сектор госуправление-бизнес (G2B).

Термин G2B (Government-to-Business, или «Государство для бизнеса») очерчивает область взаимодействия государства и бизнеса с акцентом на активную сторону государственных структур. Цель G2B-услуг – повышение эффективности взаимодействия государства и бизнеса с помощью активного использования ИКТ, а также повышение открытости государства для бизнеса. Использование G2B-услуг дает администрациям возможность круглосуточно предоставлять услуги и информацию гражданам независимо от места их нахождения.

Использование Интернета органами управления как одна из возможностей повысить эффективность государственной власти вызывает особое внимание к инициативам в области построения электронных взаимоотношений государства и бизнеса со стороны деловых кругов. Сектор G2B включает в себя как продажу излишних правительственных товаров населению, так и закупки товаров и услуг. Хотя не все прямо зависят от использования информационной технологии, ряд различных методов закупок используется в отношении сектора G2B. Подряд, базирующийся на результатах, - это метод, в рамках которого платеж, производимый подрядчику, базируется на фактических целях и результатах работы. Подряды по принципу участия в сбережениях - это подряды, в рамках которых подрядчик сам платит по производимым расходам по проекту, таким, как установка новой компьютерной системы, и получает оплату из сбережений, возникших из перехода с предыдущей системы на новую. Обратные аукционы, с другой стороны, базируются на использовании информационной технологии и могли бы стать часто используемым методом приобретения товаров, которые стандартизованы и легко оцениваются по качеству, такие, как компоненты устаревших технологий и закупок офисного оборудования. Осуществляемые через Интернет обратные аукционы предполагают открытое участие компаний в торгах друг с другом в реальном режиме времени с целью заполучить правительственный контракт. Цель обратных аукционов состоит в том, чтобы снизить цены до уровня рынка. Вследствие того, что упор делается на цену, обратные аукционы являются наиболее подходящим решением в тех случаях, когда качество и ожидаемое функционирование товара является ясным и легко оцениваемым.

Сектор госуправление-граждане (G2C).

Третий сектор электронного правительства — это госуправление-население (G2C). Инициативы G2C предназначены облегчать взаимодействие населения с органами госуправления. Цель этих инициатив состоит в том, чтобы пытаться сделать такие операции, как продление лицензий и удостоверений, оплата налогов и подача заявлений о пособиях менее “времяемкими” и более простыми. Инициативы G2C также часто ставят своей целью расширить доступ к государственной информации посредством использования инструментов распространения информации, таких как веб-сайты и/или “киоски”.

Упрощение государственных услуг, которого с нетерпением ждут все граждане страны, предполагалось получить путем реализации концепции “одного окна”.Принцип «одного окна» - это часть административной реформы суть которого состоит в упрощении процедуры выдачи различных документов гражданам и организациям. Реализация данного проекта подразумевает экономию времени и сил для заявителя, а также снижение риска коррупции. «Одно окно» - безусловно, это шаг вперед и для властей и для предпринимателей. Бизнес поддерживает идею административной реформы, направленную на экономию времени и сил, а также снижение риска коррупции. Но в том виде, в котором действует эта система на сегодняшний день, она не совсем отвечает смыслу, заложенному создателями и разработчиками».

Суть режима «одного окна» состоит в следующем: для того, чтобы получить необходимый документ (справку, разрешение, документацию, выписку, копию и т.д.), заявитель - гражданин или организация - обязан предоставить в соответствующий орган исполнительной власти или городскую организацию только документы, имеющие непосредственное отношение к заявителю (заявление, копия паспорта, аттестата и др., копии учредительных документов, свидетельства о регистрации) или предоставление (выдача) которых относятся к ведению федеральных органов. Все остальные документы, не касающиеся непосредственно заявителя, но необходимые для подготовки испрашиваемой справки (разрешения и т.д.), будут собираться органом исполнительной власти или городской организацией, ответственной за выдачу данного документа, самостоятельно. Заявитель должен обращаться в орган исполнительной власти, выдающий конечный документ. Подготовка, согласование и выдача документа осуществляется органами исполнительной власти города безвозмездно. Только если для подготовки запрашиваемого документа необходимо проведение, каких либо работ (например, экспертиза проекта, проведение замеров и др.), либо законодательством предусмотрено взимание платы (например, госпошлины), документ будет выдаваться на возмездной основе.

Деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями путем введения системы “одного окна” и электронного обмена информацией — это, прежде всего, режим отрегулированных информационных процессов, безусловно, базирующихся на формализованных административных технологиях. Для реализации в данном случае недостаточно одних ИКТ, необходимо изменение нормативной базы, чтобы снять противоречия и предотвратить дублирование в существующих системах различного учета. Технология решения проблемы государственных услуг с помощью “одного окна” излишне компромиссна. Это и попытка избавиться от проявлений коррупциогенности, и, одновременно, скрытая возможность сохранить традиционный бюрократический уклад. Проблемой является нежелание ведомств работать с другими органами государственной власти, которые могут быть заинтересованы в информации, обрабатываемой одной структурой в интересах другой.

1.2. Нормативно-правовая база электронного правительства Российской Федерации

В Российской Федерации правовую основу обеспечения прозрачности власти, эффективного информационного взаимодействия граждан и власти, расширения доступа граждан к мировым информационным ресурсам составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы развития информатизации и использования информационных технологий.

К наиболее значимым правовым актам на федеральном уровне относятся:

Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 года
№ Пр-1895.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия
(2002 – 2010 годы)»; (Далее — ФЦП «Электронная Россия»)

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 года № 1244-р «О концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года»;

Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)».

ФЦП “Электронная Россия” реализуется с 2002 года и действует до 2010 года. Программа реализуется в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 “О реализации Федерального закона “О поставках продукции для федеральных государственных нужд”.

Государственным заказчиком – координатором Программы является Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации.

Государственными заказчиками по отдельным мероприятиям Программы являются Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство по образованию, Федеральная служба охраны Российской Федерации.

Первая редакция ФЦП “Электронная Россия” была утверждена правительством в 2002 году. Главными целями проекта являлись развитие информационных и коммуникационных технологий в области государственного управления, а также совершенствование законодательства в сфере ИКТ, развитие системы подготовки специалистов по ИКТ, создание электронной торговли и многое другое. В последующие 9 лет на ее реализацию из федерального бюджета планировалось выделить 39 млрд рублей. Однако программа забуксовала. Представители различных министерств и ведомств не раз высказывали в СМИ мнение, что задача программы – слишком глобальна: построение в России информационного общества требует не менее глобальной информатизации, повышения компьютерной грамотности населения, бюджетоемких научных исследований.

В 2006 году ФЦП «Электронная Россия» претерпела существенные изменения. Произошла смена курса: от проведения «информатизации ради информатизации» к объединению и эффективному использованию информационных систем. Федеральная программа стала напрямую связана с административной реформой, стала одним из основных инструментов ее реализации. Программа направлена на улучшение государственного управления посредством внедрения электронного правительства.

В Программе предусматривается реализация мероприятий по 6 основным направлениям:

Целью направления является повышение эффективности использования и внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти на основе формирования единой системы организационно-технических норм, требований, принципов, регламентов и методических материалов, обеспечивающих эффективное создание и согласованное развитие государственных информационных систем и информационно-технологической инфраструктуры в соответствии с приоритетами модернизации системы государственного управления.

2.Обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия на основе информационных и коммуникационных технологий и интеграция государственных информационных систем.

Целью выполнения мероприятий указанного направления является повышение эффективности государственного управления за счет обеспечения оперативного межведомственного информационного взаимодействия органов государственной власти в электронном виде в рамках выполнения возложенных на них функций.

3.Обеспечение эффективности взаимодействия органов государственной власти с населением и организациями на основе информационных и коммуникационных технологий.

В целях повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти с гражданами и организациями за счет создания информационных систем, поддерживающих предоставление юридически значимой и справочной информации и непосредственно самих государственных услуг, в том числе с использованием возможностей сети Интернет.

4. Внедрение информационных систем управления деятельностью органов государственной власти.

В целях создания условий для оперативности повышения качества подготовки управленческих решений органами государственной власти на основе внедрения современных информационных и коммуникационных технологий, а также эффективного выполнения ими своих функций необходимо обеспечить внедрение соответствующих информационно-аналитических систем.

5. Создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти.

Целью мероприятий указанного направления является повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти путем централизованного создания, развития и последующего тиражирования программно-технических решений поддержки выполнения типовых для органов государственной власти функций и задач.

6.Управление реализацией мероприятий Программы.

Целью мероприятий указанного направления является обеспечение необходимого качества управления выполнением мероприятий Программы, достижение планируемых результатов ее реализации, определение механизма реализации Программы, включая порядок взаимодействия органов государственной власти, ответственных за ее реализацию.

Для осуществления эффективного управления и контроля выполнения Программы государственным заказчиком — координатором Программы и ее государственными заказчиками определяются должностные лица и соответствующие подразделения, ответственные за реализацию Программы. Руководители государственного заказчика — координатора Программы и ее государственных заказчиков назначают ответственное лицо за реализацию Программы, как правило, на уровне заместителя федерального министра (заместителя руководителя (директора) федеральной службы или федерального агентства), утверждают внутренний регламент управления реализацией закрепленных за данным государственным заказчиком направлений и мероприятий Программы.

Планируется, что в итоге реализации программы произойдет повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти на 10%, снижение затрат органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне на 25%, снижение количества вынужденных обращений граждан в органы государственной власти для получения государственных услуг и необходимого времени ожидания на 10%.

Так большой проблемой является вопрос «Как хранить электронные документы?» До сих пор не создано ни одного закона который бы полностью регламентировал порядок хранения электронных документов. На архивное хранение могут приниматься не только документы государственных организаций, но и частных. Например, при ликвидации последних, в государственные архивы должны поступать организационно-распорядительная документация и документы по личному составу. Отмечены случаи, когда при ликвидации некоторых организаций отмеченные виды документов обнаруживались исключительно в электронном виде. В соответствии с «Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения» при отсутствии подлинников на хранение принимаются заверенные копии документов. Обычно архивные инстанции заставляют ликвидационные комиссии распечатывать и заверять приказы, распоряжения, лицевые счета, личные карточки сотрудников и т.п. Однако с точки зрения подлинности документов, нет никакой разницы между переносом такой информации на бумагу и ее записью на электронный носитель, не допускающий изменения данных. Вся проблема заключается в неподготовленности государственных и муниципальных архивов к приему и обеспечению сохранности документов на электронных носителях. Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» лишь прописывает, что электронные документы могут сдаваться на хранение. дальнейшая их судьба увы неизвестна.

Также неясно как органы власти будут защищать информацию от несанкционированного доступа извне, никакая даже самая лучшая система безопасности не может дать стопроцентную защиту. А так как на данный момент государственные органы накопили в своих базах большое количество персональных данных, то при несанкционированном доступе возможно их изменение и использование в целях противоречащих законодательству РФ.

В соответствии ФЗ «О персональных данных», в случае выявления неправомерных действий с персональными данными оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты такого выявления, обязан устранить допущенные нарушения. В случае невозможности устранения допущенных нарушений оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты выявления неправомерности действий с персональными данными, обязан уничтожить персональные данные. Об устранении допущенных нарушений или об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его законного представителя, а в случае, если обращение или запрос были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган.

Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

Лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.Закон о персональных данных, прописывая наличие ответственности за нарушение требований закона, не определяет вид ответственности за нарушение статей закона. Должен быть создан дополнительно регламент который бы четко устанавливал за какой вид нарушения статей закона определено то или иное наказание, начиная от административной ответственности и заканчивая уголовной.

Можно сказать, что законы и прочие нормативно-правовые активно разрабатываются, но зачастую они несовершенны, так как охватывают не все проблемы стоящие на их пути с одной стороны, а с другой стороны зачастую дублируют друг друга.

2. Международный опыт внедрения электронного правительства

Внедрение «электронного государства» начинается с реформ государственного управления 1990-х годов. На сегодняшний день в практике реализации проектов электронного правительства в разных странах приоритет отдается развитию так называемой концепции «оne-stop, non-stop» (то есть единой системы, действующей в безостановочном режиме) - постадийному построению правительственных информационных порталов, обеспечивающих широкий доступ к информации и услугам, относящимся к сфере компетенции органов власти и государственного управления. Посредством этих порталов и интранет-коммуникаций создаются информационные связи между субъектами государственной власти федерального и регионального уровней, то есть организуется обмен экономической, правовой, статистической и прочей информацией «по вертикали». Помимо этого, в рамках государственных информационных порталов создается электронный рынок товаров и услуг в интересах обеспечения государственных структур дополнительными возможностями реализации их функций: заинтересованный бизнес привлекается к участию в тендерах на выполнение госзаказов и разнообразных социальных программ. Следующим этапом развития правительственных порталов является их продвижение в сторону «электронной демократии», создания новых форм взаимоотношений, информационного обмена и обратной связи между гражданами и государством, населением и всеми ветвями власти, электоратом и депутатским корпусом, - вплоть до внедрения системы электронных выборов.

К разряду наиболее выполнимых и востребованных сейчас функций правительственных порталов относится, безусловно, организация единого входа в весьма многочисленные и «распыленные» по ведомственным серверам информационные ресурсы различных органов власти и государственного управления, ориентированные на широкую аудиторию. Упрощение публичного доступа к этим ресурсам, предоставляющим населению информацию о деятельности государственных институтов, и создание максимально дружественного интерфейса для обеспечения компьютерной связи общества с государством может само по себе свидетельствовать о серьезности намерений правительства по строительству системы электронного правительства и способствовать повышению общественного авторитета власти.

За многофункциональными порталами электронных правительств скрываются системы автоматизации управления госорганов, позволяющие реализовать открытость структур для граждан и быстрый доступ к решениям, а также экономящие средства налогоплательщиков. На сегодняшний день не существует никакого единого шаблона, который мог бы отвечать всем условиям и решениям задачи формирования электронного правительства. Каждая страна имеет уникальное сочетание обстоятельств, приоритетов и наличных ресурсов.

Рассмотрим примеры по ряду стран:

Великобритания.

Центральный Правительственный Портал Великобритании (http:// www.ukonline.gov.uk) предоставляет общую правительственную информацию. Он соединяет вместе информацию и консультационные сервисы из различных источников.

Очень часто информация и услуги, связанные с одним “жизненным эпизодом” предоставляется различными правительственными агентствами и недоступна где-либо еще из единого источника. Группирование он-лайновых услуг вокруг конкретных жизненных эпизодов предназначено для того, чтобы сделать общение граждан с государством более простым. Портал также представляет расширенный сервис поиска, названный “Быстрый поиск” (Quick find), что упрощает навигацию через море правительственной информации. Центральный правительственный портал ukonlinegov.uk также дает описания и ссылки на целый спектр правительственных услуг, которые в настоящее время уже доступны гражданам и бизнесу.

По мере того, как портал будет развиваться, он будет включать новые ссылки на другие правительственные Web-сайты, описания и ссылки на услуги и информацию. Ukonline.gov.uk также предоставляет возможность гражданам обсуждать различные проблемы через раздел, названный Пространство Гражданина (Citizen Space). Раздел информирует о планах изменений в области общественной жизни и дает возможность гражданам высказывать свою точку зрения.

Центральный правительственный портал ukonline.gov.uk очень четко позиционирован как естественная начальная точка ко всей остальной правительственной информации и услугам, где граждане могут также взаимодействовать с правительством.

Великобритания пошла по пути осторожного и постепенного строительства основы электронного Правительства. Суть этого подхода состоит в построении в первую очередь основных инфраструктурных строительных блоков до того, как запускать новые услуги. Инфраструктура обеспечивается через так называемый Правительственный Шлюз Government Gateway (http://www.gateway.gov.uk), который обеспечивает возможности дальнейшего наращивания услуг. Этот сайт обеспечивает централизованные сервисы регистрации для выполнения безопасных транзакций с правительством.

Проект центрального правительственного портала Ukonline.gov.uk и Государственный Шлюз Government Gateway являются двумя ключевыми инициативами концепции электронного правительства Великобритании. При этом центральный правительственный портал Ukonline.gov.uk рассматривается как ключевой элемент трансформирования способов организации и предоставления услуг гражданам, средство обеспечения лучшей интеграции государственных услуг и средство объединения всей правительственной информации для он-лайнового представления.

Для достижения этого, предполагается, что Ukonline.gov.uk обеспечивает: центральную точка входа для граждан с точки зрения получения правительственной информации и услуг государства, доступ для интерактивного взаимодействия с государством по разным каналам, возможности партнерства для государственных и частных организаций обеспечивать с точки зрения предоставления услуг, безопасную среду выполнения, в которой граждане могут выполнять транзакции с государством.

Роль Правительственного Шлюза Government Gateway состоит в обеспечении того, что различные государственные ведомства могут быть объединены так, что в итоге гражданину предоставляются интегрированные и прозрачные услуги. Шлюз обеспечивает необходимую маршрутизацию и интеграцию сервисов, а также необходимые средства безопасности и аутентификации. Великобритания уделяет большое внимание стандартам и протоколам, которые должны гарантировать совместимость правительственных систем и технологий.

В США электронное правительство реализуется на основе правительств отдельных штатов. Независимо работают проекты информатизации общефедеральных функций, например президентской: http://www.whitehouse.gov. Отсюда рядовой американец может попасть на сайты отдельных федеральных департаментов. В качестве образцово-показательного варианта реализации идеи электронного правительства можно привести опыт штата Флорида (http://www.myflorida.com). Здесь есть не только информация о самом штате (история, культура), необходимые для жизни сведения (прогноз катастроф, инструкция по действиям во время ураганов, столь частых в этом штате), но и множество других важных данных и функций. Например, онлайн проверка срока действия водительских прав (вводите номер в форму - получаете ответ), справка по лицензированию деятельности архитекторов в штате Флорида и соответствующие формы для заполнения в формате PDF (получить лицензию онлайн или хотя бы оплатить взнос через Интернет нельзя).

Если же человеку по каким-то причинам необходимо самостоятельно явиться в органы власти - он легко находит нужный адрес, указывает свой статус (гражданин США, иммигрант, гость), цель посещения (от смены имени или адреса до сдачи письменного экзамена по вождению мотоциклом) - и узнает время аудиенции. Однако столь высокий уровень сервиса - отнюдь не панацея: достаточно вспомнить, что подсчет голосов именно во Флориде стал причиной скандала во время выборов, приведших в Белый Дом Джорджа Буша.

Власти Соединенных Штатов (которые, в противовес британским, считают именно себя инициаторами и первопроходцами разработки и воплощения идей e-government) приступили к выполнению последнего из запланированных этапов развития федерального правительственного портала http://www.firstgov.gov, вокруг которого объединены 27 миллионов единиц государственного управления, связанных с оказанием общественных услуг. К числу своих главных достижений организаторы американского электронного правительства относят тот факт, что по их данным в 2006 году 15% всех взимавшихся в стране налогов (а это более 600 млрд. долларов) были проведены через Интернет. Однако даже несмотря на такие впечатляющие цифры, специалисты Accenture ставят сегодня США только на третье место в мире по уровню сетевого общения государства с населением: по мнению аналитиков, в этом аспекте Соединенные Штаты сейчас уступают Канаде и Сингапуру.

Значительным шагом на пути к созданию электронного правительства Франции явилось построение в 2000 г. централизованного административно-государственного интернет-портала, открывшего пользователям через единое сетевое окно доступ к 2,6 тыс. веб-узлам органов законодательной, исполнительной и судебной власти страны всех уровней, а также более чем к 2 тыс. веб-ресурсов Евросоюза и отдельных входящих в его состав государств. Интересно, что только за первый год функционирования портала его услугами воспользовались свыше 600 тыс. французских граждан, при том, что общее количество пользователей Интернета в стране достигло к тому времени 6 млн. человек.

Портал электронного правительства Франции (http://www.service-public.fr) предлагает пользователю три варианта взаимодействия - в зависимости от той роли, в которой он заходит на сайт: просто житель, специалист (раздел посвящен профессиональным вопросам), гражданин. В основном сайт носит информационный характер и содержит сведения о необходимых документах и процедурах (например, регистрации брака с брачным договором), тарифах и налогах. Из любого тематического раздела ссылки ведут на сайты соответствующих министерств, где набор функций может отличаться в зависимости от направления деятельности.

За этими возможностями скрывается большая проделанная работа. В настоящий момент большинство французских государственных органов работают на основе внутренних сетей, идет работа над созданием сети, соединяющей все ведомства. Подача налоговых деклараций предприятий и частных лиц может осуществляться через Интернет уже сейчас.

На пути расширения пользовательской базы электронного правительства Франции существует ряд препятствий. Согласно результатам исследования компании Capgemini, основными барьерами остаются предпочтение «человеческих» контактов «электронным», которое по традиции отдают многие представители определенных слоев гражданского населения, а также серьезная обеспокоенность соблюдением в Интернете прав на конфиденциальность и приватность циркулирующих там данных. При этом потенциал развития и совершенствования структур «электронного правительства» Франции остается необычайно высоким: 71% граждан страны считают электронные услуги главным инструментом обращения внимания госадминистрации на нужды населения, а 65% называют эти услуги определяющим фактором экономии государственных средств, т.е. денег налогоплательщиков.

Германия.

Государственная программа построения «Электронного правительства» Германии является одной из самых крупномасштабных в Европе: затраты на ее осуществление только на федеральном уровне превысили к сегодняшнему дню 1,5 млрд. евро. Стратегическая цель этой программы была в 2000 г. предельно полно и исключительно образно сформулирована канцлером Герхардом Шредером: «Бегать должны данные, а не люди». Результатом процесса электронизации системы государственного управления стала, в частности, существенная экономия бюджетных средств: за один только 2006 г. расходы на содержание административного аппарата в стране сократились почти на 400 млн. евро.

Главным веб-ресурсом, обеспечивающим гражданам и предприятиям Германии онлайновый доступ к правительственным структурам и сервисам, считается портал (http://www.bund.de), связанный в настоящее время с 900 федеральными ведомствами, учреждениями и организациями и концентрирующий в себе информацию по 3 тыс. тем из экономической, производственной, правовой, медицинской, образовательной и многих других сфер жизнедеятельности общества. Количество ежедневных обращений к этому порталу достигает 60 тыс. По данным Федерального статистического управления Германии, в течение 2006 года правительственными сайтами и предоставляемыми ими услугами воспользовались 35% немецких компаний, из которых 84% таким образом получали официальные формы государственной регистрации и финансовой отчетности, 74% обращались за справочной информацией и организационно-распорядительной документацией, 71% поддерживал с соответствующими инстанциями обратную связь по вопросам экономического и юридического характера, а 17% участвовали во всевозможных онлайновых конкурсах на получение государственных заказов.

Ключевым элементом генерального плана реформирования германского государства на базе современных информационных технологий стала программа BundOnline 2005. В этой программе были изложены намерения правительства ФРГ к 2005 г. реализовать в Интернете максимально возможное количество функций и услуг органов власти общегосударственного масштаба, а также совместно с администрациями всех 16 федеральных земель искать пути внедрения электронных служб на региональном и местном уровнях. В рамках программы BundOnline был разработан целый ряд проектов, направленных на совершенствование взаимоотношений административных структур друг с другом (Administration-mit-Administration, A-A), с компаниями частного бизнеса (Administration-mit-Business, A-B) и с рядовыми гражданами страны (Administration-mit-Staatsburger, A-S). На первом этапе выполнения программы были реализованы сервисы, которые можно отнести к разряду сугубо информационных. Среди них - услуги сайта Федерального министерства экономики и труда (Bundesministerium fur Wirtschaft und Arbeit), предоставлявшего справки об условиях открытия частных предприятий, или сайта Федерального бюро по антимонопольной политике (Bundeskartellamts), обеспечившего доступ к сведениям о слияниях и поглощениях компаний.

Однако количество и разнообразие веб-ресурсов федерального правительства Германии довольно быстро увеличивалось, и очень скоро в их числе оказались такие, которые предлагали и корпоративным, и индивидуальным пользователям чрезвычайно ценные и весьма актуальные услуги, касавшиеся, к примеру, оформления удостоверений личности в электронной форме, заполнения налоговых деклараций посредством Интернета или онлайновой финансовой отчетности о предпринимательской деятельности.

Если традиционный порядок оформления гражданами Германии своих персональных документов предусматривал необходимость неоднократных визитов человека в государственные ведомства и требовал, как правило, трех- или четырехнедельного ожидания, то в онлайновом режиме процедура оформления происходит значительно проще и быстрее. Теперь служба Федеральной типографии (Bundesdruckerei) предоставляет гражданам возможность заказать нужный документ по Интернету: сразу же после регистрации заявки данный документ создается в электронном виде, и в случае официального подтверждения его правомочности через несколько дней полностью оформленная «твердая копия» документа будет ждать своего владельца в соответствующем административном учреждении. Федеральная типография предоставляет эту услугу жителям всех регионов и областей страны, местные власти которых выразили готовность пользоваться этой службой.

Южная Корея.

Правительство Южной Кореи при формировании модели «электронной демократии» основной акцент сделало на удовлетворении информационных потребностей населения и внедрении информационно-коммуникационных технологий в систему культуры и образования. Успешное развитие «электронной демократии» позволило гражданам Южной Кореи усвоить мысль о собственной значимости и возможности действительного влияния на дела государства и общества. Важным и полезным в корейском опыте является осмысленная и дальновидная политика государства в деле развития электронной коммуникации. Создание единого информационного пространства в рамках всей страны не только усиливает позиции государства, но и ставит в практическую плоскость основной принцип демократии: народ — источник и носитель власти.

Сегодня неограниченный по объему трафика доступ к Интернету через телефонный модем стоит южнокорейскому пользователю всего лишь 5–7 долларов в месяц, выделенная высокоскоростная линия - около 20 долларов (для справки: средняя зарплата в стране - примерно 1600 долларов, а в крупных городах до 2000 долларов). А оттого и неудивительно, что наивысший процент потребителей сетевой информации и услуг приходится на студенческое сообщество (96,2%). Среди служащих и рядового инженерно-технического персонала постоянных посетителей Интернета заметно меньше (69%), а самая незначительная их доля - в составе крестьян и рыбаков (4,1%). Социальный состав аудитории южнокорейской Сети изначально определял и ее тематическую направленность, и основные функции электронного правительства страны. Однако в последнее время в развитии этих функций проявился курс на максимальное удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста - то есть той части населения, которая в наибольшей степени нуждается в облегчении и упрощении получения государственных услуг.

Эксперты университета Брауна во главе с профессором Дарреллом Уэстом считают, что нынешние успехи электронного правительства Южной Кореи являются закономерным результатом энергичных действий государственных властей, направленных на стимулирование развития телекоммуникаций. В некоторой степени, однако, это также и заслуга южнокорейской пропаганды, усилия которой сконцентрированы на том, чтобы доказывать миру, что их страна вошла в десятку ведущих промышленных держав, и привлекать внимание сограждан к тем направлениям экономического развития, которые в данный момент считаются приоритетными.. При этом, в отличие от других индустриальных тем, телекоммуникации и информатика трактуются в значительно более широком контексте - не просто и даже не столько как одно из направлений промышленного и технологического развития, а как одна из фундаментальных основ будущего общества, главный критерий его цивилизованности, важнейший фактор экономической конкурентоспособности страны.

Необходимо учитывать и то, что среди стран, достигших к настоящему моменту наивысшего уровня развития структур электронного правительства, преобладают государства с федеративным устройством. Другой характерной чертой является то, что в силу специфики структуры информационных технологий в любой точке планеты может быть решена проблема централизации государственной власти при условии большой территориальной протяженности государства и разобщенности регионов. Третья особенность заключается в неуклонном стремлении стран - участниц процесса обеспечить эффективность и доступность работы центральных и местных властей. В то же время использование информационных технологий для общекультурных целей в основном ограничивается образовательными и развивающими программами. И, наконец, еще одной характерной чертой является нацеленность государств, всерьез развивающих электронные технологии административного управления, на создание совместимой системы, которая позволит на равных участвовать в процессе информационной глобализации.

Заключение

Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010гг.), в процессе реализации претерпела существенные изменения. От реализации задач в сфере повышения эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распределения ИКТ, создания технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации, расширения подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей перешла к реализации задач в сфере повышения качества и эффективности государственного управления на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечение эффективного использования органами государственной власти информационных и коммуникационных технологий, расширения возможности доступа граждан к информации для реализации своих конституционных прав. Основным направлением программы стало построение электронного правительства.

В процессе проведенного исследования были выявлены следующие проблемы:

–несовершенство законодательства, которое проявляется в отсутствии его комплексности;

Цифровое неравенство;

Большое географическое пространство;

Параллельный ход административной реформы и программы «Электронная Россия», что замедляет процесс их внедрения, так как согласование занимает слишком много времени и зачастую они дублируют друг друга;

Использование электронного документооборота в органах государственной власти, начиная от обучения сотрудников и внедрения программных продуктов и заканчивая сохранением электронной информации;

Ведомственная несогласованность;

Проблема раскрытия государственной информации не позволяет реализоваться принципу открытости государственного управления;

Недостаточное финансирование программы;

Информационная безопасность и защита информации;

Отсутствием единого подхода при разработке программно — аппаратных комплексов.

В последнее время совершен технологический прорыв, но, по-прежнему, сохраняется неравенство в доступе к информации и информационно-коммуникационным технологиям различных групп населения и регионов. Или так называемое «цифровое неравенство», которое все более превращается в фактор, тормозящий социально-экономическое развитие общества.

На данный момент можно сказать, что программа «Электронная Россия» внедряется в жизнь с учетом реалий каждого региона и на ее основе создаются свои региональные программы. Необходимо применение комплексного подхода, а то получается так, что каждый регион внедряет ИКТ, но они зачастую несовместимы друг с другом.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием от 12 декабря 1997года.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (с изм. от 30.12.2004) и часть 2 от 26 января 1996 № 14-ФЗ (с изм. от 30.12.2004.
  3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ.
  4. О персональных данных: Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ.
  5. Об электронной цифровой подписи: Федеральный закон от 10.01.2002г. № 1-ФЗ.
  6. О связи: Федеральный закон от 7 июля 2003г. № 126-ФЗ (с изм. от 27.07.2006г.).
  7. О языках народов Российской федерации: Закон Российской Федерации от 25 октября 1991г. № 1807-1 (с изм. и доп. от 24 июля 1998г., 11 декабря 2002г.).
  8. О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993г. № 5485-1 (с изм. и доп. от 22 августа 2004г.).
  9. О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ.
  10. О порядке рассмотрения обращений граждан: Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ.
  11. Об архивном деле в РФ: Федеральный закон от 22 октября 2004г. № 125-ФЗ.
  12. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ.
  13. О государственном языке Российской Федерации: Федеральный закон от 1 июня 2005г. № 53-ФЗ.

В индустриальную эпоху такие нововведения, как железные дороги и авиация, совершенно изменили лицо общества и бизнеса в результате появления новых рынков сбыта, о которых раньше нельзя было и подумать. Благодаря этому различные компании получили возможность контактов с новыми потребителями и поставщиками. Поскольку государство обеспечило законодательную поддержку и стабильность новой инфраструктуры, перевозка грузов по железной дороге и по воздуху повысила эффективность экономики, содействовала развитию государств и, тем самым, оказалась полезной для всех.

Точно так же, как железные дороги явились новым средством коммуникации в индустриальную эпоху, в нарождающуюся информационную эру роль базовой инфраструктуры играет сеть Интернет . Сегодня она оказывает заметное влияние на все новые и старые экономические структуры, помогая предприятиям промышленности и сферы услуг снижать затраты на материалы, по-новому строить взаимоотношения с партнерами, выходить на новые рынки сбыта и создавать дополнительные источники дохода. Государственные службы также должны идти в ногу с процессом перехода от индустриального века к информационному. Граждане и частные фирмы сегодня уже не полагаются на централизованные методы массового предоставления государственными учреждениями услуг населению (такие методы, характерные для индустриальной эпохи, предполагают оказание услуг по вертикальным каналам). Люди ожидают от своих правительств улучшения качества государственных услуг, повышения эффективности и снижения затрат, роста конкурентоспособности и обеспечения благосостояния в новой информационной экономике.

Как и в индустриальную эпоху, во многих случаях именно государственным органам предстоит возглавить переход к новой информационной эре. Организации государственного сектора должны будут видоизменить свои взаимоотношения с гражданами, частными компаниями, служащими и другими государственными учреждениями. Государственные службы имеют поистине уникальную возможность стать катализатором перемен. Поэтому развитие информационного общества подталкивает многие организации к принятию концепции "электронного правительства" с целью:

Предоставлять услуги для населения в интегрированном виде по сети Интернет. Помимо того, чтобы просто оказывать услуги по Интернету, не заставляя граждан тратить время на стояние в очередях, организации могут предоставлять интегрированные услуги и дополнительные возможности. Вместо того чтобы посещать несколько различных контор или несколько разных веб-сайтов для получения какого-либо официального разрешения, граждане и частные компании могут совершить все операции в одном месте, доступ к которому открыт 24 часа в сутки и 7 дней в неделю

Преодолеть информационное неравенство. Государство может сделать новые технологии более доступными для менее обеспеченных слоев общества, а также организовать преподавание навыков использования компьютеров, особенно для молодежи и пожилых людей. Этого можно добиться, и это следует сделать, используя различные способы и разнообразные программы.

Дать людям возможность обучаться на протяжении всей жизни. Идея о том, что обучение не прекращается в тот момент, когда человек оканчивает школу, сегодня может быть воплощена в жизнь путем широкого распространения электронного обучения. Будущее общество, состоящее из "работников со знаниями" (knowledge workers), продолжит пользоваться современными, персонализированными средствами получения образования по Интернету .

Перестроить взаимоотношения с населением. Вместо того чтобы предоставлять одинаковые услуги всем гражданам, государственные учреждения могут использовать новые информационные технологии, чтобы учитывать индивидуальность людей и предоставлять персонализированные услуги. Граждане становятся более ответственными за свои взаимоотношения с государственными службами и вновь обретают доверие к государственному сектору.

Способствовать развитию экономики. Государственные учреждения могут помочь частным компаниям выйти в Интернет, а также оказать им содействие в использовании электронных средств. Иногда для этого могут потребоваться консультации или материальные стимулы. Частные компании, занимаясь электронной коммерцией, могут не только пользоваться преимуществами своей близости, например, к местным потребителям, но и расширяться и выходить на новые мировые рынки. Это также способствует повышению уровня профессиональной подготовки и занятости на местах.

Выработать разумные законы и разумную политику. Информационное общество ставит перед законодателями множество новых проблем, среди них - идентификация граждан и удостоверение их личности, конфиденциальность, защита данных, вопросы юрисдикции в киберпространстве, налогообложение электронной коммерции, а также так называемые кибер-преступность и кибер-терроризм. Государство должно гибко создавать новое законодательство, порождая доверие ко всем видам электронных операций и сохраняя равновесие между необходимостью экономического развития и обеспечения конфиденциальности информации.

Создать формы правления с бульшим участием граждан. Автоматизация государственных служб, в конечном счете, может привести к возникновению "прямой демократии" (без промежуточных звеньев). На местном уровне муниципальные органы уже сейчас поддерживают дебаты, дискуссионные форумы и голосование в Интернете, и это помогает местным органам в принятии решений.

Перспективы для граждан

Граждане все в большей степени ожидают от государственных служб, что те будут действовать подобно коммерческим организациям . Раз в США и многих других странах люди могут купить билет на самолет или в театр по Интернету, то они хотят таким же образом продлить регистрацию автомобиля или заплатить налоги. Им нужен удобный, мгновенный доступ к государственным услугам 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Они желают получать доступ к услугам из дома, с работы или из любого другого места. И они не хотят никаких ограничений на то, какие средства будут использованы для получения этого доступа - персональный компьютер, WebTV1, мобильный телефон или какое-либо портативное устройство.

Граждан также не интересует, какая группа чиновников или какое официальное лицо отвечают за ту или иную государственную программу или вид услуг для населения. Чтобы предоставлять населению персонализированное обслуживание, государственные службы должны обеспечить возможность доступа ко всей информации и всем услугам через один интегрированный источник. С помощью веб-порталов и электронных магазинов, через которые люди получают доступ к Интернету, можно создать единый интерфейс для всех государственных организаций, скрыв их сложную внутреннюю структуру.

Кроме того, единая точка доступа позволяет гражданам лучше выразить свое отношение к тому, что они ожидают от государственных служб и в чем нуждаются. Благодаря этому люди могут более активно участвовать в местной общественной жизни и демократических процессах, поскольку они могут взаимодействовать с государственными службами и получать доступ к публичной информации, официальным документам, а также к протоколам административных органов. Если человеку некогда сходить в муниципалитет или на заседание какого-либо комитета, чтобы принять участие в публичных слушаниях, то вместо этого он может отправить электронное письмо или поместить сообщение в дискуссионном форуме в Интернете .

Электронное правительство - такой способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Цель создания электронного правительства состоит в том, что электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг .

В будущем электронное правительство "одного окна" станет менее актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.

Существует несколько различных видов взаимодействия, в совокупности формирующих электронное правительство. Так, выделяются:

G2С - между государством и гражданами (Government-to-Citizen),

G2B - между государством и бизнесом (Government-to-Business),

G2G - между различными ветвями государственной власти (Government-to-Government),

G2E - между государством и государственными служащими (Government -to- Employees)

Определение электронного правительства - Всемирный банк (англ.): "Под электронным правительством понимают использование информационных и коммуникационных технологий для повышения эффективности, экономичности и прозрачности правительства и возможности общественного контроля над ним".

Создание электронного правительства предусматривает разработку государственно-административными ведомствами своих сайтов, обеспечение их технологического обслуживания, бесперебойного функционирования и эффективного взаимодействия. Интернет-ресурс государственного учреждения должен давать необходимое представление об устройстве и деятельности соответствующего ведомства, обеспечивать хотя бы минимальный комплект общественных веб-сервисов и быть снабжен средствами оперативного взаимодействия с другими правительственными учреждениями. В перспективе система таких онлайновых образований должна не только охватить центральные органы власти, но и распространиться на регионы, включая администрации городов и крупных экономических центров.

По мнению американских и европейских специалистов, первостепенная задача государства заключается в том, чтобы на деньги налогоплательщиков оказывать населению определенные услуги. Следовательно, население вправе требовать от государства качественного и быстрого исполнения этих услуг, что непосредственно обеспечивается сферой G2C и косвенно - G2E, поскольку качество и скорость исполнения услуг зависят и от эффективности внутриведомственной работы госучреждений .

История создания электронных правительств идет параллельно с развитием информационных технологий. Как полагают эксперты, введение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в государственное управление позволит ускорить развитие экономики, снизить затраты на бюрократические процедуры, повысить эффективность работы и производительность труда государственных ведомств, расширить возможности населения в формировании гражданского общества за счет улучшения доступа к различного рода информации, создания более прозрачной работы государственных служб, ослабления бюрократических барьеров.

"Электронное правительство" подразумевает использование информационных технологий, в частности Интернета, как наиболее доступного средства электронного взаимодействия, для того чтобы доводить правительственную информацию и доносить государструктур и государственных органов.

Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:

  • * оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
  • * повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  • * поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
  • * рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
  • * снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

Основополагающие принципы организации ЭП

Для достижения максимального уровня преимуществ гражданам необходимо реализовать основополагающий принцип, заключающийся в том, что правительство должно быть доступно каждому, в любом месте, в любое время. "Электронное правительство" должно обеспечить гражданам взаимодействие с государством и доступ к государственным услугам 24 часа в сутки, семь дней в неделю, независимо от географического расположения и времени года.

В настоящее время донесение информации до граждан носит, как правило, пассивный и нерегулярный характер и в основном ограничивается ее распространением через СМИ. Люди узнают о новых законах и распоряжениях правительства из газет, по телевизору и т. д., но они не имеют возможности ознакомиться с этими документами, когда им это действительно требуется.

Обращаясь, например, в паспортный стол или БТИ, вы в первую очередь сталкиваетесь с проблемой поиска информации по оказанию услуг (бланки, порядок оказания услуг и т. п.). Далеко не всегда эту информацию можно найти на доске объявлений, и гражданам приходится обращаться за консультацией к служащим, далеко не всегда расположенным к общению с клиентами. Следом за удовлетворением "информационного голода", вы сталкиваетесь с проблемой низкой доступности услуг, выраженной в виде одной или нескольких длинных очередей, в которых вам необходимо выстоять. И наконец, третья проблема - оплата государственных услуг, что заставляет вас отстаивать еще одну очередь, теперь уже в Сбербанке.

Из-за недоступности информации и незаинтересованности служащих госучреждения в предоставлении услуг, гражданин может вообще не знать о том, что по закону ему полагаются, например, какие-то льготы или компенсации. Люди не знают о своих правах и поэтому нередко становятся жертвами недобросовестности чиновников и блюстителей правопорядка.

Чтобы решить подобные проблемы, перечень и описание всех услуг госучреждения, нормативно-правовая информация должны быть доступны всем и каждому в любое время.

В рамках формирования в стране электронного сообщества такая информация должна быть стандартизована и опубликована, например, на тех же сайтах Интернета, чепень самообслуживания граждан.

Однако ЭП начинается не с функционирования системы обмена информацией через Интернет, а с предоставления государством услуг через эту систему.

Не у каждого есть возможность ходить по кабинетам. Получить услугу через Интернет, несомненно, лучше, чем высидеть в очередях, дожидаясь приема.

Появление ЭП - это в определенной степени отклик на возникающие ожидания граждан в ответ на принятые властями обязательства.

"Электронное правительство" должно обеспечить прямой и открытый диалог граждан с властью, различными социальными службами, комитетами и ведомствами и в конечном итоге - с каждым конкретным начальником любого ранга и статуса, что сделает "электронное правительство" не только доступным, но и интерактивным .

По сути, создание ЭП - это способ приблизить чиновника к гражданину, снизив при этом влияние субъективного фактора. Обезличенное общение чиновника и гражданина, поставленное при этом на контроль и позволяющее гражданину самому отслеживать процесс решения своих запросов, - вот конечная цель создания ЭП и мечта налогоплательщиков. Минимум пользы, которую получает общество, - это снижение коррупции и взяточничества.

Технологии ЭП

Современные информационные технологии предоставляют богатый выбор инструментов для организации "электронного правительства", проработанных как на концептуальном, так и практическом уровнях.

Рассмотрим модель электронного правительства как идеальную интегрированную информационную систему (ИС) - на каких программных технологиях она должна базироваться.

Документоориентированные технологии

Одним из основополагающих инфраструктурных компонентов ЭП являются системы управления электронными документами (IDM - Integrated Document Management), известные на российском рынке под аббревиатурой САДД, которая подчеркивает делопроизводственную ориентацию системы. Действительно, ведь ЭП предполагает работу прежде всего с документами - с заявлениями граждан, справками, письмами и т. п.

В государственном секторе документ является одновременно и целью деятельности, и средством производства. С документами связано множество аспектов: их необходимо хранить, искать, коллективно обрабатывать, переводить из бумажной формы в электронную и наоборот.

Для государственного сектора можно выделить следующие типовые задачи, которые должны решаться при построении системы электронного документооборота:

  • * автоматизация делопроизводства. Главным образом, здесь речь идет об обработке входящих, исходящих и внутренних документов, учете проектов документов, согласовании, контроле исполнения документов и т. д.;
  • * обслуживание граждан и организаций. Это прежде всего массовая обработка заявок от граждан и организаций, поступающих через абонентские пункты приема или Интернет;
  • * ведение дел. В процессе обработки к исходному документу добавляется множество других, которые необходимо подшивать. Такие документы необходовная масса документов по-прежнему находится в бумажной форме, и юридическую силу имеют именно такие документы, то речь идет о применении систем класса Record Management (RM), позволяющих организовать синхронизированный учет как бумажных, так и электронных копий документа, а также автоматизирующих функции изъятия и возврата дел.

Но одной САДД при организации развитого ЭП не обойтись. Современная реальность заставляет думать уже не о простой IDM-системе, а о полноценной системе управления информационными ресурсами (ECM), выросшей на фундаменте IDM и BPM (Business Process Management).

Посвященный роли технологий в современном обществе. «Бумага» узнала у лектора «ОУ», заместителя директора Центра технологий электронного правительства Дмитрия Трутнева, существует ли в России электронное правительство, почему электронные очереди превращаются в массовое столпотворение и могут ли чиновники лишиться работы из-за цифровых технологий.

    Что такое электронное правительство?

    У власти всё еще остаются люди, но многие механизмы управления автоматизируются и цифровые алгоритмы заменяют людей. Например, отпадает необходимость стоять в очереди для оплаты квитанций ЖКХ и общаться с сотрудниками коммунальных служб. Вместо этого можно зайти на сайт и заплатить в несколько кликов. То же самое касается и хранения документов: информация о гражданах переносится из бумажных архивов в электронные базы, где нужную информацию о конкретном человеке можно отыскать за короткое время. В целом электронное правительство - система управления, при которой государство предоставляет населению услуги и информацию с помощью цифровых технологий.

    Существует ли электронное правительство в России?

    Да. В России акцент сделан на электронное взаимодействие с гражданами. Одна из самых распространенных услуг - это подача заявлений через интернет. При этом завершить процедуру можно только офлайн: выдача документов чаще происходит именно в личном присутствии. Для сравнения, в у каждого гражданина есть ID-удостоверение, с помощью которого можно воспользоваться 4 тысячами электронных сервисов, в том числе автоматически авторизоваться на сайтах госучреждений и больниц.

    Дмитрий Трутнев

    Сейчас акцент в России сделан на электронное взаимодействие с гражданами, но на деле это не улучшает качество жизни. Потому что получается перекос: появляются цифровые услуги, но нет модернизаций внутренних функций органов власти.

    Что уже можно оформить с помощью электронных систем в России?

    Подать заявление на оформление паспорта, загранпаспорта и пособий, оплатить штрафы и услуги ЖКХ.

    Дмитрий Трутнев , заместитель директора Центра технологий электронного правительства:

    Чтобы получить электронную услугу, надо себя идентифицировать, то есть быть зарегистрированным в Единой системе идентификации и аутентификации. По статистике, в ней сейчас зарегистрировано не больше 12 % россиян. То есть физически не больше 12 % россиян могут воспользоваться этими услугами.

    Почему в России электронные очереди всё равно превращаются в живые?

    Электронная очередь не сокращает количество обратившихся за услугой граждан, а просто пытается распределить поток людей, что не всегда заканчивается удачно. Так, например, действует система записи в первые классы школ Петербурга, спровоцировавшая недовольства горожан в 2015 году. В тот раз можно было подать заявление в школы в течение нескольких часов одного дня и за очень ограниченное время. Из-за большого наплыва посетителей сайт госуслуг перестал работать, а некоторые из уже поданных заявлений исчезли из базы данных. В итоге желающие записать ребенка в школу вынуждены были выстраиваться в живую очередь. Дмитрий Трутнев приводит положительный пример Псковской области: там записаться в школу можно в течение всего года, но очередность определяется по дате рождения. Кто раньше родился - тот «первее» в очереди.

    Еще одна проблема в том, что для большинства населения интернет всё еще не очень доступен как физически, так и из-за технической неподготовленности. И многие всё равно вынуждены стоять в живой очереди. Для таких людей появление электронных услуг ухудшает ситуацию, потому что тот, у кого интернет есть, оказывается впереди них.

    Какие запросы обрабатываются в электронном виде быстрее, чем офлайн?

    Из самого очевидного - сократился срок выдачи паспорта. Меняющие паспорт не по месту жительства теперь могут получить документ в течение 30 дней, а не двух месяцев, как раньше. Если же вы обращаетесь в ФМС, где оформляли документ, то его восстановят за десять дней. Но, по словам Трутнева, этот пример - исключение, а успех связан с популярностью услуги. Несмотря на то, что цифровые алгоритмы значительно упрощают бюрократические процедуры, они не могут сильно влиять на сроки их выполнения без изменения законодательства.

    Угрожает ли переход на цифровые методы управления безопасности личных данных граждан?

    Хранение данных в бумажном виде, так же как и в электронном, не гарантирует полную безопасность личных данных. Но Дмитрий Трутнев утверждает, что, согласно общемировой практике, при использовании современных средств защиты цифровой информации электронные системы надежнее бумажных.

    Дмитрий Трутнев , заместитель директора Центра технологий электронного правительства:

    Утечки личных данных происходят регулярно, но при этом нет подтвержденного вреда из-за присвоения, например, данных паспортов граждан. В случае с бумажными документами риски те же самые, но объемы меньше.

    Оставит ли электронное правительство чиновников без работы?

    Технически это возможно, но только частично. Цифровые технологии способны заменить только тех чиновников, которые занимаются сбором данных, анализом и составлением отчетов. Но важно учитывать законодательные формулировки. Допустим, водителю, нарушившему правила дорожного движения, нужно выписать штраф. Если камера зафиксировала нарушителя, а в законе точно прописано, что за превышение скорости в 20 км/ч - штраф в 500 рублей, то алгоритм может найти водителя и отправить ему штраф самостоятельно, без участия человека. Но если в законе сказано, что размер штрафа от 200 до 500 рублей, то автоматика уже ничего сделать не сможет. Принятие решений, модернизация и работа над законодательством всегда остается за людьми. В случае хорошего развития электронного правительства, по словам Трутнева, сокращение госслужащих достигало 50 %.

    Какой зарубежный опыт электронного правительства не применим к россиянам?

    Центры госуслуг, появившиеся в России, - это заимствование опыта Германии и Бразилии. Однако если в этих странах с помощью центров резко выросла скорость оказания услуг и сократились затраты на госорганы, то в России, резюмирует Трутнев, это привело прямо к противоположному эффекту: создало дополнительную нагрузку на государство и увеличило расходы бюджета. Самые негативные примеры - корейский и китайский. Там закрыт интернет, а цифровые технологии влияют не на прозрачность коммуникации правительства и граждан, а действуют исключительно в пользу государственных интересов. При этом ни один из опытов использования электронного управления нельзя назвать целиком положительным или отрицательным.

    Как сами граждане могут улучшить эффективность электронного правительства?

    Самостоятельно граждане никак не могут повлиять на развитие цифровых механизмов управления. Однако известны случаи удачной совместной работы граждан и правительства. Когда в Финляндии решили создать систему электронного обучения в Лапландии и других северных районах страны, жители населенных пунктов покупали компьютеры и проводили интернет за свой счет. Тогда для них стояла альтернатива: финансово вложиться в электронную систему образования или ежедневно возить своих детей в школы за несколько десятков километров.

Для представления более конкретного понимания термина «электронное правительство» важно уяснить связь, а так же и различия между такими смежными понятиями, как «информационное общество», «электронное государство», «электронная администрация», «электронное правительство». При этом под информационным обществом следует понимать социально-экономическую формацию, основной движущей силой которой являются интеллектуальные информационные технологии и люди, владеющие навыками применения таких технологий. В качестве синонима к термину «электронный» часто употребляется термин «цифровой» («цифровые технологии», «цифровая связь», «цифровое изображение»), однако понятие «цифровой» нетождественно понятию «электронный». Цифровые технологии являются частью электронных, одним из технических электронных способов или средств .

Понятие «электронное правительство» употребляется в широком и узком значении. В узком смысле оно включает в себя применение электронных способов управления центральными органами исполнительной власти (правительством). Фактически в таком понимании активно данный термин стал применяться администрацией Президента США Б. Клинтона, являвшейся центральным органом государственной исполнительной власти США. Именно в этот период вопросы применения оргтехники, компьютеризации, внедрения электронных способов государственного управления в США приобрели особое стратегическое значение. В зарубежных государствах, которые одними из первых обратили серьезное внимание на новационные информационно-технологические разработки таких стран, как США, Великобритания, Япония, ФРГ, Франция, понятие «электронное правительство» воспринималось на начальном этапе, в большей степени как средство, позволяющее правительству использовать достижения интернет-технологий в целях повышения эффективности управления по предоставлению гражданам простого электронного доступа к программам, услугам и информационным ресурсам правительства.

Вместе с тем следует отличать правительство, обладающее электронным интерфейсом (онлайновое правительство, Government on-line), от электронного правительства в более широком значении, поскольку онлайновый интерфейс является неотъемлемым элементом, только частью системы электронного правительства. Поэтому онлайновое правительство - это еще не электронное правительство, так как под последним нужно понимать комплексную перестройку устоявшихся форм организационной деятельности. Так, например, прозрачность системы госуправления, ее дебюрократизация, декоррупционность, подконтрольность не достигаются простым подключением к системе Интернет. Таким образом, простым распространением электронных способов связи проблему повышения эффективности управления в целом и электронного в частности не решить.

Основное внимание при формировании и развитии системы электронного правительства должен быть сделан на том, что электронное правительство не является только частным технологическим решением, а эффективным механизмом, средством, способом масштабного информационного преобразования государства и общества путем глобального внедрения и распространения информационно-коммуникационных технологий во всех государственных и общественных сферах деятельности. Для достижения этих целей необходимо создание инфраструктуры электронного управления и ее правовое, организационное, кадровое, информационное, финансовое, техническое, научно-методическое обеспечение. Все перечисленные базовые элементы являются основой для реинжиниринга государственного управления, создания и эффективного функционирования электронного правительства в широком смысле его понимания . .

Цели формирования электронных правительств в разных странах в целом схожи. В Российской Федерации в соответствии с Концепцией целями формирования электронного правительства являются:

  • - повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан;
  • - повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;
  • - повышение качества административно-управленческих процессов;
  • - совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.

Для достижения указанных целей предусмотрено проведение целого ряда мер, включая широкое применение в деятельности органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступа организаций и граждан к информации о деятельности органов государственной власти, основанных на использовании современных информационно-коммуникационных технологий, предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами и др. . .

Итак, понятие «электронное правительство» имеет много значений. Отметим, что информационное право, например, рассматривает электронное правительство как один из важнейших институтов формирования информационного общества. Как было сказано выше, электронное правительство, с одной стороны, обозначает обеспечение эффективного государственного управления только органами исполнительной власти, с другой - всеми органами всех ветвей государственной власти, а с третьей - всеми органами власти, включая муниципальные. Во втором значении будет правильным употреблять понятие не «электронное правительство», а «государственное электронное управление» или «электронное государство», а в третьем - «электронное управление органов власти» («электронная власть»). Внедрение администрациями современных компьютеров и коммуникационных технологий позволит существенно повысить эффективность работы всех органов власти, расширить возможности граждан в оперативном получении услуг и в конечном счете будет стимулировать развитие общественных отношений, в том числе в сфере экономики, правоохранительной деятельности, включая противодействие коррупции.

Таким образом, электронное правительство в прямом значении данной категории - это совокупность органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, осуществляющих на основе информационно-коммуникационных технологий реализацию своих полномочий, в том числе во взаимоотношениях с другими государственными и негосударственными органами власти, а также с неправительственными организациями, бизнес-структурами, гражданами.

Вместе с тем следует отметь, что в настоящее время понятие «электронное правительство» чаще многими воспринимается, как правило, в более широком понимании, в значении применения электронных способов и средств при осуществлении управления, государственной деятельности. При этом термин «электронное правительство» не пишется в кавычках, и неправильным такое применение не считается. То есть применение данного термина в широком значении продиктовано практикой жизни.

Тема №6. Информационно-коммуникативные технологии в государственном управлении.

    Электронное правительство как концепция государственного управления в современном обществе.

    Международный опыт и модели реализации электронного правительства.

    Индекс ООН готовности стран к электронному правительству.

    Российский опыт реализации концепции электронного правительства.

1. Электронное правительство как концепция государственного управления

в современном обществе.

Коммуникационно-информационная революция преобразует современную публичную политику и управление. Частью ее является создание электронного правительства, которое:

    является технологическим инструментом решения ряда задач управления;

    формирует виртуальное пространство, обеспечивающее решение задач, поставленных современными вызовами.

Под электронным правительством понимается развитие всех государственных, муниципальных и прочих бюджетных институтов на основе применения ИКТ во всех сферах общественной деятельности.

В этом отношении понятна интенсификация усилий мирового сообщества и отдельных стран ускорить движение по пути создания электронных условий для правительственной активности и политики в целом.

Формирование электронных технологий осуществления правительственной деятельности изменяет сам характер управления. В информационном обществе происходит становление новой структуры и принципов управления, которое в концептуальном ключе все более и более сосредотачивается в понятии «governance». Его общий смысл состоит в том, что управленческие действия и организации становятся менее жесткими, детальными и нормативно ограниченными; управление базируется скорее на горизонтальных, чем вертикальных связях. Руководство не только отличается от рыночных и иерархических моделей управления; оно более эффективно, как считается, для удовлетворения общественных потребностей, т.е. выработки решения по общим вопросам.

В целом выделяют три основных элемента электронного правительства:

    Электронная демократия и участие (e-democracy and participation) предназначены для формирования общественного мнения и выработки решений через электронные средства (голосование, гражданские сети и т.д.);

    Электронные производственные сети (electronic production network) являются формами сотрудничества между публичными, публичными и частными институтами через электронные средства;

    Электронные общественные услуги (electronic public services) предназначены для предоставления услуг во благо получателей, частных лиц или компаний через местные, региональные или национальные порталы.

Идея электронного правительства находит также применение в публичном управлении в таком аспекте, как проблема государственного управления в условиях формирующегося общества знания. В этом отношении технологии менеджмента знания (knowledge management) начинают использоваться в публичном секторе довольно активно, а электронное правительство служит удобным средством их реализации.

Современное публичное управление использует возможности новых информационных технологий для совершенствования процесса принятия решений, развития внутриправительственной деятельности, предоставления общественных услуг и, в целом, для построения новых демократических отношений между государством и обществом.

Менеджмент знания в публичном управлении – новое направление организации деятельности государственных структур. Возникнув в качестве важнейшего фактора повышения эффективности деятельности бизнес-структур в 1990-е годы, в конце прошлого века он начинает использоваться и в публичном секторе, в органах законодательной и исполнительной власти. Особое внимание в этой связи уделяется электронному правительству.

Немаловажное значение приобретает тот факт, что электронное правительство может служить катализатором реформирования публичного сектора на основе менеджмента знания. Электронное правительство влияет на все процессы формирования знания – возникновение, концептуализация, кристаллизация, передача знания.

Отметим здесь следующее:

    электронное правительство выполняет важную функцию приобщения населения к цифровым технологиям взаимодействия. Граждане, используя электронное правительство, научаются получать информацию, услуги и осуществлять коммуникацию через электронные сети. Электронное правительство стимулирует развитие новых познавательных навыков.

    электронное правительство поддерживает включение граждан, их ассоциаций, бизнеса в общество, основанное на знаниях, стимулируя коммуникацию по трем сферам «правительство - правительство», «правительство - бизнес», «правительство - граждане».

Западный опыт свидетельствует о значительной роли электронного правительства в развитии доверия к электронному предоставлению услуг вообще; электронное правительство симулирует лидерство в использовании новых технологий для честной и свободной конкуренции в сфере услуг.

Электронное правительство расширяет пространство коммуникации, что способствует развитию знания и его совместного использования.

На Западе внедрение и развитие электронного правительства является составной частью общего процесса административных реформ последних лет.

Современные административные реформы связываются с переходом от присущего новому государственному менеджменту инструментализма к системным подходам, нацеленным на восстановление или более полный учет политических и моральных аспектов администрирования.

Электронное правительство в этом аспекте рассматривается не только средством решения политико-административных целей реформы, но и важным стимулом их развития: термин “электронное правительство” означает использование информационных и коммуникационных технологий как инструмента для достижения лучшего управления.

Акцент делается не на технической или технологической стороне вопроса, а на том, как новые информационные и коммуникационные технологии изменяют публичное управление, его внутреннюю структуру и отношения с обществом.

Внедрение электронного правительства ставится в центр современных реформ административно-политической сферы, т. к. оно позволяет решить ряд проблем, коренных для сегодняшней практики публичного управления. Немаловажным является то, что внедрение новых информационных и коммуникационных технологий в эту область государственной власти свидетельствует об активной адаптации правительства к новым потребностям в обществе в целом, а это изменяет к лучшему отношения к нему общественности.

Связь электронного правительства с административными реформами выражается в том, что оно:

    служит инструментом реформы,

    обновляет интерес к административной реформе,

    высвечивает внутренние несогласованности в публичном управлении,

    заставляет правительства следовать обязательствам лучшего управления,

    повышает легитимацию правительственной активности,

    говорит о готовности правительства меняться в соответствии с потребностями сегодняшнего дня.

Внедрение электронного правительства позволяет легче осуществлять мониторинг действенности и эффективности правительства в области предоставления услуг; оно упрощает и делает прозрачным финансовый менеджмент, управление персоналом, управление программами, управление изменениями.

Электронное правительство дало новый импульс административно-политической реформе в западных странах. Программы внедрения новых информационных и коммуникационных технологий позволили расширить возможности правительства и стимулировали к изменениям, которые ранее не предполагались.

По смыслу концепции “governance” “хорошее управление” достигается через широкое участие граждан и ассоциаций гражданского общества в процессе выбора политико-управленческих решений. Электронное правительство создает для этого новые условия. Некоторые исследователи и практики говорят о необходимости перехода в терминологии от “электронного правительства” к “электронной демократии”. В основе этого процесса лежат, с одной стороны, возможности электронного правительства усиливать доверие к публичной власти, с другой стороны, потребность публичной власти с доверием относиться к демократической компетентности граждан.