Меню Рубрики

Электрик судовой. Должностная инструкция старшего электромеханика на судне Техническая эксплуатация электроприводов

Reporting:

  • The Electrician works in close co-operation with the Second Engineer, therefore he reports to the Second Engineer and thereafter to the Chief Engineer.
  • He should always obtain the consent of the Chief Engineer before going on shore leave.

Responsibilities:

  • The Electrician is responsible for the safe and efficient operation of all the ship"s electrical equipment and installations.

The Electrician"s duties include:

  • Ensuring the maintenance of main and emergency switchboards, switch-gear, alternators, motors and control gearand fuses.
  • Maintaining the alarm, monitoring and communication systems on board in good operational order.
  • Undertaking and recording insulation readings of electrical equipment.
  • Investigating failures and carrying out repair works.
  • Ensuring isolation of electrical equipment prior to repair or maintenance works and the posting of warning notices.
  • Maintaining and controlling of electric arc welding equipment.
  • Conducting regular checks of galley and pantry equipment.
  • Inventory of electrical spares, tools and consumables.
  • Completing relevant maintenance records and keeping the workbook up to date.
  • Assisting the Chief Engineer in drawing up repair lists and planned maintenance schedules.
  • Assisting with mechanical repairs as required by the Chief Engineer.

Перевод на русский язык

Обязанности электромеханика

Докладывает:

  • Электромеханик тесно сотрудничает со Вторым механиком, поэтому он подчиняется Второму механику и Старшему механику.
  • Он должен получить разрешение капитана, прежде чем сойти на берег.

Обязанности:

  • Электромеханик несёт ответственность за безопасную и эффективную работу всего электрооборудования и всех электрических установок на судне.

В обязанности электромеханика входит:

  • Обслуживание главного распределительного щита, переключатели, генераторы переменного тока, моторы и регулировочные механизмы и предохранители.
  • Обслуживание сигнализаций, проверка и обслуживание системы связи на судне.
  • Замеры и запись показаний изоляции электрического оборудования.
  • Обнаружение неполадок и выполнение ремонтных работ.
  • Проверка изоляции электрооборудования до начала ремонтных работ и установление предупредительных надписей.
  • Обслуживание и контроль электрической дуги на сварочном оборудовании.
  • Регулярная проверка оборудования на камбузе.
  • Инвентаризация запчастей и инструментов и расходного материала.
  • Ведение записей по обслуживанию механизмов.
  • Оказание помощи Старшему механику в составлении ведомостей и графиков техобслуживания.
  • Оказание помощи при ремонте оборудования.
Advanced, Одесса 24 апреля 2017 11 марта 2018

Судовой электромеханик является профессиональным мастером, который умеет обращаться с разными по уровню сложности электрическими системами. В задачу работника входит ремонт и обслуживание данного рода структур.

Какая зарплата судовых электромехаников в разных странах мира?

Денежное вознаграждение специалиста в РФ

Опытный судовой электромеханик всегда востребован на рыболовецком и транспортном флоте.

Именно здесь квалифицированный работник может заработать неплохие деньги (от 40 000 рублей).

Особенно ценится нефте-газовый сектор, который имеет высокий уровень рентабельности.


Средняя зарплата электромеханика на судне достигает 42 000 рублей (около 724 американских доллара) .

Как правило, официальные вакансии по данной специальности открыты в регионах, которые имеют выход к морю.

Для наглядности рассмотрим доходы мастеров в разрезе некоторых территорий страны, а именно:

  • Калининградская область – 20 000 рублей;
  • Республика Бурятия – 20 790 рублей;
  • Архангельский регион – 23 000 рублей;
  • Иркутская область – 24 150 рублей;
  • Камчатский край – 40 000 рублей;
  • Астраханская территория – 100 000 рублей.

В большинстве случаев вакансии на иностранных суднах оплачиваются намного лучше.


Поэтому, если работник внимательно проанализирует открытые должности, то обязательно найдет высокооплачиваемые места:


Финансирование мастеров в Украине

Одесса является для Украины важным портом, где успешно функционирует недавно открытый «Евротерминал».

Наиболее востребованной и популярной фирмой, которая обеспечивает работой моряков, является «Таврида» Шиппинг.

Организация трудоустройства электромехаников на судах ближнего и дальнего плавания также является возможностью организации.

Занятость в русскоязычных экипажах сулит квалифицированным специалистам до 5000 долларов в месяц.

Средняя зарплата электромеханика на иностранных судах составляет 59 280 гривен (примерно 2117 баксов) .


Для наглядности рассмотрим выручку профессионалов, которые заняты в разных морских компаниях:

  • корабль с контейнерными перевозками набирает 3 электромеханика, который будут готовы заключить контракт на 6 месяцев. Год постройки судна – 2002. Специалист получает здесь от 4000 до 4500 у.е. в месяц ;
  • Heavy-Lift vessel. Для профессионала очень важно знать английский язык. Дедвейт составляет 32 000 единиц. Мастер зарабатывает здесь 4000 баксов . При этом компания предусматривает дополнительные премии, по результатам исхода рейса;
  • судно в формате AHTS платит за выполнение электро-механических работ 130 долларов в месяц ;
  • Oil rig/platform. При отменном владении английским языком специалист может рассчитывать на жалованье в размере 250 баксов в день . При этом специалист должен быть готов подписать договор минимум на 4 месяца;
  • LPG (Liquefied Petroleum Gas carrier). Посадка на корабль запланирована 15 февраля 2018 года. Эксперту работодатель предлагает оклад в размере 6000-6500 долларов в месяц . В обязанности входит ремонт и обслуживание сложных электрических систем.

Особенностью работы электромехаников в Украине является то, что практически отечественных компаний на рынке нет.

Таким образом, специалисты вынуждены подстраиваться под условия зарубежных организаций.

Отличие составляют лишь военные мастера, которые служат на фрегате «Петр Сагайдачный».


Фрегат «Петр Сагайдачный»

Так, например, электромеханик с высоким разрядом зарабатывает здесь от 15 000 гривен / 535 долларов + надбавки за выход в море и пр.

На большинстве транспортных судов есть штатная должность электромеханика, который несет непосредственную ответственность за техническую эксплуатацию судового электрооборудования.

Общую ответственность за правильную техническую эксплуатацию судового электрооборудования несет старший (главный) механик.

Чаще всего электромеханику по работе приходится взаимодействовать с судовыми механиками . Это объясняется тем, что основная часть судовых технических средств представляет собой электрифицированные механизмы, такие, например, как рулевые и якорно-швартовные устройства, грузоподъемные механизмы, насосы, вентиляторы, компрессоры и т.п.

Электромеханик должен знать устройство, принцип действия и особенности эксплуатации перечисленных выше механизмов и других СТС так же хорошо, как и судовые механики, если не лучше их.

Это объясняется тем, что любой механизм и приводящий его в движение электродвигатель связаны законом сохранения энергии и поэтому взаимно влияют друг на друга.

Например, если открыть в большей, чем прежде, степени клапан на нагнетательной магистрали насоса, увеличится мощность, развиваемая насосом. Поскольку же насос получает эту мощность от электродвигателя, автоматически увеличится мощность электродвигателя. Иначе говоря, изменение параметров механизма привело к изменению параметров двигателя.

Обратный пример: если при подъеме лебедкой определенного груза перевести двигатель на большую скорость, увеличится мощность как электродвигателя, так и лебедки.

В этом случае изменение параметров электродвигателя привело к изменению параметров механизма.

Отсюда следует еще один вывод: при работе на судне надо помогать друг другу, а

не заявлять сразу при возникновении неисправности: «это у тебя».

Международная морская организация (IMO – ИМО), определяющая основные направления развития морского судоходства, приняла в 1978 и 1995 годах два основныхдокумента в части профессиональной подготовки моряков:

1. в 1978 году - международную Конвенцию по подготовке и дипломированию

моряков и несению вахт (ПДМНВ – 78, STCW – 78);

2. в 1995 году - международный Кодекс по подготовке и дипломированию моря

ков и несению вахт (КПДМ – 95, CODE – 95).

Оба документа обязательны для стран, подписавших эти документы. Выполнение требований этих документов позволяет морякам какого-либо государства работать без ограничений на любом судне мирового флота.

Украина присоединилась к ПДНВ-78 в 1996 году, после принятия Верховным Советом Украины Закона №464-96/ВР от 1 ноября 1996 года.

Оба документа содержат таблицы минимальных требований к компетентности судовых специалистов – судоводителей, судовых механиков и радиоспециалистов при выполнении ими определённых функций на трёх уровнях:

1. обслуживания (для рядового состава);

2. эксплуатации (для вахтенных помощников и механиков);

3. управления (для капитанов и старших помощников; старших и вторых мех.)

Значение предмета

Предмет „Судовые автоматизированные электроприводы” имеет первостепенное значение в образовательно-профессиональной подготовке судовых электромехаников.

Абсолютное большинство судовых технических средств (СТС) морских судов электрифицировано и автоматизировано, поэтому их эффективная эксплуатация невозможна без освоения данного предмета.

Этот предмет закладывает основы знаний судового электрооборудования и систем управления ним, его технического использования и обслуживания. Необходимостьфундаментальных знаний судовыми электромеханиками судовой электротехники и ее составной части – судовых электроприводов определяется, прежде всего, нуждами производства.

Контрольные вопросы для самоконтроля:

1. Что наз. электроприводом и его составные части?

2. Привести основные признаки классификации электроприводов.

3. Условия работы СЭО и требования Регистра к нему.

4. Объясните степени зашиты СЭО по международным стандартам.

5. Классификация СЭП по режимам работы.

Литература:

1. Учебник (1) , § 1

2. Правила классификации и постройки судов.

Лекция № 2

Тема: „ Режимы работы электропривода. Силы и моменты: статические и динамические.

Ремонтом ежедневно занимаются тысячи людей во всем мире. При его выполнении каждый начинает задумываться о тех тонкостях, которые сопутствуют ремонту: в какой цветовой гамме выбрать обои, как подобрать шторы в цвет обоев, правильно расставить мебель для получения единого стиля помещения. Но о самом главном редко кто задумывается, а этим главным является замена электропроводки в квартире. Ведь если со старой проводкой что-то произойдет, то квартира потеряет всю свою привлекательность и станет совершенно не пригодной для жизни.

Как заменить проводку в квартире знает любой электрик, но это под силу любому обычному гражданину, однако при выполнении данного вида работ ему следует выбирать качественные материалы, чтобы получить безопасную электрическую сеть в помещении.

Первое действие, которое необходимо выполнить, спланировать будущую проводку . На данном этапе нужно определить, в каких именно местах будут проложены провода. Также на данном этапе можно вносить любые коррективы в существующую сеть, что позволит максимально комфортно в соответствии с потребностями хозяев расположить светильники и .

12.12.2019

Узкоотраслевые приборы трикотажной подотрасли и их техническое обслуживание

Для определения растяжимости чулочно-носочных изделий применяется прибор, схема которого показана на рис. 1.

В основе конструкции прибора лежит принцип с автоматическим уравновешиванием коромысла упругими силами испытываемого изделия, действующими с постоянной скоростью.

Весовое коромысло представляет собой равноплечий круглый стальной стержень 6, имеющий ось вращения 7. На его правый конец крепятся с помощью байонетного замка лапки или раздвижная форма следа 9, на которые одевается изделие. На левом плече шарнирно укреплена подвеска для грузов 4, а его конец заканчивается стрелкой 5, показывающей равновесное состояние коромысла. До начала испытаний изделия коромысло приводят в равновесие подвижной гирей 8.

Рис. 1. Схема прибора для измерения растяжимости чулочно-носочных изделий: 1 —направляющая, 2 — левая линейка, 3 — движок, 4 — подвеска для грузов; 5, 10 — стрелки, 6 — стержень, 7 — ось вращения, 8 — гиря, 9 — форма следа, 11— растягивающий рычаг,

12— каретка, 13 — ходовой винт, 14 — правая линейка; 15, 16 — винтовые шестерни, 17 — червячный редуктор, 18 — соединительная муфта, 19 — электродвигатель


Для перемещения каретки 12 с растягивающим рычагом 11 служит ходовой винт 13, на нижнем конце которого закреплена винтовая шестерня 15; через нее вращательное движение передается ходовому винту. Перемена направления вращения винта зависит от изменения вращения 19, который при помощи соединительной муфты 18 связан с червячным редуктором 17. На вал редуктора посажена винтовая шестерня 16, непосредственно сообщающая движение шестерне 15.

11.12.2019

В пневматических исполнительных механизмах перестановочное усилие создается за счет воздействия сжатым воздухом на мембрану, или поршень. Соответственно различают механизмы мембранные, поршневые и сильфонные. Они предназначены для установки и перемещения затвора регулирующего органа в соответствии с пневматическим командным сигналом. Полный рабочий ход выходного элемента механизмов осуществляется при изменении командного сигнала от 0,02 МПа (0,2 кг/см 2) до 0,1 МПа (1 кг/см 2). Предельное давление сжатого воздуха в рабочей полости — 0,25 МПа (2,5 кг/см 2).

У мембранных прямоходных механизмов шток совершает возвратно-поступательное движение. В зависимости от направления движения выходного элемента они подразделяются на механизмы прямого действия (при повышении давления мембраны) и обратного действия.

Рис. 1. Конструкция мембранного исполнительного механизма прямого действия: 1, 3 — крышки, 2—мембрана, 4 — опорный диск, 5 — кронштейн, 6 — пружина, 7 — шток, 8 — опорное кольцо, 9 — регулировочная гайка, 10 — соединительная гайка


Основными конструктивными элементами мембранного исполнительного механизма являются мембранная пневматическая камера с кронштейном и подвижная часть.

Мембранная пневматическая камера механизма прямого действия (рис. 1) состоит из крышек 3 и 1 и мембраны 2. Крышка 3 и мембрана 2 образуют герметическую рабочую полость, крышка 1 прикреплена к кронштейну 5. К подвижной части относятся опорный диск 4, к которому прикреплена мембрана 2, шток 7 с соединительной гайкой 10 и пружина 6. Пружина одним концом упирается в опорный диск 4, а другим через опорное кольцо 8 в регулировочную гайку 9, служащую для изменения начального натяжения пружины и направления движения штока.

08.12.2019

На сегодняшний день существует несколько видов ламп для . У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Рассмотрим виды ламп которые наиболее часто используются для освещения в жилом доме или квартире.

Первый вид ламп – лампа накаливания . Это самый дешевый вид ламп. К плюсам таких ламп можно отнести ее стоимость, простоту устройства. Свет от таких ламп является наиболее лучшим для глаз. К минусам таких ламп можно отнести невысокий срок службы и большое количество потребляемой электроэнергии.

Следующий вид ламп – энергосберегающие лампы . Такие лампы можно встретить абсолютно для любых типов цоколей. Представляют из себя вытянутую трубку в которой находится специальный газ. Именно газ создает видимое свечение. У современных энергосберегающих ламп, трубка может иметь самую разнообразную форму. Плюсы таких ламп: низкое энергопотребление по сравнению с лампами накаливания, дневное свечение, большое выбор цоколей. К минусам таких ламп можно отнести сложность конструкции и мерцание. Мерцание обычно незаметно, но глаза будут уставать от света.

28.11.2019

Кабельная сборка — разновидность монтажного узла. Кабельная сборка представляет собой несколько местных , оконцованных с двух сторон в электромонтажном цехе и увязанных в пучок. Монтаж кабельной трассы, осуществляют, укладывая кабельную сборку в устройства крепления кабельной трассы (рис. 1).

Судовая кабельная трасса - электрическая линия, смонтированная на судне из кабелей (пучков кабелей), устройств крепления кабельной трассы, уплотнительных устройств и т. п. (рис. 2).

На судне кабельную трассу располагают в труднодоступных местах (по бортам, подволоку и переборкам); они имеют до шести поворотов в трех плоскостях (рис. 3). На крупных судах наибольшая длина кабелей достигает 300 м, а максимальная площадь сечения кабельной трассы — 780 см 2 . На отдельных судах с суммарной длиной кабелей свыше 400 км для размещения кабельной трассы предусматривают кабельные коридоры.

Кабельные трассы и проходящие по ним кабели подразделяют на местные и магистральные в зависимости от отсутствия (наличия) устройств уплотнения.

Магистральные кабельные трассы подразделяют на трассы с торцовыми и проходными коробками в зависимости от типа применения кабельной коробки. Это имеет смысл для выбора средств технологического оснащения и технологии монтажа кабельной трассы.

21.11.2019

В области разработки и производства приборов КИПиА американская компания Fluke Corporation занимает одну из лидирующих позиций в мире. Она была основана в 1948 году и с этого времени постоянно развивает, совершенствует технологии в области диагностики, тестирования, анализа.

Инновации от американского разработчика

Профессиональное измерительное оборудование от мультинациональной корпорации используется при обслуживании систем обогрева, кондиционирования и вентиляции, холодильных установок, проверки качества воздуха, калибровки электрических параметров. Фирменный магазин Fluke предлагает приобрести сертифицированное оборудование от американского разработчика. Полный модельный ряд включает:
  • тепловизоры, тестеры сопротивления изоляции;
  • цифровые мультиметры;
  • анализаторы качества электрической энергии;
  • дальномеры, вибромеры, осциллографы;
  • калибраторы температуры, давления и многофункциональные аппараты;
  • визуальные пирометры и термометры.

07.11.2019

Используют уровнемер для определения уровня разных видов жидкостей в открытых и закрытых хранилищах, сосудах. С его помощью измеряют уровень вещества или расстояние до него.
Для измерения уровня жидкости используют датчики, которые отличаются по типу: радарный уровнемер , микроволновый (или волноводный), радиационный, электрический (или емкостный), механический, гидростатический, акустический.

Принципы и особенности работы радарных уровнемеров

Стандартными приборами не определить уровень химически агрессивных жидкостей. Только радарный уровнемер способен его измерить, так как не соприкасается с жидкостью при работе. К тому же радарные уровнемеры более точные по сравнению, например, с ультразвуковыми или с емкостными.

Глава 3
Вахтенная служба

Общие положения

239. На судах, находящихся в эксплуатации, должна быть установлена круглосуточная вахтенная служба (вахта). Общее руководство по организации вахты возлагается на капитана.

Вахта является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и постоянного нахождения необходимого количества членов экипажа на ходовом мостике, в машинном помещении, радиорубке или на ином рабочем месте.

Продолжительность и условия несения вахты должны быть организованы таким образом, чтобы усталость всего вахтенного персонала не влияла на ее эффективность, а члены экипажа, заступающие на вахту, имели достаточный отдых и были способны надлежащим образом выполнять свои обязанности.

Вахты разделяются на ходовые и стояночные. Поименный состав вахты, обеспечивающий выполнение поставленных задач на данный период (поход), время перехода ходовой вахты в стояночную вахту и обратно в каждом конкретном случае устанавливает капитан при участии старшего помощника, старшего механика и начальника радиотехнической службы.

240. Ходовая вахта должна обеспечить:

безаварийную работу главных двигателей, механизмов, систем и устройств, обеспечивающих движение судна и выполнение задач по предназначению, постоянную готовность к использованию средств борьбы за живучесть;

постоянную и устойчивую радиосвязь с берегом (пунктом управления), прием информации об изменениях навигационной и оперативной обстановки;

поддержание постоянной готовности судна к любым значительным изменениям оперативной обстановки путем визуального, слухового и технического наблюдения всеми имеющимися на судне средствами;

всестороннюю полную оценку обстановки и риска столкновения с другими судами, касания грунта, посадки на мель или возникновения иной навигационной опасности;

обнаружение морских или воздушных судов, терпящих бедствие в море, людей, потерпевших кораблекрушение, затонувших судов или их обломков и прочих опасностей для судоходства.

241. При определении состава и продолжительности ходовой вахты капитан должен учесть:

наличие приборов и средств управления на ходовом мостике или в месте, непосредственно связанном с ним, а также радиолокационных станций, электрорадионавигационных приборов, систем аварийно-предупредительной сигнализации и других средств, которые используются или могут использоваться при плавании судна;

тип (мощность) и состояние главных двигателей и механизмов, обеспечивающих движение и безопасность судна, наличие систем их автоматического управления и защиты;

оснащенность судна средствами радиосвязи и периодичность их использования;

продолжительность плавания, состояние погоды и моря, необходимость повышенного внимания при плавании в сложных условиях и возможность немедленного усиления вахты;

профессиональную компетентность лиц командного состава, назначаемых на вахту, знание ими оборудования и маневренных характеристик судна;

любые другие обстоятельства, которые могут возникнуть при несении ходовой вахты.

242. Стояночная вахта должна обеспечить:

безопасность судна и охрану жизни людей, находящихся на нем;

безаварийную эксплуатацию устройств, механизмов и оборудования, обеспечивающих выполнение грузовых и иных работ на судне;

готовность к использованию средств борьбы за живучесть судна, поддержание порядка и нормальной жизнедеятельности экипажа;

выполнение требований международных и портовых правил по предотвращению эксплуатационного или аварийного загрязнения морской окружающей среды.

243. При определении состава и продолжительности стояночной вахты капитан должен учесть:

состав палубной вахты, обеспечивающей охрану судна и его безопасную стоянку в зависимости от глубин под килем, уровня и времени наступления полной и малой воды, защищенности места стоянки от волнения, ветра и других гидрометеорологических условий;

состав машинной вахты, обеспечивающей работу различных электрических, гидравлических, пневматических, механических систем и механизмов судна;

характер выполняемых грузовых или иных работ и потребное количество членов экипажа для их обеспечения;

наличие на борту опасных грузов, включая взрывчатые, воспламеняющиеся, ядовитые и другие опасные для здоровья вещества;

состояние и степень готовности противопожарного оборудования, стационарных систем обнаружения и установок тушения пожара.

244. На судах, эксплуатируемых круглосуточно, должен устанавливаться трехсменный график вахт, а для членов экипажей, выполняющих работы с радиоактивными веществами, - четырехсменный график вахт, обеспечивающий непрерывное нахождение вахтенного персонала на рабочих местах.

При отсутствии на судне необходимого количества членов экипажа для несения вахт (болезнь, отпуск) капитан должен доложить руководителю (командиру) вышестоящего органа военного управления о необходимости прикомандирования (переназначения с других судов) недостающих специалистов.

На судах, эксплуатируемых не круглосуточно, может быть установлен одно- или двухсменный график вахт.

245. Продолжительность одной ходовой вахты при трехсменном графике вахт не должна превышать 4 часов, а при двухсменном графике вахт - 6 часов. В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна и форм организации работы экипажа на судах могут устанавливаться графики вахт продолжительностью свыше 6 часов, но не более 8 часов в сутки. На катерах и рейдовых судах, эксплуатируемых эпизодически, продолжительность одной вахты может быть установлена до 12 часов в сутки.

При выводе судна из эксплуатации продолжительность одной стояночной вахты не должна превышать 24 часов для командного состава и 8 часов для рядового состава.

График вахт разрабатывается и утверждается руководителем (командиром) вышестоящего органа военного управления или по его поручению капитаном по согласованию с соответствующим профсоюзным органом.

Очередная смена должна предупреждаться о заступлении на вахту за 15 минут (посыльным или по судовой громкоговорящей связи) и прибывать на свои места за 10 минут до начала вахты. Сменившаяся смена является подвахтенной и используется только для временного усиления вахты по решению капитана или для подмены отдельных вахтенных.

Вахтенные не имеют права самостоятельно оставлять судовой пост или передавать кому-либо исполнение своих обязанностей без разрешения вахтенного помощника капитана (вахтенного механика).

Во время судовой тревоги вахтенные занимают свои места, предусмотренные расписанием по тревоге, только после передачи своих обязанностей лицам, прибывшим на пост согласно расписанию по тревоге.

246. Обязанности лиц вахтенной службы (вахты), не включенных в настоящий Устав, устанавливает капитан.

Обязанности членов экипажа, несущих ходовую навигационную вахту

Вахтенный помощник капитана

247. Вахтенный помощник капитана является представителем капитана на ходовом мостике. В пределах возложенных на него обязанностей он отвечает за безопасность судна, находящихся на нем людей и груза. Никто, кроме капитана, а в его отсутствие - старшего помощника капитана, не имеет права отменять или изменять распоряжения вахтенного помощника капитана.

Вахтенный помощник капитана руководит действиями всех лиц вахтенной службы судна и подчиняется капитану, а при его отсутствии на судне - старшему помощнику капитана. Он не должен допускать на ходовой мостик посторонних лиц без разрешения капитана.

248. Заступая на вахту, вахтенный помощник капитана обязан:

убедиться в том, что весь персонал его вахты способен эффективно выполнять свои обязанности, ознакомиться с навигационными и гидрометеорологическими условиями в районе плавания, наличием и перемещением судов, находящихся на виду, навигационных и иных опасностей;

проверить место судна по карте, сопоставив его с показаниями приборов и последней обсервацией, при наличии возможности самому определить место и глубину под килем, сверив ее с глубиной по карте;

удостовериться в рабочем состоянии приборов и средств управления на ходовом мостике, включая звуковые средства сигнализации, навигационные и аварийно-предупредительные устройства;

убедиться в исправном состоянии пульта управления и соответствии контролируемых параметров установленным нормам при управлении главными двигателями с ходового мостика, проверить скорость судна и соответствие работы главных двигателей заданному режиму;

ознакомиться с полученными штормовыми предупреждениями, прогнозом погоды и распоряжениями капитана по вахте.

249. При несении ходовой вахты вахтенный помощник капитана обязан:

постоянно находиться на ходовом мостике и не оставлять его ни при каких обстоятельствах без должной замены, не отвлекаться на выполнение других обязанностей, мешающих обеспечению безопасности плавания судна;

максимально эффективно использовать все имеющееся в его распоряжении навигационное и радиотехническое оборудование судна, в случае необходимости без колебаний использовать главные двигатели, рулевое управление и звуковую сигнализацию;

вести навигационную прокладку, систематически проверять курс, местоположение и скорость судна, используя для этих целей любые навигационные средства;

не менее одного раза за вахту и, если это возможно, после каждого значительного изменения курса определять поправки главного магнитного компаса, сверять его показания с показаниями гирокомпаса;

обеспечить нормальное функционирование пультов управления главными двигателями, аварийно-предупредительной сигнализации, ходовых и сигнальных огней, индикаторов радиооборудования сигналов бедствия;

в случае падения человека за борт принять немедленные меры для его спасения (включая изменение курса и скорости хода).

250. Вахтенный помощник капитана должен немедленно известить капитана об (о):

ухудшении или ожидаемом ухудшении видимости (туман, снегопад, ливневые дожди);

обнаружении судна, идущего на опасное сближение, и необходимости изменения заданного курса или установленной скорости;

обнаружении обломков морских или воздушных судов, лиц, потерпевших кораблекрушение, или прочих опасностей для судоходства;

внезапном усилении ветра, если есть опасность возможного повреждения судна;

неожиданном появлении берега, навигационного знака или резком уменьшении глубин;

поломке главных двигателей, приборов дистанционного управления ими, рулевого устройства или возникновении любой другой аварийной ситуации на судне.

251. При любых значительных изменениях оперативной обстановки вахтенный помощник капитана, не ожидая прибытия капитана на ходовой мостик, должен принять незамедлительные действия для обеспечения безопасности судна, в том числе:

включить радиолокационную станцию, выставить вахтенного матроса (впередсмотрящего), начать подачу туманных сигналов (включить ходовые огни), перейти с автоматического управления рулем на ручное управление, предупредить вахтенного механика о возможных реверсах главных двигателей;

вести непрерывное наблюдение за изменениями пеленга и расстояния до встречного судна, определить минимальную дистанцию расхождения и, если она становится угрожающей, изменить курс, уменьшить ход или остановить машины;

уменьшить ход при неожиданном появлении берега, навигационного знака или резком уменьшении глубин; при необходимости остановить движение судна, уточнить место судна наиболее надежным способом и перейти на ведение навигационной прокладки по карте самого крупного масштаба, непрерывно измерять глубину эхолотом или другими имеющимися средствами.

С прибытием капитана на ходовой мостик вахтенный помощник капитана продолжает нести ответственность за безопасность плавания судна до тех пор, пока капитан признает необходимым взять управление судном на себя, о чем делается запись в судовом журнале.

252. При плавании в районах с обязательной лоцманской проводкой и возникновении сомнений в правильности рекомендаций лоцмана вахтенный помощник капитана должен немедленно поставить в известность об этом капитана и до его прибытия на ходовой мостик принять необходимые меры по обеспечению безопасности плавания судна.

253. Если капитан считает необходимым, несение ходовой вахты осуществляется при стоянке судна на якоре.

При стоянке судна на открытом рейде (якоре, бочке или у борта корабля (судна) вахтенный помощник капитана обязан:

получить при заступлении на вахту от сдающего вахту все необходимые сведения о состоянии судна, условиях стоянки и окружающей обстановке, проводимых на судне работах, наличии на борту лиц командного состава, а также лиц, не входящих в состав экипажа;

контролировать отсутствие дрейфа судна, положение и натяжение вытравленной якорной цепи, соответствие ее длины условиям стоянки, предупреждая возможность опасного сближения с другими судами или навигационными опасностями при рыскании судна на якоре или изменении направления ветра и течения;

следить за установленной капитаном готовностью главных двигателей и других технических средств судна, а также за готовностью к спуску дежурного катера (шлюпки);

следить за окружающей обстановкой, изменением глубины у борта судна, особенно во время приливов (отливов), за подходящими к судну и находящимися у борта плавучими средствами, указывая им место стоянки у борта;

вести при спуске на воду катеров (шлюпок) наблюдение за ними и принимать меры к своевременному их подъему на борт;

поднять на судно при ухудшении погоды или при получении штормового предупреждения стоящие у борта катера (шлюпки) или отправить их в базу (порт), доложить капитану;

следить во время грузовых операций у борта корабля за осадкой судна, не допуская крена, дифферента и обрыва швартовных тросов, следить, чтобы находящиеся у ватерлинии иллюминаторы были задраены, трап (сходня) надежно закреплен и оборудован предохранительными сетками, леера натянуты, освещение было достаточным и чтобы у трапа (сходни) находился наготове спасательный круг;

обходить судно не реже чем через каждые 2 часа, контролировать закрытие водонепроницаемых дверей, люков и горловин, а в ночное время освещение палуб и своевременное включение сигнальных и отличительных огней, выставление знаков и подачу звуковых сигналов, соответствующих положению и роду занятий судна;

контролировать выполнение мероприятий по предотвращению загрязнения моря.

254. Вахтенный помощник капитана должен всегда располагать исчерпывающими сведениями о состоянии судна и его технических средств, в том числе об (о):

открытых люках, горловинах и других отверстиях водонепроницаемого корпуса судна, второго дна, палуб и переборок;

балластировке судна и распределении судовых запасов воды, топлива и смазочных материалов по танкам и цистернам;

ремонтных работах, ведущихся с забортной арматурой, системами тушения пожара, водоотлива и контроля за состоянием помещений судна, а также о работах, связанных с применением открытого огня;

состоянии главных двигателей и средств борьбы за живучесть судна.

Для выполнения работ, связанных с обеспечением безопасности судна, вахтенный помощник капитана имеет право вызвать на судовые посты подвахтенную смену или соответствующих судовых специалистов, уведомив об этом начальника той или иной службы (команды).

255. Вахтенный помощник капитана не должен сдавать вахту, если заступающий на вахту по состоянию здоровья или другим причинам не может эффективно выполнять свои обязанности. В этом случае он обязан уведомить капитана и действовать в соответствии с его указаниями.

При предоставлении членам экипажа отдыха на берегу вахтенный помощник капитана должен проинструктировать оставшуюся на борту часть экипажа об обязанностях по борьбе за живучесть судна.

Вахтенный матрос-рулевой

256. Вахтенный матрос-рулевой подчиняется вахтенному помощнику капитана и отвечает за точное удержание судна на заданном курсе.

Принимая вахту на руле, заступающий вахтенный матрос-рулевой должен получить на это разрешение вахтенного помощника капитана и проверить правильность записи курса на табличке (индикаторе).

При управлении рулем в режиме "Ручное управление" вахтенный матрос-рулевой должен удерживать судно на заданном курсе и выполнять команды только капитана, вахтенного помощника капитана или лоцмана (по указанию капитана).

257. Вахтенный матрос-рулевой должен быть подготовлен к самостоятельному переключению рулевого устройства с режима "Ручное управление" на режим "Автоматическое управление" и наоборот по командам вахтенного помощника капитана.

При управлении рулем в режиме "Автоматическое управление" вахтенный матрос-рулевой должен находиться на ходовом мостике и выполнять обязанности вахтенного матроса.

258. Перед снятием судна с якоря (бочки, швартовов) вахтенный матрос-рулевой должен убедиться в исправном действии рулевого устройства и следить за его работой, а также за работой курсоуказателей. О всех замеченных неисправностях рулевого устройства или значительном расхождении показаний компасов он обязан немедленно доложить вахтенному помощнику капитана.

259. Вахтенный матрос-рулевой должен уметь пользоваться системами внутрисудовой связи и аварийной сигнализации ходового мостика, знать сигналы бедствия, подаваемые пиротехническими или другими средствами.

Вахтенный матрос

260. Вахтенный матрос подчиняется вахтенному помощнику капитана. Он обязан неотлучно находиться на месте, указанном вахтенным помощником капитана, и вести зрительное наблюдение за окружающей обстановкой, водной поверхностью и горизонтом, а во время плавания судна в тумане, кроме того, вести слуховое наблюдение.

Обо всем замеченном вахтенный матрос обязан немедленно докладывать вахтенному помощнику капитана с указанием приблизительного направления (в градусах или румбах) звукового сигнала, источника света или иного обнаруженного объекта.

261. При стоянке судна на открытом рейде (на якоре, бочке или у борта корабля (судна) вахтенный матрос обязан:

вести наблюдение за окружающей обстановкой, докладывать вахтенному помощнику капитана обо всех изменениях, угрожающих безопасности судна;

следить за положением и натяжением якорной цепи, состоянием кранцев, трапов (сходней), якорных огней и знаков;

следить за тем, чтобы за борт судна не свешивались тросы, шланги, швабры и не выбрасывались пищевые отходы и мусор;

встречать подходящие к борту судна катера (шлюпки), обеспечивать их швартовку и отход.

262. В случае опасного сближения судна с другим судном или плавучим сооружением, появления признаков пожара на судне или вблизи него, а также в других случаях, требующих принятия неотложных мер для обеспечения его безопасности, вахтенный матрос обязан немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана и в дальнейшем действовать по его указанию.

263. При несении вахты у трапа (сходни) вахтенный матрос должен неотлучно находиться у трапа, не допускать на судно посторонних лиц без разрешения вахтенного помощника капитана, фиксировать в журнале время схода на берег членов экипажа и их возвращения на судно, а также время прибытия (убытия) посторонних лиц.

В случае возникновения пожара на судне или вблизи него, а также в других аварийных ситуациях вахтенный матрос должен объявить судовую тревогу и в дальнейшем действовать по указанию вахтенного помощника капитана.

Обязанности членов экипажа, несущих ходовую машинную вахту

Вахтенный механик

264. Вахтенный механик является представителем старшего механика в машинном отделении. Вахтенный механик подчиняется вахтенному помощнику капитана, а в части эксплуатации технических средств - старшему механику.

Он отвечает за бесперебойную работу главных двигателей и механизмов, обеспечивающих движение и безопасность судна.

265. Присутствие в машинном отделении (на посту управления главными двигателями) старшего механика не снимает ответственности с вахтенного механика за управление главными двигателями судна до тех пор, пока старший механик не возьмет это управление на себя, о чем делается запись в машинном журнале.

266. Вахтенный механик руководит действиями вахты электромеханической службы, обеспечивая незамедлительное исполнение команд с ходового мостика, относящихся к изменению режима работы главных двигателей. Он не должен допускать в машинное отделение посторонних лиц без разрешения старшего механика.

267. Принимая вахту, заступающий вахтенный механик должен убедиться в том, что:

весь персонал его вахты способен выполнять свои обязанности;

состояние и режим работы главных двигателей и механизмов, обеспечивающих движение и безопасность судна, соответствуют установленным распоряжениям с ходового мостика;

оборудование пульта автоматического управления главными двигателями (где он имеется) и оборудование управления двигателями вручную исправно;

характер всех работ, выполняемых соответствующим персоналом по машинам, механизмам и системам, не представляет потенциальной опасности;

уровень и состояние воды в льялах, балластных, сливных и сточных цистернах не превышает установленных допусков, удаление содержимого не требуется;

уровень топлива в резервных, отстойных танках, расходных цистернах и других емкостях для хранения топлива обеспечивает заданный режим работы машин и механизмов.

Принимая вахту, заступающий механик должен иметь исчерпывающую информацию о любых специальных режимах работы машин и механизмов, вызванных поломкой оборудования или неблагоприятными условиями плавания судна (штормовой погодой, ледовой остановкой, загрязнением воды на мелководье).

268. При несении ходовой вахты вахтенный механик обязан:

обеспечивать установленный режим работы главных двигателей и вспомогательных механизмов судна, постоянную готовность к действию средств борьбы за живучесть судна, а в случае объявления судовой тревоги - действие этих средств;

организовывать немедленное выполнение приказаний с ходового мостика, касающихся изменения режима работы главных двигателей, обеспечения потребителей электроэнергией, паром и водой;

обеспечить при плавании в условиях ограниченной видимости постоянное давление воздуха (пара) для подачи туманных звуковых сигналов, привести в готовность все вспомогательные механизмы, которые могут использоваться при маневрировании судна;

обеспечить при плавании в прибрежных водах или иных опасных для плавания районах постоянный резерв электроэнергии, перевести на ручное управление все машины и механизмы, связанные с маневрированием судна, привести в немедленную готовность запасное рулевое и другие дублирующие средства управления;

поддерживать при стоянке судна на незащищенном открытом рейде или в каких-либо других фактически морских условиях главные и вспомогательные механизмы, водоотливные и противопожарные системы в состоянии готовности, установленной с ходового мостика, осуществлять периодические проверки работающих и находящихся в готовности машин и механизмов;

немедленно известить старшего механика о поломке или любых нарушениях в работе механизмов, которые могут вызвать их поломку или поломку систем управления и контроля, если эти нарушения могут создать аварийную ситуацию и есть сомнения в том, какие принять меры для обеспечения безопасности судна;

обеспечить надлежащее ведение записей в машинном журнале или другом соответствующем документе всех важных событий, связанных с работой, наладкой или ремонтом машин и механизмов;

обеспечить выполнение распоряжений и указаний старшего механика по вопросам профилактического обслуживания и ремонтных работ, подлежащих выполнению во время вахты.

269. На судах, где машинное отделение периодически переходит на безвахтенное обслуживание, вахтенный механик должен быть готовым в любой момент прибыть в машинное отделение и обеспечить выполнение приказаний с ходового мостика по управлению главными двигателями.

При выполнении профилактических или ремонтных работ вахтенный механик должен обеспечить отключение оборудования, на котором будут проводиться работы, и ввод в действие дублирующих технических средств, а также регулировку остающихся в работе систем механизмов для обеспечения их безопасности на период работы в заданном режиме.

При вводе в действие отремонтированных машин, систем и механизмов вахтенный механик должен организовать их проверку и регулировку для работы в нормальном режиме.

Вахтенный электромеханик (на электроходах)

270. Вахтенный электромеханик (на электроходах) подчиняется вахтенному механику, а в части обеспечения режима работы гребной электрической установки - вахтенному помощнику капитана.

Он отвечает за управление гребной электрической установкой судна, работу электрических машин и электрооборудования, обеспечивающих его безопасность и нормальную эксплуатацию.

271. Принимая вахту, заступающий вахтенный электромеханик (на электроходах) должен проверить показания регистрирующей аппаратуры и приборов гребной электрической установки, электрических машин и электрооборудования судна, а также запросить от сдающего вахту необходимые сведения о нарушениях в работе и распоряжениях старшего механика, переданных по вахте.

272. Вахтенный электромеханик (на электроходах) обязан:

обеспечивать на своей вахте установленный режим работы гребной электрической установки, своевременное включение и отключение электрических машин, подачу электроэнергии потребителям, а также готовность к использованию средств борьбы за живучесть судна;

контролировать состояние работающих электрических машин, электроприводов механизмов и электрооборудования, обеспечивающего безопасность судна, при необходимости с разрешения вахтенного механика производить их осмотр;

немедленно доложить вахтенному механику при обнаружении неисправностей или отклонений в режиме работы гребной электрической установки или электрооборудования, и принять меры к их устранению, а при угрозе аварии - к отключению источников электроэнергии;

быть готовым при переходе на безвахтенное обслуживание гребной электрической установки в любой момент прибыть в машинное отделение и принять управление электродвигателями на себя;

контролировать при стоянке судна на внешнем рейде и выполнении грузовых операций с применением электрических машин их работу и выполнение правил безопасного использования.

Вахтенный моторист (машинист)

273. Вахтенный моторист (машинист) подчиняется вахтенному механику.

Он отвечает за поддержание установленного режима работы главных двигателей и вспомогательных механизмов, выполнение правил их эксплуатации на своей вахте.

274. Вахтенный моторист (машинист) обязан:

при приеме вахты проверить состояние работающих механизмов и ознакомиться с распоряжениями по вахте о режиме их работы;

неотлучно находиться на своем посту и обеспечивать заданный режим работы механизмов в соответствии с правилами их эксплуатации, инструкциями и указаниями вахтенного механика;

уметь пользоваться системами внутрисудовой связи, противопожарным оборудованием и инвентарем машинного отделения, знать аварийные сигналы и пути эвакуации из машинного отделения;

докладывать вахтенному механику о замеченных неисправностях или отклонениях в заданном режиме работы механизмов и принимать меры по их устранению, а при угрозе аварии - отключить (остановить) работающие механизмы, немедленно доложив об этом вахтенному механику;

при отсутствии на судне вахт электриков обеспечить работу электрооборудования.

Вахтенный машинист котельной установки

275. Вахтенный машинист котельной установки подчиняется вахтенному механику.

Он отвечает за поддержание установленного режима работы котельной установки и обеспечивающих ее работу технических средств.

276. Вахтенный машинист котельной установки обязан:

при приеме вахты проверять уровень воды в котельной установке, состояние топок и по возможности работу автоматики, контрольно-измерительных приборов и клапанов системы питания, получать от сдающего вахту сведения о заданном режиме работы котельной установки и очередности расходования топлива из цистерн;

неотлучно находиться у котельной установки и обеспечивать поддержание заданного давления пара, режима горения топлива и питания котла водой;

докладывать вахтенному механику о замеченных неисправностях или отклонениях в заданном режиме работы котельной установки и принимать меры к их устранению, а при угрозе аварии - останавливать работу котельной установки, немедленно доложив об этом вахтенному механику;

поддерживать чистоту и порядок в котельном помещении.

Вахтенный моторист (машинист) рефрижераторных установок

277. Вахтенный моторист (машинист) рефрижераторных установок подчиняется вахтенному механику.

Он отвечает за поддержание установленного режима работы рефрижераторной установки и выполнение правил по ее эксплуатации на своей вахте.

278. Вахтенный моторист (машинист) рефрижераторных установок обязан:

осматривать при приеме вахты и проверять работу рефрижераторной установки судна, готовность к действию аварийной вентиляции помещения и получать от сдающего вахту сведения о температурном режиме обслуживаемых холодильных камер и помещений;

обеспечивать работу рефрижераторной установки судна, заданный температурный режим охлаждаемых камер и помещений, обращая особое внимание на герметичность их систем, контролировать работу средств автоматики и контрольно-измерительных приборов;

докладывать вахтенному механику о замеченных неисправностях или отклонениях в заданном режиме работы рефрижераторной установки и принимать меры к их устранению, а при угрозе аварии или опасности для жизни людей - отключать рефрижераторные машины, немедленно доложив об этом вахтенному механику;

поддерживать чистоту и порядок в помещении рефрижераторных установок.

Вахтенный электрик судовой

279. Вахтенный электрик судовой подчиняется вахтенному механику или вахтенному электромеханику (на электроходах).

Он отвечает за поддержание установленного режима работы электрических машин, электрооборудования и средств автоматизации, а также за бесперебойную подачу электроэнергии потребителям.

280. Вахтенный электрик судовой обязан:

проверить при приеме вахты состояние работающих электрических машин, убедиться в нормальной их работе, запросить у сдающего вахту сведения об установленном режиме их работы по обеспечению безопасности судна;

обеспечивать бесперебойную работу порученных ему электрических машин, при срабатывании автоматических выключателей или перегорании плавких вставок (предохранителей) генераторов и электродвигателей принимать меры к немедленному возобновлению их работы;

принимать меры к устранению неисправностей или отклонений в заданном режиме работы электрических машин, а при угрозе аварии или опасности для жизни людей - обесточить работающие механизмы (устройства, системы), немедленно доложив об этом вахтенному механику (электромеханику).

Обязанности членов экипажа, несущих радиовахту

Вахтенный радиооператор

281. Вахтенный радиооператор подчиняется капитану, а в части технического обслуживания радиоаппаратуры - начальнику радиотехнической службы.

Он отвечает за обеспечение судна устойчивой радиосвязью с командованием, своевременный прием и доклад капитану сигналов бедствия, срочности и безопасности, а также сигналов и приказаний, полученных с командного пункта флота.

282. Заступая на вахту, вахтенный радиооператор должен убедиться в рабочем состоянии радиоаппаратуры, исправности антенн и аккумуляторных батарей, аварийных установок и автоматических передатчиков сигналов бедствия, наличии установленных документов, а также ознакомиться с распоряжениями по вахте и отметить в вахтенном журнале радиооператора время начала вахты (приема ее от сдающего).

283. Вахтенный радиооператор обязан:

непрерывно прослушивать в слуховом или автоматическом режиме назначенные ему частоты радиосвязи, осуществлять радиотелеграфный обмен согласно регламенту и правилам радиосвязи, принятым в Военно-Морском Флоте, и полученным распоряжениям начальника радиостанции;

соблюдать дисциплину и правила радиообмена в эфире, требования радиомаскировки, немедленно выполнять требования контрольных радиостанций, касающиеся радиообмена в эфире;

в установленные регламентом радиосвязи минуты молчания тщательно прослушивать частоты передачи сигналов бедствия или других срочных сообщений;

в случае приема сигналов бедствия, срочности или безопасности по возможности определить радиопеленг (радиокурсовой угол) на работающую радиостанцию и немедленно доложить о принятом сигнале капитану (вахтенному помощнику капитана);

вести записи радиообмена при отсутствии автоматического ведения электронного журнала аппаратуры связи, а также всех событий, связанных с получением сигналов бедствия, срочности и безопасности, с указанием времени и местоположения судна;

сигналы бедствия, срочности или безопасности, касающиеся судна, передавать только по распоряжению капитана или лица, его заменяющего;

принимать в установленные сроки метеосводки и навигационные предупреждения для района плавания, докладывать их капитану (вахтенному помощнику капитана);

сохранять тайну радиотелеграфной корреспонденции и радиотелеграфных переговоров.

284. При срабатывании автоматического приемника сигналов тревоги вахтенный радиооператор должен открыть радиовахту на частоте бедствия и доложить об этом капитану.

285. Вахтенному радиооператору запрещается отлучаться из радиорубки и отвлекаться от выполнения своих обязанностей, а также допускать в радиорубку посторонних лиц без разрешения капитана.