Меню Рубрики

Налоговый кодекс ккм. Контрольно-кассовая техника, ккт. Кредитные организации и платежные системы

У ФНС есть беспрепятственный, в том числе дистанционный, доступ ко всем фискальным данным (ФД), содержащимся в базе операторов ФД, а также к другой официальной информации о компаниях и ИП. Это значит, что на основании имеющихся сведений налоговый орган может провести не только контрольную закупку, но и удаленную проверку соблюдения порядка применения ККТ.

Кроме того, сотрудники ФНС не обязаны предупреждать о дате начала кассовой проверки, также не предусмотрено ограничений и по частоте проведения таких проверок. Данные нормы не предусмотрены действующим законодательством. В частности на надзор за соблюдением порядка применения ККТ не распространяются нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля.

Если вы ошибочно не зарегистрировали кассу в установленный срок либо как-то иначе нарушили порядок применения ККТ (например данные с вашей онлайн-кассы поступали непостоянно), в ваших интересах устранить все нарушения в кратчайшие сроки.Илья Антоненко

Илья Антоненко , аттестованный аудитор.

Кто обязан применять ККТ после 01.07.2018

Значительная часть компаний и ИП, которые изначально получили отсрочку, должны применять ККТ с 01.07.2018. Это касается в том числе и тех, кто получает оплату от физлиц в безналичном порядке без использования платежных карт, от иностранных физлиц за товары (работы, услуги), а также от сотрудников своей компании (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ). При этом применять ККТ необходимо и тогда, когда покупатель не предоставил данные о номере мобильного телефона или адресе электронной почты, то есть у компании или ИП нет никакой возможности выполнить требование закона о предоставлении чека покупателю в электронном виде.

На данный момент непонятно, в какой именно момент необходимо применять ККТ при получении безналичной оплаты. Позиция контролирующих органов по этому вопросу неоднозначна. Пользователь обязан применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе денежных средств кредитной организацией. Как определить момент подтверждения исполнения распоряжения о переводе денежных средств кредитной организацией — не ясно. Не добавляет ясности и указание, что ККТ применяется «с момента», а не «в момент». Таким образом, на сегодня возможны разные подходы к определению момента применения ККТ при получении безналичной оплаты от физлиц и организации. Нужно самостоятельно определить удобный алгоритм применения ККТ в такой ситуации исходя из уровня риска, который организация готова принять в случае спора с проверяющими.

Отметим, что в соответствии с поправками, которые в 54-ФЗ внес Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ, организации и ИП вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 01.07.2019 в следующих случаях:

  • при осуществлении расчетов с физлицами, которые не являются ИП, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа);
  • расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт;
  • при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг;
  • при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Для того чтобы убедиться во вновь предоставленной отсрочке применения ККТ, нужно определиться с понятием «расчеты с использованием электронных средств платежа», к которым налоговики сейчас относят все формы безналичного расчета.

Что делать, если ошибочно не применяли ККТ

Штрафы за неприменение ККТ весьма суровы (см. п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ), однако их можно избежать. Для этого организация или ИП, имеющая зарегистрированную ККТ, должна выполнить следующие действия до момента, когда налоговики узнали о факте неприменения ККТ (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ; письмо ФНС России от 07.12.2017 № ЕД-4-20/24899; табл. 4, 5, 30, 31 к Приказу ФНС от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@):

  • устранить причину нарушения;
  • пробить кассовый чек коррекции на каждую принятую (выплаченную) без применения ККТ сумму с указанием соответствующего признака расчета, а также реквизита документа, служащего основанием для формирования такого чека (например, служебной записки о факте неприменения ККТ при получении (выплате) средств);
  • в течение трех рабочих дней с даты оформления чека коррекции сообщить в ИФНС, например через личный кабинет ККТ, подробную информацию о произведенной корректировке расчетов, в том числе реквизиты указанных чеков коррекции.

Когда используется отсрочка применения ККТ при оказании услуг населению и в момент оплаты физлицу не был выдан бланк строгой отчетности (БСО), необходимо дополнительно выдать БСО соответствующему физлицу. По нашему мнению, в данном случае этот шаг также необходим, чтобы избежать штрафа (см. п. 20 Положения о расчетах без применения ККТ, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359).

Если ФНС стало известно о нарушении в результате проверки, штраф все же будет выписан. ИП или компания, которая относится к малому и среднему бизнесу, может попробовать заменить штраф на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ, если административное правонарушение совершено впервые, при этом не причинен вред или нет угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, а также нет имущественного ущерба ( КоАП, письмо ФНС России от 15.08.2016 № ЕД-3-20/3721@).

Виктор Владимирович Бачурин ,
начальник отдела оперативного контроля УФНС России по Свердловской области

ФНС будет проверять

Мы, безусловно, будем проводить контрольную работу: сопоставлять имеющиеся у нас сведения по зарегистрированным ККТ с информацией о том, кто должен был зарегистрировать кассу до 01.07.2018, и проверять. Поэтому не ждите, когда к вам придет налоговый инспектор. Если нарушили порядок применения ККТ, купите, зарегистрируйте кассу и сформируйте чек коррекции.

В соответствии с примечанием к ст. 14.5 КоАП лицо, которое добровольно устранит правонарушение и уведомит налоговую службу об этом в письменном виде, не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение порядка применения ККТ. Данная норма распространяется на ч. 2-4 и 6 ст. 14.5 КоАП.

Для индивидуальных предпринимателей на ПСН и ЕНВД, которые должны начать применять ККТ с 01.07.2019, есть дополнительная мотивация не затягивать с регистрацией ККТ. Они могут получить налоговый вычет в размере 18 тыс. ₽ за каждую кассу, зарегистрированную в установленный законом срок.

Пробили неправильный чек — наша шпаргалка вам поможет: « ».

Лычагина Светлана Михайловна ,
заместитель руководителя УФНС России по Ставропольскому краю

Порядок проведения проверок

Права и обязанности налогового органа при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о применении ККТ прописаны в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. В приказах Минфина РФ от 17.10.2011 и № 132н и 133н отражены сроки и последовательность административных действий при контроле полноты учета выручки денежных средств, соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения, а также порядок взаимодействия налоговых органов с организациями и ИП.

Чтобы предотвратить нарушения и как следствие привлечение к административной ответственности, мы рекомендуем налогоплательщикам детально изучить нормы Федерального закона № 54-ФЗ, включая все изменения и дополнения.

Также напоминаем, что с 01.07.2018 необходимо осуществлять расчеты с применением ККТ при торговле такими непродовольственными товарами, как ковры и ковровые изделия, изделия из кожи и дерева, мебель, большинство видов одежды, компьютерное оборудование и др. (Распоряжение Правительства РФ от 14.04.2017 № 698-р, письмо ФНС России от 28.04.2017 № ЕД-4-20/8279@).

Наличие контрольно-кассовых машин – это важный показатель законной деятельности организаций и ИП, если дело касается наличных или безналичных расчетов при продаже различных товаров, оказании услуг или выполнении работ.

Нужен ли кассовый аппарат для ИП в 2020 году? Закон обязывает ИП использовать кассовые машины, но есть несколько исключений, для которых использование аппаратуры только рекомендуется , для облегчения учета и составления отчетности для государственных органов.

Понятие, назначение и выбор кассового аппарата

ККМ – это оборудование, которое позволяет осуществлять надзор и контроль со стороны налоговой и др. государственных органов, а также отследить движение наличности, полученной фирмой от продажи товаров или оказания услуг. ККМ для ИП применяются при осуществлении розничной торговли товарами или оказанием услуг. Она помогает вести учет ценностей предприятия и собирать данные для составления отчетов.

Возникает вопрос, как выбрать кассовый аппарат для ИП и сколько он будет стоить. Здесь нужно обратить внимание на несколько важных пунктов и понять какие из них будут нужны для организации деятельности, а без которых можно обойтись:

  • Вес изделия (выбор зависит от места торговли);
  • Скорость печати чеков;
  • Дополнительные функции (при небольшом бюджете можно вполне обойтись без них);
  • Подключение сопутствующих устройств таких, как электронные весы, устройство сканирования штрих кодов и считывания банковских карт;
  • Энергонезависимость (нужная функция, необходимая для обеспечения торговли через курьера);
  • Температура и прочие физические режимы работы (важно для ИП, которые находятся и работают на местах с постоянными перепадами температур или в суровых климатических условиях).

Сколько стоит кассовый аппарат для ИП

Стоимость простых моделей начинается с 3-х тыс. рублей, ККТ с дополнительными функциями будут стоить от 15000 до 25000 рублей. Стоит отметить, что выбирая кассу, нужно сначала обратить внимание на свой бюджет, не стоит на первых порах приобретать дорогостоящие модели.

Регистрация кассового оборудования

Часто пользователи задаются вопросом, как зарегистрировать кассовый аппарат для ИП. Чтобы осуществить данную процедуру, необходимо обратиться в центр ТО (это специальные юридические лица, которые занимаются реализацией и обслуживанием кассовой техники). Для этого необходимо подготовить и предоставить следующий перечень документов:

  1. Заявление на регистрацию (в 2-х экземплярах);
  2. Журнал КМ-4 (созданный кассиром-операционистом);
  3. Журнал КМ-8 (где отмечены все вызовы специалистов, обслуживающих ККМ);
  4. Технический паспорт устройства вместе с эталонным образцом;
  5. Договор аренды или свидетельство о праве собственности помещения, где будет расположена касса;
  6. Специальная голографическая наклейка, которая подтверждает сервисное обслуживание.

Регистрация ККМ ИП по месту осуществления деятельности производится в обязательном порядке районным или муниципальным налоговым органом. Специалисты в обязательном порядке потребуют подтверждения права владения кассой. В этом случае владелец должен предоставить чек или другой официальный документ, который подтвердит его покупку.

Установка и обслуживание кассового аппарата

Через неделю после подачи документов, происходит установка ККМ, которую обеспечивает специалист ТО с обязательным присутствием представителя налогового органа. Процедура включает в себя пломбирование машины, установление реквизитов, проверку на работоспособность. После этого ИП выдаются все документы о регистрации техники, здесь, специалисты рекомендуют сразу провести проверку наличия аппарата в списках реестра ККО , если все в порядке, нужно переходить к его установке на месте эксплуатации.

Немаловажным пунктом является ТО устройства, которое включает в себя обязательный внешний осмотр каждые 3 месяца с тестированием и ежегодное обслуживание с полной проверкой исправности. Стоит отметить, что срок службы кассы по нормативу не может составлять более 7 лет, если он истек, но аппарат еще исправен и состоит в списках реестра, им можно пользоваться до его исключения налоговым органом. Когда срок истекает и происходит исключение ККМ из реестра, рабочий специалист ИФНС обязан самостоятельно снять ее с учета и уведомить владельца заранее.

Категории ИП, освобожденные от обязательного использования кассы

Работа без кассового аппарата для ИП вполне возможна, если предприниматель относится к одной из следующих категорий:

  1. ИП, налогообложение которых осуществляется с применением ЕНВД. Такие предприниматели могут вести работу без регистрации и использования ККМ. Сюда относится оказание услуг населению бытового характера:
    • Розничная торговля;
    • Транспортные перевозки, а также обслуживание автомобилей (помывочные и ремонтные работы);
    • Предоставление земли площадок для торговли или рекламы;
    • Сдача помещений в аренду и др.
  2. ИП, использующие в своей работе бланки строгой отчетности. Они строго регламентированы законом и должны иметь реквизиты и оттиск печати предпринимателя. Бланки выступают чеками при продаже товаров.
  3. ИП без кассового аппарата работают тогда, когда их использование крайне затруднено, к таким случаям относят следующие виды деятельности:
    • Купля-продажа ценных бумаг;
    • Продажа продуктов питания, напитков, бумажной продукции и др. товаров на улице, на рынках или в киосках (при условии, что их доля превышает 50% общей выручки);
    • Продажа проездных билетов водителем или кондуктором в салоне общественного транспортного средства;
    • Адвокаты и нотариусы, работающие индивидуально.
  4. Использование и регистрация кассового аппарата для ИП в налоговой службе не обязательна, когда индивидуальный предприниматель ведет работу на труднодоступных, отдаленных местах, что не позволяет вызвать сотрудника для того, чтобы зарегистрировать технику и ввести ее в эксплуатацию. Сюда следует отнести нефтедобывающие вышки, воздушный транспорт, удаленные станции и др.

Закон о кассовых аппаратах 2016 года для ИП говорит о том, что все остальные предприниматели должны приобрести и зарегистрировать машины перед началом своей деятельности.

Использование кассового оборудования в интернет торговле

В связи с массовым развитием интернет торговли предприниматели все чаще задаются вопросом, может ли ИП работать без кассового аппарата в 2020 году, осуществляя торговлю через интернет? Здесь нельзя ответить четко, потому что данная отрасль торговли законодательно не раскрыта, но, если учесть, что она не попадает под четыре предыдущих пункта, можно сделать вывод о том, что интернет торговля должна быть обеспечена зарегистрированной, исправной ККТ.

Так как продажа через интернет осуществляется через курьеров, каждый из них должен быть обеспечен кассовой машиной. Если такой возможности нет, то покупателю должен выдаваться чек при передаче ему товара (день выдачи чека и поступления денежных средств в кассу должен совпадать).

Изменения, связанные с использованием кассового аппарата в 2020 году

Многие интересуются, когда введут кассовые аппараты для ИП нового образца. По поводу этого имеется четкая информация о том, что кассовые аппараты с 2016 года для ИП должны быть оснащены возможностью передавать данные о купле-продаже товаров через интернет . ИП, обладающие образцами старого формата обязаны их заменить, чтобы обеспечить быструю связь с клиентами и налоговым органом. Это касается, как Москвы, так и регионов.

Менять кассу разрешено не сразу, а тогда, когда истечет срок службы старой исправной модели, а если предприятие может доказать, что у него имеются проблемы с Интернет-соединением, то ему будет разрешено не приобретать и не регистрировать новые кассовые аппараты.

Какой лимит у кассы для ИП

Лимит кассы для ИП в 2020 году может быть вовсе не установлен, предприниматели могут выбирать самостоятельно, нужен им лимит или нет. В случае отказа от него, ИП обязан создать и ввести приказ об отмене лимита.

Штрафы, связанные с использованием ККТ в 2020 году

Деятельность предприятий, ИП и кассовый аппарат в 2020 году претерпевает изменения в области штрафования – они склоняются в сторону ужесточения и увеличения суммы штрафа (минимум составляет 3 тыс. рублей). С 15 июля 2016 года введены следующие штрафные санкции за нарушения в области использования ККМ:

Вопрос-ответ

Нужно ли регистрировать кассовый аппарат для ИП после его выбора?

Да, иначе, если регистрации не будет при проверке, владельцу будет выписан штраф (регистрация будет включать в себя постановку на учет в реестр). Далее нужно будет установить технику и проверить ее. После ввода в эксплуатацию, срок службы кассы будет составлять 7 лет.

В какие сроки предприятия и предприниматели обязаны обеспечивать проверку исправности ККТ?

Законодательством установлены сроки: 3 месяца – для внешней проверки, очистки и тестирования и 1 год – для полной проверки исправности и работоспособности устройства.

Обязателен ли кассовый аппарат для ИП, ведущих торговлю через интернет?

Да, потому что они не входят в категорию исключений. Если рассматривать лимит, то в 2020 году ИП имеет полное право от него отказаться.

Подведем итоги в вопросе, нужна ли касса для ИП: исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что техника рекомендована всем, но обязательно необходима только нескольким категориям ИП.

Видео: последние изменения в законодательстве, связанные с применением кассовых аппаратов

Начинающим предпринимателям сложно разобраться в юридических тонкостях, любое нарушение карается штрафами. В статье рассмотрим, что дает право работать не применяя ККТ и не бояться налоговых проверок. При обязательном его использовании дадим рекомендации по выбору и регистрации.

Многие начинающие бизнесмены любую технику, печатающую чеки, ошибочно относят к категории ККТ.

Фискальный регистратор (ККТ, ККМ) - разновидность оргтехники, принцип работы которой регламентируется федеральным законом 54-ФЗ от 22 мая 2003 года . С помощью этого инструмента налоговая инспекция контролирует полноту и правильность расчетов предпринимателя с клиентами.

В технике присутствует фискальная память, доступ к которой защищен паролем. Этот код известен только сотрудникам налоговой, поэтому предприниматель не сможет удалить или изменить данные.

Альтернативой кассовой машины служат БСО (бланки строгой отчетности) – билеты в транспорте, кинотеатрах, квитанционные книжки для оплаты ЖКХ. Такие «ручные» чеки должны иметь уникальные серию, номер, обладать рядом атрибутов, позволяющих идентифицировать место выдачи (наименование юрлица и адрес торговой точки), дату, вид, сумму операции. Появились типографские БСО и аппаратные. Все большее распространение получают БСО -123, для распечатки которых достаточно принтера, компьютера и доступа к онлайн-системе.

Обязан ли ИП иметь ККТ

Тест: нужен ли Вам кассовый аппарат

Техника применяется на территории Российской Федерации обязательно всеми организациями и ИП при расчетах, за исключением случаев, установленных 54-ФЗ.

Законные основания не приобретать ККМ

Иногда использование ККМ для предпринимателя затруднительно – торговая палатка на ярмарке, ремонтная бригада. Непостоянный доход мелких предпринимателей может не окупать даже расходы на содержание техники.

ЕНВД и патентная система делают необязательным четкий контроль поступлений в кассу организации со стороны налоговой инспекции, так как базой доход не является.

54-ФЗ оговаривает случаи, когда отсутствие фискальной техники законно и не повлечет за собой штрафов :

  • ИП без кассы платит налоги по ПСН (патент);
  • Организация ведет торговлю через автоматы ( , платежные терминалы);
  • ЕНВД (в некоторых регионах органы власти не позволяют использовать эту возможность);
  • ИП работает без ККТ в отдаленных районах, где нет доступа к сетям связи;
  • При расчетах электронными средствами платежа;
  • При реализации религиозных атрибутов, газет, журналов, торговле с лотков и «вразнос», в поездах, из автоцистерн, продажа сезонных продуктов (бахчевых);
  • При оказании населению услуг (вспашка, распиловка, изготовление ключей, ремонт обуви, ювелирных изделий, услуги носильщика).

Реализация подакцизных товаров лишает предпринимателя права работать без кассовой техники: в данном случае использование ККМ обязательно.

А если ИП на упрощенке - нужна ли касса

УСН (упрощенная система налогообложения) популярна среди российских предпринимателей. ЕНВД и ПСН более выгодны, однако накладывают жесткие ограничения на виды деятельности ИП, размер торговой площади, численность работников.

Не обязаны использовать ККТ только ИП, работающие по патентной схеме или на ЕНВД. Предприниматели на других системах налогообложения (ОСНО, УСН, ЕСХН) таких послаблений не имеют. Однако исключения, которые касаются видов или места деятельности, распространяются на всех, в том числе упрощенцев.

Какую кассовую технику выбрать для ИП и как правильно ее зарегистрировать

Чтобы избежать неприятных последствий, внимательно отнеситесь к установке ККТ:

  • Покупка аппарата. Не имеет значения, новый или подержанный, фискальный регистратор или полноценная касса с ящиком для денег. Модель обязана входить в «Государственный реестр контрольно-кассовой техники». При отсутствии вашего ККМ в этом перечне ФНС не даст разрешения на регистрацию, вы потеряете деньги. Приобретайте технику только у сертифицированных ЦТО.
  • Второй этап - регистрация в налоговых органах. Для этого потребуется паспорт устройства, заявление и договор с ЦТО. Сотрудник ФНС осмотрит аппарат, защитит его от взлома секретным кодом, поставит пломбу на корпус. Только после этого техника может считаться зарегистрированной.
  • Третий этап - правильное использование ККМ. Помимо печати чека, предприниматель обязан вести журналы, делать отчеты, открывать и закрывать смену. ЦТО должно проводить ежегодное обслуживание.

ИП может работать без фискального аппарата, если его деятельность подходит под исключения, оговоренные в федеральном законодательстве. Однако это не позволяет предпринимателю вести расчеты произвольным образом. Организация обязана выдавать клиентам чеки, квитанции (БСО), которые подтверждают факт покупки или оплаты услуг. Кроме того, применение чекопечатающих машинок, облегчают предпринимателю контроль доходов.

С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).
Несколько месяцев я пытался разместить инициативу против онлайн-касс. Наконец её приняли. У нас появился реальный шанс отложить обязательное применение онлайн-касс для Патента, ЕНВД и БСО при УСН до 2026 года - Прошу проголосовать "ЗА" - https://www.roi.ru/30088 (нужен логин от госуслуги, но сайт государственный) и вот еще на сайте change.org (регистрация не нужна).
Принят Федеральный закон от 27.11.2017 № 337-ФЗ, по которому онлайн-кассы не будут вводить для тех кто применяет ПСН и ЕНВД(но есть исключения, см ниже) до 1 июля 2019 года.

2018

ПСН и ЕНВД: когда регистрировать ККМ
Вид деятельности и налог Срок регистрации онлайн-ККМ
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (с работниками) до 1 июля 2018 года
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
ПСН следующие виды: розничная торговля и услуги общепита; услуги по присмотру и уходу за детьми и больными; услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома; услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах; деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами; до 1 июля 2018 года
ПСН розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
Все остальные виды ЕНВД и ПСН до 1 июля 2019 года
Все ИП без наёмных работников, которые получают плату за: – выполненные работы; – оказанные услуги; – проданную продукцию собственного производства. до 1 июля 2021 года
  • лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

С 3 июля 2018 года онлайн-ккм нужно применять при любых безналичных расчетах. Даже через квитанции в банке. "расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги" (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2018) Статья 1.1.)

2017

Подавать заявление на снятие с учета старых касс после 1 июля 2017 года не обязательно. Но это надо сделать, если старую кассу будете модернизировать(письмо ФНС России от 19 июня 2017 г. № ЕД-4-20/11625).

Если компания не снимет старые кассы с учета, это сделают налоговики самостоятельно (письмо ФНС России от 30.12.2016 № ЕД-4-20/25616).

С 1 июля 2018 года онлайн-ККТ обязаны использовать любые организации продающие товары/услуги физ.лицам. Даже если оплата производилась через на р/с организации(ИП) по платёжкам(исключение - платежи от ИП или организаций). (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ) (Письмо Минфина № 03-01-15/26324 от 28.04.2017, письмо ФНС России от 06.07.2017 № ЕД-3-20/4592@). Надеемся Минфин пересмотрит свою позицию. Однако доводы приводимые в письмах - спорные.

ККМ можно не только купить, но и взять в аренду (письмо ФНС от 15 мая 2017 г. № АС-4-20/9012). При этом фискальный накопитель должен быть куплен, т.к. он должен храниться 5 лет в организации.

В 2016 году можно добровольно перейти на онлайн-ККТ. С 1 февраля 2017 года инспекторы будут регистрировать новые кассовые аппараты с онлайн-модулем. С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).

С 1 июля 2018 года применять новые онлайн-ККТ обязаны на ЕНВД и ПСН(патенте) (от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.7.).

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов контрольно-кассовую технику до 1 июля 2018 года(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.11.).

С 31 марта 2017 года компании и ИП на любом налоговом режиме, торгующие пивом и алкогольной продукцией (в том числе в сфере общепита), обязаны при расчетах с населением использовать ККТ(Статья 16 Федеральный Закон "о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"). Исключений нет даже для тех кто в отдаленных местах. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 278-ФЗ разрешил компаниям на ЕНВД и патенте не применять ККМ до 1 июля 2018 года.

БСО с 1 июля 2019 года(было до 18 года - продлили) применять будет невозможно без применения новых онлайн касс(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.8.).

Онлайн касса смогут не применять только: те, кто ведут некоторые виды деятельности (например, продажу газет, мороженого, талонов и билетов, разносную торговлю) или находятся в труднодоступных местностях(список таких мест будет обнародован позже, но вряд ли в нем будет европейская часть России).

В населенных пунктах с населением менее 10 000 человек, Минкомсвязи разрешило применять обычную ККМ вместо онлайн-кассы (приказ Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616). Также регионы установят места плохого доступа интернета, где можно будет не применять ККМ, но нужно будет выдавать товарные чеки по строгим правилам(постановление Правительства РФ от 15 марта 2017 г. № 296).

Онлайн-ККТ

Для онлайн касс более правильный термин контрольно-кассовая техника(ККТ обеспечивает продажу через оператора фискальных данных), а не контрольно кассовая машина(ККМ).

Можно ли не ставить, а модернизировать старые кассы?

Такая возможность законом предусмотрена, но её реализация и стоимость пока не ясна. Возможно проще или выгоднее будет приобрести новую онлайн-ККМ.

Когда ставить?

О сроках смотрите

Какова стоимость и где купить?

Предварительная цена онлайн-касс 30-40 т.р., но точная стоимость пока неизвестна, т.к. закон приняли 3 июля и в продаже таких аппаратов еще нет

В сентябре появились две модели: АТОЛ FPrint-22ПТК стоит около 28-35 т.р. и ШТРИХ-ON-LINE около 55-65 т.р.

Что для них нужно дополнительно?

Для таких касс оставили все те же требования предъявляемые к обычным ККМ, но есть еще новые..

  • Два вида интернета - проводной и беспроводной(GSM, 3G, 4G, но не вай-фай)
  • Необходимо будет дополнительно заключать договор с ОФД(оператор фискальных данных). ОФД будет собирать, хранить и передавать данные, поступающие с онлайн ККМ, в ФНС.

Из хорошего: применяющие онлайн кассы организации не обязаны применять(о них просто можно забыть) кассовые документы из постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 "КМ-1 "Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно - кассовой машины", КМ-2 "Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно - кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию", КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам", КМ-4 "Журнал кассира - операциониста", КМ-5 "Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно - кассовых машин, работающих без кассира - операциониста", КМ-6 "Справка - отчет кассира - операциониста", КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно - кассовых машин и выручке организации", КМ-8 "Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ", КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы""(письмо ФНС от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-20/18059)(письмо Минфина России от 16.06.2017 № 03-01-15/37692).

Еще "приятных" новостей?

ЦТО будут обязаны иметь лицензию ФСБ, поэтому их услуги также вырастут.

Штраф

C 15 июля 2016 года можно заранее устранить нарушение и сделать чистосердечное признание о том, что не был выдан чек или БСО; о том, что работали на незарегистрированном ККМ; о том, что не был пробит чек. Тогда компании удастся избежать штрафов.

Штраф в 2016 году установлены ст.14.5 КоАП:

Нарушение Штраф
Нет информации необходимой о товаре 1500-2000 р(на граждан)
3000-4000 р(на должностных лиц и ИП)
30000-40000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ 1/4-1/2 суммы расчета по чеку, но не менее 10 000 р(на должностных лиц и ИП)
3/4-1 суммы расчета по чеку, но не менее 30 000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ(повторное нарушение) дисквалификация на срок от одного года до двух лет(на должностных лиц и ИП)
административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток(на юридических лиц и ИП)
Неприменение онлайн-ККТ(с 1 февраля 2017 года, все ) 1500-3000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 5000-6000 р(на юридических лиц и ИП)
Невыдача кассового чека 2000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 10000 р(на юридических лиц и ИП)

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009))

1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 239-ФЗ)

2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, -

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.Положение части 4 статьи 14.5 (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) в отношении применения контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения применяется с 1 февраля 2017 года (Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения -

(часть 4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

(часть 6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

7. Нарушение оператором фискальных данных законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выразившееся в нарушении обязанности по обработке и передаче фискальных данных или обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных, -

(часть 7 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

8. Неисполнение оператором фискальных данных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в случае аннулирования имеющегося у него разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 8 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

9. Подача организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

(часть 9 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

10. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных, об изменении сведений, представленных в уведомлении, или о расторжении указанного договора либо представление таких уведомлений с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

(часть 10 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

11. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления об изменении сведений, представленных при подаче заявления на получение разрешения на обработку фискальных данных, либо представление такого уведомления с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 11 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

12. Иное нарушение оператором фискальных данных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(часть 12 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

13. Продажа изготовителем контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя без включения таких контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя в реестр контрольно-кассовой техники и (или) реестр фискального накопителя -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 13 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

14. Выдача экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, заведомо ложного заключения -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 14 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

15. Непредставление либо представление с нарушением установленного срока в налоговый орган экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выданного заключения о соответствии или несоответствии контрольно-кассовой техники или технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 15 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Примечание. Лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 настоящей статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:

на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

(примечание введено Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Инспекторы могут провести проверку ККТ даже без руководителя компании.

Кто применяет

Если не принимать наличных денег или пластиковых карт за товары(услуги), то ККМ не нужен в любом случае и при любом налоге.

Не все обязаны применять кассовый аппарат. На ЕНВД(вмененке) и при ПСН(патенте) применение ККМ не обязательно. Также применение ККМ не обязательно в сфере услуг при условии выдачи БСО.

Подробности ниже.

Для интернет-магазина и обычной торговли можно использовать одну и ту же ККМ (письмо Минфина России от 20.07.2017 № 03-01-15/46230).

Расчетный счет

При любом налоговом режиме, при безналичных переводах на расчетный счет ИП либо организации ККМ не нужен. Такие переводы можно осуществлять как с помощью платежек, так и по квитанциям ПД-4 в любом банке, где их принимают, например, в Сбербанке. Такие квитанции можно печатать и выдавать и юр.лицам и физ.лицам.

Хитрость

Если клиент совсем упрётся и не захочет идти в банк, то можно сделать это за него оплатив по квитанции. Для этого можно взять с него деньги, например, оформив их как аванс. Но это не очень удобно, если клиентов много и суммы небольшие.

Добровольно

Даже если применение кассового аппарата не обязательно, его можно применять для своих целей(без регистрации в ИФНС и постановки на ТО). Например, в целях контроля над продавцами.

При ПСН

ИП и Организации, являющиеся плательщиками налога ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа: товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар(статья 2 п.2.1. N 54-ФЗ О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ).

Товарный чек ЕНВД

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

ЕНВД оказание услуг

При оказании услуг(работ) на вмененке обязателен ККМ, либо БСО , либо "другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)"(54-ФЗ Ст 2. п.2.1.) - тот же товарный чек только за услуги.

Этот "другой документ" тоже самое, что и товарный чек(см.выше) только вместо товара там указывают услугу.

На упрощенке и ОСНО

Сфера услуг

ИП и организации на УСН и ОСН могут принимать наличные с выдачей бланков строгой отчетности (БСО) физическим лицам при оказании услуг(54-ФЗ Ст 2. п.2), но только населению, юр.лицам и ИП, БСО нельзя выдавать. При розничной и оптовой торговле выдавать БСО нельзя. ИП и организации могут сами разрабатывать бланки и печатать их. Печатать БСО на обычных компьютерах нельзя. Заказывать бланки надо в типографиях. Печатать БСО можно самому при условии, что техника, используемая для БСО будет соответствовать требованиям предъявляемым к ККМ. Регистрировать в налоговой БСО не нужно. Необходимо вести журнал учета БСО.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 БСО должен содержать следующие реквизиты:

наименование документа, шестизначный номер и серия;

наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать отимени юридического лица без доверенности);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

вид услуги;

стоимость услуги в денежном выражении;

размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

дата осуществления расчета и составления документа;

должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, исправления не допускаются. Формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы.

Торговля

При торговле наличными на УСН и ОСНО ККМ обязателен.

ККМ не нужен

Без ККМ(кассы) могут работать организации и ИП на любой системе налогообложения(в т.ч. при приёме пластиковых карт)(согласно закону О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ статье 2 п.3), осуществляющие следующие виды деятельности:

  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности
  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи лотерейных билетов;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
  • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
  • Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
  • Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • С 1 июля 2018 года: лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • С 1 июля 2018 года: государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

Нужен ли кассовый аппарат интернет-магазину?

Интернет-магазин это (ОКВЭД 52.61 Розничная торговля по заказам). Налоговый режим УСН или ОСНО. Кассовый аппарат обязателен при приёме наличных. Можно использовать переносной аппарат. При регистрации ККМ в скобках указать "выездная торговля"

Нужен ли кассовый аппарат, если все платежи от клиентов планирую получать через платежный агрегатор (типо яндекс.кассы или робокассы) на расчетный счет??

ККТ вам не нужно покупать. ККТ применяют только при приёме наличных. В данном случае клиенты платят через платежные системы. Яндекс в 2017 году стал ОФД и вероятно будет соблюдать закон об Онлайн-ККМ. Другие системы тоже можно посмотреть. Вы же получаете деньги на расчетный счет.

Закон

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ
(ред. от 27.06.2011)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

Статья 3. Порядок ведения Государственного реестра

Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 6. Обязанности кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

Статья 8. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 9. Внесение дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

22 мая 2003 года N 54-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРИМЕНЕНИИ

КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009),

от 17.07.2009 N 162-ФЗ, от 27.07.2010 N 192-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

КонсультантПлюс: примечание.

Классификатор контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, утвержден решением ГМЭК по ККМ от 21.09.94 (протокол N 13).

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

Продавец (исполнитель) оспаривает привлечение к ответственности за неприменение ККТ

1. Контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

2. При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случаях, указанных в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, пользователь обязан выдать покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе без его направления покупателю (клиенту) в электронной форме.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. При осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги в сфере культурно-массовых мероприятий, услуги перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа, услуги связи, услуги в электронной форме, определенные статьей 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации, услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций), услуги охраны и систем обеспечения безопасности, услуги в сфере образования, а также за иные услуги , определенные Правительством Российской Федерации, пользователем может быть сформирован один кассовый чек (бланк строгой отчетности), содержащий сведения о всех таких расчетах, совершенных за расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством Российской Федерации (но не позднее десяти календарных дней, следующих за днем окончания расчетного периода), без выдачи (направления) кассового чека (бланка строгой отчетности) клиенту.

(см. текст в предыдущей редакции)

При осуществлении указанных в пунктах 5 и 5.3 настоящей статьи расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами в полном объеме, пользователи вправе направлять кассовые чеки (бланки строгой отчетности) покупателям (клиентам) в электронной форме без выдачи бумажных кассовых чеков (бланков строгой отчетности).

3. Пользователь в целях исполнения обязанности, указанной в пункте 2 настоящей статьи, вправе направить покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в сети "Интернет" и по которому такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности может быть бесплатно получен покупателем (клиентом).

3.1. В случае, если обязанность по предоставлению кассового чека (бланка строгой отчетности) обеспечивается путем отражения QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее - QR-код), на дисплее компьютерного устройства пользователя или печати такого QR-кода на бланке документа в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, получение кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме с реквизитами, предусмотренными статьей 4.7 настоящего Федерального закона, осуществляется покупателем (клиентом) самостоятельно с использованием информационного сервиса уполномоченного органа, порядок использования которого определяется уполномоченным органом, или официального программного средства уполномоченного органа для мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства (далее - мобильное приложение уполномоченного органа) путем считывания указанного QR-кода с использованием мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства покупателя (клиента), который обеспечивает доступ покупателя (клиента) к такому информационному сервису уполномоченного органа или указанному мобильному приложению уполномоченного органа.

Кассовый чек (бланк строгой отчетности), полученный покупателем (клиентом) в соответствии с настоящим пунктом, в том числе распечатанный им на бумажном носителе, приравнивается к кассовому чеку (бланку строгой отчетности), полученному на бумажном носителе или в электронной форме.

Предоставление кассового чека (бланка строгой отчетности) в соответствии с настоящим пунктом осуществляется на безвозмездной основе.

4. Кассовый чек или бланк строгой отчетности, полученные покупателем (клиентом) в электронной форме и распечатанные им на бумажном носителе, приравниваются к кассовому чеку или бланку строгой отчетности, отпечатанным контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке или таком бланке строгой отчетности, идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме кассовому чеку или бланку строгой отчетности.

5. Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети "Интернет" и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов (далее - расчеты в безналичном порядке в сети "Интернет"), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем может не печататься.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Пользователь при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети "Интернет") вправе не выдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и в случае непредоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты, а также вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных) вне корпуса автоматического устройства для расчетов в случаях:

1) осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;

2) осуществления расчетов за реализуемый товар (кроме подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи данного товара, а также осуществления расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов за оказание услуг автоматическими устройствами, механически соединенными с корпусом автоматического устройства для расчетов, при условии отображения при осуществлении расчетов, указанных в настоящем подпункте, на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.2. Положения пункта 5.1 настоящей статьи, касающиеся условий применения пользователями контрольно-кассовой техники, применяются в случае наличия на корпусе автоматического устройства для расчетов легко читаемого заводского номера такого автоматического устройства для расчетов, нанесенного в месте, доступном для осмотра без перемещения и (или) разборки автоматического устройства для расчетов.

5.3. Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений пунктов 5 и 5.1 настоящей статьи, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) одним из следующих способов:

1) в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее срока, указанного в пункте 5.4 настоящей статьи;

2) на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме;

3) на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.

5.4. При осуществлении расчетов, указанных в пункте 5.3 настоящей статьи, кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.

5.5. Банковские платежные агенты (субагенты), осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", при осуществлении расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов обязаны выдать кассовый чек на бумажном носителе и (или) направить покупателю (клиенту) кассовый чек в электронной форме на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) или сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в сети "Интернет" и по которому такой кассовый чек может быть бесплатно получен покупателем (клиентом).

5.6. Пользователи вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, в следующих случаях:

1) при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети "Интернет") за реализуемый товар при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров (кроме случаев, указанных в пункте 5.1 настоящей статьи);

2) при осуществлении расчетов по месту выполнения работы и (или) оказания услуги, которые выполняются (оказываются) пользователем вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения и их частей и (или) земельного участка, используемых пользователем для выполнения работ и (или) оказания услуг на правах собственности, аренды или иных законных основаниях;

5.7. В случаях, предусмотренных пунктом 5.6 настоящей статьи, обязанность по выдаче (направлению) покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем одним из следующих способов:

1) путем направления покупателю (клиенту) в момент расчета на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведений в электронной форме, позволяющих идентифицировать такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информации об адресе информационного ресурса, который размещен в сети "Интернет" и по которому такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) может быть бесплатно получен покупателем (клиентом);

2) путем обеспечения покупателю (клиенту) возможности в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код.

5.8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).

5.9. При осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте обязанность по направлению покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пунктах 2 , , 5.7 и 5.8 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем предоставления покупателю (клиенту) указанных документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети "Интернет", кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета.

5.10. В случаях осуществления расчетов (за исключением расчетов наличными деньгами, а также расчетов с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия клиента с пользователем) при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги обязанность по применению контрольно-кассовой техники, в том числе по формированию кассового чека (бланка строгой отчетности) и передаче всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением контрольно-кассовой техники, в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, исполняется пользователем в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет пользователя.

Обязанность по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) при осуществлении расчетов, указанных в настоящем пункте, исполняется путем выдачи (направления) клиенту пользователем бесплатно по его письменному запросу на бумажном носителе или в электронной форме, содержащему наименование услуги, дату и сумму расчета, в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения такого запроса. Такой запрос должен быть передан (направлен) клиентом пользователю не позднее трех месяцев со дня формирования соответствующего кассового чека (бланка строгой отчетности). При отсутствии такого запроса по истечении указанного срока обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) считается исполненной.

6. Пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением контрольно-кассовой техники (кроме документов, указанных в пункте 4.1 статьи 4.1 настоящего Федерального закона), в налоговые органы через оператора фискальных данных с учетом положений абзаца третьего настоящего пункта, за исключением случаев, указанных в пункте 7 статьи 2

(см. текст в предыдущей редакции)

Все полученные оператором фискальных данных фискальные документы (кроме документов, указанных в пункте 4.1 статьи 4.1 настоящего Федерального закона) записываются и сохраняются оператором фискальных данных в некорректируемом виде в базе фискальных данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

При передаче фискальных документов в электронной форме оператору фискальных данных могут не передаваться реквизиты кассового чека или бланка строгой отчетности, установленные абзацами пятым , шестым , шестнадцатым , восемнадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, а также сведения о заводском номере автоматического устройства для расчетов при условии, что такие данные были переданы оператору фискальных данных ранее в составе отчета о регистрации или отчета об изменении параметров регистрации.

6.1. Пользователи, которые осуществляют расчеты за товары, маркированные средствами идентификации (далее - маркированные товары), и которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны направлять (вносить) информацию о таких товарах в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или федеральную государственную информационную систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя с использованием в отношении лекарственных препаратов для медицинского применения средств идентификации (далее - информационные системы маркировки), в момент расчета за такие товары обязаны формировать данные о таких товарах, предусмотренные законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в виде запросов о коде маркировки и уведомлений о реализации маркированного товара в электронной форме с использованием контрольно-кассовой техники, обеспечивающей возможность формирования указанных данных и их передачу с использованием этой контрольно-кассовой техники оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 статьи 2 и пунктом 2.1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Пользователи, которые указаны в абзаце первом настоящего пункта и осуществляют расчеты за маркированные товары, в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязаны осуществлять проверку достоверности кодов маркировки таких товаров с использованием контрольно-кассовой техники, содержащей фискальный накопитель, обеспечивающий самостоятельную проверку достоверности кодов маркировки, по их коду проверки в случае, если код маркировки содержит код проверки, который может быть самостоятельно проверен фискальным накопителем с использованием ключа проверки кода проверки, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

7. Пользователи, заключившие договор с оператором фискальных данных, у которого впоследствии было аннулировано разрешение на обработку фискальных данных, с даты прекращения действия такого разрешения до момента заключения договора с новым оператором фискальных данных вправе применять контрольно-кассовую технику без передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки (если пользователь осуществлял расчеты за маркированные товары) в электронной форме через оператора фискальных данных, но не более чем в течение 20 календарных дней. При этом контрольно-кассовая техника не может применяться в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки (если пользователь осуществлял расчеты за маркированные товары) в электронной форме через оператора фискальных данных, а при заключении договора с новым оператором фискальных данных пользователи обязаны передать в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки (если пользователь осуществлял расчеты за маркированные товары) в электронной форме через оператора фискальных данных все фискальные документы, которые не были переданы.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В случае принятия нормативного правового акта, которым вносятся изменения в требования к контрольно-кассовой технике и (или) фискальному накопителю:

контрольно-кассовая техника и фискальный накопитель, которые соответствуют требованиям, действовавшим до дня вступления в силу указанного нормативного правового акта, и которые не соответствуют требованиям, измененным указанным нормативным правовым актом, могут быть включены в реестр контрольно-кассовой техники и реестр фискальных накопителей в течение одного года со дня вступления в силу указанного нормативного правового акта. Такие контрольно-кассовая техника и фискальный накопитель, которые включены в реестр контрольно-кассовой техники и реестр фискальных накопителей, не подлежат исключению из реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей в связи с их несоответствием требованиям, измененным указанным нормативным правовым актом в течение двух лет со дня вступления в силу указанного нормативного правового акта;

контрольно-кассовая техника и фискальный накопитель, которые включены в реестр контрольно-кассовой техники и реестр фискальных накопителей, соответствуют требованиям, действовавшим до дня вступления в силу указанного нормативного правового акта, и не соответствуют требованиям, измененным указанным нормативным правовым актом, могут регистрироваться, перерегистрироваться, применяться пользователями и не подлежат исключению из реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей в связи с их несоответствием указанному нормативному правовому акту в течение двух лет со дня вступления в силу указанного нормативного правового акта. В случае, если в течение двух лет со дня принятия указанного нормативного правового акта контрольно-кассовая техника и фискальный накопитель не приведены в соответствие с требованиями, измененными указанным нормативным правовым актом, такие контрольно-кассовая техника и фискальный накопитель подлежат исключению соответственно из реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей, за исключением случая, предусмотренного пунктом 8.1 настоящего пункта федеральный орган исполнительной власти дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.