Меню Рубрики

Сатиры смелый властелин. "сатиры смелый властелин" Конспект статьи сатиры смелый властелин

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

«Сатиры смелый властелин…»

Денис Иванович Фонвизин (1795 - 1792)

Урок литературы в 9 классе


Фамилия писателя

Фамилия его писалась в XVIII веке по-разному (в два слова или через дефис:

Фон-Визин

Фон-Висин

Фон-Визен

Фон-Висен

(нем. von Wiesen)

И только к концу века XIX утвердилось принятое сейчас написание.

Однако А.С.Пушкин ещё в начале XIX века писал брату Льву:

«Не забудь Фон-Визина писать Фонвизин…

Он русский, из прерусских русский»


Как вы думаете, почему П.А.Вяземский,

говоря о творчестве Фонвизина, сказал:

И клеймит его без пощады…»

Первой комедией о русских нравах стал «Бригадир». Эта комедия обнажила убожество среды русских дворян, где царствуют умственная апатия и бездуховность.

На вопрос, почему в обществе появляются люди, подобные героям «Бригадира», Фонвизин ответил в комедии «Недоросль», где главной стала проблема воспитания.


Комедия «Недоросль»

Пьеса «Недоросль» является самым известным произведением Фонвизина и самой репертуарной пьесой XVIII века на русской сцене последующих веков. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия .

Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются типичные представители разных социальных слоев XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, рабы-крепостники, слуги, самозваные модные учителя.

Главные персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать, барыня-крепостница XVIII века, госпожа Простакова, управляющая всем и всеми. В руках Простаковой и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого не стесняясь она может поколотить, и воспитание сына Митрофана. На самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нём: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».


Комедия «Недоросль»

« Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…».

(Н.В. Гоголь)

«Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры».

(В.Г. Белинский)


Комедия «Недоросль»

Как вы думаете, почему комедия начинается

сценой с портным Тришкой?

Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых

при внимательном прочтении 1-ого действия?


Комедия «Недоросль»

Кто из персонажей комедии входит в число отрицательных героев?

Каково назначение отрицательных героев?


Комедия «Недоросль»

Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?

Каковы взаимоотношения между членами семьи?

Каковы отношения дворян к крепостным, интересы помещиков?


Комедия «Недоросль»

Возраст героини: чуть более 30 и вряд ли более 40 лет (это была эпоха ранних браков). Возрастное восприятие героини как старухи происходит, вероятно, из-за того, что все её боятся и никто не любит.

Беспощадна к тем, кто в её власти, крепостных считает своей собственностью, обобрала их до нитки: «С тех пор как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Главное для неё в жизни - личная выгода.

С окружающими не церемонится. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой, перед сильными даже унижаться готова. Деспотична по отношению к мужу, помыкает им.

ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА

Самовластная, безнравственная, «презлая фурия» любит только сына: с ним нежна и заботлива, в общении проявляется даже что-то человеческое.

Смысл её жизни - забота о его счастье и благополучии. Но слепая материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана.


Комедия «Недоросль»

МИТРОФАНУШКА

Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Действительно, он зеркало Простаковой с её грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим его людям.

Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Не умеет любить, не знает любви даже к своим близким.

Несмотря на его невежество, нельзя сказать, что он дурак ни в умении подластиться к матери, ни в роковой сцене похищения Софьи, ни в сцене экзамена. Он умеет схитрить и извернуться.


Комедия «Недоросль»

Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах. Сродни народным поговоркам, они запоминались легко (и даже жили самостоятельной жизнью), воздействуя на умы читателей. Эти афоризмы и в наше время интересны и актуальны.

Просвещение возвышает добродетельную душу.

Невежда без души - зверь.

Великий государь есть государь премудрый.

Начинаются чины - перестает искренность.

Для прихоти одного человека всей Сибири мало.

Тщетно звать врача к больным неисцельно.

Наличные деньги - не наличные достоинства.

Золотой болван - всё болван.

Последуй природе, никогда не будешь беден.

СТАРОДУМ

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

Значение комедии «Недоросль»

Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями - от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до нашего времени. Значение пьесы непреходяще:

«Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» (Н.В. Гоголь )

«Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры». (В.Г. Белинский)

Однако Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения, посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал «Стародум», получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещён. Незадолго до смерти Фонвизин обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано».


Комедия «Недоросль»

Недоросль (прямое значение)

дворянин, не достигший 20 лет, не получивший должного образования, которому поэтому запрещено было вступать в службу и жениться.

Недоросль (переносное значение)

балбес, тупица, подросток с ограниченно порочными наклонностями.


Законы классицизма в комедии «Недоросль»

Черты классицизма

Обращение к общественной проблематике

Их отражение в комедии

проблема крепостного права, государственной власти, проблема воспитания

Правило «трёх единств»

поместье Простаковых, в течение одних суток, борьба трёх претендентов за право стать мужем Софьи

Разделение всех героев на положительных и отрицательных

положительные геро ои: Стародум, Правдин, Милон, Софья; отрицательные герои: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)

«Говорящие» фамилии персонажей

Скотинин, Простакова (а в девичестве Скотинина), Митрофан, Вральман, Кутейкин, Правдин, Стародум, Софья (греч. «мудрость»)

Главный итог комедии

порок наказан, а добродетель торжествует

Несоответствие

законам классицизма в комедии «Недоросль»

Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.

Есть персонажи, которых нельзя чётко отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям (это Еремеева, Тришка). Они нужны автору для изобличения крепостного права.

Каждый персонаж - не схема, не олицетворение какого-либо одного качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ.

Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают тяжёлые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение героического и трагического не допускалось.

Героями комедий классицизма были люди низкого сословия и имели низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина разница между положительными и отрицательными героями так велика, что комедия стала для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе XVIII в.).

ТЕСТ

1. Жанр произведения: а) комедия, б) драма, в) трагедия.

3. Фонвизин в произведении обличает: а) невежественных дворян, б) малообразованных учителей, в) раболепие крепостных.

4. Экспозиция «Недоросля»: а) сцена примерки кафтана, б) разговор Простаковой с мужем, в) известие о помолвке Скотинина с Софьей.

5. Простакова решает женить Митрофана на Софье, потому что: а) ей нравится честность, искренность девушки, б) других невест нет, в) она наследница большого состояния.

6. Ставшее крылатым выражение из «Недоросля»: а) «Суженого конем не объедешь», б) «Не хочу учиться, хочу жениться», в) «Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин».

7. Фраза Стародума: «Просвещение возвышает одну добродетельную душу» - затрагивает проблема: а) воспитания, б) патриотизма, в) знатности.

8. Идейные противники в произведении:а) Простакова и Скотинин, б) Простакова и Стародум, в) Простакова и Митрофан.

9.Художественный приём, характерный для драматургии классицизма:

10. Комизм ситуации, когда герои рассуждают с серьёзным видом о том, в чём не разбираются, создается автором при помощи:

а) гиперболы, б) антитезы, в) литоты.


ПРОВЕРЬ СЕБЯ


Почему А.С.Пушкин назвал

Дениса Ивановича Фонвизина

«Сатиры смелым властелином…»?


  • Википедия - свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia
  • Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе: книга для учителя. - М.: Творческий центр, 2007.
  • Фадеева Т.М. Тематическое и поурочное планирование по литературе в 9 классе. - М.: Экзамен, 2011.
  • Тесты И.Н.Коршуновой, Е.Ю.Липиной. М.: Дрофа, 2000 г.

«Фонвизин — сатиры смелый властелин»

Цель : 1. выявить главные проблемы, поставленные в комедии;

2. учить анализировать, выделять черты характера героев;

Оформление доски : запись темы урока, эпиграф:

Сатира — это » не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев, а

гроза духа, оскорбленного позором общества».

В. Г. Белинский.

/ таблица заполняется по ходу урока/

Проблематика пьесы

Черты характера помещиков

Сатирические приемы

    Критика самодержавно-крапостнической действительности

    Трагизм судьбы простого человека

    Проблема воспитания и образования молодого поколения

    Желание видеть Россию образованной, духовно богатой.

1.Ж адность

2.Деспотизм

3.Хамство

4.Грубость

5.Лесть, подхалимство

6.Корысть

7.Невежество

8.Консерватизм

2.Умышленное преувеличе-ние отрицательных черт. Черта-доминанта

3.Самохарактеристики (саморазоблачительность и обличительность);

4. «Зоологизация»;

5. Ремарки

Вступительное слово.

Тема сегодняшнего урока – Фонвизин — «сатиры смелый властелин»…

1. Чьи это слова? /Пушкина/.

2. Что дало право Пушкину дать такую оценку Фонвизину?

Эпиграфом к нашему уроку будут слова В.Г. Белинского:

«Сатира — это не » невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гроза духа, оскорбленного позором общества».

Этот эпиграф и будет нашей путеводной звездой на протяжении всего урока, мы будем доказывать жизненность, актуальность этих слов.

Работа над проблематикой пьесы.

Проблема №1

Вы помните, что пьеса начинается с эпизода с крепостным Тришкой. Посмотрим её.

Инсценировка » Примерка кафтана”.

    Как вы думаете, почему Простакова не отдала шить кафтан портному?

    Какая черта характера проявляется у этой помещицы? / жадность записываем на доске/

Жадность на собственном дитяти. Любить безумно чадо и экономить на нем…

Именно эта черта — ее первый проигрыш, который приведет к трагическому финалу.

3. Но что же еще хотел сказать Фонвизин этой сценой?

/Писатель показывает её уверенность в том, что крепостной человек обязан уметь все, должен исполнять все её прихоти/. «Экое скотское рассуждение…»

Простакова убеждена, что она живет по правильным законам. Так было и будет, так жили их пращуры, и так должны жить и их дети.

4. Какой урок преподносит своему сыну таким обращением к крепостным? Найдите эти обращения.

5. Как они характеризуют ее, да и Митрофана, который вслед за ней повторяет то же? /деспотизм, хамство, грубость/.

6. А только ли Простаковой присущи эти черты? /Нет, и её брату тоже, и сыну/.

Порядки в доме Простаковой страшны: «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то дерусь, то бранюсь, тем и дом держится’’.

Скотинин: «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата».

Телесные наказания крепостных людей в усадьбе Простаковых были обыкновенным явлением. Положение крепостных крайне тяжелое: Еремеевна 40 лет верой и правдой служила господам, получая за это «по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день». Униженное положение рабы, ежеминутные оскорбления сделали её верным господским псом, лишило чувства собственного достоинства.

7. Какими сатирическими приемами пользуется Фонвизин, изображая помещиков?

1. «Говорящие» фамилии и имена;

2. Умышленное преувеличение отрицательных черт. Черта-доминанта Как называется этот прием? /гипербола/

3. Самохарактеристики (саморазоблачительность и обличительность);

4. «Зоологизация»;

5. Ремарки

6.Так какая же главная проблема поставлена уже в 1 действии?

1. Критика самодержавно-крепостной действительности.

2. Трагизм судьбы простого человека.

Этому человеку, крепостному, не очень много уделено внимания, но даже по этим крупицам можно судить, какой гнев, какая боль жили в душе писателя. Фонвизин встал на защиту великого русского талантливого народа, угнетенного деспотами — помещиками.

Проблема №2

9. Изменил ли приезд Стародума образ жизни семейства Скотининых?

/ Да, у Простаковой проявляются новые качества/ Какие?

Она льстиво, угоднически разговаривает со Стародумом, корысть чувствуется во всем. И желая угодить Стародуму, даже не может понять, как смешна она в своем невежестве, тупоумии, в назидательной рассудительности. Ведь живет она по привычным, типичным законам своего времени, где все должно быть как у людей, где все подчинено жажде наживы.

Какая мечта у Скотинина?

/ Не случайно Фонвизин подчеркивает в Скотинине свиноподобие и свинолюбие/.

— А у Простаковой? / вяжет кошелек, в который собирается припрятать денежки/.

— у Митрофана? /’’Не хочу учиться, хочу жениться», а потом жить так, как живут его родственники/.

Да и какие иные желания могут появиться в душе недоросля, если он так воспитан с самого раннего детства?!

А воспитание и, конечно, обучение, по мнению любящей матери, он получил отменное.

Приоткроем занавес на несколько минут и окажемся свидетелями одного урока.

инсценировка «Экзамен Митрофана».

10. Какие же черты характера проявляются и у матери, и у сына?

11. Угодила ли Простакова Стародуму, показывая «образованность»своего сына, таким образом оголив его тупоумие? Как реагировал Стародум?

Какая же проблема ставится?

— Радостный ли смех у Фонвизина?

Это смех сквозь слезы. Ему, гражданину своего времени, горько и больно смотреть, как гибнет будущее России — молодое поколение, уродливо воспитанные митрофаны, которые станут тормозом для духовного и культурного развития России.

Проблема №3

Консерватизму старого поколения Фонвизин противопоставляет образы передовых людей.

1. Назовите положительных героев. /Софья, Милон, Правдин, Стародум/. Обратите внимание на «говорящие» фамилии и имена.

2. Какую свежую струю вносят эти герои в темный невежественный мир Скотининых?

3. Какие же мечты, в отличие от Скотининых, у передовых людей ?

Милон — «Разум, любезность, просвещенность».

Стародум – ‘’Душа и сердце».

Правдин -‘’ Правда во всем’’.

Создавая сбою комедию, Фонвизин надеялся на то, что придет время, когда передовая молодежь будет считать позором бездеятельную жизнь: «Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела, есть люди, которым помогать надо, есть Отечество, которому служить. «

И в результате этого Россия станет образованной, духовно богатой, ибо ценность нации должна определяться делами её народа.

Вот и еще 1 проблема — желание видеть Россию образованной, духовно богатой, не преклоняющейся перед другими государствами.

4. Но можно ли сказать, что пьеса закончилась полным посрамлением пороков? Прочтем заключительную сцену.

Да, Простакова очнется, и еще много бед принесут Скотинины России, тормозя её развитие, стараясь задушить все новое и передовое. Но, несмотря на это, ростки нового пробиваются сквозь тьму, невежество, мрак.

3. Заключение

Мне хочется закончить наш урок словами такого же великого гражданина, как Фонвизин, ученика, продолжателя его традиций А.С. Пушкина:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

с приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет…

Хочется, чтобы пьесу «Недоросль» вы восприняли не как произведение далеких времен, а как современно звучащее произведение, которое поможет вам в жизни вести непримиримый бой с еще встречающимися скотиниными, митрофанами, с их страшно живучими чертами.

Цените это произведение как памятник русской культуры.

д/з Сочинение- миниатюра ‘’Сатирическое изображение помещиков.’’

1. Актуальна ли пьеса «Недоросль»?

2. Чему вас научила комедия?

Список литературы

1.Благой Д.Д. Д.И.Фонвизин М., 1945

2.Исакович и. «бригадир» и «Недоросль» Д.И.Фонвизина Л., 1979

3.Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. Творческий путь. Мю, Л., 1961

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы...

А. С. Пушкин

Смелый властелин сатиры, писатель большого дарования, беспощадный в своей правде художник, Денис Иванович Фонвизин был основателем русского реализма. "Им начата великолепнейшая и, может быть, наиболее социально-плодотворная линия русской литературы - линия обличительно-реалистическая", - писал А. М. Горький. В своих произведениях Фонвизин мастерски изобличал пороки господствующего сословия, вел борьбу с российским самодержавием, отражал всю гамму нравов современной ему эпохи, выражал резкий подъем национального самосознания людей. Его острый наблюдательный взгляд отмечал все нелицеприятные детали окружающей действительности: коррупцию и беззаконие судов, низменность нравственного облика вельмож, поощряемый высшими властями фаворитизм. Все эти пороки общества непременно подвергались его меткой сатире.

Еще в начале своей творческой деятельности Фонвизин сблизился с молодыми прогрессивдыми литераторами и издателями. Следствием общения с ними стало стихотворение "Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке", в котором высмеяны основы церковного учения и защитники религии, проповедующие божественную мудрость в создании мира и человека. Автор с откровенной иронией обнажал ложь и лицемерие уставов официальной морали:

Попы стараются обманывать народ,

Слуги дворецкого, дворецкие господ,

Друг друга господа, а знатные бояря

Нередко обмануть хотят и государя;

И всякий, чтоб набить потуже свой карман,

За благо рассудил приняться за обман.

Фонвизина интересовала не демонстрация абстрактных пороков, а раскрытие реальной жизни представителей "благородного сословия". Так, в комедии "Бригадир" он показывает царящие в обществе умственную апатию и бездуховность, глупость и жестокость, эгоизм и разврат. За внешней благопристойностью героев скрывается хищный облик собственников, готовых перегрызть друг другу горло. И бригадир, и советник в прошлом состояли на службе. Но служба была для них лишь средством достижения единственной цели - карьерного роста, собственной выгоды.

В произведениях сатирика нет искусственного привнесения комических элементов. Их объектом становится реальная жизнь, чистая правда. Созданные образы типичны, их язык и поведение полностью соответствуют среде и эпохе. Яркая картина дикого невежества и произвола поместных дворян представлена в "Письмах к Фалалею". По мысли автора, безнравственное поведение героев превращает их в подобие скотов, что усиливается слепой страстью к животным и наряду с этим жестокостью к крепостным, которых они вовсе не считают за людей.

Смелую оценку правления Екатерины, обличение всех его недостатков писатель представляет и в "Рассуждении о непременных государственных законах". Здесь автор затрагивает вопрос о взаимоотношениях народа и государя. Он выражает глубокую уверенность в том, что "...тот не может владеть другими со славою, кто собой владеть не может...", давая тем самым понять, что не одобряет политику и поведение власти. По его мнению, Екатерина не исполнила главной задачи правителя - "не ввела в государстве своем правила непременные", без которых нет гарантии, что и сама она не сделает свое правление самовластным, тираническим.

Истинный сын своего времени, Д. И. Фонвизин принадлежал к числу передовых людей XVIII века. На протяжении всего творческого пути он утверждал высокие идеалы справедливости и гуманизма. Во всех его произведениях непременно звучит мужественный протест против несправедливости самовластия, гневное обличение крепостнического злоупотребления. И его метким и верным оружием стала смелая сатира.

«Фонвизин - сатиры смелый властелин»

Цель : 1. выявить главные проблемы, поставленные в комедии;

2. учить анализировать, выделять черты характера героев;

Оформление доски : запись темы урока, эпиграф:

Сатира - это " не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев, а

гроза духа, оскорбленного позором общества".

В. Г. Белинский.

/ таблица заполняется по ходу урока/

Проблематика пьесы

Вступительное слово.

Тема сегодняшнего урока – Фонвизин - "сатиры смелый властелин"...

1. Чьи это слова? /Пушкина/.

2. Что дало право Пушкину дать такую оценку Фонвизину?

Эпиграфом к нашему уроку будут слова В.Г. Белинского:

"Сатира - это не " невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гроза духа, оскорбленного позором общества".

Этот эпиграф и будет нашей путеводной звездой на протяжении всего урока, мы будем доказывать жизненность, актуальность этих слов.

Работа над проблематикой пьесы.

Проблема №1

Вы помните, что пьеса начинается с эпизода с крепостным Тришкой. Посмотрим её.

Инсценировка " Примерка кафтана ”.

    Как вы думаете, почему Простакова не отдала шить кафтан портному?

    Какая черта характера проявляется у этой помещицы? / жадность - записываем на доске/

Жадность на собственном дитяти. Любить безумно чадо и экономить на нем...

Именно эта черта - ее первый проигрыш, который приведет к трагическому финалу.

3. Но что же еще хотел сказать Фонвизин этой сценой?

/Писатель показывает её уверенность в том, что крепостной человек обязан уметь все, должен исполнять все её прихоти/. "Экое скотское рассуждение..."

Простакова убеждена, что она живет по правильным законам. Так было и будет, так жили их пращуры, и так должны жить и их дети.

4. Какой урок преподносит своему сыну таким обращением к крепостным? Найдите эти обращения.

5. Как они характеризуют ее, да и Митрофана, который вслед за ней повторяет то же? /деспотизм, хамство, грубость/.

6. А только ли Простаковой присущи эти черты? /Нет, и её брату тоже, и сыну/.

Порядки в доме Простаковой страшны: "С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то дерусь, то бранюсь, тем и дом держится’’.

Скотинин: "Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата".

Телесные наказания крепостных людей в усадьбе Простаковых были обыкновенным явлением. Положение крепостных крайне тяжелое: Еремеевна 40 лет верой и правдой служила господам, получая за это "по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день". Униженное положение рабы, ежеминутные оскорбления сделали её верным господским псом, лишило чувства собственного достоинства.

7. Какими сатирическими приемами пользуется Фонвизин, изображая помещиков?

1. «Говорящие» фамилии и имена;

2. Умышленное преувеличение отрицательных черт. Черта-доминанта Как называется этот прием? /гипербола/

3. Самохарактеристики (саморазоблачительность и обличительность);

4. «Зоологизация»;

5. Ремарки

6.Так какая же главная проблема поставлена уже в 1 действии?

1. Критика самодержавно-крепостной действительности.

2. Трагизм судьбы простого человека.

Этому человеку, крепостному, не очень много уделено внимания, но даже по этим крупицам можно судить, какой гнев, какая боль жили в душе писателя. Фонвизин встал на защиту великого русского талантливого народа, угнетенного деспотами - помещиками.

Проблема №2

9. Изменил ли приезд Стародума образ жизни семейства Скотининых?

/ Да, у Простаковой проявляются новые качества/ Какие?

Она льстиво, угоднически разговаривает со Стародумом, корысть чувствуется во всем. И желая угодить Стародуму, даже не может понять, как смешна она в своем невежестве, тупоумии, в назидательной рассудительности. Ведь живет она по привычным, типичным законам своего времени, где все должно быть как у людей, где все подчинено жажде наживы.

- Какая мечта у Скотинина?

/ Не случайно Фонвизин подчеркивает в Скотинине свиноподобие и свинолюбие/.

- А у Простаковой? / вяжет кошелек, в который собирается припрятать денежки/.

- у Митрофана? /’’Не хочу учиться, хочу жениться", а потом жить так, как живут его родственники/.

Да и какие иные желания могут появиться в душе недоросля, если он так воспитан с самого раннего детства?!

А воспитание и, конечно, обучение, по мнению любящей матери, он получил отменное.

Приоткроем занавес на несколько минут и окажемся свидетелями одного урока.

инсценировка "Экзамен Митрофана".

10. Какие же черты характера проявляются и у матери, и у сына?

11. Угодила ли Простакова Стародуму, показывая "образованность"своего сына, таким образом оголив его тупоумие? Как реагировал Стародум?

Какая же проблема ставится?

Радостный ли смех у Фонвизина?

Это смех сквозь слезы. Ему, гражданину своего времени, горько и больно смотреть, как гибнет будущее России - молодое поколение, уродливо воспитанные митрофаны, которые станут тормозом для духовного и культурного развития России.

Проблема №3

Консерватизму старого поколения Фонвизин противопоставляет образы передовых людей.

1. Назовите положительных героев. /Софья, Милон, Правдин, Стародум/. Обратите внимание на «говорящие» фамилии и имена.

2. Какую свежую струю вносят эти герои в темный невежественный мир Скотининых?

3. Какие же мечты, в отличие от Скотининых, у передовых людей ?

Милон - "Разум, любезность, просвещенность".

Стародум – ‘’Душа и сердце".

Правдин -‘’ Правда во всем’’.

Создавая сбою комедию, Фонвизин надеялся на то, что придет время, когда передовая молодежь будет считать позором бездеятельную жизнь: "Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела, есть люди, которым помогать надо, есть Отечество, которому служить. "

И в результате этого Россия станет образованной, духовно богатой, ибо ценность нации должна определяться делами её народа.

Вот и еще 1 проблема - желание видеть Россию образованной, духовно богатой, не преклоняющейся перед другими государствами.

4. Но можно ли сказать, что пьеса закончилась полным посрамлением пороков? Прочтем заключительную сцену.

Да, Простакова очнется, и еще много бед принесут Скотинины России, тормозя её развитие, стараясь задушить все новое и передовое. Но, несмотря на это, ростки нового пробиваются сквозь тьму, невежество, мрак.

3. Заключение

Мне хочется закончить наш урок словами такого же великого гражданина, как Фонвизин, ученика, продолжателя его традиций А.С. Пушкина:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

с приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет...

Хочется, чтобы пьесу "Недоросль" вы восприняли не как произведение далеких времен, а как современно звучащее произведение, которое поможет вам в жизни вести непримиримый бой с еще встречающимися скотиниными, митрофанами, с их страшно живучими чертами.

Цените это произведение как памятник русской культуры.

д/з Сочинение- миниатюра ‘’Сатирическое изображение помещиков.’’

1. Актуальна ли пьеса "Недоросль"?

2. Чему вас научила комедия?

Список литературы

1.Благой Д.Д. Д.И.Фонвизин М., 1945

2.Исакович и. «бригадир» и «Недоросль» Д.И.Фонвизина Л., 1979

3.Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. Творческий путь. Мю, Л., 1961

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелой властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы...

А. Пушкин

Восемнадцатый век в истории русской литературы оставил немало замечательных имен. Но если бы требовалось назвать писателя, в произведениях которого глубина постижения нравов своей эпохи была бы соразмерна смелости и мастерству в обличении пороков господствующего сословия, то прежде всего следовало бы упомянуть Дениса Ивановича Фонвизина.

Фонвизин вошел в историю национальной литературы как автор знаменитой комедии "Недоросль". Но он был и талантливый прозаик. Дар сатирика сочетался в нем с темпераментом прирожденного публициста. Бичующего сарказма фонвизинской сатиры страшилась императрица Екатерина II. Непревзойденное художественное мастерство Фонвизина отмечал в свое время Пушкин. Поражает оно нас и поныне.

Будучи одним из наиболее ярких деятелей просветительского гуманизма в России XVIII века, Фонвизин воплощал в своем творчестве тот подъем национального самосознания, каким была отмечена эта эпоха. В разбуженной петровскими реформами огромной стране выразителями этого обновленного самосознания выступили лучшие представители русского дворянства. Фонвизин воспринимал идеи просветительского гуманизма особенно остро, с болью сердца наблюдал он нравственное опустошение части своего сословия. Сам Фонвизин жил во власти представлений о высоких нравственных обязанностях дворянина. В забвении дворянами своего долга перед обществом он видел причину всех общественных зол: "Мне случилось по своей земле поездить. Я видел, в чем большая часть носящих имя дворянина полагает свое любочестие. Я видел множество таких, которые служат, или, паче, занимают места в службе для того только, что ездят на паре. Я видел множество других, которые пошли тотчас в отставку, как скоро добились права впрягать четверню. Я видел от почтеннейших предков презрительных потомков. Словом, я видел дворян раболепствующих. Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце". Так писал Фонвизин в 1783 году в письме к сочинителю "Былей и небылиц", то есть к самой императрице Екатерине И.

Фонвизин включился в литературную жизнь России в тот момент, когда Екатерина II поощряла интерес к идеям европейского Просвещения: на первых порах она заигрывала с французскими просветителями - Вольтером, Дидро, Д"Аламбером. Но очень скоро от либерализма Екатерины не осталось и следа.

Волей обстоятельств Фонвизин оказался в самой гуще внутриполитической борьбы, разгоревшейся при дворе. В этой борьбе одаренный блестящими творческими способностями и острой наблюдательностью Фонвизин занимал место писателя-сатирика, обличавшего продажность и беззаконие в судах, низменность нравственного облика приближенных к престолу вельмож и поощряемый высшими властями фаворитизм.

Н. И. Новиков со своими сатирическими журналами "Трутень" и "Живописец", Фонвизин со своими публицистическими выступлениями и бессмертным "Недорослем" и, наконец, А. Н. Радищев со знаменитым "Путешествием из Петербурга в Москву" - таковы вехи формирования традиции наиболее радикальной линии русского дворянского Просвещения, и не случайно каждый из трех выдающихся писателей эпохи подвергся преследованиям со стороны правительства. В деятельности этих писателей зрели предпосылки той первой волны антисамодержавного освободительного движения, которое позже назвали этапом развития дворянской революционной мысли.