Меню Рубрики

Метафора как способ внутренней репрезентации жизненного пути личности бочавер александра алексеевна. Организация и методы

    “Очень понравилась игра! Карточки большие и плотные, думаю долго нам прослужат. Играем всей семьей: вначале было трудновато, но потом раскачиваешься и начинается игра на скорость. Мы с мужем, как взрослые, никаких преимуществ не имели, казалось, что дочь даже быстрее находит верные комбинации. У нас еще есть нейропсихологическая игра "Попробуй повтори", решили их совместить, т.к. карточки-мозголомки, которые призваны усложнять игру, очень похожи с карточками из "Попробуй повтори". Сейчас играем так: заранее выбираем простые карточки из "Попробуй повтори" с позами, которые реально повторить. Потом перемешиваем и открываем одну карточку из колоды "мозголомок", запоминаем ее, а потом кладем рубашкой вверх. Кто находит верную комбинацию, должен повторить позу с закрытой карточки и крикнуть "На дачу". Если поза правильная, то можно забирать комбинацию и открывать новую карту из колоды "мозголомок", если не правильная, то участник может повторить попытку, после того как кто-то из соперников попробует забрать комбинацию.”

    все отзывы

    “Книга (1-я часть) очень понравилась моим детям. Слушали с удовольствием, задавали много вопросов. После каждой главы есть упражнения, которые усложняются от главы к главе. По этому книгу лучше читать не перед сном, а запастись временем для интересного диалога с детьми. Упражнения составлены так, что дают поле для творчества родителям и детям в зависимости от конкретной ситуации. Моим детям особенно понравилось рисовать свои портреты, заселять дома доброты, щедрости и пр. После раздела о восприятии мы развеселились и начали придумывать свои упражнения на 5 органов чувств. Еще детям понравилось разыгрывать сказку с участием 4-х типов темперамента. Пожалуй самая любимая игра на познание себя и своего характера. Мы ее немного усовершенствовали, добавили несколько качеств, которые не были предложены автором. Например, честность, хитрость, чувство собственного достоинства. Каждый из нас заполнял по 4 листа – 1 о себе и 3 других участниках семьи. Пока заполняли, разговаривали, уточняли, объясняли, проясняли, изображали и даже хохотали. Мои дети любят такие задания, где можно и о себе узнать больше, показать другому его портрет и увидеть себя глазами другого. Они запоминают такие моменты и время от времени просят их повторить. Кстати, когда надумаете сделать такую штуку со своими детьми, не забудьте на каждом листе написать имя и дату. Все меняется. Сохраните эти листочки. Через время можно к ним вернуться, сделать ещё раз и посмотреть, что изменится, а что останется прежним. Очень рада, что автор решил сделать продолжение 1-й части Психологии для малышей. Дети с нетерпением ждут новых приключений Юли и ее папы. На рынке мало детской литературы, направленной на познание себя, своего внутреннего мира. Еще меньше изданий качественных. Сказка о самой душевной науке Игоря Вачкова основана на лучших достижениях психологической науки за последние годы, написана простым языком и по сути приглашает детей и взрослых в увлекательное путешествие. Путешествие, которое работает на развитие ребенка и взрослого. С удовольствием рекомендую к активному прочтению родителям, учителям и всем, кто заинтересован в развитии личности ребенка.”

    все отзывы

    “Просмотрела темы кандидатских диссертаций авторов, они очень далеки от практики дошкольного образования. Создается впечатление, что вся работа строится на умозаключениях, а не на результатах научных исследований. Вся информация давно известна ученым, занимающимся этой проблемой. Авторы-филологи совсем не знают психолого-педагогических исследований в этой области, а их достаточно много. Содержание работы напоминает ВКР бакалавра или магистра по Педагогическому образованию, филологическое образование проявляется местами. Вот и все. Авторам спасибо за реферативный труд.”

    все отзывы

    “Замечательная программа по развитию эмоционального интеллекта детей. Я - педагог-психолог, проработала в детских садах 14 лет. Занималась с детьми по разным хорошим программам. Последние 2 года занималась со старшей и подготовительной группами по программе "Жизненные навыки". Она отличается от других программ тем, что очень хорошо прописана теоретическая база, все практические задания привязаны к теории, и дано много пояснений к тому, что, зачем и как делать. Там есть и простые, а есть и очень сложные задания. Кажется, что дети с ними не справятся. Ан нет, справляются. И детям очень нравится.”

    все отзывы

    “Отличные метафорические карты! Структура необычная: колода состоит из 31 набора фотографий (в каждом наборе по 3 карты). Можно работать как с наборами (на помощь придет инструкция), так и с отдельными картами (по стандартному принципу). Возможностей использования колоды - масса! Качество самих карт тоже очень хорошее. Спасибо издательству, что продолжаете искать нечто новое в мире метафорических карт!”

    все отзывы

    “Наборы так себе. Старого образца, кое где с рисунками каледнаря 2007 года, а плакат с эмоциями вцелом полезен и есть ценные цитаты. Например биль о правах личности. Но проще их самим найти в интернете, заказать печать в типографии чем переплачивать за доставку.”

    все отзывы

    “Я - детский психолог, проработала в детском саду 12 лет. За это время я вела групповые занятия по различным программам, в том числе по этой. Я считаю, что это ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ программа. И детям она интересна, и психологу интересно работать и смотреть, что получается, как меняются дети. Очень рекомендую, несмотря на то, что сейчас много других хороших программ. Единственное, в подгруппе должно быть человек 6-7 максимум, чтобы все работало.”

    все отзывы

    “Выражаю благодарность автору за глубину рассмотрения вопроса. После знакомства с книгой исчезает суеверия на тему что одним детям дано, а другим нет. Возникает понимание процесса формирования грамотности. Фактически книга даёт: 1. Понимание как формируется грамотность у разных детей. 2. Простой пошаговый инструмент для освоения грамотности. С уважением, Михаил.”

    все отзывы

    “Книга для думающих педагогов и ответственных родителей. Помогает лучше понять истоки проблем. Написана хорошим языком, автор доступно и увлекательно излагает специфический материал. Я преподаю иностранный язык, но даже для меня книга оказалась полезной в плане методики и психологических аспектов.”

    все отзывы

    “Здравствуйте!Хочу сказать спасибо за программу "Год до школы: от А до Я". Я работаю педагогом-психологом и прошлый учебный год вела группу по психологической подготовке детей к школе. В этом году передо мной стоит аналогичная задача, но к большому сожалению в интернет-магазинах и в вашем в том числе, в наличие нет рабочих тетрадей к данной программе. Планируется ли издательство данной продукции в ближайшее время?”

    все отзывы

    “Вторая колода - и еще больший восторг:) Ожидала выхода почти год, после приобретения колоды "про тебя". И не зря!!! Это очередной шедевр Ирины Логачевой и команды психологов. Из моих 25 колод, эти две самые самые:) Очень интересные образы, сюжеты...а работа художника просто великолепна. Вчера опробовала в работе - сплошное удовольствие, и такие же позитивные отзывы клиентов о колоде. Красота и профессионализм!”

    все отзывы

    “Недавно приобрела комплект для работы с дошкольниками. Упор в этой игре делается на развитии мелкой моторики и познавательной сферы ребенка. Методичка очень подробная, с иллюстрациями. В эту игру спокойно могут играть родители с детьми в домашней обстановке. Особенно хочется похвалить карту: на ней изображено очень много персонажей, а потому без внимания деток она точно не останется.”

    все отзывы

    “Благодарю, за эти карты. Этот комплект один из самых используемых в моей деятельности с клиентами во многих направлениях начиная с первичного консультирования и заканчивая коррекционной развивающей деятельностью. Более того интересно и эффективно использовать эти карты в профилактике.”

    все отзывы

    “Шикарная книга. Огромное спасибо Инне Сергеевне за труд, которым она осветила не легкую жизнь детей в приютских стенах. Книга изменила мой взгляд не только на обездоленных детей, но и помогла найти подход к собственным. ”


Степень вашего воздействия на другого всегда ограничена его желаниями.
Для того чтобы встретиться нужно пройти свою половину. Пройдет ли другой свою половину - это его проблемы. Один человек может пройти только половину пути, остальное делает второй. Воздействовать на него или проходить за него не обязательно, также как и испытывать чувство вины и неполноценности.
Задача закона - избежать бессмысленной ответственности. Если обязательство выполнимо - силы прибывают, если взялись за невыполнимое - то убывают.

2. Закон места встречи.
Встреча некогда не бывает посередине. Когда стремление к встрече есть у обоих, более сильный партнер преодолевает большую часть пути. Более сильный более свободен в выборе места встречи. Более слабый знает, сколько он может пройти, и не больше. Не важно, кто сколько прошел. Оба должны прикладывать усилия, чтобы встретиться. Встреча – это состояние или цель. Или цель, заключающуюся в состоянии.

3. Закон шлагбаума.
Шлагбаум – преодолимое, условное препятствие. Можно сделать препятствие непреодолимым. Дабы увидеть возможности нужно сделать шаг – переступить шлагбаум. Только от вас зависит, поднимете ли вы шлагбаум (принятие решение двигаться дальше), преодолимо ли препятствие. И стоит ли накачивать энергией условное препятствие. Может это и не препятствие? Надо ехать вперед или объехать. Возможности от Бога не даются впрок . Шаг в неизвестность - испытание нашей веры.

4. Закон тупика.
Чем больше вы в нем находитесь, тем меньше сил вернуться к точке последнего выбора. Пассивное торчание в статусе жертвы выкачивает силы. Надо ехать назад. Беречь бензин. Тупик не бесплатен. Часто тупик возникает тогда, когда сталкиваются противоположные мнения по одному вопросу.

5. Закон пробки.
Если вы оказались в пробке - лучше всего уходить наверх. Пробка – движущийся тупик. Вверх – неординарное решение, выход из потока.

Двое в машине:

6. Закон такси.
Чем дальше, тем дороже. Пассажир платит тем дороже, чем дальше едет. Если вы не знаете, куда вам надо, то водитель поедет туда, куда удобно ему. Степень доверия специалистам в ситуации вашего незнания. Какой-то заказ должен быть всегда, иначе совсем неизвестно, куда вас приведут. Чем меньше вы знаете о цели и маршруте и чем больше доверяете специалисту, тем больше вы заплатите за ситуацию. Относится также к ситуациям ожидания. Терпение и ожидание решит проблемы, но какой ценой? Если у вас нет намерения - вы становитесь мишенью для других. Мишень – «клиентская ситуация» – клиент не владеет «транспортом» и не «сидит за рулем», но может сделать заказ, дать указания. Выявляется степень доверия специалисту в условиях незнания.

7. Закон попутчика.
Если вас попросили ехать по-другому, то вы ответственны за последствия, и оправдаться уже нельзя. Если вас попросили, а вы это сделали, то это уже ваше решение. Парные взаимодействия, причем один держит руль. Человек понимает, что ему это не надо, но не хочет брать ответственность в свои руки. Мишень – неспособность сказать «нет» на просьбу, а также возможность свалить ответственность на просителя.

8. Закон проводника
Проводник сопровождает вас туда, куда нужно обоим. Когда проводник становится попутчиком. Если проводник оставляет вас, то нужно быть благодарным за тот путь, который вы прошли вместе. За то, что вы открыли в себе, и что осталось с вами навсегда. Мишень: переживания после расставания, когда уход проводника уже состоялся, необходимо пережить разлуку с ним, благодарность за совместную часть пути и переключить внимание.

9. Закон нейтрального положения.
Если вы решили изменить направление движения, то вам необходимо побыть в нейтральном положении: делал по старому - продолжай делать, но наблюдай за этим – делай по-новому. Нейтральное положение – способность к наблюдению себя и событий со стороны. Движение продолжается, но вы должны перестать прилагать усилия. Поведение обладает инерцией. Какое-то время придется идти в том же направлении, но уже сознательно. Можно выключить мотор. Мишень - чувство вины за повторение поведения, за то, что вы приняли решение и ничего не делаете.

10. Закон поворота к новой цели.
Обнаружив новую цель, лучше повернуть позже, чем никогда. Лучше позже оказаться в нужном месте, чем раньше в ненужном. Суть в том, что никогда не поздно. Мишень – чувство вины за незавершенное дело, против не полностью потраченного ресурса. Бессмысленно потраченной жизни не бывает.

11. Закон потока или зеленой волны.
Чем раньше вы нашли свой поток, тем меньше вам придется тормозить и ускоряться. Истинное легко.

12. Восприятие цели пути.
Либо как серия коротких дистанций, либо известен начальный и конечный пункт. Либо как путешествие, цель которого лишь постоянно развертывается. Чем выше и дальше цель, тем разнообразнее маршруты и интересней путь.

Отношение к правилам.

13. Закон нарушения правил движения.
Если один из участников нарушает правила, то другой может на время забыть о правилах и действовать интуитивно, чтобы избежать гибели обоих. Человек получает удовольствие от выполнения правил и делает это интуитивно. Правильное правило не может быть плохим для себя.

14. Необходимо различать действительные законы, правила игры и манипуляции. В мире множество противоречивых законов. Никто кроме вас не согласует правила. Пока вы не установите приоритеты – их не будет. Нужно самостоятельно определить: какие правила правильны, какие приоритетны, а какие ложны. И противоречащие правила в обществе – это норма.
15. Закон осознания приоритетов: выбрав приоритетные законы и правила, человек становится ответственным за свой выбор и за последствия. Уход, отказ от выбора – это тоже выбор . Если вы не сделаете выбор то выбор сделают за вас. Или это будет бессознательный выбор. Осознанный выбор делает человека стойким в испытаниях. Бессознательный выбор делает человека жертвой обстоятельств. Человек ответственен не только за свой выбор, но и за то, во что он верит как в правильное. Человек, верящий в ложное верование, поддерживает и ложное верование других. Мишень – обида за то, что общество живет по разным правилам.

Взяла здесь

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Бочавер Александра Алексеевна. Метафора как способ внутренней репрезентации жизненного пути личности: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Бочавер Александра Алексеевна; [Место защиты: Психол. ин-т Рос. акад. образования].- Москва, 2010.- 220 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-19/133

Введение

Глава 1. Исследования жизненного пути: история и современное состояние проблемы 15

1. Биографические исследования в психологии личности 15

2. Жизненный путь как развитие 20

2.1. Развитие как количественное изменение 21

2.2. Развитие как переход по стадиям 24

2.3. Развитие как последовательное решение задач 28

3. Жизненный путь как субъективный опыт 37

3.1. Освоение и организация времени жизни 39

3.2. Субъективная картина жизненного пути 45

3.3. Психологическое прошлое, настоящее и будущее 50

3.4. Жизненные миры 53

3.5. Переживание субъективного благополучия 55

3.6. Переживание возраста 57

3.7. Переживание насыщенности времени 58

3.8. Переживание конечности жизни 60

4. Жизненный путь как последовательность событий 63

4.1. Событие как маркер этапа жизненного пути 64

4.2. Событие как эпизод: стрессовое жизненное событие 65

4.3. Событие как эпизод: субъективно значимое событие 69

4.4. Событие как эпизод: жизненный выбор 71

4.5. Событие как эпизод: биографический кризис 75

4.6. Событие как процесс: переход 77

5. Жизненный путь как история 80

Выводы из главы 1 85

Глава 2. Метафоры жизненного пути в культуре и психотерапии 86

1. Метафора в когнитивной лингвистике 86

2. Концептуальная метафора жизненного пути 88

2.1. Метафора пути в искусстве 89

2.2. Метафора пути в психологии 97

3. Метафоры жизненного пути в психотерапии 99

3.1. Жизненный путь как последовательность поведенческих актов 100

3.2. Жизненный путь как последствия травмы, первичного события 101

3.3. Жизненный путь как внутреннее путешествие 102

3.4. Жизненный путь как личностный рост 103

3.5. Жизненный путь как реализация семейного сценария 104

3.6. Жизненный путь как реализация жизненного сценария 105

3.7. Жизненный путь как последовательность гештальтов 106

3.8. Жизненный путь как история 108

4. Метафора как инструмент психотерапии 114

Выводы из главы 2 121

Глава 3. Метафоры как показатель субъективного благополучия 122

1. Пилотажное исследование 123

1.1. Организация и методы 123

1.2. Обсуждение результатов 125

1.3. Выводы 130

2. Основное исследование 130

2.1. Организация и методы 130

2.2. Результаты 139

2.7. Выводы 164

Заключение 167

Литература 170

Приложения 197

Введение к работе

Изучение жизненного пути человека, понимаемого как история его жизни - это традиционная, активно развивающаяся, но чрезвычайно противоречивая область психологии личности, которая связывает и вбирает в себя через вопрос об идентичности проблемы психологии развития, социальной психологии, социологии, истории, антропологии, этнографии. Взгляд на человеческую жизнь как на целостность позволяет устанавливать долговременные закономерности развития личности. Построение своего жизненного пути - это авторский процесс, в ходе которого человек формирует представление о своей жизни, охватывающее прошлое, настоящее и будущее и включающее в себя события индивидуально-психологического, биологического, исторического характера. Поэтому одним из важнейших способов изучения развития личности после подросткового возраста является анализ жизненного пути с опорой на внутреннюю репрезентацию жизненного пути. Однако она не всегда обладает целостностью, утрачивая ее под влиянием событий внешнего и внутреннего ряда.

Научная актуальность. В современной отечественной и зарубежной психологии исследуются различные аспекты жизненного пути. Активно развивается возрастно-психологический подход (К.Гиллиган, Р.Гулд, Д.Левинсон, Д.МакАдамс, Р.МакКрэ и П.Коста, Р.Хэвигхерст) . Исследуются жизненные события (Т.Холмс и Р.Рейх, Ф.Освальд, Н.Шлоссберг, Х.Риз и М.Смайер, О.Брим и К.Рифф, Р.А.Ахмеров, Л.С.Кравченко, А.А.Кроник, Н.А.Логинова, В.Р.Манукян, В.В.Нуркова) . Изучаются переживания личности в контексте времени ее жизни (Б.Уриен, Ф.Зимбардо, К.А.Абульханова-Славская, Е.И.Головаха, В.И.Ковалев, Н.А.Логинова) .

Для описания жизненного пути в этих исследованиях используется рациональные, линейные классические модели. В то же время в реальной рече- вой практике (в частности, в психологическом консультировании) мы встречаемся со сложными описаниями жизни, где выражена самая разнообразная семантика, эстетика, поэтика автора. Теоретическая психология пытается объективировать и упростить объемный, полифонический язык самоописаний. Однако продуктивное взаимодействие науки и практики предполагает, что наука должна уметь описывать то, что есть в самоописаниях, не выхолащивая их. Эта функция реализуется очень немногими авторами и направлениями. О схизисе между психологической наукой и практикой говорит Ф.Е.Василюк и другие авторы . Но в отечественной традиции пока нет адекватной теоретической формы, соответствующей объемной эстетике самоописаний.

Таким образом, проблема заключается в том, что традиционная научная психология часто неспособна передать специфику психологической действительности и нуждается в обогащении языка описаний феноменологией речевой практики. Эту представленную в самоописаниях объемную психологическую действительность задает внутренняя репрезентация жизненного пути, которую мы здесь понимаем как совокупность присущих личности образов своего жизненного пути. Они находят свое отражение в автобиографических историях личности. Научный анализ жизненных историй является зоной смыкания психологической науки и практики, поскольку позволяет включить данные, получаемые в психотерапии, в научный контекст и в то же время дать им научное основание.

Квантом жизненной истории является метафора, представляющая собой свернутую форму нарратива, емкий синкретичный образ, который повсеместно используется в коррекционной работе, однако до сих пор практически не изучен с точки зрения психологии личности. В науках о языке метафора понимается как фигура речи, использующая название объекта одного класса для описания объекта другого класса; значение метафоры для процесса психологической помощи показано многими авторами. Она широко используется в качестве инструмента психотерапии, поскольку конструирует мышление и поведение человека (Дж.Лакофф, М.Джонсон) ; терапевтическая метафора недирективна (Дж.Миллс, Р.Кроули) и способна вызвать резонанс у клиента (М.Уайт) ; метафора синтезирует целостность, устанавливая связи между структурными компонентами (П.Вацлавик, Дж.Зинкер, П.Пэпп) ; модификация метафор ведет к расширению видения человеком своей жизни, выработке специального языка самоизменения (К.Богословская) . Метафора отражает ресурсы личности и служит маркерами актуального состояния личности и его тенденций. Деконструкция конкретной метафоры открывает простор диагностическим и коррекционным действиям психолога. Успешность жизнетворчества зависит от способности человека занять субъектную (авторскую) позицию по отношению к собственной жизни, и эта позиция актуализируется в первую очередь на уровне метафор. Идея субъектности активно используется в экзистенциально-гуманистических направлениях психотерапии; работа с метафорами широко распространена в арттерапии, нарративной терапии, гипнотерапии и др. Однако научно-методологическое обоснование разного рода психотерапевтических действий, направленных на трансформацию истории личности и усиление ее субъектности через метафоры фактически отсутствует.

Особенности современного общества, развитие которых описывал К.Лоренц еще в 1972 г.,- высокий темп жизни, непрерывный поток нуждающейся в анализе информации, чрезмерная ориентация на будущее, не-офилия и обесценивание прошлого - мешают интегрированному восприятию человеком собственной жизни . Они разрушают преемственность между прошлым, настоящим и будущим, разрывают связь между деятельностью и ее целью, образом жизни и ценностями. Фундаментальные представления о своей жизни как едином осмысленном процессе рассыпаются на отдельные фрагменты. Как следствие, актуализируется проблема восстановления целостности жизни, о чем свидетельствует, например, популярность размещаемых в Интернете дневников, блогов и «живых журналов»: современному че- ловеку нужно постоянно утверждать собственную континуальность, акцентировать длительность своего существования с помощью текста [например, 25, 61, 116, 172, 229, 279]. По той же причине достаточно востребованными являются услуги по созданию биографии заказчика [например, 163, 171, 278]. В общих чертах можно говорить о том, что нарушения целостности представления о жизненном пути обусловлены тем, что человек не способен осмыслить свою жизнь как единый процесс; не принимает и не наделяет смыслом свое прошлое, настоящее или будущее; обладает низким уровнем субъ-ектности и пассивен в процессе жизнетворчества; отторгает некоторые события своей жизни и не способен интегрировать их в остальной опыт . К сожалению, отсутствуют данные о количестве запросов, предъявляемых клиентами психотерапевтам и связанных с проблемами интеграции и осмысления прошлого, настоящего или будущего. Однако к важнейшим факторам, обусловливающим эффективность психотерапии, относятся такие, как «Принятие проблематичного опыта», «Исследование внутренних фреймов», «Когнитивное совладание», «Совладание со страхом», «Принятие риска» - т.е. процессы, направленные на повышение целостности и эффективности внутреннего мира клиента . Таким образом, изучение нарушений внутренней картины жизненного пути и способов восстановления ее целостности является одной из важнейших задач психологии личности. Между тем, существующие психологические техники, направленные на восстановление этой целостности, нельзя считать полностью теоретически обоснованными.

Проблема нашего исследования - в способности метафоры отражать свойства внутренней репрезентации жизненного пути. Мы рассматриваем этот вопрос на примере отдельного аспекта внутренней репрезентации жизненного пути, а именно субъективного благополучия/неблагополучия личности. Выявление специфики метафор в субъективно благополучных и неблагополучных историях позволило бы разработать способы коррекции, направленные на расширение зоны ближайшего личностного развития, осоз- нание неэффективных метафор, их модификацию и возвращение в практику реального жизненного опыта с новыми смыслами.

В настоящем исследовании анализируются тексты двух типов: «Психологическая жалоба» и «Рассказ об успешной жизни». Психологическая жалоба характеризуется а) неудовлетворенностью субъекта на уровне сознания и б) несостоятельностью на уровне действия (Ф.Е.Василюк) . Содержательной противоположностью жалобе является рассказ об успешной жизни, где демонстрируются удовлетворенность и полноценность субъекта. Таким образом, исследуемые истории различаются по коммуникативной ситуации, цели высказывания и соответствующей расстановке акцентов: в историях-жалобах подчеркивается дефицитарность жизни личности, в историях об успешной жизни - ее состоятельность.

Объектом исследования являются формы внутренней репрезентации жизненного пути. Предметом является внутренняя репрезентация жизненного пути, представленная в метафорах, которые участники употребляли при заполнении опросника на этапе пилотажного исследования и в автобиографическом рассказе на этапе основного исследования.

Цель исследования- продемонстрировать, что метафоры отражают специфику внутренней репрезентации жизненного пути личности на примере такого ее аспекта, как субъективное благополучие/неблагополучие.

Теоретико-методологическую основу нашей работы составили положения субъектного подхода к развитию личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, А.В.Брушлинский, В.И.Ковалев, Н.А.Логинова, С.Л.Рубинштейн) , понимающей психотерапии (Ф.Е.Василюк) , когнитивной теории метафоры (Дж.Лакофф, М.Джонсон) и нарративного подхода (Дж.Комбс, Дж.Фридман; Д.МакАдамс; М.Уайт, Д.Эпстон) .

Основываясь на том, что зрелая личность характеризуется субъектным и творческим отношением к жизни, активностью, продуктивностью и гибкостью в отношении контроля над своей жизнью, а незрелая - ригидно- стью, пассивностью и непродуктивностью (К.А.Абульханова, Н.А.Логинова, К.Роджерс) , мы предположили, что подобные личностные особенности авторов могут быть обнаружены в метафорах, которые они используют в историях об успехе и в историях-жалобах.

Теоретическая гипотеза:

В историях об успешной жизни по сравнению с историями-жалобами присутствует более высокий уровень субъектности авторов, что выражается в более многогранном и «объемном» вггдении человеком собственной жизни и наличии творческой авторской позиции по отношению к ней.

Эмпирические гипотезы:

Количество метафор в историях об успешной жизни больше, чем в историях-жалобах.

Вариативность (разнообразие) метафор в историях об успешной жизни выше, чем в историях-жалобах.

Метафоры, используемые в историях об успешной жизни, демонстрируют более высокий уровень субъектности авторов (ответственности, активности, конструктивности) по сравнению с авторами историй-жалоб.

Задачи исследования:

Провести сравнительный анализ исследований жизненного пути личности с точки зрения их эффективности в психотерапевтической практике.

Обосновать использование метафор для исследования представлений о жизненном пути.

Создать типологию метафор жизненного пути.

Изучить связи содержания метафор жизненного пути с уровнем субъектности личности.

Сравнить метафоры жизненного пути в историях-жалобах и историях об успешной жизни.

Новизна исследования состоит в том, что впервые проведен сравнительный анализ существующих исследований жизненного пути с точки зрения возможности их применения в психологической практике. Показана эффективность использования анализа метафор для исследования психологических особенностей субъективной репрезентации жизненного пути. Во-первых, создана эмпирическая типология порожденных в процессе заполнения методики метафор жизненного пути (Развлечение, Путь, Угроза, Мгновение, Норматив, Задача, Праздник, Наказание, Потребление, Таинство) и его субъекта (Взрослый, Ребенок, Автор, Жертва, Победитель, Агрессор, Персонаж). Обнаружено, что самооценка отрицательно коррелирует с частотой использования метафоры Угрозы; при высоком уровне интернальности чаще используется метафора Развлечения; при субъективном неблагополучии жизни значимо чаще используются метафоры Угрозы и Наказания. Во-вторых, создана эмпирическая типология спонтанно используемых в автобиографических историях-жалобах и историях об успешной жизни метафор жизни (Путешествие, Игра, Вместилище, Здание, Борьба, Внутренний календарь, Смерть, Отдельный мир, Принесение плодов), субъекта (Скрытый Объект, Живое Существо, Неживой Объект), состояний (Состояние Механизма, Вместилища, Вещества, Физическое Воздействие), отношений (Здание, Вместилище, Борьба, Физический Контакт, Болезнь, Коммуникация, Музыка, Работа, Путешествие). Показано, что в метафорах действительно отражается субъективное благополучие/ неблагополучие внутренней репрезентации жизненного пути личности: так, в историях-жалобах содержится меньше метафор, они менее разнообразны, специфической для этих историй является метафора жизни как смерти; позиция автора в целом отличается менее высоким уровнем субъектности по сравнению с историями об успешной жизни.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что впервые категория «метафора» становится предметом исследования в контексте изу чения представлений личности о своем жизненном пути. В психологию лич ности вводится понимание метафоры как свернутой формы внутренней ре презентации жизненного пути, давно интуитивно используемое в психологической практике, однако до настоящего момента не включенное в научно-психологический контекст. Обоснована возможность и эффективность использования метафор при изучении жизненного пути. Описана специфика метафор, характерных для историй двух типов - историй-жалоб и историй об успешной жизни. Созданы обобщенные «психологические портреты» авторов тех и других историй.

Практическая значимость работы обусловлена психодиагностическим и психотехническим потенциалом полученных данных о различиях субъективно благополучных и неблагополучных историй. Это позволяет разработать контекстуальные способы коррекции, направленные на осознание присущих личности и зачастую неэффективных метафор, конструирующих ее восприятие собственной жизни, на их модификацию и расширение зоны ближайшего личностного развития субъекта. Для наших целей - выявления метафор жизненного пути и его субъекта - нами модифицирована классическая методика широкого спектра «Неоконченные предложения» «Метафоры жизненного пути», включающая в себя 10 неоконченных предложений, содержащих указания на употребление образов; она может быть использована психологами - практиками и исследователями - для сбора информации, касающейся актуальных метафор жизненного пути, которые затем могут быть применены в тренинговых процедурах и психологическом консультировании. Результаты проведенного исследования могут использоваться в лекционных и семинарских занятиях по таким дисциплинам, как психология личности, психологическое консультирование, психология жизненного пути. Обращение к категории метафоры укрепляет методологические основы практической психологии личности и обогащает теоретическое содержание психологии жизненного пути как актуального направления персонологии.

Положения, выносимые на защиту:

В существующих подходах к изучению жизненного пути роль внутренней репрезентации жизненного пути варьирует от полностью незначимой до основополагающей. Подходы, в которых содержание представлений личности о собственной жизни рассматривается как один из ведущих факторов развития личности, ее успешного жизнетворчества и психологического благополучия, обладают более высокой психотерапевтической эффективностью и эвристичностью.

Метафора жизненного пути - это особая свернутая форма опыта, которая структурирует мышление и конструирует активность личности в отношении своего жизненного пути, задавая ее возможности и ограничения. Особенностями метафоры являются синкретичность, обобщенность, высокая информативная емкость, аффективная насыщенность. Она содержит постановку личностной проблемы и индивидуально возможный и предпочитаемый способ ее решения. Все эти свойства позволяют использовать метафору как перспективный материал для анализа внутренней репрезентации жизненного пути личности.

Эмпирические типологии метафор демонстрируют качественное и количественное различие между метафорами, используемыми в субъективно благополучных и неблагополучных жизненных историях.

Отличия метафор историй об успешной жизни от метафор историй-жалоб заключаются в количественном превосходстве, большей вариативности, неактуальности образов смерти, характерных для историй-жалоб, и более высоком уровне субъектности автора: метафоры характеризуют автора истории об успешной жизни как обладающего более высоким уровнем ответственности, осмысленности, активности, продуктивности, спонтанности. В метафорах историй-жалоб автор чаще предстает пассивным, претерпевающим, лишенным инициативы.

Методы исследования. В соответствии с методологией в работе использовалось сочетание количественного и качественного анализа. Предварительный опрос включал в себя прямую инструкцию респондентам сформулировать и развернуть метафору их жизни. В пилотажном исследовании применялись следующие методики: авторская модификация методики «Неоконченные предложения» «Метафоры жизненного пути», опросник самоотношения Розенберга , опросник «Уровень субъективного контроля» . В основном исследовании использовался метод полу структурированных интервью. Обработка данных производилась посредством контент-анализа с привлечением экспертов и использованием программы Statistica 6.0.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивается опорой на положения психологических теорий и эмпирические данные исследований в области жизненного пути, использованием адекватных методов исследования и обработки данных, привлечением экспертов, сочетанием количественного и качественного анализа результатов.

Участниками исследования суммарно стали 138 респондентов и 13 экспертов. В предварительном опросе участвовало 36 подростков; в пилотажном исследовании - 62 взрослых (от 18 до 56 лет) и 10 экспертов с высшим психологическим образованием, которые также работали с данными предварительного опроса. В основном исследовании приняли участие 40 взрослых от 21 до 53 лет и 3 эксперта с высшим лингвистическим образованием. Проанализировано около 200 страниц текстов интервью, изучено более 1100 метафор.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры Индивидуальной и групповой психотерапии факультета Психологического консультирования МГППУ, а также были представлены на психологических конференциях (Ярославль, 2004; Москва, 2006, 2009; Владимир, 2008; Тарту, 2008; Осло, 2009; Вильнюс, 2009) и в публикациях автора.

Объем и структура работы. Работа состоит из 3 глав, введения, заключения, библиографии, включающей 291 источников, из которых 128 на иностранных языках, и 9 приложений.

Биографические исследования в психологии личности

Биографические исследования являются историческими предшественниками современных исследований жизненного пути. Их авторы задали новое направление психологической науке и обозначили актуальные до сих пор проблемы развития личности, поэтому они имеют не только историческую ценность. Их предметом была единая система координат эволюции личности, в которой соотносились бы биологическое, психологическое и историческое время. Однако по мере развития этого направления дизайн исследований менялся, комплексное понимание предмета сменилось изучением отдельных аспектов жизненных историй и динамики отдельных характеристик личности, появились новые методы исследования. Сейчас научное изучение жизненного пути происходит иначе.

Донаучный жанр литературного и исторического жизнеописания появился чрезвычайно давно («Сравнительные жизнеописания» Плутарха и «Жизнь 12 цезарей» Светония относятся к началу нашей эры) . Он выполнял задачи упорядочивания сведений и сохранения субъекта в памяти заинтересованных лиц, но в научном понимании не был структурирован и дифференцирован. Научные психологические исследования жизненного пути, направленные на изучение закономерностей формирования и развития личности, становления самосознания и субъектности, начали проводиться лишь в 1910-х- 1930-х годах. Интенсивность социальных процессов в первой половине 20-го века повлекла за собой изменения образа жизни и идентичности людей, что, по всей видимости, стимулировало развитие научного биографического подхода. Его сторонники отмечали его чрезвычайную значимость для изучения личности со всей ее сложностью и глубиной. Так, В.Дильтей во «Введении в науки о духе» назвал биографический метод высшей и основной формой гуманитарных исследований . В.Франкл писал: «В конечном счете, биография - это не что иное, как объяснение личности во времени» . Постепенно стало возможно говорить об отдельном биографическом методе, который заключается в сборе и анализе данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека) . В России первую попытку использования биографического метода предпринял в 1917 г. Н.А.Рыбников. Им был создан Биографический институт, в котором собирались и анализировались личные документы. Результаты исследовательской работы Рыбникова - попытки установления связи между автобиографиями рабочих и особенностями их характера - оказались малосодержательными, однако метод был внесен в российскую науку, что имело большое значение для отечественной психологии жизненного пути.

Биографический подход получил распространение и за рубежом. Так, в работе П.Жане «Психологическая эволюция личности» (1930) была предпринята попытка соотнести возрастные фаз и биографические ступени жизненного пути и таким образом выявить связи биологического, психологического и исторического времени в единой системе координат эволюции личности. Поставленные проблемы не были разрешены, однако они были обозначены, и эта работа дала начало новому направлению исследований, генетической психологии личности .

Ш.Бюлер в своей работе «Жизненный путь человека как психологическая проблема» в 1933-м году задала три аспекта изучения жизненного цикла и генетических связей между его фазами. Первый - биолого-биографический аспект - включает в себя объективные события жизни, события среды и поведение человека; второй аспект связан с историей переживаний, становлением и изменением ценностей, внутренней эволюцией человека; третий аспект касается творческих достижений, продуктов деятельности и истории творчества человека. Ш.Бюлер рассматривала жизнь как реализацию внутренней сути личности, ее интенционального ядра («самости», Selbst), и движущую силу развития личности видит во врожденном стремлении осуществить себя, искажение или подавление которого приводит к неврозам. «Самость» ориентирована на исполненность экзистенции, она достигается по мере осуществления в профессии, общении, борьбе за идеалы, это понятие достаточно близко, хотя и не тождественно, понятию самореализации. Полнота самоосуществления зависит от способности личности ставить цели, которые наиболее адекватны ее внутренней сути, эта способность и есть самоопределение, основное русло которого - это «тема бытия» .

Метафора в когнитивной лингвистике

В данной работе мы опираемся на положения нарративного подхода и рассматриваем жизненный путь как историю. Согласно гипотезе Сепира-Уорфа, возможности нашего языка ограничивают возможности нашего мышления, в том числе и социального . Когнитивная лингвистика разворачивает и конкретизирует идею о связи языка и мышления в когнитивной теории метафоры, на которую мы в дальнейшем будем ссылаться. В ключевой работе «Метафоры, которыми мы живем» Дж.Лакофф и М.Джонсон пишут: «...Мы обнаружили, что метафора пронизывает нашу повседневную жизнь, причем не только язык, но и мышление и деятельность. Наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы думаем и действуем, по сути своей метафорична. (...) Мы утверждаем, что процессы человеческого мышления во многом метафоричны. Это то, что имеется в виду, когда мы говорим, что концептуальная система человека структурирована и определена с помощью метафоры. Метафоры как выражения естественного языка возможны именно потому, что они являются метафорами концептуальной системы человека» .

В настоящее время выделяются 5 уровней существования метафоры (лингвистический, концептуальный, социокультурный, нейронный и телесный). В структуре самой метафоры выделяется 11 компонентов (источник, цель, опыт, нейронные структуры, соответствующие доменам источника и цели, и др.) . Нас здесь интересуют только первые три компонента, проявляющиеся на социокультурном уровне, поскольку мы ставим себе целью изучение связи между употребляемыми личностью метафорами и ее внутренней репрезентацией жизненного пути и оставляем в стороне аспекты как лингвистики, так и нейронауки. Цель (target domain) представляет собой область, которая нуждается в описании; источник (source domain) - это область опыта (как правило, более простого, чем та, к которой относится домен цели), с помощью которой и происходит описание. Так, в метафоре ЖИЗНЬ ЭТО ПУТЕШЕСТВИЕ домен цели - жизнь, домен источника - путешествие.

А.Н.Баранов в предисловии к книге «Метафоры, которыми мы живем» пишет: «Одно из проявлений тезиса о когнитивной функции метафоры - это предположение о том, что метафора влияет на процесс принятия решений. Согласно современным представлениям, процесс приятия решений включает следующие этапы: 1) осознание проблемной ситуации; 2) выявление альтернатив разрешения проблемной ситуации; 3) оценка альтернатив; 4) выбор альтернативы (собственно принятие решения). Метафора так или иначе может влиять на любой из этапов принятия решений, но она особенно важна при формировании множества альтернатив разрешения проблемной ситуации. Несколько огрубляя, можно сказать, что человек видит только те альтернативы, которые совместимы с данной метафорой и которые она высвечивает в ситуации коммуникативного взаимодействия» [предисловие к 93, с. 16]. Метафоры структурируют человеческое мышление, задают когнитивные стереотипы обращения человека со своей жизнью и со своей ролью в ней, и, таким образом, структурируют авторскую позицию рассказчика.

Если вопросу универсальности метафор посвящено чрезвычайно много работ, то проблеме их вариативности и ее причинам - значительно меньше. Мы в данном случае фокусируемся на различиях, обращаясь не столько к концептуальным метафорам в понимании Лакоффа, Джонсона и Кёвечеша (Kovecses), сколько к вариациям внутри них, метафорам внутри отдельных групп (терапевтических школ) и индивидуальным (отчасти творческим метафорам участников исследования.

Организация и методы

Задачами пилотажа были планирование основного исследования (выбор наиболее удобной формы исследования метафор и подбор методик); сравнение метафор, используемых в двух типах историй; разработка эмпирической типологии метафор жизненного пути и исследование связей между метафорами и субъектностью респондентов.

Пилотаж состоял из предварительного опроса и собственно пилотажного исследования. Предварительный опрос показал, что для изучения метафор жизненного пути прямые вопросы являются неэффективными: с задачей поиска метафор для описания собственной жизни из 36 респондентов справился лишь 21. В Приложении 1 приведена таблица с первичной категоризацией метафор. Далее было проведено собственно пилотажное исследование, в котором приняли участие 62 взрослых, а также 10 экспертов.

Участники. В предварительном опросе участвовали 36 подростков (учеников 7-х и 10-х классов общеобразовательной школы, 18 девушек и 18 юношей). Выбор подростков в качестве участников был обоснован тем, что для подросткового возраста характерен активный процесс развития самосознания, и мы предполагали, что заинтересованные в самопознании подростки более явно по сравнению с взрослыми покажут нам, возможно ли при изучении подобной темы применять прямые вопросы.

В пилотажном исследовании участвовали 62 взрослых в возрасте от 18 до 56 лет, из которых 30 обратились за психотерапевтической помощью («клиенты»), 32 не обращались и не планировали это в будущем («неклиенты»). Также в исследовании приняли участие 10 экспертов с высшим психологическим образованием в возрасте от 22 до 50 лет.

Методы. Участникам предварительного опроса непосредственно предлагалось найти метафору, соответствующую их восприятию своей жизни, и развернуть ее в кратком эссе. С участниками пилотажа проводился ряд методик (бланк приведен в Приложении 2), далее данные обрабатывались методом контент-анализа и в статистической программе Statistica 6.0. Использовались следующие методики:

1. Авторская модификация методики «Неоконченные предложения» «Метафоры жизненного пути», разработанная нами ввиду полного отсутствия подходящего методического аппарата для изучения метафор жизненного пути. Модификация содержит 10 неоконченных предложений, предполагающих их окончание с помощью метафоры. Все предложения описывают взгляд личности на собственную жизнь (прошлое, будущее, основные события) и на себя как ее субъекта. Обработка методики производилась методом контент-анализа . Десять экспертов, имеющих психологическое образование, разработали эмпирическую типологию, включающую 10 категорий метафор для описания жизненного пути и 7 категорий для описания его субъекта. Далее ответы всех респондентов были типологизированы, каждый респондент получил ряд индексов соответствии с количеством использованных им метафор каждой категории.

Вслед за рядом отечественных исследователей в качестве индикаторов субъектности мы рассматривали уровень субъективного контроля и самооценку, где полюсу высокой субъектности соответствуют высокая самооценка и интернальный локус контроля, а полюсу низкой - низкая самооценка и экстернальный локус контроля [Петровский, А.В., Петровский, В.А., 1982], поэтому для оценки уровня субъектности мы использовали две следующие методики.

Любой путь - лишь один из миллиона возможных путей. Поэтому воин всегда должен помнить, что путь - это только путь; если он чувствует, что это ему не по душе, он должен оставить его любой ценой. На любой путь нужно смотреть прямо и без колебаний. (Карлос Кастанеда)

Дорога напоминает нашу жизнь, жизнь это постоянное движение и у каждого она своя, как и дорога.

Мостик. Сергей, 35 лет . Выбирает картинку с дорогой, которая напоминает ему его собственную жизнь в настоящий момент.

Красивые кованые ограждения напоминают об ограничениях, правилах, незыблемых догмах - холодные, жесткие, четкие. Но в то же время они красивые! Это привлекает, дает ощущение правильности происходящего с тобой. Также это напоминает родительские установки. «Будь лучшим, стань первым! Стремись занять свое место, потому что вокруг конкуренты, которые только и ждут твоей ошибки». Только прямолинейное движение по правилам, никакой перспективы впереди. Есть чувство нависания проблем. А где то за пределами ограничений есть другая незнакомая, но прекрасная жизнь, неупорядоченная, но влекущая.

Я привык всегда быть первым - лучше всех рисовал и выступал на праздниках в детском саду, брал первые места на соревнованиях в спортивной школе, лучше всех в классе сдал выпускные экзамены... Сейчас я работаю в очень престижной фирме и уже подбираюсь к самой высокой ступени карьерной лестницы. Мои родители гордятся мной. Отец всегда подчеркивал, что у меня прекрасная наследственность и отменные способности, что я не имею права прозябать и быть серостью. Сейчас я усомнился в правильности его слов. Мне, на самом деле, опостылела моя работа, я устал и хочу быть просто обычным человеком - позволять себе отказаться от того, чего делать не хочу, делать ошибки, иногда расслабляться и просто ничего не делать. Я устал притворяться, будто я лучший.

А если бы Вы могли выбирать свой путь, то как бы он выглядел?

Извилистая, неровная, на пути немало преград, высоких и пугающих издали. Но она ловко огибает их, на дорогу ложатся полосы яркого света и тени. Дорога извивается и стремится вверх и заметно, что за лесом ожидает что-то новое, светлое, интересное. Да, мне хотелось бы жить так, как будто никто не ждет от меня, что я стану успешным, влиятельным... (задумывается). Может быть мне тогда самому бы захотелось?

Обрыв. Даниил 18 лет. Выбирает картинку в ответ на просьбу "Покажи мне на что похожа твоя жизнь сегодня?"

Моя жизнь сейчас это движение вдоль обрыва - оступишься и все. И нет другого пути, от меня ничего не зависит. Иду, несу свою поклажу, как ослик. И я все время чувствую опасность - жизнь опасна, люди злые, боюсь, что если приближусь к попутчикам, то они меня столкнут. Просто потому, что это легко сделать. Впереди я вижу, что дорога идет вниз, да и это логично! Вверх страшно, а вниз не так больно падать. В детстве мне всегда внушали - «Стоит раз оступиться, выбрать неверное решение, и все, жизнь покатится по наклонной, не выкарабкаешься. Береги честь смолоду. Слово не воробей - вылетит не поймаешь». И многозначительный взгляд, говорящий - «Поступишь по-своему - ошибешься наверняка!»

А как хотелось бы? Выбери ту которая нравится. Какой дорогой было бы комфортно идти?

Вот эта картина мне нравится.
Снег такой искристый, чистый. Ноги переставлять трудно, но зато я сам могу выбирать, куда прокладывать свой путь, он только мой! Рядом нет никого, и мне спокойно, ведь никто не оценивает, никто не указывает и (пауза) никто не предаст.

Холодный выбор. Татьяна 53 года.

Я ненавижу свою работу. Эта картина мне, наверное, ближе других. Она черно-белая, безрадостная, лето уже давно позади, а впереди только холод и слякоть. И я, такая же одинокая, стою и не знаю, что мне выбрать. Уйти со старой работы, где я чувствую себя маленьким винтиком в безжалостном огромном механизме? Я чувствую, что не справляюсь, я забываю сделать то, что важно, пропускаю детали, получаю нагоняй... Ненавижу все. А утром снова иду на работу. Или же мне выбрать другую? Совсем недавно мне предложили должность в смежной области, но там придется руководить, брать на себя ответственность за других. Они думают, что я справлюсь, но я не чувствую в себе сил, да и руководство меня никогда не прельщало. Мне сложно выбрать. Меня гнетет сама необходимость принимать решение.

Какая дорога Вас вдохновляет, где хотелось бы оказаться?

Вот здесь действительно хочется оказаться. Это такая плодотворная пора, столько есть возможностей! Можно собирать красивые букеты из разноцветных листьев, можно гулять, взявшись за руки. По такой дороге невозможно гулять и никого не встретить, кого-то близкого, родного, того с кем можно вместе насобирать грибов, попить чай с вареньем из калины. Знаете, что у калины косточки в форме сердца? Дети выросли, ушли в самостоятельную жизнь. С мужем в разводе. Мне не хватает душевного тепла, человека, который был бы рядом, с кем можно было бы разделить свою жизнь. Сейчас я понимаю, что нет никакой важности в выборе работы, мне плохо от того, что я одинока. Но если я решусь на перемену работы, то впущу изменения в свою жизнь, новый коллектив, новые люди…

Начало терапии - это возможность изменить свою проторенную дорогу, выбрать новое направление и для этого необходима пауза, время на осмысление, на проговаривание того, что происходит, что хотелось бы в свою жизнь привнести. Метафора может быть разной, но она всегда помогает начать диалог.


Любой путь - лишь один из миллиона возможных путей. Поэтому воин всегда должен помнить, что путь - это только путь; если он чувствует, что это ему не по душе, он должен оставить его любой ценой. На любой путь нужно смотреть прямо и без колебаний. (Карлос Кастанеда)

Дорога напоминает нашу жизнь, жизнь это постоянное движение и у каждого она своя, как и дорога.

Мостик. Сергей, 35 лет . Выбирает картинку с дорогой, которая напоминает ему его собственную жизнь в настоящий момент.

Красивые кованые ограждения напоминают об ограничениях, правилах, незыблемых догмах - холодные, жесткие, четкие. Но в то же время они красивые! Это привлекает, дает ощущение правильности происходящего с тобой. Также это напоминает родительские установки. «Будь лучшим, стань первым! Стремись занять свое место, потому что вокруг конкуренты, которые только и ждут твоей ошибки». Только прямолинейное движение по правилам, никакой перспективы впереди. Есть чувство нависания проблем. А где то за пределами ограничений есть другая незнакомая, но прекрасная жизнь, неупорядоченная, но влекущая.

Я привык всегда быть первым - лучше всех рисовал и выступал на праздниках в детском саду, брал первые места на соревнованиях в спортивной школе, лучше всех в классе сдал выпускные экзамены... Сейчас я работаю в очень престижной фирме и уже подбираюсь к самой высокой ступени карьерной лестницы. Мои родители гордятся мной. Отец всегда подчеркивал, что у меня прекрасная наследственность и отменные способности, что я не имею права прозябать и быть серостью. Сейчас я усомнился в правильности его слов. Мне, на самом деле, опостылела моя работа, я устал и хочу быть просто обычным человеком - позволять себе отказаться от того, чего делать не хочу, делать ошибки, иногда расслабляться и просто ничего не делать. Я устал притворяться, будто я лучший.

А если бы Вы могли выбирать свой путь, то как бы он выглядел?

Извилистая, неровная, на пути немало преград, высоких и пугающих издали. Но она ловко огибает их, на дорогу ложатся полосы яркого света и тени. Дорога извивается и стремится вверх и заметно, что за лесом ожидает что-то новое, светлое, интересное. Да, мне хотелось бы жить так, как будто никто не ждет от меня, что я стану успешным, влиятельным... (задумывается). Может быть мне тогда самому бы захотелось?


metelica-online.ru

Сайт - Платки Оренбургские пуховые Паутинки пуховые Палантины пуховые Косынки Ручная работа! Шедевры народного творчества. Высылаем почтой! Пересылка почтой с предоплатой или наложенным платежом с оплатой по факту получения.

  • Оренбургские пуховые платки, платки-паутинки, палантины и косынки наложенным платежом

Обрыв. Даниил 18 лет. Выбирает картинку в ответ на просьбу "Покажи мне на что похожа твоя жизнь сегодня?"

Моя жизнь сейчас это движение вдоль обрыва - оступишься и все. И нет другого пути, от меня ничего не зависит. Иду, несу свою поклажу, как ослик. И я все время чувствую опасность - жизнь опасна, люди злые, боюсь, что если приближусь к попутчикам, то они меня столкнут. Просто потому, что это легко сделать. Впереди я вижу, что дорога идет вниз, да и это логично! Вверх страшно, а вниз не так больно падать. В детстве мне всегда внушали - «Стоит раз оступиться, выбрать неверное решение, и все, жизнь покатится по наклонной, не выкарабкаешься. Береги честь смолоду. Слово не воробей - вылетит не поймаешь». И многозначительный взгляд, говорящий - «Поступишь по-своему - ошибешься наверняка!»

А как хотелось бы? Выбери ту которая нравится. Какой дорогой было бы комфортно идти?

,

Вот эта картина мне нравится.
Снег такой искристый, чистый. Ноги переставлять трудно, но зато я сам могу выбирать, куда прокладывать свой путь, он только мой! Рядом нет никого, и мне спокойно, ведь никто не оценивает, никто не указывает и (пауза) никто не предаст.

Холодный выбор. Татьяна 53 года.

Я ненавижу свою работу. Эта картина мне, наверное, ближе других. Она черно-белая, безрадостная, лето уже давно позади, а впереди только холод и слякоть. И я, такая же одинокая, стою и не знаю, что мне выбрать. Уйти со старой работы, где я чувствую себя маленьким винтиком в безжалостном огромном механизме? Я чувствую, что не справляюсь, я забываю сделать то, что важно, пропускаю детали, получаю нагоняй... Ненавижу все. А утром снова иду на работу. Или же мне выбрать другую? Совсем недавно мне предложили должность в смежной области, но там придется руководить, брать на себя ответственность за других. Они думают, что я справлюсь, но я не чувствую в себе сил, да и руководство меня никогда не прельщало. Мне сложно выбрать. Меня гнетет сама необходимость принимать решение.

Какая дорога Вас вдохновляет, где хотелось бы оказаться?


Вот здесь действительно хочется оказаться. Это такая плодотворная пора, столько есть возможностей! Можно собирать красивые букеты из разноцветных листьев, можно гулять, взявшись за руки. По такой дороге невозможно гулять и никого не встретить, кого-то близкого, родного, того с кем можно вместе насобирать грибов, попить чай с вареньем из калины. Знаете, что у калины косточки в форме сердца? Дети выросли, ушли в самостоятельную жизнь. С мужем в разводе. Мне не хватает душевного тепла, человека, который был бы рядом, с кем можно было бы разделить свою жизнь. Сейчас я понимаю, что нет никакой важности в выборе работы, мне плохо от того, что я одинока. Но если я решусь на перемену работы, то впущу изменения в свою жизнь, новый коллектив, новые люди…

Начало терапии - это возможность изменить свою проторенную дорогу, выбрать новое направление и для этого необходима пауза, время на осмысление, на проговаривание того, что происходит, что хотелось бы в свою жизнь привнести. Метафора может быть разной, но она всегда помогает начать диалог.