Меню Рубрики

П 56 2 постановления 354. Постановление Правительства о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов — Российская газета. Изменения по ЖКХ

Правила предоставления коммунальных услуг строго регулируются государственным законодательством Российской Федерации. В перечень регулирующих процесс указаний входит как федеральное законодательство, так и местные правовые акты и служебные положения. Владеющий правовой информацией гражданин может отстоять свои законные права потребителя в каждой инстанции. Одним из основных правил будет соблюдение жильцом его прямых обязательств в сфере ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства). Другими словами, к нему не должно возникнуть претензий.

Оплата коммунальных услуг составляет значительную часть средств рядового гражданина, и это не зависит от того, является он собственником недвижимости либо пользуется ею на правах квартиросъёмщика. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений одинаковы. Однако снизить размер суммы в квитанции по оплате коммунальных услуг можно и нужно, если это того требует. Все правила предоставления коммунальных услуг гражданам будут рассмотрены ниже.

Определяет перечень коммунальных услуг непосредственно государственное законодательство, а точнее, Правительство РФ, определение которого действует по всей территории России. Помимо всего прочего, данный перечень услуг должен оказываться исполнителем весь календарный год. Исключением является только отопление. Предоставление коммунальных услуг по отоплению производится сезонно.

Однако в законодательстве также определены промежутки времени на проведение ремонтных работ, а также учтены непредвиденные аварийные ситуации. В этих случаях предусмотрены временные лимиты на ремонт и устранение аварии.

Когда коммунальные службы в течение года некачественно предоставляют услуги, то есть количество отключений превышает предусмотренное законодательством значение, то жильцы имеют законное право предъявить официальную претензию или жалобу на недобросовестных «коммунальщиков». Об этом гласит закон о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Обязательный перечень услуг, которые должны предоставлять коммунальные структуры, включает пункты:

Комплекс оказания коммунальных услуг напрямую зависит от комфортности и обеспеченности определёнными инженерными сетями конкретного жилого дома.

В том случае, если в доме нет некоторых инженерных коммуникаций, то и плата за них взиматься не будет. Следовательно, стоимость его содержания будет ниже за счёт отсутствия соответствующего пункта вычета.

ПП номер 354 о предоставлении коммунальных услуг, принятое в 2011 году, является основным законодательным актом, который регулирует всю деятельность жилищно-коммунального хозяйства. Данный документ достаточно часто редактируется, а, следовательно, актуальным будут являться самые новые правила предоставления коммунальных услуг, то есть их последнее издание.

Разделами, на которые следует обратить своё внимание, являются:

Данное постановление общедоступно, а следовательно, изучить его и проконтролировать соблюдение правил предоставления коммунальных услуг и действия расчётно-кассовых центров в области начисления оплаты услуг может каждый интересующийся гражданин.

В последней редакции постановления правительства РФ уточнено описание нежилого помещения. Чтобы конкретизировать статус помещения и оплату соответствующей его категории, нужно обратиться к новой версии законодательства. Все спорные ситуации между собственниками жилья и жилищными хозяйствами по вопросам содержания и оплаты за нежилые помещения можно решить в судебном порядке.

В соответствии со ст. ст.80 и 81 постановления Правительства теперь коммунальное предприятие обязано проверять установленные приборы учёта. То есть после заявления потребителя коммунальная служба должна в десятидневный срок снять показания счётчика и проверить его исправность. Ранее законодательство предусматривало проверку счётчиков 1 раз в 6 месяцев. Теперь данный промежуток времени сократился до квартала, то есть 1 раз в 3 месяца.

Когда сотрудники коммунальных служб по какой-либо причине не имеют доступа к частным приборам учёта, то рассчитываться оплата будет исходя из количества прописанных жильцов в данном конкретном помещении.

Согласно главе 9 упомянутого федерального закона по причине неверного расчёта коммунальных платежей, которые повлекли за собой переплату за оказанные услуги, предусмотрен штраф в размере до 50% от суммы неверного расчёта.

Правила, по которым должна производиться оплата коммунальных услуг, описаны в главе 6 ФЗ. Каждый собственник жилья должен в полном объёме оплатить оказанные ему коммунальные услуги. Однако помимо обязанности, каждый гражданин также наделён правом на проверку обоснованности начислений. Принимается в учёт также и качество предоставленных услуг, и их соответствие нормам. В случае если управляющая компания завышает тарифы и некачественно выполняет свои обязательства, жильцы вправе сменить её на другую путём расторжения и переоформления договора.

Помимо вышеописанных услуг, которые оплачиваются в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учёта, в квартплате присутствуют и такие пункты, как:
  • обслуживание непосредственно самого дома;
  • капремонт здания;
  • содержание в чистоте дворовой площадки;
  • обслуживание лифтов;
  • содержание в чистоте общеиспользуемых помещений, лестниц и лифтов;
  • вывоз мусорных отходов и содержание общих коммуникаций.

Все цифры, входящие в «жировку», рассчитываются специалистами обслуживающей конторы ежемесячно. В квартплату внесено множество пунктов, по которым они должны быть обоснованы и соответствовать тарифным единицам, действительным на текущую дату.

Все пункты квитанции можно разделить на 2 вида затрат:
  • частные;
  • общедомовые.

В случае если квартиросъёмщик имеет некоторые льготы по оплате коммунальных услуг, то категория льготы и основания снижения тарифа должны быть указаны.

В пункте 54 новых Правил прописан расчёт платы за услуги по отоплению и горячему водоснабжению, если исполнитель самостоятельно желает произвести расчёт.

При составлении договора по оказанию коммунальных услуг следует учесть все условия, обязанности и ответственность сторон. В случае упущения какого-либо условия конфликтная ситуация будет разрешена на основании законодательных норм и правил. Основным документом по составлению договора на поставку услуг является пункт 124 Правил.

При составлении типовой формы договора о предоставлении коммунальных услуг следует провести ряд действий:
  • письменно заявить о желании заключить договорные обязательства на предоставление услуг и приложить весь обязательный пакет документов;
  • получить предварительный проект договора у поставщика услуг и откорректировать разногласия по пунктам, если они будут;
  • оформить дополнительное соглашение об отсутствии претензий и устранении разногласий;
  • завизировать контракт на предоставление услуг.

Что же касается непосредственно самого договора, то в нём в обязательном порядке должны быть указаны тарифы предоставляемых услуг. Помимо этого, предусматривается ответственность как предоставляющей услугу стороны за некачественное её оказание, так и потребителя за нарушение условий настоящего договора.

Есть ситуации, когда договор оформляется задним числом. Законодательство предусматривает, что предоставляющая услугу сторона может передать потребителю проект договора в течение 20 дней с момента начала оказания этих самых услуг.

У потребителя есть 30 дней для корректировки условий или согласия с ними. По окончании отведённого законодательством промежутка времени договор будет считаться автоматически заключённым.

Для оформления описываемого договора поставщику услуг следует передать следующий пакет обязательных документов:

В случае наличия неточностей в представленной документации либо предоставления неполного пакета бумаг поставщик услуг должен уведомить о данном факте потребителя не позднее 5 рабочих дней

Помимо условий заключённого контракта, стороны должны строго соблюдать правила, прописанные в главах 4 и 5 Федерального закона №354 и регулирующие отношения между сторонами.

Что касается организации поставщика коммунальных услуг, то её права и обязанности приведены в статьях 31,32 ФЗ:

Выбирать прямого поставщика услуг жилищная компания имеет право самостоятельно, так же как и заключать с ним договорные отношения. В случае планирования ремонта, аварий и иных приводящих к сбою поставки услуг компания должна оповещать жильцов посредством объявления в специально отведённых для него местах. Законодательство поддерживает собственников и квартиросъёмщиков в борьбе с недобросовестными поставщиками услуг таким способом, как защита прав потребителей.

В случае оказания услуг неудовлетворительного качества пользователь имеет право зафиксировать свои претензии в книге жалоб и предложений. Последняя, в свою очередь, должна обязательно быть в наличии у каждого поставщика услуг.

По полученной жалобе должны быть не только приняты соответствующие меры руководителями компании, но и выдан письменный ответ об этом в промежуток, равный трём рабочим дням. Об этом гласит ст. 31 действующего законодательства.

Основные права и обязанности потребителя, статьи 33, 34:

Согласно статье 35 жилец не имеет законных прав производить запрещённые ему действия, за это государство предусматривает большие штрафы.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса России все обязательства следует исполнять надлежащим образом в соответствии с договорными условиями и действующим законодательством. Единолично менять условия договора стороны не имеют права, так же как и не исполнять свои обязательства.

За однократную неуплату суммы, по 354 постановлению, изменённому с 1 января 2017 года с внесёнными изменениями, законодательство не предусматривает какой-либо ответственности.

Ранее неуплата в установленный срок грозила начислением штрафов и пени. На сегодняшний день данное наказание предусматривается в случае, если гражданин опоздал с оплатой более чем на 30 дней.

Причиной для внесения соответствующих изменений послужила кризисная обстановка в стране, которая повлекла за собой задержку выплат заработной платы гражданам.

Однако параллельно были ужесточены санкции к тем гражданам, которые умышленно не осуществляют оплату коммунальных услуг.

До начала 2017 года размер ставки пени был равен 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ.

На сегодняшний день ставки распределены следующим образом:
  • 1/300 за промежуток времени неуплаты 31-90 дней;
  • 1/130 за неуплату 91 и более дней.

Однако правительство не останавливается на величине штрафных санкций для злостных неплательщиков, поскольку по их вине страдают добросовестные жильцы. В дальнейшем величину пени планируется увеличить.

Пользователь жилья должен знать следующее о порядке предоставления коммунальных услуг.

Основную ответственность за неуплату коммунальных платежей несёт непосредственно сам владелец квартиры, в отличие от пользователей муниципального жилья.

Правила коммунальных услуг заключаются для владельца жилья в том, чтобы своевременно оплачивать квитанции.

При регулярном отсутствии ежемесячных платежей по оказанным услугам представители сферы ЖКХ могут:
  1. Письменно предупредить и предложить оплатить задолженность без наложения штрафных санкций.
  2. Навестить неплательщика и устно разъяснить грозящие последствия и взыскания.
  3. Осуществить приостановление оказания услуг.
  4. Начать судебный процесс по взысканию задолженности по платежам.

Последний способ является самым неудобным и затратным для обеих сторон, следовательно по возможности коммунальные службы пытаются урегулировать вопрос мирным путём.

Что же касается непосредственно самой задолженности, то за время процесса за счёт начисления на неё штрафных санкций данная сумма может значительно вырасти.

Если суд примет решение в пользу коммунальных служб погасить размер задолженности обяжут полной суммой.

Размещен на официальном сайте Минрегиона России

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 06.05.2011 N 354

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ,
УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 06.05.2011 N 354

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ПЛАТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Вопрос
Учитывая, что количество потребителей будет определяться исходя из фактически постоянно и временно проживающих граждан в жилом помещении, может ли исполнитель осуществлять расчет исходя из имеющихся у него данных о количестве зарегистрированных, либо только руководствоваться информацией, предоставленной самим потребителем? А если такая информация не будет предоставлена или не совпадет с количеством зарегистрированных (будет меньше), какие действия исполнителя будут правомерными?

Ответ
Исполнитель определяет размер платы за коммунальные услуги исходя из количества зарегистрированных граждан и обязан сделать перерасчет лишь при предоставлении потребителем документов, подтверждающих его временное отсутствие в жилом помещении.
Что касается временно проживающих и не зарегистрированных в жилом помещении граждан, то информация о них предоставляется самим потребителем исполнителю.


Вопрос
В квартире или в жилом доме нет индивидуального прибора учета воды. Фактическое количество проживающих без регистрации превышает количество прописанных. Кто уполномочен зафиксировать фактическое количество проживающих для начисления по нормативам?

Ответ
По данному вопросу нормы в Правилах N 354 отсутствуют.
Как показывает практика, Управляющие организации в одностороннем порядке либо с привлечением граждан, проживающих в этом МКД, составляют акты о проживании в жилом помещении граждан, на основании которых начинают начислять плату за коммунальные услуги из расчета установленного количества проживающих.
Однако в случае обращения собственника такого жилого помещения в суд с заявлением о неправомерности начислений, суды не во всех случаях оценивают акты о проживании, составленные управляющей организацией, как достаточное доказательство факта проживания граждан.
По нашему мнению, при составлении подобных актов УО целесообразно привлекать участкового уполномоченного полиции, так как именно это должностное лицо полномочно по КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях за проживание по месту пребывания без регистрации.
На основании проверки, проведенной участковым, появляется возможность установить персональные данные проживающих граждан и впоследствии привлечь их к участию в судебном процессе в качестве свидетелей или 3-х лиц.
Кроме этого соответствующие материалы проверки могут быть приобщены к делу в качестве доказательств.

Вопрос
Собственники в квартире не прописаны, в квартире фактически проживают квартиранты. Как производить расчет платы за холодное водоснабжение при отсутствии ИПУ и ОПУ?

Ответ
В указанном случае возможно применить норму ч.11 ст.155 ЖК РФ о том, что неиспользование собственником помещения (ввиду отсутствия его прописки) не освобождает такого собственника от внесения платы за коммунальные услуги и начислять плату по нормативам потребления на количество собственников, руководствуясь при этом и нормой ч.2 ст.153 ЖК РФ о возникновении у собственника обязанности по внесению платы за коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на помещение. Или возможно установить договором управления порядок актирования фактов проживания потребителей в жилых помещениях с последующим предъявлением такого акта и счетов на оплату собственнику соответствующего помещения. Однако несогласие собственника вносить плату за коммунальные услуги исходя из количества проживающих у него квартирантов, не заявленных им в качестве проживающих, не позволит управляющей организации получить соответствующую плату.


Вопрос
Если в квартире не зарегистрирован собственник производятся ли на него начисления?

Ответ
В соответствии с ч.2 ст.153 ЖК РФ собственник обязан вносить плату за коммунальные услуги с момента приобретения права собственности. В соответствии с ч.11 ст.155 ЖК РФ неиспользование помещения не является основанием для невнесения платы за коммунальные услуги. При временном отсутствии потребителей - размер платы, определенный исходя из норматива потребления, пересчитывается за период временного отсутствия. Считаем, что при использовании ч.11 ст.155 ЖК РФ можно начислять плату собственнику помещения при отсутствии заявления о временном отсутствии потребителей в соответствующем помещении.


Вопрос
Если квартира в собственности не одного собственника, а по 1/2, 1/3 и т.д. то начисления по нормативам производятся по каждому собственнику квартиры?
Ответ

Да, плата за коммунальные услуги определяется соответственно количеству собственников (считающихся проживающими до представления заявления о временном отсутствии - в соответствии с ч.11 ст.155 ЖК РФ), вне зависимости от доли каждого собственника в общей долевой собственности на жилое помещение.


Вопрос
Собственник уведомляет о своем отсутствии в течение пяти лет. Мы ему не начисляем услуги, а у него в квартире в течение всех пяти лет проживают трое других людей (например, сдает квартиру в аренду без уведомления). Как быть в такой ситуации с начислениями?

Ответ
В этой ситуации необходимо выявлять и фиксировать факты проживания граждан в жилом помещении и производить начисления исходя из количества проживающих граждан и установленного периода их проживания. Рекомендуем факты проживания граждан фиксировать с участием участкового уполномоченного полицейского, так как именно это должностное лицо в соответствии с КоАП РФ полномочно рассматривать дела о проживании граждан без регистрации.

Вопрос
Как производить начисления по коммунальным услугам, если в квартире проживают незарегистрированные граждане и собственник помещения не ставит их на регистрационный учет?

Ответ
Расчет размера платы осуществляется исходя из количества зарегистрированных граждан до установления и фиксации факта проживания других граждан в порядке проверки исполнения требований административного законодательства о регистрационном учете граждан, либо управляющей организацией самостоятельно с привлечением иных лиц.


Вопрос
Как принудить собственника направить заявление в УО о наличии проживания в его квартире незарегистрированных жильцов. Какие санкции к ним можно применить? Может ли их обязать суд?

Ответ
Суд обязать собственника направить такое заявление не может.
Санкцией, которой можно воздействовать на собственника, является возмещение убытков.
Способом защиты права управляющей организации в данном случае является требование о возмещении убытков, причиненных бездействием собственника, не сообщившего о проживающих. Факт бездействия обязана доказывать управляющая организация.


Вопрос
Если субъект РФ установил нормативы потребления с вводом их в действие с 01.01.2013, имеем ли право предъявлять плату по старым нормативам?

Ответ
До 01.01.2013 - да, после - нет. При этом в период применения старых нормативов потребления коммунальных услуг размер платы за коммунальные услуги подлежит определению с использованием расчетных формул, указанных в Правилах N 354, кроме случая применения Правил N 307 для расчетов за отопление в соответствии с Постановлении Правительства РФ N 857.


Вопрос
Как считать оплату за коммунальные услуги управляющим организациям, если субъект РФ не принял
никаких нормативов ? У нас нет ни старых нормативов ни новых!

Ответ

Под новыми нормативами потребления коммунальных услуг понимаются нормативы, принятые субъектом РФ с введением из в действие после 1.09.2012г. и установленные в соответствии с Правилами N 306 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012г. N 258 «О внесении изменений в правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Под старыми нормативами понимаются нормативы, которые действовали для расчета платы за коммунальные услуги до 1.09.12г., в т.ч. утвержденные ранее органом местного самоуправления в период до 27.07.2010 года. Если на территории муниципального образования нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные ранее ОМС были отменены, то скорее всего подлежат применению нормативы потребления, действовавшие до утверждения отмененных. В указанных целях необходимо смотреть формулировку отмененных нормативных правовых актов ОМС. В период до вступления в силу новых нормативов потребления коммунальных услуг после 1.09.2012г. при определении платы за коммунальные услуги должны применяться те нормативы потребления коммунальных услуг, которые применялись в расчетах с потребителями коммунальных услуг в период действия Правил N 307, т.е. в период до 1.09.2012г.


Вопрос
Каким образом будет осуществляться начисление платы за КУ (конкретно за электроснабжение) в коммунальной квартире при отсутствии квартирного прибора учета?

Ответ
Согласно п.50 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в коммунальной квартире, осуществляется в соответствии с формулами 7, 16 и 19 приложения N 2 к Правилам. В соответствии с установленным Правилами N 354 порядком (указанными формулами) показания комнатных приборов учета в коммунальной квартире, не оборудованной квартирными приборами учета, при расчете размера платы за услуги электроснабжения не учитываются. Для такого учета необходимо квартиру оборудовать квартирным прибором учета.

Вопрос
Каким образом осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги в предусмотренных Правилами случаях при отсутствии утвержденных органами государственной власти субъектов РФ нормативов потребления коммунальных услуг в отношении домовладений?


Ответ
Плата за коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и надворных построек, определяется по действующим нормативам потребления коммунальных услуг при их наличии. При отсутствии таких нормативов объем потребления соответствующих коммунальных услуг определяется расчетным путем.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ПРИ НАЛИЧИИ ИПУ

Вопрос
Как в случае передачи показаний по телефону идентифицировать абонента. Ведь возможны ошибки, подлоги, как потом доказать, что организация не выдумала эти показания? При передаче посредством эл.почты Абонент сам в заявлении указывает свой почтовый адрес и все сообщения, приходящие с указанного почтового ящика принимаются безоговорочно, так как остается письменный след. При устной передаче не остается ничего.

Ответ
При принятии показаний приборов учета рекомендуется установить по каждому лицевому счету код, пароль и т.п., позволяющие идентифицировать плательщика.


Вопрос
По периоду принятия показаний ИПУ. Правилами N 354 определен срок представления показаний ИПУ с 23 по 25 число (не позднее 26 числа). Получить в короткие сроки решения ОСС по изменению этих сроков очень проблематично. Вопрос: если граждане передали показания ИПУ, например, 29 числа (или в любой другой день), имеем ли мы право учесть данные показания или же считать данные показания не переданными в установленный Правилами N 354 срок и произвести расчет по среднемесячному расходу?

Ответ
Согласно пп. в) п.34 Правил N 354 потребитель обязан:
- снимать показания ИПУ в период с 23-го по 25-е число текущего месяца;
- передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, (кроме случаев, когда в соответствии с Правилами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме действия по снятию показаний таких приборов учета обязан совершать исполнитель (уполномоченное им лицо) или иная организация.
Таким образом, срок принятия исполнителем показаний ИПУ с 23 по 26 число включительно. Если потребитель не выполнил эти обязанности в указанный срок, размер платы рассчитывается исходя из среднемесячного объема потребления в порядке, установленном п.59 Правил N 354.
При этом считаем, что показания приборов учета, предоставленные после 26 числа расчетного месяца, могут использоваться исполнителем для расчета платы за коммунальные услуги за соответствующий месяц, если при этом не нарушается срок представления платежного документа потребителям, установленный договором с исполнителем коммунальных услуг, содержащим условия предоставления коммунальных услуг.

Вопрос
Как определить, за какой расчетный период сняты показания приборов учета, если потребители передают эти показания по телефону, через Интернет?

Ответ
Потребители обязаны снимать показания ИПУ в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца (п.34 Правил N 354). Если потребитель вовремя не передал показания ИПУ исполнителю, то размер платы определяется исходя из среднемесячного объема потребления (п.59 Правил N 354). Исходя из установленных Правилами сроков вся информация о показаниях ИПУ, поступившая в указанный период принимается исполнителем к/у для расчета размера платы за тот расчетный период, в котором своевременно переданы показания, а при длительном непредставлении показаний ИПУ - за расчетные периоды, определяемые между датами своевременного представления показаний ИПУ.

Вопрос
Как определить за какой период и в каком периоде сняты показания ИПУ, если они переданы несвоевременно?


Ответ
Нет необходимости устанавливать, какие показания к какому периоду относятся, поскольку в случае несвоевременного предоставления показаний ИПУ согласно п.59 Правил N 354 объем потребления коммунальной услуги в расчетном месяце принимается равным среднемесячному объему (если показания не предоставляются более 3 мес. - по нормативам потребления). В месяц своевременного представления показаний ИПУ объем определяется исходя из представленных показаний ИПУ за минусом объема, выставленного к оплате за предыдущие месяцы, за которые показания ИПУ не предоставлялись или предоставлялись несвоевременно.


Вопрос
Возможны ли снятие и передача потребителями показаний индивидуальных или комнатных приборов учета в сроки, отличные от сроков, установленных в пп. «в» п. 34 Правил N 354?

Ответ
Возможность снятия и передачи потребителями показаний индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета в сроки, отличные от сроков, установленных в пп. «в» п. 34 Правил N 354, отсутствует.


Вопрос
О возможности снятия показаний индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета в иные сроки, кроме как с 23-го по 25-е число текущего месяца.

Ответ
В пп. «в» п. 34 Правил N 354 содержится положение о том, что потребитель обязан при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, кроме случаев, когда в соответствии с Правилами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме действия по снятию показаний таких приборов учета обязан совершать исполнитель (уполномоченное им лицо) или иная организация .
В пп. ж) этих же Правил указано, что «Исполнитель обязан: …В случаях, установленных настоящими Правилами, а также в случаях и сроки, которые определены договором , содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решением собственников помещений в многоквартирном доме , снимать показания индивидуальных и общих (квартирных), комнатных приборов учета , заносить полученные показания в журнал учета показаний указанных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания».
Из приведенных пунктов Правил можно сделать следующие выводы:
Если потребитель самостоятельно снимает и передает показания индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, то в этом случае он обязан делать это в сроки, установленные пп. в) п.34 Правил N 354, т.е. обязан ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца. Указанные сроки, установленные Правилами, по нашему мнению, изменены быть не могут.
Если действия по снятию показаний индивидуальных и общих (квартирных), комнатных приборов учета обязан совершать исполнитель (уполномоченное им лицо) или иная организация (если такая обязанность закреплена за указанными лицами договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), то сроки и случаи снятии показаний указанных приборов учета исполнителем (уполномоченным им лицом) или иной организацией устанавливаются соответствующим договором или решением общего собрания собственников помещений.


Вопрос
Возможно ли принимать во внимание показания ИПУ не в том месяце, в котором он был введен в эксплуатацию, а с 1 числа следующего месяца?


Ответ
Обязанности исполнителя и потребителя учитывать показания ИПУ с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором ИПУ был введен в эксплуатацию, установлены в пп. «у» п.31 и в пп. «и» п.33 Правил N 354.


Вопрос
Как применять п.31 "у", п.33 "и" и п.81 абзац 3 Правил N 354 при разночтении в данных пунктах?

Ответ
По-нашему мнению следует применять положения п.31 «у» и п. 33 «и», поскольку они соответствуют порядку начала расчетов по показаниям вновь установленных приборов учета, исходящему из положений Закона N 261-ФЗ. Разночтения в данных пунктах планируется исключить путем внесения изменений в Правила. Однако по предварительно размещенным на сайте Минрегиона таких изменениях планируется привести положения п.31 «у» и п.33 «и» в соответствие с п.81 Правил N 354.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА УСЛУГИ ГВС ПРИ ОТКРЫТОЙ СИСТЕМЕ ГВС И АВТОНОМНОЙ СИСТЕМЕ ГВС

Вопрос
Если сети ХВС и сети теплоснабжения централизованные, можно ли считать, что горячая вода, подогретая в доме, подается через централизованные сети ИТО?


Ответ
Действующее законодательство не содержит понятия централизованные сети ИТО. В соответствии с Законами N 190-ФЗ и N 416-ФЗ приводятся понятия «централизованная система теплоснабжения» и «централизованная система горячего водоснабжения».
Под централизованным горячим водоснабжением понимается снабжение МКД горячей водой с помощью систем коммунальной инфраструктуры населенного пункта, в состав которой оборудование многоквартирного дома, участвующее в приготовлении горячей воды, не входит. Поскольку горячая вода приготавливается внутри дома, а в дом подается только холодная вода и тепловая энергия (ресурсы), то нельзя считать, что дом подключен к централизованным сетям горячего водоснабжения коммунальной инфраструктуры города.

Вопрос
Утверждается ли норматив на подогрев воды?

Ответ
Правилами N 306 установлен порядок определения норматива потребления газа на подогрев воды. Норматив потребления тепловой энергии на подогрев воды Правилами N306 не предусмотрен.

Вопрос
Как определяется объем тепловой энергии на отопление и ГВС в отопительный период в домах с индивидуальным тепловым пунктом с ОПУ тепловой энергии - общим для отопления и ГВС?


Ответ
Объем (количество) тепловой энергии, используемый при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению (подогреве воды) в отопительный период, при наличии прибора учета, фиксирующего суммарный объем тепловой энергии, использованной при производстве коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, определяется по формуле:

где:


Объем (количество) тепловой энергии для нужд отопления (V(T)ОТ) определяется в виде разницы между показаниями ОПУ тепловой энергии (V(Т)) и объемом тепловой энергии для нужд ГВС (V(Т)ГВ):
V(T)ОТ = V(Т)- V(Т)ГВ
Начисление размера платы производится по формуле 18, 20 ПрилоNения № 2 к ПраNилам N354.
В неотопительный период V(Т)ГВ должен признаваться равным V(Т) в связи с тем, что услуги отопления в соответствии с Правилами N 354 оказываются только в отопительный период, при этом плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды согласно п.54, 70 Правил N 354 отдельно не выделяется. В этом случае, количество потребленной тепловой энергии по показаниям ОПУ (в т.ч. потери теплоэнергии, связанные с циркуляцией горячей воды в стояках и полотенцесушителях, независящие от объема потребления горячей воды и являющиеся технологическими потерями, подлежащими учету в объеме услуг на ОДН) в соответствии с формулой 20 Приложения N 2 к Правилам N 354 распределится между потребителями помещений пропорционально объему потребления горячей воды в помещениях, что по нашему мнению не соответствует сути формирования коммунальных услуг на ОДН (Правила N 306), а также принципу их оплаты пропорционально площади помещений.


Вопрос
Прошу разъяснить порядок расчета оплаты за услуги отопления и горячего водоснабжения в соответствии с пунктом 18 Постановления Правительства N 307 при условии отсутствия возможности раздельного учета потребления топлива на отопление и горячее водоснабжение (ИТП)?

Ответ
Объем (количество) тепловой энергии, используемый при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению (подогреве воды), при наличии прибора учета, фиксирующего суммарный объем тепловой энергии, использованной при производстве коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, определяется по формуле:

где:
- объем (количество) горячей воды, определенный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме;
- плотность воды, принимается равной 1000 (кг/куб.м);
- теплоемкость воды, равная 1 ккал/(кгЧ(о)С);
- температура горячей воды в точке водоразбора, соответствующая требованиям к качеству коммунальных услуг, за расчетный период (°C). При отсутствии фактических данных принимается равной 60°C;
- средняя температура исходной холодной воды: в неотопительный период 15°C, в отопительный период принимается равной 5°C (°C).

Объем (количество) тепловой энергии для нужд отопления (V(T)ОТ) определяется в виде разницы между показаниями ОПУ тепловой энергии (V(Т)) и объемом тепловой энергии для нужд ГВС (V(Т)ГВ):
V(T)ОТ = V(Т)- V(Т)ГВ
Начисление размера платы производится:
за услуги отопления - по формуле 7,8 ПрилоNения № 2 ПNавил № 307;
за услуги горячей воды - по формуле 20 ПрилоNения № 2 к ПраNилам N 354.

В неотопительный период V(Т)ГВ должен признаваться равным V(Т) в связи с тем, что услуги отопления в соответствии с Правилами N 307 оказываются только в отопительный период, и Правилами N 307 не предусмотрена оплата коммунальной услуги, потребленной на ОДН. При этом плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды согласно п.54, 70 Правил N 354 также отдельно не выделяется. В этом случае, количество потребленной тепловой энергии по показаниям ОПУ (в т.ч. потери теплоэнергии, связанные с циркуляцией горячей воды в стояках и полотенцесушителях, независящие от объема потребления горячей воды и являющиеся технологическими потерями, подлежащими учету в объеме услуг на ОДН) в соответствии с формулой 20 Приложения N 2 к Правилам N 354 распределится между потребителями помещений пропорционально объему потребления горячей воды в помещениях.

Идет завершение процесса оплаты.

Полный текст документа будет доступен вам, как только оплата будет подтверждена.
После подтверждения оплаты, страница будет

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг.

2. Установить, что Правила, утвержденные настоящим постановлением:

а) применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил;

б) не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549;

в) вступают в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта "б" пункта 4 настоящего постановления.

3. Установить, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.

4. Министерству регионального развития Российской Федерации:

а) в 2-месячный срок представить по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, и основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530;

б) в 3-месячный срок:

утвердить по согласованию с Федеральной службой по тарифам примерную форму платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по ее заполнению;

утвердить по согласованию с Федеральной антимонопольной службой примерные условия договора управления многоквартирным домом;

представить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, предусматривающих в том числе:

исключение из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении, объемов коммунальных ресурсов, предусматриваемых для содержания общего имущества многоквартирного дома, и нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов;

порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды;

порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением газоснабжения, при использовании земельного участка и надворных построек;

в) в 5-месячный срок утвердить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации примерные условия энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме;

г) в 6-месячный срок утвердить критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядок ее заполнения.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта "б" пункта 4 настоящего постановления.

6. Признать утратившими силу со дня вступления в силу Правил, утвержденных настоящим постановлением:

постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2501);

пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3635);

пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2010 г. N 580 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4273).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Путин

Сейчас все силы управляющих компаний брошены на соответствие Стандарту раскрытия информации по Постановлению Правительства №731 . И это правильно. Однако не стоит забывать, что существуют и другие законодательные акты, которые регламентируют жизнедеятельность управляющих компаний. К таким относится Постановление Правительства №354 от 06.05 2011 года , в котором закреплены правила оказания коммунальных услуг собственникам помещений в МКД и порядок предоставления по ним информации.

Кроме правил предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в МКД, 354 Постановление содержит также информацию о необходимости раскрытия сведений жильцам дома по предоставляемым коммунальным услугам. В частности, пп.”п” п.31 ПП №354 гласит, что исполнитель обязан предоставить потребителю КУ посредством заключённого договора, объявлений на информационных досках в подъездах МКД или на придомовой территории, на информационных стендах в офисе исполнителя следующую информацию:

  • сведения об исполнителе КУ (название, юридический адрес, данные о государственной регистрации, ФИО руководителя, график работы, адреса сайтов в Интернете, на которых управляющая компания должна размещать о себе информацию);
  • адрес и номер телефона диспетчерской, аварийной службы;
  • ставки тарифов на коммунальные ресурсы, надбавки к ним и реквизиты регламентирующих законодательных актов;
  • о праве потребителей - обратиться за установкой приборов учёта в организацию, которая согласно ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" должна удовлетворить эту потребность и предоставить рассрочку на оплату услуг;
  • порядок и форма оплаты коммунальных услуг ;
  • показатели качества КУ, предельные сроки устранения аварий и нарушений порядка их предоставления;
  • данные о максимально допустимой мощности электроприборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель;
  • названия, адреса и телефоны органов местной исполнительной власти, осуществляющих контроль за соблюдением данных правил;
  • если решено установить социальную норму потребления электроэнергии в субъекте РФ, то сведения о её величине, условиях применения/неприменения для групп домохозяйств и типов жилых помещений, для потребителей, получающих пенсию по старости и/или инвалидности, для жильцов аварийного жилфонда или со степенью износа от 70%;
  • информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю КУ об изменении количества зарегистрированных человек в жилом помещении;
  • сведения о тарифах на электроэнергию для населения в пределах и сверх социальной нормы её потребления.

Проверки

Если по какому-либо вопросу или обращению граждан информация не будет раскрыта или предоставлена, то потребители коммунальных услуг могут обратиться с жалобой на управляющую компанию не только в орган ГЖИ, но и в прокуратуру. Деятельность прокуратуры регламентирована ФЗ №2202-1 от 17.01.1992 года в действующей редакции от 13.07.2015 года «О прокуратуре РФ».

На основании этого закона прокуратура вправе провести проверку управляющей компании после поступившей на неё жалобы или других обращений населения о нарушении, а также подавать иски в суд и возбуждать административные дела. Также прокуратура может проводить внеплановые проверки УК на предмет соблюдения законодательства и лицензионных требований в сфере ЖКХ.

Если в прокуратуру поступил жалоба или обращение граждан, то в адрес вашей управляющей компании придёт запрос на предоставление конкретных сведений. Если нарушения незначительные, то в досудебном порядке можно их устранить и попросить заявителя отозвать жалобу.

По вопросам раскрытия информации прокуратура проверяет доски в подъездах МКД или на придомовой территории, а также информационные стенды в офисе УК. При первом обращении в суд, истец в лице прокуратуры требует устранить выявленные нарушения в указанный срок. Если же УК игнорирует требование прокуратуры и суда, то при повторной подаче иска речь уже идёт о взыскании штрафов с управляющей компании за несоответствие Стандарту раскрытия информации.

Судебная практика

Мы отобрали несколько ярких примеров из свежей судебной практики, чтобы наглядно показать вам, как и за что могут оштрафовать управляющую компанию по Постановлению Правительства №354 .

В первом полугодии 2015 года Суд Ростова-на-Дону обязал УК «Тектоник» по требованию прокуратуры разместить все необходимые сведения согласно пп.«п» п.31 ПП№354 на досках объявлений в подъездах домов и на информационном стенде в своём офисе. Предписание было выполнено в срок, и управляющая компания избежала штрафа.

Прокуратура Приморского края подала иск о нарушении лицензионных требований по управлению МКД на УК «Гранат». Компанию обвиняли в нарушении пп.«п» п.31 ПП №354, поскольку требуемая данным нормативно-правовым актом информация не была размещена в нужных источниках.

В исковом заявлении прокурор требовал в месячный срок со дня вступления в силу решения суда разместить сведения об исполнителе коммунальных услуг УК «Гранат» в ряде МКД, которые находятся в управлении компании.

В июне 2015 года к нам обратилась УК «Гранат» с просьбой помочь в решении проблемы, связанной с раскрытием информации. Мы удовлетворили просьбу управляющей компании, благодаря чему УК «Гранат» удалось избежать иска о возбуждении административного дела и штрафов, которые могли последовать в результате рассмотрения такого дела. Требования прокуратуры были удовлетворены в срок.

Решение проблемы

Что нужно сделать, чтобы не попасть под предписание или административное взыскание прокуратуры и ГЖИ? Прежде всего, соблюдать лицензионные требования, предъявляемые к управляющим компаниям, и соответствовать Стандарту раскрытия информации (Постановление Правительства №731).

Чтобы полностью соответствовать Стандарту раскрытия информации, необходимо разместить сведения о своей управляющей компании и управляемых домах во всех требуемых законодательством источниках:

  • на сайте Реформа ЖКХ
  • на сайте УК
  • на информационном стенде в офисе компании

Обращаем ваше внимание, что пп. «п» п.31 Постановления Правительства №354 устанавливает ещё один источник для раскрытия информации - это доска объявлений в подъезде многоквартирного дома. Следовательно, вам необходимо будет продублировать информацию о предоставляемых коммунальных услугах ещё и в этом источнике информации.

Конечно, за всем не уследишь и мы прекрасно понимаем, что помимо своей основной работы вам приходится заниматься ещё и бумажной волокитой, а также осваивать просторы Интернета. Зачастую штат управляющей компании ограничен небольшим количеством сотрудников (не более 3-5 человек). Каждый занят своим делом и не может взять на себя дополнительную работу.

Но с введением лицензирования управляющих компаний приходится находить выход из ситуации. Вы можете поступить, например, как УК «Гранат», которая обратилась за помощью к нам. В результате они получили готовый сайт УК, полностью соответствующий требованиям Стандарта раскрытия информации.

В итоге необходимая информация, занесённая на портал Реформа ЖКХ, автоматически интегрировалась на сайт управляющей компании, откуда уже управляющая компания смогла распечатать заполненные копии и оформить ими информационный стенд и доску объявлений в подъезде МКД.

Мы помогаем управляющим компаниям избежать многотысячных штрафов и дисквалификации. У нас уже есть в этом деле большой опыт. Обращайтесь за помощью к нам! Мы всегда готовы вам помочь!

Гражданин РФ (каждый отдельно взятый) является потребителем ресурсов государства: вода (за горячую и холодную), свет пр. Основанием для доступа является договор, заключенный с предприятием, в данном варианте коммунальным (оно же исполнитель). Гарантировано предоставление возможности перерасчёта за отсутствие таковых, могут утверждать временное ограничение доступа и пр. — более конкретно процесс регламентирует Жилищный Кодекс.

Согласно установленным нормативам 354 Постановления Правительства РФ (регулирует отношения наряду с ЖК) каждому гражданину предоставлена возможность и право на перерасчёт по платежам за услуги (в данном варианте коммунальные). Новая редакция и последние изменения к ней дают наиболее исчерпывающие ответы собственникам и просто пользователям помещений/домов (многоквартирных) на все интересующие вопросы. Гарант в правовом отношении само государство независимо от города/региона, например, для Москвы это МОП.

с последними изменениями 2016

Создание 354 Постановления Правительства РФ датируется 2011 годом (май-июнь). Также как и прочие законодательные акты, он требует внесения актуальных на сегодня поправок (исходя из действительности в ЖКХ), которые производятся на ежегодной основе без привязки к периоду (могут вноситься/планироваться как на январь, так на май).

Новая редакция закона (последние изменения) вступила в свою законную силу в начале января текущего года (были внесены в самом конце прошедшего 2015 года).

Общедомовые нужды — платить или не платить по постановлению 354

Согласно последним изменениям общедомовые нужды по электроэнергии Постановление Правительства РФ номер 354 (пункт 44) также затронуло. Уже сейчас:

Пересмотрены коэффициенты нормативов водоотвода (производится пересчёт);
утверждено положение об установке специализированных счетчиков;
рассматриваются предложения о понижении данных тарифов (снижение ориентировочно на 10-15%);
принимаются меры для стимуляции организаций/предприятий (ЖКХ), предоставляющих различные виды услуг (коммунальных) актуальных для пользователей домов (многоквартирных) и пр.

Изменения по ЖКХ

354 Постановление Правительства РФ регламентирует потребительские нормативы ресурсов и их последующей оплаты для собственников/пользователей помещений (жилых). Новая редакция дает разъяснения, когда начинается начисление за полный пакет либо отдельную его часть по услугам коммунальным. Последние изменения поясняют: сила расчета начинает действовать с момента въезда в любое помещение либо многоквартирный дом.

Расчет размера платы за коммунальные услуги — 354 постановление

354 ФЗ Правительства РФ регламентирует порядок распределения счетов. Также там есть указания: каждый гражданин (пользователь дома многоквартирного) обязан каждый месяц представлять сотрудникам показания счетчиков (оплата также должна ежемесячно вноситься).

Перерасчет по отоплению

Если рассмотреть детальнее 354 ФЗ Правительства РФ (новая редакция) становится ясно, что тарификацию для помещений/многоквартирных домов планируется снизить (размер скидки зависит от региона). В редакции действующей (последние изменения) значительно упростилась процедура оплаты за услуги коммунальные, к примеру, платежи за тепло теперь вносятся по особой системе (упрощенной).

Расчет за коммунальные услуги

354 Постановление Правительства РФ об услугах коммунальных (редакция действующая, последние изменения) включает особое приложение, где подробно описаны рекомендации по нормам расчёта (заменена формула корректировки данных (п. 44, пп 2), правила и нормативы). Ужесточились мероприятия по контролю пользования/потребления, и в редакции действующей даны особые указания относительно установки счетного оборудования (счетчиков).

Постановление 354 с последними изменениями 2016 о коммунальных услугах