Меню Рубрики

Каких рабочих местах проводится спецоценка рабочих мест. Специальная оценка условий труда – это…. Как правильно оформить дополнительное соглашение с работниками, у которых были выявлены вредные условия труда

СпецОценка труда - это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам специальной оценки труда устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

Как провести специальную оценку условий труда

Порядок для новой процедуры оценки условий труда прописан в Законе от 28 декабря 2013 г. . Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. В общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (за исключением случаев, когда специальную оценку условий труда рабочих нужно провести внепланово).


к меню

Как сэкономить на спецоценке условий труда, как получить ВОЗМЕЩЕНИЕ в ФСС

Компании могут не каждые пять лет

После специальной оценки компания сдает в трудинспекцию . Раньше в декларацию включали только места без вредных факторов. Теперь компании декларируют рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда.

Закон распространяется на отношения с 1 января 2014 года. То есть компании вправе уточнить ранее сданную декларацию. Для этого заполните новый бланк с учетом изменений, а в шапке напишите, что это уточненная отчетность.

Задекларированные места можно повторно не оценивать. Компания подаст новый отчет, который будет действовать еще пять лет. Льгота действует при условии, что не будет несчастных случаев и профзаболеваний. Иначе нужна новая оценка.

Смена ФИО работника, наименования рабочего места, реорганизация юридического лица


к меню

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Согласно пункта 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. специальная оценка условий труда не проводится в отношении:

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно может регулироваться федеральными и региональными законами, другими нормативно-правовыми актами (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Если даже сотрудники постоянно работают на территории заказчика, а не на территории предприятия, организации, все равно необходимо проводить оценку труда, потому что данная категория сотрудников не поименована в перечне работников, в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. А перечень закрытый. Поэтому провести такую оценку надо, причем сделать это должен любой работодатель, без исключений (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Иначе, не проведя же специальную оценку труда в отношении таких сотрудников, организация нарушит требования трудового законодательства. За это может грозить административная ответственность.


к меню

Кто и когда обязан проводить специальную оценку условий труда

Специальную оценку условий труда рабочих обязаны проводить все работодатели, а также , принявшие на работу сотрудников.

Предприниматели без наемного персонала не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места.

Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку не проводят.

Примечание : Статья 3 Закона № 426-ФЗ.

в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 настоящей статьи, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

За 5 лет не происходило несчастных случаев и профзаболеваний

Компании могут один раз оценивать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями труда, а не каждые пять лет . Дальше такие места достаточно включать в декларацию соответствия. Эти и другие поправки внес Федеральный закон от 01.05.16 № 136-ФЗ в , который действует с 01.05.2016 г.

Новая компания не провела спецоценку

Спецоценку нужно провести в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию новых рабочих мест. Такой порядок следует из положений статьи 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Трудовые инспекторы оштрафовали компанию по статье 5.27.1 КоАП РФ на сумму 60 000 руб. за то, что она не провела спецоценку. Верховный суд отменил решение о штрафе, поскольку инспекторы не учли специфику рабочих мест, предусмотренных штатным расписанием компании.

  1. в компании нет рабочих мест, в отношении которых нужно как можно скорее провести спецоценку. Такие рабочие места перечислены в части 6 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
  2. у компании нет оснований проводить внеплановую спецоценку. Она проводится в случаях, установленных в Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Судьи указали, что компания вправе провести спецоценку своих рабочих мест поэтапно. Главное, завершить ее до 31 декабря 2018 года.

Компенсации и льготы устанавливают по результатам СОУТ (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Однако до тех пор, пока на рабочем месте не провели спецоценку, льготы и компенсации за работу во вредных и опасных условиях устанавливают на .

То есть в данной ситуации могут быть решения вопроса, а именно:

1 . Можно самостоятельно отнести условия труда к вредным и установить сотрудникам компенсации на основании списка, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22, и включить соответствующие условия в трудовой договор. А после проведения специальной оценки в трудовой договор нужно будет внести изменения на основании результатов оценки.

Право на досрочную пенсию сотрудника зависит от 2-х условий:

  • признания по результатам специальной оценки условий труда вредными;
  • факта уплаты страховых взносов работодателем.

Это правило применяется с 01.01.2013 года. Соответственно вопрос о включении периода работы в льготный стаж до проведения СОУТ остается спорным, есть вероятность, что сотруднику свое право нужно будет отстаивать в суде. В связи с чем СОУТ нужно провести как можно скорее. Если Вы укажете в трудовых договорах сотрудников, что условия их труда являются вредными, Вы можете включить эти должности в свой «Перечень льготных профессий, при этом нужно будет отчислять , как в случае, если специальная оценка не проведена.

2 . Можно указать в трудовом договоре , что условия труда являются допустимыми, и не устанавливать компенсации, а после проведения специальной оценки внести изменения в трудовой договор. Однако в этом случае данный период работы не будет включен в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

При этом следует учесть, что в случае отнесения условий труда к вредным или опасным право на получение соответствующих компенсаций у сотрудника возникнет с момента приема его на работу на данное рабочее место, а не с момента завершения спецоценки. Соответственно, если сотруднику, например, будет положен дополнительный отпуск, он будет полагаться за весь период со дня приема на это рабочее место.

Примечание : Некоторые авторы указывают на то, что при отсутствии аттестации рабочих мест и специальной оценки данные об условиях труда на рабочем месте в трудовой договор вносить не нужно. Однако данная позиция противоречит положениям , согласно которой данные об условиях труда являются обязательными для включения в любой трудовой договор и никаких отлагательных условий при внесении данных изменений в ст. 57 ТК РФ законодатель не вносил. Из чего следует, что формальное отсутствие описания условий труда на рабочем месте работника уже является нарушением трудового законодательства, за что работодатель может быть привлечен к ответственности.

Необходимо проводить спецоценку условий труда на временных или сезонных рабочих местах

Спецоценку условий труда нужно проводить даже на временных (созданных на срок менее 12 месяцев) или сезонных рабочих местах. Об этом, а также о том, когда проводить оценку, Минтруд России напомнил в письме от 20.08.17 № 15-1/ООГ-2410 .

На рабочих местах сотрудников, кроме надомников и "удаленщиков", специальная оценка проводится в обязательном порядке. В связи с этим работодатель должен проводить спецоценку в том числе на временных или сезонных рабочих местах. Сделать это можно в период осуществления на таких местах производственной деятельности.

к меню

Организация, проводящая специальную оценку. Специализированный оценщик труда

Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

  • она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
  • в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
  • аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
  • в организации должно быть не менее пяти экспертов , работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей; врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест устанавливается Правительством РФ.


к меню

Комиссия по проведению специальной оценки

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда. Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

В состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, как правило, входят:

  • представители работодателя. Это могут быть руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
  • специалист по охране труда;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации.

Возглавляет комиссию работодатель или его представитель (п. 4 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Как формировать комиссию по проведению специальной оценки предпринимателю, работающему в одиночку, или организации с одним сотрудником-директором

Если сотрудников у предпринимателя или в организации нет, то создавать комиссию не придется вовсе. Когда же в штате хотя бы один сотрудник, комиссия должна состоять как минимум из одного человека.

Формировать комиссию нужно, только когда есть обязанность проводить специальную оценку условий труда. А это касается всех работодателей – организаций, предпринимателей и граждан, у которых есть наемные сотрудники. То есть те, кто работает по трудовым договорам (ч. 4 ст. 20 ТК).

Поэтому если предприниматель работает в одиночку и него нет наемного персонала, то проводить специальную оценку не нужно. Сам для себя предприниматель работодателем не является. А потому и создавать комиссию не понадобится.

А вот если у предпринимателя есть хотя бы один сотрудник, он уже считается работодателем и, значит, формально появляется обязанность проводить специальную оценку. То же самое касается и организации, в которой числится, например, один директор, работающий на условиях найма. Этот единственный сотрудник и будет входить в состав комиссии, которую требуется сформировать. Минимальное число участников комиссии законом не установлено, оговорено лишь, что их должно быть нечетное количество . Когда единственным сотрудником является директор, он и будет возглавлять комиссию по проведению спецоценки, так как является органом управления организации, исполняющим обязанности работодателя в трудовых отношениях (п. 2 ст. 8, п. 1, 4 ст. 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, ч. 8 ст. 20 ТК).

Внимание: в частных разъяснениях специалисты Роструда разрешают не формировать комиссию по проведению спецоценки условий труда, если в организации только один сотрудник. Это и логично.

Ведь комиссию создают именно для того, чтобы ее участники совместно принимали решение. А один человек принимает решение единолично. И потому формировать комиссию смысла нет. Но отметим, что в законе об этом прямо не сказано, официальных разъяснений ведомства также нет. Чтобы избежать лишних споров с проверяющими, проще все же написать "бумажку" и издать приказ о проведении специальной оценки, в котором следует описать состав комиссии.

Если же для выполнения функций службы охраны труда организация привлекает специалистов по гражданско-правовому договору, то данные люди также будут входить в состав комиссии. А возглавлять комиссию опять же будет директор – сотрудник организации. Об этом сказано в пунктах 1, 3 и 4 статьи 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Комиссия определяет перечень рабочих мест и критерии оценки труда, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5–7 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

к меню

Аналогичные рабочие места

Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:

  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем выявленным аналогичным рабочим местам.

На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.


к меню

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Согласно статьи 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ специальную оценку условий труда проводят в соответствии с Методикой, которую утверждает Минтруд России. Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет , если иное не установлено законодательством РФ. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

К некоторым рабочим местам применяется особый порядок проведения специальной оценки условий труда. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290. А сам порядок проведения специальной оценки будет утвержден Минтрудом России в течение 2014 года.

Результаты проведенных исследований (испытаний, измерений) оформляют протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подвергнуты таким операциям.

По результатам таких исследований (измерений) эксперт относит условия труда на рабочих местах к соответствующим классам (подклассам).

Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест? В общем случае не нужно. Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Результаты данной аттестации рабочих мест можно использовать для целей специальной оценки условий труда. То есть если в организации плановую аттестацию проводили, к примеру, в 2013 году, то условия труда нужно будет оценить по новым правилам только в 2018 году. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку (п. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).


к меню

Поэтапная специальная оценка условий труда, оценка для временных рабочих мест

В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:

  • сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;
  • условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Завершить поэтапную спецоценку нужно до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяется комиссией.


к меню

Внеплановая специальная оценка условий труда

Статья 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ говорит, что внеплановую специальную оценку условий труда нужно проводить в следующих случаях:

  1. ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  2. получения предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  3. изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  4. изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  5. изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  6. произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  7. наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев со дня наступления случаев из пунктов 1 и 3. Если же речь об обстоятельствах из пунктов 2, 4–7, то внеплановую спецоценку проводят в течение шести месяцев с даты соответствующих обстоятельств.

Если поменялась фамилия (имя, отчество) работодателя-предпринимателя либо произошла реорганизация работодателя и при этом не наступили события из пунктов 3–5 и 7, спецоценку можно не проводить.

к меню

Спецоценка условий труда: нужно ли проводить на временных рабочих местах

На вновь организованном рабочем месте нужно проводить внеплановую специальную оценку условий труда. Причем не имеет значения, на какой срок это рабочее место создается. Письмо Минтруда от 07.06.2017 № 15-1/ООГ-1568

Можно только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-физлицами, не являющимися ИП.

Поэтому, на вновь организованных рабочих местах сотрудников, не относящихся ни к одной из этих категорий, проведение внеплановой спецоценки обязательно. В том числе, в случае, когда речь идет о временном рабочем месте (т.е. созданном на срок менее 12 месяцев). При непроведении спецоценки работодателю грозит, как минимум, предупреждение, а при менее благоприятном исходе – штраф согласно (п.2 ст.5.27.1 КоАП).

В случае перемещения рабочих мест необходимо провести их внеплановую спецоценку

Если рабочее место сотрудника переносится из одного помещения в другое, работодатель обязан провести внеплановую проверку условий труда на новом рабочем месте. Об этом напомнил Минтруд России в письме от 02.11.17 № 15-1/ООГ-2982 . (формат.doc)

Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.


к меню

ШТРАФЫ, Ответственность за не проведение специальной оценки условий труда 2019

Сразу штрафовать за отсутствие спецоценки не будут

Прежде чем назначить штраф за нарушение требований о проведении специальной оценки условий труда, трудиспекторы будут направлять работодателям предостережение.

Примечание : Разъяснения Минтруда от 16.01.2019

В предостережении будет указан срок, в течение которого требуется устранить возможные недоделки. И только если работодатель не прислушался к «совету» трудинспекции, он будет привлечен к административной ответственности.


Юридический адрес компании - жилая квартира

Но в ней никто не прописан. Сотрудники используют жилье как офис. Организация не проводила спецоценку. Ее оштрафуют?

Да, штраф возможен. Работодатель вправе не оценивать рабочие места надомников и дистанционных сотрудников [ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ]. Надомники - это работники, которые трудятся по месту постоянной или временной регистрации. Дистанционный сотрудник должен работать вне местонахождения работодателя.

Если офис компании в квартире, где никто не зарегистрирован, сотрудники не будут надомниками или дистанционщиками. А значит, до 31 декабря 2018 года надо было оценить рабочие места сотрудников в квартире, которую фактически используют как нежилое помещение [ч. 6 ст. 27 Закона № 426‑ФЗ]. Оснований для штрафа нет, только если компания организовала рабочие места меньше 12 месяцев назад [подп. 1 п. 1, п. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ].

Компания подала документы на ликвидацию в январе 2019 года. Спецоценку не проводила. Могут ли ее оштрафовать?

Да, могут. КоАП не запрещает возбуждать дела об административном правонарушении в период, когда компания приняла решение о ликвидации, но ее еще не исключили из ЕГРЮЛ. Трудинспекторы вправе оштрафовать организацию на сумму до 80 тыс. руб. [ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП].

Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. В 2019 году административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена , которая прямо устанавливает ответственность за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение:

  • Организации : предупреждение; штраф от 60 до 80 тыс. рублей; штраф от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
  • Индивидуальные предприниматели : предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. рублей; штраф от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении).
  • Должностные лица : предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. рублей; штраф от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 1 до 3-х лет (при повторном нарушении).

В целях контроля за соблюдением работодателем вышеназванного Федерального Минтрудом России совместно с Рострудом в 2019 году планируется реализация механизма предупреждения нарушений обязательных требований законодательства о специальной оценке условий труда.

Суть данного механизма контроля заключается в направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда. В предостережении устанавливается срок устранения возможного нарушения.

И только в случае неисполнения работодателем данного предостережения включается механизм административного рассмотрения правонарушения, с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП.

Предлагаемый подход позволит добросовестному и ответственному работодателю устранить нарушение без наложения на него штрафов.


к меню

О чем забывают инспекторы, штрафуя компании за не проведение СОУТ

Верховного Суда в Постановлении от 09.08.2016 № 57-АД16-5 отменил решения судов общей юрисдикции о правомерности наложении штрафа в размере 60 тыс. рублей на общество, не прошедшее спецоценку.

Нормы закона о СОУТ разрешают проводить указанную процедуру поэтапно и завершить ее к 31.12.2018. Есть исключения.

Во-первых, данный порядок не касается рабочих мест с вредными и опасными факторами, а также специальностей, дающих право на досрочную пенсию. Кроме того законом предусматривается проведение незапланированных СОУТ.

Однако инспектор, налагая штраф, не исследовал, есть ли в штате общества указанные рабочие места. Также контролеры не проверили, имелись ли основания для проведения оценки вне плана. Это послужило поводом для отмены штрафа.


к меню

Методика проведения специальной оценки условий труда

Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению специальной оценки условий труда. Согласно части I Методики к таким процедурам относятся:

  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. II Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приводится в приложении 2 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н;
  • исследования (испытания, измерения) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. III Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
  • отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведенных исследований (испытаний, измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. IV Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
  • оформление результатов проведения спецоценки (ч. V Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н).

к меню

Классы условий труда

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:

  • 1-й класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, а также создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;
  • 2-й класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
  • 3-й класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;
  • 4-й класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

В свою очередь 3-й класс вредных условий имеет следующие подклассы:

  • подкласс 3.1 – вредные условия труда 1-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья;
  • подкласс 3.2 – вредные условия труда 2-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет;
  • подкласс 3.3 – вредные условия труда 3-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
  • подкласс 3.4 – вредные условия труда 4-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

к меню

Оформление результатов оценки условий труда

Порядок формирования результатов оценки предусмотрен статьей 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению специальной оценки условий труда, составляет отчет о ее проведении (ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает ее председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, не позже. В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха.


к меню

Использование результатов оценки

Что должен сделать работодатель по итогам спецоценки труда? По результатам утверждения отчета о специальной оценке работодателю потребуется:

  • ознакомить работников с результатами оценки (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ);
  • разместить результаты на своем сайте при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ);
  • сообщить в ФСС сведения о результатах спецоценки (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Если компания провела спецоценку, возможно, ей придется внести изменения в трудовые договоры с сотрудниками.

Внести изменения в трудовой договор с работником нужно, если условия труда на его рабочем месте изменились. Например:

  1. при заключении трудового договора условия труда были оптимальными или допустимыми (подтверждено результатами аттестации рабочих мест), а по результатам спецоценки они признаны вредными или опасными;
  2. условия труда были вредными или опасными (подтверждено результатами аттестации рабочих мест), а по результатам спецоценки они признаны оптимальными или допустимыми.

В первом случае работодатель обязан предоставить работнику гарантии и компенсации за работу в новых условиях труда, а во втором - работник лишается гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.

Как правильно оформить дополнительное соглашение с работниками, у которых были выявлены вредные условия труда?

Организация в описанной ситуации должна заключить допсоглашения к трудовым договорам с работниками. В них отразите: характеристику условий труда на рабочих местах, режим работы, повышенную оплату труда за работу во вредных условиях, порядок предоставления и продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска; обеспечение лечебно-профилактическим питанием, обязательный медосмотр и т. д.

Как правильно издать приказ по организации о результатах проведенной СОУТ

В Законе нет требований о содержании приказа, который издается по результатам спецоценки. Поэтому компания вправе отразить в нем ту информацию, которую сочтет необходимой.

В определенных случаях работодатели должны задекларировать, что их рабочие места соответствуют установленным правилам и нормам и не являются вредными и опасными для сотрудников. То есть, если на этапе ИДЕНТИФИКАЦИИ потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (смотрите выше этапы проведения спецоценки условий труда) НЕ ВЫЯВЛЕНОих наличие, то потребуется оформить декларацию соответствия условий труда (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда России от 07.02.14 № 80н, который начал действовать с 8 июня 2014 года.

Внимание!

Если же при установлении по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах оптимальных и допустимых условий труда (1 и 2 класс соответственно) декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям не осуществляется (Письмо МинТруда РФ).

В соответствии со статьей 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ результаты специальной оценки можно использовать, в частности, в целях:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие нормативным требованиям охраны труда;
  • обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • определения в Пенсионный фонд РФ;

Спецоценка не состоится без двух важных документов — приказа о создании комиссии и графика мероприятий. Расскажем, как должен выглядеть график проведения специальной оценки условий труда (образец), и с чего начать подготовку к СОУТ.

Из статьи вы узнаете:

Скачайте документы по теме:

Несмотря на определенное сходство с процедурой аттестации, спецоценка проводится и оформляется по другим правилам. Например, аттестация в отношении рабочих мест, связанных исключительно с работой на персональных компьютерах, не проводилась, поскольку данный вид производственной деятельности считался безопасным для здоровья. Но к настоящему моменту произошел пересмотр прежних норм, и теперь даже комфортабельные рабочие места в офисах подлежат спецоценке.

Методика проведения СОУТ утверждена приказом Минтруда России №33н от 24.01.2014г. Документ содержит подробные требования ко всем этапам процедуры:

  • идентификации потенциально вредных или опасных факторов производства;
  • исследованию и измерению всех выявленных факторов;
  • отнесению условий труда на рабочем месте к одному из классов (подклассов);
  • оформлению полученных результатов.

Сроки проведения СОУТ

В общих случаях спецоценка проводится раз в пять лет (в отличие от аттестации, которую можно было не проводить повторно на всех рабочих местах с оптимальными или допустимыми условиями труда). Точкой отсчета в данном случае считается дата утверждения предыдущего отчета о проведении СОУТ (п.4 ст.8 федерального закона №426-ФЗ).

Если организация несколько лет назад проводила аттестацию рабочих мест, вплоть до завершения срока действия ее результатов СОУТ можно не проводить. Спецоценка рабочих мест сотрудников, не занимающихся вредной производственной деятельностью, проводится поэтапно до 31 декабря 2018 года.

Важно: в недавно учрежденных организациях спецоценку рабочих мест по условиям труда необходимо провести в течение 12 мест с момента их создания.

Общий порядок оформления СОУТ

Все хлопоты и расходы, связанные с организацией, оплатой и оформлением результатов спецоценки, ложатся на работодателя, который должен:

  • создать специальную комиссию;
  • утвердить график проведения специальной оценки условий труда (образец можно найти и скачать онлайн);
  • выбрать исполнителя из списка аккредитованных компаний;
  • составить список рабочих мест, подлежащих оценке;
  • получить и заверить отчет исполнителя;
  • ознакомить каждого сотрудника с результатами спецоценки его рабочего места;
  • подготовить декларацию о наличии рабочих мест, соответствующих установленным нормативам (с оптимальными и допустимыми условиями труда).

Отказ от СОУТ или нарушение порядка ее проведения — серьезное правонарушение, за которое работодателю грозит штраф (от 60 000 до 80 000 рублей). Исполнитель, допустивший нарушение, несет административную ответственность в порядке, предусмотренном ст.14.54 КоАП РФ. Советуем прочесть статью «Когда работодателя могут », чтобы узнать, какие виды наказаний применяются к должностным и юридическим лицам.

Важно: правом проводить специальную оценку рабочих мест по условиям труда обладают только аккредитованные и сертифицированные компании, внесенные в список на официальном сайте Минтруда России.

Часть средств, потраченных на организацию СОУТ и другие мероприятия по охране труда, можно возместить из бюджета ФСС России за счет взносов на страхование от производственного травматизма. Подробнее о расходах на обеспечение производственной безопасности читайте в статье «Как определить и оформить ». Эксперт расскажет, как правильно планировать фактические расходы на охрану труда, какую часть этих средств может компенсировать ФСС, а также в какие сроки необходимо подать документы на возмещение.

Приказ о проведении специальной оценки условий труда

Первым делом нужно создать комиссию, которая будет контролировать ход спецоценки и обрабатывать полученные результаты. Работодатель издает приказ, которым назначает членов комиссии и председателя, функции которого зачастую выполняет сам директор компании или его представитель. Ограничений по количеству участников нет.

В состав комиссии обязательно включается специалист по охране труда. Если на предприятии есть профсоюз, его представители также должны участвовать в работе комиссии. Советуем ознакомиться со статьей « », чтобы знать, в каких ситуациях работодатель обязан прислушиваться к рекомендациям профсоюзного комитета, и какие полномочия необходимо предоставить его представителям.

Также в приказе прописываются основные функции и задачи комиссии: утверждение графика СОУТ, составление перечня подлежащих оценке рабочих мест и т.д. Желательно указать конкретные сроки подготовки документов.

Чтобы подготовка к проведению спецоценки занимала минимум времени, целесообразно также разработать отдельное положение о СОУТ в организации — внутреннюю инструкцию, закрепляющую единый порядок действий комиссии, права и обязанности ответственных должностных лиц, этапы проведения мероприятий и требования к исполнителям, привлекаемым со стороны. К «Положению» можно прикрепить документы-приложения (расшифровки терминов, используемых экспертами и работодателем, таблицу классов и подклассов рабочих мест по условиям труда , готовые шаблоны приказов и графиков).

График проведения СОУТ: образец

График или пошаговый план проведения специальной оценки условий труда (образец документа можно найти онлайн или разработать самостоятельно) оформляется отдельным документом или приложением к приказу. Поскольку подготовительные мероприятия требуют немало времени, график рекомендуют составлять «с запасом», чтобы потом не отставать от намеченного расписания и успеть своевременно устранить все выявленные нарушения.

Единого нормативного документа, который устанавливал бы сроки проведения отдельных этапов СОУТ, не существует. Следовательно, при составлении графика придется отталкиваться от специфики конкретного производства: общего количества рабочих мест, условий труда, сменности, режима работы предприятия и т.д. В графике отражаются все процедуры, проводимые в рамках спецоценки , с указанием срока, отведенного на их реализацию, например:

  • создание комиссии — 2 дня;
  • составление перечня рабочих мест и времени занятости — 10 дней;
  • утверждение и внедрение графика СОУТ — 2 дня;
  • подготовка технической документации для экспертов и разъяснительная работа с персоналом на местах — 10 дней;
  • выбор аккредитованного исполнителя, заключение договора — 20 дней;
  • идентификация вредных и опасных производственных факторов — 30 дней;
  • лабораторно-инструментальные измерения — 20 дней;
  • составление экспертного отчета — 30 дней;
  • ознакомление комиссии с отчетом — 10 дней;
  • утверждение отчета и подписание акта приемки экспертных работ — 5 дней;
  • назначение льгот и компенсаций, внесение в трудовые договоры сведения об условиях труда на рабочих местах с указанием класса (подкласса) — 1 день с момента утверждения отчета;
  • ознакомление персонала с результатами СОУТ — 10 дней с момента утверждения отчета;
  • подача декларации на рабочие места без вредных производственных факторов, а также с оптимальными и допустимыми условиями труда — 10 дней с момента утверждения отчета.

Перечень пунктов, подлежащих включению в график, далеко не исчерпывающий. Например, если компания располагает корпоративным порталом, размещение на нем сведений о результатах СОУТ включается в план мероприятий.

Важно: отчет о результатах СОУТ оформляется на бланке из приказа Минтруда России №33н от 24.01.2014г., а декларация соответствия рабочих мест установленным нормативам — на бланке из приказа Минтруда России №80н от 7.02.2014г.

Внеплановая спецоценка

Случаи, требующие проведения внеплановой спецоценки, перечислены в ст.17 федерального закона №426-ФЗ. Работодатель обязан провести процедуру повторно, не дожидаясь истечения пятилетнего срока, если:

  • получает соответствующее предписание от инспектора ГИТ;
  • вводит в эксплуатацию новые рабочие места;
  • изменяет состав сырья, оборудование, технологию производства или применяемые средства индивидуальной или коллективной защиты (только если изменения способны снизить или повысить степень воздействия вредных или опасных производственных факторов);
  • Сроки начала и завершения внеплановой спецоценки определяются причиной ее проведения. Если речь идет о создании новых рабочих мест или изменении технологического процесса, на реализацию необходимых мероприятий отводится 12 месяцев. Во всех остальных случаях придется уложиться в более короткий срок — до 6 месяцев.

    Важно: если работодатель не согласен с результатами СОУТ, он всегда может обжаловать их в порядке, установленном приказом Минтруда России №709н от 5.12 2016г. Жалоба, направленная в Роструд, рассматривается в течение 30 дней (в редких случаях срок рассмотрения продлевается еще на 20 дней).

    Такая процедура, как спецоценка (аттестация) рабочих мест, вызывает немало вопросов. Подробности проведения - в нашей статье

    01.04.2016

    Отличие спецоценки от аттестации рабочих мест

    Начиная с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда (письмо Минтруда России от 08.04.2014 № 15-4/В-366). До этого времени, напомним, проводилась аттестация рабочих мест.

    Процедура спецоценка рабочих мест внесла несколько новшеств в исследование условий труда. В первую очередь это то, что теперь оценивать на вредность нужно все рабочие места, в том числе с компьютерами и оргтехникой. Ранее же они не подлежали аттестации.

    Второе нововведение - по результатам специальной оценки рабочему месту присваивается класс опасности и (или) вредности. В зависимости от этого класса работодатель рассчитывает допвзносы в Пенсионный фонд по ряду профессий.

    Третье новшество - введен порядок декларирования условий труда. Его суть в том, что, если итоги оценки положительные, то есть проверкой не выявлены вредные и опасные факторы производства, нанимателю нужно заполнить соответствующую декларацию. И сдать ее в службу по труду и занятости. До 2014 года данную декларацию не надо было заполнять.

    Внимание: результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, еще действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. Исключение - случаи, когда спецоценку условий труда обязательно провести внепланово. О таких случаях сказано в статье 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Тогда нужно провести спецоценку на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления соответствующего случая. К таковым, например, относится ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест и произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профзаболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.

    В какой срок нужно провести спецоценку рабочих мест

    Исключение - компании и предприниматели, у которых есть сотрудники на рабочих местах, перечисленных в пункте 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Это рабочие места, работа на которых осуществляется по профессиям, должностям или специальностям согласно Списку № 1 или Списку № 2 (так называемые вредные и опасные условия труда). Люди таких профессий имеют право на досрочную пенсию, гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (п. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

    По таким рабочим местам спецоценку нужно провести как можно скорее (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Если у вас таких рабочих мест нет, спецоценку вы можете проводить поэтапно до 31 декабря 2018 года включительно (п. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

    Закон не устанавливает количество этапов проведения спецоценки и количество рабочих мест, на которых она будет проведена в ходе каждого этапа. Все эти вопросы вы должны урегулировать самостоятельно совместно с организацией, которая будет проводить спецоценку (письмо Минтруда России от 08.12.2014 № 15-1/В-1829). Как выбрать такую организацию, мы еще расскажем далее.

    Как провести спецоценку рабочих мест

    Порядок спецоценки рабочего места прописан в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

    По общему правилу проводится спецоценка рабочих мест совместно с независимой организацией, которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

    Организация, которая проводит спецоценку, должна соответствовать ряду требований (ст. 19 и 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Так, в частности, она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю. В ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности. Организация должна быть аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России.

    Но нанять специальную фирму мало. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда. Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель (ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

    Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению спецоценки, составляет по ее итогам отчет (ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Форма отчета и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

    Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает документ председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

    Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета (не включая периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха) (ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

    Спецоценка рабочих мест стоимость

    Цена на услуги по специальной оценке условий труда законодательно не определена. Стоимость услуг складывается из количества проверяемых рабочих мест. Отдельно при необходимости могут оплачиваться сложные исследования.

    В среднем стоимость услуг по специальной оценке условий труда на рынке составляет от 1000 до 3500 руб. за одно рабочее место.

    Стоимость оценки одного рабочего места определяют работодатель и спецорганизация, аккредитованная для проведения спецоценки - при заключении договора на проведение спецоценки.

    Как определить количество рабочих мест, подлежащих спецоценке

    Комиссия, о которой мы поговорили в предыдущем разделе, определяет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5-7 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

    Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки (ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

    • профессии или должности одного наименования;
    • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
    • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
    • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
    • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
    • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
    • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

    При наличии аналогичных рабочих мест спецоценку достаточно провести в отношении 20% от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем аналогичным рабочим местам.

    На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

    Если в процессе проведения спецоценки выявится хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными (ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

    Также нужно учитывать, что спецоценка не проводится в отношении (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

    • надомных работников;
    • дистанционных работников;
    • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

    И оценивать требуется только оборудованные рабочие места, имеющиеся в наличии, а не все рабочие места, которые могут быть организованы работодателем по штатному расписанию.

    Чем грозит отсутствие спецоценки рабочих мест

    За отсутствие спецоценки рабочих мест грозит штраф. Кроме того, прокуратура может завести на работодателя дело.

    Административная ответственность предусмотрена статьей 5.27.1 КоАП РФ (п. 2 и 5). Это предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. для должностных лиц, штраф от 5000 до 10 000 руб. - для предпринимателей и штраф от 60 000 до 80 000 руб. - для организации.

    За повторное нарушение санкции выше:

    • штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет - для должностных лиц;
    • штраф от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток - для предпринимателей;
    • штраф от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток - для организации.

    Спецоценка факторов условий труда служит необходимой процедурой для организации любой формы собственности. Спецоценка условий труда содержит свои исключения, при которых позволена не проводится полная спецоценка рабочих мест. Одним из таких исключений для спецоценки рабочих мест являются сотрудники, работающие дома, удаленно и при этом наниматель должен не являться ИП. Еще спецоценка может быть не пройти в отношении муниципальных и госслужащих, в связи с тем что нет законодательного урегулирования. Для каких сотрудников спецоценка должна пройти в первую очередь?

    Спец оценка должна проводиться в первую оцередь для следующих сотрудников:

    1) Спецоценка подходит для тех сотрудников, профессии которых были внесены в специальный перечень и которым назначается преждевременная трудовая пенсия в связи с выходом на пенсию по возросту.

    2) На рабочих местах сотрудников, работающих со вредными факторами и для которых, в законодательстве оговорена компенсация за вредность

    3) Сделанная ранее специальная оценка условий труда выявила вредные и/или опасные для здоровья сотрудника условия труда.

    Остальные проходят ее в несколько этапов и закончена спецоценка должна не позднее 31.12.2018

    Спецоценка условий труда - инструкция по проведению

    Изначально наниматель формирует особую комиссию, для того чтобы была проведена спецоценка рабочего места. Дальше составляется и ратифицируется план, по которому спецоценка рабочего места может быть осуществлена. Совет должен состоять из нечетного количества проверяющих и содержит в себе уполномоченных работодателя, эксперта по ОТ, уполномоченного профессионального союза (при его наличии). Структура совета и план по проведению контроля назначается нанимателем и утверждается специальным приказом.

    Если спецоценка рабочих мест проводиться нанимателем, являющимся субъектом малого бизнеса, то структура комиссии состоит из самого нанимателя, его уполномоченных, начальник предприятия, эксперт по ОТ или специалисты, которые осуществляют работу по ОТ, так же уполномоченный профсоюза (если присутствует профсоюзные). Совет возглавляет наниматель или его уполномоченный. После утверждения структуры совета по контролю, определяется полный перечень рабочих мест. При существовании схожих рабочих мест, спецоценка рабочих мест выполняется для 20% рабочих мест исходя из их суммарного количества, но не должно быть менее двух рабочих мест. Спецоценка рабочих мест проводиться одинаково для всех схожих мест без исключения.

    СОУТ проводится компаниями, которые удовлетворяют следующий список требований проведения:

    1) Организации проводящие оценку рабочих мест, обязаны иметь опыт подобных работ и иметь документальное подтверждение этому, т.е. в документах необходимо указывать оценку как главным или одной из форм деятельности компании;

    2) Компании, которые оказывают свои услуги, имеют в своем подчинении не менее 5 экспертов, у которых есть сертификат, подтверждающий деятельность проведения и они заключили трудовой договор. Так же в компании должен быть хотя бы один специалист с высшим медицинским образованием со специализацией гигиены труда, общей гигиены или же по санитарно-гигиеническим лабораторным проверкам;

    3) Для организаций проводящих оценку рабочих мест есть ограничение. Они должны владеть специальной лабораторией, которая осуществит анализы обмеров, сделанных на рабочих местах, при выявлении вредных или опасных для здоровья обстоятельств работ и веществ в окружающей среде. Лаборатория обязана иметь специальную аккредитацию;

    4) Последний критерий для организаций проводящих оценку рабочих мест - они обязаны состоять в специализированном реестре Мин. Труда РФ

    После того как спецоценка рабочих мест осуществлена, составляется и утверждается отчет об итогах проведения. Отчет составляется проверяющей компанией в Москве и в других частях РФ и состоит из:

    • перечень рабочих мест, где проводилась специальная оценка;
    • сведения об организации проводищие оценку;
    • особые карты, содержащие информацию по разделению на категории по условиям труда на рабочих местах;
    • измерения, направленные на определение вредных и опасных факторов, обязаны быть занесенными в протокол;
    • оценивание результативности способов индивидуальной и общей защиты обязаны быть запротоколированы;
    • табель оценки;
    • список специальных мероприятий, направленных на улучшение условий труда сотрудников и нацеленные на защиту труда;
    • заключение эксперта, который проводит оценку.

    Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

    В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам оценки не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 426-ФЗ, работодателем подается в ГИТ по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

    Декларация действительна в течение 5 лет со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

    Форма и порядок подачи декларации регламентируется приказом Минтруда РФ от 7 февраля 2014 года № 80н

    Каким образом оплачивается спецоценка

    Оплатить операции, которые нужно проводить по ОТ может фонд соцстрахования РФ в счет платежа на травматизм, не более 20% от платежей за прошедший год. Регламент, который определяет проведение финансирования всех процессов, нацеленных на проверку условий труда и защиту труда и компенсацию расходов из фонда страхования, установленным особым приказом МинТруда вступившим в силу 10.12.2012г. под номером 580н и прописан в особых правилах.

    Стоимость спецоценки рабочих мест рассчитывается индивидуально и зависит от ряда условий

    • измеряемые факторы (объем исследований);
    • удаленность рабочих мест (территориальное распределение);
    • используемое оборудование и технологические процессы (характер рабочих мест);
    • общий объем работ (количество рабочих мест);

    Организациям необходимо принять следующие меры, для сокращения платежей в фонд соцстрахования:

    • организация проводящая оценку обязана быть аккредитованной и заключается с ней официальный договор;
    • согласно приказу №580н следует подготовить перечень документов (указ о формировании совета, который проводитоценку, план финансировании, перечень мероприятий, направленных на модернизацию и защиту труда);
    • узнать в фонде страхования о возможной задолженности, в случае существования таковой, то фонд в праве отказать возмещать расходы;
    • сроком до 1го августа подается заявление на возмещение стоимости всех расходов.

    02.10.18 90 191 2

    Удивительные приключения бизнеса с наемными работниками

    До 31 декабря 2018 года все, у кого есть наемные работники, должны провести специальную оценку рабочих мест.

    Наталия Челован

    сделала спецоценку

    Эта статья для малых предприятий и ИП, потому что крупные сами все знают.

    На самом деле мало провести спецоценку - нужно еще заполнить декларацию и подать ее в трудовую инспекцию. И уже тут начинаются нюансы.

    Этой весной я проводила спецоценку в маленьком агентстве недвижимости. Нужно было оценить четыре офисных места, расположенных в центре Санкт-Петербурга, запас времени у меня был. В итоге я заплатила 6000 Р за оценку четырех рабочих мест и осталась довольна. Расскажу по порядку.

    Что такое специальная оценка условий труда

    СОУТ - это оценка рабочих мест: эксперты определяют вредные производственные факторы и оценивают, насколько показатели на производстве соответствуют нормативам.

    Есть закон, по которому организации с работниками должны проводить специальную оценку рабочих мест, сокращенно СОУТ . По ее результатам определяют класс условий труда. В зависимости от класса считаются взносы, закупается спецодежда или, например, устанавливаются дополнительные светильники.

    Оценку проводят специализированные фирмы. Эксперт такой фирмы приходит в офис или на производство, проверяет все, а потом пишет отчет. На основании этого отчета вы заполняете и подаете в трудовую инспекцию декларацию.

    При проведении спецоценки оценивают вредные факторы, а не эстетику. На шум, пыль или отсутствие света эксперт обратит внимание, на цвет стен или качество дверной фурнитуры - нет. Еще могут измерить тяжесть труда, химические, биологические факторы. Но обычно это касается сложных производственных предприятий.

    Оценивать рабочие места должен любой бизнес, в котором работают сотрудники. Оценке подлежат все места, на которых работают люди: в офисе, на кухне в кафе, в швейном цехе и на мебельном производстве.

    Опять душат бизнес проверками?

    Специальная оценка условий труда - это, скажем прямо, головная боль. Много возни, бумажек и формальностей.

    Но есть у нее и смысл: СОУТ помогает убедиться, что сотрудники работают в нормальных условиях, им есть чем дышать, на них не сыпется радиоактивная известь, а глаза не вытекают из-за сумрака в офисе.

    Кто не должен проводить оценку условий труда

    Компании без сотрудников. Допустим, в компании единственный сотрудник - гендиректор. Работает он из дома, потому что офисного помещения нет. Тогда нет предмета оценки, а значит, она и не нужна.

    Если у ИП нет сотрудников, то оценивать ничего тоже не нужно.

    Компании без рабочих мест - все сотрудники удаленные. Не нужно оценивать рабочие места дистанционных и надомных работников: если, например, дизайнер или швея работают дома и это прописано у них в трудовом договоре - оценку проводить не нужно. Не нужно оценивать вакантные места - это когда место есть, а на нем никто не работает.

    Обычные люди. Процедура не касается физических лиц: если у вас частный повар или личный помощник, которому вы платите как физическое лицо, то проводить процедуру тоже не нужно.

    Нюансы

    Иногда нужна спецоценка, но декларация не нужна: это в основном касается всяких производств, кафе и ресторанов. Или любого бизнеса, где обнаруживаются вредные или опасные факторы, - тут нужно действовать иначе, но это тема отдельной статьи.

    Когда нужно провести спецоценку

    До 31 декабря 2018 года спецоценку нужно провести, а затем в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета нужно оформить и подать декларацию по СОУТ.

    Если отчет о СОУТ утвердите 31 декабря, то сдать декларацию нужно будет до 19 февраля 2019 года.

    Без спецоценки - штраф до 200 000 Р

    Для тех, кто делать спецоценку не хочет, предусмотрены штрафы. Первый раз:

    • гендиректор или ИП заплатит от 5000 до 10 000 Р ;
    • юридическое лицо - от 60 000 до 80 000 Р .

    Повторное нарушение (непроведение специальной оценки условий труда) обойдется:

    • гендиректору - штраф от 30 000 до 40 000 Р либо дисквалификация (запрет) руководить на срок от 1 до 3 лет;
    • юридическому лицу придется ответить суммой от 100 000 до 200 000 Р или приостановлением деятельности максимум на 90 дней;
    • ИП заплатит штраф как гендиректор - до 40 000 Р , но деятельность ему приостановят как компании.

    Как проводится оценка условий труда

    Для себя я поделила весь процесс на три шага:

    1. Подготовка - выбор исполнителя, сбор документов.
    2. Проведение - исследование и получение документов от организации.
    3. Сдача отчетности - заполнение декларации, уведомление сотрудников.

    Посмотрим подробнее на каждый из шагов.

    Выбрать исполнителя, издать приказ и утвердить перечень мест

    Оценивают рабочие места специальные люди, у которых для этого есть оборудование и знания. Предприниматель не может проводить ее для себя сам. У исполнителя должна быть аккредитация - ее можно проверить на сайте Минтруда.

    Тут же - в разделе «Реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда» - можно проверить аттестацию эксперта, который будет проводить СОУТ.

    1. Общее количество мест - чем меньше, тем дороже.
    2. Расположение офиса - выезд в промзону на окраину города будет дороже.
    3. Сложность оценки - если оцениваете не офис, а, например, швейное производство, то потребуются дополнительные замеры шума и тяжести трудового процесса, это будет дороже.
    4. Срочность.

    Я обзвонила десяток компаний, выбрала троих с нормальной для меня ценой, проверила, чтобы у них была аккредитация, а потом вспомнила, в какой компании из трех со мной дружелюбнее говорили по телефону. С этой компанией я заключила стандартный договор.

    Параллельно с заключением договора нужно создать комиссию для проведения специальной оценки условий труда. Звучит громко, но на самом деле нужно составить и подписать у гендиректора приказ, в котором перечислен состав комиссии из сотрудников компании.


    До начала процедуры нужно составить и подписать у комиссии перечень мест, которые подлежат оценке, и составить график проведения СОУТ. У графика нет какой-то установленной формы, вы составляете его так, как все остальные внутренние документы.

    Ни приказ, ни график, ни перечень мест не нужно никуда сдавать. Они хранятся вместе с другими документами в толстой папочке у бухгалтера. Вот как выглядят эти документы у меня.







    Приказ, график и перечень составила лично я, для примера. Оформление может отличаться от вашего. Оно никак не регламентируется, но сами документы для порядка должны быть.

    Получение заключения

    При оценке рабочих мест есть два этапа: идентификация, а потом замеры и исследования.

    Идентификация. Сначала эксперт осмотрел помещение, поговорил с сотрудниками и их непосредственным руководителем: например, спрашивал, сколько времени они проводят за компьютером. Задача была в том, чтобы понять, что собой представляет рабочий процесс и какие измерения или исследования потребуются.

    О времени вы договариваетесь заранее - важно, чтобы сотрудники были на рабочих местах и присутствовали участники комиссии, которые указаны в приказе. Эксперту нужно будет показать:

    1. Перечень рабочих мест и собственно сами рабочие места.
    2. Режим работы сотрудников.
    3. Оборудование, за которым сотрудники работают.

    После осмотра эксперт сказал, что замерять будет один фактор - освещенность. Комиссия согласилась, и мы назначили дату новой встречи.

    Замеры и исследования. Эксперт приезжает и проводит измерения на рабочих местах. В нашем офисе нужно было измерить «параметры световой среды»: достаточно ли в помещении света для работы за компьютером. Для исследования эксперт привез люксметр и замерил уровень искусственного освещения.

    Эксперт описал результаты в протоколе измерений и выставил класс условий труда. Всего выделяют 4 класса условий труда:

    1. Оптимальные (1 класс).
    2. Допустимые (2 класс).
    3. Вредные (3 класс), есть еще и подклассы.
    4. Опасные (4 класс).

    Класс влияет на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым в производстве с вредными факторами. В нашем офисе поставили 2 класс - это допустимые условия труда.

    Класс условий труда эксперт заносит в карту, а потом делает отчет. Срок подготовки отчета указан в договоре. В моем случае в договоре было прописано 30 календарных дней после поступления нашей оплаты, и я получила документы точно в указанный срок.

    В отчете должны быть:

    1. Сведения об организации, оценивающей рабочие места, копии аттестата аккредитации и область аккредитации.
    2. Перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с перечислением обнаруженных вредных факторов.
    3. Протоколы проведения исследований и измерений.
    4. Карты специальной оценки.
    5. Сводная ведомость результатов СОУТ и сводная таблица классов условий труда.
    6. Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий, если нужно.
    7. Заключение эксперта.

    Отчет должны утвердить и подписать председатель и члены комиссии.





    Отчитываемся, заполняем и сдаем декларацию

    Эксперт отдает вам отчет на утверждение, а вы его подписываете. В нашем случае мы получили заключение 15 мая, а 16 мая его подписал гендиректор. В течение трех рабочих дней после утверждения вы должны любым доступным способом сообщить об этом в организацию, которая оценивала рабочие места. Мы отправили скан подписанного титульного листа отчета по электронной почте.

    После этого организация, проводящая СОУТ, отправляет отчет о спецоценке во ФГИС (Федеральная государственная система учета результатов проведения СОУТ). Все эти действия - в срок действия договора.

    По местам, на которых не нашли ничего вредного и опасного, подается декларация соответствия. Есть исключения, например по медицинским, педагогическим работникам, список исключений смотрите в п. 6 ст. 10 закона 426- ФЗ. Подать декларацию обязан работодатель. Срок подачи - 30 рабочих дней с даты утверждения отчета.

    Подавать нужно в Роструд:

    1. лично;
    2. по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о доставке;
    3. если есть квалифицированная электронная подпись, то можно заполнить декларацию прямо на сайте Роструда.

    Срок действия декларации СОУТ - 5 лет. Считаем со дня утверждения отчета о проведении оценки. В большинстве случаев этот срок будет автоматически продлен еще на 5 лет. Но оценку нужно будет провести заново, если:

    1. с работником произошел несчастный случай на производстве;
    2. у работника нашли заболевание, которое появилось из-за вредных или опасных факторов на работе;
    3. в ходе проверки трудовой инспекцией выявлены нарушения норм охраны труда.

    В этих случаях помимо прекращения действия декларации соответствия придется провести внеплановую специальную оценку условий труда. Еще внеплановая спецоценка потребуется, если появились новые рабочие места или изменился офис.


    Что еще нужно сделать

    По закону работодатель обязан ознакомить работников под подпись с результатами спецоценки на их рабочих местах. Подпись работник поставит в карте СОУТ. Срок - 30 календарных дней со дня утверждения отчета.

    К трудовым договорам нужно заключить допсоглашение, в котором будет указан класс условий труда на рабочем месте. Я составила его так:


    Если у организации есть официальный сайт, то на нем тоже нужно разместить информацию об условиях труда. Это нужно сделать в течение 30 календарных дней после подписания отчета. Но тут есть нюанс: в законодательстве нет определения «официального сайта» - на самом деле никто не знает, нужно ли добавлять сведения о СОУТ на ваш сайт-визитку. Но на всякий случай добавьте.

    Документы для спецоценки

    1. Приказ о создании комиссии для СОУТ, график проведения.
    2. Договор со специализированной организацией.
    3. Штатное расписание и режим работы сотрудников.
    4. Перечень мест для оценки.
    5. Отчет о спецоценке.
    6. Декларация в Роструд.
    7. Допсоглашение к трудовому договору.
    8. Таблица 5 в отчет 4- ФСС.