Меню Рубрики

Аппликация из пластилина: мастерим котика и «Осень в лесу. Пластилинография — нетрадиционная техника рисования Пластилиновый рисунок

Живопись - это один из самых сложных видов искусства. А человек - это существо, которое всегда старается облегчить себе жизнь. И так как люди любят искусство, да и творить хочет каждый второй, была придумана пластилиновая живопись.Выполнить работу в такой технике сможет даже ребенок. Тут главное - терпение. Ведь в отличие от масляной картины, пластилиновая не может не получиться. Сегодня мы хотим предложить несколько идей для творчества и вдохновить на создание шедевра.

Немного о пластилиновой живописи

Этот вид искусства появился сравнительно недавно, в конце прошлого века. До этого художники из пластилина лепили объемные фигуры. Часто этот материал использовали, да и используют в настоящее время, скульпторы, чтобы быстро сделать какую-либо форму.

Технику пластилиновой живописи изначально осваивали только дети. Художники считали это баловством. А вот воспитатели в детском саду с удовольствием размазывали с детьми пластилин по картонке. Этот процесс развивает мелкую моторику, воображение и помогает окрепнуть мышцам рук. Но со временем пластилиновая живопись вышла за рамки детского сада, и сегодня у нее много поклонников среди взрослых людей. Правда, профессиональные художники до сих пор считают этот вид искусства слишком примитивным. Но на самом деле, он не примитивный, а декоративный. И точно имеет право на существование.

Виды такой живописи

Как и в любом искусстве, с его развитием появляется много различных техник, в которых можно творить. Какие же виды пластилиновой живописи существуют?

  • лепка мазками;
  • рельефная лепка;
  • работа по шаблону;
  • лепка из жгутов;
  • контурное создание работ;
  • лепка горошком.

Каждая из разновидностей такой живописи требует своего материала. Виды пластилина бывают разными. Есть мягкий материал, который хорошо размазывается по поверхности. А есть твердый пластилин, который хорошо держит форму.

Материалы, которые необходимы для работы

Чтобы создать картину в технике пластилиновой живописи, нужно приобрести все необходимое. А что же потребуется для работы? Различные виды пластилина. А какие они бывают? Пластилин бывает:

  • обычный;
  • парафиновый;
  • восковой;
  • шариковый;
  • флуоресцентный;
  • скульптурный;
  • застывающий.

Помимо пластилина, понадобятся стеки. Это такие пластиковые ножики. Обычно их вкладывают в большие наборы пластилина. Но если вы решили заняться делом серьезно, то приобретите качественные деревянные стеки.

Основой для любой работы должна быть или картонка, или кусок ДВП. Второй вариант предпочтительнее.

Еще могут пригодиться различные салфетки и тряпочки.

Новогодний пейзаж

Уходя на зимние каникулы, дети, а часто и взрослые, не знают чем себя занять. Попробовать себя в качестве пластилинового живописца может каждый. Результат своего творчества будет вдохновлять в течение всего года. Как же создать картину в технике пластилиновой живописи? Новый год станет отличным сюжетом для изображения. Сначала нужно карандашом на картонке нарисовать эскиз. Это может быть домик, мост, речка и заснеженные деревья. Эту картину будем создавать в двух техниках: лепки мазками и лепки горошком. Первым делом рисуем фон. Берем пластилин голубого цвета, разминаем его в руках, отрываем небольшой кусочек и намазываем его на картонку. Втирать материал нужно сильно, чтобы сцепка получилась качественной. Для того чтобы уменьшить расход пластилина, фоновый слой нужно делать тонким. Голубые мазки следует чередовать с белыми и темно-синими. Это будет река. Дальше рисуем закат. Он будет фиолетово-розовый. Второй этап работы - это вылепливание второго плана. Это будет домик, мост и елки. Дом создаем следующим образом. Скатываем из пластилина маленькие разноцветные шарики и заполняем ими контур. Финальное действие - это прорисовка деревьев, стоящих на переднем плане. Ствол изготавливаем привычным способом размазывания пластилина, а ветки делаем из жгутов.

Стилизованное дерево

Эту работу мы будем изготавливать очень необычным способом. Для создания картины понадобится шприц. Снимаем с него иголку, погружаем в цилиндр пластилин и вставляем поршень. Первый шприц заполняем темно-зеленым материалом, а второй - светлым. Теперь подогреваем в кастрюле воду и кладем туда шприцы. Когда пластилин немного поплавился, можно начинать работу. Достаем шприцы и выдавливаем на картонку колбаски. Чередуем темный и светлый пластилин. Колбаски наклеиваем полукругами, как бы создавая эффект холмистой местности. Когда трава готова, промываем шприцы и заполняем их синими оттенками пластилина. Подогреваем материал и начинаем рисовать небо. Делаем его прямыми полосками, чередуя несколько оттенков. Там, где будет солнце, нужно оставить свободное пространство. По аналогичной методике создаем небесное светило, дерево и стилизованные яблоки. Пластилиновая живопись - интересное занятие, а метод работы со шприцем является одним из самых простых, но при этом очень эффектным.

Верба

Одно из интересных досуговых занятий - это пластилиновая живопись. Мастер-класс по изготовлению букета вербы читайте ниже. Для создания такой картины понадобится цветной картон и пластилин синего, голубого, коричневого и белого цветов. Подготавливаем материал. Начинать нужно с разминания голубого и синего пластилина. Когда материал станет мягким, следует скатать из него колбаски. Теперь нужно разделить лист картона визуально на три части. Низ листа будет занимать вазочка. Намечаем ее середину и начинаем в этом месте закручивать колбаски в улитку. Следует чередовать голубой и синий цвета.

Когда большой круг будет готов, сверху и снизу обрамляем его прямыми колбасками. Теперь приступаем к изготовлению веток вербы. Для этого нужно накатать колбаски из коричневого пластилина. Выкладываем ветки в произвольном порядке. Желательно, чтобы их получилось нечетное количество. Собираем почки вербы. Для этого следует скатать маленькие коричневые и белые колбаски. Соединяем их друг с другом. Теперь почки нужно приклеить к веткам - и картина будет готова.

Гжель

Пластилиновая живопись может быть выполнена по мотивам народного промысла. Например, гжели. Создадим из жгутов изображение птицы. На картоне нужно нарисовать контур курицы. Рисунок можно скопировать с образца, приведенного выше, или же придумать свою картинку. Дополнять птицу будет цветочный орнамент, расположенный сверху и снизу. Для изготовления данной работы понадобится шприц. Наполняем его пластилином, разогреваем в кастрюле и приступаем к творчеству. Тонкими жгутами выкладываем хвост и контур птицы, а также орнамент. Дополнить изображение нужно толстыми полосками голубого и синего цвета. Вручную катаем колбаски и немного приплющиваем их пальцами. Создаем орнамент внутри птицы. Стеком или ногтем на толстые колбаски следует нанести узор в виде надрезов. Из раскатанного пласта пластилина вырезаем контур головы. Осталось разместить мелкие детали. Скатываем шарики из синего пластилина и размещаем их в соответствии с рисунком. В качестве цветовых акцентов следует расставить белые точки. Их нужно сделать из шариков и приклеить в центр синих кружков.

Парусник

Работы в технике пластилиновой живописи выглядят красиво и оригинально. Перед началом работы нужно создать эскиз. Берем тонированный картон и рисуем контур парусника и волн. Для создания изображения нам потребуется разогретый в шприцах пластилин. Когда материал немного подтает, приступаем к работе. Тонкими жгутами выкладываем силуэт лодки. Красиво будет смотреться растяжка от коричневого к белому. Когда корпус готов, нужно сделать паруса. Их тоже рисуем жгутами, выдавленными из шприца. А вот флаги придется сделать вручную. Осталось дополнить картину волнами. Делаем барашков из пластилина. Подбирать материал нужно тщательно, чтобы цвета красиво сочетались друг с другом. Если в вашем наборе нет подходящего оттенка, его следует сделать самостоятельно, смешав синий пластилин с белым. В качестве дополнения можно над парусником приклеить чаек. Обрамить работу следует с помощью пластилина. Нужно скатать две колбаски и скрутить их в жгут. Если в жгуте произошел разрыв, лучше его переделать. Дополнить такую работу можно ракушками и металлической фурнитурой в виде якоря.

Девочка в лодке

Создать такую картину под силу только опытному мастеру. Пластилиновая живопись из шприца требует сноровки. Перед тем, как непосредственно приступить к работе, следует нарисовать эскиз. Затем необходимо разогреть пластилин в шприцах. Причем делать это придется партиями. Как альтернативный вариант, можно оставлять неиспользованные шприцы с пластилином лежать в теплой воде, чтобы материал не застывал. Первым делом следует изготовить лодку. Она делается из оттенков коричневого и желтого пластилина. Справа будет тень, а слева - свет. Это нужно учитывать, заполняя контур лодки жгутами.

Когда плавательное средство готово, переходим к изготовлению девочки. Мазками создаем ей лицо и руку, а затем жгутами выкладываются волосы и платье. И опять нужно помнить про свет и тень. Справа волосы будут темнее, а слева светлее. Платье стоит делать послойно, и начинать изготавливать его следует с конца, то есть с подола. Ярус за ярусом накладываем жгуты, создавая эффект объемных рюшиков. Переходим к финальной части - "рисуем" море. Волны будут выглядеть как закрученные улитки. Их тоже нужно изготавливать послойно, чтобы создавался эффект заднего и переднего плана. Некоторые круги можно подчеркнуть белыми полосками - это будут блики. Из жгутов делаем рамку, а сверху можно изобразить волну, чтобы показать бесконечность водной стихии.

Жирафы

Сотворить животных из пластилина - легкая задача. Причем делать фигурки на плоскости даже проще, чем лепить их в объеме. Как же "нарисовать" картину с двумя жирафами? Первым делом нужно мазками мягкого пластилина сделать фон. Затем вылепить фигурки животных. Создаются они следующим образом. Для изготовления большого жирафа раскатываем пласт пластилина. Из него вырезаем два овала, один небольшой, а другой удлиненный, и прямоугольник с мягкими краями. Все это в нужной последовательности приклеиваем на фон. Из толстых колбасок следует создать ноги, хвост и рожки. Уши должны иметь форму капель. Теперь нужно декорировать животное.

Из фиолетового пластилина изготавливаем копыта и шарики на рожки. Из желтых кругов делаем пятна и кисточку хвоста, а из черных шариков - глаза и нос. По аналогии создаем маленького жирафа. Теперь переходим к изготовлению деревьев. Прямоугольники коричневого цвета с мягкими краями станут стволами. Их можно декорировать жгутами в тон. Из зеленого пластилина катаем шарики и расплющиваем их. Таким образом создаем листву. На деревья можно посадить разнообразных птиц.

Социальная работа

Детям можно прививать бережное отношение к братьям нашим меньшим разными способами. Один из них - это лепить животных из пластилина. Желательно, чтобы в работе поднималась какая-то социальная проблема, например, дружба человека и собаки. Приступить к изготовлению этой картины из пластилина нужно со втирания материала в фон. Затем необходимо изготовить задний план - это могут быть окна и кирпичи, которые выглядывают из-под облупившейся штукатурки. На переднем плане мазками изображаем девочку с зонтом и собаку. Осталось дополнить композицию каплями дождя и символической надписью.

Зимняя картинка

Пластилиновая живопись для детей - это не только способ скоротать время. Благодаря такому творчеству развивается мелкая моторика, а также воображение и терпение. Создать картинку на зимнюю тематику можно не только на картонке, но и на одноразовой бумажной тарелке. Закрываем это изделие синим и белым пластилином, который втираем в картон мазками. Теперь из прямоугольников выстраиваем избушку. Дополняем ее окошком. Изготавливаем крышу. На переднем плане следует зелеными мазками "нарисовать" разлапистую елку, а из жгутиков сложить ветки рябины. Дополнить композицию нужно снегирем, месяцем и хлопьями снега.

Собака

Создать любое животное будет легко, если распечатать его контур на принтере. Объектом нашего творения станет собака. Пластилиновая живопись может быть не только реалистичной, но и декоративной. Поэтому будем делать животное разноцветным. Греем кусок пластилина в руке. Мазками этого цвета украшаем различные части собаки. Потом берем другой оттенок и проделываем то же самое. Работа будет закончена, когда на собаке «живого места не останется», то есть она вся будет состоять из мазков пластилина.

Пластилинография в наше время становится всё популярнее в детском саду. Это не только приятный досуг, но и целая область творчества, в которой есть свои виды и техники. Она завоёвывает всё большее внимание педагогов, поскольку позволяет решать множество развивающих и образовательных задач в процессе игры. Но особенно важно то, что ребёнок имеет возможность собственными руками изготовить прекрасное произведение искусства.

Пластилинография как нетрадиционный способ соединения лепки и рисования

Рисовать можно по-разному. Сегодня среди педагогов дошкольного образования популярны нетрадиционные техники: рисование кончиками пальцев, ладонями, отпечатками предметов, кляксография, пластилинография.

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

С одной стороны, ребёнок включён в увлекательный процесс, но в то же время множество нервных окончаний на кончиках пальцев и поверхности ладоней передают сигналы в мозг, активизируя его деятельность. Когда маленькие ручки рвут бумажную салфетку, учатся скатывать шарик из теста, ощупывают материалы или показывают «сороку-ворону», информация поступает в головной мозг и распределяется по различным центрам (слуховому, зрительному, мыслительному, эмоциональному и речевому).

Пластилинография - нетрадиционный способ рисования с использованием пластилина. Деятельности с пластичным материалом детей учат в раннем возрасте. Лепка тренирует пальцы и активизирует расположенные на кисти сенсоры, связанные с работой мозга, помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение. Занятия лепкой развивают не только ловкость и скоординированность рук, но и творческую фантазию.

Создание картины в этой технике - это новый уровень работы с пластилином, который может стать искусством.

В технике пластилинографии создаются истинные произведения искусства

Использование техник, методов и приёмов в работе с дошкольниками

Пластилинография в чистом виде доступна для детей средней и старшей групп детского сада. Дети младшего возраста овладевают элементарными умениями и навыками во время краткосрочных индивидуальных или подгрупповых занятий.

Воспитателю важно помнить, что в группах младшего и среднего дошкольного возраста этот вид творчества нацелен не столько на результат, сколько на получение положительных эмоций, развития интереса у детей и желания совершенствовать навыки.

Чтобы занятие проходило в удовольствие, материалы должны быть качественными, а инструменты - удобными. Для основы будущей картины из пластилина подойдёт бумага, но предпочтительнее плотный картон, пластик, оргстекло или обычное стекло. Пластилин должен быть нежирным, иначе на бумажной или картонной основе появятся пятна, и работа будет иметь неопрятный вид. Выбирайте яркий и податливый материал для лепки.

Из инструментов понадобится доска для лепки (можно заменить на кусок пластика или клеёнки), пластмассовая скалочка для раскатывания пластилина, набор стеков, ножницы, различные приспособления для создания узоров на пластилиновой поверхности (щёточки, кондитерский шприц, ситечко, пластиковая вилка).

Методы обучения пластилинографии:

  • наглядные (показ образцов работ, иллюстраций по теме, наблюдение за действиями педагога);
  • словесные (беседа, объяснение, рассказ);
  • практические (упражнения с материалом, отработка приёмов, игровые действия, экспериментирование).

Приёмы, используемые в пластилинографии, уже частично знакомы детям по занятиям лепкой. Это скатывание и раскатывание, сплющивание и вытягивание, то есть обычные действия с кусочком пластилина для придания ему требуемой формы. Но есть здесь и свои приёмы: отщипывание, размазывание, вдавливание, приглаживание, смешивание цветов. Овладению ними педагог уделяет особое внимание.

Задачи пластилинографии от ясельной и второй младшей до подготовительной групп

  1. Развивающие. Приёмы работы с пластилином развивают ловкость пальцев, подготавливают кисть к письму. Улучшаются способности к правильному восприятию композиции и масштаба.
  2. Познавательные. Воспитанники знакомятся с новым видом изобразительного искусства, постигают взаимодействие двух различных техник - аппликации и лепки, основами которых они уже овладели.
  3. Эстетические. У детей зарождается чувство цвета и формы. Осуществляются первые эксперименты с сочетанием оттенков и материалов.
  4. Воспитательные. Детей учат быть самостоятельными, усидчивыми, терпеливыми и аккуратными, приобретается опыт работы в коллективе. В зависимости от темы, воспитываются любовь к родному краю, умение видеть и беречь красоту природы, доброжелательное, благодарное отношение к родным и близким, любовь к домашним питомцам и т. д.

Умения и навыки детей усложняются год от года. Изменяются и основные направления работы с дошкольниками.

  1. В первой младшей группе ДОУ дети учатся делать элементы из пластилина, одно занятие - один элемент (шарик, цилиндр, колбаска); создавать образы простых предметов; овладевают приёмами отщипывания и размазывания, вырабатывают основы умения работать по заданному образцу.
  2. У детей второй младшей группы важно развивать умение рисовать пластилином, воспитывать самостоятельность (ребёнок не повторяет за педагогом, а учится строить композицию сам). Начинается обучение работе в подгруппе.
  3. В средней группе оттачиваются навыки работы с пластилином и создание более сложных образов; детей учат создавать работы с привлечением разнообразных материалов (крупа, бисер, пуговицы и др.); развивается интерес к коллективной работе.
  4. Для старших и подготовительных групп характерно усложнение и развитие сюжетно-игрового замысла занятия; развитие речевой деятельности воспитанников в процессе создания пластилиновых образов; обучение созданию коллективной работы, имеющей художественную ценность.

Виды рисования пластилином в детском саду

Пластилинографию можно разделить на несколько видов, отталкиваясь от материала, который взят за основу картины. Работы выполняют на бумаге, картоне, пластике, на обычном или органическом стекле.

Плотный картон часто деформируется, но с ним просто и легко работать. Пластиковые и стеклянные основы удобны при нанесении материала (они не погнутся и не сморщатся), но чтобы избежать порезов, обязательно проведите инструктаж по технике безопасности и научите детей заклеивать края основы скотчем или же предварительно сделайте это сами.

По способу создания изображения пластилинография бывает:

  • Прямая Выполняется пластилином разного цвета. В первой младшей группе это могут быть овощи, зимний снегопад, листочки.
  • Во второй младшей группе дети охотно выполнят яркие работы на тему «Посуда для кукол», «Рыбка», «Грибочек». В средней группе сюжет и контур гораздо сложнее: транспорт, деревья, дома.
  • Витражная или обратная. Нанесённый маркером на стеклянную основу контур изображения заполняется пластилином.
  • Мозаичная. На основу наносятся пластилиновые шарики разных цветов в соответствии с замыслом.
  • Контурная. Этот вид работы рекомендуется для воспитанников старшей и подготовительной групп, ведь он требует усидчивости. Подогретые пластилиновые жгутики разных цветов нужно выдавливать из шприца (без иглы) и заполнять ими контур.
  • Многослойная. Пластилин наносится на основу мазками в несколько слоёв, сочетаются разнообразные цвета и оттенки материала, получается объёмное, сложное изображение.

Как разогреть материал: раскатываем часть пластилина в колбаску, проталкиваем его в шприц. Лишний материал срезаем стеком. Закрываем с помощью поршня шприц и нагреваем его содержимое с помощью воды или микроволновки.

Фотогалерея: виды пластилинографии в зависимости от способа нанесения

Пластилином закрашиваются контуры в первой младшей группе «Рыбка» выполняется во 2 младшей группе Работа воспитанника средней группы сделана как «Подарок папе» Обратная пластилинография «Медвежонок» подойдёт для детей старшего дошкольного возраста Такая кропотливая мозаичная работа «Матрёшка» требует усидчивости и терпения Контурная пластилинография «Рыбка» Многослойная техника очень живописна и позволяет передать краски живой природы

Уровень сложности поделок

У детей каждой возрастной группы отличается уровень способностей. Для гармоничной работы и положительных эмоций этот момент нужно учитывать.

Таблица: уровень способностей детей разного возраста

Возрастная группа Навыки работы с пластилином Форма работы Вид работы
Ясельная владение навыками скатывания, раскатывания, сплющивания, соединения элементов индивидуальная создание по образцу
Вторая
младшая
оттачивание навыков, приобретённых в ясельной группе,
овладение более сложными навыками: прищипывание, оттягивание, разрезание, разглаживание,
работа с простыми инструментами: стеки, ножницы
индивидуальная создание по образцу,
выполнение подобного
Средняя оттачивание навыков, приобретённых в ранних возрастных группах,
освоение техники смешивания пластилина различных цветов,
работа с более сложными инструментами: щёточки, фигурные формы, шприц (обычный без иглы или кондитерский с разнообразными насадками)
индивидуальная,
работа в подгруппах
выполнение подобного,
самостоятельное планирование композиции
Старшая добавляется использование бросового материала,
комбинирование элементов различных видов пластилинографии
индивидуальная,
работа в подгруппах,
коллективная работа
самостоятельный выбор материалов,
продумывание композиции,
привлечение сюжетно-игровых элементов
Подготовительная знакомство с новыми техниками (барельеф, изразец),
обучение оформлению готовой работы (рамка, багет, фон, паспарту)
индивидуальная,
работа в подгруппах,
коллективная
самостоятельный выбор материалов и вида выполнения работы,
продумывание композиции,
сочетание различных техник изобразительного творчества,
обязательное использование сюжетно-игровых элементов

Фотогалерея: образцы работ детей разных возрастных групп

Изображение цветка в прямой технике (первая младшая группа) «Ромашки», сделанные детьми второй младшей группы Детям средней группы по силам композиция «Космос» Работа детей старшей группы Красивый подарок на День матери (подготовительная группа)

Планируем занятия пластилинографией в детском саду

Для педагога занятия по изобразительной деятельности - это возможность создать связь между искусством и разными областями знаний. В творческом процессе интегрируются развитие речи, патриотическое, трудовое и экологическое воспитание. Поэтому темы подбираются так, чтобы они отражали многообразие окружающего мира и соответствовали общественно значимым событиям, которые происходят в ближайшее к занятию время, или сезону. Например, патриотическую тематику целесообразно запланировать в ноябре, ко Дню народного единства, изготовление цветов, угощения будет уместно ко Дню матери.

Примерная тематика занятий с детьми среднего дошкольного возраста

  1. «Яблоки и ягоды на тарелке».
  2. «Жучки на цветочной клумбе».
  3. «Грибы».
  4. «Солнце в тучах».
  5. «Веточка рябины».
  6. «Осеннее деревце».
  7. «Рыбка».
  8. «Новогодняя ёлка».
  9. «Ёлочные игрушки».
  10. «Снеговик».
  11. «Снежная баба - франтиха».
  12. «Теремок».
  13. «Сова».
  14. «Весёлая ракета».
  15. «Подарок для папы (дедушки)».
  16. «Пирог для мамы».
  17. «Цветик - семицветик».
  18. «Белая берёза».
  19. «Космос».
  20. «Звёздное небо».
  21. «Пасхальное яйцо».
  22. «Ландыш».
  23. «Улитка на листочке».
  24. «Одуванчик»

В подготовительной группе следует вводить темы «Моя родина», «Моя семья», «Подводное царство», «Осення сказка», «Зимушка-зима нам забавы принесла». «Хоровод у ёлки». Они более объёмны по содержанию и требуют хорошей подготовки детей. Можно планировать также изображение расписной посуды и разных предметов одежды, народной игрушки, например, дымковской, тела человека в движении.

Дети седьмого года жизни порой способны создавать настоящие шедевры, если дать простор их фантазии.

Фотогалерея: работы детей среднего и старшего дошкольного возраста на тему «Ёжик», «Павлин», «Ветка рябины», «Клоун», «Цветы» и другие

«Ёжик» Красочное изображение павлина На чудесном дереве мы видим приметы всех времён года Коллективная работа «Подводный мир» Забавный мишка выполнен в технике мазка Мозаичная пластилинография «Новогодний шар» Оригинальные ёлочные украшения в смешанной технике «Хризантемы» «Избушка бабушки Яги» Расписные пасхальные яйца «Ветка рябины» «Весёлые клоуны» «Флаг России»

Шаблоны в помощь воспитателю

Шаблоны, контур которых надо заполнить пластилином разных цветов, подходят для прямой и более сложных видов пластилинографии.

Фотогалерея: шаблоны с изображением фруктов, овощей и животных

Шаблон «Божья коровка» Шаблон «Ёжик» Шаблон «Щенок» Шаблон «Снегирь» Шаблон «Кот» Шаблон «Овощи и фрукты»

Фотогалерея: шаблоны одежды и посуды

Шаблон «Кувшин» Шаблон для росписи «Гжель» Шаблон «Чайник» Шаблон «Чашка» Шаблон «Кастрюля» Шаблон «Брюки» Шаблон «Свитер» Шаблон «Куртка» Шаблон «Шуба» Шаблон «Юбка» Шаблон нарядного платья Шаблон одежды для кукол

Фотогалерея: шаблоны транспорта и фигур людей

Шаблон грузовика Шаблон «Скорая помощь» Шаблон «Такси» Шаблон «Пароход» Шаблон «Кораблик» Шаблон «Вертолёт» Шаблон «Самолёт» шаблон «Паровозик»
Шаблон «Фигуры людей» Шаблон «Клоун» Шаблон «Человечки» Шаблон «Дети» Шаблон «Человек в движении»

Также интересно работать с шаблонами на картоне с уже готовым фоном. Контуры заполняются цветным материалом.

Фотогалерея: шаблоны животных с готовым фоном

Шаблон «Лев» Шаблон «Жучок» Шаблон «Кузнечик» Шаблон «Стрекоза»
Шаблон «Стегозавр»
Шаблон «Птеролактиль»
Шаблон «Динозаврик»
Шаблон «Поросёнок»
Шаблон «Петух»
Шаблон «Страус»

Описание содержания конспекта НОД по пластилинографии для ясельной группы «Колобок» автора Потекаевой Н. Г.

  • Предварительная работа: чтение сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций к ней, раскрашивание раскрасок по сказке «Колобок».
  • Форма работы: подгрупповая (6–7 человек).
  • Цели: обучение приёмам скатывания, прикрепления, отщипывания; развитие согласованной работы обеих рук; обучение работе в коллективе.

Ход занятия


Организация проекта или кружка по пластилинографии

Разнообразить формы работы с детьми по рисованию пластилином можно, используя проектную и кружковую деятельность. В первом случае воспитатель имеет возможность глубже и систематичнее подойти к ознакомлению детей с этим замечательным видом искусства, во втором - расширить круг тем и используемых дополнительных материалов.

Этапы подготовки проекта

  1. Цель: формирование творческого мышления воспитанников ДОУ при помощи техники пластилинографии.
  2. Задачи:
    • обучение выполнению простых элементов в заданной технике;
    • обучение созданию в художественной форме предметов окружающего мира;
    • обучение работать на заданном пространстве;
    • развитие пространственного мышления;
    • развитие эстетического вкуса;
    • освоение основ конструирования;
    • воспитание усидчивости, аккуратности, терпения;
    • привлечение к работе в коллективе.
  3. Составление развёрнутого планирования:
    • подготовительный этап работы;
    • привлечение мотивирующего материала в начале проектной деятельности;
    • по возможности приурочить выполнение проекта к значимому в жизни детского сада событию (День матери, Праздник осени, Новый год, День Победы, День космонавтики).
  4. Осуществление проектной деятельности.
  5. Презентация проекта. Когда проект закончен, то его можно показать (другой группе, в холле детского сада, в актовом зале на празднике). Дети рассказывают о своей работе слушателям, которые оценивают их творчество.

Описание проекта «Подарки осени»

  1. Цель: подготовить творческую работу к Празднику осени в детском саду.
  2. Задачи:
    • оттачивание навыков работы с пластилином;
    • развитие эстетического вкуса;
    • художественное воспроизведение предметов окружающего мира;
    • обучение работе в группе.
  3. Воспитанники делятся на подгруппы, самостоятельно распределяют обязанности по созданию отдельных частей композиции: рисование пластилином грибов, создание в контурной технике стволов деревьев, использование мозаичной техники для изображения ягод и животных, применения методов работы с ножницами и стеками для создания объёмных элементов.
  4. Презентация работы на Празднике осени в актовом зале (с музыкальным сопровождением и чтением стихотворений).

Фотогалерея: коллективные работы детей подготовительной группы по проекту «Осень»

«Осенние деревья» «Дети в осеннем парке» «Осень в лесу» «Пластилиновая осень»

Литература и подсказки для создания кружка

Перед разработкой рабочей программы кружка рекомендуется ознакомиться с методическими пособиями по работе с дошкольниками в данной технике:

  • Г.Н. Давыдова. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.
  • Шницкая И. О. Аппликация из пластилина Д.: Феникс, 2008.
  • Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста (1–3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика - Синтез, 2006.

Для самообразования педагогу будет полезно ознакомиться с пособиями по развитию мелкой моторики рук у детей:

  • Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  • Большакова С. Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.: ТЦ Сфера,2009.
  • Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М.: Педагогика, 1973. – С. 144.
  • Павлова Л. Значение развития действий рук. Дошкольное воспитание. 1984, № 1.
  • Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Хардфорд,1996.

В программе кружка учитываются:

  • возрастные особенности детей, которые будут заниматься в кружке;
  • формы проведения занятий;
  • методы и приёмы, которыми будет пользоваться педагог;
  • средства (материалы и инструменты для творчества, привлечение ИКТ и технических средств);
  • режим занятий;
  • прогнозируемые результаты, которые должны быть достигнуты при выполнении программы;
  • темы занятий.

Фрагменты из программы кружка по рисованию пластилином для старшей группы

  • Рекомендуется привлечение информационных компьютерных технологий. Это нужно для показа рабочих схем, наглядных примеров, изображений произведений искусства. Просмотр такого материала развивает фантазию и творческое мышление воспитанников.
  • У дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, поэтому презентации и видеоматериал стимулируют эмоционально насыщенную работу с пластилином.
  • Режим занятий кружка: для детей старшей группы (5–6 лет) занятия проводятся во второй половине дня, два раза в неделю. Длительность занятия составляет 25–30 минут.
  • Работа по рисованию пластилином проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребёнком ставятся разные задачи.

Мониторинг программы отображает, каким был уровень навыков в начале учебного года и чему научились дети в конце. Для каждого ребёнка есть таблица, где отображён уровень умений работы с пластилином и инструментами для лепки, способность следовать рекомендациям педагога, уровень развития творческого мышления, самостоятельности при построении композиции и выработке творческого замысла.

Видеоматериалы по рисованию пластилином

Предлагаем вашему вниманию видеоматериалы о разных техниках пластилинографии.

Видео: «Рыбки в аквариуме» из пластилина

Видео: мастер-класс по контурному рисованию пластилином

Видео: аквариум - поделка с пластилином в комбинации пластилинографии и лепки на плоскости

Видео: рисуем пластилином осенний лес

На занятиях пластилинографией дети работают с разными материалами и инструментами, развивают мелкую моторику и тренируют руку к письму. Этот вид искусства знакомит с оригинальным применением материалов и открывает новый взгляд на предметы быта и объекты природы. Дошкольники совершенствуют речевые навыки и радуются общению в коллективе.

Предлагаем вашему вниманию мастер-класс по созданию картины при помощи пластилина. Такой вид живопись называется пластилиновая или пластинография. Красками здесь служит пластилин, как изобразительный материал, а руки являются нашим инструментом, кистью. Есть техника нанесения пластилина на стекло. Стекло в данном случае является холстом, который мы держим перед собой и руками под стеклом наносим пластилин. Картина в данном случае «рисуется» под стеклом и уже защищена от пыли и повреждений. Изображение имеет плоский вид.Существует техника нанесения пластилина на картон или оргалит. В данном случае пластилин на поверхность может наноситься по-разному. Это могут быть шарики, колбаски, мазки. Изображение в этом исполнении имеет объёмный вид. Пластилин в этом случае лучше защитить от пыли и повреждений, покрыв его лаком. Этот вид живопись получил своё начало совсем недавно. Процесс рисования не имеет границ, всё зависит от фантазии, яркости и необычности творческой мысли. Рисуя пластилином можно создавать натюрморты, пейзажи и даже портреты. Пластинография считается детским видом творчества, но из пластилина можно творить настоящие шедевры.
Итак, нужна идея. Подойдёт любое понравившееся вам изображение. Можно конечно рисовать и с натуры, но использовать картинку проще. Будем «писать» картину «Вишнёвое утро», автор Александр Сергеев.

Изображение выбрано, теперь что нужно для работы.

  • Картон или оргалит,
  • Пластилин, чем больше цветов, тем лучше,
  • Рамка,
  • Краски,
  • Кисть,
  • Акриловый лак.

Приступаем к работе.
1. Подготовка картона. Размер картона изначально должен соответствовать размеру рамки, чтобы потом не убирать лишнее.
2. Берём картон и карандашом наносим основные элементы, изображённые на картине.

3. В процессе работы пластилин нужно смешивать, чтобы цвета плавно переходили один в другой. Как правило, цвета у пластилина темноваты, поэтому ваши цвета будут отличаться от цвета на картинке.

4. Теперь на картон наносим пальцами пластилин. Начинать лучше с фона, чтобы пластилин ложился, как накладываются мазки кисти друг на друга.

5. Пластилин, в отличие от красок материал твёрдый, поэтому нужно стараться, чтобы «мазки» пластилина были ювелирными и лёгкими. Так поэтапно наносим «мазок» за «мазком», пока не покроется вся поверхность картона.



6. После того, как фон нанесён, переходим к главным деталям картины и наносим цветы и вишни. Можно соблюдать пропорции образца, а можно внести что-то своё, например, нарисовать не всё изображение, а какую-то его часть, добавить другие цвета, немного иначе загнуть линии. В этом случае получается лично ваше творение на вариацию выбранной картины.


7. Последняя деталь картины – ваза. Картина готова.

8. Картину нужно защитить от пыли и повреждений. Для этого сверху наносим слой акрилового лака. Кисточку лучше брать мягкую и широкую. Лак наносится быстрыми движениями. Ждём, когда лак высохнет.
9. Оформление рамки. Рамка не должна привлекать много внимания. Цвет рамки должен гармонировать с картиной, поэтому выбирать надо либо общий цвет картины, либо цвет, которого меньше всего. Берём кисть и красим рамку, в данном случае в светло-зелёный цвет.
10. Заключительный этап. Вставляем картину в рамку и наслаждаемся результатом своей работы.

Будьте смелыми, фантазируйте и экспериментируйте. Ваши фантазии и вкус сделают картину неповторимой, а удовольствие, полученное, от созидания пусть натолкнёт на новые мысли и идеи.

Это одна из моих работ, которые я делала на на конкурс "Русь моя родная", который проходил ещё в ноябре. Она посвящена празднику Преображения Господня, который ещё называют Яблочный Спас. Эскиз я срисовывала с картинки на календаре (отсканировать её, к сожалению, не получилось, принтер категорически отказался это делать).

Это отдельная фотография мамы, которая даёт яблоко девочке. На панно у неё самый красивый наряд, наверное. И самый сложный! Все эти полоски отдельно складывала и прилепливала. Двоюродной сестре особенно понравились ромбики на фартуке. Говорит, как пластмассовые получились!


А вот тут девочка и маленький мальчик. Если честно, мальчик на картине мне больше всех нравится.Назвала его Серёжей. Он у меня за маму спрятался, девочку, испугался, наверное:). У неё, кстати, платье хотела почти такое же сделать, как и у взрослой, но оно немного другое получилось. В корзинке у девочки ягоды.


Вот и последний персонаж, самый героический. Смело лезет за яблоками на дерево, насобирал уже две корзины. В самом углу видно голубя.

Голубь тут немного засветился, но зато видно листья на яблоне. Она у меня объёмная получилась!


Вот в заключение ещё одна фотография. Храм. Крест я слепила из "золотого" пластилина, да ещё и гелем с блёстками приукрасила. Брёвна и доски я вырезала стеком. И "свиток" с надписью. Пыталась сделать под старину. По-моему получилось. На этом всё, но у меня есть и другое панно, его покажу немного позже.Всех с прошедшими Рождеством и Новым Годом, и сегодняшним Крещением!


Когда человек слышит о пластилине, в его памяти сразу всплывают яркие моменты родом из детства.

Ведь именно там и тогда мы впервые узнали о существовании этого материала, и начали познавать себя в лепке пластилином, неряшливо теряя его комочки на мебели, коврах, постелях.

Правда тогда мало кто из нас ведал, что пластилин может быть еще и незаменимым средством в живописном жанре. Теперь же наверняка многие знают о существовании пластилиновой живописи, которая широко используется художниками-современниками.

Правильно смешиваем пластилин



Палитра смешивания пластилиновых кусочков схожа со смешиванием масляных красок, правда пластилин перемешивается вручную. Не рекомендуется смешивать больше 2-3 цветов, это может негативно повлиять на яркость оттенка, или же вовсе приобрести «забитость» цвета.

Перемешивая разные по цвету пластилины можно, как и на палитре, получить сложные оттенки тех или иных цветов.

Назиданием могут служить детские опыты: ежели цветной пластилин разбавить черным, можно получить насыщенный и более темный тон изначально использованного оттенка. Если соединить какой-то цвет с белым, тогда результатом будет пастельный тон.

Техника пластилиновой живописи


Стоит сразу же отметить, что каждый художник имеет свои приемы, свой стиль, который и дает нам его распознавание среди других. И сейчас мы остановимся несколько детальнее на некоторых приемах и техниках.

Для начала, напомним себе творения художников-импрессионистов, кои используют весьма необычную накладку мазков. Сочные большие мазки зачастую передают объем и форму, крупные и красочные - затребованы подчас налаживания иллюзии мерцания и подвижности.

Изображать пластилином можно по такой же методике, нанося его на грунтованный картон. Особенностью этого приема для живописи является некая рельефность мазков.

Другой способ более схож с декоративным приемом, и в результате напоминает нечто меж рисованием и аппликацией. Для использования этого метода, необходимо полностью, либо частично лепить детали желаемого изображения, уже после перенося их на фон.

- это великая свобода для проявления фантазии. Мазки пластилина могут внешне смотреться совершенно по-разному, и здесь все подчинено затее мастера. Фактура может походить на стекло или нежнейший шелк; она может быть шероховатой, покрытой извилинами, фигурными линиями, полосами. Работать с пластилином не обязательно пальцами, можно использовать вспомогательные инструменты - стеки, шприцы с иголками и без.

Что рисовать?


Ограничений - нет! И этим все уже сказано. Подсоединяйте в работу мысли и чувства, находите яркие ноты в своих фантазиях и идеях.

Как и в случае с акварелью, гуашью, маслом, благодаря пластилину можно творить аппетитные натюрморты, восхитительные пейзажи, натуралистичные портреты.

Художества из пластилина непременно насыщены теплотой создающих их мастерских рук, и, наверняка, поэтому они делятся со зрителем особенной энергией, что напоминает нам старую, добрую сказку. И здесь главное уметь пропустить ее в свой мир…



Пластилин можно использовать не только для лепки. Им можно, как красками, рисовать картины. Особенно это должно быть интересно детям.

Сегодня можно купить пластилин очень красивых и разнообразных оттенков. Только белого пластилина желательно иметь больше, так как он идет еще и для создания оттенков.

Если дети хотят выполнить картинку в стиле раскрасок, то пластилин можно не смешивать и работать теми цветами, которые есть в наличии.

Но, если делать более “взрослую” работу, то для создания оттенков пластилин придется смешать.

Для работы нам понадобится рамка и вставленный в нее кусок ДВП (или кусок от картонной упаковки бытовой техники или мебели).

Работать можно с любой стороны. На гладкой пластилин ложится легче, но на шершавой стороне проглядывающий текстурный рисунок будет создавать иллюзию холста.

Накладывать мазки можно пальцем или специальным пластиковым стеком, который продается почти в каждом наборе.

Итак, мастер класс в группе "Развивайка. Родители и дети в интернете от Марины Терешковой:

Стеком я снимала лишние выпуклости и смешивала тонкие слои пластилина прямо на картине. Можно и не убирать излишки пластилина - фактурность придаст работе особый шарм. Но материала уйдет намного больше.

После того, как предварительный фон был закончен, я приступила в выполнению цветов. В процессе работы фон еще будет дорабатываться и дополняться, чтобы собрать композицию в одно целое.

Для ромашек я использовала белый пластилин с добавлением желтого, голубого и черного пластилина, чтобы создать оттенки. Когда лепестки были готовы, я скатала шарик, расплющила его немного и тупой иголкой создала фактуру сердцевинки.

Для шарика лучше смешать желтый, оранжевый и зеленый пластилин, но так, чтобы кусочки не перемешались до конца. Оранжевого и зеленого надо взять совсем немного.

В сердцевинку потом добавила еще совсем чуть-чуть зеленого цвета.
Таким образом, я сделала три ромашки и добавила к ним васильки. Ведь на поле они, обычно, растут рядышком.
Резные края лепестков у васильков разрезала стеком.

Теперь переходим к траве. Такими же мазками я с помощью пальца нарисовала листья и травку, затем в некоторых местах прорисовала стеком, разделяя травинки. Стебельки можно сделать из тоненьких колбасок, прилепив их на фон и немного размазав.

Дорабатывая фон, я создала на небе пластилиновое облачко и немного притемнила передний план.








автор разыскивается

Каждый с удовольствием смотрит смешные мультипликационные фильмы. Перед использованием пластилин следует размять, а после работы протереть руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.

Для основы картин используется плотный картон. Если фон покрывается частично, то нужно применять картон с цветным покрытием, на котором не появляются масляные пятна от пластилина.

Альбомная бумага может служить основой для покрытия пластилином или быть прокладкой вырезаемых деталей аппликаций.

Дополнительные природные материалы, пластмассовые детали, бижутерия и т. п. используются для создания определенных эффектов.

Для резания пластилина и нанесения ею на основу применяется стека — инструмент, у которого один конец ножеобразный, а другой острый.

Ножницы предназначены для вырезания деталей картин.

Разрезать срезы, вырезать отверстия удобно ножом-резаком или скальпелем. Для того чтобы брать мелкие детали, необходим пинцет.

Шилом можно прокалывать отверстия, наносить углубленные рельефные линии.

Для раскатывания пластилина удобна скалка.

Применяя такие приспособления, как расческа, металлическое ситечко, чесноковыжималка, можно добиться рельефности пластилиновых деталей.

Рисовать эскизы картин нужно только карандашом.

Лепить из пластилина лучше всего на пластине из оргстекла, но можно использовать фанеру, картон или клеенку.

В зависимости от объемности деталей картины могут иметь плоскостное или барельефное изображение. У плоскостных картин поверхность ровная, подобная масляной живописи. В барельефном изображении фигуры слегка выступают над поверхностью.

Подразделяются картины в зависимости от степени заполнения полотна. В одних картинах покрыта вся поверхность, а а других пластилином заполнена только часть, ограниченная контуром рисунка. Последний вид называется аппликацией.

Формат картин может быть различным: вертикальным, горизонтальным, квадратным, круглым, овальным.

Преимущество пластилиновых картин заключается в возможности изображения выпуклых барельефных деталей, создающих особую зрительную реальность выполняемых художественных работ.

Плоскостное изображение пластилином подобно живописи масляными красками, но наносится пластичный материал не кистями, а стеками или размазывается по картонной основе пальцами рук. Ручной способ нанесения пластилина более эффективен, потому что согретый пальцами материал ровно под давлением соединяется с основой.


"Собачья верность", автор Шевчик Сергей

Рельефность картин достигается лепкой деталей из пластилина, формованием стекой, резанием ножницами с последующим подъемом разрезов, дублированием объемных элементов бумагой, протиранием пластилина через металлическое ситечко, выдавливанием материала через чесноко-выжималку и т. п.

Нанесение пластилина на основу следует начинать с верхней части, чтобы исключить касание ладони с покрытыми участками.

При создании объемных изображений применяются два способа лепки: конструктивный (деталь составляется из пластичной массы) и пластичный (форма вытягивается из пластичной массы).

Детали круглых и овальных форм формируются скатыванием пластилиновых шариков с дальнейшим расплющиванием при закреплении на полотне картины.

Для изображения тонких полос выполняются валики, которые раскатываются ладонями на плоскости. Желательно, чтобы эти детали не были очень длинными, в противном случае их формование и перенос будут вызывать затруднении. После раскатывания валики необходимо остудить, потому что в теплом состоянии они могут разорваться. Длинные линии следует составлять из нескольких коротких элементов.

Раскатывая валики, нужно иметь в виду, что при расплющивании на поверхности их поперечное сечение увеличится.

Ровные и длинные валики с круглым поперечным сечением можно получить, продавливая пластилин через чесноковыжималку. Эти детали используются для изображения лепестков и стеблей цветов, прядей, завитков и т.п.

Эффект пушистости и рыхлости элементов картины достигается трением или пролавливанием пластилина через металлическое ситечко. Таким способом изображаются мех животных, кораллы, растительность и т.п.

Рельефность на поверхности деталей можно получить продавливанием тонких бороздок кончиками ножниц, шилом, стекой, расческой.

Для создания резного края срез пластилиновой пластинки надрезается ножницами, скальпелем или придавливается стекой под углом к оформляемой линии. Этот метод применяется при изображении листьев, кроны деревьев.

Детали сложной конфигурации можно выполнить расплющенным пятном, от которою стекой или скальпелем отсекаются излишки.

Если необходимы фигуры, которые затруднительно вылепить, то из продублированной тонким, слоем пластилина бумаги ножницами нужно вырезать деталь и присоединить ее к основе пластилиновыми валиками.


Белов Кирилл и Белова Светлана Николаевна, Тюменская область, г. Ишим, ДС № 19

Для создания прозрачности или объемности элементов пластилин растирается пальцами и наносится на деталь тонким слоем. Излишки верхнего слоя соскабливаются стекой до получении необходимого зрительного эффекта.

Если пластилиновая аппликация с частичным заполнением фона выполнена на мягкой бумаге, то вокруг деталей могут образоваться масляные ореолы. В этом случае необходимо вырезать элементы ножницами и соответственно композиции наклеить их на картон с водоотталкивающим покрытием.

Дефекты можно аккуратно срезать стекой и на этом участке выполнить исправления.

Смешением пластилина разных цветов достигается разнообразие колорита. Белый пластилин добавляется для осветления красок, а примесь черного, синего, коричневого придает темный оттенок. Часто используется цвет охры, который получается смешением коричневого и желтого цветов.

Чтобы добиться эффекта "мраморности", т. е. изображения с разноцветными хаотическими разводами, пластилиновые валики разных цветов скручиваются жгутом слегка перемешиваются, но не допускается полное поглощение красок. Колорит комбинируемых красок при нанесении на полотно должен просматриваться разноцветными разводами.

Видимость объемности пластилиновым деталям можно придать напылением порошка пастели или тенями для век.

Для изображения белых элементов на белом картоне можно использовать трафареты, которыми закрывают определенные участки, а вокруг окрашивают фон.

Картины из пластилина желательно оформить в рамках под стеклом. Если изображение рельефное, то между стеклом и плоскостью картины необходимо проложить вдоль рамки прокладку на высоту выпуклости рисунка. Плоскостные картины можно хранить под прозрачными пленками.

Пластилиновые изображения не следует подвергать деформации, нагреванию, не допускать попадания солнечного света.

Начинать осваивать технологию работы с пластилином лучше всего с небольших картин, на которых изображены простые предметы. Только после того, как появится уверенность в работе с пластилином, следует разработать собственную манеру.


Статьи