Меню Рубрики

Петр кузнецов авианосец. Авианосец «Адмирал Кузнецов. Сколько в России авианосцев и авианесущих крейсеров

Доктрина отечественного ВМФ такова, что практически не предусматривает использования авианесущих кораблей. Причин тому множество, но одной из основных являются огромные финансовые издержки на содержание таких судов. Во время СССР на пути их создания были сделаны первые шаги, но единственным кораблем этого класса в нашей стране является «Адмирал Кузнецов». Авианосец этот имеет достаточно сложную и интересную историю создания и эксплуатации.

Наверняка не каждый знает, что всего в СССР было построено пять авианесущих крейсеров. Куда же пропали четыре других корабля? Мы ответим на эти вопросы, а также обсудим основные технические характеристики корабля «Адмирал Кузнецов». Авианосец этот начали проектировать незадолго до развала Советского Союза (вместе с другими аналогичными кораблями).

Основные сведения

Начало работ по проекту датируется 1978 годом. За конструкторскую деятельность отвечало Ленинградское ПКБ. Сперва инженеры предложили военным специалистам проект 1143, предусматривающий постройку тяжелого авианесущего крейсера. В основу были положены давние работы по крейсеру 1160 с ядерной силовой установкой.

Имеются следующие проекты, реализованные в виде построенных кораблей или существовавшие в виде макетов и эскизов:

  • Эскиз 1160, предусматривающий закладку авианосца, водоизмещение которого составляло бы 80 000 тонн.
  • Тип 1153. Водоизмещение этого авианосца должно было составлять 70 00 тонн, проект предусматривал мощное вооружение корабля (помимо самой авиационной группы). Нет построенных и заложенных кораблей.
  • Проект, на принятии которого настаивал Минсудпром. Как и в первом случае, водоизмещение должно было составлять 80 000 тонн. Предусматривалось, что на борту будет базироваться не менее 70 единиц самолетов и боевых вертолетов.
  • Проект 1143 М. Планировалось, что на вооружении корабля будут сверхзвуковые самолеты вертикального взлета Як-41. Третий авианосец типа 1143 - 1143.3. Закладка корабля была произведена в 1975 году. На вооружение он был принят через семь лет, но уже в 1993 году его списали и разрезали на металлом. Причина - «экономическая нецелесообразность эксплуатации».
  • Тип 1143 А. Схож с кораблями проекта 1143М, но предусматривалось увеличенное водоизмещение. Это четвертый авианосец, построенный в СССР. Закладка произведена в 1978 году, в состав флота официально вошел в 1982-м. В 2004 году было заключено соглашение об аренде корабля индийским ВМФ, производилась его модернизация под их нужды. В состав ВМС Индии вошел три года назад, в 2012 году.
  • Тяжелый авианосец проекта 1143.5 . Как нетрудно догадаться, это очередная модернизация типа 1143. Пятый и последний построенный авианесущий корабль.

Так где «Кузнецов»?

Именно последний корабль и есть «Адмирал Кузнецов». Авианосец этот поручением Совета Министров начал разрабатываться в конце 1978 года.

Это был проект 1143.5. Окончательный технический проект судна был готов к середине 1980 года. Первоначально предполагалось, что строительство нового корабля будет полностью завершено к 1990 году. Закладка была произведена на стапелях Николаевского судостроительного завода. Но не так просто появился «Адмирал Кузнецов». Авианосец перед своим «рождением на свет» прошел через многие преграды, так как сроки его строительства и ввода в строй постоянно отодвигались.

История разработки и строительства

Первоначальный, эскизный проект инженеры подготовили уже к 1979 году. Практически сразу документ был одобрен командующим ВМФ, которым на ту пору был адмирал С. Горшков. В следующем году Д. Устинов (глава всего армейского ведомства) подписывает другой документ, в котором утверждает необходимость кардинальных изменений проекта 1143.5. Из-за этого срок реального начала строительства корабля практически сразу отодвинулся на 1986-1991 год.

Но уже в апреле 1980 года С. Горшков утверждает новый проект, в который уже были внесены все необходимые изменения. Наконец, летом того же года все стороны, которые участвовали в разработке нового корабля, признают разработку крейсера типа 1143.5 окончательно завершенной.

Но на этом доработки проекта все еще не завершились. Загвоздка вышла в перечне необходимого авиационного вооружения, которое должно было иметься на корабле: его требовалось проработать в полном соответствии с постановлением Совета Министров СССР, что накладывало определенный отпечаток на скорость работы. В конце года проект корабля 1143.5 снова подвергается корректировке.

Некоторые эксперты в то время высказывали мнение, что было бы целесообразнее построить второй крейсер по проекту 1143.4 (1143 А), а не тратить время и деньги на доработку чертежей нового. Впрочем, вскоре от этой идеи отказались, а проект 1143.4 сам был доработан до стадии 1143.42.

Новые задержки

В начале весенних месяцев 1981 года Николаевский судостроительный завод получает долгожданный заказ на строительство нового крейсера. Но уже осенью в многострадальный проект снова были внесены значительные изменения: водоизмещение корабля требовалось увеличить сразу на 10 тысяч тонн.

В результате современное значение этого показателя составляет 67 тысяч тонн. Кроме прочего, конструкторы сочли необходимым добавить в эскизы следующие нововведения:

  • На борт судна необходимо было установить ПКР «Гранит».
  • Необходимость увеличения авиационной группировки сразу до 50 единиц.
  • Самое важное - самолеты нужно было запускать без использования катапульты, простым трамплинным методом. Это не только удешевляло стоимость конструкции, но и значительно продлевало технический ресурс крейсера.

Окончательная модель авианосца «Адмирал Кузнецов» была готова только в 1982 году. Заложили его в сентябре того же года на Николаевских верфях, изначально присвоив имя «Рига» и номер (по заводскому каталогу) 105. Всего через два месяца корабль переименовывают, после чего он превращается в «Леонида Брежнева». Уже в декабре полным ходом шел монтаж первого конструктивного блока. Вообще, это был первый крейсер в истории советского судостроения, который целиком состоял из блоков (24 штуки).

Длина каждого составляла порядка 32 метров, высота равнялась 13 метрам. Вес каждого элемента порой доходил до 1,7 тысяч тонн. К слову говоря, все надстройки огромного корабля также выполнены по блочной схеме. Но не только этим уникален «Адмирал Кузнецов». Авианосец, характеристики которого мы описываем в данной статье, при нормальной работе снабжающих заводов мог бы быть построен за три-четыре года, что для кораблей такого класса - абсолютный рекорд.

Увы, но неспешная работа заводов в несколько раз затормозила его ввод в состав Советского Флота.

Монтаж бортовых систем

Заказ всех силовых и энергетических установок был сделан на 1983-1984 года. Заводы подвели: они сильно отступили от графика, в результате чего для монтажа двигателей и турбин пришлось частично разбирать корпус и в некоторых участках снимать верхнюю палубу. Французы со спутника-шпиона впервые запечатлели корабль в 1984 году. В то время его готовность уже составляла не менее 20%.

Со стапелей крейсер спустили в конце 1985 года. Вес корпуса и смонтированных на то время систем не превышал 32 тысяч тонн. Специалисты оценивали готовность авианосца на 38,5%.

В следующем году изменения вновь затронули «Адмирал Кузнецов» (авианосец). Конструктор проекта 1143.5 изменился, им стал П. Соколов. Уже к середине 1987 года корабль в третий раз переименовывают. На сей раз это ТАКР «Тбилиси». Готовность приближалась к 57%. К тому времени крейсер мог быть закончен приблизительно на 71%, но из-за поставщиков оборудования проект неоднократно грубо стопорился. Только к концу 1989 года готовность стала достигать 70%.

Стоимость корабля в те годы оценивалась в 720 миллионов рублей, причем удорожание на 200 миллионов было вызвано как раз-таки промедлениями поставщиков. В ответ на это снова поменяли главного конструктора, которым на сей раз стал Л. Белов. Корабль был закончен приблизительно на 80%. На судне к тому времени все же было смонтировано более половины всего радиоэлектронного оборудования, причем большую часть смогли поставить только к 1989 году (а запланирована поставка была на 1984 год).

Первый выход в море

Первый выход в море датируется 20 октября 1989 года. Он был официально разрешен и одобрен всеми участниками проекта. В принципе, к тому времени корабль наконец-то был полностью готов, но еще не была поставлена авиационная группа. Поход длился чуть дольше одного месяца. Когда же была произведена первая посадка на авианосец «Адмирал Кузнецов»? Произошло это первого ноября 1989 года. Самолет Су-27 К первым приступил к испытаниям. Сразу после его посадки с палубы ушел МиГ-29 К, с которым также не возникло никаких проблем.

Все вооружение и радиотехнические системы были смонтированы только в 1990 году. Но все равно готовность крейсера достигает 87%. Весной и летом того же года начали проводить ходовые испытания корабля. Наконец, в октябре того же года судно приобретает свое окончательное название. Теперь это тот самый авианосец России «Адмирал Кузнецов».

Только за первый этап испытаний крейсер своим ходом преодолел более 16 тысяч морских миль, с его палубы почти 500 раз взлетали самолеты. Ни одна посадка на авианосец «Адмирал Кузнецов» не закончилась ЧП, что для впервые испытываемых судов - просто великолепный показатель!

Первые испытания были закончены в конце 1990 года. Вплоть до 1992 года проходил заключительный этап Государственной приемки (в составе Черноморского флота), после чего корабль-авианосец «Адмирал Кузнецов» включается в состав Северного Флота.

Основные сведения по конструкции корабля

Как мы уже и говорили, корабль состоит ровно из 24 блоков, каждый из которых весит порядка 1,5 тысяч тонн. Корпус изготавливался методом сварки, имеет сразу семь палуб и две огромные платформы. Чтобы поднимать детали такого размера и массы, советским инженерам пришлось использовать финские краны «Кане», каждый из которых мог поднимать на необходимую высоту до 900 тонн. Особенность корабля состоит еще и в том, что весь его корпус покрыт специальным покрытием, которое эффективно поглощает сигнал вражеских радаров.

Кстати, о недавней модернизации, которую прошел авианосец «Адмирал Кузнецов». Последние новости говорят о том, что данный состав был существенно улучшен, так что способность огромного корабля буквально «растворяться» на морских просторах стала еще более впечатляющей.

Прочие цифры

Если (весьма условно) поделить корабль на среднестатистические этажи жилого дома, то их количество будет равно 27. Вообще внутри крейсера находится сразу 3857 помещений, которые выполняют самые разные функции. Стоит отметить, что только кают (которые делятся на четыре класса) здесь 387 штук, 134 матросских кубрика, шесть огромных столовых, полсотни прекрасно оборудованных душевых для личного состава. Таким образом, российский авианосец «Адмирал Кузнецов» является самым настоящим плавучим городом! Его автономность - полтора месяца.

Может показаться, что этого мало. Но это до тех пор, пока не узнаешь количество экипажа и летного состава. Личного состава на борту - более 1.5 тысяч человек. Летчиков - 626 человек. Только представьте себе трудоемкость обеспечения едой и питьем более чем двух тысяч людей полтора месяца в открытом море! Так что авианосец «Адмирал Кузнецов», размеры которого действительно могут поразить воображение, и в самом деле монументален.

Всего при постройке корабля инженеры использовали более четырех тысяч (!) километров кабеля, 12 тысяч километров труб для циркуляции жидкостей самого разного назначения. Площадь сквозной палубы равна 14 000 м². Заканчивается она трамплином, уклон которого равен 14,3 градусам в наиболее крутой его части. Трамплин в самой высокой точке на 28 метров возвышается над водой. Максимальная скорость движения - 32 узла. В экономичном режиме корабль разгоняется до 16 узлов.

Палуба и взлетно-посадочные полосы

На кромках палубы и самом носовом трамплине установлены специальные обтекатели. Самолеты на взлетно-посадочную палубу крейсера доставляются при помощи подъемников, грузоподъемность которых составляет 40 тонн у каждого. Доставка авиационных единиц производится на корму и на нос. Ширина палубы равняется 67 метрам. Общая длина авианосца «Адмирал Кузнецов» составляет 304,5 метра.

Глубина осадки гигантского крейсера - 10,5 метров.

Непосредственно для посадки предназначается участок палубы длиной 250 метров, шириной 26 метров. Располагается он с уклоном в семь градусов. Для покрытия этого участка учеными в свое время был разработан специальный состав «Омега», который предотвращает скольжение и защищает материал палубы от экстремально высоких температур. Для участков, с которых производится взлет и посадка «вертикалок» Як-41, используются жаростойкие плиты АК-9ФМ.

Общее количество пусковых полос - две, причем они сходятся в наивысшей точке трамплина, который вообще отличает от прочих кораблей аналогичного класса авианосец «Адмирал Кузнецов». Звезда, расположенная на его форштевне, подчеркивает величественные и грозные черты огромного крейсера.

По левому борту идет запасная взлетная полоса, длина которой составляет уже 180 метров. Чтобы защитить обслуживающий персонал, по всей палубе смонтированы дефлекторы, оснащенные мощными системами охлаждения. Чтобы обеспечить безопасную посадку летных единиц, используют аэрофинишеры «Светлана-2». На случай ЧП имеется установка (аварийный барьер) с «говорящим» названием «Надежда». За посадку самолетов отвечает система телеметрии и управления «Луна-3».

Служба живучести

Для хранения большей части авиагруппы служит специальный защитный ангар длиной 153 метра, шириной 26 метров. Высота этого служебного помещения равняется 7,2 метрам. В ангаре размещается примерно 70% всех летных единиц корабля. Кроме того, в нем же располагаются пожарные машины и аварийные тягачи. Самолеты из ангара выводятся в полуавтоматическом режиме, по палубе же их ведут тягачи. Весь ангар разделен четырьмя специальными «шторами», которые смонтированы в целях повышения противопожарной безопасности.

Для повышения «живучести» корабля его внутренние перегородки выполнены по схеме бутерброда - с чередованием слоев стали и стеклопластика. Предел текучести металла, который использован для строительства перегородок - 60 кгс/мм². Все цистерны автозаправщиков, помещений и транспорта для подвоза боеприпасов защищены слоем брони.

«Кузнецов» уникален еще и тем, что на нем (впервые в истории отечественного кораблестроения) использована подводная комбинированная защита. Ее глубина составляет порядка пяти метров. Корабль может выдержать затопление сразу пяти смежных отсеков, общая длина которых составляет приблизительно 60 метров.

«Сводки с фронтов»

Кстати, а где сейчас находится знаменитый авианосец «Адмирал Кузнецов»? Новости сообщают, что в настоящее время корабль и его команда находятся в Североморске, вернувшись из долгого учебного похода по Северной Атлантике и Средиземноморью. В его ходе самолеты и вертолеты палубного звена неоднократно отрабатывали приемы воздушного боя и превентивного перехвата целей.

Вот где сейчас авианосец «Адмирал Кузнецов». Следует учесть, что в любое время он может сняться со стоянки и в очередной раз уйти в дальний поход.

В этой статье мы попытаемся сопоставить возможности ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (далее – «Кузнецов») с авианосцами других держав, а именно: США, Франции и Англии. Для сравнения возьмем новейший американский «Джералд Р. Форд», не менее новый «Куин Элизабет», ну и, конечно, французский «Шарль де Голль».

Как ни печально это признать, но подобное сравнение сродни гаданию на кофейной гуще – к сожалению, множество важнейших параметров указанных кораблей неизвестны, и мы вынуждены определять их «на глазок». Но есть, как минимум, одна черта, свойственная всем четырем перечисленным выше кораблям: на сегодняшний день ни один из них не работает как надо. У «Джералда Р. Форда» во множестве проявляются «детские болезни» и, кроме того, не доведены до штатной работоспособности электромагнитные катапульты. «Куин Элизабет» получил течь едва ли не в первый же выход в море. «Шарль де Голль» не вылезает из ремонтов. Ну а о проблемах с энергетической установкой «Кузнецова» знают даже многие из тех, кто почти не интересуются флотом.

Но в данной статье мы не будем смаковать подробности поломок и недоделок этих авианесущих кораблей, а попытаемся понять имеющийся в них потенциал, который и будем сравнивать. Почему так? Дело в том, что с высочайшей долей вероятности, детские болезни «Джералда Р. Форда», и «Куин Элизабет» будут «вылечены» не через год, так через три, а большую часть проблем «Кузнецова» вполне может исправить начавшийся в 2017 г капитальный ремонт. Что до «Шарля де Голля», то с ним, конечно, сложнее, потому что он ремонтировался неоднократно, но, судя по всему, до сих пор имеет некоторые проблемы с поддержанием боеготовности. С другой стороны, авианосец достаточно интенсивно работал по целям в Ливии (когда убивали М. Каддафи), так что, быть может, сегодня все уже не так с ним и плохо.

Что бы там не говорили сторонники точки зрения «ТАКР – это не авианосец», все-таки основным оружием «Кузнецова» является базирующаяся на нем авиация, ну а для прочих кораблей этот тезис никто никогда и не оспаривал. Соответственно, перво-наперво нам следует оценить возможности всех четырех кораблей по их способности обеспечивать взлетно-посадочные операции, по максимальному количеству самолетов, одновременно находящихся в воздухе, и по обслуживанию своего авиакрыла.

В сущности, максимальное количество самолетов, которые способен поднять в воздух тот или иной корабль зависит от:

1. Максимального количества самолетов, которые могут находиться в немедленной готовности к вылету.
2. Скорости подъема авиагруппы.
3. Скорости посадочных операций.

Начнем по порядку – количества самолетов в максимальной готовности к вылету. Говоря упрощенно, полетную палубу любого авианесущего корабля можно разделить на зоны взлета, зоны посадки и технические зоны (да простят меня читатели-профессионалы за подобную вольность формулировок). Зоны взлета – это участки полетной палубы, предназначенные для взлета самолетов, то есть это катапульты американских и французского авианосцев, стартовые позиции и участки разбега до трамплина и «Куин Элизабет».

Для посадки обычно используется угловая палуба, на которой размещаются аэрофинишеры, тормозящие самолет, но если на корабле предусмотрено базирование только СВВП и вертолетов, то в ней нет необходимости. В то же время не следует думать, что СВВП может садиться на любое место палубы авианосца – в связи с очень мощной и горячей струей-выхлопом СВВП нуждаются в специально оборудованных посадочных местах. Технические зоны – это места, где самолеты заправляются топливом, и где на них устанавливается вооружение, а также производятся те или иные регламентные работы, не требующие спуска самолета в ангар.

Так вот, максимальное количество готовых к вылету самолетов как раз и ограничивается вместимостью технических зон. Почему так?

Вот идет авианосец, он – в готовности поднимать авиагруппу, но пока еще не приступил к ее подъему. Естественно, можно полностью подготовить к вылету все самолеты в технических зонах. Можно также несколько полностью боеготовых самолетов выставить на взлетные позиции, то есть по одному самолету на катапульту или стартовую позицию, но не больше, потому что иначе они попросту заблокируют взлет.

Надо сказать, что из этого правила есть исключения – если американскому авианосцу надо поднимать большое количество самолетов, он вполне может перегородить «взлетную полосу» одной или даже двух катапульт – у него все равно остается как минимум 2 катапульты для взлета, а затем, по мере подъема авиагруппы и освобождения палубы, к ним подключаются остальные катапульты. Кроме того, некоторое количество самолетов (небольшое) можно разместить в посадочной зоне, но лишь при условии, что они взлетят первыми – безопасность полетов однозначно требует, чтобы авианесущий корабль в любой момент был готов принять взлетевшие с него самолеты, то есть его посадочная зона должна быть свободна.

Но увы, все вышеперечисленное размещение не позволяет подготовить к вылету авиакрыло авианосца полностью – часть самолетов все равно останется в ангарах, на нее просто не хватит мест на полетной палубе. А снаряжать самолеты к вылету (т.е. заправлять его топливом и подвешивать боеприпасы) в ангаре запрещено – это слишком опасно для корабля.

Теоретически, конечно, существует возможность полностью подготовить самолет к вылету на полетной палубе, а затем опустить его в ангар, но… это тоже чрезвычайно опасно. В условиях боевых действий против равноценного противника всегда сохраняется риск получения боевых повреждений. Пожар самолета с несколькими тоннами авиакеросина и боеприпасов внутри корабля – это страшная вещь сама по себе, а если таких самолетов несколько? Известно, что подобные происшествия с авианосцами США (правда, без участия неприятеля, поскольку американцы все себе делали сами) приводили к достаточно серьезным последствиям, а ведь они происходили на достаточно толстой и прочной полетной палубе.

Подобное происшествие на ангарной палубе было бы чревато куда более серьезными последствиями, вплоть до гибели корабля. Это опасно даже тогда, когда противник не имеет средств для нанесения удара по авианосцу – возможность аварии никто не отменял. Поэтому, по мнению автора, в реальных боевых действиях против сколько-то серьезного противника возможность хранения подготовленных к вылету самолетов в ангаре использоваться не будет. В то же время осуществлять подготовку к вылету машин, стоящих в ангаре, после того как в небо уйдет «первая партия» тоже чревато – в этом случае на палубе и в воздухе окажется большее количество машин, чем может принять полетная палуба, а это может вызвать проблемы с их своевременной посадкой.

Итак, сколько же самолетов смогут подготовить к немедленному вылету сравниваемые нами корабли? Очевидным лидером является «Джералд Р. Форд».

На полетной палубе его предка – атомного авианосца «Нимиц», достаточно свободно могут разместиться 45-50 машин при условии блокирования одной катапульты и, вероятно, до 60 если блокировать две. Общая площадь полетной палубы у «Нимицев», кстати, составляла 18 200 квадратных метров.

Очевидно, что «Джералд Р. Форд» обладает не меньшими, а по некоторым данным – даже большими возможностями. Но он, конечно же, не может обеспечивать взлет своей авиагруппы полных размеров (то есть 90 летательных аппаратов) – часть их придется оставить в ангаре.

Второе место, по всей видимости, надо отдать британскому авианосцу «Куин Элизабет» — его полетная палуба имеет меньшую площадь, «всего» только около 13 000 кв. м.

Но при этом отсутствие катапульт и использование только СВВП дало британскому авианосцу определенные плюсы в плане свободного места для технических зон – имея, по сути, всего одну взлетную полосу и не нуждаясь в большой и занимающей много места угловой палубе для посадки самолетов, данный корабль вполне способен держать на полетной палубе всю свою авиагруппу в составе 40 летательных аппаратов.

Почетное третье место следует отдать французскому «Шарлю де Голлю». При своих весьма некрупных размерах (а он самый маленький из сравниваемых нами кораблей) и самой маленькой полетной палубы (12 000 кв.м.) он все же может разместить у себя на палубе десятка три самолетов.

Увы, аутсайдером по самолетовместимости полетной палубы является ТАКР «Кузнецов. Сомнительно, что на его полетной палубе удалось бы разместить более 18, максимум – 20 самолетов.

Интересно, что подобная оценка вполне перекликается с мнением В.П. Заблоцкого, который в своей монографии «Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»» утверждал, что по итогам проведения учений во время первой боевой службы корабля в 1995 - 1996 гг. были сделаны выводы о том, что корабль (при определенных условиях) сможет одномоментно ввести в бой до 18 истребителей.

Почему такое произошло? На наш взгляд, этому есть несколько причин. Размер полетной палубы «Кузнецова» внушает уважение – несмотря на то, что по водоизмещению наш ТАКР занимает 3-е место, уступая «Джералду Р. Форду» и «Куин Элизабет», полетная палуба нашего ТАКР имеет вполне достойную площадь – 14 800 кв.м., то есть даже больше, чем у британского авианосца. Но при всем при этом возможностей размещения самолетов на этой палубе меньше, и вот почему.

Во-первых , общая длина взлетных полос нашего ТАКР весьма и весьма велика – на палубе «Кузнецова» расположено две по 90 (по другим данным — 105) м и одна на 180 (195) м. Конструкторы, судя по всему, сделали все возможное, так что самая длинная взлетная полоса частично совпадает с одной из коротких, а частично находится на угловой, т.е. посадочной палубе. Но все же необходимость «сведения» всех трех взлетных полос на один трамплин обуславливает необходимость выделения под них достаточно существенной площади палубы.

Интересно, что американские паровые катапульты имеют длину порядка 93-95 м, но размещение двух из них на угловой палубе позволило американцам сильно сэкономить место, почти без ущерба для взлетно-посадочных операций. Одна из катапульт, расположенная параллельно борту, не препятствует посадке самолетов – разве только в момент старта. Самолет, выполняющий взлет со второй катапульты, выезжая на стартовую позицию, перекрывает посадочную полосу, но убрать его оттуда, если вдруг возникнет необходимость срочно принимать самолеты, дело минутное. В результате американцы способны заставить самолетами одну или две свои носовые катапульты, и у них сохраняется возможность поднимать в воздух самолеты, а ТАКР «Кузнецов» подобной возможности лишен – на трамплин самолеты не поставить, да и подобное расположение сделало бы невозможным взлет со всех трех стартовых позиций.

Вторая причина – это необходимость посадочной полосы. Конечно, она нужна также и «Джералду Р. Форду» и «Шарлю де Голлю», но вот «Куин Элизабет», как носитель СВВП, имеет преимущество перед «Кузнецовым» — она «Королеве» не нужна, достаточно относительно небольших посадочных площадок. В нашем флоте они имели размер 10 на 10 м, и вряд ли на британском авианосце они существенно больше.

Третья причина – это чрезмерно развитая надстройка, «отъедающая» место у самолетов. Мы видим, что «острова» «Джералда Р. Форда» и «Шарля де Голля» существенно меньше, чем у нашего ТАКР. А вот две надстройки «Куин Элизабет», возможно, и могут поспорить с нашим «Кузнецовым» в общей площади, но отсутствие посадочной полосы перекрывает все остальное.

Четвертая причина – увы, это развитое оборонительное вооружение ТАКР «Кузнецов». Если мы обратим внимание на корму «Шарля де Голля», то увидим, что у французского авианосца по обе стороны посадочной полосы имеются места для самолетов, а вот у «Кузнецова» они в значительной мере «съедены» спонсонами с ракетным и артиллерийским вооружением

Надо сказать, что иногда приходится видеть, что с правого борта по корме все же стоят самолеты, но в этом случае их хвосты расположены аккурат над шахтами «Кинжалов» и в этом случае ЗРК небоеспособен.

В общем, подводя итоги сравнения по данному показателю, мы видим, что американский авианосец выигрывает у ТАКР по причине своих больших размеров и наличия четырех катапульт, позволяющих выделять больше места под технические зоны, английский – за счет базирования СВВП и отказа от посадочной полосы, французский – за счет маленькой надстройки более рациональной формы полетной палубы, чего удалось добиться в том числе и за счет существенно меньшего оборонительного вооружения.

Рассмотрим теперь скорость подъема авиагруппы

Проще всего с американским авианосцем – мы уже разбирали скорость подъема авиагруппы в статье «Некоторые особенности действий палубной авиации суперавианосцев типа «Nimitz»» и на основании видеосъемки фактических стартов, пришли к выводу, что одна катапульта в состоянии отправлять в полет один самолет за 2,2-2,5 минуты, то есть три работающих катапульты осуществят подъем 30 самолетов минут за 25 — с учетом того, что за это время неминуемо «разблокируется» и четвертая катапульта, можно предполагать, что за указанное время «Нимиц» способен отправить в воздух не менее 35 самолетов, а за полчаса – не меньше 40-45.

Возможности «Джералда Р. Форда» очевидно не будут ниже (разумеется, когда американцы доведут до ума электромагнитную катапульту). Это говорит о том, что американский авианосец, например, совершенно не затруднит «подвесить» над своим ордером патруль из 6 самолетов (стандартно – один самолет ДРЛО, один «Гроулер», четыре истребителя), потом отправить, скажем, на штурмовку вражеского корабельного ордера ударный отряд в составе 30-35 самолетов, и при этом держать дюжину истребителей в боевой готовности на палубе — на всякий случай.

Возможности французского корабля более скромны – имея две паровые катапульты (построенные по американской лицензии и соответствующие тем, что установлены на «Нимицах»), «Шарль де Голль» за те же полчаса способен отправить 22-24 самолета.

Английский «Куин Элизабет» . Обычно в публикациях, посвященных этому кораблю, указывается, что при максимальной интенсивности взлетных операций он способен поднять в воздух 24 самолёта за 15 минут, однако эта цифра вызывает очень большие сомнения. Впрочем, организация подъема авиагруппы британского авианосца вообще совершенно неясна.

Дело в том, что в источниках обычно указывается наличие трех взлетных дорожек — две коротких длиной 160 м для взлёта F-35 и длинную (около 260 м) для тяжёлых самолётов. Как можно понять, первоисточником этой информации стала публикация сайта naval-technology.com, и к данной статье очень много вопросов. Первый из них – глядя на палубу авианосца, мы видим лишь одну взлетную дорожку, но никак не три.

Поэтому следует предполагать, что описание, данное в статье, относится не к окончательному, а к какому-то из промежуточных проектов корабля, возможно, вот этому:

Данное предположение тем более похоже на правду, что в статье упоминается установка газоотбойных щитов в районе первого «острова», которых мы, конечно же, на настоящем «Куин Элизабет» не видим.

Из вышесказанного можно предположить, что цифра в 24 самолета за 15 минут считалась (если она вообще кем-то считалась, а не является журналистской фантазией) исходя из одновременной работы двух (а то и трех) взлетных дорожек. Таким образом, мы можем предположить, что реальная скорость подъема авиагруппы с «Куин Элизабет» при использовании одной взлетной дорожки составит 12 самолетов за 15 минут или 24 самолета за полчаса.

Тут возникает вопрос – как же так получается, что «Куин Элизабет», имея одну взлетную дорожку, практически сравнялась и даже, быть может, немного обогнала «Шарль де Голль» с его двумя катапультами? Ответ заключается в преимуществе СВВП перед самолетами катапультного старта. F-35B нужно вырулить на стартовую позицию, остановиться, получить разрешение на взлет – но после этого ему достаточно открыть свой «вентилятор» и – можно взлетать. То есть его не надо цеплять за крюк катапульты и ожидать ее срабатывания, нет потери времени на подъем-уборку газоотбойного щита и т.д. Все это позволяет предположить, что темпы взлета СВВП с одной взлетной дорожки вполне могут затрачивать на взлет одного самолета чуть более минуты и тем самым вдвое превосходить темпы запуска самолетов с катапульты.

Отечественный «Кузнецов» … Тут, увы, остается только теоретизировать. Если судить по видео, да и просто рассуждая логически, то затраты времени на взлет одного самолета с трамплина должны быть примерно эквивалентны взлету с катапульты. И «трамплинному», и «катапультному» самолетам нужно выехать на стартовую позицию, остановиться там, зацепиться за катапульту, (нашему – упереться шасси в щитки, которые будут удерживать самолет от преждевременного старта), дождаться поднятия газоотбойного щита, затем перевести двигатели в форсированный режим – а дальше катапульта начинает движение (стопор перестает удерживать самолет) и, собственно, все, взлетаем. Проблема заключается в одном – на американском авианосце четыре катапульты, а на нашем имеется всего один трамплин. То есть американские катапульты производят запуск самолетов по готовности, а наши вынуждены дожидаться своей очереди. Но вот насколько это задерживает полетные операции?

В теории мы можем готовить одновременно к взлету три самолета одновременно, по крайней мере до момента, когда они готовы дать форсированную тягу, но вот после этого они взлетают последовательно, один за другим – и до тех пор, пока не взлетел последний, следующая тройка готовиться к взлету не может. Также, по всей видимости (это мнение автора, не более того) самолеты не могут давать форсаж одновременно – то есть после того, как самолеты изготовились к взлету на стартовых позициях, первый дает форсаж – взлет, потом второй форсирует двигатели – взлет и затем точно так же третий.

Все эти соображения позволяют предположить, что ТАКР «Кузнецов» способен отправлять в воздух тройку самолетов примерно каждые четыре с половиной-пять минут (2,5 минуты – подготовка к взлету, и еще столько же сам взлет). Таким образом, теоретически «Кузнецов» должен обладать возможностью подъема 18-20 самолетов за полчаса. Увы, как обстоят дела на практике, неизвестно, потому что нет никаких данных о том, что на «Кузнецове» когда-то производился подъем всей его авиагруппы (пускай даже в количества – 10-12 самолетов) на скорость.

Все же мы можем предположить, что по скорости подъема авиации ТАКР «Кузнецов» примерно вдвое, или немного больше ступает атомному суперавианосцу, и процентов на 20-30 — английскому и французскому авианосцам.


"Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" - тяжелый авианесущий крейсер проекта 11435, единственный корабль подобного типа России.

Место базирования

Северный флот, Североморск.

Постройка, имя

Корабль (в проекте носил наименование "Советский Союз") заложен на Черноморском судостроительном заводе 1 сентября 1982 года под наименованием "Рига" и спущен на воду 4 декабря 1985 года под наименованием "Леонид Брежнев". 11 августа 1987 года переименован в "Тбилиси". 4 октября 1990 года стал именоваться "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". Зачислен в состав Северного флота 20 января 1991 года.

Вехи

21 октября 1989 года выведен в море в недостроенном и недоукомплектованном состоянии для летно-конструкторских испытаний бортовых самолетов. 1 ноября 1989 года произведены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году многократно выходил в море для испытаний.

В 90-х годах регулярно выходил в море на учения, нес боевую службу в Средиземноморье. С 1996 по 1998 год находился в ремонте. В 2000 году участвовал в учениях, на которых погибла подлодка "Курск", участвовал в спасательной операции.

С 2001 по 2004 год находился на ремонте. В 2004 году участвовал в месячном походе в Северную Атлантику. В 2005-2007 году несколько раз в год выходил в море. 5 декабря 2007 года вышел во главе отряда боевых кораблей в поход в Атлантический океан и Средиземное море, который завершился 3 февраля 2008 года.

До декабря 2008 года находился на ремонте.

В период с 6 декабря 2011 года по 16 февраля 2012 года корабль осуществил дальний поход в Средиземное море в рамках обеспечения военно-морского присутствия кораблей ВМФ России в районах Мирового океана.

В мае 2014 года завершился седьмой по счету дальний поход корабля, продолжавшийся без малого полгода.

В сентябре 2014 года на корабле завершилось плановое восстановление технической готовности.

12 декабря 2019 года на борту ремонтируемого корабля произошло возгорание при проведении огневых работ в 1-м энергоотсеке корабля; потушить пожар, площадь которого превысила 500 кв. метров, удалось только к утру 13 декабря . В результате происшествия погибли военнослужащий-контрактник и офицер из состава службы живучести корабля. Пострадали более десяти человек.

Тактико-технические характеристики

Скорость: 29 узлов
Автономность плавания: 45 суток
Экипаж: 1960 человек
Мощность паротурбин: 4x50000 л.с.
Мощность турбогенераторов: 9x1500 кВт
Мощность дизель-генераторов: 6x1500 кВт

Размеры

Длина: 302,3 метра
Длина по ватерлинии: 270 метров
Ширина: 72,3 метра
Ширина по ватерлинии: 35,4 метра
Осадка: 9,14 метра
Стандартное водоизмещение: 43000 тонн
Полное водоизмещение: 55000 тонн
Максимальное водоизмещение: 58600 тонн

Вооружение

Авианосец оснащен ракетными пусковыми установками (12 противокорабельных ракет "Гранит" и 60 ракет "Удав-1"), зенитно-ракетными комплексами "Клинок" (192 ракеты, 24 пусковые установки) и "Каштан" (256 ракет). На борту могут располагаться до 24 многоцелевых вертолетов Ка-27, до 16 сверхзвуковых многоцелевых самолетов вертикального взлета и посадки Як-41М и до 12 палубных истребителей Су-27К.

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» - корабль проекта 1143.5, единственный в составе Военно-морского флота России в своём классе, спущен на воду в 1987 году. В 1990 году назван в честь Адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова.

Начало. Предыстория

1945 год Согласован руководством СССР стратегия дальнейшего развития Военно-морского флота страны. В планы руководства министерства обороны не входило строительство авианосцев.

Категорически против такой позиции выступал Н.Г.Кузнецов (главнокомандующий ВМФ), который понимал важность, и необходимость наличия в строю авианосцев – оружия будущего, как он считал.

Благодаря усилиям адмирала, эти корабли были внесены в планы проектирования

1953 год Кузнецов смог добиться понимания и его усилиями был утвержден план разработки легкого авианосца (кодовое название «проект 85»). Основная цель авианосца прикрытие от атак самолетами противника кораблей на море

Проект предполагал строительство 8-ми легких авианосцев. Первые два должны были приняты на вооружение к концу 1960 года

1955 год Главком ВМФ Н.Г.Кузнецов был отправлен в отставку. Его место занял С.Г.Горшков, который не видел необходимости в развитии авиа несущих кораблей. Ведь руководством страны авианосцы были названы «оружием западного империализма»
60-е годы XX века «Проект 1123» – пробное использование противолодочных крейсеров для авианосного флота. Один крейсер мог размещать на своей палубе до 14 вертолетов КА-25. Проведя полноценные испытания проекта, стало понятно, что вертолеты не могут в полной мере обеспечить защиту кораблей в случае воздушной атаки
Вторая половина 60-х годов XX века Согласован и утвержден план, в основе которого лежало проектирование новых кораблей с возможностью размещение на борту самолетов с возможностью вертикального взлета.

В итоге появились корабли, разработанные по проекту 1143 («Киев»), скомплектовав самолетами ЯК-38.

Но, к сожалению, самолет ЯК-38 не был оснащен техническими и летными характеристика, позволявшими в полной мере осуществлять патрулирование зоны вокруг кораблей и при необходимости обеспечить прикрытие от воздушных атак противника.

В итоге, три боевых корабля типа «Киев» вместе с ТАКР (тяжёлый авианосный крейсер) проекта 114342 «Баку» который, по сути был улучшенным их вариантом, так и остались в составе вооруженных сил СССР крейсерами, чем авианосцами

1977 год Начало разработки авианосных кораблей проекта 11435. Один из кораблей в итоге получил название ТАКР «Адмирал Кузнецов»

История и боевые походы ТАКР

20 января 1991 года Авиакрейсер «Адмирал Кузнецов» приписан для несения службы в штат Северного флота. В этот день на борту корабля поднят военно-морской флаг СССР
Май 1991 года Атомный авианосец «Адмирал Кузнецов» зачислен в состав 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота
Декабрь 1991 года Крейсер «Кузнецов» отбыл в пункт прописки в поселок Видяево Мурманской области. Маршрут был произведен из Черного моря, обойдя вокруг Европы
1993 год Ознаменовался поступлением в состав авиационной группы корабля истребителей СУ-33
Декабрь 1994 — февраль 1995 год Проведение ремонтных работ главных котлов ТАКР «Кузнецов»
19 октября 1995 года При подготовке к полетам на борту «Адмирала Кузнецов» потерпел аварию вертолёт Ми-8. Во время рейда из-за сильных ветров летательный аппарат был опрокинут. Повреждений корабля не зафиксировано
23 декабря 1995 года Во главе отряда из двенадцати кораблей ТАКР (Тяжёлый авианесущий крейсер) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» вышел на боевую службу в Средиземное море. На борту крейсера находилась авиагруппа в составе 15 самолётов Су-33, одного Су-25УТГ и 11 вертолётов Ка-27. Во время похода проверены заявленные ТТХ авианосца «Адмирал Кузнецов».

Пролив Гибралтар был пройден через 10 суток похода

7 января 1996 года Крейсер ТАВКР «Адмирал Кузнецов» встал на якорь у берегов Туниса. За время этой стоянки — продолжавшейся до 17 января — был совершён обмен визитами с флотом США, в ходе которых совершались посадки как российских вертолётов на американский авианосец, так и американских вертолётов на палубу «Адмирала флота Советского Союза Кузнецова».

Кроме того, был проведён провоз российских пилотов на двухместных палубных самолётах США. В числе других иностранных гостей 7 января 1996 года борт крейсера посетил командующий 6-м флотом США адмирал Дональд Пиллинг

Август 2000 года Авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» принимал активное участие в крупных военных учениях, впоследствии включившись в операцию по спасению экипажа затонувшей подводной лодки К-141 «Курск». В результате этой трагедии был отменён второй поход на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года
С 2001 по 2004 год Крейсер находился на плановом среднем ремонте. Во время которого доработаны ТТХ «Адмирала Кузнецова»
27 сентября 2004 года В составе группы из 9 кораблей Северного флота, включающей в себя тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков», БПК «Североморск» и «Адмирал Левченко», атомную подводную лодку К-335 «Гепард» и суда обеспечения, авианосный крейсер вышел в Северную Атлантику.

Одной из основных задач учений была отработка взаимодействия кораблей при отражении атак условного противника и тренировка корабельных лётчиков при проведении полётов с палубы. Во время этого похода также проводились лётно-конструкторские испытания многоцелевого палубного самолёта Су-27КУБ

18 октября 2004 года Во время похода произошла авария с учебным самолетом Су-25УТГ. При посадке, было, произведено была неправильна рассчитана траектория и произошло сильный удар шасси с посадочной палубой.

В результате сломалось одно из шасси самолета, самолет смог зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишёра и остановил пробег

5 сентября 2005 года Крейсер-авианосец «Николай Кузнецов» во время похода в Северной Атлантике потерпел две аварийные посадки истребителей Су-33 из-за обрыва троса аэрофинишёра.

Первый истребитель упал в океан и затонул на глубине 1100 метров (лётчик — подполковник Юрий Корнеев — успел катапультироваться), второй самолёт удержался на палубе.

Затонувший самолёт планировалось уничтожить глубинными бомбами в связи с наличием секретной аппаратуры (например, системы опознавания «свой-чужой»), но оказалось, что из-за большой глубины это невозможно сделать. Командование ВМФ рассчитывает, что затонувший Су-33 разрушится сам

С 17 декабря 2013 по 17 мая 2014 года ТАКР «Адмирал Кузнецов» совершил новый поход на боевую службу в Средиземное море с заходом на материально-техническую базу ВМФ России в порту Тартус (Сирия). На крейсере поднял свой флаг заместитель командующего СФ контр-адмирал Виктор Соколов.

Находясь в Средиземном море, российский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» действовал совместно с флагманом «Пётр Великий».

За время этого похода лётчики 279-го корабельного авиаполка приобрели значительный практический опыт проведения полётов с палубы авианесущего крейсера в открытом море, совершив более 350 вылетов с суммарным нахождением в воздухе около 300 часов

15 ноября 2016 года Авиагруппа ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» начала боевые вылеты против ИГИЛ в Сирийской республике
6 января 2017 года Официально решено об уменьшении числа вооруженных сил России на территории Сирийской республики. Это означало и возвращение домой ТАКР «Адмирал Кузнецов».
8 февраля 2017 года Российский авианосец «Адмирал Кузнецов» остановился на своем порете прописке — Североморска, завершив дальний боевой поход. Этот боевой поход длился около 4-х месяцев, пройдя около 18 тыс.морских миль.

Окончив боевой поход тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и ТАКР «Адмирал Кузнецов» сделали настоящий морской салют из 15 артиллерийских выстрелов


По данным Минобороны Российской Федерации во время несения боевой службы авиационная группа приписанная крейсеру «Адмирала Кузнецова» совершила около 1200 вылетов, из них более 400 для выполнения боевого задания.

Имелись некоторые трудности с доставкой на корабль боевых запасов во время нахождения в открытом море.

вылетов совершила авиационная группа приписанная крейсеру «Адмирала Кузнецова» во время несения боевой службы

Причина, в том, что обеспечение боеприпасами занимался корабль комплексного снабжения «Березина», но его списали и аналогов в составе ВМФ России не оказалось. Выполнение задачи по снабжению было поставлено плавкрану СПК-46150 — и задача была выполнена.

Проектирование и постройка

Проектирование

Командование министерство обороны утвердило план о начале строительства авианосных кораблей, которые могли бы принимать самолеты как вертикальным взлётом и посадкой, так и с традиционным.

В 1977 году задание по выполнению проектных работ было дано Невскому проектно-конструкторскому бюро.

1980 год. Закончены работы по подготовке эскизов будущего корабля. Для представления руководству работ было выполнено 10 проектов, в том числе и с атомным двигателем.

Пройдя все этапы, проект корабля и получил код «проект 11435».

Проект 11435 во многом отличался от кораблей ранних проектов, но к основным отличиям можно отнести:

  • Главный ракетный комплекс, по новому проекту, располагался внутри корабля;
  • Башенный корпус был построен с правой стороны с сильным выступом за обводы корабля.

Эти конструкторские решения дали возможность расширить площадь палубы, позволив тем самым осуществлять взлеты самолетов с традиционным методом взлета.

Май 1982 года. Проект 11435 согласован и утвержден в окончательном варианте.

Сентябрь 1982 года. Начало строительство первого авианосца на Черноморском судостроительном заводе № 444 в украинском городе Николаев.

Постройка и испытания

1 сентября 1982 года. На одном из стапелей Черноморского судостроительного завода произошла закладка будущего авианосца «Адмирал Кузнецов», получивший на тот момент название «Рига».

«Адмирал Кузнецов» был пятым по счету среди строящихся кораблей.

Именно при строительстве этого корабля была разработана и апробирована новая технология, суть которой заключался в том, что корпуса корабля изготавливались из крупных листовых блоков весом от 1200 до 1380 тонн.

26 ноября 1982 года. В этот день корабль был переименован, получив название «Леонид Брежнев», как дань и уважение после смерти генерального секретаря.


4 декабря 1985 года. В этот день корабль «Николай Кузнецов», в торжественной обстановке, спустили на воду.

8 сентября 1989 года . На авианосце круглосуточно стал нести дежурство экипаж, хотя и в неполном составе.

21 октября 1989 года. Авианосец «Тбилиси» (название на то время), готовый на 85% вышел в открытое море с целью определения готовности к лётно-конструкторским испытаниям: проводились испытательные полеты закрепленных за авианосцем кораблей, а также тестирование всех систем крейсера.


1 ноября 1989 года. В этот день состоялась первая посадка самолета на палубу крейсера. Самолет СУ-27К пилотировал летчик В. Г. Пугачев. Также 1 ноября произошел первый взлет самолета Миг-29К, пилотом был Т.О.Аубакиров. В связи с окончанием тестирования и контроля работ всех систем корабля в различных условиях он вернулся завод для достройки.

1 августа 1990 года. Крейсер приступил государственным испытаниям, которые длились около 5-ти месяцев. В результате государственных испытаний корабль проплыл более 16 тысяч морских миль, общее количество взлетов самолетов составляет около 450 раз.

25 декабря 1990 года. Объявлено о готовности авианосца к боевому дежурству в составе военно-морских сил и получив название «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был передан от министерства промышленности министерству обороны.

Чертеж ТАКР «Адмирал Кузнецов»


Конструктивные особенности

Корпус

Для прочности с большим запасом корпус корабля изготовлен из цельных листов из сварной стали. Корабль в своем составе имеет 7 палуб и 2 платформы. По всему периметру корпуса оснащен вторым дном.


Помещение, где хранятся самолеты, оборудован разборными огнеупорными перегородками. Эти перегородки делят его на 4 отсека.

Помещение (так называемый ангар) оборудован комплексом, позволяющим за счет цепной передачи осуществлять транспортировку самолетов. Благодаря такому конструкторскому решению появилась возможность отказаться от применения внутри корабля больших тяговых тракторов.


При формировании технического задания к «проекту 11435» была поставлена задача увеличить площадь на авианосце для использования ими для взлетов и посадок как традиционным способом так и с вертикальным взлетом.

В итоге площадь была увеличена до 14,8 тыс.м 2 , что примерно в 2,6 раза больше, чем у тяжелых авианесущих крейсеров более ранних проектов. Размеры помещения для хранения летательных аппаратов был увеличен (153,2×26,4×7,1 м против 130,4×22,7×6,7 м на авианосце «Минск»).

Для оказания поддержки при взлете палубной авиации традиционным способом установлен трамплин с углом подъема примерно в 14,3 градуса.

Защита корпуса

Решения по защите корпуса корабля от атак противника является уникальной для своего времени. Отсеки для хранения и использования и помещения с боеприпасами имеют защиту в виде коробчатой брони.

Защита корабля от торпед кораблей противника состоит из трех продольных переборок, средняя оснащена несколькими слоями. Общая ширина защиты составляет 4,52 м.

Площадки для взлёта и посадки

Для помощи пилотам при посадке самолетов разработаны и установлены:

  • комплекс аэрофинишеров;
  • уникальная система оптическая система посадки «Луна».

Площадки для традиционного взлета

Поверхность полетной палубы была обработана специальным составом, которая не позволяем самолетам скользить при взлете и посадке, а также это покрытие является термостойким, позволяющая выдерживать нагревание до 500 градусов. Это покрытие получила наименование «Онега».


Площадки для СВВП (самолеты вертикального взлета и посадки)

Отдельно на полетной палубе выделены 3 площадки для самолетов вертикального взлета и посадки. Площадь каждой площадки около 100 м2 (10×10). Поверхность настелена специальными плитками АК-9ФМ, позволяющие выдерживать нагрев до 745 градусов.


Чтобы обеспечить защиту обслуживающего персонала и технического состава от сильных выхлопов двигателей самолетов на палубе смонтированы отклоняемые щитки - дефлекторами. Кроме того, стартовые позиции оборудованы гидравлическими упорами (задержниками), удерживающими самолет на месте перед стартом, и утапливаемыми по команде оператора.

Для обеспечения посадки на корабле установлены аэрофинишёры «Светлана-2»: четыре металлических троса, натянутые поперек посадочной палубы с интервалом 12 метров.

«Надежда»

система подъема аварийного подъема, установленная на авиакрейсере

Тросы связаны с тормозными гидравлическими машинами, обеспечивающими полную остановку самолета через 90 метров пробега с перегрузкой не более 4,5 g. Трос четвёртого аэрофинишёра (четвёртый от кормы) также связан с системой подъёма аварийного барьера «Надежда».

В походном положении тросы утоплены в специальных выемках в палубе, и поднимаются в рабочее положение с помощью гидравлики непосредственно перед посадкой самолёта.

Силовая установка и ходовые качества

Силовая установка «Адмирала Кузнецова» с небольшими изменениями в полной мере скопирована с более ранних проектов. К большим изменениям можно отнести полная замена котлов ранних модификаций на новые, с улучшенными характеристиками.

После модернизации 4-х вальная паротурбинная энергоустановка может развить мощность 200 тыс.л.с. (у предыдущих проектов до — 180 тыс. л.с.).

Питают турбины восемь котлов КВГ-4 с паропроизводительностью до 115 тонн пара в час (против 95 т/ч у более старых котлов). Параметры перегретого пара в коллекторе: давление 66 кг/см 2 и температура 470°С. Движители - 4 бронзовых с 5-ю лопастями малошумных винта.

Экипаж

Корабли, разработанные по проекту 11435 по плану должны быть оснащены составом:

  1. Всего экипаж - 1980 человек

В том числе:

  • офицеры – 520;
  • мичманы – 322;
  • матросы — 1138;
  1. Авиагруппа - 626 человек.

В итоге получается на корабле предполагается — 2606 человек. А если в походе крейсер является флагманом, то на корабле дополнительно будут расположены 55 человек (командиры и штаб).


Места для сна и отдыха экипажа являются довольно приемлемыми и удобными, чтобы провести длительные морские командировки.


Вооружение

Главный ударный комплекс

Противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) «Гранит» с 12-ю крылатыми ракетами в шахтах. Тяжёлые ракеты способны доставлять 750-кг боевую часть на расстояние до 550 км.


П-700 «Гранит» (3М45) — противокорабельный ракетный комплекс на ТАКР «Адмирал Кузнецов»

Зенитное вооружение

  • 4х2 зенитных ракетно-артиллерийских комплекса (ЗРАК) «Кортик». Боекомплект 256 ракет и 48 000 30-мм снарядов, дальность поражения: ракетами 1500-8000 м; пушками 500-4000 м;
  • 24 модуля ЗРК «Кинжал», боезапас каждого модуля — 8 ракет в барабане, так что в целом боекомплект составляет 192 ракеты. Дальность поражения 1500-12000 м;
  • 6 башенных шестиствольных 30-мм установок АК-630М (48 000 снарядов).

Противоторпедное вооружение

  • 2 бомбомёта РБУ-12000 комплекса «Удав» (60 реактивных глубинных бомб).

Авиационное вооружение


В соответствии с заданием Минобороны, создан авианосец «Адмирал Кузнецов», характеристики которого обеспечили размещение палубной авиации, состоящей из:

  • 26 самолётов Як-141, МиГ-29К и Су-27К(Су-33);
  • 18 противолодочных вертолётов Ка-27 или транспортно-боевых Ка-29;
  • 4 вертолёта радиолокационного дозора Ка-27РЛД (Ка-31);
  • 2 поисково-спасательных вертолёта Ка-27ПС.

По факту, из-за нехватки средств авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», характеристики которого допускают размещения большего числа самолетов, несет на себе авиагруппу сокращённого состава:

  • 14 истребителей Су-33;
  • 2 учебно-тренировочных самолёта Су-25УТГ;
  • 2 истребителя МиГ-29К;
  • 2 учебно-боевых МиГ-29КУБ;
  • 15 вертолётов Ка-27 и Ка-27ПС;
  • 2 вертолёта Ка-31 радиолокационного дозора.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

  • навигационный комплекс «Бейсур»;
  • 1 радиолокационный комплекс «Марс-Пассат»;
  • 1 радиолокационная станция МР-750 «Фрегат-МА»;
  • 2 радиолокационных станции МР-360 «Подкат»;
  • 3 радиолокационных станции «Вайгач»;
  • боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Лесоруб»;
  • комплекс связи «Буран-2»;
  • гидроакустический комплекс «Полином-Т»;
  • гидроакустическая станция «Звезда-М1»;
  • комплекс РЭБ «Созвездие-БР».

Кормовой участок полётной палубы «Адмирала Кузнецова» во время боевого похода 1995-1996 год

Технические характеристики авианосца «Адмирал Кузнецов»

Водоизмещение, т:

Основные размерения, м:

Мощность, л.с. (кВт):

Скорость хода, уз:

Дальность плавания, миль:

Экипаж по проекту, чел:

Вооружение

Авиационное, ЛА 50…52
Истребителей Су-33 и МиГ-29К или штурмовики Су-25УТГ 26…28
Вертолёты РЛД Ка-34 4
Вертолёты Ка-27 и Ка-29 (в том числе Ка-27ПС) 18 (2)
Ударное ПКРП «Гранит-НК»
Ракет П-700, шт 12
Установок вертикального пуска СМ-233, шт 12
Зенитное ракетное ЗРК «Кинжал»
Установок вертикального пуска СМ-9, шт 24х8
ЗУР 9М330-2, шт 192
Зенитное ракетно-артиллерийское ЗРАК «Кортик»
Количество установок, шт 8
ЗУР 9М311-1, шт 256
30-мм снарядов, шт 48000
Артиллерийское ЗАК АК-630М
Количество установок, шт 6
Противолодочное/противоторпедное РБУ-12000 «Удав-1»

Радиоэлектронное вооружение

БИУС «Лесоруб»
РЛС общего обнаружения ПЛК «Марс-Пассат», 4 ФАР
РЛС обнаружения НЛЦ 2хМР-360 «Подкат»
РЛС обнаружения НЦ 3хМП-212 «Вайгач»
ГАС ГАК МГК-355 «Полином-Т», ГАС МГК-365 «Звезда-М1», противодиверсионная ГАС МГ-717 «Амулет», ГАС «Алтын», ЗПС МГ-35 «Штиль», ГАС МГ-355ТА
Средства РЭБ «Созвездие-РБ»
Коплексы выстреливаемых помех 2х2 ПУ ПК-2 (ЗиФ-121), 4х10 ПУ ПК-10 «Смелый»
РЛС управления огнём 2х«Коралл-БН», 4 РЛС управления ЗРК «Кинжал» 3Р95, 4 подуля управления ЗРАК «Кортик» 3Р86
Навигационный копмлекс «Бейсур»
Средства радионавигации «Резистор К-4», «Газон»
Средства связи комплекс «Буран-2», комплекс космической связи «Кристалл-БК»

Командиры

С момента спуска на воду и по настоящее время тяжёлый авианосный крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был под командованием следующих офицеров:

Фотография ФИО и воинское звание Годы командования кораблем

Капитан 1 ранга Виктор Степанович Ярыгин 1987-1992 гг

Капитан 1 ранга (контр-адмирал) Иван Фёдорович Санько 1992-1995 гг
Контр-адмирал Александр Владимирович Челпанов 1995-2000 гг
Капитан 1 ранга Александр Васильевич Турилин 2000-2003 гг
Капитан 1 ранга Александр Петрович Шевченко 2003-2008 гг
Капитан 1 ранга Вячеслав Николаевич Родионов 2008-2011 гг
Капитан 1 ранга Сергей Григорьевич Артамонов С 2011 года

Весной 1982 г. в Николаеве был заложен первый «настоящий» авианосец. Авианосец проекта 1143.5 заложили под названием «Рига»; 26 ноября 1982 г. переименовали в «Леонид Брежнев»; ходовые испытания в 1987 г. он проходил под названием «Тбилиси»; вступил в строй как «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Хотя он сохранил номер проекта первого авианесущего корабля, «Кузнецов» имеет с ним мало общего, за исключением энергетической установки

Его архитектура приобрела более «авианосный» вид: сплошная полетная палуба (ширина 75 м) с трамплином, аэрофинишером и аварийным барьером, два бортовых самолетоподъемника. «Остров» остался почти таким же. Была улучшена надводная конструктивная защита, увеличена автономность, установлена подводная защита корпуса.

«Адмирал Кузнецов» - тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» - тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Весной 1982 г. в Николаеве был заложен первый «настоящий» авианосец. Авианосец проекта 1143.5 заложили под названием «Рига»; 26 ноября 1982 г. переименовали в «Леонид Брежнев»; ходовые испытания в 1987 г. он проходил под названием «Тбилиси»; вступил в строй как «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Хотя он сохранил номер проекта первого авианесущего корабля, «Кузнецов» имеет с ним мало общего, за исключением энергетической установки. Его архитектура приобрела более «авианосный» вид: сплошная полетная палуба (ширина 75 м) с трамплином, аэрофинишером и аварийным барьером, два бортовых самолетоподъемника. «Остров» остался почти таким же. Была улучшена надводная конструктивная защита, увеличена автономность, установлена подводная защита корпуса.

Система ПТЗ имеет глубину 4,5 м и состоит из трех камер: расширительной, поглощения (заполненной топливом), фильтрационной. Между двумя последними находится защитная переборка переменной по высоте толщины, из высокопрочной вязкой стали Ак-25. Паровые ТЗА аналогичны установленным на «Баку».
По проекту авиагруппа должна была состоять из 24 палубных самолета и 42 вертолетов, однако штатная численность машин не была достигнута из-за нехватки средств. Контроль посадки самолетов обеспечивала оптическая система «Луна». В носовой части авианосца «Адмирал Кузнецов» установлены 12 под-палубных пусковых установок для ударных крылатых ракет П-700 «Гранит». Четыре шестиракетных модуля ЗРК «Кинжал» размещаются в носу и корме на бортовых спонсонах.

Оборону корабля обеспечивают 8 зенитно-артиллерийских комплексов «Кортик», 6-30-мм артустановок АК-630М, 2 ПУ комплекса противоторпедной защиты «Удав». Параллельно с постройкой корабля шла отработка палубных самолетов для него и авиационно-технического оборудования. В Крыму на аэродроме Ново-Федоровка был построен полигон со стальным летным полем в виде корабельной палубы, получивший название «Нитка». Летом 1982 г. на нем были произведены первые взлеты Су-27 и МиГ-29 с наземного трамплина с углом 8,5 градуса. Через год начали отработку аэрофинишера «Светлана-2». 1 сентября 1984 г. состоялась первая посадка Су-27 при помощи аэрофинишера.
В 1985 г. самолеты обычной схемы начали взлетать с более крутого трамплина (угол 14 градусов), принятого для ТАКР. 1.09.1989 г. летчик-испытатель Виктор Пугачев совершил первую посадку на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов». В тот же день с борта корабля поднялся в воздух на самолете МиГ-29 летчик-испытатель Тахтар Аубакиров. До завершения государственных испытаний корабля с него было выполнено более 300 полетов. Однако строевые летчики начали осваивать палубу «Кузнецова» гораздо позднее.

20.01.1991 г. «Кузнецов» вошел в состав Северного флота. Пришедшая в упадок экономика государства значительно осложнила и задержала освоение корабля, комплектацию его авиагруппы серийными истребителями Су-27К и подготовку летных экипажей. Только в 1993 г. на Северный флот прибыли предназначенные для авианосца самолеты и лишь в следующем году удалось подготовить десять строевых корабельных летчиков.
В конце августа 1995 г. они совершили свои первые посадки на ТАКР, а в сентябре «Кузнецов» принял участие в учениях флота, в ходе которых началось практическое освоение его авиационного вооружения.
Что касается проблемы базирования, то она так и осталась нерешенной. Правда, для «Кузнецова» соорудили плавучий причал в Ура-губе, но береговую электростанцию и котельную построить не смогли. Кораблю для обеспечения своей жизнедеятельности приходится постоянно «гонять» два главных котла.

Еще в процессе эксплуатации «Киева» на Севере выяснилась одна интересная особенность. Авианесущий корабль имеет огромную верхнюю палубу, которая в холодное время (восемь месяцев в году) активно охлаждается. Поскольку система отопления в суровых условиях Заполярья не справляется со своими обязанностями, происходит постоянное образование конденсата, вызывающее коррозию палуб, переборок, кабель-трасс, выход из строя приборов. Кроме преждевременного старения кораблей, низкие температуры и большая влажность значительно ухудшают бытовые условия экипажа. Так, на «Кузнецове» в кубриках, расположенных в оконечностях корабля, температура зимой не поднимается выше 10-12 градусов.

Тактико-технические характеристики авианосца «Адмирал Кузнецов»
Водоизмещение 55000 (70500) тонн
Размеры 304,5 х 38 х 10,5 м

Мощность четырехвальной энергоустановки 200000 л.с.: 4 ПТ
Скорость 32 узла

Дальность плавания 8000 миль на 18 узлах

Вооружение 12 ПУ ПКР «Гранит», 4 ЗРК «Кинжал», 8 РАК «Кортик», 6-30-мм автоматов АК-630М, 2 РБУ-12000
Авиагруппа (март 1996 г.) 15 истребителей Су-27К, 1 Су-25УТГ, 11 вертолетов Ка-27, 1 вертолет Ка-31