Меню Рубрики

Определяем оптимальный состав комиссии по спецоценке. Порядок проведения специальной оценки условий труда Состав комиссии по специальной оценке условий труда

Состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Федорова М.В.

заведующий учреждением (председатель комиссии)

Миловзорова Е.Л.

Старший воспитатель (заместитель председателя комиссии)

Арсеньева Т.Н.

воспитатель

Ныркова Е.Л.

Воспитатель филиала на ст. Кабожа

Савина В.В.

Заведующая хозяйством (секретарь комиссии)

Козлова Н.В.

Заведующая хозяйством филиала на ст. Кабожа

Чудакова Н.А.

Председатель СТК


Приложение 8

УТВЕРЖДЕН

приказом заведующего

от ___.___.2014 №____

Порядок деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда

1. Настоящий Порядок регламентирует деятельность комиссии по проведению специальной оценки условий труда в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад» с. Левоча (далее соответственно комиссия, учреждение).

2. Комиссия осуществляет следующие функции:

1) готовит и утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест;

2) выбирает организацию, соответствующую требованиям статьи 19 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»;

3) готовит проект гражданско-правового договора, указанного в части 2 статьи 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», для подписания;

4) представляет заведующему учреждением проект графика проведения специальной оценки условий труда для утверждения;

5) обеспечивает доступ экспертов организации, проводящей специальную оценку условий труда, к рабочим местам;

6) утверждает результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, осуществленной экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда;

7) в случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, осуществляет признание условий труда на данном рабочем месте допустимыми;

8) в случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»;

9) формирует перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям;

10) рассматривает отчет о проведении специальной оценки условий труда, который затем подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии;

3. Дата, время и место проведения очередного заседания комиссии определяются председателем (заместителем председателя). По его решению на заседании комиссии могут присутствовать заинтересованные лица.

4. Секретарь комиссии заблаговременно, но не позднее чем за три рабочих дня до дня проведения заседания комиссии, в письменной форме информирует членов комиссии о дате, времени и месте проведения заседания комиссии.

5. Заседание комиссии проводит председатель комиссии, а при его отсутствии – заместитель председателя комиссии.

6. Решения комиссии принимаются в порядке, установленном статьей 181.2. Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанные решения принимаются открытым голосованием, если законодательством не установлено иное.

7. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к отчету о проведении специальной оценки условий труда.

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, "несписочных" рабочих местах, то есть не указанных в . По сути к этой категории относится рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 " ").

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по . Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены ().

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же .

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор ().

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией ().

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

НАША СПРАВКА

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты ().

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им ;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу ;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда ().

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц ().

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации ().

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор ( , ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией ().

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные ( , ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (). Для этого нужно соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. ). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки ( , утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест ().

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии ().

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Для этого нужно отразить соответствующие данные в (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада ( , ).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение ().

Согласно смыслу 426-ФЗ компания не вправе самостоятельно проводить СОУТ. Для выполнения этих работ она должна привлечь специализированную организацию, которая имеет государственную аккредитацию в данной области. Однако это не означает, что его обязанности в отношении спецоценки заключаются только в подписании договора о выполнении работ и принятии отчета. В рамках этой процедуры ему потребуется сформировать комиссию по СОУТ.

Задачи комиссии по специальной оценке условий труда

Одной из ключевых задач в ходе работы комиссии по специальной оценке условий труда является формирование списка мест сотрудников, где должна быть реализована процедура СОУТ. Такое законодательное требование связано с тем, что именно сотрудники организации имеют наиболее определенное представление о структуре своей компании.

Кроме того, из этих же соображений в функции участников комиссии по СОУТ входит определение списка аналогичных позиций. Необходимость его составления обусловлена тем, что 426-ФЗ позволяет компании сократить объемы проведения СОУТ для этих позиций. В частности, достаточно реализовать эту процедуру для 20% из них, тем самым существенно сократив временные затраты и финансовые расходы на ее выполнение. Итоги спецоценки можно будет экстраполировать на аналогичные места во всех аспектах. В частности, в такую экстраполяцию включается реализация мероприятий по снижению потенциальной опасности рабочего процесса для сотрудников.

Членство экзаменационной группы по проведению СОУТ

426-ФЗ предъявляет особые требования к составу комиссии. Согласно ст.9 данного нормативного документа, необходимо обеспечить его выполнение следующих условий относительно того, кто входит в состав:

  • участниками органа выступают представители компании, где реализуется СОУТ;
  • в состав органа в обязательном порядке должен войти специалист в области охраны труда, прошедший соответствующее обучение;
  • при наличии в компании профсоюзной организации ее участники должны войти в состав данного органа;
  • количество участников органа следует сделать нечетным.

Работа членов комиссии СОУТ ведется под руководством главы данного органа. Его роль выполняет сам работодатель. Если речь идет о проведении процедуры СОУТ в компании, созданной индивидуальным предпринимателем, возглавляет комиссию именно он.

Формирование

Все эти условия, а также порядок создания комиссии и ее работы фиксируются в положении. В нем должны быть также указаны сроки работы данного органа, задачи, стоящие перед ним, и иные вопросы, регламентирующие порядок ее участия в реализации процедуры СОУТ. Этот документ затем, в свою очередь, утверждается приказом о комиссии за подписью работодателя.

Работа

Результаты всех работы целесообразно фиксировать в форме протоколов комиссии СОУТ. Тем не менее, следует учитывать, что образец такого документа не утвержден законодательно. Это связано с тем, что обязательное требование об оформлении протоколов заседания, созданной работодателем, в 426-ФЗ также отсутствует.

Тем не менее, сами специалисты экспертных организаций, проводящих спецоценку, как правило, рекомендуют использовать эту или подобную форму. Это обеспечивает однозначное понимание результатов работы комиссии по проведению специальной оценки условий труда сотрудниками аккредитованной компании. Кроме того, указанные итоги можно использовать как документальное основание для подтверждения позиции одной из сторон при возникновении спорных ситуаций.

Согласно 426-ФЗ «О специальной оценки условий труда» для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее — комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

При проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

Для определения состава комиссии по СОУТ необходимо сделать:

  • Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности.
В перечень обязанностей комиссии входит: Формирование всего необходимого комплекта локальной нормативной документации в области охраны труда (ОТ, - ред.); Утверждение графика проведения работ; Приведение наименований профессий и должностей в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (Классификатор, - ред.); Подготовка и утверждение перечня рабочих мест (Перечень, - ред.); Разработка по результатам СОУТ мероприятий по улучшению условий труда; Подготовка сведений о компенсациях работникам, занятых на работах с вредными условиями труда.

Состав комиссии определен ФЗ №426-ФЗ от 28.12.2014 г., иерархия по которому включает председателя и членов комиссии. Председателем, как правило, назначается генеральный директор или иное высокопоставленное лицо предприятия, членами комиссии – представители работодателя, в том числе, специалист по ОТ, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

При этом число членов, включая председателя, должно быть нечетным.

ВАЖНО: в состав комиссии не включаются представители организации по СОУТ.

Как правило, большинство организаций в стране относятся к предприятиям малого бизнеса и в целях экономии штатная единица специалиста по ОТ не вводится, как и не формируется профсоюз. В таком случае порядком предусмотрено, что основные функции берут на себя работодатель или же привлекаются представители сторонних аккредитованных организаций на основании гражданско-правового договора. В области охраны труда сегодня данная услуга стала называться «аутсорсинг охраны труда» или осуществление функций служб охраны труда.

Работодателям важно учесть, что для выбора состава комиссии должно проводиться заседание, по итогам которого необходимо составлять протокол общего собрания трудового коллектива о назначении членов комиссии. Несомненным преимуществом для каждого члена будет наличие свидетельства о проверке знаний по общим вопросам охраны труда и спецоценки в частности.

Состав комиссии утверждается внутренним приказом работодателя. Строгой формы по его заполнению и оформлению не существует. Важно, чтобы в документе отражалось направление, по которому должны реализовываться требования приказа, данные об ответственных лицах (ФИО, наименование должности), их обязанностях и сроках проведения каждого этапа работ в организации.

С этим также читают:

    На очередном заседании Совета Федерации был одобрен законопроект «О внесении изменений в статью 11 Федерального...