Меню Рубрики

Инвестиции ворота арктики новый порт. «Ворота Арктики» открыты на Ямале. Проект «Новый порт

«Ворота Арктики» — уникальное техническое сооружение высотой более 80 м, рассчитано на работу в экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже -50 градусов по Цельсию, толщина льда может превышать 2 м.

Инженерная конструкция, разрушившая шаблоны. Новая страница в технологии отгрузки жидких углеводородов в условиях Заполярья. Арктический нефтеналивной терминал - звено, связывающее береговую инфраструктуру месторождения и морские суда. Нефтяной терминал «Ворота Арктики» способен круглогодично отгружать 8 с половиной миллионов тонн нефти: его высота 80 метров, под водой еще 17 метров. Удерживает всю эту конструкцию на дне 12 свай, диаметр каждой 2,5 метра, длина - 85 метров.

Объект оснащен двухуровневой системой противоаварийной защиты и отвечает самым жестким требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Технология «нулевого сброса» исключает попадание любых посторонних веществ в акваторию Обской губы.

Нефть с месторождения к пункту сбора на побережье Обской губы и далее — к терминалу, поступает по нефтепроводу протяженностью более 100 км. Инфраструктура, созданная на месторождении и на берегу Обской губы, позволяет осуществлять перевалку до 8,5 млн тонн нефти в год.

«Новый порт» - единственный в мире терминал, расположенный в пресных водах за Полярным кругом. Выносное отгрузочное устройство состоит из двух рукавов. Каждый протяженностью 68 метров. С их помощью «чёрное золото» попадает на танкеры. 25 мая 2016 года команду к первой отгрузке нефти дал президент России.

При проектировании терминала выполнялись математическое и натурное моделирование в ледовых бассейнах. В результате конструкция возведена с учетом особенностей сурового региона и состоит из неподвижного основания и вращающейся башни. Длина поворотного ствола 78 метров. В башне находится аппаратная. Здесь электроника без людей поддерживает связь с берегом.

«Наш проект, он вообще такой интересный - на стыке двух областей знаний: морская логистика и традиционная нефтяная отрасль. Где-то год-два ушло на выработку этого решения. Рассматривалась много вариантов, мы привлекали достаточно много сторонних экспертов. В итоге остановились на Мысе Каменном и, как оказалось, решение было верным» , - говорит Сергей Девятьяров, главный инженер «Газпромнефть-Ямала».

Из всех возможных путей доставки нефти до потребителя специалисты «Газпром нефти» выбрали морской, как самый оптимальный. Сейчас в распоряжении компании уже 5 танкеров ледового класса Arc7. Они самостоятельно могут преодолевать льды, толщиной 1,8 метра. Спроектированы и построены суда специально для работы в мелководной акватории Обской губы.

К терминалу швартуется танкер «Штурман Скуратов». С мая 2016 года таким образом было отгружено почти 200 танкеров. Если перевести в стандартные железнодорожные - 62 тонные цистерны. Если их выстроить в один поезд, то ежедневно с Новопортовского месторождения в закрома Родины отправляется поезд длиной почти 5 километров.

Отгрузка нефти через терминал «Ворота Арктики» организована с учетом современных требований производственной безопасности. В подтверждение этого компания «Газпромнефть-Ямал» получила бессрочную лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами от Министерства транспорта России.

Терминал располагается в акватории Обской губы, в 3,5 километрах от берега. При его проектировании компания особое внимание уделила вопросам сохранения экологии региона. Для установки конструкции выбрали участок, где нет стояния рыбы. В случае возникновения нештатной ситуации предусмотрена мгновенная расстыковка терминала и судна. К тому же все системы «Ворот Арктики» дублируются и спроектированы по принципу нулевого сброса.

«Принцип нулевого сброса - это не какое-то отдельное оборудование или деталь, которая не допускает выброса. Это принципиальный подход к проектированию и эксплуатации терминала, не допускающий контакта продукта с атмосферой», - Александр Липатников, начальник отдела эксплуатации арктического терминала «Газпромнефть-Ямала».

Нефть Новопортовского месторождения имеет собственную марку - Novy Port, которая по качеству превосходит не только российскую смесь «Юралс», но и европейский сорт «Брент». Качество каждой партии проверяется в химико-аналитической лаборатории. После чего сырье поступает на терминал с приёмо-сдаточного пункта, расположенного на берегу. Оборудование здесь обеспечивает безостановочную работу терминала.

«Низкие температуры не влияют на наш процесс, потому что установка была и спроектирована, и рассчитана именно на температуры работы в Ямале. Поэтому минус 50 - это для нас не предел и не мешает нам работать», - заявил Василий Коляда, начальник ПСП промысла по обслуживанию Новопортовского НГКМ «Газпромнефть-Ямала».

За год через «Ворота Арктики» отгружено почти 4,5 миллиона тонн сырья. В перспективе на Новопортовском месторождении увеличение числа промысловых скважин и расширение резервуарного парка. Это позволит сократить время загрузки одного танкера с 17 часов вдвое и выйти на плановую годовую мощность терминала в 8 миллионов тонн.

Владимир Путин дал сегодня в режиме видеосвязи команду к отгрузке нефти Новопортовского месторождения через новый арктический терминал «Ворота Арктики».

«Мы сегодня начнём новый этап освоения Ямала, по сути новый этап освоения Новопортовского месторождения. Это знаковое, большое событие, имею в виду, что и проект - один из самых капиталоёмких в нефтегазовой отрасли в России, - сказал президент. - За последние три года 186 миллиардов было направлено на реализацию этого проекта, применены новейшие технические решения, высокотехнологичные решения, связанные с работой в таких суровых условиях на полуострове Ямал, в самой северной его точке. Впервые нефть будет отгружаться не по трубопроводам, а морем».

О готовности терминала к работе доложил председатель правления компании «Газпром» Алексей Миллер. Он рассказал, что объект находится в 700 километрах от существующей трубопроводной инфраструктуры, с Новопортовским месторождением терминал соединяет нефтепровод длиной более 100 километров, проектная мощность терминала составляет до 8,5 миллионов тонн.

«Терминал позволяет осуществлять отгрузку нефти в экстремальных природно-климатических условиях: это температура до минус 50 градусов Цельсия, скорость ветра до 40 метров в секунду и толщина льда в Обской губе до 2,5 метров, - сообщил Миллер. - Терминал является морским, с берегом его соединяет морской нефтепровод. Терминал является терминалом башенного типа, высота крана над уровнем воды составляет 61 метр, 78 метров это длина поворотного стола».

Председатель правления «Газпрома» также отметил, что «Ворота Арктики» полностью соответствуют самым высоким требованиям промышленной безопасности и охраны окружающей среды. На терминале применена так называемая технология нулевого сброса, это значит, что ни при каких условиях вредные, загрязняющие вещества не попадут в акваторию Обской губы.

«Терминал полностью автоматизирован и управляется с берега. Аналогов таких терминалов в мире нет, нет таких промышленных объектов с такими характеристиками за Полярным кругом. Без сомнения, с вводом терминала Россия делает серьезный шаг к дальнейшему освоению богатейших углеводородных ресурсов Крайнего Севера и развития Северного морского пути», - резюмировал Миллер.

После него слово взял генеральный директор «Газпром нефть» Александр Дюков. Он доложил об обустройстве Новопортовского месторождения, долго остававшемся неосвоенным по причине отсутствия технологий по разработке, а также невозможности вывоза, транспортировки нефти с данного месторождения.

«Если говорить о качестве нефти Novy Port, то этот сорт характеризуется высоким качеством, относится к легким нефтям с низким содержанием серы, что дает ему дополнительные конкурентные преимущества на мировых рынках нефти. Эта нефть более качественна, чем нефть марки Brent и торгуется с премией к нефти марки Brent, - представил продукт Дюков. - Мы продолжаем строительство высокотехнологичных горизонтальных скважин на месторождении. Расширяем и развиваем наземную инфраструктуру. Ведется строительство мощной электростанции. На Выборгской судоверфи мы приступили к строительству новых современных, мощных ледоколов, которые будут работать на этом проекте».

Глава «Газпром нефти» также заверил президента в том, что многомиллиардные инвестиции в проект обязательно окупятся - за время эксплуатации данного терминала налоговые поступления в бюджеты всех уровней превысят 1,5 триллиона рублей.

В поселке Мыс Каменный (полуостров Ямал, Ямало-Ненецкий автономный округ) состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу круглогодичной отгрузки ямальской нефти через арктический нефтеналивной терминал «Ворота Арктики».

Новопортовcкое нефтегазоконденсатное месторождение – самое крупное по запасам нефти на Ямале – находится в 700 километрах от существующей трубопроводной инфраструктуры. В этой связи было принято решение впервые в истории российской нефтегазовой отрасли вывозить ямальскую нефть морским путем.

Терминал построен для обеспечения круглогодичной транспортировки нефти морем, в том числе в экстремальных природно-климатических условиях.

Использование новейших технологий при создании добычной, транспортной и, главное, отгрузочной инфраструктуры позволило всего за четыре года организовать промышленную добычу нефти на месторождении. Уже в 2018 году здесь планируется добыть 6,3 млн тонн сырья.

По нефтепроводу протяженностью более 100 км нефть с Новопортовского месторождения поступает на побережье Обской губы. Она имеет критически малую для навигации глубину судоходного фарватера – 11 метров, в связи с чем нефтеналивной терминал размещен непосредственно в море – в 3,5 км от берега. Мощность терминала по перевалке нефти составляет до 8,5 млн тонн в год. Он позволяет круглогодично отгружать нефть, добываемую на Ямале, на танкеры для дальнейшей транспортировки по Северному морскому пути.

Морской терминал «Ворота Арктики» является уникальным сооружением. Терминал рассчитан на работу в экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже –50 градусов по Цельсию, толщина льда может превышать два метра. Он имеет двухуровневую систему защиты и отвечает самым жестким требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды.

Терминал является морским, с берегом его соединяет морской нефтепровод. Терминал является терминалом башенного типа, высота крана над уровнем воды составляет 61 метр, 78 метров – это длина поворотного стола.

Оборудование терминала полностью автоматизировано и надежно защищено от гидроударов. Специальная система позволяет мгновенно производить расстыковку терминала и танкера, сохраняя герметичность разъединяемых элементов. Технология «нулевого сброса» исключает попадание любых посторонних веществ в акваторию Обской губы, что крайне важно для сохранения экологии Арктики. Кроме того, подводный трубопровод, соединяющий терминал с прибрежным резервуарным парком, защищен дополнительной бетонной оболочкой.

Аналогов таких терминалов в мире нет, нет таких промышленных объектов с такими характеристиками за Полярным кругом.

В режиме видеосвязи Президент России Владимир Путин дал команду к отгрузке нефти Новопортовского месторождения через новый терминал, о готовности которого к работе доложили председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер и генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков. Участие в церемонии принял губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин.

Владимир Путин

«Мы сегодня начнём новый этап освоения Ямала, по сути новый этап освоения Новопортовского месторождения. Это знаковое, большое событие, имею в виду, что и проект – один из самых капиталоёмких в нефтегазовой отрасли в России. За последние три года 186 миллиардов было направлено на реализацию этого проекта, применены новейшие технические решения, высокотехнологичные решения, связанные с работой в таких суровых условиях на полуострове Ямал, в самой северной его точке. Впервые нефть будет отгружаться не по трубопроводам, а морем».

Алексей Миллер

«“Газпром” последовательно осваивает российскую Арктику. Успешно идет добыча нефти на Приразломном месторождении – единственном на российском арктическом шельфе проекте по разработке углеводородов. На полуострове Ямал полным ходом развивается центр газодобычи, не имеющий мировых аналогов. Теперь здесь вместе с газовым центром мы создаем новую нефтяную провинцию. “Ворота Арктики” открыты для нефти Ямала, которая будет круглогодично поступать европейским потребителям по Северному морскому пути».

Александр Дюков

«Новопортовское месторождение было открыто более 50 лет назад и стало первым месторождением углеводородов, открытых на полуострове Ямал. Долгое время отсутствие технологий по разработке столь сложных месторождений, как Новопортовское, отсутствие возможности вывоза, транспортировки нефти с данного месторождения не позволяли приступить к его освоению. Применение нами новых современных технологий XXI века позволило начать разработку этого месторождения.

Если говорить о качестве нефти Novy Port, то этот сорт характеризуется высоким качеством, относится к лёгким сортам нефти с низким содержанием серы, что даёт ему дополнительные конкурентные преимущества на мировых рынках нефти. Эта нефть более качественна, чем нефть марки Brent, и торгуется с премией к нефти марки Brent».

Дмитрий Кобылкин

«Для Ямала новый терминал имеет неоценимое социальное значение. Это и пополнение бюджета. Мы здесь каждый день доказываем, что Арктика – это территория постоянного проживания многих тысяч россиян. Это – зона комфортной жизни и эффективного труда. Здесь за каждой победой стоит высокий профессионализм и самоотверженный труд. Новый Арктический терминал, который создали энергетики России, – это мощный инструмент повышения уровня и качества жизни северян, стабильности российской экономики. А это считаю главным – чтобы людям жилось лучше. Особенно в суровой Арктике».

Справка. Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение расположено в юго-восточной части полуострова Ямал, в 250 км к северу от г. Надыма и в 30 км от побережья Обской губы. Извлекаемые запасы жидких углеводородов категорий C1+С2 составляют более 250 млн тонн. Оператор разработки месторождения – ПАО «Газпром нефть».

Сорт нефти Novy Port относится к сортам средней плотности и содержит меньше серы (около 0,1), чем смесь Urals.

Возможность вывоза нефти морским путем была подтверждена в 2011 году после опытной проводки атомного ледокола из порта Сабетта (северо-восток полуострова Ямал) до мыса Каменный. Первый в российской истории опыт вывоза нефти с Ямала танкером по морю был получен летом 2014 года.

К настоящему времени объем инвестиций в развитие Новопортовского месторождения составил 180 млрд рублей, ожидаемые налоговые поступления за время реализации проекта превысят 1,5 трлн рублей.

В период разработки месторождения реализуется программа по увеличению популяции северных промысловых рыб. В частности, в 2015 году в Обь и реки Обь-Иртышского бассейна было выпущено около 4 млн мальков муксуна и других видов рыб. В 2016–2018 годах запланирован выпуск еще 24 млн мальков муксуна.

Сегодня я бы хотел рассказать про очень уникальный объект, единственный в мире терминал для отгрузки нефти, расположенный за Полярным кругом, да ещё и в пресных водах. Речь идёт о «Воротах Арктики». Представляете, это гигантское техническое сооружение высотой более 80 м, рассчитано на работу в очень экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже -50 градусов, а толщина льда может превышать 2 метров. Сам проект является важнейшим элементом для роста грузоперевозок по Северному морскому пути, а также дальнейшему развитию и освоению арктических шельфовых месторождений.


2. А мы опять летать, в этих краях вертолёт, как маршрутка. Ещё минут 30 полёта (от Нового Порта), и мы на месте.

3. Географически село Мыс-Каменный расположено на западе Обской губы полуострова Ямал, вдоль Каменной косы. Оно было основано как база Заполярной геофизической экспедиции.

5. Что касается такого названия посёлка, то существует несколько версий. Основная гласит, что в своё время просто был неправильно осуществлен перевод с ненецкого языка, и в результате вместо «Кривой мыс» («Пэй-саля») мы имеем «Мыс Каменный»(«Пэ-саля»)

Поверив в свои силы, что нефти на Новопортовском месторождении много и экономически выгодно её добывать, стали думать, как же её отсюда вывозить. Подключили ученых из Крыловского государственного научного центра кораблестроения и морской техники. Важно было придумать такой способ, чтоб все двенадцать месяцев в году танкеры были на ходу, помощь атомных ледоколов допускалось.

Первоначально рассматривалось12 вариантов транспортировки нефти с Новопортовского месторождения потребителям. В прошлый раз я уже писал, когда рассказывал про само месторождение, что ближайший магистральный нефтепровод находится в 740 км от Нового Порта и тянуть трубу до него экономически не целесообразно, кроме этого, отдавать такую ценную нефть в общую солянку как-то жалко, там же она в трубе смешивается и что получится на выходе - большой вопрос. Другой вариант предусматривал строительство магистрального нефтепровода до ж/д станции Паюта протяженностью около 200 км, откуда нефть доставлялась бы потребителям железнодорожным транспортом. В этом случае новопортовская нефть пошла бы на внутренний рынок, а не в Европу, что тоже сулило меньшими доходами. Да и пропускная способность железнодорожной инфраструктуры тоже не безгранична. Поэтому и было принято решение поработать над проектами транспортировки по морю. Напомню, нефть с месторождения до побережья доставляется по напорному нефтепроводу протяженностью более 100 км.

Сейчас на берегу Обской губы построена вся необходимая инфраструктура: подводный и сухопутный нефтепроводы, резервуарный парк, насосные станции с системой защиты от гидроударов, которая гарантирует герметичность трубопровода.

Опытную проводку реализовали в 2011 году из порта Сабетта с помощью атомного ледокола «Вайгач». Первая нефть сорта Novy Port отправилась в Европу по Северному морскому пути летом 2014 года, а в 2015-м начались и зимние отгрузки. Почему именно в Северную Европу, это объясняется тем, что, во-первых, с географической точки зрения она наиболее близка к месторождению плюс там расположены НПЗ, специализирующие на переработке лёгкой малосернистой нефти, т.е., в яблочко, Novy Port, как раз таких кровей.

Для того, чтобы такой амбициозный проект полетел, было принято решение даже создать собственный флот, причём в составе, как танкеров, так и новых ледоколов арктического класса. Эти корабли должны с легкостью преодолевать льды толщиной до 1,8 м, а на борт брать около 35 тыс. тонн груза. И при этом оборудованы носовыми погрузочными устройствами для загрузки сырья с башенного терминала. Осенью 2016 года на воду был спущен 1й такой танкер - Штурман Альбанов, а всего к концу 2017 г количество танкеров нового поколения, работающих на проекте Новый порт, достигнет шести.

Первоначально, до мая 2016 года, нефть грузилась на танкеры с берега с помощью временных шланголиний. Построить нефтеналивной терминал на берегу не представлялось возможным, тут мелко, да ещё и течение. Поэтому было принято решение разместить его в 3,5 км. от берега. Для поддержания заданной температуры сырья его спроектировали в виде двух утепленных трубопроводов, по которым в период между отгрузками циркулирует подогретая нефть.

25 мая 2016 г при участии Владимира Путина был торжественно открыт морской нефтетерминал «Ворота Арктики». Именно с этой даты компания получила возможность осуществлять круглогодичную отгрузку нефти сорта Novy Port потребителям. Мощность терминала «Ворота Арктики» по перевалке нефти составляет до 8,5 млн тонн в год.

А теперь давайте я попугаю размерами. Общая высота СМЛОТ «Ворота Арктики» - 80 м, при этом над морем он возвышается на 61 м, а высота подводной части - 17 м. Длина поворотного ствола составляет 78 м, а длина стрелы - 67 м. Установка терминала «Ворота Арктики» производилась с помощью одного из крупнейших в мире крановых судов «Олег Страшнов» грузоподъемностью 5 тыс. тонн. С танкерами он контактирует благодаря двум нефтеналивным рукавам длиной по 68 метров.

19. "Пробка" за Новопортовской нефтью:). Все хотят урвать себе немного такого классного черного золотишка.

20. Рядом с терминалом дежурит многофункциональное аварийно-спасательное судно Балтика.

МФАСС «Балтика» инновационного проекта Р-70202 было построено на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта Российской Федерации в рамках контракта, заключенного 09 ноября 2011 года. Проект Р-70202 инновационного ледокола для борьбы с аварийными разливами нефти и спасательных операций был разработан финской компанией Aker Arctic Technology. Конструктивная особенность судна - асимметричный корпус, оснащенный тремя полноповоротными винторулевыми комплексами общей мощностью 7,5 МВт. Это позволяет судну идти косым ходом, прокладывая во льду канал, в 2,5 раза, превышающий ширину его корпуса, - до 50 метров при ширине корпуса в 20,5 метра. Судно способно продвигаться в ровном льду толщиной один метр, и в «косом» режиме сможет прокладывать канал шириной 50 метров. Судно предназначено для выполнения широкого спектра аварийно-спасательных операций как на чистой воде, так и в ледовых условиях, включая ликвидацию аварийных разливов нефти.

Судно «Балтика» («Baltika») IMO: 9649237, флаг Россия, порт приписки Большой порт Санкт-Петербург, было принято государственной комиссией 30 мая 2014 года, строительный номер 508. Владелец: Росморречфлот, Россия. Оператор: ФБУ «Госморспасслужба России». 30 декабря 2014 года ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» приняла в эксплуатацию. Стоимость строительства составила 78 млн. евро. Основные характеристики: Тоннаж 3800 тонн, дедвейт 1150 тонн. Длина 76,4 метра, ширина 20,5 метра, осадка 6,3 метра. Скорость хода 14 узлов, в ровном льду толщиной 1 метр 3 узла. Мощность трех дизельных генераторов 7,5 МВт. Экипаж 24 человека. На борту предусмотрено размещение для 12 человек специального персонала. Автономность 20 суток (для 24 человек). Ледокол оснащен специальным оборудованием для ликвидации аварийных разливов нефти, тушения пожаров, экологического мониторинга.

24. Сделав несколько кругов над терминалом и посёлком, мы наконец приземлились.

25. Мыс-Каменный - это закрытый поселок, попасть сюда без приглашения довольно сложно, на выходе из вертолёта нас встречают пограничники, проверяют все формальности и только после этого приглашают в гости.

27. Приёмо-сдаточный пункт «Мыс Каменный» и его операторская. Отсюда проходит мониторинг за всеми процессами. А так СМЛОТ «Ворота Арктики» работает полностью автономно, в башне терминала находится аппаратная, где электроника поддерживает связь с операторной ПСП. Специальная система позволяет мгновенно производить расстыковку терминала и танкера, сохраняя герметичность разъединяемых элементов.

28. А это уже Химико-аналитическая лаборатория

При проектировке нашего проекта был взят опыт нефтеналивного терминала проекта Сахалин-1 в поселке Де-Кастри Хабаровского края. Отличия, конечно, были, там лёд морской, а наш пресноводный и более плотный, да и климат на Мысе Каменный посуровей будет. Но учёные мужи, проведя большое количество испытаний в ледовых бассейнах Крыловского государственного научного центра и Морского института Гамбурга, всё-таки нашли необходимые решения. В итоге в основании терминала «Ворота Арктики» был заложен ледовый конус, выступающий в качестве ледолома. Кроме этого устойчивость терминала обеспечивают 12 свай длиной 85 метров и диаметром до 2,5 метров. Нефтепровод, который соединяет приемо-сдаточный пункт (ПСП) и терминал состоит из 2 труб, проложенных по дну Обской губы, общей протяженностью 7,9 км. Эти трубы утеплены от берега до границы вечной мерзлоты, диаметр трубы - 720 мм, толщина стали -18 мм. Подогретая нефть (температурой примерно 45 С) по ним постоянно циркулирует.

С точки зрения безопасности процессов тут всё на очень высоком уровне, а технология «нулевого сброса» исключает попадание любых нежелательных веществ в акваторию Обской губы.

33. Жаль, не удалось побывать на этом судне и всё поснимать поближе, ледовая обстановка нам в этот день не позволила, может когда-нибудь в другой раз повезёт…

На Новопортовском месторождении «Газпром нефти» начал работу арктический нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», установленный в акватории Обской губы. Это уникальное техническое сооружение, рассчитанное на работу в экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже -50 градусов по Цельсию, толщина льда может превышать 2 м. Нефть с месторождения к пункту сбора на побережье Обской губы и далее - к терминалу, расположенному в 3,5 км от берега, поступает по нефтепроводу протяженностью более 100 км. Мощность терминала по перевалке нефти составляет до 8,5 млн тонн в год.

«Александр Санников» - одно из двух ледокольных судов обслуживания терминала на Новопортовском, строящихся по заказу «Газпром нефти» на Выборгском судостроительном заводе

Объект оснащен двухуровневой системой противоаварийной защиты и отвечает самым жестким требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Специальная система позволяет мгновенно производить расстыковку терминала и танкера, сохраняя герметичность разъединяемых элементов. Технология «нулевого сброса» исключает попадание любых посторонних веществ в акваторию Обской губы. Подводный трубопровод, соединяющий терминал с прибрежным резервуарным парком, защищен дополнительной бетонной оболочкой.

Команду на начало загрузки танкера нефтью Новопортовского месторождения через новый терминал дал по видеосвязи президент Российской Федерации Владимир Путин. В торжественном мероприятии, посвященном началу круглогодичной отгрузки ямальской нефти через «Ворота Арктики», приняли участие председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и генеральный директор «Газпром нефти» Александр Дюков.

Освоение территорий, расположенных за Полярным кругом на суше и на шельфе, является частью стратегии «Газпром нефти» до 2025 года, объединенной программой «Время Арктики». Флагманские проекты программы сегодня - разработка Приразломного и Новопортовского месторождений. В дальнейшем в ее периметр могут войти другие элементы добывающего кластера «Газпром нефти», формирующегося на севере ЯНАО, новые активы на шельфе.

Владимир Путин, Президент РФ:

Мы сегодня начинаем новый этап освоения Ямала, по сути, новый этап освоения Новопортовского месторождения. Это знаковое, большое событие, так как проект - один из самых капиталоемких в нефтегазовой отрасли России. За последние три года на его реализацию было направлено 186 млрд рублей, применены новейшие технические решения, связанные с работой в суровых условиях самой северной точки полуострова Ямал. Впервые нефть будет отгружаться не по трубопроводам, а морем. Хочу поздравить и поблагодарить и руководство компаний «Газпром», «Газпром нефть», и инженеров, рабочих, которые принимали участие в реализации этого проекта. Это очень хороший шаг вперед!

Александр Дюков, генеральный директор «Газпром нефти»:

Новопортовское месторождение было открыто более 50 лет назад и стало первым месторождением углеводородов, открытым на полуострове Ямал. Долгое время отсутствие технологий разработки столь сложных месторождений, как Новопортовское, отсутствие возможности вывоза, транспортировки нефти не позволяли приступить к освоению актива. Применение новых современных технологий XXI века позволило начать разработку этого месторождения.

Мы продолжаем строительство высокотехнологичных горизонтальных скважин на месторождении. Мы расширяем и развиваем наземную инфраструктуру. Ведется строительство мощной электростанции. На Выборгской судоверфи мы приступили к строительству новых, современных мощных ледоколов для Нового Порта. Начало полномасштабной разработки актива открывает для «Газпром нефти» новый регион добычи и значительно приближает компанию к стратегической цели - 100 млн т.н.э. к 2020 году.

Команду на начало загрузки танкера нефтью Новопортовского месторождения через новый терминал дал по видеосвязи
президент РФ Владимир Путин

Арктический терминал

Схема транспортировки нефти

8,5 млн тонн в год мощность терминала «Ворота Арктики» по перевалке нефти

Вадим Яковлев, первый заместитель генерального директора «Газпром нефти»:

Строительство арктического терминала на Новопортовском месторождении - это сложнейший проект, реализованный в экстремальных климатических условиях. Однако ввод в эксплуатацию «Ворот Арктики» - событие ценное не только с точки зрения демонстрации технологических возможностей «Газпром нефти». Это важнейшая веха на пути Новопортовского к выходу на проектную мощность - на пути, который компания проделала фактически с нулевой отметки к открытию новой российской нефтяной провинции на Ямале.