Меню Рубрики

Око за око сделает весь мир слепым. Афоризмы махатма ганди. «Чужие» в Средней Азии

1. На свете есть много идей, ради которых стоит умереть, но нет ни одной, ради которой стоило бы убивать

2. Принцип «око за око» сделает весь мир слепым

3. Я сам не без греха, поэтому не считаю себя вправе заострять внимание на ошибках других

4. Это не очень мудро — быть уверенным в собственной мудрости

5. Мир достаточно велик, чтобы накормить досыта всех людей, но он слишком мал, чтобы насытить человеческую алчность

6. У Бога нет религии

7. Сильнейший может проявить слабость, а мудрейший может допустить ошибку

8. Грамм собственного опыта стоит дороже тонны чужих наставлений

9. Без моего согласия никто не может мне навредить

10. О величии нации и ее моральном прогрессе можно судить по тому, как она обращается с животными

11. Богатый должен жить проще, чтобы бедный мог просто выжить

12. Никакой человек не теряет свободу иначе как через свою собственную слабость

13. Если ты столкнулся с противником, победи его любовью

14. Истинная красота заключается в чистоте сердца

15. Различие между разнородными и однородными семьями мнимое. Все мы — члены одной семьи

16. Однажды начатое нельзя бросать, если только оно не оказалось морально нездоровым

17. Не надо ожидать награды за труды, но всякое доброе дело в конце концов обязательно приносит плоды

18. Прощать более мужественно, чем наказывать

19. Умение прощать — свойство сильных. Слабые не прощают

20. Одолевайте ненависть любовью, неправду — правдой, насилие— терпением

21. Надо знать, когда действовать и когда воздержаться от поступков. Действие и бездействие в этих обстоятельствах сродни и отнюдь не противоречат друг другу

22. Я не терплю стен и загородок. Небо, охватывающее взором всю землю, ветер, не встречающий преград, океан, омывающий все берега, — вот идеал

23. На протяжении моей жизни я извлекал больше пользы от моих друзей-критиков, чем от поклонников, особенно если критика выражалась вежливым и дружеским языком

24. Мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире

25. Ценность идеала в том, что он удаляется, по мере того как мы приближаемся к нему

26. Как только поверишь в то, что достиг идеала, дальнейшее развитие приостанавливается и начинается движение вспять

27. Человек — это продукт своих собственных мыслей. О чем он думает, тем он и становится

28. Право подвергать людей самой суровой критике заслуживает тот, кто убедил их в своей любви к ним

29. Бесстрашие обязательно для развития других благородных качеств

30. Разве можно без мужества искать истину или заботливо хранить любовь?

31. Хвала не может укрепить добродетель. Следовать доброму примеру — вот самая искренняя похвала

32. Любовь никогда не требует, она всегда дает. Любовь всегда страдает, никогда не выражает протеста, никогда не мстит за себя

33. Найди цель, ресурсы найдутся

34. Жизнь ягненка не менее ценна, чем жизнь человеческого существа. Я утверждаю, что чем беспомощнее создание, тем большее право оно имеет на получение защиты против жестокости человека

35. Это всегда было тайной для меня: как люди могут уважать себя, унижая таких же, как они сами?

36. Маленькое тело, обусловленное духом и воодушевленное неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории

37. Человеку никогда не докричаться туда, куда доносится тихий, негромкий голос совести

38. Я против насилия, потому что, когда кажется, что зло делает добро, это добро ненадолго, а зло остается

39. Лучший способ найти себя — перестать прислуживать другим

40. Любой поступок в вашей жизни может показаться ничтожной малостью, и всё равно крайне важно его совершить

41. Начните менять в себе то, что вы хотите изменить вокруг

42. Если хочешь изменить мир, изменись сам

43. Сила — в отсутствии страха

44. Единственный тиран, которого я признаю — это внутренний голос

45. Если ты хочешь перемену в будущем — стань этой переменой в настоящем

46. Нас погубят — политика без принципов, удовольствия без совести, богатство без работы, знание без характера, бизнес без морали, наука без человечности и молитва без жертвы

47. Я рассчитываю только на хорошее в людях

48. Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь

49. Не будь у меня чувства юмора, я давно бы покончил с собой

50. Точно так же, как человек не будет заботиться о жизни в другом теле, кроме его собственного, так и нации не любят жить под господством других наций, как бы благородны и велики они ни были

51. Я признаю только одного тирана — внутренний голос совести

52. Цивилизация в подлинном смысле слова состоит не в умножении потребностей, а в свободном и хорошо продуманном ограничении своих желаний

53. Служение без радости не помогает ни тому, кто служит, ни тому, кому служат

54. Трус не способен проявить любовь, это прерогатива храброго

55. Обманщик в конечном счете обманывает самого себя

56. Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться

57. Трусость никогда не может быть моральной

58. Нет правды в человеке, который не может контролировать свой язык

59. Живи будто завтра умрешь, учись будто будешь жить вечно

60. Если мы хотим достичь мира во всем мире, то начинать надо с детей

61. Для того, чтобы созерцать всеобщий и вездесущий дух истины, надо уметь любить презреннейшее создание — самого себя

62. Я не желаю, чтобы мой дом был обнесен со всех сторон стеной и чтобы мои окна были наглухо заколочены: я хочу, чтобы культура всех стран свободно проникала в мой дом. Но я не желаю, чтобы меня сбили с ног

63. Давайте уважать наших противников за ту же честность побуждений, на которую мы претендуем сами

64. Не может быть двух мнений по поводу того факта, что человеком должен руководить разум, а не стремление к богатству

65. Человек и его поступок — вещи разные. В то время как хороший поступок заслуживает одобрения, а дурной — осуждения, человек, независимо от того, хороший или дурной поступок он совершил, всегда достоин либо уважения, либо сострадания

66. В жизни есть дела поважнее, чем только наращивать ее темп

67. Для человека с пустым желудком Бог — это еда

68. Горячие и чистые веления сердца всегда исполняются

69. Знания в области религии в отличие от опыта кажутся пустяком в моменты испытаний

70. Ненасилие — не удел трусости, а героизм

71. Самая высокая честь, которую мне могут оказать друзья, — это следовать в своей жизни моему учению, либо бороться против него до конца, если они в него не верят

72. Дела совести не решаются большинством голосов

73. Чистая совесть есть изобретение дьявола

74. Победа достигнутая насилием — равносильна поражению

75. Меня называют святым, которого погубила политика. На самом же деле я политик, который делает всё возможное, чтобы стать святым

76. Мой патриотизм — это не замыкание на одной нации; он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других

77. Какая разница для мертвых, сирот и бездомных, во имя чего творятся произвол и разрушения — во имя тоталитаризма или во имя священной демократии и либерализма?

78. Мы не знаем, что лучше — жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, ни трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим

Тамара Ивановна Чикунова, основательница организации «Матери против смертной казни и пыток». Фото с сайта dp.spring96.org

От сумы и от тюрьмы

Она родилась в советском Узбекистане, получила хорошее образование. Потом было удачное замужество, муж служил в Западной группировке войск, так что их сын родился в Берлине. Те, кто родился в СССР, помнят, насколько престижным было такое пребывание за границей. Дальше ГДР, «в настоящие капстраны» тогда выезжали почти только одни дипломаты.

Развал СССР семья тоже перенесла, казалось, без потерь – в 1994, имея российские паспорта, они вернулись в Ташкент, Тамара Ивановна работала бизнес-консультантом. Жилье, приличная работа, хорошее образование…

В апреле 1999 сына Тамары Чикуновой Дмитрия «пригласили» в отдел внутренних дел «для дачи разъяснений». А потом задержали, не предъявив никаких документов и заверив, что молодой человек «скоро вернется».

Позже появилось еще несколько сотрудников с постановлением, провели обыск дома и в офисе и арестовали саму Тамару Ивановну. На допросе потребовали, чтобы она дала показания, что накануне в девять вечера Дмитрия не было дома.

Через сутки, не добившись ни одной подписи, мать отпустили, но потребовали привезти для сына чистую одежду. «Повезут в прокуратуру зачитывать постановление об аресте», — поняла юрист Чикунова. И заявила:

«Чистую одежду не дам, пока не вернете то, что было на сыне!» Изрядно попрепиравшись, сотрудники выбросили матери костюм…весь в крови.

«Не имеет ценности для общества»

Снова мать с сыном увиделись только через шесть месяцев – по окончании «следствия», в ташкентской тюрьме. Тогда Дмитрий рассказал, что прямо в машине по дороге в ОВД на него надели наручники, в отделе начали бить и вынуждать признаться в двойном убийстве, которого он не совершал.

Через сутки его вывезли на «следственный эксперимент». Приставив пистолет к затылку, следователь потребовал подписать признание, «или сейчас застрелю, оформим как попытку к бегству». Когда молодой человек отказался, по телефону ему дали послушать крики матери на допросе. Так Дмитрий подписал себе смертный приговор.

Суд, с которым семья связывала большие надежды, превратился в фарс. Обвинение заявило отвод всем свидетелям защиты.

Нарушая все мыслимые и немыслимые порядки, против Дмитрия свидетельствовал его собственный адвокат, мать едва допросили в конце четвертого дня.

А потом вынесли приговор: «Чикунов Дмитрий, 28 лет, христианин, уроженец города Берлин, ранее несудимый, не имеет ценности для общества, в местах лишения свободы исправлению не подлежит. Приговаривается к смертной казни через расстрел».

10 июля 2001 года Тамаре Чикуновой было назначено очередное свидание с сыном, однако оно не состоялось. Через семь месяцев после вынесения приговор о расстреле был приведен в исполнение.

Законы Узбекистана не предусматривают последнего свидания, и о месте захоронения казненного преступника родным не сообщают. В марте 2005 года Дмитрий Чикунов был реабилитирован посмертно, однако, где находится его могила, матери неизвестно до сих пор. Долгое время Дмитрия невозможно было даже отпеть. Для оформления отпевания требовалось свидетельство о смерти, этот документ родственникам казненных тоже не выдают. Разрешение на отпевание Дмитрия Чикунова дал лично митрополит Среднеазиатский Владимир.

Более года мать добивалась ноты протеста на казнь российского гражданина из посольства России в Узбекистане; нота была отправлена только 4 июля 2001 года. Скандал с казнью гражданина России без уведомления посольства послужил толчком к серии разбирательств, когда посол в России в Узбекистане взял под свой контроль несколько судебных процессов против граждан России. Было обнаружено много нарушений.

В 2005 году после рассмотрения дела «Чикунова против Узбекистана в ООН» дело Дмитрия Чикунова было пересмотрено, он был признан невиновным и реабилитирован посмертно.

«Чужие» в Средней Азии

«Два года после случившегося с сыном, — рассказывает Тамара Чикунова, — я не спала. Меня раздирало желание мести и понимание того, что, думая о мести, я сама встаю на путь преступления. Первый человек, от которого услышала слова сочувствия, был митрополит Ташкентский: «Ваш сын – виновен он или нет – убиенный, жертва общества, которое его приговорило».

Тамара Чикунова работала бизнес-консультантом в частной фирме. После трагедии с сыном переучилась на адвоката.

«Мы проигрывали дела. И порой именно я первой узнавала, что очередной приговор приведен в исполнение, и именно мне предстояло сообщить родственникам: «Ваш сын (или муж) расстрелян». И каждый раз мне приходилось заново переживать смертную казнь». Это случилось двадцать один раз. Но дел оставалось еще больше сотни.

Первым смертный приговор отменили гражданину России Марату Рахманову. Это случилось в апреле 2001 года. Молодой человек приехал к родственникам в отпуск, и его, «чужого», обвинили в убийстве, причем доказательств у полиции не было. Самого Рахманова и его сестру с полуторагодовалым ребенком просто посадили в подвал, где девочка вскоре заболела желтухой. Увидев страдания родственников, молодой человек подписал признание.

Суд попытался присудить Рахманову пожизненное заключение. Но адвокат Чикунова настаивала на полном пересмотре дела – ведь обжаловать приговор о пожизненном заключении можно только через пятнадцать-двадцать лет, до этого срока заключенный мог просто не дожить.

Верховный суд Узбекистана нашел в деле Рахманова несколько нестыковок, снизил наказание до двадцати лет, потом применил амнистию, от срока осталось пятнадцать… Но самое интересное произошло 1 января 2008 года: в день, когда в Узбекистане отменили смертную казнь, Марата Рахманова выслали в Россию без всякого уголовного преследования.

Позже удалось добиться пересмотра еще нескольких дел.

О пострадавших родственниках

Смертный приговор не уравновешивает весы справедливости. От казни преступника жертвы преступления не воскреснут, но зато само общество присваивает себе право распоряжаться жизнью людей. И убитых становится больше. Не говоря уже о том, что следствие по «расстрельным» статьям часто ведется с огромными злоупотреблениями.

По делу Чикатило только по открытым источникам было ошибочно казнено одиннадцать человек. Один из казненных подписал признательные показания, когда следователи стали угрожать ему смертью молодой жены и новорожденной дочери.

Положение родственников приговоренных к расстрелу и расстрелянных в нашем обществе также незавидно. В случае с Тамарой Чикуновой оно осложнялось тем, что женщину и христианку в мусульманской стране воспринимали в штыки.

Даже когда не звучало открытых угроз (а они были), с «чужой», которая рискнула публично искать справедливости и занялась пересмотром «расстрельных» дел в судах, чиновники едва разговаривали.

Иногда исполнение смертного приговора оборачивается настоящей травлей родственников приговоренного.

Самой Тамаре Чикуновой в первый раз отказали во въезде в Италию, поскольку контролирующие органы на запрос посольства выдали сведения, что Чикунова имеет странную репутацию и содержит в Узбекистане притон. Ситуация кардинально изменилась лишь после того, как о случившемся узнали в российском посольстве и в американской организации «Humanrightswatch», представители Италии извинились, в срочном порядке переоформили документы, перебронировали билет и даже отвезли Тамару в аэропорт.

Впрочем, преследования в нашей стране – «привилегия» родственников не только осужденных по «расстрельным» статьям. К сожалению, в России почти не работает закон о защите свидетелей, да и адрес жертвы преступления особой тайны не составляет. Случается, что в ходе следственных действий подозреваемому его сообщает «добрый» следователь – в надежде, что стороны договорятся «полюбовно».

Как не «сидеть на шее у государства»

Основная проблема нынешнего тюремного содержания – человек много лет проводит в таких условиях, что «лучше бы меня казнили». При этом на него тратятся деньги налогоплательщиков, а работа преподносится ему как награда.

Вместе с тем, ситуацию можно серьезно изменить, если обязать осужденных на пожизненные сроки работать, а деньги перечислять семьям их жертв. Однако УФСИН обычно ссылается на то, что «в стране кризис» и «обеспечить заключенных работой не представляется возможным».

Вместе с тем в Узбекистане обеспечение заключенных работой проводилось синхронно с отменой смертной казни. Как итог: люди выделывали шкуры, шили тапочки, а вырученные деньги пересылали семьям своих жертв, оставляя себе небольшую сумму, которой хватало на звонки родственникам. Тезис о том, что «осужденные на пожизненное заключение садятся на шею родственников» был снят.

В практике Тамары Чикуновой был случай: в Андижане был убит таксист, у него осталась жена и трое маленьких детей. Убийца, молодой человек двадцати трех лет, был найден и приговорен к смертной казни.

Подавая апелляцию, Чикунова встретилась с пострадавшей стороной и предложила им подать ходатайство об отмене смертной казни.

— Мои родственники меня не поймут, — ответила жена погибшего.

— А кто будет содержать твоих детей? Понятно, что расходы лягут на ваш род. Сейчас, по горячим следам, помогать, конечно, будут, а дальше?

На следующий день с Тамарой Ивановной разговаривали старейшины. Им она предложила ходатайствовать о замене смертной казни пожизненным заключением с обязательным отчислением 50% заработка в пользу жены покойного.

На следующий день в суд было отвезено два ходатайства – от имени жены и от имени старейшин, и суд их удовлетворил.

Капля камень точит

Тамара Чикунова на пресс-конференции «Правозащитники против смертной казни» в Беларуси. Фото c сайта spring96.org

В настоящее время среди стран СНГ смертная казнь применяется в Беларуси. Только в 2016 году там расстреляли уже двоих ранее осужденных. В России расстрел как высшая мера наказания присутствует в законе.

В 1999 году Конституционный Суд Российской Федерации ввел отсрочку на вынесение смертных приговоров вплоть до введения суда присяжных во всех субъектах РФ. Ныне суды присяжных есть везде. Правда, теперь возращение расстрела как высшей меры может стоить России членства в Совете Европы, более того в 2009 году тот же Конституционный Суд принял решение о том, что никакой суд в России не имеет права назначать такую меру наказания. Но все чаще раздаются голоса о необходимости казни «в особых случаях» — например, за терроризм или коррупцию.

Организация «Матери против смертной казни» начала правозащитную деятельность в Узбекистане, и закономерным следствием ее работы стала отмена смертной казни сначала в этой стране, а потом и в других странах Средней Азии — Таджикистане и Казахстане. В 2015 году смертная казнь отменена в Монголии.

В результате деятельности Тамары Чикуновой смертные приговоры отменены более чем сотне человек.

Причем на пожизненное заключение впоследствии были осуждены только двенадцать из них. Двадцать девять человек к настоящему времени вышли на свободу.

Марат Рахманов после освобождения окончил университет, он женат, у него двое детей.

Ничто не порождает в государстве такой неразберихи, как вводимые новшества; всякие перемены выгодны лишь бесправию и тирании.
Мишель де Монтень

Наше сердце - удивительный орган! Оно умеет не только перекачивать кровь, но еще танцевать от радости, замирать в предвкушении, сжиматься от жалости и обливаться кровью. А еще оно может разбиться от боли, разорваться от горя, упасть от разочарования, замирать в ожидании, трепетать от счастья… Сердце - самый точный индикатор наших самых искренних эмоций, а потому цените и берегите тех людей, которые вам его дарят!
© Надя Гром 67
https://www.inpearls.ru/


Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.


Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще -
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.


Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.


Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или - когда все время против шерсти,
Или - когда железом по стеклу.


Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза!
Досадно мне, что слово "честь" забыто,
И что в чести наветы за глаза.


Когда я вижу сломанные крылья -
Нет жалости во мне и неспроста.
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.


Я не люблю себя, когда я трушу,
Обидно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.


Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.


стихи русского поэта Владимира Высоцкого, написанные в 1969 году.
---
Принцип «око за око» сделает весь мир слепым.


Обычно выражения кино и звезд – это просто понравившиеся нам выражения, а вот цитаты порой заставляют задуматься и даже изменяют мир вокруг.


Так вот есть 20 цитат, заставляющие подумать и возможно измениться Махатма Ганди:


1. Если ты хочешь перемену в будущем – стань этой переменой в настоящем.


2. Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то начинать надо с детей.


3. Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.


4. «Нет», сказанное с глубокой убежденностью, лучше, чем «Да», сказанное только для того, чтобы обрадовать или, хуже того, чтобы избежать проблем.


5. Нас погубят – политика без принципов, удовольствия, без совести, богатство без работы, знание без характера, бизнес без морали, наука без человечности и молитва без жертвы.


6. Принцип «око за око» сделает весь мир слепым.


7. Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь.


8. Не будь у меня чувства юмора, я давно бы покончил с собой.


9. У Бога нет религии.


10. В молитве лучше иметь сердце без слов, чем слова без сердца. Маленькое тело, обусловленное духом и воодушевленное неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории.


11. Человеку никогда не докричаться туда, куда доносится тихий, негромкий голос совести.


12. Я против насилия. Потому что, когда, кажется, что зло делает добро, это добро ненадолго. А зло остается навечно.


13. Лучший способ найти себя - перестать прислуживать другим людям.


14. Что бы ты ни сделал в жизни - это будет незначительно. Но очень важно, чтобы ты это сделал.


15. Начните менять в себе то, что вы хотите изменить вокруг.


16. Если хочешь изменить мир, изменись сам.


17. Счастье - это когда ваши действия согласуются с вашими словами.


18. Единственный тиран, которого я признаю - это внутренний голос.


19. Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться.


20. Живи так, будто завтра умрешь; учись так, будто проживешь вечно.

Тамара Ивановна Чикунова, основательница организации «Матери против смертной казни и пыток». Фото с сайта dp.spring96.org

От сумы и от тюрьмы

Она родилась в советском Узбекистане, получила хорошее образование. Потом было удачное замужество, муж служил в Западной группировке войск, так что их сын родился в Берлине. Те, кто родился в СССР, помнят, насколько престижным было такое пребывание за границей. Дальше ГДР, «в настоящие капстраны» тогда выезжали почти только одни дипломаты.

Развал СССР семья тоже перенесла, казалось, без потерь – в 1994, имея российские паспорта, они вернулись в Ташкент, Тамара Ивановна работала бизнес-консультантом. Жилье, приличная работа, хорошее образование…

В апреле 1999 сына Тамары Чикуновой Дмитрия «пригласили» в отдел внутренних дел «для дачи разъяснений». А потом задержали, не предъявив никаких документов и заверив, что молодой человек «скоро вернется».

Позже появилось еще несколько сотрудников с постановлением, провели обыск дома и в офисе и арестовали саму Тамару Ивановну. На допросе потребовали, чтобы она дала показания, что накануне в девять вечера Дмитрия не было дома.

Через сутки, не добившись ни одной подписи, мать отпустили, но потребовали привезти для сына чистую одежду. «Повезут в прокуратуру зачитывать постановление об аресте», — поняла юрист Чикунова. И заявила:

«Чистую одежду не дам, пока не вернете то, что было на сыне!» Изрядно попрепиравшись, сотрудники выбросили матери костюм…весь в крови.

«Не имеет ценности для общества»

Снова мать с сыном увиделись только через шесть месяцев – по окончании «следствия», в ташкентской тюрьме. Тогда Дмитрий рассказал, что прямо в машине по дороге в ОВД на него надели наручники, в отделе начали бить и вынуждать признаться в двойном убийстве, которого он не совершал.

Через сутки его вывезли на «следственный эксперимент». Приставив пистолет к затылку, следователь потребовал подписать признание, «или сейчас застрелю, оформим как попытку к бегству». Когда молодой человек отказался, по телефону ему дали послушать крики матери на допросе. Так Дмитрий подписал себе смертный приговор.

Суд, с которым семья связывала большие надежды, превратился в фарс. Обвинение заявило отвод всем свидетелям защиты.

Нарушая все мыслимые и немыслимые порядки, против Дмитрия свидетельствовал его собственный адвокат, мать едва допросили в конце четвертого дня.

А потом вынесли приговор: «Чикунов Дмитрий, 28 лет, христианин, уроженец города Берлин, ранее несудимый, не имеет ценности для общества, в местах лишения свободы исправлению не подлежит. Приговаривается к смертной казни через расстрел».

10 июля 2001 года Тамаре Чикуновой было назначено очередное свидание с сыном, однако оно не состоялось. Через семь месяцев после вынесения приговор о расстреле был приведен в исполнение.

Законы Узбекистана не предусматривают последнего свидания, и о месте захоронения казненного преступника родным не сообщают. В марте 2005 года Дмитрий Чикунов был реабилитирован посмертно, однако, где находится его могила, матери неизвестно до сих пор. Долгое время Дмитрия невозможно было даже отпеть. Для оформления отпевания требовалось свидетельство о смерти, этот документ родственникам казненных тоже не выдают. Разрешение на отпевание Дмитрия Чикунова дал лично митрополит Среднеазиатский Владимир.

Более года мать добивалась ноты протеста на казнь российского гражданина из посольства России в Узбекистане; нота была отправлена только 4 июля 2001 года. Скандал с казнью гражданина России без уведомления посольства послужил толчком к серии разбирательств, когда посол в России в Узбекистане взял под свой контроль несколько судебных процессов против граждан России. Было обнаружено много нарушений.

В 2005 году после рассмотрения дела «Чикунова против Узбекистана в ООН» дело Дмитрия Чикунова было пересмотрено, он был признан невиновным и реабилитирован посмертно.

«Чужие» в Средней Азии

«Два года после случившегося с сыном, — рассказывает Тамара Чикунова, — я не спала. Меня раздирало желание мести и понимание того, что, думая о мести, я сама встаю на путь преступления. Первый человек, от которого услышала слова сочувствия, был митрополит Ташкентский: «Ваш сын – виновен он или нет – убиенный, жертва общества, которое его приговорило».

Тамара Чикунова работала бизнес-консультантом в частной фирме. После трагедии с сыном переучилась на адвоката.

«Мы проигрывали дела. И порой именно я первой узнавала, что очередной приговор приведен в исполнение, и именно мне предстояло сообщить родственникам: «Ваш сын (или муж) расстрелян». И каждый раз мне приходилось заново переживать смертную казнь». Это случилось двадцать один раз. Но дел оставалось еще больше сотни.

Первым смертный приговор отменили гражданину России Марату Рахманову. Это случилось в апреле 2001 года. Молодой человек приехал к родственникам в отпуск, и его, «чужого», обвинили в убийстве, причем доказательств у полиции не было. Самого Рахманова и его сестру с полуторагодовалым ребенком просто посадили в подвал, где девочка вскоре заболела желтухой. Увидев страдания родственников, молодой человек подписал признание.

Суд попытался присудить Рахманову пожизненное заключение. Но адвокат Чикунова настаивала на полном пересмотре дела – ведь обжаловать приговор о пожизненном заключении можно только через пятнадцать-двадцать лет, до этого срока заключенный мог просто не дожить.

Верховный суд Узбекистана нашел в деле Рахманова несколько нестыковок, снизил наказание до двадцати лет, потом применил амнистию, от срока осталось пятнадцать… Но самое интересное произошло 1 января 2008 года: в день, когда в Узбекистане отменили смертную казнь, Марата Рахманова выслали в Россию без всякого уголовного преследования.

Позже удалось добиться пересмотра еще нескольких дел.

О пострадавших родственниках

Смертный приговор не уравновешивает весы справедливости. От казни преступника жертвы преступления не воскреснут, но зато само общество присваивает себе право распоряжаться жизнью людей. И убитых становится больше. Не говоря уже о том, что следствие по «расстрельным» статьям часто ведется с огромными злоупотреблениями.

По делу Чикатило только по открытым источникам было ошибочно казнено одиннадцать человек. Один из казненных подписал признательные показания, когда следователи стали угрожать ему смертью молодой жены и новорожденной дочери.

Положение родственников приговоренных к расстрелу и расстрелянных в нашем обществе также незавидно. В случае с Тамарой Чикуновой оно осложнялось тем, что женщину и христианку в мусульманской стране воспринимали в штыки.

Даже когда не звучало открытых угроз (а они были), с «чужой», которая рискнула публично искать справедливости и занялась пересмотром «расстрельных» дел в судах, чиновники едва разговаривали.

Иногда исполнение смертного приговора оборачивается настоящей травлей родственников приговоренного.

Самой Тамаре Чикуновой в первый раз отказали во въезде в Италию, поскольку контролирующие органы на запрос посольства выдали сведения, что Чикунова имеет странную репутацию и содержит в Узбекистане притон. Ситуация кардинально изменилась лишь после того, как о случившемся узнали в российском посольстве и в американской организации «Humanrightswatch», представители Италии извинились, в срочном порядке переоформили документы, перебронировали билет и даже отвезли Тамару в аэропорт.

Впрочем, преследования в нашей стране – «привилегия» родственников не только осужденных по «расстрельным» статьям. К сожалению, в России почти не работает закон о защите свидетелей, да и адрес жертвы преступления особой тайны не составляет. Случается, что в ходе следственных действий подозреваемому его сообщает «добрый» следователь – в надежде, что стороны договорятся «полюбовно».

Как не «сидеть на шее у государства»

Основная проблема нынешнего тюремного содержания – человек много лет проводит в таких условиях, что «лучше бы меня казнили». При этом на него тратятся деньги налогоплательщиков, а работа преподносится ему как награда.

Вместе с тем, ситуацию можно серьезно изменить, если обязать осужденных на пожизненные сроки работать, а деньги перечислять семьям их жертв. Однако УФСИН обычно ссылается на то, что «в стране кризис» и «обеспечить заключенных работой не представляется возможным».

Вместе с тем в Узбекистане обеспечение заключенных работой проводилось синхронно с отменой смертной казни. Как итог: люди выделывали шкуры, шили тапочки, а вырученные деньги пересылали семьям своих жертв, оставляя себе небольшую сумму, которой хватало на звонки родственникам. Тезис о том, что «осужденные на пожизненное заключение садятся на шею родственников» был снят.

В практике Тамары Чикуновой был случай: в Андижане был убит таксист, у него осталась жена и трое маленьких детей. Убийца, молодой человек двадцати трех лет, был найден и приговорен к смертной казни.

Подавая апелляцию, Чикунова встретилась с пострадавшей стороной и предложила им подать ходатайство об отмене смертной казни.

— Мои родственники меня не поймут, — ответила жена погибшего.

— А кто будет содержать твоих детей? Понятно, что расходы лягут на ваш род. Сейчас, по горячим следам, помогать, конечно, будут, а дальше?

На следующий день с Тамарой Ивановной разговаривали старейшины. Им она предложила ходатайствовать о замене смертной казни пожизненным заключением с обязательным отчислением 50% заработка в пользу жены покойного.

На следующий день в суд было отвезено два ходатайства – от имени жены и от имени старейшин, и суд их удовлетворил.

Капля камень точит

Тамара Чикунова на пресс-конференции «Правозащитники против смертной казни» в Беларуси. Фото c сайта spring96.org

В настоящее время среди стран СНГ смертная казнь применяется в Беларуси. Только в 2016 году там расстреляли уже двоих ранее осужденных. В России расстрел как высшая мера наказания присутствует в законе.

В 1999 году Конституционный Суд Российской Федерации ввел отсрочку на вынесение смертных приговоров вплоть до введения суда присяжных во всех субъектах РФ. Ныне суды присяжных есть везде. Правда, теперь возращение расстрела как высшей меры может стоить России членства в Совете Европы, более того в 2009 году тот же Конституционный Суд принял решение о том, что никакой суд в России не имеет права назначать такую меру наказания. Но все чаще раздаются голоса о необходимости казни «в особых случаях» — например, за терроризм или коррупцию.

Организация «Матери против смертной казни» начала правозащитную деятельность в Узбекистане, и закономерным следствием ее работы стала отмена смертной казни сначала в этой стране, а потом и в других странах Средней Азии — Таджикистане и Казахстане. В 2015 году смертная казнь отменена в Монголии.

В результате деятельности Тамары Чикуновой смертные приговоры отменены более чем сотне человек.

Причем на пожизненное заключение впоследствии были осуждены только двенадцать из них. Двадцать девять человек к настоящему времени вышли на свободу.

Марат Рахманов после освобождения окончил университет, он женат, у него двое детей.

Сто лет назад Лев Толстой писал Махатме Ганди о том, что любовь «есть высший и единственный закон человеческой жизни. В своём произведении «Закон насилия и закон любви» он говорит: «Будь добрым и не противодействуй злу силою». Этот принцип повелевает воздерживаться от мнимых обид, от возмездия, считает необходимым прощение, любовь вместо мщения во всех без исключения случаях. «Тот, кто хоть раз испытал радость отплатить добром за зло, тот никогда уже не пропустит случая получить эту радость», — писал Толстой. Непротивление злу силой Толстой считал важнейшим нравственным жизненным законом, которому следовал сам. Для Ганди идея ненасилия стала не только этическим учением, но и ориентиром общественно-политического движения. Живя в разных разных концах земли, Лев Толстой и Махатма Ганди — русский мыслитель и идеолог освобождения Индии – создали особенную этику непротивления и ненасилия, которая с тех пор находит многих своих последователей.
Уникальная переписка Льва Толстого и Махатмы Ганди попала в Россию из Мемориального фонда Махатмы Ганди несколько лет назад и легла в основу федерального культурно-просветительского проекта «Открой доброте свое сердце». Философская переписка стала частью выставки «Махатма Ганди – Лев Толстой: уникальное наследие», открывшей в Москве проект Международной программы «Парад творческого наследия России и Индии» в Московском доме национальностей.
Людмила Секачева руководитель проекта, директор некоммерческого партнерства «Мир традиций»: «Когда Ганди был еще молодым юристом, он прочитал книгу Льва Толстого «Царство Божие внутри Вас» и эта книга очень изменила всю его жизнь, положила начало великой идеи, которую мы сегодня продолжаем, в соавторстве с философами можно добиться в жизни очень многого, относясь к миру с добром и любовью».
Кришна Рой участница проекта: «Два философа дали нам возможность понять, как можно сохранить мир, именно сохранение мира, доброты, любви, взаимопонимания — есть самое главное из всех философских учений».
В последние годы жизни Лев Толстой занялся углубленным изучением культуры и традиций Востока. Наиболее близкой мировоззрению писателя оказалась Индия. Выражаясь современным языком, Толстой синтезировал западные и восточные подходы к проблеме ненасилия и непротивления. Все учение Иисуса Христа, по мнению Толстого, является метафизикой и этикой любви. «То, что любовь есть необходимое и благое условие жизни человеческой было признано всеми религиозными учениями древности. Во всех учениях: египетских мудрецов, браминов, стоиков, буддистов и других, дружелюбие, жалость, милосердие, благотворительность и вообще любовь признавались одною из главных добродетелей». Однако только Христос возвысил любовь до уровня основополагающего, высшего закона жизни, дал этому закону адекватное метафизическое обоснование, суть которого состоит в том, что в любви и через любовь в человеке обнаруживается божественное начало.
Людмила Секачева: «Толерантность – мы считаем, такое действо, к которому человек идет осознанно и должен подготовить себя этому служению. Толерантность – это высшее искусство людей, и Махатма Ганди и Лев Толстой оставили нам высокие нравственные ориентиры на пути нашего совершенства».

С конца 2009 года проект осуществили в пяти регионах России: Москве, Тульской, Архангельской и Тверской областях, Ямало-Ненецком автономном округе. Организаторы утверждают, что выбирают территорию исключительно «по внутреннему убеждению», причем в приоритете именно отдаленные, «сложные», районы страны. Поэтому жителям регионов предлагается не только воочию увидеть переписку просветителей, но и самим ответить на вопрос «Что такое доброта?» – в рамках мероприятий проводится тематический конкурс.