Меню Рубрики

Унитарное предприятие — определение, виды, признаки, особенности, функции, примеры унитарных предприятий в России. Унитарное предприятие Вправе ли государственные или муниципальные унитарные предприятия

Обычные компании, находящиеся в частной собственности, воспользоваться унитарной формой не могут.

Что это за форма деятельности?

ГК РФ (ст. 113) к УП относит предприятия, которые:

  • не владеют имуществом, переданным им его собственником;
  • пользуются имуществом, которое признается региональной, федеральной и муниципальной собственностью;
  • не могут распределить переданное им имущество между своими работниками, а также по вкладам в уставной капитал;
  • пользуются закрепленным имуществом посредством хозяйственного ведения или оперативного управления.

УП является коммерческой структурой, оно создается с целью извлечения прибыли. Кроме того:

  • его создают бессрочно, если только в уставе не закреплено иное;
  • оно может иметь собственный расчетный счет, открытый на российской территории и (или) заграницей;
  • для реализации лицензируемой деятельности предприятию придется брать лицензию в порядке общем для всех;
  • организация не может самостоятельно создавать дочерние структуры с передачей им части имущества;
  • она должна обязательно иметь собственный баланс и от своего имени приобретать и реализовывать имущественные и личные неимущественные права, а также выступать в судебных разбирательствах (в качестве любой из сторон дела);
  • у предприятия только один учредительный документ — устав, который разрабатывается и принимается органом власти, решившим создать данную компанию.

Основные положения о данной организационно-правовой форме согласно ГК РФ вы можете узнать из следующего видео:

Разновидности структур

Действовать в данной правовой форме могут исключительно предприятия:

  • Государственные . Величина их уставного фонда не может быть меньше 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Причем, МРОТ, используемый при определении фонда, обязан соответствовать той его величине, которая закреплена законодательно (т. е. федеральным законом) и действительна на момент регистрации.
  • Муниципальные . Их уставный капитал должен быть 1 тысяч МРОТ и более. Его величина определяется аналогично.

Уставный фонд может формироваться за счет денежных средств, а также активов, которые имеют денежную оценку. К таким активам относятся ценные бумаги, имущественные права и иное.

А вот у казенного УП уставной капитал совсем отсутствует. Создается такая структура на основе муниципального или государственного имущества, но только в случаях, обозначенных федеральным законом №161-ФЗ «Об унитарных предприятиях», в частности:

  • если значительная доля оказываемых организацией услуг или выпускаемой ею продукции идет на удовлетворение федеральных, муниципальных или региональных потребностей;
  • если необходимо использовать имущество, приватизировать которое невозможно по закону;
  • если требуется производство продукции, оборот которой ограничен или которая полностью изъята из свободного обращения и т. д.

Кроме того, УП могут быть основанными на праве:

  • Хозяйственного ведения . К ним относятся муниципальные, государственные региональные или федеральные предприятия.
  • Оперативного управления . К таким относят казенные предприятия любой государственной формы собственности.

Учредители и учредительные документы

В качестве учредителя могут выступать:

  • Российская Федерация.
  • Любой российский субъект.
  • Любое муниципальное образование РФ.

Решение об образовании федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральным исполнительным органом , в компетенции которого есть такое право.

Решение о создании регионального государственного или муниципального УП принимает соответствующий орган гос. власти в регионе РФ или в местном самоуправлении , но при условии, что у данных структур есть подобная компетенция.

Что касается создания казенной структуры, то:

  • предприятие федерального значения учреждает Правительство РФ;
  • регионального – государственный орган власти субъекта РФ;
  • муниципального – на основании решения органа местного самоуправления.

Учредители УП не только передают ему имущество, но и утверждают его устав, в котором должна найти отражение следующая информация:

  • все названия предприятия (включая полное и сокращенное);
  • его местонахождение, т. е. адрес регистрации;
  • все о деятельности – ее направления, цели и т. д.;
  • о собственнике, передавшем ему имущество;
  • название руководящей должности – генеральный директор, или просто директор, или руководитель;
  • порядок, по которому происходит назначение на эту руководящую должность и по которому осуществляется заключение трудовых отношений и их прекращение;
  • о фондах, которые создают или собираются создать на предприятии — указываются их наименования, размеры, а также правила их формирования и расходования.

Помимо этой и иной информации, которая должна быть отражена в уставе на основании закона, дополнительно еще указывается:

  • величина, источники и порядок формирования уставного фонда;
  • направления, на которые может расходоваться прибыль, полученная организацией от своей деятельности. Данные сведения должны быть обязательно отражены в учредительных документах муниципальных и государственных УП;
  • в уставе казенной структуры – информация о порядке расходования полученных ею доходов.

Права, обязанности и ответственность участников

Помимо того, что собственниками имущества принимается решение о создании УП (о его реорганизации либо ликвидации), определяются направления его деятельности, формируется его фонд, разрабатывается устав и назначается на должность руководитель, они также:

  • согласовывают принятие на работу или увольнение главного бухгалтера;
  • утверждают всю бухгалтерскую отчетность предприятия и его отчеты;
  • дают согласие по поводу использования недвижимости;
  • дают разрешение на совершение сделок, если это право предусмотрено действующим законодательством;
  • контролируют целевое применение имущества, которое принадлежит УП, и его сохранность;
  • утверждают финансово-экономические планы и контролируют их осуществление;
  • разрешают открывать обособленные подразделения, но только в виде филиалов и (или) представительств;
  • дают разрешение на участие в других юридических лицах;
  • решают вопрос о проведении аудита, о выборе в связи с этим аудиторской компании и величине ее вознаграждения за проверку;
  • решают множество других вопросов, которые приведены в законе №161-ФЗ.

В дополнение к вышеуказанным правомочиям собственник имущества казенных структур может:

  • изымать данное имущество, если предприятием оно не используется вовсе или же используется, но не по назначению;
  • утверждать направления производимых организацией расходов и использование получаемых ею доходов;
  • обязывать к осуществлению заказов по товарным поставкам или по оказанию услуг с целью обеспечения нужд муниципального или государственного масштаба.


Несмотря на то, что контроль всех сфер деятельности УП осуществляется собственником его имущества, ответственность за понесенные убытки возлагается только на его руководителя :

  • в случае, если эти убытки стали причиной его действий или наоборот бездействия;
  • в порядке, установленном действующими нормативными актами. В частности, ст. 15 Гражданского Кодекса РФ, Трудовым кодексом РФ (ст. 81, п. 9), федеральным законом «О банкротстве» №127-ФЗ (ст. 226) и прочими документами;
  • у учредителя есть также право подать в суд на взыскание убытков с руководителя.

Стоит остановиться еще на одном аспекте, который касается ответственности по обязательствам:

  • Унитарное предприятие берет на себя ответственность исключительно по своим долгам, причем всем своим имуществом. А вот обязательства его учредителя предприятия не касаются, как и учредителя не касаются долги созданной им организации.
  • Однако на собственника имущества казённого УП распространяется субсидиарная ответственность по задолженностям этой структуры, но только в том случае, если ее имущества для погашения имеющихся обязательств не хватает.

Цель деятельности

Как уже отмечалось ранее, УП – это коммерческая организация. А согласно Гражданскому Кодексу РФ (статье 50), коммерческие юридические лица главной целью своей работы видят лишь извлечение прибыли.

Однако цель создания данных структур заключена не только в получении дохода, на часть которого имеет право их учредитель, но и в решении таких задач, как:

  • использование имущества, которое нельзя приватизировать по закону;
  • обеспечение продовольственной безопасности страны;
  • ведение деятельности в научно-технической и научной сферах, которая направлена на обеспечение государственной безопасности;
  • производство продукции, обращение которой ограничено или которая полностью изъята из свободного оборота;
  • обеспечение нужд муниципалитетов, регионов и государства;
  • достижение иных целей, которые определены в федеральном законе №161-ФЗ, в статье 8.

Имущество

Прежде всего, переданное предприятию имущество не признается его собственностью , а используется им в порядке оперативного управления или хозяйственного ведения. Оно не может быть разделено на паи, вклады или иным образом. Но при этом оно обособлено от его собственника.

Имущество, имеющееся у УП, может быть сформировано за счет:

  • активов, которые закреплены их собственником за предприятием;
  • доходов, которые получены организацией в ходе ее деятельности и на часть которых имеет право собственник;
  • иных ресурсов, которые пополняются из различных источников, но не противоречащих нормам действующего законодательства.

В случае, если право собственности на предприятие (за исключением казенного) как имущественный комплекс переходит к другому собственнику, то указанная структура оставляет за собой имущество, переданное ей в рамках хозяйственного ведения или оперативного управления.

Порядок распоряжения имуществом прописан в статьях 18-19 закона №161-ФЗ. В частности:

  • Недвижимость без согласия ее собственника нельзя сдавать в аренду, превращать в залог и т. д.
  • Движимым имуществом (при условии, что оно принадлежит структуре на праве хозяйственного ведения) УП может распоряжаться самостоятельно (за исключением казённого учреждения).
  • Казенные организации обязаны согласовывать направления использования любого имущества со своими учредителями.

Преимущества и недостатки

Неудобство унитарной правовой формы заключается в том, что:

  • направления деятельности, ее цели и предмет определяет собственник имущества;
  • кроме того, им регулируется большая часть принимаемых решений. Даже любые сделки необходимо с ним согласовывать;
  • часть прибыли предприятие обязано ежегодно перечислять в бюджет того уровня, к которому относится его учредитель (регион, муниципальное образование, федеральный);
  • все показатели финансово-экономических планов утверждаются и контролируются учредителем.

Однако в такой зависимости организации есть и свои достоинства:

  • она может работать в той сфере, которая закрыта для обычных коммерческих структур;
  • она оснащается имуществом, которое не доступно для частных компаний;
  • всегда есть работа, направленная на удовлетворение потребностей государства, региона или муниципалитета.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия? В российском законодательстве, в частности, в Гражданском кодексе, есть определение данного термина. В соответствии с ним, государственные и муниципальные унитарные предприятия - это организации, созданные с целью решения основных и получения прибыли, но при этом не являющиеся собственниками имущества, закрепленного за ними.

Распоряжаться им имеет право лишь непосредственно учредитель. Унитарными они названы потому, что имущество не может быть разделено на доли, акции, вклады и иные части. В названии данного субъекта непременно должно присутствовать указание собственника.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия делятся на 2 вида. Первый - организации, базирующиеся на Следует отметить, что сюда относят такие унитарные предприятия, как муниципальные. Они создаются после принятия соответствующего решения уполномоченным государственным органом или муниципалитетом.

Второй вид - организации, базирующиеся на праве оперативного управления. Могут быть основаны лишь по решению правительства страны. Государственные и муниципальные унитарные предприятия в данном случае обладают довольно специфичным положением в правовом аспекте. Так, они создаются с целью оказания определенных услуг, выполнения работ или производства какой-либо продукции, что характерно для коммерческих организаций. В то же время, вся деятельность предприятия может быть основана на финансировании из средств бюджета.

Государственные (муниципальные) унитарные предприятия. Особенности

В первую очередь, этот вид хозяйствующих субъектов имеет специальную правоспособность. То есть они созданы с целью выполнения определённых работ, оказания услуг или производства какой-то продукции, что является характерной чертой коммерческих организаций. Тем не менее, государственные и муниципальные унитарные предприятия вовсе не ограничены в правах на совершение тех или иных сделок. Так, например, они могут сдавать свободные помещения в аренду (если иное не предусмотрено уставом и другими нормативными актами).

Другая особенность состоит в том, что такие хозяйствующие субъекты являются индивидуальными предприятиями.

Третья специфическая черта данной разновидности предприятий связана с Гражданским кодексом. Особое внимание уделяется терминологии. Применительно к подобным организациям определение «предприятие» выступает субъектом в иных случаях - это только объект правоотношений.

Помимо всего прочего, они могут претендовать на (сюда относятся дотационные отчисления, субсидирование, а также субвенции). Оно осуществляется для выполнения разнообразных программ. Преимущество отдается тем, которые имеют социальную направленность.

Отсюда следует четвертая особенность. Устав хозяйствующих субъектов унитарного типа должен включать информацию о непосредственном владельце имущества, источниках формирования уставного капитала и порядке его образования. Необходимо отметить, что предприятие не несет ответственность по обязательства собственника, но он отвечает за деятельность организации.

Управление унитарными предприятиями

Здесь имеет место единоличный управленец, а не коллегиальный орган, как это бывает в иных случаях. Как правило, это директор. Человека на данную должность назначает собственник или специальный орган, обладающий соответствующими полномочиями.

Достоинства и недостатки подобной формы хозяйствующих субъектов

Рассмотрим сначала положительные стороны унитарных предприятий. Во-первых, они призваны решать те вопросы, которые актуальны в обществе в данный момент времени. Во-вторых, они являются более устойчивыми (по сравнению с прочими коммерческими предприятиями). Это связано с тем, что они, как правило, функционируют в отраслях, уровень рентабельности которых не представляет интереса для соответственно, отсутствует конкуренция. Кроме того, поддержка со стороны государства ограждает данные субъекты от разорения. Еще одно достоинство - своевременная выплата заработной платы, предсказуемость.

Теперь, несколько слов о недостатках.

Прежде всего, унитарные предприятия имеют меньшую эффективность с экономической точки зрения. Также постоянный уровень оплаты труда приводит к уменьшению его производительности, потере интереса со стороны сотрудников, поскольку отсутствует грамотная мотивационная составляющая. Немаловажен также тот факт, что на данных объектах довольно часто происходит использование имущества в целях получения личной выгоды, воровство, характерна высокая степень бюрократии.

Так, можно сказать, что создавать унитарные предприятия целесообразно лишь в тех областях, где применение иных форм менее эффективно.

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" в соответствии с Федеральным законом "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского". От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" в соответствии с Федеральным законом "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт".

(см. текст в предыдущей редакции)

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).

3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

Под предприятием в общем смысле следует понимать имущественный комплекс, который используется для ведения предпринимательской деятельности. В его состав включаются все виды материальных ценностей. К ним в числе прочего относят земельный участок, оборудование, сооружения, продукцию, сырье. Этот комплекс в целом или какая-либо его часть может выступать в качестве объекта аренды, залога, купли-продажи и прочих сделок. Существуют различные организационно-правовые формы предприятий. Рассмотрим одну из них.

Муниципальные предприятия и учреждения и их собственники

В качестве владельца таких организаций выступает местный орган власти. Им же осуществляется управление муниципальными предприятиями. Собственник может направлять его работу по любому пути согласно законодательству. Орган местной власти имеет возможность:

  1. Создавать, реорганизовывать, ликвидировать муниципальные предприятия и учреждения.
  2. Определять предмет и цели работы этих комплексов.
  3. Назначать руководителей.
  4. Контролировать использование и сохранность материальных ценностей, вверенных предприятиям.

Специфика работы

Деятельность муниципальных предприятий, касающаяся социального обслуживания, находится за рамками традиционного предпринимательства, конкурентной борьбы за привлечение капиталов. Их функционирование дополняется необходимостью предоставлять услуги населению без расчета на извлечение прибыли. Муниципальное коммунальное предприятие или иной другой обслуживающий комплекс может использовать рыночные механизмы, внедрять опыт администрирования частными компаниями. Это благотворно влияет на работу комплекса, повышает эффективность использования предоставленных ему ресурсов.

Законодательное регулирование

Учитывая специфику работы рассматриваемых комплексов, нормативные акты регламентируют процедуру их создания. Так, муниципальное казенное предприятие направляет большую часть своей продукции, работ или услуг на удовлетворение нужд МО. Такой комплекс выпускает товар по установленной стоимости для решения общественных задач.

Единая цена назначается и на категории работ и услуг. Муниципальное казенное предприятие получает дотации от государства. В соответствии с этим определяется цель его функционирования. Кроме того, комплексы такого типа в ряде случаев ведут убыточные производства. Такая регламентация устанавливается в ФЗ № 161.

Муниципальное предприятие использует материальные ценности, приватизация которых не допускается. Его функционирование направлено на решение различных социальных задач. К ним в числе прочего относят и реализацию услуг и товаров по минимальной стоимости.

Некоторые нюансы

Новые муниципальные предприятия города или иного населенного пункта создаются достаточно редко. Объектов, приватизация которых законодательством запрещена, в настоящее время не так много. При этом их юридический статус четко регламентируется нормативными актами.

Муниципальное предприятие, которое создается для оказания услуг либо реализации продукции по минимальной стоимости, достаточно сложно существовать без дотаций. Во всех случаях, фактически, имеет место бесприбыльная работа комплексов. Организация муниципальных предприятий, в этой связи, автоматически привязывается к бюджетным поступлениям. Это, в свою очередь, противоречит в определенном смысле положениям ГК. Кодекс, в частности, относит муниципальное предприятие к коммерческой структуре. Работу такого объединения без прибыли сложно представить. С другой же стороны, в Законе "О банкротстве" установлена обязанность учредителя, в данном случае - муниципального образования, не допустить несостоятельности созданного им предприятия.

Расширение сферы

Учитывая сложившуюся в настоящее время экономическую ситуацию, ряд экспертов полагают, что условий для образования хозяйствующих комплексов необходимо больше. Муниципальные предприятия функционируют сегодня во всех отраслях экономики. Они предоставляют услуги, создают рабочие места, получают доходы, которые направляются в бюджет и собственное развитие. Тем не менее многие из них получают государственные и региональные дотации. В этой связи сложно говорить о какой-то прибыльности таких предприятий. Новые условия их создания позволили бы:

  1. Заполнить рыночные ниши. Это актуально в случае отсутствия какого-либо профильного предприятия, недостаточной активности частных инвестиций, наличия повышенного или неудовлетворенного спроса.
  2. Ликвидировать монополии какого-либо производителя или продукции на местном рынке.
  3. Быстро реализовать выгодный проект.
  4. Снять напряженность на рынке труда.

Все эти проблемы присутствуют сегодня в социальной сфере. В этой области производственный процесс обуславливается не только стремлением извлечь прибыль, но и общественной полезностью, интересами социальной справедливости, платежеспособного спроса и проч. Создавая новое муниципальное предприятие, необходимо учитывать наличие на рынке частных компаний, последствия их работы для населения. Некоторые услуги целесообразнее оставить этим объединениям. Перед учреждением муниципального предприятия местные органы должны изучить возможности, существующие в частном секторе.

Классификация

Права муниципальных унитарных предприятий законодательно ограничены. Между тем такие комплексы обладают определенной степенью самостоятельности и в юридическом, и в хозяйственном смысле. В соответствии с этим критерием выделяют следующие группы:

  1. Предприятия, не обладающие ни хозяйственной, ни правовой самостоятельностью. В них присутствуют собственные административные органы. Тем не менее, по своей сути, такие комплексы выступают в качестве подразделений местной администрации. Расходы и доходы таких предприятий интегрируются в местный бюджет. Функционирование комплексов осуществляется в соответствии с поступающими из местных органов власти указаниями. В общем смысле, муниципалитет действует как одно предприятие, при этом координируя работу своих подразделений.
  2. Комплексы, обладающие юридической и хозяйственной самостоятельностью. В данном случае имеют место определенные права муниципальных предприятий, однако ключевые решения, касающиеся работы принимаются в администрации. В местном бюджете показывают только результаты их финансовой деятельности. Прибыль, которую получают такие предприятия, обычно не покрывает их расходов. Это обуславливается тем, что местная и региональная власть устанавливает соответствующие цены для них. В частности это касается транспорта, связи, услуг ЖКХ. В качестве источников финансирования предприятий выступают средства населения (потребителей), а также поступления из местного бюджета. В промышленных центрах, крупных муниципальных образованиях такие комплексы могут зарабатывать деньги самостоятельно и направлять прибыль на улучшение обслуживания граждан.
  3. Предприятия, осуществляющие деятельность на коммерческой основе. Такие комплексы выводятся из структуры администрации. Их передают в доверительное управление специалистам (менеджерам). Предприятия осуществляют реализацию товаров по рыночной стоимости. К ним относят разные строительные, промышленные, сельскохозяйственные, торговые и прочие комплексы. Они вправе осуществлять свою работу в форме акционерного либо другого хозяйствующего общества, которое учреждается органами местной власти. Последним принадлежит контрольный пакет ценных бумаг. Эти предприятия обладают свободой в своих действиях, имеют конкретный юридический статус. Они работают для нужд массового потребителя, за пределами местных рынков в том числе.

Имущество муниципального предприятия

Муниципальное образование (МО) может перевести созданный им комплекс на самоокупаемость, сочетая с этим предоставление дотаций потребителям (форма адресной поддержки). В процессе перехода на коммерческую основу, увеличения объема платных услуг, с одной стороны, ликвидируется граница между муниципальными учреждениями и предприятиями, а с другой - между последними и частными компаниями. Тем не менее, несмотря на определенную степень свободы действий по отношению к созданному комплексу, МО обязано соблюдать законодательные предписания. Ими гарантируются права и самого предприятия, и его руководства.

Функционирование комплексов осуществляется, преимущественно, на базе хозяйственного ведения. Это право предоставляет определенные полномочия предприятию на пользование, владение, распоряжение материальными ценностями, любыми движимыми объектами, финансами в том числе, по собственному усмотрению. Кроме того, оно может сдавать в аренду, продавать, менять, отдавать в залог.

Исключением выступают недвижимые объекты. На них не распространяется право распоряжения по собственному усмотрению. Для осуществления той или иной сделки необходимо согласование с собственником. На практике полномочия передаются руководителю предприятия. Он единолично реализует их. Взаимоотношения руководителя и собственника регламентируются трудовым законодательством.

Обязательства, возможности, запреты

Вмешательство собственника в деятельность муниципального предприятия, согласно ГК, вне установленных для него полномочий, считается незаконным. Владелец может осуществить изъятие только неиспользуемых по назначению материальных ценностей и распорядиться ими по собственному усмотрению.

Муниципальное предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуществом, которое ему принадлежит. МО несет ответственность только в случае банкротства созданного им комплекса. Иные обязательства к нему не относятся. При банкротстве возникает субсидиарная ответственность. Такое же правило действует при недостаче имущества казенного предприятия.

Проблемы отрасли

В законодательстве не установлена обязательность проведения независимого аудита для муниципальных предприятий, а также создания каких-либо надзорных структур внутри него. Отсутствие контрольных функций у МО часто приводит к нарушению финансовой дисциплины.

Например, денежные средства муниципальных предприятий направляются в другие компании для сокрытия возникшей прибыли, начинают заключаться сделки для удовлетворения индивидуальных интересов руководства. Кроме этого, зачастую предоставляется необъективная или неполная информация о работе, что, соответственно, не позволяет предупреждать и пресекать неправомерные действия.

В некоторых случаях полномочия, которыми обладает собственник, не позволяют не только предъявлять к руководителям предприятий требования, но и определять показатели их экономической эффективности (отчетные или плановые). ТК, обеспечивая эффективную защиту работников, вместе с этим существенно осложняет процесс применения к ним мер ответственности.

Сокращение сектора

Оно давно обсуждается на правительственном уровне. Чиновники предлагают два варианта ликвидации муниципальных предприятий:

  1. Отчуждение непрофильных активов по закону о приватизации. В рамках этого подхода продажа должна осуществляться в обязательном порядке по любой стоимости. Речь, в частности, идет о проведении аукциона. Если первые торги не состоялись, то назначаются повторные. При этом начальная цена не объявляется.
  2. Преобразование в муниципальное учреждение с наделением права зарабатывать деньги сверх установленной суммы в смете.

Возможные последствия

Распродажа муниципальных предприятий может способствовать сокращению неотчуждаемого минимума имущества, который необходим местной власти для реализации своих полномочий. В соответствии с этим МО может лишиться статуса хозяйствующего субъекта. Это, в свою очередь, будет противоречить основополагающим нормативным актам местного самоуправления.

Муниципалитеты обязаны обладать для реализации своих функций и решения социально-экономических проблем. В условиях рыночных отношений для местных органов это означает не только возможность, но и необходимость иметь в своем распоряжении коммерческие структуры, сочетая обязательные и добровольные полномочия.

Между тем немаловажен другой аспект устранения муниципальных предприятий. Эти комплексы несут на себе основную социальную нагрузку и обеспечивают сдерживание повышения тарифов на жизненно важные услуги, получая при необходимости бюджетные дотации. Однако муниципальное предприятие, функционирующее на правах хозяйственного ведения, в любой момент может быть переведено на хозрасчет с исключением остатков финансирования из бюджета.

Если отменить тарифное регулирование, то есть допустить предоставление услуг населению по стоимости, включающей хотя бы средний доход, то это станет доступно любому комплексу. В этом случае оно мало чем будет отличаться от частной компании по силе мотивации. А дотации будут переадресовываться непосредственно потребителям.

В современной экономике унитарное предприятие выполняет важные функции, которые не представляют интереса для других субъектов предпринимательской деятельности или являются монополией государственных организаций/учреждений. Достаточно большой процент взрослого населения нашей страны слышали о подобной организационно-правовой форме, но многие граждане даже приблизительно не знают, что это такое.

Такой пробел в экономическом образовании может негативно отразиться на деятельности некоторых бизнесменов. Например, если во время сотрудничества с унитарным предприятием сумма его задолженности за оказанные услуги или поставленный товар превысила все допустимые нормы, Вы не сможете получить в качестве оплаты часть имущества должника. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью унитарных предприятий, проводится анализ их достоинств и недостатков, а также рассказывается о значении подобных организаций для экономики страны. Изложенная информация представляет интерес, как для предпринимателей, так и для теоретиков экономических дисциплин или обычных граждан для повышения уровня эрудиции.

Унитарное предприятие - суть и особенности

Прежде чем приступить к детальному изучению рассматриваемого вопроса, необходимо разобраться с терминологией. Можно сказать, что унитарное предприятие это специфическая форма юридического лица, которая предусматривает использование закрепленного за ним имущества без права собственности на него. Термин «унитарное» применяется в связи с тем, что указанное имущество нельзя распределять по паям, долям или вкладам, оно является неделимым. Представленные субъекты коммерческой деятельности создаются государственными или муниципальными органами с целью получения прибыли. Для этого используется закрепленная за предприятием собственность, что позволяет государству получать часть его доходов.

Существует три типа унитарных предприятий: государственное унитарное предприятие, федеральное или муниципальное. В любом из указанных вариантов владельцем имущества, которое используется в коммерческих целях, являются государственные учреждения/организации. Права и обязанности рассматриваемых субъектов коммерческой деятельности ограничиваются Гражданским кодексом и законом о государственных/муниципальных предприятиях. Ежегодно проводится обязательный аудит, с целью определения, как работало предприятие последние 12 месяцев (своевременная подготовка отчетов, законность сделок, эффективность работы руководства и т.д.).

Детальный анализ существующих организаций унитарной формы позволяет выделить их главные особенности :

    предприятием руководит один человек, которого назначает владелец (уполномоченное лицо от представителей госучреждений);

    если Вы уже сталкивались с унитарными предприятиями и знаете что это такое, то, скорее всего, обратили внимание на названия таких организаций (обязательно должно присутствовать упоминание о владельце);

    в уставе, который является учредительным документом, должны указываться главные цели и характер деятельности организации;

    собственность (государственная/муниципальная) закрепляется за предприятием согласно правам хозяйственного ведения или оперативного управления;

    владелец не отвечает своим имуществом, в случае возникновения долговых обязательств;

    владелец может забрать свое имущество, если унитарное предприятие не использует его или применяет не по назначению.

Цели создания

Для того чтобы понять, что значит унитарное предприятие, необходимо разобраться, для каких целей они создаются. Как уже отмечалось, представленные юридические лица, как правило, являются коммерческими организациями, то есть, первая цель их создания – получение прибыли. Кроме того, бывают ситуации, когда есть государственное имущество, которое невозможно приватизировать (как правило, мешает законодательство). В этом случае можно создать организацию унитарной формы, которая будет работать, используя предоставленное госучреждениями имущество.

Существует определенная группа товаров и услуг, которая нужна для решения социальных проблем, но частные компании не занимаются данным направлением коммерческой деятельности (так как эти товары продаются практически по себестоимости). В этом случае возможен только один вариант решения вопроса – создание унитарного предприятия. Иногда организации унитарной формы функционируют, чтобы производители товаров первой необходимости не завышали стоимость своей продукции. Еще одна цель создания рассматриваемых предприятий – защита убыточных отраслей, в товарах которых нуждается население нашей страны.

Если Вы поняли, что такое унитарное предприятие и можете самостоятельно сформулировать определение данной категории, то обязательно акцентируйте внимание на том, что это не только коммерческие организации, но и эффективный «инструмент» для решения многих вопросов государственной важности.

Формы унитарных предприятий

Организации, функционирующие на праве хозяйственного ведения, используют в качестве учредительной документации устав с отметкой органов государственной власти (министерства, органов местного самоуправления и т.д.). Данный документ – это не только стандартная информация о юридическом лице, но и перечень основных направлений деятельности, их цели, а также данные о размере уставного капитала (для муниципального предприятия – 1000 минимальных зарплат, а для государственного — 5000).

Учредитель организации данного типа не несет ответственность за результаты деятельности, если он не давал указания, которые стали причиной банкротства. Для того чтобы лучше понять, что такое унитарное предприятие, возьмите в качестве примера «Почту России» и проанализируйте работу предприятия. Вы увидите, что в данном случае, организация имеет право распоряжаться имуществом, самостоятельно регулировать финансовые потоки и решать другие вопросы, без вмешательства представителей власти.

Организации, функционирующие на праве оперативного управления, осуществляют свою деятельность на основе государственного/муниципального имущества. В данной ситуации устав, так же, как и в первом случае, должен отмечаться представителями государственных учреждений или местных органов власти, имеющих соответствующие полномочия. Название унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, должны подтверждать, что это казенная организация.

Обратите внимание на тот факт, что в данной ситуации государственные учреждения могут нести ответственность за определенные результаты деятельности предприятия. Руководство организации унитарной формы не может принимать решение об ее ликвидации или реорганизации, этот вопрос решают на уровне правительства или муниципальные органы власти. В отличие от первой формы, предприятия, функционирующие на основе оперативного управления, не могут решать серьезные хозяйственные вопросы без соответствующего разрешения представителей государственных учреждений.

Для того чтобы исключить возможность использования мошеннических схем с целью получения доступа к государственной собственности, унитарным предприятиям запретили принимать участие в создании дочерних фирм или новых юридических лиц. Данный пункт является очень важным для сохранения гос имущества, о чем свидетельствуют одобрительные отзывы предпринимателей, которые хорошо знают, что означает унитарное предприятие для любителей зарабатывать деньги нечестным путем.

Многие читатели после детального изучения всех аспектов представленной темы, особенно если это происходит в ускоренном режиме, начинают немного путаться в терминологии, и часто спрашивают, чем отличается унитарное предприятие от казенного.

Ответ очень простой: и первые, и вторые являются унитарными предприятиями, только обычные (унитарные) организации имеют право на относительную свободу действий, а казенные должны согласовывать с учредителями даже незначительные хозяйственные вопросы. Кроме того, казенные предприятия основываются только на праве оперативного управления.

Источники для формирования имущества унитарных предприятий

Анализ представленной темы будет неполным, если читатель не узнает, откуда берется имущество для передачи унитарным предприятиям.

    Прежде всего, это добровольная передача собственником своего имущества для формирования уставного фонда.

    Заемные средства, включая ссуды банков и других финансово-кредитных учреждений.

    Амортизационные отчисления и бюджетные дотации.

    Доходы от коммерческой деятельности.

    Пожертвования физических и юридических лиц и другие источники финансирования.

Законодательство РФ предоставляет унитарным предприятиям определенную свободу действий и возможность распределять свою продукцию, часть имущества и т.п., если подобная операция принесет прибыль государству. Под запрет попадает только продажа недвижимости. Для того чтобы продать даже небольшое здание, необходимо получить разрешение от представителей государственных органов управления. Учитывая значение слова унитарное предприятие, можно даже без экономического образования сделать вывод, что любые сделки, связанные с реализацией гос имущества, не сильно «приветствуются» представителями власти. Например, сделки, которые в финансовом плане превышают 150 млн. рублей, должны утверждаться на уровне правительства или федерации, которая контролирует все вопросы, связанные с государственным имуществом.

Финансовые ресурсы унитарных предприятий

Читатели, которые интересуются экономикой, скорее всего, догадались, что финансовые ресурсы унитарных предприятий отличаются от финансов других коммерческих организаций. Например, в ситуации, когда организация унитарной формы по результатам деятельности за год демонстрирует снижение суммы чистых активов, и она не смогла «выровнять» показатели в течение 3 месяцев, государственные чиновники принимают решение о ликвидации предприятия. Естественно, в аналогичной ситуации владельцы обычной коммерческой фирмы не будут применять такие радикальные методы решения проблемных вопросов.

Если Вас интересует, какие признаки имеет унитарное предприятие, отличающие его от обычных субъектов предпринимательской деятельности, то следует обратить внимание на распределение прибыли данных организаций. Обычная фирма (ООО, ЗАО или ИП) строит отношение с государственным бюджетом по схеме: получил прибыль – заплати налоги, выплатил зарплату сотрудникам – рассчитайся с фондами, нарушил закон – заплати штраф. Унитарное предприятие, кроме перечисленных платежей, отдает часть своей прибыли в бюджет государства. Механизм распределения полученных доходов должен отображаться в уставных документах организации.

На вопрос, может ли унитарное предприятие быть учредителем ооо, Вы не найдете точного ответа в законодательстве. Теоретически запрета нет, но на практике вряд ли у Вас получиться внести в уставный фонд государственные деньги или имущество. В принципе, ситуация похожа на создание дочерних предприятий (которые, в данном случае, находятся вне закона).

Унитарные предприятия не только отдают часть своей прибыли в бюджет, но и получают из него определенные финансовые средства, как правило, для реализации социальных программ. Если Вы уже составили собственное мнение о том, что такое унитарное предприятие в России, тогда Вас не удивят довольно сложные схемы дотаций, субвенций и субсидий, а также участие в них рассматриваемых организаций. Насколько эффективны подобные схемы в масштабах страны, трудно сказать, тем более что получить реальную информацию с подробными статистическими данными достаточно сложно (несмотря на утверждения государственных чиновников).

Подводя итоги данной темы, можно сказать, что унитарные предприятия играют важную роль в решении социальных проблем, но масштабы данной помощи пока не впечатляют, возможно, в ближайшем будущем мы увидим более эффективную работу представленных организаций.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сети: