Меню Рубрики

Ветер весело примчал. Простое и сложное предложения. Союзы. Сочетание разных способов связи

Упражнение 1 . Определите границы предложений. Прочитайте текст, соблюдая интонацию конца предложения. Спишите, обозначая границы предложений знаками препинания.

Начался листопад листья падали дни и ночи они косо летели по ветру отвесно ложились в сырую траву леса моросили дождем облетевшей листвы этот дождь шел неделями только к концу сентября перелески обнажились сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

(По К.Паустовскому)

Упражнение 2 . Установите, сколько предложений в каждом отрывке. Спишите, обозначая границы предложений знаками препинания.

а) Буря утихла солнце сияло снег лежал ослепительной белизной на необозримой степи. (А.Пушкин)

б) Прошло около часа зеленый огонь погас луна уже стояла высоко над домом и освещала спящий сад георгины и розы перед домом были отчетливо видны. (А.Чехов)

Упражнение 3 . Выразительно прочитайте стихотворение. Определите его основную мысль.

МАЛЕНЬКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
О МАЛЕНЬКОЙ ТОЧКЕ

Достойна точка уважения
В конце любого предложения.
Не убежит из книжки строчка,
Когда стоит на страже точка.

На карте точка – целый город
(Не важно, стар он или молод).
За точкой скрыты города:
Москва,
Тамбов,
Караганда.

Пусть точка меньше муравья,
Она помощница твоя.
Дружок, я это знаю точно:
Должна быть в каждом деле точка.

И если начал что-нибудь,
Поставить точку не забудь!

(М.Пляцковский)

Упражнение 4 . Прочитайте стихотворение Б.Заходера, в котором сознательно неправильно расставлены знаки препинания, отчего и происходит смысловая путаница. Как следует расставить запятые? Сделайте вывод о роли этого знака для понимания смысла текста.

ГДЕ ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ?

Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном горит!
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик
Из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку,
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
– Вот что значит
Запятая!

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Упражнение 5. Составьте из данных слов, где это возможно, словосочетания. Запишите их, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте смысловую связь между словами в словосочетании.

Уд_вительный , животное; препод_ватель, математика; насл_ждаться, природа; объ_снять, задача; м_люсенький , озерцо; п_хучий, сирень; ум_лять , отец; дружный, озеро; кислый, тетрадь.

Сделайте вывод о том, в каком случае из слов нельзя составить словосочетания.
Составьте и запишите с двумя словосочетаниями предложения. Чем отличается словосочетание от предложения?

Упражнение 6 . Сколько словосочетаний можно составить путем подбора к данным существительным указанных в скобках имен прилагательных? Почему?

Волосы, глаза, загар, лошадь, карандаш (коричневый, карий, гнедой, каштановый, шоколадный).

Упражнение 7 . Составьте и запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Можно ли составить из данных слов словосочетания, не изменяя слова? Что надо сделать, чтобы из этих пар слов были образованы словосочетания?
Обозначьте, какими средствами устанавливается грамматическая связь между словами в словосочетании.

Др_жать, холод; разд_ваться, тишина; пос_деть, скамейка; уд_литься , расстояние; изв_стить, поездка; пож_леть , сестренка.

Сделайте вывод о средствах связи слов в словосочетании.
Подберите к выделенным словам 2–3 однокоренных слова различных частей речи. Укажите части речи.

Упражнение 8 . Составьте и запишите словосочетания, соединяя по смыслу данные глаголы и наречия, вставляя пропущенные буквы.

Прибл_жаться, быстро; писать, аккуратно ; насл_ждаться, безмятежно; относиться, доброжелательно ; восх_щаться, громко; прод_лжаться, долго.

Подберите антонимы к выделенным словам.
Разберите по составу слова быстро, писать . О каком из этих слов можно сказать «оканчивается на...», о каком – «имеет окончание»?

Упражнение 9 . Составьте и запишите словосочетания, подобрав к данным словам имена существительные.

Упражнение 10 . Подберите к данным существительным подходящие по смыслу имена прилагательные и составьте словосочетания, где это возможно.

Гроза (сильная, внезапная, страшная, жуткая, нерешительная, освежающая, внимательная), ветер (северный, злой, заунывный, ледяной, яростный, попутный, колючий, сильный, порывистый, адский, резкий, квадратный), погода (ветреная, дивная, неустойчивая, дождливая, дрянная, скверная, слезливая, холодная, ненастная, доверчивая), туман (молочно-белый, густой, плотный, белесый, сонный, вечерний, довольный, неподвижный, косматый).

Почему не со всеми словами можно составить словосочетания?
Какие из образованных вами словосочетаний могут быть использованы в сообщении о погоде по радио или телевидению?
++ * В состав каких словосочетаний входят прилагательные, которые указывают не только на признак предмета, но и образно рисуют предмет, передают отношение к нему? Как называется такое средство выразительности языка? Где оно чаще всего используется?

Упражнение 11 . Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений разных поэтов. Уместны ли в разговорной речи выделенные словосочетания? Как вы думаете, с какой целью используют их поэты?

1. Уныло крупный дождь в окно стучит . (В.Бенедиктов)

2. Ветер осенний в лесах поднимается,
Шумно по чащам идет,
Мертвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несет.

(И.Бунин)

3. Стыдливо белая береза зеленеет .

(И.Бунин)

4. Распустились в болотной глуши
Белых лилий цветы молчаливые ,
И вкруг них шелестят камыши...

(К.Бальмонт)

Упражнение 12 . Спишите предложения. Подчеркните в них главные члены, а затем выпишите словосочетания.

1. Тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. 2. Сквозь нагие сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо. 3. Кое-где на липах висят последние золотые листья. 4. Небольшая осиновая роща сверкает свежестью.

(По И.Тургеневу)

Употребляется ли выделенное слово в обиходной речи? Подберите к нему синоним.

Упражнение 13 . Выпишите из каждого предложения по одному именному словосочетанию. Укажите главное и зависимое слова.

1. Роняет лес багряный свой убор. (А.Пушкин) 2. Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей. (А.Пушкин) 3. Люблю я пышное природы увяданье. (А.Пушкин) 4. Гусей крикливых караван тянулся к югу. (А.Пушкин) 5. Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой. (И.Бунин)

Какой темой объединены все предложения упражнения?
Подберите синонимы к слову багряный .
++ Расположите их в порядке усиления признака.

Упражнение 14 . Выпишите из предложений глагольные словосочетания. Укажите главное и зависимое слова.

1. Из-за скалы медленно выглянуло солнце. 2. Со скал живо сбежала черная тень. 3. С листьев скатывались капли росы. 4. На зеленоватом небе дрожат звездочки. 4. Вечер застал меня высоко в горах.

(По Н.Сладкову)

Упражнение 15 . Прочитайте текст, озаглавьте его.

Попугай быстро вылез из клетки, оглянулся, чихнул. Потом вперевалочку зашагал к яблоне и ловко, как акробат, стал карабкаться по стволу. Он цеплялся за кору острыми когтями и помогал клювом. Не прошло и двух-трех минут – он был уже на верхушке. Там он от радости захлопал крыльями и издал такой вопль, что сидевшие в кустах воробьи, как горох, посыпались в разные стороны.
Утром мы пошли навестить нашего веселого баловника. Вошли в сад и обомлели: вся земля под яблоней, на которой сидел попугай, покрылась яблоками. Сам виновник хлопотал на верхушке. Он ловко перелезал с ветки на ветку, подбирался к висевшему яблоку, отклевывал с одной стороны мякоть, потом доставал зернышки, с аппетитом ел их, а яблоко бросал вниз. Результат его деятельности мы видели на земле.

(По Г.Скребицкому)

О чем говорится в тексте: о действиях попугая (то есть дается повествование) или о его признаках (то есть дается описание попугая)? Какие словосочетания (именные или глагольные) используются при этом?
Выпишите два глагольных словосочетания, сделайте их разбор.

Упражнение 16 . Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Звали лисенка Рыжиком. Это был хорошенький маленький хищник. Густую и мягкую рыжую шерстку его хотелось гладить без конца. Кончик длинного белого хвоста Рыжика был совсем белый. Узкие глаза лисенка смотрели лукаво.

(По Е.Ильиной)

Какие словосочетания (глагольные или именные) помогают «нарисовать» лисенка, передать отношение к нему?
Выпишите два именных словосочетания, разберите их.

Упражнение 17 . Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Букет осенних листьев», «Описание осеннего неба». Какие словосочетания (глагольные или именные) помогут вам составить описание, передать отношение к предмету описания?

Упражнение 18 . Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте главное и зависимое слова. Укажите вид словосочетаний.

Воскл_цательный знак; именное словосоч_тание; изучение с_нтаксиса; расст_влять знаки; придумать предл_жение; сост_влять словосоч_тания; завис_мое слово; п_раграф учебника; вып_шите словосоч_тание; вид словосоч_тания; смысловая связь; знаки преп_нания.

Упражнение 19 . Выпишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Оч_ровательный малыш; об_ятельная девочка; оранжевые и красные цветы; ребята уд_влялись; листья с_ежились; жаркими лучами; по дороге; шумит камыш; пок_залось облачко; появился и исчез; проб_жать по саду; прибл_жаться к дому; застучали и зашлепали; зашлепали по воде; по грязной воде; по воде; застучали капли; перелетали и попискивали; перелетали птенцы; скворцы и дрозды; полыхнула молния.

Какие сочетания слов вы не выписали? Почему?

Упражнение 20 . Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения А.Апухтина. Выпишите из него словосочетания, которые показались вам необычными. Определите их роль в стихотворении; сделайте их разбор.

БЛИЗОСТЬ ОСЕНИ

Еще осенние туманы
Не скрыли рощи златотканой;
Еще и солнце иногда
На небе светит, и порою
Летают низко над землею
Унылых ласточек стада, –

Но листья желтыми коврами
Шумят уж грустно под ногами,
Сыреет пестрая земля...

Упражнение 21 . ++ Прочитайте словосочетания, определите их вид; выберите те из них, с помощью которых можно образно нарисовать предмет, передать отношение к нему пишущего. Составьте с ними предложения.

Редкий камыш, чуткий камыш; крупная звезда, одинокая звезда; громкий звук, таинственный звук; весенний гром, веселый гром; карие глаза, холодные глаза; низкое облако, грустное облако.

Как называется такое выразительное средство языка? Приведите примеры подобного использования средств выразительности из известных вам произведений.

Упражнение 22 . Выпишите из данных предложений словосочетания; обозначьте в них главное и зависимое слова, укажите вид словосочетаний.

1. Белых лилий цветы серебристые вырастают с глубокого дна. (К.Бальмонт) 2. Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде. (С.Есенин) 3. По лесам гуляет осень, мнет цветы, стряхает лист. (С.Клычков) 4. Ветер злой срывает листьев горсти. (Н.Рубцов) 5. Бор шумит порывисто и глухо над землей угрюмой. (Н.Рубцов)

++ Какие средства выразительности языка использованы разными поэтами? С какой целью?

Упражнение 23 . Выпишите из предложений словосочетания, в состав которых входят прилагательные-эпитеты.

1. Чахлая рябина мокнет под дождем. (А.Плещеев) 2. Белые облака тихо плыли по небу и таяли в лучах веселого солнца весны. (М.Горький) 3. Седой туман клубится тяжко над рекой. (И.Тургенев) 4. Но давно под травой иссякли болтливые воды. (И.Тургенев) 5. Чудный месяц горит над рекой. (Н.Рубцов) 6. Не дрогнет воздуха стеклянная волна. (И.Тургенев) 7. В ясной вышине проходят тучки чередой ленивой. (И.Тургенев)

Упражнение 24 . Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы, объясняя их выбор. Обозначьте главное и зависимое слова, укажите вид словосочетания.

а) Древнее ск_зание, об_жать стадион, бр_дить по лесу, л_тают низко, сл_пил снежок, зал_зать на дерево, красивая д_лина, громко скр_пит, посв_тить фонарем, просл_дить за полетом, прод_вец книг, п_тно на костюме, сильное землетр_сение, сл_зать джем, по_вление на сцене.

Подберите к выделенному слову 3–4 однокоренных слова.
С любым словосочетанием составьте и запишите предложение.

б) Мес_ные обычаи, ус_ный ответ, хрус_нуть под ногами, поз_но вечером, грус_но посмотреть, громко свис_нуть, извес_ный врач, радос_но вскрикнуть, опас_ный поворот, ужас_ный ветер, ги_кий трос_ник, прелес_но пел, гиган_ская пирамида, бродить по окрес_ностям, влас_ный голос, доблес_ный воин, ярос_ный порыв.

Найдите наречия-антонимы.
++ Подберите синонимы к выделенному слову, расположив их в порядке уменьшения признака.
Составьте и запишите с двумя словосочетаниями предложения.

Упражнение 25 . Прочитайте словосочетания, сгруппированные в колонки на основе особенностей их строения. Все ли примеры в каждой из четырех колонок включены правильно? Если нет, найдите ошибку, выпишите «четвертое лишнее», укажите вид словосочетания.

Упражнение 26 (устно). Ученик пятого класса, выписывая из предложений словосочетания, допустил ошибки. Найдите их.

1. До поздней осени остаются в наших лесах дрозды .

а) дрозды остаются
б) остаются до осени
в) до поздней осени
г) остаются в лесах
д) в наших лесах
е) до осени

2. В лесу везде раздается радостная и веселая песня .

а) раздается в лесу
б) везде раздается
в) раздается песня
г) веселая и радостная
д) радостная песня
е) веселая песня

3. Тихо журчит на дне овражка прозрачный лесной ручей .

а) тихо журчит
б) на дне овражка
в) прозрачный ручей
г) журчит на дне
д) журчит ручей
е) лесной ручей

Упражнение 27 глагол + существительное . Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласного в корнях слов.

Зат_пил печь; разл_лась речка; бр_дить по лесу; долго бр_дил; прод_вец овощей; зат_хает лес; под_рил альбом; объед_нение садоводов; закр_пить болт; пров_дение опроса; замолк шум; пос_деть на скамейке; соревнование пловцов; к_тание на коньках; заскр_пела дверь; б_седа о космосе; уча_ствовать в игре.

Упражнение 28 . Выпишите из данных ниже сочетаний слов именные словосочетания. Укажите, чем выражены главное и зависимые слова. Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограммы на месте пропуска.

Прод_вец книг; у_кая д_лина; насл_ждение природой; прибл_жение праз_ника; вя_кое болото; увл_кался теннисом; прелес_ный малыш; модель корабля; кр_сота природы; зап_х ландыша; стремиться к победе; ужас_ный ветер; ус_ный ответ; пропускать занятия; уголок сада.

Упражнение 29 . Выпишите из данных ниже сочетаний слов словосочетания глагол + наречие . Обозначьте главное и зависимое слова.

Запевать песню; петь громко; смотреть вверх; глубоко нырнуть; идти по лесу; спускается вниз; уехал вчера; прочитал внимательно; написал письмо; читать вслух; умолк на минуту; поезд прибыл; прибыл вовремя; открыл осторожно; лед на реке; светились огни; вода затопила; затопила берега; берега речонки.

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ

Упражнение 30 . Выразительно прочитайте предложения, взятые из сказок А.С. Пушкина. Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.

1. Смилуйся, государыня рыбка! 2. Воротился он ко старухе. Что ж он видит? 3. Чего тебе надобно, старче? 4. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 5. Вы ж, голубушки сестрицы, выбирайтесь из светлицы, поезжайте вслед за мной... 6. Выплесни ты нас на сушу! 7. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? 8. Не видал ли где на свете ты царевны молодой? 9. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

Упражнение 31 . Выразительно прочитайте предложения. Определите их вид по цели высказывания, по интонации.

а) 1. Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам. 2. Пошел по лесу треск и стук. 3. Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно! 4. Отколь такой берется голосок? 5. А ты, Кукушечка, мой свет, так тянешь плавно и протяжно. 6. За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?

(Из басен И.Крылова)

б) 1. Как хороши, как свежи были розы в моем саду!.. Как я молил весенние морозы не трогать их холодною рукой! (И.Миляев) 2. С шумом, криком журавлей летят стада. (Ф.Слепушкин) 3. Лазурью светлою горят небес вершины. (П.Вяземский) 4. Повсюду свет луны сияет! (А.Апухтин) 5. Как стелется по ветру рожь золотая широкой волной! (А.Апухтин) 6. Кто не слышал соловьиного пения, не удивлялся силе голоса маленького лесного певца? (И.Соколов-Микитов)

Упражнение 32 . Выразительно прочитайте отрывки из сказки К.Булычева «Алиса и чудовище».

а) Укажите, какие предложения: 1) сообщают о чем-либо; 2) содержат вопрос; 3) выражают просьбу.

– Почему Герасику грозит смерть? – спросил Ричард.
– Пусть Дурында расскажет, – попросила Алиса.
– Ваш Герасик утащил учебник у бывшего принца и убил кого-то, – пояснила ворона.
– Ну кого мог убить Герасик?! – воскликнула Алиса.
– Вроде бы комара прихлопнул, любимого ручного комара его величества.

Почему в конце прямой речи предпоследнего предложения стоят два знака?

б) Укажите разные по интонации предложения.

– Что он украл? – спросила Алиса у Дурынды.
– Жутко подумать! Он совершил сразу два страшных преступления.
– Какое первое?
Он забрался в королевский дворец и утащил из комнаты принца учебник грамматики.
– А второе?
– Оно еще ужаснее! Ведь в наше время только волшебникам и знатным персонам разрешается читать и писать. Все остальные обязаны быть безграмотными, – пояснила ворона.

Упражнение 33 . Запишите предложения. В скобках укажите их вид по цели высказывания. Какой вид предложений по цели высказывания отсутствует в ряду предложений? Придумайте и запишите его.

Образец : 1. Двадцать восемь делится на три? (Вопрос.) 2. Разделите двадцать восемь на два. (Побудит.)

Дописывается повествовательное по цели высказывания предложение: Я люблю уроки математики . (Повест.)

а) 1. Был прекрасный июльский день. 2 Чем вы, гости, торг ведете? (А.Пушкин)
б) 1. Мы объехали весь свет. (А.Пушкин) 2. Расскажите об этом всем!
в) 1. Кто из вас не любовался чудесным звездным небом в темную тихую ночь? (И.Соколов-Микитов) 2. Выучите наизусть это стихотворение.

Упражнение 34 . Прочитайте текст, составленный по книге Л.Лихачевой «Уроки этикета». Перескажите его. Найдите в тексте предложения, разные по цели высказывания.

Есть множество волшебных слов: спасибо, пожалуйста, будьте добры . Попробуйте обратиться в троллейбусе к кому-нибудь: «Передайте на билетик!». А теперь обратитесь с помощью волшебных слов: «Будьте добры, передайте, пожалуйста, деньги на билет».

Разница есть?
Какие еще «волшебные слова» вы знаете? Запишите их.
Составьте 2–3 предложения со словом пожалуйста и запишите их. Обратите внимание на то, что это слово выделяется запятыми.

Упражнение 35 . Прочитайте выразительно тексты. Проанализируйте содержание обоих телефонных разговоров. Что вам понравилось и что вы изменили бы в них?

а) – Алло!
– Здравствуйте! Это технический отдел?
– Да...
– С вами говорит Костик – сын Васильевой Анны Павловны. Вы не могли бы позвать маму к телефону?
– К сожалению, ее сейчас нет на месте. Что-то передать?
– Пожалуйста, если вас не затруднит, передайте, что я ушел в гости на день рождения Маши Селезневой и вернусь не позже восьми часов вечера. Пусть не волнуется за меня.
– Хорошо, Костя. Обязательно передадим.
– Большое спасибо! До свидания!

б) – Алло, мне Наташу.
– Здравствуйте, Наташи нет дома, может быть, ей что-то передать?
– Нет! (Бип-бип-бип...)
– Мне кто-нибудь звонил? – спросила Наташа бабушку, едва вбежав в квартиру.
– Звонила какая-то невежа.
– Почему невежа?

(Л.Лихачева)

Как вы думаете, почему бабушка так сказала? Исправьте ошибки Наташиной подруги.
Запишите слова звонит, звонишь, позвонит, позвонят и поставьте в них ударения.

Члены предложения

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Упражнение 36 . Спишите предложения, подчеркните в них главные члены, надпишите сверху, чем они выражены. Определите предложения по цели высказывания.

1. О чем шумит сосновый лес? (А.Кольцов) 2. Первый луч сверкнул по снегу и споткнулся о пенек. (А.Недогонов) 3. Каких-то серых птичек стая кружилась по ветру с листвой. (И.Бунин) 4. Вот опять захандрила дождями природа. (А.Розенбаум) 5. ...Всплакнула осень маленьким дождем. (А.Розенбаум)

Найдите средства выразительности языка и укажите их роль в создании картин природы .

Упражнение 37 . Выпишите те предложения, в которых подлежащие выражены именами существительными; подчеркните их.

1. Вот бреду я вдоль большой дороги в тихом свете гаснущего дня. (Ф.Тютчев) 2. Веял холод в лицо от угрюмых небес. (И.Никитин) 3. Раскрылось небо голубое меж облаков в июльский день. (И.Бунин) 4. В чаще молчаливой темнота лежит. (И.Никитин) 5. Сквозь редкий сад шумит в тумане море. (И.Бунин) 6. Я поднимусь к лесной сторожке. (И.Бунин)

Упражнение 38 . Выпишите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.

Ночью я вышел на улицу. Меня поразило невиданное зрелище. В полнейшей тишине по звездному небу колыхался широкий светящийся занавес. При свете сияния я видел темные макушки деревьев, крыши домов.

(По И.Соколову-Микитову)

Упражнение 39 . ++ Спишите, подчеркните грамматические основы предложений.

1. Пятьдесят четыре тома там стояли за стеклом. (С.Маршак) 2. Никто не отозвался и не напал на след. (С.Михалков) 3. Однажды двадцать пять портных вступили в бой с улиткой. (С.Маршак) 4. Мы долго с ней бежали по болоту. (И.Бунин) 5. Три смелых зверолова бродили целый день. (С.Маршак) 6. Что случилось в школе? 7. Кто-то терем прибирал. (А.Пушкин) 8. Мать и сын идут ко граду. (А.Пушкин) 9. У опушки две старушки брали грузди и волнушки. (Е.Благинина)

Упражнение 40 . ++ Выпишите из предложений грамматические основы. Подчеркните главные члены.

1. Входят семь богатырей. (А.Пушкин) 2. Замечательный подарок мне прислал по почте брат. (М.Пляцковский) 3. С утра шел сильный дождь. 4. Я с бабушкой ходил в театр. 5. Мы с бабушкой ходили за грибами. 6. На заре мы с лукошками спешим в лес. 7. Каждый знает правила дорожного движения. 8. Свое удивление он выразил брату.

Упражнение 41 . Спишите, подчеркните грамматические основы предложений. Сверху надпишите, чем выражены сказуемые.

а) 1. Красивы сосны в зимнем наряде! 2. Тонок лед на реке. 3. Прекрасен в осеннюю пору лес! 4. Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. (И.Соколов-Микитов) 5. Вода в горных речках холодная. 6. Чист первый снежок.

Охарактеризуйте предложения по цели высказывания .

б) 1. День холодный угрюм и свеж. 2. Тяжела студеная вода. 3. Ночь зимняя мутна и холодна. 4. Сумрак ночи прячется в лесах. 5. Луна еще прозрачна и бледна. 6. Гулкий шум в лесу нагоняет сон. 7. Ночь темна, туманны звезды голубые. 8. Свежо у хат хрустит снежок стеклянный.

(И.Бунин)

Найдите средства выразительности языка, определите их роль.

Упражнение 42 . Спишите, выделяя грамматические основы предложений. Сверху надпишите, чем выражены главные члены.

1. И только изредка прохладный ветерок пошевелит листы осин. (И.Никитин) 2. Перед закатом набежало над лесом облако. (И.Бунин) 3. Теперь душист над саклей тонкий дым. (И.Бунин) 4. В глубоких колодцах вода холодна. (И.Бунин) 5. Рдяны краски, воздух чист, вьется в пляске красный лист. (М.Волошин)

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Упражнение 43 . Спишите, подчеркивая подлежащие и сказуемые, расставляя знаки препинания, рассуждая и записывая по образцу.

1. Аврора богиня утренней зари. 2. Динго дикая собака австралийская собака. 3. Бородино место знаменитого сражения русских войск с армией Наполеона. 4. Алмаз самое твердое вещество в мире. 5. Кижи небольшой островок в Онежском озере. 6. Эпитет художественное определение, образное, выразительное.

Упражнение 44 . Перестройте предложения по образцу. Объясните графически постановку тире между подлежащим и сказуемым.

1. Лес помогает в борьбе за урожай. 2. Пирамида Хеопса считается самым грандиозным из древних сооружений. 3. Любимым занятием моим стало изучение карты. (К.Паустовский) 4. Олимпия является родиной Олимпийских игр. 5. Книжная полка хранит удивительные открытия для читателей. 6. Луна является спутником Земли. 7. Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения.

Упражнение 45 . Спишите, подчеркивая главные члены предложения и расставляя знаки препинания. Надпишите сверху, чем выражены главные члены.

а) 1. Ученье красота, неученье темнота. 2. Мудрое слово лучшее богатство. 3. Находчивость половина успеха. 4. Лучшее дарование ум, худшая беда невежество. 5. Гнев плохой советчик. 6. Большие знания богатство.

(Пословицы)

б) 1. Лягушки холоднокровные животные. (С.Образцов) 2. Крапива любопытнейшее растение. 3. Древняя родина синей птицы Индия. 4. Синица любимица птицеловов. 5. Норки хищные и прожорливые зверьки. 6. Конец зимы самое голодное время в лесу. (В.Бианки) 7. Храбрость сестра победы. (Пословица)

в) Байкал самое глубокое на земном шаре озеро. Местные жители называют его морем. Для россиян Байкал величайшее чудо природы. Формой оно напоминает полумесяц. Вода в озере пресная. Много рек впадает в Байкал. Ангара единственная река, которая вытекает из озера.

г) 1. В древнеримской мифологии Флора богиня цветов, весны и юности. 2. Чепец женский головной убор. 3. Астра царица маргариток. (Д.Зуев) 4. Первый признак цунами отступление океана от берега. (В.Бурлак) 5. Усердие мать удачи. (Пословица) 6. Самые древние на земле живописцы пещерные жители каменного века. 7. Фольклор устное народное творчество.

Упражнение 46 . Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.

а) 1. Медведицы строгие матери а медвежата неслухи. (Н.Сладков) 2. Ласка маленький хитрый зверек. (В.Бианки) 3. Эхо это отголосок отзвук. 4. Янтарь это застывшая смола хвойных деревьев. 5. Русский плотничий топор удивительный инструмент! 6. Березка и осина самые светолюбивые деревья. (М.Пришвин)

б) 1. Семь чудес света семь памятников, которые создали древние мастера. 2. Висячие сады Вавилона удивительное сооружение. 3. Самые древние храмы греков простые деревянные постройки с очагом внутри. 4. Пирамиды Египта единственное из семи чудес света, которое дошло до нас.

(По книге А.Нейхард, И.Шиловой «Семь чудес света»)

Упражнение 47 . Составьте и запишите предложения, в которых данные слова выступали бы в роли подлежащих, а сказуемые были выражены именами существительными в именительном падеже. В записанных предложениях расставьте знаки препинания.
Подлежащее, синтаксис, словосочетание; фауна, флора; цикада, сувенир; диалог.

Если вы затрудняетесь в определении значения слова, обратитесь к школьному толковому словарю русского языка.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНИМ И ДВУМЯ ГЛАВНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Упражнение 48 . Прочитайте предложения. Выпишите сначала предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого), затем те, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого). Подчеркните главные члены.

а) 1. Теплым ветром потянуло. (А.Фет) 2. Смолк далекий гул. (А.Фет) 3. От зимней стужи и метели давно уж птицы улетели. (И.Бунин) 4. Шепчет нахмуренный лес над водой. (И.Никитин) 5. Любуюсь на пашни, на лес обнаженный. (И.Никитин) 6. Ветром шатает камыш молодой. (И.Никитин) 7. Слышишь шорох за стеной? 8. Осень. Вечер. Листопад. Спят кусты. Деревья спят. (Р.Фархади)

б) Раннее утро. Все еще спит. По росистой траве идешь к речке. Садишься на берегу, ждешь восхода солнца. Вот оно поднялось и осветило речку, кусты, луг. С луга веет запахом сена. В лесу хорошо пахнет ночная фиалка. А всего сильнее пахнет медом нагретая солнцем медуница.

Упражнение 49 . Спишите предложения, подчеркните в них главные члены.

1. Сладко пахнет елками жаркий летний бор. 2. А в молодом березняке грибами пахнет и листвой. 3. Вечерний час. В долину тень сползла. Сосною пахнет. 4. Чисто и глубоко над лесом небо. 5. Туман прозрачный по полям идет навстречу мне. 6. Иду один тропинкою лесною. 7. Люблю цветные стекла окон и сумрак от столетних лип. 8. Вижу в небе белый, ясный месяц. 9. Сырой землею пахнет.

(И.Бунин)

НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ И РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Упражнение 50 . Спишите предложения, подчеркните грамматические основы. Надпишите, чем выражены главные члены. Дайте характеристику предложений по наличию в них главных и второстепенных членов.

а) 1. Буря усилилась. Высокие сосны со скрипом раскачивались. Осины трепетали всеми своими листьями. Дождь лил непрерывно. Костры погасли. (В.Ян) 2. Начался листопад. Листья падали дни и ночи. (К.Паустовский) 3. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. (К.Паустовский)

б) 1. Восходит солнце. Туман тает. Все утро я ловлю рыбу. (К.Паустовский) 2. Темнеет зимний сад. (И.Бунин) 4. Роса дождем легла на пыль. (И.Бунин) 4. Уж ветер шарит по пустому полю. (И.Бунин)

Упражнение 51 . Прочитайте отрывки из произведений А.Некрасова и А.Майкова и стихотворение И.Суркова. Какой темой они объединены?

1. Поздняя осень. Грачи улетели. Лес обнажился, поля опустели. (А.Некрасов) 2. Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу... (А.Майков)

3. Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

(И.Сурков)

Найдите второстепенные члены предложения. Какие предложения – распространенные или нераспространенные – использованы для передачи динамики наступления осени, в каких картина осени рисуется более подробно, красочно? За счет чего это происходит?

Упражнение 52 . Сравните две зарисовки осени. В какой из них показана динамика, движение в наступлении осени, в какой создается ее яркий образ? За счет чего это происходит?

а) Наступила осень. Льют дожди. Налетает ветер. Листья опадают. Деревья обнажаются.

б) Осень! Серое небо, тяжелые облака. Голы и прозрачны леса. Все видишь насквозь в самой глухой древесной чаще. А летом сюда не проникал глаз человеческий. Ярко проступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечнозеленые ели.

(По С.Аксакову)

Сделайте вывод о роли нераспространенных и распространенных предложений как средстве выразительности языка и роли второстепенных членов.

Упражнение 53 . Прочитайте. Определите роль нераспространенных предложений.

а) Набегают тучи. Гремит гром. Сверкают молнии. Хлещет дождь.

б) 1. Играют волны, ветер свищет. (М.Лермонтов) 2. Гаснет вечер, даль синеет, солнышко садится. (И.Бунин) 3. Звенел булат, картечь визжала. (М.Лермонтов) 4. Ночь наступила, день угас. (И.Бунин)

Упражнение 54 . Напишите сочинение-миниатюру из 4–5 предложений, показывая динамику наступления дня (весны, зимы или по своему выбору), используя нераспространенные предложения как средство выразительности языка.

Упражнение 55 . Напишите сочинение-миниатюру из 4–5 предложений, описывая осеннее утро (сад, лес – по выбору). Чтобы создать такую картину, можно ли обойтись только нераспространенными предложениями?

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ДОПОЛНЕНИЕ

Упражнение 56 . Прочитайте предложения. Сопоставьте их. В роли каких членов предложения выступают выделенные слова?

1. Раскидистый дуб возвышался на опушке леса. – На опушке леса я увидел раскидистый дуб . 2. На верх мачты я прикрепил флаг . – Наверху развевается флаг . 3. За поворотом мы увидели пруд . – Пруд тянулся вдоль деревни. 4. Ребята из сухих сучьев разожгли костер .– Костер разгорался сильнее. 5. Туча постепенно облегала небо . – Небо постепенно облегала туча. 6. Из-за крыш виднелся беловатый хребет горы. – Вскоре туристы увидели вдали беловатый хребет горы.

Упражнение 57 . Составьте и запишите по два предложения так, чтобы одно и то же слово в первом предложении было подлежащим, а во втором – дополнением, выраженным существительным в винительном падеже без предлога.

Ветер, море, дождь, дерево, яблоко, мячик, дверь.

Упражнение 58 . Спишите предложения, подчеркните в них грамматическую основу и дополнения. Сверху надпишите, чем выражено дополнение.

а) 1. Сказки Пушкина я люблю. 2. Письмо мне вручил брат. 3. Стол починил папа. 4. Лес окутал густой туман. 5. Доклад мы поручили Пете. 6. Дорожки усыпали листья. 7. Деревья покрыл иней. 8. Пограничники увидели корабль. 9. Баркас унес в море ураган. 10. Мне послышался шепот.

б) 1. Внимание Андрея привлек шум. 2. Садовые дорожки покрыли листья. 3. Течение преграждает дерево. 4. На берегу разводят костры рыбаки. 5. Дороги замела метель. 6. Озеро сковал мороз. 7. Лето сменяет осень. 8. Мышь съела кошка.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Упражнение 59. Спишите предложения, подчеркните грамматические основы и обстоятельства.

а) 1. В саду суетились синицы. 2. Осень пришла внезапно. 3. В непроглядном мраке выли волки. 4. В болотах часто бывают пожары. 5. Со дна пузырями поднимался болотный газ.

(К.Паустовский)

Надпишите над обстоятельствами вопросы, на которые они отвечают.

б) 1. Над островом висели облака пыли. (К.Булычев) 2. С неба сыпал мутный дождик. 3. Под горой журчал ручей. 4. Над полем вились тучи насекомых. 5. Тропа поднималась по лесистому холму и торопливо сбегала вниз. (Г.Корольков)

Надпишите над обстоятельствами, чем они выражены.

в) 1. В вышине грустно светят звезды. 2. Иней синим бисером на окне блестит. 3. Свежий ветер дует в сумерках на скалистый островок. 4. На солнце светлая река трепещет радостно.

(И.Бунин)

Выпишите два глагольных словосочетания и разберите их. Какие сочетания слов показались вам необычными?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Упражнение 60 . Прочитайте текст дважды: вначале без выделенных слов, затем с ними. Изменится ли текст и почему? Какими членами предложения являются выделенные слова? Какова их роль в предложении?

Внезапно у самого берега лодки вынырнула громадная горбатая спина черной рыбы с острым , как кухонный нож, спинным плавником.
Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба нырнула снова. Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть ее как бритвой.
Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой.

(К.Паустовский)

Упражнение 61 . Спишите предложения, подчеркните определения. Надпишите, чем они выражены.

а) 1. Сквозит туман прозрачный над рекой. (А.Фет) 2. Стояли трескучие морозы. (Г.Скребицкий) 3. Под знойным небом чахнет сад. (Н.Рубцов) 4. По двору метелица ковром шелковым стелется. (С.Есенин) 5. Треплет ветер под косынкой рыжеватую косу. (С.Есенин) 5. Над светлым озером пурпуровой зари вечерний пламень потухает. (И.Никитин) 6. Багряная печальная луна висит вдали. (И.Бунин)

Найдите средства выразительности языка и определите их роль .

б) 1. Осень листья темной краской метит. 2. Ночной холодный ветер с моря внезапно залетает в бор. 3. Тихой ночью поздний месяц вышел из-за черных лип. 4. Вдруг молния всю чащу озарила таинственным и бледно-синим светом.

(И.Бунин)

Выпишите два именных словосочетания и разберите их.

Упражнение 62 . Заполните своими примерами.

Упражнение 63 . Прочитайте предложения. Определите по указанным признакам, о каких членах предложения идет речь.

Легкий ветерок коснулся камышей .

какой?
б) Относится к глаголу-сказуемому, обозначает предмет, на который направлено действие, отвечает на вопрос родительного падежа.

Солнечный лучик ярко осветил поляну .

а) Зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?
б) Зависит от сказуемого-глагола, обозначает способ действия, отвечает на вопрос как?
в) Обозначает предмет, на который направлено действие, отвечает на вопрос что?

Упражнение 64 . Придумайте и запишите предложения по схемам:

Упражнение 65 . Составьте предложения, записывая их постепенно, по мере выполнения заданий. Разберите их по членам предложения.

а) 1. Из предложения Посеребрила верхушки сосен метель возьмите подлежащее.
2. Добавьте сказуемое предложения Елку украсила снежная шапка .
3. Из предложения Молодая березка росла возле калитки возьмите определение, выраженное прилагательным, поставив прилагательное в женском роде, винительном падеже, единственном числе.
4. Добавьте существительное, выступающее в роли подлежащего: Поросль – побеги растений .
5. Возьмите из предложения Причудливым узором разрисовал мороз стекла определение.
6. Из предложения Она любовалась своим нарядом возьмите дополнение.

б) 1. Из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы возьмите определение, выраженное прилагательным, согласовав его с существительным листьями .
2. Из предложения Пушкин любил осень возьмите дополнение.
3. Добавьте обстоятельство образа действия предложения Осень щедро одаривает леса краской .
4. Добавьте сказуемое предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковер .
5. Из предложения Дороги ведут к лесу возьмите существительное, выступающее в роли подлежащего.

в) 1. Из предложения Птицы осенью улетают на юг возьмите существительное, выступающее в роли обстоятельства времени, употребив его в именительном падеже, единственном числе.
2. Мороз разрумянил щеки – возьмите сказуемое, употребив его без приставки в настоящем времени, 3-м лице, единственном числе.
3. Кисти винограда свисали до земли – слово, обозначающее подлежащее, употребите в качестве дополнения.
4. Из предложения Рябины украшают наши леса возьмите существительное, выступающее в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив в родительном падеже, единственном числе.

Продолжение следует

* Значком « ++ » отмечены упражнения и отдельные задания для учащихся, которые обучаются по учебнику «Русский язык. 5-й класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.

Вам знакомо научное название, которое начинается словом сложные...

Слова, при образовании которых сложились два корня, называются сложными.

Например, носорог (два корня нос- и рог-, буква о - соединительная гласная), пылесос (корни пыл- и сос-, буква е - соединительная гласная).

Сложными бывают и предложения. В них, как и в словах, соединяется несколько частей.

Тема урока: «Простое и сложное предложения. Союзы».

Прочитайте предложения и подумайте, чем они отличаются друг от друга?

1) Прозвенел звонок.

2) Ребята зашли в класс.

3) Начался первый урок.

4) Прозвенел звонок, ребята зашли в класс, начался первый урок.

Найдём грамматические основы.

Предложение, в котором одна грамматическая основа, - простое предложение.

1, 2 и 3 предложения простые , так как в каждом из них по одной основе.

4 предложение сложное , состоит из трёх простых предложений. В каждой части сложного предложения есть свои главные члены, своя основа.

Предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений. Сколько простых предложений, столько и частей в сложном предложении.

Части сложного предложения - это не просто соединённые вместе простые.

Объединившись, эти части продолжают, дополняют друг друга, превращают разные мысли в одну, более полную. В устной речи на границе частей сложного предложения нет интонации конца каждой мысли.

Помни: в письменной речи между частями сложного предложения чаще всего ставятся запятые.

Определим, сложное предложение или простое. Сначала найдём главные члены (основы) предложений и посчитаем, сколько основ в каждом.

1) На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.

2) Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.

3) Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, пожалуют грачи. (По Г. Скребицкому)

1) На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса .

2) Распевают синицы , звонко отстукивает клювом дятел .

Кто? синицы, что делают? распевают - первая основа.

Кто? дятел, что делает? отстукивает - вторая основа.

Это сложное предложение, состоит из двух частей.

3) Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги , обнажатся на полях проталины , зажурчат ручейки , пожалуют грачи .

Что? солнце, что сделает? пригреет - первая основа.

Дороги почернеют - вторая основа.

проталины обнажатся - третья основа.

Ручейки зажурчат - четвёртая основа.

Грачи пожалуют - пятая основа.

Это сложное предложение, состоит из пяти частей

Прочитайте сложные предложения. Понаблюдайте, с помощью чего соединяются части сложного предложения?

1) Зима приближается , холодное небо часто хмурится .

Части 1 сложного предложения соединяются при помощи интонации. Между частями предложения стоит запятая.

2) Днём пригревало солнце , а ночью морозы доходили до пяти градусов.

3) Ветер затих , и погода улучшилась .

4) Солнце только ещё поднималось , но его лучи уже освещали верхушки деревьев.

Части 2, 3, 4 предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но . Перед союзом стоит запятая.

Каждый из союзов выполняет свою работу. Союз и соединяет слова, а союзы а, но ещё и помогают что-то противопоставить.

При письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы (и, а, но), запятая ставится перед союзом.

Предложения нашего языка очень разнообразны. Иногда при одном подлежащем может быть несколько сказуемых или при одном сказуемом может быть несколько подлежащих. Такие члены предложения называются однородными. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. В схеме каждый однородный член мы будем обводить в кружок.

Какой вывод можно сделать из сравнения этих схем?

В первой строке даны схемы сложных предложений, а во второй строке - схемы простых предложений с однородными сказуемыми (они показаны в кружке).

В простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях между их частями используются одни и те же союзы: и, а, но.

Помни!

1. Перед союзами а, но всегда ставится запятая.

2. Союз и требует особого внимания: соединяет однородные члены - запятая чаще всего не ставится; употреблён между частями сложного предложения - запятая обычно нужна.

Потренируемся. Поставим пропущенные запятые.

1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.

2) Люди спали и собака ревниво сторожила их. (По Л. Андрееву)

3) Пеликан бродил вокруг нас шипел кричал но в руки не давался. (По К. Паустовскому)

4) Весна сияет на небе но лес ещё по-зимнему засыпан снегом. (М. Пришвин)

1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.

Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и два сказуемых - собака подкралась и улеглась. Союз и соединяет однородные сказуемые, поэтому запятая не ставится.

2) Люди спали , и собака ревниво сторожила их.

Предложение сложное, так как две основы - люди спали, собака сторожила. Союз и соединяет части сложного предложения, поэтому перед союзом нужна запятая.

3) Пеликан бродил вокруг нас, шипел , кричал , но в руки не давался .

Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и 4 сказуемых - пеликан бродил, шипел, кричал, не давался. Перед союзом но всегда ставится запятая. Запятые ставим между однородными сказуемыми.

4) Весна сияет на небе, но лес ещё по-зимнему засыпан снегом.

Предложение сложное, так как две основы - весна сияет, лес засыпан. Перед союзом но всегда ставится запятая.

Рассмотрите схемы и решите, за какими схемами скрываются сложные предложения, а за какими - простые с однородными членами; в каких их них нужно поставить знаки препинания.

Первые три схемы отражают строение простого предложения с однородными главными членами. Они обведены в кружок. В 1 схеме запятая не нужна, так как однородные подлежащие соединяет союз и . Во 2 и 3 схемах должны быть поставлены запятые. 4 схема соответствует сложному предложению. В ней тоже должна быть поставлена запятая между частями сложного предложения.

Предложения, в которые входят слова что, чтобы, поэтому, потому что , - чаще всего сложные. С этих слов обычно начинается новая часть сложного предложения. В таких случаях перед ними всегда ставится запятая.

Приведём примеры.

Мы увидели , что волчица пролезла вместе с волчатами в нору.

что ставится запятая.

Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядились деревья . (К. Паустовский)

Это сложное предложение, перед словом чтобы ставится запятая.

Птицы умеют сообщать обо всём голосом, поэтому они поют.

Это сложное предложение, перед словом поэтому ставится запятая.

Я люблю сказки, потому что в них добро всегда побеждает зло.

Это сложное предложение, перед словом потому что ставится запятая.

1. Как-то днём Винни - Пух прогуливался по лесу и ворчал себе под нос новую песенку.

2. Винни - Пух вставал рано, по утрам он старательно занимался гимнастикой.

3. Винни незаметно дошёл до песчаного откоса.

(Б. Заходер)

3.

1 предложению соответствует 3 схема, так как это простое предложение с одним подлежащим (Винни-Пух) и двумя сказуемыми (прогуливался и ворчал).

2 предложению соответствует схема 1, так как это сложное предложение имеет две основы (Винни-Пух вставал, он занимался). Запятая разделяет части предложения.

3 предложению соответствует 2 схема, так как это простое предложение с одной основой (Винни дошёл).

На уроке вы узнали, что предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Части сложных предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но . При письме части сложного предложения разделяются запятой.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  3. Zankov.ru ().
  • Найди в предложениях главные члены. Какое предложение текста сложное - 1-е или 2-е? Как называется оставшееся предложение?

На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Перья на раздутом горлышке трепетали, а песни я не слышал.

(По В. Бианки)

  • Вставь две пропущенные запятые в предложениях.

Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она из укрытия а в траве миллионы маленьких солнышек прячутся. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом весёлые огоньки. Щеголяют теперь одуванчики в жёлтом платье а потом в белой шубке. (По И. Соколову-Микитову)

Найди предложение с союзом и . Что он соединяет - однородные члены или части сложного предложения? Нужные для ответа слова подчеркни.

  • Впиши союзы и, а, но. Подчеркни основы, отметь однородные члены и поставь, где нужно, запятые.

Шарик в воду залезал _ дядя Фёдор его намыливал _ шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил _ грустил о разных океанах. (По Э. Успенскому)

Кот воровал рыбу мясо сметану _ хлеб. Однажды он разрыл жестяную банку с червями. Их он не съел _ на банку с червями сбежались куры _ склевали наш запас. (По К. Паустовскому)

Лецких Л.А.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Как отличить сложное предложение от простого предложения с
однородными членами?». УМК «Школа России»
Тип урока
Педагогически
е задачи
Планируемые
предметные
результаты
Метапредметн
ые УУД
Освоение нового материала
Создать условия для ознакомления с ролью союзов «и», «а», «но» в сложном предложении и в простом предложении с
однородными членами; совершенствовать умения ставить запятые в сложном предложении с союзами, составлять
схемы простых и сложных предложений; способствовать развитию речи учащихся, формированию умения
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, способности к
самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; содействовать воспитанию
интереса
к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Познакомятся с ролью союзов «и», «а», «но» в сложном предложении и в простом предложении с однородными
членами; научатся распознавать простые предложения с однородными членами и сложные предложения; использовать
сложные предложения в устной и письменной речи; соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие
этим схемам; составлять сложные предложения из данных простых предложений
Познавательные: анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять
синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); делать выводы в результате совместной работы
класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее
предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); регулятивные: использовать при
выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку;
высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или
одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: выполняя
различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения,
соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных
сведений; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия
коллективных решений
Личностные Осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для

результаты
одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)
1
II.
Актуализаци
я знаний.
Проверка
домашнего
задания
(рабочая
тетрадь).
Минутка
чистописания.
2
3
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу
о проделанной работе.
– Прочитайте задание 51. Прочитайте простое
предложение и сложное предложение, которое вы
составили.
– Назовите основы сложных предложений.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о
выполненной дома работе. Читают составленные
предложения. Называют основы сложных
предложений. (См. РМ, Приложение 2.)
Выполняют чистописание.
ℓ ℓ ℓ
ℓ ℓ ℓ
u a н o a н o u
Рядом рос кустик бузины, а на нем сидели
молодые воробьи.
Проводит минутку чистописания.
– Могут ли эти буквы быть словами?
– Как эти слова называются в грамматике?
(Союзы.)
– Когда мы в своей речи используем союзы?
– Каллиграфически и грамотно запишите
предложение.
– Разберите предложение по составу. Составьте
схему. Что можем сказать об этом предложении?
Как соединены простые предложения между
собой? (Союзом «и».)
– Какой знак препинания стоит перед союзом «и»?
– Когда мы не ставим запятую перед союзом «и»?
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
4
Выдвигать
гипотезу и
обосновывать
ее.
Осуществлять
актуализацию
личного
жизненного
опыта. Уметь
слушать в
соответствии с
целевой
установкой.
Принимать и
сохранять
учебную цель
и задачу.
Дополнять,
уточнять
высказанные
мне­
ния по
существу
полученного
задания

1
Работа над
словами с
непроверяемы
м написанием
III.
Сообщение
темы урока.
Определение
целей урока
2
3
4
Продолжение табл.
Организует работу над словами с
непроверяемым написанием.
– Отгадайте загадки:
Апельсина брат меньшой,
Потому как небольшой.
(Мандарин.)
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нем полезный витамин.
Это спелый … (апельсин).
Под палящим солнцем рос
Золотистый … (абрикос).
– Прочитайте слова по стрелкам и объясните их
правописание.
– Составьте одно предложение, используя все
четыре словарных слова.
– Чем интересно данное предложение?
– Расставьте знаки препинания
Задает вопросы. Комментирует ответы,
предлагает сформулировать цель урока
Составляют схему сложного предложения.
[ = - ], и [ = - ].
По стрелкам читают словарные слова: «апельсин»,
«абрикос», «урожай», «мандарин».
Составляют и записывают предложение.
(См. РМ, Приложение 3.)
– Это предложение с однородными членами
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы,
формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока: не путать
сложные предложения и простые предложения с
однородными членами, грамотно писать сложные
предложения и расставлять знаки препинания
Принимать
и сохранять
учебную цель
и задачу

Продолжение табл.
1
IV.
Объяснение
нового
материала.
Наблюдение
над языковым
материалом.
Работа
по учебнику
(упражне­
ние 53)
V. Первичное
закрепление
знаний.
Самостоятель
ная работа.
2
3
Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Как могут простые предложения соединяться в
сложные?
– Прочитайте. Где пропущены запятые? Объясните
свой ответ. (Запятая пропущена в предложении
«Ветер тучи гонит, ветер в трубах воет». Это
предложение сложное.)
– Какой темой можно объединить все
предложения? (Тема «Ветер».)
– Определите тип каждого предложения: простое
или сложное.
– Спишите простые предложения с однородными
членами. Ставьте, где нужно, запятые. Подчеркните
в предложениях главные члены
Задает вопросы. Комментирует и корректирует
ответы. Наблюдает за работой учащихся.
Помогает, при необходимости проверяет
ответы. Комментирует ход решения.
Организует самостоятельную работу.
– Выберите 2–3 схемы и составьте к ним
предложения на тему «Листопад». Не забывайте,
что красивой нашу речь делают имена
прилагательные. Какие листья осенью? (Золотые,
разноцветные, резные.)
– А теперь приступайте к выполнению задания.
Выводят языковые закономерности, лежащие в
основе изучаемого понятия или правила.
Анализируют формулировку правила (понятия),
данную в учебнике. Проводят наблюдения на
материале связных текстов.
Записывают простые предложения. Ставят
пропущенные запятые. Подчеркивают главные
члены предложения.
Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет.
Веют осенние ветры в мрачной дубраве.
Ветер весело примчал, все деревья закачал.
Выполняют дидактические упражнения, отвечают
на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют
новые знания на новом языковом материале.
Выполняют аналитические упражнения. Участвуют
в обсуждении вопросов по теме.
Составляют предложения по данным схемам.
4
Осуществлять
анализ
объектов с
опорой на
визуализацию
Осознанно и
произвольно
строить
речевое
высказывание
в устной
форме,
обосновывать
свое мнение.
Согласовывать
усилия по
решению
учебной

Продолжение табл.
4
задачи.
Кол­во баллов
Договариватьс
я
и приходить
к общему
мнению при
работе в паре.
Учитывать
мнение соседа
по парте.
Осуществлять
контроль
по результату
3
Схема
].
1 балл
2 балла
2 балла
2 балла
3 балла
3 балла
3 балла
В ходе проверки отвечающий ученик называет
номер схемы и зачитывает предложение, а
остальные
проверяют и показывают сигнальными карточками,
соответствует ли предложение схеме.
Работают в парах.
Готовят устный рассказ на тему «Что я знаю о
сложном предложении» по плану.
1
2
Проводит проверку самостоятельной работы.
– Сколько баллов вам удалось набрать?
– Назовите номер схемы и зачитайте самое
 и  ].
интересное предложение.
и
– Обратите внимание на схемы 2–5. Почему в схеме
и
5 перед союзом «и» стоит запятая, а в остальных
случаях нет? (Запятая ставится, если
предложение сложное, так как она разделяет
на письме два простых предложения.)
[ – =], и [ = – ].
[ – =], а [ = – ].
[ – =], но [ = – ].
]
Работа в
парах.
Организует работу в парах.
– Подготовьте в парах связный рассказ на тему
«Что я знаю о сложном предложении». Построить
свой рассказ вам поможет план. Не забудьте, что
каждую свою мысль нужно подтверждать
примером.
П л а н устного сообщения:
1. Какое предложение называется сложным? Как
его отличить от простого?
2. Как могут быть связаны между собой части
сложного предложения?
3. Что общего у союзов «и», «а», «но», и чем они
различаются?

1
2
3
4
Продолжение табл.
4. Постановка и роль запятой в сложном
предложении.
5. Что нужно помнить, чтобы не ошибиться в
постановке запятой в сложном предложении с
союзами «и», «а», «но» и в предложении с
однородными членами?
– Прочитайте. Где пропущены запятые?
– Выпишите сначала простые предложения с
однородными членами, а потом сложные
предложения.
– Поставьте, где нужно, запятые и определите,
какие буквы пропущены в словах.
– Объясните постановку запятых в предложениях
Организует работу в рабочей тетради.
– Прочитайте отрывок стихотворения З.
Федоровской. Вставьте пропущенные буквы и
запятые.
– Какая из данных схем подойдет к первому
предложению и почему? Обведите номер этой
схемы
в кружок. (См. РМ, Приложение 5, 6.)
Работа
по учебнику
(упражне­
ние 54)
VI.
Дальнейшая
работа
по
закреплению
и обобщению
приобретенн
ых знаний и
умений.
Работа в тет­
ради (зада­
ние 52)
Выписывают простые, а затем сложные
предложения. Вставляют пропущенные буквы и
запятые.
Выполняют звуко­буквенный разбор слова «обед».
(См. РМ, Приложение 4.)
Выполняют задание в рабочей тетради: вставляют
пропущенные буквы и запятые.
(См. РМ, Приложение 7.)
Осуществлять
анализ с целью
нахождения
соответствия
заданному
эталону.
Формулироват
ь свое мнение
и позицию

2
3
1
VII. Итог
урока.
Рефлексия
Домашнее
задание
Организует оценивание результатов выполнения
заданий на уроке. Предлагает детям оценить их
работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.
Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Какое предложение называется сложным? Как его
отличить от простого?
– С помощью чего соединяются части сложного
предложения?
– Зависит ли постановка запятой от того, какой
именно союз соединяет части сложного
предложения?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените
себя
Проговаривает и объясняет домашнее задание.
Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить задание 53 в рабочей тетради,
упражнение 55 в учебнике
Окончание табл.
4
Осуществлять
самоконтроль
учебной
деятельности
Отвечают на вопросы. Определяют свое
эмоциональное состояние на уроке. Проводят
самооценку, рефлексию. Проговаривают цель
урока, определяют, достигнут результат или нет,
высказываются о трудностях, с которыми
столкнулись на уроке.
Продолжают высказывания:
У меня получилось…
Я научился…
Сегодня на уроке я смог…
Урок дал мне для жизни…
За урок я…
Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы
Осознавать,
принимать,
сохранять
учебные
задачи
Приложение 1
Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку.
Организация начала урока

Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.

Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

Главная мысль текста - это то главное, о чём хотел сказать автор писателю.

В тексте есть начало, основная часть, концовка.

Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.

Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

Главная мысль текста - это то главное, о чём хотел сказать автор писателю.

В тексте есть начало, основная часть, концовка.

Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.

Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

Главная мысль текста - это то главное, о чём хотел сказать автор писателю.

В тексте есть начало, основная часть, концовка.

ВИДЫ ТЕКСТА

Текст повествование

Текст описание

(какой? какая? какое? какие?)

Текст рассуждение

ВИДЫ ТЕКСТА

Текст повествование
рассказывается, сообщается о чём-либо.

(что? где? как? когда произошло?)

Текст описание

описывается внешний вид кого или чего – либо.

(какой? какая? какое? какие?)

Текст рассуждение

объясняется, доказывается что - либо; говорится о причинах явлений, событий.

_____________________________________________

ВИДЫ ТЕКСТА

Текст повествование
рассказывается, сообщается о чём-либо.

(что? где? как? когда произошло?)

Текст описание

описывается внешний вид кого или чего – либо.

(какой? какая? какое? какие?)

Текст рассуждение

объясняется, доказывается что - либо; говорится о причинах явлений, событий.

_____________________________________________

ВИДЫ ТЕКСТА

Текст повествование
рассказывается, сообщается о чём-либо.

(что? где? как? когда произошло?)

Текст описание

описывается внешний вид кого или чего – либо.

(какой? какая? какое? какие?)

Текст рассуждение

объясняется, доказывается что - либо; говорится о причинах явлений, событий.

_____________________________________________

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Побудительные: Идите скорее!

2.По интонации:

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Предложение - это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

В каждом предложении есть главное по смыслу слово, которое выражает главную мысль предложения.

1.По цели высказывания предложения бывают:

Повествовательные: На дворе стоит прекрасная погода.

Вопросительные: Почему вы не гуляете?

Побудительные: Идите скорее!

2.По интонации:

Восклицательные: Мне подарили щенка!

Невосклицательные: Мне подарили щенка.

3. По наличию второстепенных членов:

Нераспространенное: Весна пришла.

Распространенное: Пришла долгожданная весна.

4.Простые и сложные предложения:

Узкая тропинка уходила далеко в лес. – простое (Имеет одну грамматическую основу)

Утром пригревало солнышко, а к вечеру стукнул мороз. - сложное

(имеет две и более грамматических основ)
5. С однородными членами и без однородных членов.

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

кому? чему?

кого? что?

о ком? о чём?

и подчёркивается пунктиром -------- . Дополнение чаще всего выражается существительным или .5. 5.Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда? и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1.Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее чаще всего выражено именем существитель - ным. Подчёркивается одной чертой.

2.Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала? Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.

3. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркивается

волнистой линией. Определение выражается прилагательным.

4. Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: кого? чего?

кому? чему?

кого? что?

о ком? о чём?

и подчёркивается пунктиром -------- . Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.5. 5.Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда? и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.

Например: В зеленой роще путников встретили веселые голоса птиц.

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ

То, что обозначает слово, является его лексическим

значением.

Слова могут называть: людей, животных, растения, вещи, явления природы, чувства, действия, признаки, числа и др.

Если слова имеют несколько значений, то они называются многозначными.

Текст - это последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и общей мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения.

Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.

Вконтакте

Одноклассники

Именно благодаря этой связи, в тексте могут возникать разные смысловые отношения между предложениями. Например, одно предложение может противопоставляться другому, объяснять его значение или же уточнять какие-то детали. Это помогает автору лучше раскрывать свою мысль, более точно передавать эмоции или показывать читателю различные смысловые оттенки.

Рассмотрим основные способы и средства связи между предложениями в тексте.

Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную. В первом случае все новые предложения связаны с предыдущими, словно звенья одной цепи (отсюда и название). Во втором случае предложения друг с другом, на первый взгляд, никак не связаны, однако выстроены вокруг одного общего тезиса. Разберем оба эти способа более подробно.

Цепная связь

Это самый распространенный вид связи предложений в тексте. Она возникает там,где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. По-другому этот вид связи называется последовательным или линейным.

Работает такая связь очень просто: из одного предложения берется какая-либо информация и развивается в следующем предложении. Например:

Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.

Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, но рассказ о нем продолжается и во втором. Благодаря такому повтору, оба высказывания выглядят связными и последовательно развивают одну и ту же тему.

Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.

Легко заметить, что смысл цепной связи заключается в повторе. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяются какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте. Вот самые распространенные варианты цепной связи:

Параллельная связь

При использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления. Например:

Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.

Здесь фраза «Наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания. Кстати, по-другому параллельная связь предложений в тексте так и называется - централизованная.

Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно как угодно менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.

Обычно структура текста с параллельными связями выглядит так:

  1. Зачин, то есть центральный тезис, вокруг которого строится остальной текст.
  2. Серия высказываний, которые раскрывают или доказывают тезис.
  3. Необязательная часть: смена плана. Это самое последнее предложение, которое может быть выводом из всего сказанного или служит «мостиком» к следующему тексту.

Вот пример абзаца , построенного по этой схеме:

Наш кот Василий - вредное животное. По ночам он бегает по комнатам и будит всех своим топотом. По утрам он просит есть и мяукает на весь дом. Не проходит и недели, чтобы он не разбил на кухне чашку, или тарелку. Однако мы все равно его очень любим.

У предложений с централизованными связями есть два характерных признака:

  1. Параллелизм структуры. Это значит, что у предложений в общих чертах сохраняется порядок слов и их форма. А иногда для большей выразительности в них повторяют первое слово.
  2. Единство форм сказуемых. Чаще всего это глаголы в одной форме (как в примере выше: бегает, будит, просит, мяукает ).

Тексты с централизованной связью помогают автору рассказывать сразу о нескольких явлениях, предметах или событиях. Такой прием часто встречается в описании и повествовании.

Сочетание разных способов связи

Цепная и параллельная связь редко встречается поодиночке. Если текст сравнительной большой, то в нем наверняка будет встречаться и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ соединения предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, для описания комнаты главного героя писатель может использовать текст с централизованной связью, а для рассказа о том, как прошел его день - с цепной.

Но бывает и так, что оба способа могут применяться даже в одном абзаце. Например:

Автобус не было, и люди на остановке начали волноваться. Мужчина в помятой шляпе каждую минуту доставал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Пожилая женщина морщилась и с надеждой глядела на вечернее шоссе. Но шоссе по-прежнему оставалось пустым и безлюдным.

Здесь второе и третье предложение присоединены с помощью параллельной связи, а четвертое - с помощью цепной.

Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства как смысловые, так и грамматические. Сегодня филологи разделяют их на три группы:

  • Лексические,
  • Морфологические,
  • Синтаксические.

Рассмотрим каждую из этих групп более подробно .

Лексические средства

Эти средства связи можно условно разделить на шесть категорий:

1. Лексические повторы, то есть повторение слов или словосочетаний. Например:

В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.

2. Однокоренные слова:

Мы надеялись, что осенью соберем хороший урожай. И наша надежда оказалась не напрасной.

3. Синонимы. К этой же группе относятся различные синонимические замены: контекстуальные синонимы, описательные обороты, родовидовые слова и так далее.

Книгу издали уже через четыре месяца. Однако роман вызывал шквал негодования и у критиков, и у читателей.

Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи и характеры персонажей.

4. Антонимы, в том числе и контекстуальные. Например:

И тут выяснилось, что друзей у Василия Петровича было мало. Врагов оказалось гораздо больше.

5. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:

В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.

6. Слова на одну и ту же тему:

Наступила зима . Через неделю выпал снег и начались сильные морозы .

Морфологические средства

Для создания морфологической связи используются различные части речи:

1. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложения. Например:

Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато мы поймали двух карасей и одного пескаря.

2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоименные наречия. Например:

Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они д аже не догадывались, что их здесь ожидает.

3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые сразу к нескольким предложениям с параллельной связью:

Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела серая огромная паутина. Окна, судя по всему, не мыли уже лет пять. Здесь везде царили беспорядок и запустение.

4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме:

Наступила поздняя осень. С деревьев в парке осыпались листья. По крышам забарабанили долгие и унылые дожди.

5. Степени сравнения прилагательных и наречий:

Место для стоянки было отличным. Лучше и придумать было нельзя.

Синтаксические средства

Их тоже можно разделить на пять категорий:

1. Синтаксический параллелизм, то есть использование одинакового порядка слов. При этом сами слова обычно находятся в одинаковой морфологической форме:

Человек сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу возле его ног.

2. Парцелляция - оформление частей законченного высказывания в виде отдельных предложений.

Котята уже повзрослели и вылезают из коробки. Бегают по комнате. Мяукают.

3. Неполные предложения:

Знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!

4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы. Вот несколько примеров:

Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.

Хотите попробовать летом что-нибудь необычное? Приготовьте испанский холодный суп из томатов!

5. Использование прямого и обратного порядка слов:

Это день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.

Чтобы научиться правильно распознавать и использовать различные средства связи, нужно запомнить следующее: