Меню Рубрики

Какие птицы улетают в теплые края. Конспект занятия «Перелетные птицы Перелетные птицы назвать

Ираида Иванова
Беседа с детьми и зимующих и перелетных птицах

Беседа с детьми о зимующих и перелетных птицах .

Возраст детей : 4-7 лет

Подготовила : Иванова Ираида Эрнестовна,

воспитатель МДОУ «Детский сад № 79 комбинированного вида» , г. Саранск

Описание материала : Предлагаю Вашему вниманию беседу о зимующих и перелетных птицах для детей средней , старшей и подготовительной группы (4 -7 лет) . Данная беседа может быть полезна как воспитателям, так и родителям. Давайте вместе с детьми откроем мир окружающей природы, поможем ребенку увидеть единство человека и окружающей среды. Эта беседа способствует закреплению знания дошкольников о группах птиц .

Цели :

Расширять и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах ;

Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах ,учить различать их по существенному признаку : возможность удовлетворения потребности в пище;

Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли) ;

Классифицировать птиц на зимующих и перелетных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания;

Обогащать словарный запас;

Развивать речь и логическое мышление

Воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе.

Демонстрационный материал : картинки с изображением птиц , птичьих гнёзд.

Методические приемы : игровая ситуация, беседа-диалог , рассматривание картинок с изображением птиц и беседа по ним , чтение и анализ сказок, подведение итогов.

Ход беседы:

Воспитатель :

Ребята! Знаете ли вы, что всех птиц , которые живут в наших краях,можно разделить на две группы : птицы зимующие и перелетные ?

Зимующие птицы : воробей, ворона, сорока, галка, синица, дятел, сова, поползень, сойка. Они не улетают осенью в теплые страны, так как приспособились к суровому времени года и могут найти себе пропитание даже в сильный мороз.

Птицам трудно прокормиться , ведь аппетит у них огромный, а корма, особенно в зимнюю пору, не хватает. Поэтому многие птицы поступают так : найдя еду, они сразу сообщают об этом остальным – криком подзывают их. Помогая друг другу, птицы доживают до весны . Кроме того, некоторые из птиц , например синица, сойка и поползень, еще осенью делают запасы. Вот как описывает это писатель А. А.Плешаков : «… запасает поползень на зиму корм ! И желуди, и орехи, и крылатки клена – всё запихивает в трещины, ниши и щели на стволах. Упорно трудится целую осень, до самого декабря. В некоторых его кладовых ученые находили до двух килограммов семян.

Ребята, а знаете ли вы, у какой птицы зимой появляются птенцы?

Ну, конечно, это клёст! Посмотрите на картинку с изображением этой птицы .

Эта необыкновенная птичка не только зимует в наших лесах , но и в самые трескучие морозы выводит птенцов. Клесты питаются семенами хвойных деревьев и своих птенчиков тоже кормят этими семенами. Если урожай шишек хороший, в зимнем лесу корма им хватает.

А перелётные птицы с наступлением осенних холодов собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг. Как правило, эти птицы питаются насекомыми , которые с приходом холодов забираются в щели древесной коры, зарываются в сухие листья, прячутся под старыми гнилыми корягами. Корма становится мало, и насекомоядные птицы улетают в тёплые края, а весной они возвращаются в родные края. Мелкие птички прилетаю незаметно. А вот большие, хотя и летят часто ночью, издают громкие звуки. Это вожак подаёт сигнал : не отставайте. Летите за мной. Самцы перелётных птиц прилетают с юга раньше самочек. И сразу начинают заботиться о жилище для будущей семьи.

Ребята, каких перелётных птиц вы знаете ?

Правильно, скворцы, гуси, соловьи, кукушки, а также трясогубки, ласточки, зяблики, пеночки, жаворонки, лебеди. Всё это перелётные птицы .

В весенних лесах слышится звонкий весёлый хор птичьих голосов. Птицы несут в клювиках прутики, сухие былинки, кусочки мха, вьют гнёзда, устилают их пухом и перьями.

И вот в птичьих теремках появляются яички. Птицы высиживают их , согревая своим теплом, а потом из яиц вылупятся беспомощные неоперившиеся птенчики.

Прожорливые птенцы широко раскрывают ярко-жёлтые рты, ждут, когда заботливые родители угостят их мошкой, комариком или гусеницей. Заботливые родители летают по лесам и лугам, добывая детям корм, уничтожая тем самым много вредных насекомых. Так они спасают лес и посевы на полях, сады, парки, скверы.

Птенцы быстро растут. И вскоре в укромных лесных уголках открываются птичьи «школы» . В них взрослые птицы будут учить своих детей искать корм, спасаться от врагов, подавать разные сигналы.

И если в эти прекрасные деньки вы пришли в лес, то старайтесь не бегать и не шуметь. Представьте себе, что вы находитесь в доме, где в колыбельках спят совсем маленькие детки. Не заглядывайте в птичьи гнёзда, не трогайте яички и птенцов руками. Вы можете испугать взрослых птиц , тогда они бросят свой дом, и в гнезде не появятся птенчики.

А теперь, послушайте стихотворение.

Нашла я гнездо лесное

Маленькой пёстрой птички,

Свитое ранней весною,

В гнезде лежали яички.

Как же она испугалась,

Прикинулась птичка больною,

Крыло волочила, металась

В густой траве предо мною.

Давалась мне прямо в руки,

Меня от гнезда уводила.

И сколько в ней было муки,

И сколько в ней было силы!

Вот еще одно правило, которое нужно запомнить! Весной и в начале лета лучше не брать на прогулку в лес или парк свою собаку. Птенцы иногда выпадают из гнезда, и собака может повредить малышу крылышки или лапки.

Воспитатель :

А теперь ребята, давайте отдохнем, проведем физкультминутку «Мишка» .

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна : (потягивание рук вверх)

К нам опять пришла весна!

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил (вращение головой)

Наклонялся взад, вперед (наклоны вперед и назад )

Вот он по лесу идет (ходьба вперевалочку )

Ищет мишка корешки, (наклоны вперед )

И трухлявые пеньки. (наклоны в разные стороны)

В них съедобные личинки –

Для медведя – витаминки.

Наконец медведь наелся, (погладить себя по животу)

И на бревнышке уселся (садимся)

После окончания физкультминутки, дети садятся.

Воспитатель :

Отдохнули? А теперь давайте поговорим о птичьих гнёздах. Какие разные гнёзда строят птицы !

Так дятел выдалбливает большим крепким клювом глубокое дупло в дереве, трясогузки вьют гнёзда из прутиков и травинок в кустах, недалеко от реки или ручья. У сороки гнездо большое и удобное. Ласточки лепят гнёзда из глины. Скворцы живут в деревянных теремках-скворечниках, которые мастерят люди. Журавли и утки устраивают свои гнёзда на земле, в зарослях камыш. А кукушка вообще не вьёт гнезда, а свои яйца подкладывает в гнёзда других птиц .

Птицы – наши друзья ! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огорода, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Друзей ведь нужно беречь. Ребята, помогите птицам пережить зиму . Устраивайте для них кормушки, насыпайте в них семена тыквы, арбуза, подсолнечника, вешайте на веточки деревьев кусочки несолёного сала. Помните, что голодная птица может погибнуть и от легкого мороза. А сытой и стужа не страшна!

Вопросы

1. На какие две группы делятся птицы ?

2. Каких зимующих птиц вы знаете ?

3. Почему перелётные птицы осенью улетают на юг?

4. А когда перелётные птицы возвращаются в наши края?

5. Какие гнёзда строят птицы ?

6. А как вы думаете, почему птиц называют друзьями леса и людей?

7. Как можно помочь птицам зимой ?

Дупло дятла

Гнездо трясогузки

Гнездо сороки

Гнездо ласточки

Скворечник

Гнездо журавля

Птицы – самые мобильные из живущих на земле существ. Благодаря наличию крыльев, они без труда могут мигрировать на большие расстояния в связи с изменением погодных условий или ухудшением экологии. По способности к перелетам птиц подразделяют на две большие группы:

  • зимующие:
  • оседлые (никогда не покидают обжитой территории);
  • кочующие (постоянно в движении: перемещаются с места на место, желая добыть корм);
  • перелетные (совершают постоянные перемещения, зависящие от времени года).

Перелетные птицы – знакомство

Эти птицы будто живут на два дома: место зимовки и место гнездовий у них различные, могут находиться друг от друга на значительном расстоянии. Часто миграция проходит в несколько этапов , между которыми пернатые делают перерыв на отдых. Список таких птиц достаточно обширен.

Покидать свое постоянное место обитания птицы начинают в разные периоды: так, иволги, соловьи, стрижи начинают собираться в путь в конце лета, хотя стоят еще теплые дни и пищи для них – настоящее изобилие. А водоплавающие (лебеди, утки) покидают свои водоемы очень поздно, дожидаясь первых заморозков.

Причины перелетов

Пернатые – чаще всего теплолюбивы, тело их отличается повышенной температурой (зачастую она превышает 40°С). Однако перья неплохо защищают их от стужи, вот почему жить в холодных условиях суровой зимы они, конечно, смогут. Но для этого нуждаются в большем количестве корма . А в заснеженное время года пропитание достать нелегко! Вот почему птицам приходится оставлять насиженные гнезда и лететь в далекие страны, богатые пищей.

Как правило, более подвержены перелетам обитатели тундры и тайги, где природные условия наиболее суровы, а корма в зимнее время крайне мало. Также выявлена закономерность: чаще всего мигрируют насекомоядные и плотоядные пернатые, реже – зерноядные. Причина этому налицо: зерно в зимнее время найти можно, а вот насекомых из-под снега не достанет даже самый острый клюв. Велико число перелетных и среди обитателей средней полосы.

Поскольку их очень много, представим перечень наиболее известных представителей пернатого мира:

  • ласточка;
  • жаворонок;
  • коростель;
  • дрозд певчий;
  • трясогузка;
  • рябинник;
  • чибис;
  • соловей;
  • иволга;
  • малиновка;
  • кукушка;
  • зяблик;
  • цапля;
  • вальдшнеп;
  • серая мухоловка.

Именно эти птицы ближе к осени срываются с мест, чтобы весной вернуться для размножения.

Интерес представляют овсянки: раньше они были оседлыми и всю зиму питались на конюшнях . Однако в связи с развитием городской жизни и постепенным угасанием села, конюшен становится все меньше, поэтому птицам пришлось перейти на перелетный образ жизни. С утками ситуация противоположная: в городских водоемах благодаря человеку теперь достаточно корма, поэтому они могут проводить там всю зиму, то есть становятся зимующими.

Разновидности перелетных птиц

Среди мигрирующих пернатых можно выделить два основных типа:

Инстинктивные – это, как правило, насекомоядные птицы , которые покидают свои гнезда заранее, не дожидаясь прихода холодов. Они словно инстинктом чувствуют приближение осени, хотя стоят еще теплые дни. Понять, что пора отправляться в путь, им позволяет сокращение длины светового дня.

Погодные – чаще всего это зерноядные или птицы со смешанным типом питания. Они улетают если существенно ухудшается погода, на небольшое расстояние и короткое время.

Почему они возвращаются

Четкого ответа на вопрос, что побуждает птиц покидать теплые места, богатые кормом и возвращаться, преодолевая огромные расстояния к оставленным гнездам, пока нет. Учеными высказано несколько гипотез .

Многих интересует вопрос, является ли клест перелетным? Нет, это кочующий вид , что доказывают следующие признаки:

  • он совершает перемещения, не связанные с сезонностью, а в поисках пищи,
  • миграции происходят не по определенному маршруту, а в хаотичном порядке;
  • район гнездования напрямую зависит от количества пищи: семян сосны, ели, лиственницы.

Похожим образом ведут себя и кедровики, свиристели, щуры, поэтому они также являются кочующими представителями пернатого мира.

Тетерев и ворона

А тетерев перелетная птица или нет? Несмотря на самые суровые стужи и нехватку корма, эта птица остается на месте своего обитания и не совершает миграции. Особые приспособления помогают этому зимующему пернатому не погибнуть в мороз: они с головой зарываются в мягкий снег и греются , поскольку в получившейся лунке воздух от дыхания нагревается. А для питания тетерев использует заранее припрятанные в зоб ягоды и почки.

А вороны? Эти птицы – зимующие. Перелеты они не совершают, предпочитают жить в городской среде, питаться падалью или на помойках, промышляют и разорением чужих гнезд, и охотой на мелких грызунов. Благодаря своему плотному оперению и неприхотливости в еде, ворона достаточно легко переживают зимнюю стужу.

Сова

Эта мудрая пернатая ведет оседлый образ жизни, не совершая миграции. В холодное время в лесу для совы достаточно корма, поэтому она без труда справляется с трудностями зимовки. Благодаря тому, что эта хищница имеет цепкие когти , сова может ловить мелких грызунов, которые и бывают в ее рационе наиболее часто в холодное время.

Мир перелетных птиц очень богат и многообразен, многие из них ведут совершенно уникальный образ жизни. Однако и оседлые пернатые представляют интерес благодаря тому, как им удается приспособиться к неблагоприятным условиям и выжить в голодную зиму. Остается только восхититься логикой и продуманностью природы!

Зимой холодно и голодно нашим пернатым друзьям - зимующим птицам. Именно о них мы и поговорим на нашем Интернет-уроке по окружающему миру.

Давайте разберемся какие же есть птицы.

  • Перелетные - птицы, которые с наступлением холодных дней улетают в места богатые пищей,
  • Зимующие (оседлые) - те наши пернатые друзья, которые остаются с нами зимовать.

Какие птицы зимуют в наших лесах?

Клёст


Птица получила своё название за клюв, напоминающий клещи. Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и мороз, а в гнезде - малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.

Снегири

За свойство появляться с первым снегом - и назвали его снегирём. Чаще всего на фото или картинах эти пичуги изображены сидящими на ветках рябины. Ее ягоды - их излюбленный корм. Причем мякоть они не едят, а выклевывают только семена. Из-за этого под деревом на снегу всегда рассыпаны распотрошенные красные крошки ягод. Зимой снегири поедают семена ольхи, клена, ясеня, граба, ягоды бузины. Летом, на полях, они лакомятся семенами лебеды, репейника, конского щавеля и других трав.

Дятел

Кто из нас не слышал, как стучит, долбит по дереву неугомонный барабанщик наших лесов – дятел. Но распознать дятла можно не только по стуку, но и по характерному крику, похожему на «ки-ки-ки». Его все называют лесным доктором за то, что он лечит деревья - вытаскивает из ствола и из-под коры вредных насекомых и их личинки. Своим конусообразным острым клювом дятел ежечасно долбит кору дерева. В глубину до 10 см он продалбливает воронку и липким языком достает насекомое. Язык длинный, до 4 см.

Свиристель


Этуптицу увидишь у нас только зимой - прилетает к нам зимовать с севера. Узнаешь её по красивому оперению, большому хохолку и резкому громкому голосу. Название свое свиристель получила от звуков, которые издаёт при пении: сви-ри-ри. Зимой основная их пища – это ягоды рябины, калины, шиповника, брусники, да и вообще любых ягодных кустарников. Едят свиристели много, набивают желудки плотно. Но большинство из этих ягод не переваривается, поэтому зимой место, где пировали хохлатые красавцы, узнать легко. Под голым деревом снег бывает весь усыпан яркими пятнами полупереваренных ягод с семенами и расклеванной кожурой.

Воробей

Воробей – это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека. Здесь он находит хорошие условия для устройства гнезд и много корма, гнездится отдельными парами, иногда колониями. Воробьиные гнезда можно встретить в щелях зданий, в норках в глинистых оврагах, в дуплах деревьев. Птица также может занять скворечник и нору ласточки. Питаются воробьи семенами. Обожают коноплю, подсолнечник, пшеничные зерна, но будут клевать и хлебные крошки. Понаблюдайте, как умело воюют они во дворе с голубями за свой кусок хлеба.

Голубь

Пожалуй, самая известная горожанам птица – это голубь. Эти птицы настолько привыкли к жизни в городе, что совершенно не боятся людей, зачастую беря корм прямо с ладони человека. Кроме семечек и хлеба, голуби едят разные зерна, семена, растения, ягоды. Еще голуби пьют много воды, чтобы быстрее размягчалась твердая пища. Эти птицы находят места где они могут прятаться от холода, но в то же время вылетать каждый день на поиски пропитания. Чаще всего таким убежищем служат для них чердаки жилых домов. Зимой птичкам очень трудно найти себе покушать, а без еды им трудно справиться с морозом, поэтому надо не забывать о них и периодически подкармливать пернатых в холодное время года, чтобы они не погибли.

Синица

Синица – очень подвижная и вертлявая птичка: не усидит на месте. Клюв у неё острый и сильный, а лапки очень цепкие, что позволяет птице цепляться за ветку и висеть вниз головой. Поёт звонко: «Синь-синь, пинь-пинь», умеет свистеть и трещать. За своё пение она и получила название «синица». Свои гнезда синицы устраивают в дуплах, мышиных норах, различных щёлках и пустотах. Живут синицы повсеместно: в лесах, горах, селениях, парках и садах. Зимой синицы летят поближе к человеку. Едят эти птицы всё подряд: зёрна, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса, сало и даже творог.

Сорока

Сорока живет в лесу. Гнездо вьет высоко на дереве из веток. Летает сорока по лесу – стрекочет, а к гнезду подлетает - замолкает, никому его не хочет показывать. Сорока находит для себя разную пищу: ест она жуков, личинок, гусениц, очень любит птичьи яйца, крадет их из гнезд других птиц. За это и прозвали ее сорокой-воровкой. Ловит сорока мышей, лягушек, может утащить и цыпленка. Сорока находит корм в любое время года, не страшна ей зима. Зимой жуки и личинки не показываются, прячутся от холода под корой деревьев, нет зимой в птичьих гнездах яиц. Вот и летит сорока из леса поближе к людям.

Ворона

. Ворона - всеядная птица. Всякого рода пищевые отходы - привычная и излюбленная пища вороны, поэтому большое скопление этих птиц часто наблюдается на городских свалках. Ворона питается личинками насекомых, кишащими в навозе. В отсутствии животной пищи ворона ест растения и их семена, фрукты и овощи. Современная городская ворона может распечатать пакет молока, разбить грецкий орех, размочить в луже сухарь, вскрыть консервную банку. В сильные морозы, можно наблюдать их огромные стаи, которые перелетают с места на место. Продолжительность жизни вороны в природе составляет 15-20 лет.

Проверь свои знания о зимующих птицах

http://LearningApps.org/1216046 Птицы нашего края 1 класс

http://LearningApps.org/1141459 Мозаика

http://LearningApps.org/1891928 Зимующие птицы

Почему нужно подкармливать птиц зимой

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Столовая для птиц


Наблюдаем за птицами в зимней столовой

Можно не только подкармливать птиц, но и наблюдать за ними. А все свои наблюдения записывать, т.е. попробовать себя в роли ОРНИТОЛОГА .

Вопросы, которые помогут тебе в наблюдении за птицами.

  1. Можно писать по дням какие птицы прилетают в кормушку.
  2. Как они себя ведут, ссорятся ли друг с другом, отгоняют ли от кормушки других птиц.
  3. Что предпочитают из корма.
  4. Летают ли они стайками или поодиночке.
  5. В какое время прилетают птицы в зимнюю столовую.
  6. Едят ли корм прямо в кормушке или хватают зернышко и улетают на другую ветку.

В.Бианки

Кто сыт, тому холод не страшен http://www.miksike.net/documents/main/lisa/teksty/golodno.htm

В.Бианки

Лесная газета №12. Месяц Дотерпи до весны.

Видео о зимующих птицах

Зимующие птицы

https://youtu.be/aIQXxL8wRkM

Зимующие птицы. Обучающее видео для малышей

Своим происхождением термин «миграция» обязан латинскому слову «migratus», которое означает «изменить». Перелётные (мигрирующие) птицы характерно отличаются способностью совершать сезонные перелёты и менять места гнездований зонами обитания, пригодными для зимовок. Такие пернатые, в отличие от представителей оседлого вида, обладают своеобразным жизненным циклом, а также некоторыми существенными особенностями питания. Однако, мигрирующие или перелётные птахи, при наличии определённых обстоятельств, вполне могут становиться оседлыми.

Почему птицы мигрируют

Миграция, или перелёт птиц – это переселение или перемещение представителей группы яйцекладущих теплокровных позвоночных животных, которые традиционно рассматриваются в качестве отдельного класса. Миграции птиц могут быть обусловлены изменениями кормовых или экологических условий, а также особенностями размножения и необходимостью сменить территорию гнездования территорией зимовки.

Перелёт птиц является своего рода приспособлением к сезонным климатическим изменениям и зависимым от погодных факторов условиям, к которым чаще всего относят наличие достаточной кормовой базы и открытой воды. Способность пернатых к миграции объясняется их высокими показателями мобильности благодаря умению летать, что недоступно для большинства других видов животных, ведущих наземный образ жизни.

Таким образом, к причинам, которые вызывают миграцию птиц, на данный момент относятся:

  • поиск места с оптимальными климатическими условиями;
  • выбор территории с обилием пищи;
  • поиск места, где возможно размножение и защита от хищников;
  • наличие устойчивого дневного света;
  • подходящие условия для выкармливания потомства.

В зависимости от дальности полёта пернатые делятся на оседлых, или немигрирующих птиц, кочующих представителей разных видов, которые покидают гнездование и перемещаются на незначительное расстояние. Однако, именно перелётные птицы предпочитают перемещаться с наступлением зимы в тёплые края.

Благодаря многочисленным исследованиям и научным наблюдениям удалось доказать, что именно сокращением светового дня стимулируется миграция очень многих птиц.

Типы миграций

Миграция приходится на определённые временные периоды или сезоны года. Для некоторых представителей группы яйцекладущих теплокровных позвоночных животных характерны очень нерегулярные миграционные закономерности.

В зависимости от характера сезонных миграций все птицы включены в следующие категории:

  • оседлые пернатые, придерживающиеся определённой, как правило, относительно небольшой зоны. Большинство видов оседлых птиц обитают в условиях с сезонными изменениями, которые не оказывают влияния на доступность кормовой базы (тропики и субтропики). На территориях умеренного и арктического пояса количество таких птиц незначительно, а представители группы относятся чаще всего к синантропам, обитающим рядом с человеком: сизый голубь, домашний воробей, серая ворона, галка;
  • полуоседлые пернатые, которые вне сезона активного размножения перемещаются на довольно небольшие расстояния от места расположения своих гнёзд: глушица, рябчики, тетерева, обычная овсянка;
  • пернатые, мигрирующие на значительные расстояния. К этой категории относятся сухопутные и хищные птицы, перемещающиеся в тропические регионы: чёрная казарка, чёрногрудый и американский побережники, длиннопалый побережник;
  • «кочевье» и мигрирующие на короткое расстояние птицы, перемещающиеся вне сезона активного размножения с одного места на другое в поисках пропитания. Короткая миграция вызывается непосредственно неблагоприятными пищевыми и погодными условиями, которые обладают относительно регулярным характером: краснокрылов стинолаз, пронурок, жаворонок, зяблик;
  • вторгающиеся и рассредоточивающиеся пернатые. Перемещение таких птиц обусловлено резким снижением количества пищи и неблагоприятными внешними факторами, вызывающими частое вторжение птиц на территории других районов: свиристель, еловый Шишкарев.

Время миграции строго контролируется и закодировано на генетическом уровне даже у многих представителей видов оседлых птиц. Склонность к навигации и способность ориентироваться в течение всего периода миграции обусловлена генетической информацией и обучением.

Известно, что не все мигрирующие птицы летают. Например, значительная часть осуществляет регулярные миграции исключительно вплавь, и легко преодолевает в такие периоды тысячи километров.

Направления для миграции

Направление миграционных путей или так называемое «направление птичьих перелётов» бывает очень разнообразным. Птицы северного полушария характеризуются перелётом с северных районов (где такие пернатые гнездятся) на южные территории (оптимальные места зимовки), а также в обратном направлении. Такой тип перемещения свойственен птицам арктических и умеренных широт в зоне северного полушария, а его основа представлена целым комплексом причин, включая энергетические затраты.

С наступлением летнего периода на территории северных широт заметно увеличивается длина светового дня, благодаря чему ведущие дневной образ жизни птицы получают оптимальную возможность прокормить своё появившееся на свет потомство. Тропические виды птиц заметно отличаются не слишком большим количеством яиц в кладке, что обусловлено особенностями климатических условий. Осенью отмечается сокращение длины светового дня, поэтому птицы предпочитают переселяться в регионы с более тёплым климатом и обильной кормовой базой.

Миграция может быть разделительной, перекатами и кольцевой, с несовпадающими между собой осенними и весенними маршрутами, а горизонтально-направленная и вертикально-направленная миграция отличаются наличием или отсутствием сохранения привычного ландшафта.

Список перелётных птиц

Сезонные регулярные перемещения пернатых могут совершаться не только на близкие, но и на достаточно дальние расстояния. Орнитологи отмечают, что миграции часто осуществляются птицами поэтапно, с остановками на отдых и кормление.

Белый аист

Белый аист (лат. Ciconia ciconia) – крупных размеров болотная птица, относящаяся к семейству аистовых. Белая птица имеет чёрные концы крыльев, длинную шею, а также длинный и тонкий клюв красного цвета. Ноги длинные, красноватого окрашивания. Самка окрасом неотличима от самца, но имеет несколько меньший рост. Размеры взрослого аиста составляют 100-125 см, при размахе крыльев в пределах 155-200 см.

Большая выпь

(лат. Botaurus stellaris) – редкая птица, относящаяся к семейству цаплевых (Ardeidae). Большая выпь имеет на спине чёрное с желтоватым окаймлением оперение и такого же окрашивания голову. Брюхо охристого цвета с наличием бурого поперечного рисунка. Хвостовая часть жёлто-бурая, с черноватым заметным рисунком. Самец несколько крупнее самки. Средняя масса тела взрослого самца составляет 1.0-1.9 кг, а длина крыла – 31-34 см.

Сарыч, или Обыкновенный канюк

Сарыч (лат. Buteo buteo) – хищная птица, относящаяся к отряду Ястребообразные и семейству Ястребиные. Представители вида средних размеров, имеют длину тела 51-57 см, при размахе крыльев в пределах 110-130 см. Самка, как правило, немного крупнее самца. Окрас сильно варьирует от тёмно-бурого оттенка до палевого цвета, но молодые особи имеют более пёстрое оперение. В полёте заметны снизу светлые пятнышки на крыльях.

Обыкновенный или полевой лунь

Полевой лунь (лат. Circus cyaneus) – средних размеров хищная птица, относящаяся к семейству ястребиных. Лёгкого сложения птица имеет длину 46-47 см, при размахе крыльев в пределах 97-118 см. Выделяется довольно длинным хвостом и крыльями, что делает низкое перемещение над землёй медленным и бесшумным. Самка заметно крупнее самца. Присутствует ярко-выраженные признаки полового диморфизма. Молодые птицы внешним видом похожи на взрослых самок, но отличаются от них наличием более рыжего оттенка в нижней части тела.

Чеглок

(лат. Falco subbuteo) – небольших размеров хищная птица, относящаяся к семейству соколиных. Чеглок внешним видом сильно напоминает сапсана. Небольшой и изящный сокол имеет заострённые длинные крылья и длинный клинообразный хвост. Длина тела составляет 28-36 см, при размахе крыльев в пределах 69-84 см. Самки выглядят немного крупнее самца. Верхняя часть аспидно-серая, без рисунка, с наличием более буроватого оттенка у самок. Область груди и брюхо имеет охристо-беловатый окрас с наличием многочисленных тёмных и продольных пестрин.

Обыкновенная пустельга

(лат. Falco tinnunculus) – хищная птица, относящаяся к отряду соколообразных и семейству соколиных, наиболее распространённая после канюка на территории центральной части Европы. Взрослые самки имеют тёмную поперечную перевязь в области спины, а также коричневый хвост с большим количеством выраженных поперечных полос. Нижняя часть более тёмная и сильно испещрённая пятнами. Самые молодые особи похожи оперением на самок.

Дергач, или Коростель

(лат. Crex crex) – небольших размеров птица, относящаяся к семейству пастушковых. Телосложение этой птицы плотное, характерно сжатое со стороны боков, с наличием округлой головы и вытянутой шеи. Клюв практически конический, достаточно короткий и сильный, слегка розоватого цвета. Окрас оперения рыжевато-охристый, с наличием тёмных пестрин. Боковые части головы, а также зоб и область груди самца имеют голубовато-серое окрашивание. Для верхней части головы и спины характерны тёмно-бурые перья со светлым охристым окаймлением. Брюхо птицы имеют беловато-кремовый окрас с желтоватым оттенком.

Пигалица, или Чибис

(лат. Vanellus vanellus) – не слишком крупная птица, относящаяся к семейству ржанковых. Основным отличием чибиса от любых других куликов является чёрно-белая окраска и довольно тупые крылья. Верхняя часть имеет очень сильно заметный металлический зелёный, бронзовый и пурпурный блеск. Грудь птицы чёрного цвета. Бока головы и тела, а также брюшко отличаются белым окрасом. В летний период зоб и горло пернатого приобретают очень характерный для вида чёрный окрас.

Вальдшнеп

(лат. Scolopax rusticola) – представители вида, относящиеся к семейству Бекасовые и гнездящиеся на территориях умеренного и субарктического пояса Евразии. Достаточно крупная по размерам птица с плотным телосложением и прямым, длинным клювом. Средняя длина тела составляет 33-38 см, при размахе крыльев в пределах 55-65 см. Окрас оперения покровительственный, в целом ржавчато-буроватого оттенка, с наличием чёрных, серых или рыжих пестрин на верхней части. Низ тела пернатого имеет несколько более бледное кремовое или желтовато-серое окрашивание оперения с поперечными чёрными полосами.

Обыкновенная крачка, или речная крачка

Обыкновенная крачка (лат. Sterna hirundo) – представители вида птиц, относящихся к семейству чайковых. Внешним видом речная крачка напоминает полярную крачку, но имеет немного меньшие размеры. Средняя длина тела взрослой птицы составляет 31-35 см, при длине крыла в пределах 25-29 см и максимальном размахе – 70-80 см. Стройная птица обладает раздвоенным хвостом и красным клювом с чёрным кончиком. Основное оперение белого или светло-серого цвета, а верхняя часть головы окрашена в глубокие чёрные тона.

Обыкновенный или простой козодой

(лат. Caprimulgus europaeus) – не слишком крупная ночная птица, относящаяся к семейству настоящих козодоев. Пернатые этого вида обладают изящным телосложением. Средняя длина взрослой особи составляет 24-28 см, при размахе крыльев в пределах 52-59 см. Тело удлинённого типа, с острыми и длинными крыльями. Клюв птицы слабый и очень короткий, но с очень большим разрезом рта, в углах которого присутствуют твёрдые и длинные щетинки. Ноги пернатого маленькие. Оперение рыхлое и мягкое, с типичным покровительственным окрасом.

Полевой обыкновенный жаворонок

Полевой обыкновенный жаворонок (лат. Alauda arvensis) – представитель вида воробьиных, относящихся к семейству жаворонковых (Alaudidae). Птица имеет неяркий, но привлекательный окрас оперения. Область спины серого или коричневатого цвета, с наличием пёстрых вкраплений. Оперение птицы в области живота белое, довольно широкая грудь покрыта коричневыми пёстрыми перьями. Цевка светло-коричневого цвета. Голова более утончённая и аккуратная, украшенная небольшим хохолком, а хвостовую часть окаймляют перья белого цвета.

Белая трясогузка

Белая трясогузка (лат. Motacilla alba) – небольших размеров птица, относящаяся к семейству трясогузковых. Средняя длина тела взрослой белой трясогузки не превышает 16-19 см. Для представителей вида очень характерен хорошо заметный, длинный хвост. Верхняя часть тела обладает преимущественно серым окрасом, а нижнюю часть покрывают белые перья. Голова белая, с наличием чёрного горла и шапочки. Необычное название представителей вида обусловлено характерными движениями хвостовой части трясогузки.

Лесная завирушка

Лесная завирушка (лат. Prunella modularis) – маленькая певчая птица, являющаяся наиболее широко распространённым видом из небольшого семейства Завирушковые. Оперение характеризуется преобладанием серо-бурых тонов. Голова, область горла и груди, а также шея имеют пепельно-серый окрас. На темени и в области загривка присутствуют тёмно-бурые пятна. Клюв относительно тонкий, черновато-бурого окраса, с некоторым расширением и уплощением в основании надклювья. Брюхо слегка беловатое, область подхвостья серовато-охристая. Ноги красновато-коричневого цвета.

Белобровик

(лат. Turdus iliacus Linnaeus) – наиболее маленький по размерам тела и один из самых обычных представителей дроздов, обитающих на территории бывшего Советского союза. Средняя длина взрослой птицы составляет 21-22 см. В области спины перья имеют буровато-зелёный или оливково-бурый окрас. В нижней части оперение светлое, с наличие тёмных пятнышек. Боковые стороны груди и кроющие нижние перья крыльев отличаются ржаво-рыжим окрашиванием. Самка имеет более бледное оперение.

Варакушка

Варакушка (лат. Luscinia svecica) – некрупная по размерам птица, относящаяся к семейству Мухоловковые и отряду воробьинообразных. Средняя длина тела взрослой особи составляет 14-15 см. Область спины бурого или серовато-бурого окрашивания, надхвостье рыжего цвета. Зоб и горло самца синего цвета с наличием рыжего или беловатого пятна посередине. Синий цвет в нижней части окаймлён черноватым оттенком. У самки горло беловатого оттенка с небольшой синевой. Хвост рыжего цвета с черноватой верхней частью. Оперение самки лишено рыжего и синего цвета. Горло беловатого окраса, окаймлённое характерным полукольцом буроватого оттенка. Клюв чёрного цвета.

Зелёная пеночка

Зеленая пеночка (лат. Phylloscopus trochiloides) – небольшая по размерам певчая птица, относящаяся к семейству славковых (Sylviidae). Представители вида внешне напоминают лесную пеночку, но имеют менее крупное и более коренастое телосложение. Область спины оливково-зелёного цвета, а брюхо покрывает сероато-белое оперение. Лапки коричневого окрашивания. Зелёная пеночка имеет маленькую, белую, малозаметную полосу на крыльях. Средняя длина взрослой особи составляет примерно 10 см, при размахе крыльев в пределах 15-21 см.

Болотная камышовка

Болотная камышовка (лат. Acrocephalus palustris) – относительно средних размеров певчая птица, относящаяся к семейству Acrocephalidae. Для представителей данного вида характерна средняя длина 12-13 см, при размахе крыльев в пределах 17-21 см. Внешним видом Болотная камышовка практически не отличается от распространённой тростниковой камышовки. Оперение верхней стороны тела буровато-серое, а нижняя часть представлена желтовато-белыми перьями. Горло беловатого окрашивания. Клюв достаточно острый, средней длины. Самцы и самки обладают одинаковой окраской.

Горихвостка-лысушка

Горихвостка-лысушка (лат. Phoenicurus phoenicurus) – небольшая и очень красивая певчая птица, относящаяся к семейству мухоловковых и отряду воробьиных. Взрослые представители этого вида имеют средние размеры 10-15 см. Окрашивание хвоста и области брюшка насыщенно-рыжее. Спинка имеет сероватый окрас. Самки, как правило, отличаются более бурым оперением. Своим названием эта птичка обязана периодическому подёргиванию яркого хвоста, благодаря чему перья хвостовой части напоминают языки пламени.

Березовка или мухоловка-пеструшка

Березовка (лат. Ficedula hypoleuca) – певчая птичка, относящаяся к довольно обширному семейству мухоловковых (Muscicapidae). Окрас оперения взрослого самца в чёрно-белых тонах, контрастного типа. Средняя длина тела не превышает 15-16 см. Спина и область темени чёрного цвета, а на лбу присутствует белое пятно. Область поясницы серого цвета, а хвостовая часть покрыта буровато-чёрными перьями с белым окаймлением. Крылья птицы тёмные, бурого или почти чёрного окрашивания с наличием большого белого пятна. Молодые особи и самки имеют более тусклое окрашивание.

Обыкновенная чечевица

Обыкновенная чечевица (лат. Carpodacus erythrinus) – гнездящаяся в лесных зонах перелётная птица, относящаяся к семейству вьюрковых. Размеры взрослых особей сходи с длиной тела воробья. У взрослых самцов спина, хвостовая часть и крылья имеют красновато-бурое окрашивание. Перья на голове и в области груди ярко-красного цвета. Брюшко представителей вида Обыкновенная чечевица белого цвета, с характерным розоватым оттенком. Молодые особи и самки буровато-серого окраса, а область брюшка светлее, чем оперение спины.

Камышник

Камышник (лат. Emberiza schoeniclus) – небольшая по размерам птица, относящаяся к семейству овсянковых. Такие пернатые имеют длину тела в пределах 15-16 см, при длине крыла в пределах 7.0-7.5 см, а также размахе крыльев на уровне 22-23 см. Окрас подбородка, головы и горла до центральной части зоба представлен чёрным цветом. На нижней части тела присутствует белое оперение с наличием небольших тёмных чёрточек на боках. Спина и область плеч тёмного окрашивания, переходящего от серых тонов до буро-чёрного цвета с боковыми полосами. На краях хвоста располагаются светлые полоски. Самки и молодые особи лишены чёрного оперения в области головы.

Грач

(лат. Corvus frugilegus) – достаточно широко распространённая на территории Евразии крупная и приметная птица, которая относится к роду воронов. Всеядные пернатые гнездятся большими колониями на деревьях и обладают характерным внешним видом. Средняя длина взрослых представителей этого вида составляет 45-47 см. Оперение чёрного цвета, с наличием очень хорошо заметного фиолетового отлива. У взрослых пернатых основание клюва полностью голое. Молодые особи имеют перья, располагающиеся у самого основания клюва.

Клинтух

Клинтух (лат. Columba oenas) – птица, являющаяся близким родственником сизого голубя. Средняя длина тела взрослой особи составляет 32-34 см. Самцы немного крупнее и тяжелее самок. Птица обладает голубовато-сизым окрасом оперения и наличием пурпурно-зеленоватого металлического отлива в области шеи. Грудь клинтуха отличается хорошо развитым розовато-винным оттенком. Радужина тёмно-коричневого цвета, а вокруг глаз присутствует характерное голубовато-серое кожистое кольцо.

Организация: МБДОУ центр развития ребенка – детский сад № 34

Населенный пункт: Приморский край, г. Владивосток

Во время занятия динамично задействовано все пространство групповой комнаты.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Время занятия: 30 минут.

Цель: Расширять и уточнять представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие:

Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;

Способствовать самостоятельному использованию действий эксперементального характера, для выявления скрытых свойств;

Воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.

Речевое развитие:

Совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;

Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов;

Активизировать словарь: зимующие, перелетные.

Художественно-эстетическое развитие:

Упражнять в раскрашивании, не выходя за контур.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц; мяч резиновый средний; 1 большой магнит; магниты по количеству детей; скрепки большие; раскраски с изображением птиц на каждого ребенка; семена подсолнечника, тыквы, гороха, мелкие игрушки, пробки; 2 контейнера; 4 миски; 2 условных знака на подставках; перья птиц.

Ход занятия:

Дети находятся в группе с воспитателем.

Организационный момент: (1 мин)

Проводится вводная малоподвижная хороводная игра «Маланья». По ходу игры все дети становятся в круг.

I. Введение в игровую ситуацию. (1мин)

Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром, когда шла в садик

(демонстрирую детям перья различных птиц).

Дети: - Перья.

Ребята, а чьи это перья?

Дети:- Птичьи.

Верно. И мы сегодня поговорим о птицах, которые остаются с нами зимой, и вспомним тех, которые улетели.

Предлагаю сесть на стульчики.

II.Актуализация знаний. (8 мин)

А как вы думаете, зачем птицам перья?

Ответы детей.

Где же можно встретить птиц?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - повсюду)

Расскажите, где живут птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - строят гнезда)

Кто скажет, чем похожи птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - умеют летать, есть крылья)

Уже завтра наступит зима, и многие птицы улетели в теплые края. Эти птицы называются….

Ответы детей. (Обобщаю ответы - перелетные). Закрепить в речи детей - повторить 2 раза.

Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - зимующие), повторить 2 раза.

Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на доску, где расположены картинки с птицами).

Вместе с детьми переходим ближе к доске. Дети рассматривают некоторое время картинки.

Каких из них вы знаете, назовите.

Ответы детей.

Птиц много. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие.

Ставлю на пол два условных знака на держателях. Обговариваем каждый знак.

Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).

Дети: - Перелетные птицы.

Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке № 2 изображена кормушка для птиц).

Дети: - Зимующие птицы.

Молодцы, правильно догадались.

Давайте построимся в 2 команды. Зимующие и перелетные птицы. Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно подойти.

Дети называют птицу на своей картинке и переходят к соответствующему знаку.

Например:

Ребенок: - У меня на картинке нарисована Ворона, это зимующая птица, я встану возле знака с кормушкой….. и т.д.

Все дети становятся возле знаков.

Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных.

Положите картинки возле знаков. (Фото № 2)

Почему же птицы улетают на юг, как вы думаете?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - холодно, нет пищи)

III Затруднение ситуации (1 мин)

Птиц ждет нелегкий путь на юг, но весной они возвратятся назад. Интересно, а как птицы находят дорогу на юг и обратно?

Ответы детей.

Оказывается, они ориентируются днем по солнцу, а ночью по звездам и луне. А еще, ученые установили, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Хотите узнать, как это происходит?

IV Введение нового (1 мин)

Вместе с детьми передвигаемся к столу, на котором лежат магниты в коробочке и скрепки, рассыпанные по столу.

Наша планета Земля – это огромный природный магнит. А магнит умеет притягивать.

У меня есть магнит. (Показываю детям).

Представим, что наш магнит - это Земля. А скрепки - птицы. Как вы думаете, что будет со скрепками, если поднести к ним магнит?

Дети предлагают разные варианты действия магнита.

Давайте попробуем.

V Включение нового знания в систему знаний (10 мин)

Опыт с магнитом. Дети проверяют действие магнита. Объясняют увиденное.

Видите, как скрепки тянутся к магниту. Так происходит действие магнитных сил Земли. Земля притягивает к себе птиц. (Фото № 1)

А сейчас поиграем? Я буду называть птиц. Если вы услышите название перелетной птицы – машите руками, если я назову зимующую птицу – присядьте.

Здорово! Молодцы! Садитесь на стульчики.

Поиграем?

Дидактическая игра «назови ласково».

Я буду бросать вам мяч, и называть птицу, а вы возвращайте мне мяч и называйте эту птицу ласково.

Воробей. Дети: - Воробышек.

Синица. Дети: - Синичка.

Галка. Дети: - Галчонок, галочка.

Журавль. Дети: - Журавушка. И т.д.

Молодцы!

А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.

У человека дети, а у птиц? Дети: - Птенцы.

У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.

У собаки нос, а у птиц? Дети: - Клюв.

У человека руки, а у птиц? Дети: - Крылья.

Заяц бегает, а птицы? Дети: - Летают.

Корова мычит, а птицы?…..

Дети произносят разные звуки.

Какие звуки вы услышали?

Ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по-разному. Вот, например:

Гуси – гогочут.

Воробей?

Ворона – каркает.

Дятел – стучит.

Кукушка – кукует.

Сова – ухает.

Сорока – стрекочет.

Соловей – поет.

Голубь – воркует.

Ласточка – щебечет.

Журавль – курлычет. И т.д.

(Можно добавить или убрать название 2, 3 птиц.)

А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи.

Физкультминутка. (1 мин)

Давайте представим, что мы с вами разные птицы и каждая говорит по-своему, полетели за мной.

Дети передвигаются по группе и произносят различные звуки, одновременно выполняют действия вместе с воспитателем.

Разминка: Летели птички, собой невелички.

Как они летели, все люди глядели. Дети бегут и машут руками,

Как они садились, все люди дивились. Дети садятся на корточки,

Сели, посидели, взвились, полети.

Летели, летели, в небе песни пели. Дети бегут и машут руками.

Молодцы!

Работа в командах. (2 мин)

Ребята, а вы знаете, что едят птицы?

Ответы детей.

Правильно. Зимой птицам очень трудно находить корм, особенно во время снегопадов.

Мы с вами должны помогать пернатым друзьям пережить холодную зиму. А как мы можем помочь?

Ответы детей.

Правильно, делать кормушки, насыпать в них корм. У меня есть угощение для птиц, но мне кажется, что ветерок опять все перепутал. Давайте приготовим корм, который возьмем на прогулку и покормим птиц.

Дети вместе с воспитателем переходят на ковер.

Вот задание команде девочек.

А вот задание команде девочек.

Дети перебирают семена, камни, пуговицы и т.д. лакомство для птиц в одну миску, игрушки и другие предметы в другую миску.

Молодцы, ребята. Птицам понравится ваше угощение. (Фото № 3)

Я знала, что вы справитесь, и подготовила для вас стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Рефлексия. (3 мин)

Еще у меня для вас есть раскраски. Рассаживайтесь за столы.

Раздаю детям раскраски. Дети раскрашивают птиц.

Работа индивидуально. (Фото № 4)

Как называется твоя птица? (Угадай по контуру). Она перелетная или зимующая? Какого цвета карандаши тебе понадобятся?

V Осмысление (Итог) (1- 2 мин)

Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали? Что нового узнали? Кому помогли? (Дети осмысливают свои действия, фиксируют достижение цели.)

- Мне очень понравилось, как вы сегодня слаженно работали в командах, как дружно играли.

А теперь

Воспитатель развешивает готовые работы на магнитной доске, просит детей подойти.

Воспитатель просит детей оценить свою работу и работы других ребят.

Хвалит детей, отмечая интересные особенности работы каждого ребенка.

Список использованной методической литературы:

О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников», Сфера, 2015

О.С.Ушакова «Придумай слово», Москва: Просвещение, 1996

О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно», Литера, 2015

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», Мозаика-Синтез, 2014

Хрестоматия для детей старшего возраста, Москва, 2000гО.А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста» Москва, 2016г

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» (опыты и эксперименты для дошкольников) Сфера 2016

Интернет ресурсы.