Должностные обязанности агента по организации обслуживания пассажирских авиаперевозок. Дежурный аэропортадолжностная инструкция Должностные обязанности начальника службы авиационной безопасности аэропорта
Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции начальника службы авиационной безопасности аэропорта, образец 2019 года. должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности начальника службы авиационной безопасности аэропорта, права начальника службы авиационной безопасности аэропорта, ответственность начальника службы авиационной безопасности аэропорта.
Должностная инструкция начальника службы авиационной безопасности аэропорта относится к разделу "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта ".
В должностной инструкции начальника службы авиационной безопасности аэропорта должны быть отражены следующие пункты:
Должностные обязанности начальника службы авиационной безопасности аэропорта
1) Должностные обязанности. Осуществляет руководство деятельностью службы авиационной безопасности аэропорта по защите от противоправных действий территории аэропорта и расположенных на ней объектов, включая авиационную технику, зоны рабочих секторов, курсовых и глиссадных радиомаяков, объектов контроля воздушного движения, радиосветотехнического оборудования аэродрома, складов горюче-смазочных материалов, коммерческих складов. Организует взаимодействие подразделений службы авиационной безопасности аэропорта с соответствующими государственными органами обеспечения безопасности и информирует их об изменении оперативной обстановки на определенных к защите объектах и прилегающих территориях. Обеспечивает пропускной режим контролируемых зон аэропорта в соответствии с правилами авиационной безопасности. Осуществляет контроль за соблюдением норм, правил и процедур авиационной безопасности эксплуатантами воздушных судов и организациями, базирующимися на территории аэропорта или пользующимися его услугами. Контролирует выполнение мероприятий по технической оснащенности средствами сигнализации зданий, помещений и периметра прилегающей территории аэропорта. Разрабатывает план мероприятий по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту в период повышенной угрозы или при чрезвычайных обстоятельствах. Взаимодействует с государственными органами обеспечения безопасности при проведении мероприятий по установлению лиц (авторов) анонимных угроз в адрес аэропорта или эксплуатантов воздушных судов, выявлению и задержанию лиц, представляющих угрозу безопасности пассажиров, а также в случаях обнаружения на территории аэропорта оружия, боеприпасов, взрывных устройств. Разрабатывает и осуществляет технологию проведения досмотра. Осуществляет контроль за надлежащим учетом оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте, изъятых в процессе досмотра пассажиров или обнаруженных на территории аэропорта.
Начальник службы авиационной безопасности аэропорта должен знать
2) Начальник службы авиационной безопасности аэропорта при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие направления развития гражданской авиации; нормативные и методические документы по вопросам авиационной безопасности на воздушном транспорте, в том числе регламентирующие работу по предполетному досмотру пассажиров, членов экипажей, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, почты, груза и бортового питания; технологию предполетного досмотра воздушных судов; правила охраны воздушных судов и объектов аэропорта; инструкцию о пропускном и внутриобъектовом режимах на определенной к защите территории аэропорта; технологию и правила личного досмотра пассажиров и ручной клади; порядок применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы; тактику защиты объектов от противоправных посягательств в обычных условиях и при возникновении чрезвычайных ситуаций; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации начальника службы авиационной безопасности аэропорта
3) Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое или военное) образование и стаж работы на руководящих должностях в области охранной деятельности не менее 3 лет.
Должностная инструкция начальника службы авиационной безопасности аэропорта - образец 2019 года. Должностные обязанности начальника службы авиационной безопасности аэропорта, права начальника службы авиационной безопасности аэропорта, ответственность начальника службы авиационной безопасности аэропорта.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.01.2009 N 32
Начальник службы авиационной безопасности аэропорта
Должностные обязанности. Осуществляет руководство деятельностью службы авиационной безопасности аэропорта по защите от противоправных действий территории аэропорта и расположенных на ней объектов, включая авиационную технику, зоны рабочих секторов, курсовых и глиссадных радиомаяков, объектов контроля воздушного движения, радиосветотехнического оборудования аэродрома, складов горюче-смазочных материалов, коммерческих складов. Организует взаимодействие подразделений службы авиационной безопасности аэропорта с соответствующими государственными органами обеспечения безопасности и информирует их об изменении оперативной обстановки на определенных к защите объектах и прилегающих территориях. Обеспечивает пропускной режим контролируемых зон аэропорта в соответствии с правилами авиационной безопасности. Осуществляет контроль за соблюдением норм, правил и процедур авиационной безопасности эксплуатантами воздушных судов и организациями, базирующимися на территории аэропорта или пользующимися его услугами. Контролирует выполнение мероприятий по технической оснащенности средствами сигнализации зданий, помещений и периметра прилегающей территории аэропорта. Разрабатывает план мероприятий по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту в период повышенной угрозы или при чрезвычайных обстоятельствах. Взаимодействует с государственными органами обеспечения безопасности при проведении мероприятий по установлению лиц (авторов) анонимных угроз в адрес аэропорта или эксплуатантов воздушных судов, выявлению и задержанию лиц, представляющих угрозу безопасности пассажиров, а также в случаях обнаружения на территории аэропорта оружия, боеприпасов, взрывных устройств. Разрабатывает и осуществляет технологию проведения досмотра. Осуществляет контроль за надлежащим учетом оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте, изъятых в процессе досмотра пассажиров или обнаруженных на территории аэропорта.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие направления развития гражданской авиации; нормативные и методические документы по вопросам авиационной безопасности на воздушном транспорте, в том числе регламентирующие работу по предполетному досмотру пассажиров, членов экипажей, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, почты, груза и бортового питания; технологию предполетного досмотра воздушных судов; правила охраны воздушных судов и объектов аэропорта; инструкцию о пропускном и внутриобъектовом режимах на определенной к защите территории аэропорта; технологию и правила личного досмотра пассажиров и ручной клади; порядок применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы; тактику защиты объектов от противоправных посягательств в обычных условиях и при возникновении чрезвычайных ситуаций; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое или военное) образование и стаж работы на руководящих должностях в области охранной деятельности не менее 3 лет.
3.1. Руководитель авиапредприятия (начальник аэропорта):
Обеспечивает осуществление мероприятий по предупреждению повреждений ВС наземной техникой и несет ответственность за организацию движения спецмашин на аэродромах в базовом и приписных аэропортах в соответствии с требованиями настоящего Руководства и за обеспечение безопасности полетов при выполнении спецмашинами работ на летном поле;
- организует расследование каждого случая повреждения ВС наземной техникой в полном соответствии с Положением о классификации и расследовании авиационных происшествий в гражданской авиации СССР.
3.2. Заместитель начальника (командира) авиапредприятия по эксплуатации и строительству (в объединенных авиаотрядах I класса- заместитель начальника аэропорта - главный инженер):
Направляет и организует деятельность подчиненных ему служб в целях предупреждения повреждений ВС наземной техникой и несет ответственность за организацию движения спецмашин на аэродроме в соответствии с требованиями настоящего Руководства и за обеспечение безопасности полетов при выполнении спецмашинами работ на летном поле;
Организует изучение личным составом подчиненных служб требований настоящего Руководства и контролирует выполнение мероприятий по безопасности движения на аэродроме;
Обеспечивает маркировку аэродромных покрытий, установку дорожных знаков, ограждения препятствий и опасных мест на аэродроме в соответствии с требованиями Наставления по аэродромной службе (НАС ГА);
Обеспечивает производство работ и организует движение средств аэродромной механизации при эксплуатационном содержании и ремонте аэродрома в соответствии с требованиями Наставления по аэродромной службе (НАС ГА) и Наставления по службе спецтранспорта (НСС ГА).
3.3. Начальник службы организации перевозок:
Осуществляет в подчиненной службе мероприятия по предупреждению повреждений ВС средствами перронной механизации и несет ответственность за обеспечение безопасности движения этих средств на аэродроме (перроне) в соответствии с требованиями настоящего Руководства;
Организует изучение личным составом подчиненной ему службы требований настоящего Руководства и обеспечивает постоянный контроль их выполнения;
Организует и обеспечивает выполнение требований настоящего Руководства в отношении допуска средств перронной механизации и водителей этих средств к работе на аэродроме (перроне);
Обеспечивает подготовку и систематический инструктаж должностных лиц службы, руководящих подъездом (отъездом) средств перронной механизации при обслуживании ВС;
Обеспечивает встречу, инструктаж водителей и сопровождение машин других ведомств, прибывающих на аэродром (перрон) к ВС для получения или отправки коммерческого груза.
3.4. Начальник AT Б - заместитель начальника аэропорта по НАС:
Осуществляет в АТБ мероприятия по предупреждению повреждений ВС при техническом обслуживании спецмашинами и буксировке, несет ответственность за выполнение личным составом службы требований настоящего Руководства;
Участвует в разработке схем расстановки и организации движения спецмашин на аэродроме;
Обеспечивает подготовку и систематический инструктаж должностных лиц службы, руководящих подъездом (отъездом) спецмашин при техническом обслуживании ВС;
Организует изучение личным составом АТБ требований настоящего Руководства и обеспечивает постоянный контроль их выполнения.
3.5. Начальник службы спецтранспорта авиапредприятия:
Организует выполнение всех требований настоящего Руководства в службе, осуществляет мероприятия по предупреждению повреждений ВС спецмашинами и дорожно-транспортных происшествий, несет ответственность за обеспечение безопасности движения спецмашин по аэродрому;
Организует изучение водительским составом службы спецтранспорта всех требований настоящего Руководства и обеспечивает контроль их выполнения;
Обеспечивает подготовку и систематический инструктаж водителей для работы на аэродроме в соответствии с требованиями настоящего Руководства;
Руководит проведением в службе конкурса «За безаварийную работу автотранспорта, своевременное и безопасное обслуживание самолетов», обеспечивает воспитание у личного состава службы высокого чувства долга и ответственности за качественное выполнение производственных заданий, соблюдение трудовой дисциплины;
Обеспечивает четкое взаимодействие своей службы с АТБ, службой организации перевозок, службой ГСМ и другими службами аэропорта, участвующими в подготовке ВС к вылету;
Организует и обеспечивает своевременное техническое обслуживание и ремонт спецмашин в соответствии с действующими правилами и нормами;
Организует ежедневную проверку технического состояния каждой спецмашины, наличия на ней средств пожаротушения, проблескового и габаритных огней, радиостанции, упорных колодок, буксировочного и амортизирующих устройств как при выпуске из гаража, так и на аэродроме;
Организует ежесменную проверку водительских удостоверений и талонов на право вождения спецмашин по аэродрому и обслуживания ВС.
3.6. Начальник аэродромной службы авиапредприятия:
Организует выполнение в службе всех требований настоящего Руководства;
Обеспечивает постоянную эксплуатационную готовность летного поля, искусственных аэродромных покрытий, РД, МС, привокзальных площадей. Принимает меры для немедленного устранения выявленных дефектов, угрожающих безопасности полетов, рулению ВС и движению спецмашин;
Обеспечивает и несет ответственность за организацию работы аэродромных спецмашин при эксплуатационном содержании летного поля и взаимодействие со службами, обеспечивающими полеты;
Регулярно проводит учебу с личным составом службы по вопросам, касающимся предупреждения повреждений ВС, несет ответственность за выполнение личным составом службы требований настоящего Руководства;
Обеспечивает в соответствии с требованиями Наставления по аэродромной службе НАС ГА маркировку аэродромных покрытий и установку дорожных знаков, указателей, а также ограждение препятствий на аэродромах.
3.7. Начальник службы ГСМ авиапредприятия:
Осуществляет в подчиненной службе мероприятия, предупреждающие повреждение ВС при их обслуживании передвижными заправочными средствами, несет ответственность за выполнение личным составом службы требований настоящего Руководства;
Обеспечивает подготовку и систематический инструктаж должностных лиц службы, руководящих подъездом (отъездом) спецмашин при обслуживании ВС;
Организует изучение требований настоящего Руководства техниками, заправщиками, диспетчерами и другими работниками службы, а также контроль их выполнения.
3.8. Начальник медсанчасти авиапредприятия:
Обеспечивает силами медперсонала авиапредприятия проведение медосмотра водителей и лиц, ответственных за руководство подъездом спецмашин к ВС перед заступлением их на работу в смене (в аэропортах I и II класса), а также в аэропортах, имеющих в штате более 100 водителей, обязательно прохождение водителями дополнительного медосмотра в конце смены;
Несет ответственность за выполнение требований приказа Минздрава СССР от 04.01.83 № 3, объявленного письмом МГА от 01.06.84 № 38.1.6-185, о прохождении водителями периодического медицинского переосвидетельствования.
3.9. Обязанности и ответственность членов экипажей ВС:
а) командир ВС:
Учитывает при подготовке к каждому полету погодные условия, состояние покрытий на МС, РД и перроне, расположение ВС и другой техники в направлении предстоящего руления;
Рулит на минимальной скорости: при ограниченной видимости, развороте, вблизи препятствий и при пониженном коэффициенте сцепления;
Не допускает руления на скорости, более установленной для данного типа ЕС;
Подруливает к перрону, стоянке и отруливает от них только по сигналу дежурного по аэродрому (стоянке, перрону) на скорости, обеспечивающей при необходимости немедленную остановку ВС;
Прекращает руление, если неисправна тормозная система, если состояние покрытия не обеспечивает безопасность движения ВС и если нет полной уверенности в безопасности движения ВС вблизи препятствий;
Не допускает запуск авиадвигателей ВС без участия авиатехника, без установки ВС на стояночный тормоз и при отсутствии давления в тормозной системе;
Несет ответственность на постоянных или временных аэродромах ПАНХ за организацию движения спецмашин при обслуживании ВС;
б) бортмеханик (бортинженер) несет ответственность за сохранность ВС при кратковременной стоянке в аэропорту, а также руководит работой спецмашин в зоне обслуживания ВС.
В это время ему подчиняются все лица, как выполняющие техобслуживание, так и принимающие в нем участие (водители спецмашин, заправщики, грузчики, загрузчики багажа, почты, бортпитания и др.).
При отсутствии бортмеханика (бортинженера) функции и ответственность за сохранность и безопасное обслуживание ВС при кратковременной стоянке возлагаются на одного из членов экипажа по указанию командира ВС.
3.10. Обязанности и ответственность инженерно-технического персонала АТБ:
а) общие обязанности ИТР АТБ:
Встречают подходящие к зоне обслуживания ВС спецмашины, руководят подъездом до места установки и устанавливают под колеса упорные колодки, убирают колодки при отъезде спецмашин от ВС;
Выполняют буксировку ВС только в полном составе бригады при исправном буксировочном устройстве, строго соблюдая правила буксировки в соответствии сНПП ГА-85 и НТЭРАТ ГА-83;
Осуществляют контроль за своевременной очисткой ото льда, снега и посторонних предметов площадки для опробования двигателей, а также следят за исправностью швартовочных средств;
Обеспечивают и отвечают за выполнение требований «Положения об охране воздушных судов и особо важных объектов», утвержденного МГА.
б) инженер, авиатехник-бригадир АТБ, авиатехник по обслуживанию ВС:
Непосредственно руководит работами по техническому обслуживанию ВС в целом при оперативных видах технического обслуживания базовых и прилетающих ВС, контролирует соблюдение правил и очередности подъезда спецмашин;
Несет ответственность за неукоснительное выполнение установленных правил подчиненными ему на время техобслуживания ВС авиатехниками, операторами, заправщиками, водителями спецмашин и другими должностными лицами, находящимися в зоне обслуживания.
3.11. Старший (сменный) дежурный по аэродрому:
Неукоснительно выполняет требования положений НПП ГА-85, НТЭРАТ ГА-83, НАС ГА, НСС ГА и настоящего Руководства в части, касающейся предупреждения повреждений ВС на земле;
Осуществляет контроль за службами и должностными лицами, участвующими в техническом и коммерческом обслуживании ВС, в части мероприятий, обеспечивающих сохранность ВС, и дает устные указания по ликвидации выявленных недостатков;
Задерживает на территории аэропорта любое должностное лицо, нарушающее установленный порядок движения спецмашин по аэродрому, сообщает об этом его непосредственному начальнику для принятия соответствующих мер;
Требует строгого соблюдения водителями спецмашин установленных маршрутов и скоростей движения на аэродроме (перроне), правил подъезда (отъезда) при обслуживании ВС, проверяет наличие на спецмашинах средств пожаротушения, габаритных и проблесковых огней, средств радиосвязи, амортизационных устройств и упорных колодок. Проверяет у водителей наличие удостоверения на право управления автомобилем, талона на право управления данной спецмашиной и путевого листа;
Делает отметки в удостоверениях (талонах) лиц, руководящих подъездом спецмашин к ВС, водителей спецмашин и других работников, допустивших нарушение установленных правил движения буксировки, расстановки ВС на МС и перроне;
Руководит работой сменных дежурных по аэродрому.
3.12. Начальник смены (сменный инженер, бригадир) АТБ, службы организации перевозок, аэродромной службы, ГСМ, спецтранспорта и других служб, использующих спецмашины:
Несет ответственность за использование по назначению спецмашин, находящихся в его распоряжении, и организацию их безопасной работы на аэродроме;
Проводит перед началом работы краткий инструктаж водителей спецмашин и лиц, допущенных к обслуживанию ВС с использованием спецмашин, по правилам движения и технике безопасности;
Проверяет при необходимости наличие у водителей талонов на право вождения спецмашин по аэродрому и обслуживания ВС, у руководителей подъездом (отъездом) -удостоверений на право руководства подъездом спецмашин к ВС;
осуществляет контроль в смене за работой водителей и руководителей подъездом, а также за соблюдением ими требований настоящего Руководства;
Систематически проводит разборы работы смены.
3.13. Работники службы организации перевозок обязаны:
Производить подъезд (отъезд) и маневрирование средств перронной механизации в зоне обслуживания ВС только с разрешения авиатехника-бригадира данного ВС;
Строго соблюдать требования руководства подъездом (отъездом) спецмашин в зоне обслуживания ВС;
Обеспечивать движение средств перронной механизации только по установленным маршрутам;
Не допускать к управлению средствами перронной механизации лиц, не имеющих удостоверения на право вождения перронных механизмов.
3.14. Инженер по организации безопасного движения обязан:
Осуществлять строгий контроль за выполнением требований настоящего Руководства всеми лицами в пределах прав и обязанностей, предоставленных ему должностной инструкцией;
Требовать строгого соблюдения водителями спецмашин установленных маршрутов и скоростей движения на аэродроме, правил подъезда (отъезда) при обслуживании ВС;
Проверять на спецмашинах наличие и исправность светосигнального оборудования, средств радиосвязи, пожарного оборудования, тормозных упорных колодок, буксировочных и амортизирующих устройств, а также наличие у водителей удостоверений на право вождения спецмашины, талона на право вождения транспортного средства по аэродрому, правильно оформленных путевых листов;
Вести учет нарушений безопасности движения спецмашин на аэродроме и обслуживания ВС, а также учет дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и составлять отчет и донесения о ДТП;
Задерживать на территории аэропорта любое должностное лицо, нарушающее установленный порядок движения машин и механизмов- по аэродрому, а также на дорогах общего пользования аэропорта и докладывать об этом непосредственному начальнику нарушителя для принятия соответствующих мер;
Организовывать изучение требований настоящего Руководства в службах авиапредприятия, связанных с эксплуатацией спецмашин при обслуживании ВС и эксплуатационном содержании аэродрома;
Организовывать рейды по проверке исполнения требований настоящего Руководства.
3.15. Водитель спецмашины, работающий на аэродроме, обязан:
Иметь при себе удостоверение на право управления автомобилем, выданное Государственной автомобильной инспекцией. Водители тракторов, самоходных дорожно-строительных (аэродромных) машин и механизмов должны иметь при себе удостоверение, выданное квалификационными комиссиями предприятий ГА или другими ведомствами;
Иметь талон на право вождения спецмашин по аэродрому и обслуживание ВС;
Знать и строго соблюдать все требования настоящего Руководства и «Технологии взаимодействия служб, обеспечивающих полеты», утвержденной руководителем авиапредприятия;
Знать устройство, правила технической эксплуатации и обслуживания спецмашин и их специального оборудования, а также уметь вести эксплуатационную документацию;
Проверять техническое состояние спецмашины перед выездом на линию в соответствии с приведенной в НСС ГА «Типовой картой проверки технической исправности аэродромных средств механизации и их специального оборудования»;
Знать и строго соблюдать установленный порядок расстановки спецмашин на стоянке, правила движения и работы на аэродроме, уметь правильно производить подъезд к ВС и отъезд от него;
Знать и строго соблюдать правила техники безопасности при эксплуатации и ремонте спецмашин, а также уметь пользоваться их противопожарным оборудованием;
Быть внимательным при вождении спецмашин по аэродрому, немедленно останавливать спецмашину по требованию общественного автоинспектора и лиц, ответственных за организацию и безопасность движения на аэродроме;
Соблюдать особую осторожность при движении ночью, в тумане, при гололеде, снегопаде, а также при недостаточном освещении перронов и мест стоянок ВС;
Подавать спецмашину к месту работы только после получения четкой и понятной команды от бригадира, диспетчера службы спецтранспорта или диспетчера той службы, в распоряжении которой находится спецмашина;
Строго соблюдать требования по организации работы спецмашин на аэродроме при обслуживании ВС и эксплуатационном содержании аэродрома;
Не передавать управление спецмашиной другому лицу;
Оставлять спецмашину на стоянке только после принятия мер, исключающих возможность ее движения в отсутствии водителя;
Принимать меры для немедленной уборки (буксировки) спецмашины с ВПП, РД, перрона и МС в случае выхода ее из строя, после чего докладывать о случившемся бригадиру или диспетчеру службы спецтранспорта;
Не допускать случаев нарушения трудовой дисциплины, быть опрятным, вежливым по отношению к работникам аэропорта и пассажирам, своевременно выполнять указания начальников;
Не допускать предпосылок повреждения воздушных судов спецмашинами и дорожно-транспортных происшествий;
Постоянно повышать свои знания по материальной части спецмашины, ее вождению и техническому обслуживанию.
Водители транспортных средств во всех случаях обязаны уступать дорогу воздушным судам.
Водитель спецмашины, работающий на аэродроме, за нарушение правил движения, повреждение воздушных судов средствами механизации и автотранспорта несет административную, материальную и в соответствующих случаях, установленных законодательством, уголовную ответственность.
Ю. А. Юркин