Меню Рубрики

Постановка для школьного театра на военную тему. Инсценировка на тему Великой Отечественной войны. Сценарий. Уже начать нам знаки делают

Сценарий спектакля
Детство, опалённое войной.

В спектакле использован фрагмент
повести В.Катаева «Сын полка»

(Занавес. На авансцене права и слева от занавеса даты: 1941 - 1945.
Звучит мелодия Ф.Шуберта «Аве Мария»)

Мальчик:
Безоблачное детство, говорят,
Для нас с тобой, вступившим в этот мир,
А мы сегодня вспомним тех ребят,
Кто опалён войною страшной был.

Девочка:
Обычные девчонки и мальчишки,
Шагнувшие в войну не понаслышке,
О ваших подвигах читали в книжках,
Вам, имена чьи освящаются,

(Хором в записи):
Вам, опалёнными войною, посвящается…

(Ребята уходят за занавес. Слева дата 1941 не меняется на протяжение всего спектакля, 1941 - справа заменяет 5 на 1)

(Звучит довоенная песня «Рио Рита». Звучит динамик: « С пятой платформы отправляется по-езд № 58: Ленинград - Брест. Будьте внимательны и осторожны! Фонограмма: поезд, крики:» До свидания!, Счастливого пути!», которые затихают, слышен только стук колёс поезда)
(Занавес открывается. На сцене стол и две полки, на которых сидят женщина, бабушка и 4 детей от 12 до 7 лет. На столе букет полевых цветов. Входит проводница, ставит стаканы для чая.)
Проводница:
Как вы весело едете: песни поёте, стишки читаете - прямо, как на концерте я с вами! И откуда вы такие?
Зина:
Мы едем из Ленинграда к бабушке Ефросинье в Беларусь. Меня зовут Зина, это моя младшая сестрёнка Галочка.
Галя:
А фамилия наша Портновы, а у бабушки фамилия Яблокова, вкусная такая! (смеётся, и за ней улыбаются все остальные).
Проводница:
И как это вы одни едете, такие маленькие?
Зина:
Нет, мы едем с тётей Верой, она соседка, вместе с нами живёт в Ленинграде, а на станции нас бабушка и встретит.
Тётя Вера:
Да, встретит, а мы дальше поедем, к своему папе, он у нас в гарнизоне в Бресте служит, вот летом погостим, а потом опять на работу к себе вернёмся.
Проводница:
А это кому ты уже письмо написала с дороги?
Зина:
Подружке своей, Тане Савичевой, она со мной в школе учится в одном классе, у неё большая семья и очень дружная, а мне она, как сестрёнка, вот мы и договорились часто писать друг другу.
Никита:
И у меня в гарнизоне у папы есть друг, Володя Казьмин.
Тётя Вера:
Да, он воспитанник сорок четвёртого полка!
Никита:
А ещё он горнист! И меня на горне играть обещал научить!
Проводница:
Да, лето всё впереди ещё, только живи да радуйся! А я к вам ещё одного молодца привела (Заходит паренёк)
Парень:
Здравствуйте! Не беспокойтесь, мне скоро выходить. Я и один и не один (смеётся), потому что что нас: двое, братья-близнецы Шпиленко! Я Володя, а брата зовут Сергей, вот только на станции разминулись, пойду искать его по вагонам - счастливо оставаться! (кланяется на прощанье, выходит)
Бабушка:
Улыбчивый какой, вот уж точно красный молодец из сказки. Ну, что, хотя вы и большие, а сказки любите? Ну, тогда…
(Раздаётся звук железа, скрежет, вой и свист бреющего самолёта, бомбёжка, крики о помощи и т.д._ Занавес закрывается, но пока он закрывается, полки и стол падают вместе с детьми и взрослыми в поезде. Букетик цветов выпадает на авансцену)
(Звучит песня «Священная война», хроника нападения на страну)


Полный текст материала Сценарий спектакля "Детство, опалённое войной" для учащихся 5-9 классов смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Марина Давоян
Театральная постановка «Через года, через века»

Через года, через века

Звучит фонограмма песни о войне, на сцене Вечный огонь, скамейка. Идут бабушка и внук с цветами в руках. Садятся на скамейку.

Внук: Бабушка, почему ты плакала там, у памятника? О чем ты думала?

Бабушка: Я стояла и думала о тех, кто не вернулся с войны, кто погиб на полях сражений, защищая нашу Родину. Ведь сегодня День Победы.

Внук: Бабушка, ты ведь тоже воевала, расскажи мне о войне.

Бабушка: Больно вспоминать те годы, но ты должен это знать. Я покажу тебе фронтовые письма, фотографии.

(достает альбом и начинает рассматривать фотографии)

Бабушка: Тогда я была ещё совсем молодой, только-только окончила школу. В этот день, 21-го июня, в школе был выпускной бал

Ребенок: Июнь, клонился к вечеру закат

И белой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят

Не знающих, не ведающих горя.

Ребенок: Та ночь была полна июньской прелести,

Для них она не пожалела света

Грядущим аттестатом зрелости

Их озаряло это лето

Ведущая: Завтра рощ испугаются птицы,

Завтра птиц не признают леса…

Это все только завтра случится,

Через двадцать четыре часа.

(громко звучит музыка, выпускники танцуют вальс «Когда уйдем со школьного двора»)

*Открывается занавес*

Сцена выпускного

Выпускник 1: Какое утро! Какой рассвет!

Выпускник 2: Так хорошо, уже птицы просыпаются, и теплынь такая!

Люба:Ну, вот и закончилась школьная жизнь. Прошел выпускной бал, а дальше настоящая жизнь, в институты поступим, а может, кто-нибудь и замуж выскочит.

Валя: Интересно, что будет с нами через двадцать лет.

Люба: Смотрите, самолет летит! Как красиво!

Валя: Ой, да н6аша Катюша скоро так же летать будет, в летное училище поступает.

Катя: Да! Я в летное пойду! Представляете, девчонки, летишь высоко0высоко, и всю страну видно.

Люба: А я врачом стану. Так хочется, чтобы все были здоровыми. Валя, а ты так и мечтаешь на почте работать?

Валя: Да, я мечтаю людям радость приносить, и только хорошие и добрые известия.

«Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм».

Сцена Катя-летчица

(Поляна, сидят летчики, поют песню «Смуглянка». Звук самолета, взрыв. Под крик командира «Воздух! По машинам!» все разбегаются. Катя садится в самолет) .

Катя: Первый, Первый, я Второй! Вижу цель!

Не отдадим полей бескрайних синих,

Где побеждали мы и победим.

Не отдадим прекрасную Россию!

Не отдадим! Не отдадим!

Ведущий: Вот тебе, фашист, за Сталинград, за Ленинград, за Москву, за нашу Родину! Ура!

Катя: Первый, Первый, я Второй! Задание выполнено, возвращаюсь на аэродром!

Ведущий читает стих о подвигах летчиков.

Сцена в землянке.

Звучит песня «В землянке». У печки греется солдат, медсестра перевязывает раненого, один из солдат пишет письмо, другой играет на гармошке и тихо напевает:

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти - четыре шага.

Сценка раненого бойца и медсестры

Боец стонет

Люба (медсестра) : Потерпи, милок, сейчас полегчает.

Боец: Вот видишь, Любаша, подстрелил меня фриц. А завтра мне в бой! Как же я сражаться буду?

Люба: Не волнуйся, повоюешь ещё. Погоним мы Гитлера прочь с земли нашей! И заживем мы.

1-й солдат: А какой она будет, мирная жизнь?

12-й солдат: Все прежним будет, драгоценным, нашим.

3-й солдат: Нет, будет лучше! Мы домой вернемся, детям расскажем про походы и бои.

4-й солдат:

Мы стекла вставим, улицы починим,

Любовно разукрасим города.

И станет небо нестерпимо синим,

Цветы душистей и светлей вода.

(Вбегает почтальон Валя)

Валя: Дядя Ваня! Дядя Ваня! Ой, извините товарищ командир! Вам письмо из дома!

(Командир распечатывает письмо, начинает «читать» - включается запись)

Боец: Валюша! Заберешь и мое письмо, я его пишу маме (пишет и «читает»)

Мама! Тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет.

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую, слов даже нет!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры,

Ты здесь, ты со мною, родная моя.

Валя: Засиделась я у вас, а ведь меня и в других землянках ждут.

Письма с фронта – какие вы разные!

Со слезами и смехом порой.

Письма с фронта такие желанные!

Вы не все ведь попали домой.

Ведущий: Каждый день Великой отечественной Войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением мужества и стойкости людей, верности Родине.

И наши героини были удостоены великих наград:

Катерина – за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в боях под Москвой, награждена медалью «За отвагу»

Младший лейтенант Валентина награждена Орденом Красной Звезды за смелость и отвагу.

За героизм, за личное мужество и самоотверженность награждена Орденом Красного Знамени Любаша.

Сцена «День Победы»

(звучит фонограмма)

Валя: Вот и закончилась война. И мы снова вместе. И впереди – новая жизнь, настоящая! Без взрывов, бомбежек, без слез и криков!

Люба: Будем строить города, осваивать новые земли, растить детей. Впереди нас ждет светлое и счастливое бкдкщее!

Катя: А мы с вами, девочки, не расстанемся никогда!

(На сцене бабушка с внуком) .

Внук: Бабушка, я горжусь тобой! Я тебя так люблю!

(Входят Лера и Аскар)

Лера: Я тоже горжусь своим прадедом Петром Сергеевичем. Он в семнадцать лет попал на войну. Был смелым и очень отважным!

Аскар: А мой дед Абулкарам Мухутдинович тоже был настоящим героем! Он добавил к своему возрасту два года и добровольцем ушел на фронт. Боевое крещение получил на Курской Дуге. С боями дошел до германии. Имеет много орденов и медалей.

(Входят Саша и Маша)

Спасибо героям. Спасибо солдатам,

Что мир подарили тогда, в сорок пятом!

Вы кровью и потом добыли победу –

Вы молоды были, сейчас уже деды!

Мы эту победу вовек не забудем!

Пусть мирное солнце сияет всем людям!

Пусть счастье и радость живут на планете!

Ведь мир очень нужен и взрослым, и детям.

(Выходят тройками 2 ребенка, 1 взрослый со свечой памяти)

1. Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойно спят города!

2. Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой!

3. Ни один пусть не рвется снарад,

Ни один не строчи автомат!

4. Оглашают пусть наши леса

5. Пусть в небе не клубится дым,

И небо будет голубым!

6. Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому!

7. Пусть пулеметы не строчат,

И пушки грозные молчат!

8. Пусть солнце лучистое всем нам сияет,

А войн никогда и нигде не бывает!

9. Не гибнут люди, города.

Мир нужен на земле всегда!

10. Мир и счастье пусть длятся годами!

А войне скажем «Нет!» навсегда мы.

11. Пусть аист гнезда вьет на крыше,

Курлычут в небе журавли.

Пусть будет мир, - он нам так нужен!

Он нужен детям всей земли.

(Песня «Мы рисуем голубя». Выходят все дети) .

Неугасима память поколения,

И память тех, кого так свято чтим!

Давайте, люди, встанем на мгновение

И в скорби постоим и помолчим!

(Минута молчания)

Представление артистов.

Инсценировка на тему Великой Отечественной войны.

Инсценировка об участии жителей Ненецкого автономного округа в Великой Отечественной войне.

Толстикова Татьяна Александровна, воспитатель, ГБООУ НАО «НСШИ», г. Нарьян-Мар
Описание: Предлагаю Вашему вниманию инсценировку, составленную по мотивам произведений ненецкого поэта и прозаика Василия Ледкова. Материал может быть интересен преподавателям начальной школы при проведении мероприятий, приуроченных к празднованию Дня Победы.
Цель: знакомство с участием жителей Ненецкого автономного округа в Великой Отечественной войне.
Задачи: воспитывать чувство гордости за свою Родину,
привлечь внимание к творчеству Василия Ледкова,
развивать творческие способности.

В нашем интернате прошёл праздничный концерт «Никто не забыт, ничто не забыто». Каждый воспитатель интерната вместе со своими воспитанниками готовили выступление на определённую тему: города-герои, пионеры-герои, блокада Ленинграда, партизанское движение, работа в тылу, оленно-транспортные эшелоны. Ребята подготовили и стихи, и песни, и танцы, и частушки, и воспоминания. Каждое выступление сопровождалось показом слайдов презентации на тему данного выступления. Нам с девочками надо было рассказать об участии округа в войне.
Ненецкий округ в годы войны находился в глубоком тылу. Но жители его, как и весь советский народ, откликнулись на призыв «Всё для фронта, всё для победы». Из 36 жителей округа каждый четвёртый ушёл на войну. Домой не вернулись более 3 тысяч человек. Жители округа собрали для фронтовиков 31 тысячу тёплых вещей, снабжали фронт рыбой, мясом и пушниной. Жителями округа был организован сбор денег на строительство танков и самолётов. Созданная в годы войны школа медсестёр готовила молодых девушек для службы в армии. Создавались и уходили на Карельский фронт в качестве транспортных средств оленно-транспортные эшелоны.

Обо всём этом нам и надо было рассказать в своём выступлении. Мы с девочками решили подготовить инсценировку, а за основу взяли повести нашего земляка Василия Ледкова «Розовое утро» и «Раненый рассвет». Детство Василия Ледкова выпало на военные годы, и эти повести невольно переплетаются с его детскими воспоминаниями.


Инсценировка.

(Герои вымышленные и носят имена вступающих девочек)
Комната в пришкольном интернате на берегу Печорской губы. За столом сидят три девочки. На столе стоит керосиновая лампа. Саша читает книжку, Юля что-то рисует огрызком карандаша на клочке бумаги. Самая маленькая Аня смотрит в окно. В комнату заходит Алеся, раздевается, проходит к столу.

Алеся: Ой, девочки, там опять какая-то собака воет.
(Девочку откладывают свои дела, поворачиваются к Олесе, начинается разговор).
Саша: Собаки-то плачут, хозяев зовут.
Аня: А наш Серко никогда не воет.
Юля: Зачем ей выть? Твой папа вместе с рыбаками в море. А Серко сердцем чует, что отец твой скоро вернётся, не на войне же он.
Аня: А почему мой папа не на войне?
Юля: А кто же тогда будет рыбу для фронта ловить, как твой папа. На той неделе два бота «Водопьянов» и «Лысун» увезли много бочек с солёной рыбой в Нарьян-Мар, а оттуда её повезут на фронт. У твоего отца «бронь».
Аня: «Бронь»? Какая такая «бронь»?
Юля: Бумага такая, где написана, что здесь твой отец нужнее.
Саша: Мой папа тоже просился на фронт, но его не взяли. Делай своё дело, песцов лови, - сказали ему, – песцы это те же пули, снаряды по врагу. И чем больше пушнины сдашь государству, тем больше и лучше поможешь фронту, тем скорее победа наступит.
Алеся: А мой папа ушёл с оленно-транспортным эшелоном, ведь всех оленей, из нашего няпоя (караван из нескольких оленьих упряжек), тоже забрали на войну. Там, говорят, они тоже нужнее. Папа письмо прислал, они на оленях раненых вывозят, а на фронт везут снаряды и продукты разные.
Аня: Продукты… Как кушать хочется. До ужина ещё долго, и опять одну рыбу дадут. Хочу хлебушка и чая с сахаром. Хоть бы один раз досыта наестись.
Саша: Радуйся, что цингой и тифом не болеем. Оленье мясо с кровью надо обязательно кушать и мыться почаще. Сколько уже человек умерло, вчера у Ёнко маму похоронили, а ещё раньше пришла бумага, что отец у Ёнки погиб геройски. Так там было сказано… Бедный, бедный Ёнко… А продукты всё-равно привезут когда-нибудь.
Юля: Мама сказала, что из-за штормов суда с продуктами не могут к нам подойти. Да ещё немецкие подводные лодки шныряют у берегов.
Алеся: Девочки, а подводная лодка не может к нашему берегу подойти?
Саша: Здесь, пожалуй, нет. Мелко. Подводная лодка не сунется… Мели – это наша защита, штормов-то они не боятся. А вот там, подальше, на середине губы, всё возможно. Они караулят, чтобы не пропустить к Новой земле американские суда с продуктами, одеждой и оружием.
Юля: А совсем рядом с нами в Баренцевом море немецкая подводная лодка напала на бот «Комсомолец» с баржей на буксире. На ней призывников на фронт везли. Немцы потопили баржу и в упор расстреляли плававших в воде людей. Всего три человека чудом спаслись и добрались до соседнего с нами острова Матвеева.
Алеся : Пянгуи, они пянгуи и есть.
Аня: А кто такие пянгуи?
Алеся: Так моя бабушка фашистов называет, врагов наших.
Юля: А мой дедушка говорит, что немец, как в наших старинных легендах, и к шесту привязанной собаки не оставит живой.
Аня: А самолёт немецкий к нам может залететь?
Саша: Конечно, может. Правда наши люди днём и ночью стерегут небо. Родину все должны стеречь! Война!

Сценарий школьного спектакля, посвященного 70­ летию Великой Победы
«Я – русский солдат» (по произведению Б. Васильева «В списках не значился»)
Сценарий и постановка учителя высшей квалификационной категории Облачновой
Ирины Владимировны. МОУ «СОШ №53»г. Рязани
Цель: Патриотическое и нравственно­эстетическое воспитание детей.
Задачи:
1. Прививать детям интерес к русской литературе.
2. Побуждать любовь к Родине.
3. Учить детей чувствовать и слышать красоту родного слова.
Оформление: Пространство разделено на две зоны. Для решения этого вопроса есть 2
варианта. 1 вариант – первая зона(основное действие) ­ на сцене, вторая (сон героя, мирная
жизнь) – под сценой. 2 вариант – если сцена большая, ее можно условно разделить на две
части. Если есть технические возможности, то освещать героев.
Данное мероприятие рассчитано на детей от 10 лет до 17 лет и старше
Спектакль сопровождается кадрами из презентации.
Длительность спектакля 1 час
Действующие лица:
Николай
Мирра
Рувим
Солдат 1
Солдат 2
Солдат 3
Солдат 4
Солдат 5
Старшина
Командир 1
Командир 2
Валя
Вера
Мать Николая
Мать
Офицер
Друг Николая
Зина
Катя
Ведущий 1
Ведущий 2
Чтец 1
Чтец 2
1

Сценарий спектакля «Я – русский солдат»
Голос за сценой (микрофон) 2 чтеца
1 чтец. Тем. Кто шел в бой за Родину. Выстоял и победил.
2 чтец. Тем, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей.
1 чтец. Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей.
2 чтец. Тем, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну.
1 чтец. Тем, кто на века безымянные канул в фашистском плену.
2 чтец. Тем, кто ради правого дела сердце отдать готов.
1 чтец. Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
2 чтец. Всем, кто ушел в бессмертие и тем, кто победил.
1 чтец. Посвящается спектакль «Я – русский солдат»
На сцену выходят 2 чтеца
1 чтец. На крайнем западе нашей страны стоит Брестская крепость. Совсем недалеко от
Москвы: меньше суток идет поезд. И не только туристы - все, кто едет за рубеж или

2 чтец. Здесь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и
слишком многое помнят эти камни. Сдержанные экскурсоводы сопровождают группы по
местам боев, и вы можете спуститься в подвалы 333­го полка, прикоснуться к
оплавленным огнеметами кирпичам, пройти к Тереспольским и Холмским воротам или
молча постоять под сводами бывшего костела.
Не спешите. Вспомните. И поклонитесь. (расходятся)
Сцена 1 (Действие происходит во второй зоне. Мирное время.)
Музыка(Вальс «Амурские волны»). Идет юноша с двумя девушками под ручку, веселые.
Появляется Плужников.
Юноша. О Николай. Плужников! Что, братишка, с окончанием тебя военного училища.
Николай. Да
Юноша. Знакомься,Катя. Мы вместе учимся в музыкальном училище. А это Зина. Ну ты,
наверно, знаешь?
Зина. Зина. Дочь начальника вашего училища. Товарищ лейтенант, а вы здесь при училище
останетесь?
Николай. Нет. я отказался.

Зина. Почему?
Николай. Я считаю, что каждый командир должен сначала послужить в войсках,
только в войсковой части можно стать настоящим командиром. И поэтому я
попросился в любую часть и на любую должность.
Зина. Жаль.
Юноша. Куда едешь?
Николай. Западный округ. Граница. Брест.
Юноша. Удачи. На границе опасно.
Катя. А вы какого года рождения?
Николай. Я родился двенадцатого апреля тысяча девятьсот двадцать второго
года.
Катя. Мы ровесники.
(звучит песня «Если завтра война»)
Юноша.А если действительно завтра война?
Зина. Неужели ты боишься? Наша армия самая мощная в мире, так говорит мой папа, а ему
можно верить, ведь он командир полка.
Юноша. Если завтра война, я пойду первым на фронт и покажу врагу, на что способен
комсомолец.
Катя. Но как же твоя музыка. Ведь ты музыкант, а не военный. (обращаясь к Николаю)А
вы думаете, будет война? Неужели будет война?
Николай. У нас с Германией договор о ненападении. Слухи о концентрации
немецких войск у наших границ ни на чем не основаны и являются результатом
происков англо­французских империалистов. А если что… На вражеской
территории мы нанесем врагу сокрушительный удар. Мне пора.
Юноша. Ну, удачи тебе.
Зина. Охраняйте границу нашу хорошо.
Катя. Берегите себя.
(Расходятся. Николай берет чемодан и поднимается на сцену)
Сцена 2 (действие перемещается во вторую зону(на сцену)
Николай выходит с чемоданом в сопровождении офицера.

Офицер. Ну что, говоришь, Николай Плужников. Значит тезка,с назначением в крепость
тебя. А у нас тут тревожно. Вчера летчикам отпуска отменили, а пограничники говорят,
что каждую ночь за рекой моторы ревут. Танки, тягачи.
Николай. Веселый разговор.
Офицер. Недавно с той стороны священник перешел, говорит, немцы готовят войну.
Николай. Но ведь ТАСС официально заявил…
Офицер. ТАСС – в Москве, а здесь Брест. Ну ладно, не будем спорить. Поживешь здесь –
сам поймешь все. А теперь извини, тороплюсь.
(звучит скрипка.Мендельсон. Николай садится на чемодан, слушает)
Рувим. Вам нравится.? Я Рувим Свицкий, скрипач. Если Рувим играет на свадьбе, невеста
обязательно будет счастливой, а если на похоронах… Запомните: самоучка Рувим
Свицкий. А скажите, пожалуйста, что у вас говорят про германцев?
Николай. Про германцев? Ничего. То есть у нас с Германией мир…
Рувим. Очень странно. Знаете, я вам скажу прямо: как пришли восточники… То
есть советские, ваши. Да, с той поры, как вы пришли, мы отвыкли от темноты.
Мы отвыкли от темноты и от безработицы тоже. Это удивительно, что в нашем
городе нет больше безработных, а ведь их нет! И люди стали праздновать
свадьбы, и всем вдруг понадобился Рувим Свицкий!.. Это прекрасно, когда у
музыкантов много работы, если, конечно, они играют не на похоронах. А
музыкантов теперь у нас будет достаточно, потому что в Бресте открыли и
музыкальную школу, и музыкальное училище. И это очень и очень правильно.
Говорят, что мы, евреи, музыкальный народ. Да, мы - такой народ; станешь
музыкальным, если сотни лет прислушиваешься, по какой улице топают
солдатские сапоги и не ваша ли дочь зовет на помощь в соседнем переулке. Нет,
нет, я не хочу гневить бога: кажется, нам повезло. Кажется, дождички
действительно пошли по четвергам, и евреи вдруг почувствовали себя людьми.
Ах, как это прекрасно: чувствовать себя людьми! А еврейские спины никак не
хотят разгибаться, а еврейские глаза никак не хотят хохотать - ужасно!
Ужасно, когда маленькие дети рождаются с печальными глазами. Помните, я
играл вам Мендельсона? Он говорит как раз об этом: о детских глазах, в
которых всегда печаль. Это нельзя объяснить словами, это можно рассказать
только скрипкой… (появляется Мирра, в руках ветка сирени)А это Миррочка
- это моя племянница - уже год работает поваром в столовой для
командиров, У нее - талант, настоящий талант. Она будет изумительной
хозяйкой, наша Миррочка… Проводи дорогуша, командира в часть.
Мирра. Хотите я вам город покажу.

Николай. Нет уж, спасибо, Мне к дежурному по полку надо: я обязательно
должен прибыть сегодняшним числом. А то я еще в списках не значусь.
(подумав) Вы не подскажете, как пройти к крепости.?
Мирра. Да вот же она.
Николай. Это крепость?! Я ведь думал ­ стены да башни.
Мирра. (нюхая ветку сирени, задумчиво)Сирень. Уже отцвела, а как пахнет?(пауза) А что
в Москве о войне слышно?
Николай. О войне? О какой войне?
Мирра. У нас все говорят, что скоро начнется война. Люди покупают соль и спички, в
магазинах почти пусто
Николай. Чепуха какая­то, ну при чем здесь соль и спички. Это пусть немцы запасаются
солью. А мы будем бить врага на его территории.
Мирра. А враг­то об этом знает.
Сцена 3.
(Взрывы. Николай мечется.Выбегают 2солдата)
Солдат1 Война! Война это, товарищи!.Стой, лейтенант! Куда?
Николай. Пустите! Пустите меня! Пустите! Я в полк должен! В полк! Я же в списках еще
не значусь! В списках не значусь, понимаете?!
(Все замерли на сцене)(Солдат 1 выходит на край сцены)
Солдат 1.Кругом все горело. Горела кольцевая казарма, дома возле церкви, гаражи на
берегу Мухавца. Горели машины на стоянках, будки и временные строения, магазины,
склады, овощехранилища - горело все, что могло гореть…
Мирра. (подходя к краю сцены) А что не могло - горело тоже, и в реве пламени, в
грохоте взрывов и скрежете горящего железа метались полуголые люди. Тяжко вздрагивал
каземат, все вокруг выло и стонало.
Николай. (подходя к ним) И было 22 июня 1941 года: 4 часа 15 минут по московскому
времени.
(уходят со сцены, взрывы, появляется командир, солдаты и Николай)
Командир1 По моей команде. Не останавливаться, не отвлекаться. Только вперед!
Ворваться в клуб и ликвидировать автоматчиков врага. Задача ясна?
Все. Ясна!
Солдат 2. А ликвидировать чем? Винтовки без штыков, а у меня так и вовсе нету.
Командир 1. Зубами рви! Кирпич вон захвати: зачем глупые вопросы? Главное - всем
вместе, дружно, с громким «ура!». И не ложиться! Бежать и бежать прямо в клуб.

Солдат 2. Как в кино!
Командир 1. У кого нет винтовок, вооружиться лопатами, камнями, палками - всем, чем
можно проломить фашисту голову.
Солдат 2. Она у него в каске!
Командир 1. Значит, бей сильней! Бей, как хороший хозяин грабителя бьет. Пять минут
на сбор оружия. В атаку идти всем! Кто останется - дезертир... (Увидев Николая)Какого
полка, товарищ лейтенант?
Николай. Я в списках не значусь. Вот командировочное...
Командир 1. Документы потом. Полковой комиссар приказал мне лично возглавить атаку.
Николай. Конечно, конечно! Я - в вашем полном распоряжении...
Все уходят
Ведущий2.Никто не помнил, сколько часов продолжался обстрел. А когда затихло и они
выползли из­под обломков, низкий гул повис в воздухе, и на крепость с неудержимым,
выматывающим воем начали пикировать бомбардировщики. И опять они вжались в стены,
опять застонала земля, опять посыпались кирпичи и закачался, грозя обвалом, костел,
сложенный триста лет назад. И нечем было дышать среди пыли, дыма, смрада и гари, и
давно уже не было сил. Сознание меркло, и только тело еще тупо, без боли воспринимало
удары и взрывы. . Он уже не чувствовал ни страха, ни времени…
Выходят солдаты, Николай. Перевязанные,уставшие
Николай. Живы? Это хорошо. А патронов больше нет.
Солдат 3 .Сколько людей?.
Солдат 2.Пятеро, двое раненых.
Николай. Горит все…Оставь воду, в пулеметы.
Солдат 3 .Так патронов нет.
Солдат1. Достанем
Солдат 2. А если я к реке сбегаю?
Солдат 3. Не сбегаешь. Немцы отсеки у ворот заняли.
Солдат1. Что­то наши запаздывают. Где же армия?
Николай. Может ночью прорвутся или скорее всего утром.
Солдат 1. Сила у него, Сегодня в атаку перли - жуткое дело.
Николай. У нас тоже сила.
Солдат 1. Колечко у нас тесное, лейтенант. Может, рванем отсюда следующей ночью?
Николай. А приказ? Есть такой приказ, чтобы оставить крепость?
Солдат 1. Это уже не крепость, это - мешок. Осталось завязать потуже - и не
выберемся.
Николай. Мне дали приказ держаться. А приказа бежать мне никто не давал. И тебе тоже.
Солдат 1 . А самостоятельно соображать ты после контузии разучился?
Николай. В армии исполняют приказ, а не соображают, как бы удрать подальше.
Солдат 1. А ты объясни мне этот приказ! Я не пешка, я понимать должен, для какой
стратегии я тут по кирпичам ползаю. Кому они нужны? Фронта уж сутки как не слыхать.
Где наши сейчас, знаешь?
Николай. Знаю, Там, где надо.

Солдат 1. Ох. пешки! Вот потому­то нас и бьют, лейтенант. И бить будут, пока...
Николай. Мы бьем! Это мы бьем их, понятно? Это они по кирпичам ползают, понятно? А
мы... Мы... Это наши кирпичи, наши! Под ними советские люди лежат. Товарищи наши
лежат, а ты... Паникер ты!
(уходят в разные стороны)
Ведущий 1. Так кончился первый день его войны, и он, скорчившись на грязном полу
костела, не знал и не мог знать, сколько их будет впереди. И солдаты, вповалку спавшие
рядом, тоже не знали и не могли знать, сколько дней отпущено каждому из них. Они жили
единой жизнью, но смерть у каждого была своя.
Ведущий 2. Но смерть у каждого была своя.
Сцена 4
(На сцене на табурете сидит командир с перевязанной головой)
Ком андир 1.Не вижу! Ничего не вижу! Почему? Где лейтенант?
Николай (подбегая).Здесь я. Здесь, товарищ капитан.
Командир 1. Патроны, лейтенант, где хочешь, достань патроны. Я не вижу, ничего не вижу!
Николай. Достану.
Командир 1. Стой! Положи меня за пулемет. Все. Нету моих глазонек. Все. Патроны. Где
хочешь, патроны достать.. Приказываю… Ты еще здесь, лейтенант? Документы мои
зароешь вот здесь. А пистолет возьми: в нем еще 7 патронов останется.(Николай уходит,
командир пистолет к виску)
Николай.(поворачиваясь)Товарищ капитан! Не сметь!(выстрел)
Ведущий 1. Чем ближе подходил Плужников к глухому и далекому подвалу, куда
стаскивали всех безнадежных, тем все сильней и сильней становились стоны. Здесь лежали
умирающие – с распоротыми животами, оторванными конечностями­ а единственное
лекарство было немецкая водка да руки тихого фельдшера., на котором кожа от жажды и
голода висела тяжелыми складками. Здесь, в подвале, заполненном ранеными с мертвыми
вмеремежку, глоток воды был преступлением. И фельдшер медленно и мучительно умирал
от жажды, Он не пил никогда.
(Медленно идет фельдшер, садится на табурет, опустив голову и руки)(Входит
Николай)
Фельдшер. Воду принес?
Николай. Нет.. Приказано уходить. Кто сможет.
Фельдшер. Прощаться пришел? Им не говори, не надо.
Николай. Я понимаю.
Фельдшер. Ничего ты не понимаешь… Понимал бы, мне не сказал.
Николай. Приказ и тебя касается.
Фельдшер. А их? Их, что, кирпичами завалим? Даже и пристрелить нечем. А приказа…
Приказы меня уже давно не касаются: я сам себе пострашнее приказ отдал… Вот если
каждый, каждый, понимаешь, сам себе приказ отдаст и выполнит его, сдохнет немец.

Сдохнет. И война сдохнет. Кончится война. Вот тогда она и кончится…. Иди… Я устал.
(Медленно уходит со сцены)
(Из глубины сцены идет мать в черном)
Мать. Мать шла, спотыкаясь о трупы, сухими, уже тронутыми безумием глазами
вглядываясь в фиолетовый отблеск ракет. И никто не окликнул ее и не остановил, потому
что она шла по участку,уже оставленному нашими, вздыбленному многодневной
бомбежкой. Взошла на мост, еще скользкий от крови, еще заваленный трупами и упала
здесь, среди своих, в трех местах простреленная случайными пулями. Упала как шла:
прямая и строгая, протянув руки к детям, которых уже давно не было в живых.(Подходит
к кулисе)
Сцена 5
(На сцене солдат ест из котелка, Мирра шьет, в углу мать)
(Вбегает Николай)
Николай. Вы? Как?
Мирра. Нас завалило в подвале в самом начале.
Николай(глядя на солдата). Сытые? Сытые, чистые, целые?.. А там, там братья ваши,
товарищи ваши, там, над головой, мертвые лежат, неубранные, землей не засыпанные. И мы
- мертвые! Мертвые бой ведем, давно уж сто раз убитые немцев руками голыми душим.
Воду, воду детям не давали, - пулеметам. Дети от жажды с ума сходили, а мы -
пулеметам! Только пулеметам! Чтоб стреляли! Чтоб немцев, немцев не пустить!.. А вы
отсиживались?.. Сволочи! Расстреляю! За трусость, за предательство! Я теперь право
имею! Я право такое имею: именем тех, что наверху лежат! Их именем!..(Наставляет
пистолет на солдата, подходит мать)
Мать. Успокойся, сынок, успокойся. Вот ты и вернулся. Домой вернулся, целым вернулся.
Отдохни, а там и решать будем. Отдохни, сыночек.(Мать выводит Николая на край сцены,
он ложится и засыпает)
Сон.(Звучит нежная музыка) Действие переносится на первую
зону, стол, три стула)
Мать Николая. Колюшка, Вали не помнишь? Она же не вылезала от
нас. Верочка говорила, что Валюша была в тебя влюблена. Тогда она еще
девчонкой была, а теперь - настоящая красавица. Наша Верочка тоже хороша,
но Валя - просто красавица. А Верочка хочет быть актрисой, Коленька.
Вера (выбегая с подругой Валей)Ну и что? Это запрещено, да? Наоборот, это прекрасно.
Мать Николая. Ну, хорошо, хорошо. Окончишь десятый класс на пятерки. Поступай куда
хочешь.. Было бы желание.
Валя. И талант. Знаешь, какие там экзамены. Выберут какого­нибудь десятиклассника
поступающего и заставят с ним целоваться.

Вера.Ну и пусть заставят. Пусть! А я так сыграю, так сыграю, что они поверят, что я
влюблена.
Валя.А я бы ни за что не стала целоваться без любви.
Вера. Надо же различать, где жизнь, а где искусство.
Валя.Я не про искусство, а про экзамены говорю.
Вера.А смелость?
Мать Николая. Господи! Какие вы еще дети, девочки! Коля, пей чай, не обращай на них
внимание. Я так рада, что ты дома.
Валя. Жаль только, что ненадолго.
Мать Николая. Ох!
Вера. Мамулечка, не расстраивайся. Наш Коленька – вон какой молодец. Он скоро в
отпуск приедет. Коля, а правда там, под Брестом, много аистов. Я читала, что они живут
прямо на крышах домов. Как ласточки И никто их не обижает, потому что они приносят
счастье. Белые, белые аисты. Ты обязательно должен их увидеть. Напиши, какие они?
Мать Николая. Пиши, пиши, сынок, почаще. Мы будем ждать. Не забывай..
Валя. Вера. ­ Не забывай. Не забывай. (Мать и девушки уходят; нежная музыка
исчезает, взрывы)
Николай. Мама! Мама!
Мать. Он проснулся в холодном поту, сколько он спал, час, 10 минут? Он понимал, что
пока он жив только потому, что кто­то погибал за него. Он сделал это открытие, не
понимая, что это закон войны: если ты уцелел, значит, кто­то погиб за тебя.
Сцена 6
(На сцене командир, солдаты, Николай, уставшие)
Командир 2 .Уходите, оставьте мне гранату и уходите.
Солдат 4. А вы?
Командир 2. А я немцев подожду. Будет чем встретить: граната и шесть патронов.
(Звучит песня «Степь да спеть кругом» На ее фоне голос с акцентом)
Голос. Доблестные защитники Брестской крепости. Немецкое командование приказывает
вам прекратить бессмысленное сопротивление. Красная Армия разбита.
Солдат 5. Врешь, сволочь! Брешешь, жаба фашистская.
Командир 2. Войну не перекричишь. Она выстрел слышит, а голос – нет. Не горячись!

Голос. Всем, кто в течение получаса выйдет из подвала без оружия, немецкое
командование гарантирует жизнь и свободу по окончании войны. Вспомните о своих
семьях, о невестах, матерях. Они ждут вас, солдаты!
Командир 2. О матерях вспомнили. Значит, не ожидал немец такого поворота.
Солдат 3. Не могу! Не могу! Маманя песню эту…
Командир 2. Молчать! Они же на это и бьют, сволочи, на слезы наши!
Ведущий 1. Музыка все еще звучала,и сквозь нее Плужников уловил странный гул.
(Звучит «Интернационал» сначала тихо, потом нарастает)
Ведущий 2. Где­то в подвалах, хриплыми, пересохшими глотками нестройно и страшно
пели «Интернационал».
Все.(Встают, сжимают кулаки, строятся) Это есть наш последний и решительный бой
Ведущий 1. Они пели громко, так громко, как никогда в жизни. Они кричали свой гимн
Ведущий 2. Слезы ползли по черным лицам, но они их не стеснялись, потому что это были
не те слезы, на которые рассчитывало немецкое командование.
(Бойцы уходят с песней и строем)
Сцена7.
(Мирра перевязывает Николая)
Солдат 2. Вот пленного взяли.
Солдат 3. Рабочий он, Видите, руки показывает?
Николай. Лянгзам, Битте, лянгзам.
Солдат 2. Испуганный человек, Дрожмя дрожит.
Мирра. Он говорит, что он не солдат, Он - охранник.
Николай. То есть как так - не солдат? А что он в нашей крепости делает?
Немец. Нихт зольдат! Нихт зольдат, нихт вермахт!
Солдат 3. Дела, может, он наших пленных охраняет?
Мирра. Им приказано охранять входы и выходы из крепости. Они - караульная команда.
Он - настоящий немец, а крепость штурмовали австрияки из сорок пятой дивизии,
земляки самого фюрера. А он - рабочий, мобилизован в апреле...
Николай. Как же он - рабочий, пролетарий, - как он мог против нас... Ладно, об этом
не спрашивай. Спроси, есть ли в крепости боевые части или их уже отвели.
Мирра. В крепости остались настоящие солдаты: саперы, автоматчики, огнеметчики.
Их вызывают, когда обнаруживают русских: таков приказ. Но он - не солдат, он -
караульная служба, он ни разу не стрелял по людям.
Немец (показывая на фотографию). Киндер! Майн киндер! Драй!
Николай. (толкает немца, фотографии падают) Комм!- Форвертс!
Солдат 2. Карточки свои забыл! Обожди.

Николай. Шнель! Шнель!(останавливаясь) Лезь!..Беги отсюда! Беги в свою Германию. Не
возвращайся.(Немец убегает)
Николай. (подходя к Мирре) Знаешь, оказывается, я не могу выстрелить в человека.
Мирра. За что нам это? За что, ну за что? Что мы сделали плохого? Мы же сделать ничего
еще не успели, ничего!
Николай. Ну, что ты, сестренка? Зачем?
Мирра. Я боялась. Боялась, что ты застрелишь этого старика. -Спасибо тебе, спасибо,
спасибо.
Николай. Ты когда­нибудь видела аистов?
Мирра. Аистов? Каких аистов?
Николай. Говорят, они белые­белые.
Мирра. Не знаю. Почему ты вдруг опросил о них?
Николай. Так. Вспомнил.. А поверху ходят немцы, по нашей с тобой крепости. Знаешь, они
что­то замышляют: начали расчищать площадку возле Тереспольских ворот. И сейчас мы
встанем, и я пойду наверх.
Мирра. Коля, милый, не надо. Еще день, один только денечек без страха за тебя.
Николай. Нет, Миррочка, надо. Надо, а то они и вправду решат, что стали хозяевами в
нашей крепости.
Мирра. Значит, мне опять считать секунды и гадать, вернешься ты или...
Николай. Я вернусь. Я просто ухожу на работу. Ведь уходят же мужья на работу, правда?
Вот и я тоже. Просто у меня такая работа.
Мирра. Воевать? Один против всех? Ну что можешь сделать один?
Николай. Победить. Победить, потому что человека нельзя победить, если этого не хочет
он. Убить можно, победить нельзя. А фашисты не люди, значит, я должен победить. А ты
сегодня должна уйти с женщинами, которых немцы приводят на работы. Ты должна
выжить. А я солдат. И должен воевать. (Уходят в разные стороны)
Николай. (Стоит у кулисы) Она вышла на следующий день. Было хмурое утро. На неее не
обратили внимание. И она стала с остальными разбирать завалы. Плужников ушел в подвал,
чтобы выйти ночью и убивать фашистов.
Мирра.(стоит у другой кулисы) Когда ее ударили - ударили прикладом, с размаху, со
всей мужской злобой, - она не почувствовала боли. Она почувствовала толчок в спину, от
которого странно дернулась голова и рот сразу наполнился чем­то густым и соленымУже
теряя сознание, уже плывя в липком и холодном предсмертном ужасе, она еще слышала
удары, что сыпались на ее плечи, голову, спину. Но ее не били, а - еще живую, торопясь,
- заваливали кирпичом в неглубокой воронке за оградой Белого дворца.
Мать. Низкие тучи, что столько дней висели над самой землей, лопнули, разошлись, в
прогалину выглянуло бледное небо, и далекий отсвет давно закатившегося солнца нехотя
высветлил кое­как выровненную дорогу, угол разбитого здания, кусок разрушенной ограды
и наспех заваленную воронку. Высветлил и исчез, и небо вновь затянуло серыми, осенними
тучами.

Сцена 8
(Звучит мрачная музыка, старшина в телогрейке сидит на стуле)
Николай. Кто?
Старшина. А ты­то кто?
Николай. Свой!
Старшина. Ну, а я еще больше свой. Сколько вас?
Николай. Один.
Старшина. Последний?
Николай. Не считал. Да где ты тут?
Старшина. Обожди, свет зажгу. Свечей мало осталось, берегу, но ради такого случая...
Николай. Да, похоже мы здесь одни с тобой. Знаешь, если бы каждый сам себе приказ
отдал и выполнил его ­ война бы еще летом кончилась
Старшина. Не свой приказ выполнять надо, а присягу. Вот и ступай присягу исполняй.
Убьешь немца – возвращайся. Чтоб знали: крепость жива. Почему не спрашиваешь, почему
я тобой командую? Право я такое имею. Имею право на смерть посылать.(Николай
подходит к краю сцены)
Ведущий 1. Он потерял счет дням и поэтому не удивился, когда увидел снег. Весь
следующий день он чистил оружие. Он давно не охотился на немецкие патрули и готовился
к вылазке. Он был жив и по­прежнему ощущал себя хозяином притихшей под снегом
Брестской крепости.
Старшина. Если я стонать буду­ разбуди. Не буду просыпаться – пристрели.
Николай.Ты что это, старшина?
Старшина. А то, что я даже мертвым к немцам права попасть не имею.Не позволяй
убивать себя раньше, чем умрешь. Только так, солдат. Смертию смерть поправ. Только так.
Николай. Сил нету больше..
Старшина. Сил нет? Сейчас я тебе силы дам. Грудь мне расстегни. Сунь руку. Чуешь
силу? С первого дня на себе ношу. Знамя полка на мне, лейтенант. Его именем приказывал
тебе. Его именем сам жил, смерть гнал до последнего. Теперь твой черед. Умри, но немцам
не отдавай. Повторяй. Клянусь.
Николай. Клянусь.
Старшина. Никогда ни живым, ни мертвым
Николай. Никогда ни живым, ни мертвым
Старшина. Не отдавать врагу знамени родины
Николай. знамени родины.

Старшина. Когда умру, на себя наденешь
Николай. Сегодня я двоих убил.
Старшина. Не сдали мы крепость, не сдали.
Николай. Не сдали и не сдам
Под сценой выходят Валя, Вера, Мать Николая
Валя. Он думал о том, что уже ничего не боится: ни немцев, ни голода, ни смерти. Он
ощущал себя звеном между прошлым и будущим Родины.
Вера.А на верху мела метель. Белым ковром укрывала землянки и тропы, заносила
притихшие пепелища и деревни.
Валя. Но уже горели партизанские костры. И немцы страшились темноты и этого
непонятного народа.
Вера. Еще не было Хатыни, и еще не погиб в Белоруссии каждый четвертый. Но этот
каждый четвертый уже стрелял.
Мать Николая.. Метель мела от Бреста до Москвы. И другие лейтенанты поднимали в
атаку роты и, ломая врага, вели их на запад. К нему. К непокоренному сыну непокоренной
Родины.
Сцена 9
Николай. Стой! Стреляю!
Рувим. Не стреляйте! Я - не немец! Пожалуйста, не стреляйте! Они послали меня!
Николай. Освети лицо.
Рувим. Не стреляйте, Они послали сказать, чтобы вы выходили. Они сожгут вас огнем, а
меня расстреляют, если вы откажетесь...
Николай. Кто ты?
Рувим. Кто я? Я - еврей.
Николай. Переводчик?
Рувим. Какая разница? Какая разница, кто я? Я забыл, что я - еврей, но мне напомнили об
этом. И теперь я - еврей. Я - просто еврей, и только. И они сожгут вас огнем, а меня
расстреляют.
Николай. Они загнали меня в ловушку, Я стал плохо видеть на свету, и они загнали меня в
ловушку.. Где наши? Ты что­нибудь слышал, где наши?
Рувим. Понимаете, ходят слухи. Ходят хорошие слухи, что германцев разбили под
Москвой. Очень сильно разбили.
Николай. А Москва наша? Немцы не брали Москву?
Рувим. Нет, нет, что вы! Это я знаю совершенно точно. Их разбили под Москвой. Под
Москвой, понимаете?

Николай. Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в
глаза. Помоги мне, товарищ.
Рувим. Товарищ! Вы сказали - товарищ?.. Боже мой, я думал, что никогда уже не
услышу этого слова!
Николай. Пойдем. Не зажигай свет: я вижу в темноте. Скажешь нашим... Скажешь нашим,
когда они вернутся, что я спрятал. ... Нет, ты скажешь им, что крепости я не сдал. Пусть
ищут. Пусть как следует ищут во всех казематах. Крепость не пала. Крепость не пала: она
просто истекла кровью. Я - последняя ее капля... какое сегодня число?
Рувим. Двенадцатое апреля.
Николай. Двадцать лет.
Рувим. Какие двадцать лет?
Мать. У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. Он
был без шапки, Длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись,
высоко подняв голову, и не отрываясь смотрел на солнце ослепшими глазами.
Рувим. И все молчали. Молчали офицеры, молчали немецкие солдаты и генерал.
Голос.Назовите ваше имя, звание.
Николай. Я – русский солдат. Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской
версте?
Ведущий 1 Он шел строго и прямо, ничего не видя, шел один, с трудом переставляя
распухшие ноги
Ведущий 2 .И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно выкрикнул команду,и
солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули « на караул»
Ведущий 1.А он молча шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас все мыслимые и
немыслимые почести.
Ведущий 2. Но он не видел ничего. Он был выше славы, выше жизни и смерти.
Николай. Он упал на спину, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко
открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертью смерть поправ.
Сцена 10
Ведущий 1. На крайнем западе нашей страны стоит Брестская крепость. Совсем недалеко
от Москвы: меньше суток идет поезд. И не только туристы - все, кто едет за рубеж или
возвращается на родину, обязательно приходят в крепость.
Ведущий 2. Здесь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года
и слишком многое помнят эти камни.
Старшина. Не спешите. Вспомните. И поклонитесь.
Мать. И вы непременно остановитесь возле знамени - единственного знамени, которое
пока нашли. Но знамена ищут. Ищут, потому что крепость не сдалась, и немцы не
захватили здесь ни одного боевого стяга.

Командир1. Крепость не пала. Крепость истекла кровью.
Николай. Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном
защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. На десятом, в
апреле 1942 года. Почти год сражался этот человек. Год боев в неизвестности, без соседей
слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. Время не донесло ни его
имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат.
Солдат1.Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,
Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад.
Отстаивая право на свободу,
К Победе шел, Россия, твой солдат.
Солдат 2.И не сломила сердце, не сгубила,
И душу не растлила им война
Видать, нечеловеческая сила ему,
Солдату русскому, дана!
Список литературы
Б.Васильев «В списках не значится» М., 2009г

Посвящается 60-летию
Победы над фашизмом

Репертуар Православной школы искусств

Действующие лица и исполнители:
КАТЯ – вожатая из 9ого класса, отличница, активистка, шефствует над младшими классами, очень умная девочка.
ВАНЯ – третьеклассник, весьма умный ребёнок.
СЛАВА – третьеклассник, умный ребёнок, но любит побаловаться.
МАША – третьеклассница, умная и послушная девочка.

Пустой класс, в котором должна находиться группа продлённого дня. Входит вожатая Катя.

КАТЯ. Так… Что это означает? Почему никого нет? Где народ? Ау, дети. Вы где? А это что такое?

Она читает записку, которая лежит на парте.

КАТЯ. «Мы ушли на фронт». Какой ужас.

В комнату влетает Ваня с игрушечным автоматом. Он изображает перестрелку.

КАТЯ. Это ещё что такое?
ВАНЯ. Здравствуй, Катя. Бах, бах…
КАТЯ. Здравствуй, Ваня. Что значит «бах»?
ВАНЯ. Бах! Ты убита. Понарошку. В принципе, можешь не падать…
КАТЯ. Что это?
ВАНЯ. Мы играем в войну. Бах, бах, бах…
КАТЯ. А уроки вы сделали?
ВАНЯ. Конечно. Бах! Можешь проверить. Хотя ты убита снова. Бах, бах!
КАТЯ. А зачем вы играете в войну?
ВАНЯ. Чтобы было весело. Бух, бух, бух.
КАТЯ. (хватает его за руку). Остановись.
ВАНЯ. Ну что ещё?
КАТЯ. В войне нет ничего весёлого, поверь мне.
ВАНЯ. Но ведь в мире всё время происходит какая-нибудь война.
КАТЯ. К сожалению, это так.
ВАНЯ. Зачем же тогда идёт война, если в ней ничего весёлого нет?
КАТЯ. Война это беда, а происходит она оттого, что люди завидуют друг другу. Хотят иметь то, что принадлежит не им.
ВАНЯ. Это как?
КАТЯ. Например, у тебя есть велосипед. А у Славы его нет.
ВАНЯ. Я всегда даю Славе свой велосипед покататься.
КАТЯ. Поэтому у вас нет войны. А, если бы ты не давал, а Слава всё-таки попытался его отнять, получилась бы война.
ВАНЯ. Значит, разные страны воюют друг с другом, потому что у кого-то нет велосипедов?
КАТЯ. Нет чего-то такого, что другим хотелось бы иметь. Твой дом, например, или ваша дача.
ВАНЯ. Дача? Моя любимая дача в Кашире? Разве кто-то может попытаться отобрать её у нас?
КАТЯ. Во время войн именно это и происходит.
ВАНЯ. Какой ужас!
КАТЯ. Знаешь ли ты, что такое Великая Отечественная война?
ВАНЯ. Конечно. Слышал от бабушки.
КАТЯ. Ну и что же это?
ВАНЯ. Что-то такое нехорошее было, давным-давно.
КАТЯ. Не давным-давно, а в 1941 году фашисты напали на нашу Родину. И хотели отобрать её у нас.
ВАНЯ. Но мы же её не отдали.
КАТЯ. Да, русский народ отстоял Отчизну. Но многие погибли.
ВАНЯ. Мой прадедушка тогда воевал. Он был ранен. Но не погиб.
КАТЯ. Вам повезло.
ВАНЯ. А прабабушка в войну одна с тремя маленькими детьми жила в Кашире. Именно в том самом доме, где находится теперь моя любимая дача.
КАТЯ. До Каширы фашисты не дошли. Но они были совсем рядом. В нескольких километрах от неё…
ВАНЯ. Да, бабушка рассказывала. Она тогда маленькой была. Даже меньше, чем я сейчас. Ха-ха.
КАТЯ. Что тебя веселит?
ВАНЯ. Бабушка была маленькой девочкой - смешно.
КАТЯ. Все люди когда-то были маленькими.
ВАНЯ. А все дети когда-нибудь станут большими, да?
КАТЯ. Конечно.
ВАНЯ. Скорей бы.
КАТЯ. Не торопись. Всему своё время. Но плохо, когда взрослые забывают своё детство.
ВАНЯ. Нет, моя бабушка всё помнит. И войну, и голод… Она рассказывала, что в Кашире были слышны бои. И все боялись, что немцы придут. Страшно тогда было.
КАТЯ. Ещё бы. А ты говоришь - весело играть в войну.
ВАНЯ. Я больше не буду.
КАТЯ. Войны - это большое зло.
ВАНЯ. Почему же их не отменят?
КАТЯ. Это не так-то просто.
ВАНЯ. Почему?
КАТЯ. У взрослых есть свои соображения.
ВАНЯ. Какие?
КАТЯ. Не все взрослые, например, стремятся быть хорошими людьми.
ВАНЯ. А какими же?
КАТЯ. Многие из них считают, что самое главное в жизни стать богатым. Побольше всего иметь. Денег, всяких разных вещей… И ради такой цели, они не останавливаются ни перед чем.
ВАНЯ. Глупые взрослые! Они просто забыли своё детство.

Появляется Слава с игрушечным автоматом. Он тоже избражает стрельбу.

СЛАВА. Бух, бух, бух. Ты убит…
ВАНЯ. Слава, хочешь покататься на моём велосипеде?
СЛАВА. Сейчас?
ВАНЯ. Когда угодно.
СЛАВА. А что?
ВАНЯ. Я тебе разрешаю.
СЛАВА. Спасибо, но ты убит. Понарошку. Можешь не падать… А-то с кем же тогда я буду играть?
ВАНЯ. Я больше не играю в войну.
СЛАВА. Почему?
КАТЯ. Мы решили, что вы будете обо всём договариваться мирным путём.
СЛАВА. Но ведь взрослые всё время воюют.
КАТЯ. К сожалению, взрослые тоже не всегда бывают правы. Кое-чему им следует поучиться у детей.
СЛАВА. Взрослым поучиться у детей? Нет, Катя, на такое они не пойдут.
ВАНЯ. Понимаешь, Слава, война – это такая нехорошая штука. Когда могут прийти враги и выгнать нас из нашего дома или даже с нашей дачи, понимаешь.
СЛАВА. За что?
ВАНЯ. Потому что кому-то захочется там поселиться.
СЛАВА. Но это же не справедливо.
ВАНЯ. Это безнравственно! Но некоторым взрослым это неважно. Они думают только о деньгах.
СЛАВА. Глупые взрослые.
КАТЯ. В войне нет справедливости. Враг ведёт себя, как ему захочется, не думая об окружающих.
СЛАВА. Тогда я не хочу играть в войну.
ВАНЯ. Я тоже.

Появляется Маша с игрушечным автоматом. Мальчики и её заставили играть с ними в войну. Хотя ей этого и не очень-то хотелось.

МАША. Бах!
ВАНЯ. Маша, мы больше не играем в войну.
СЛАВА. Мы решили обо всём договариваться мирно.
МАША. Вот здорово!
ВАНЯ. Давайте покажем взрослым пример. Отменим войны среди детей.
МАША. А вы думаете, взрослые нас послушаются?
ВАНЯ. Не знаю.
КАТЯ (Обращается в зал). Если дети всей планеты попросят взрослых не воевать… Очень сильно попросят…
ВАНЯ. Как мы обычно просим о подарках к праздникам…
КАТЯ. Может быть, они и послушаются, и подарят нам мир между собой.
ВАНЯ. Сначала надо отменить войны среди детей. Ведь все дети, когда-нибудь станут взрослыми.
ДЕТИ ХОРОМ (В зал).Внимание, внимание, дети всей планеты, покажите пример своим родителям. Больше не играйте в войну! Давайте играть в мир во всём мире.
ХОРОМ поют:
Что такое война?
Отчего, почему
Возникает она
В беспросветном дыму?

В непроглядной тоске
Не прощёных обид…
Неужели и мне
Это всё предстоит?

Почему наполняются
Люди враждой?
Неужели такое
Случится с тобой?

Не могу я постичь
И не в силах понять,
Отчего этот мир
Полюбил воевать?

Злобной зависти тьма
И гордыни удел -
Эта взрослых игра
За мирской передел.

А кровавые пытки:
Ирак и Чечня
Неужели коснутся
Тебя и меня.

Дети целой планеты,
Давайте все мы
Прекратим ужас этой
Безумной войны!

Запретим нашим взрослым,
Забывшим про нас,
Издадим детский анти-
Военный указ!

Фронтальная мизансцена.

КАТЯ. Почему взрослые становятся злыми и затевают войну? Потому что они забывают, что были детьми.
ВАНЯ. Уважаемые взрослые дяди и тёти, вспомните себя маленькими. Как вы легко и просто прощали обиды, чтобы продолжать игру друг с другом.
СЛАВА. Какие волшебные замки Вы творили в песочнице.
КАТЯ. Как вы дружили между собой просто так, а не из выгоды.
МАША. Как Вы жалели брошенных котят.
ВАНЯ. Как помогали старикам. Просто так, а не за деньги.
СЛАВА. Все люди рождаются с добрыми сердцами. Все сначала имеют совесть.
ВАНЯ. Почему взрослея, некоторые люди обо всём забывают?
ДЕТИ ХОРОМ. Люди! Оставайтесь детьми до последнего! Не забывайте своё детство! (Поют):

И ты когда-то был ребёнком
Наивным, добрым и простым,
Играл, шалил, смеялся звонко,
Легко прощения просил.

Ты никогда не мстил годами
И все обиды забывал.
Всегда бежал с вопросом к маме,
Когда неясное встречал.

Есть в жизни - диктатура взрослых
Пока ребёнок не подрос.
Но у детей из всех вопросов
Есть самый главный к вам вопрос:

Припев:
Почему вы воюете, люди земли?
Разве вы без войны бы прожить не смогли?

Разве мирное счастье планеты людей
Не дороже всех прочих богатств и затей?

Может, вы на своём прогрессивном пути
Позабыли волшебное слово «Прости»?

Дети медленно рассаживаются по своим местам за партами. Катя берёт в руки указку и начинает урок.

КАТЯ. Но вы знаете, ребята, помнить надо не только о своём детстве. Помнить надо и о детстве всего человечества, о том, что было до тебя. Надо знать свою историю, чтобы не повторять ошибок прошлого.
ВАНЯ (Поднимает руку для ответа). Я знаю про Великую Отечественную войну. Мне бабушка рассказывала.
СЛАВА. И мне.
МАША. И мне.
КАТЯ. И что же Вы поняли?
ВАНЯ. Что свою Родину надо защищать.
КАТЯ. Правильно. А почему?
СЛАВА. Потому что она родная.
ВАНЯ. Потому что здесь жили наши предки.
МАША. Потому что здесь твой дом. Мама, папа, бабушка, сестра, братик, мама.
ВАНЯ. Ты уже говорила «мама». В самом начале.
МАША. Ну и что? Мама ведь это самый главный человек. Я всегда скучаю по маме, когда её нет рядом.
СЛАВА. Я тоже.
ВАНЯ. И я тоже.
КАТЯ. А, представляете, как скучали по матерям наши солдаты. Ведь Великая Отечественная война длилась целых четыре года.
ВАНЯ. Есть даже песня: «Я так давно не видел маму».

Дети выходят из-за парт вперёд. И поют хором:

Мы так давно, мы так давно не отдыхали.
Нам было просто не до отдыха с тобой.
Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,
А завтра, завтра, наконец, последний бой.
Припев:
Ещё немного, ещё чуть-чуть,
Последний бой – он трудный самый,

В последний раз сойдёмся завтра в рукопашной.
В последний раз России сможем послужить
А за неё и помереть совсем не страшно,
Хоть каждый всё-таки надеется дожить.
Припев.

КАТЯ. О Великой Отечественной войне нам ещё могут рассказать наши бабушки и дедушки. А сколько было войн, о которых сейчас можно только прочесть в книжках. Татаро-монгольское иго и Куликовская битва, походы Тамерлана, взятие Казани, защита Троице-Сергиева монастыря, Нарва и Полтава, Турецкая война, взятие Измаила, компания Наполеона, первая мировая война…
ВАНЯ. Как много войн ты знаешь.
КАТЯ. К сожалению, их было намного больше.
СЛАВА. И в каждой войне гибли люди?
КАТЯ. Тысячи, миллионы людей.

ВАНЯ. Объясни ЗАЧЕМ?
СЛАВА. ЗАЧЕМ?
МАША. ЗАЧЕМ?
КАТЯ. ЗАЧЕМ? (В зал). Не знаю я зачем,
Мне не постичь глубокий смысл
Таких загадочных проблем,
Которые диктует жизнь.
Мир взрослых часто так жесток,
И не понять мне ни за что:
Зачем, зачем любить порок,
И отвергать добро?

КАТЯ. Когда началась Великая Отечественная война, мои бабушка и дедушка тоже были детьми.
ВАНЯ. Как и мы сейчас?
КАТЯ. И им тоже было непонятно что такое война? Взрослые мужчины ушли на фронт. Женщины стали больше плакать… Возникли голод, холод, страдания, смерть… Кто был во всём виноват? Война.
(В зал). Если посмотреть на войну здравомыслящим взглядом: она – безумие. Почему же в мире разумных людей, где царит и развивается научно-технический прогресс, до сих пор существует война?
Великая Отечественная война коснулась каждой российской семьи. Каждая семья понесла потери. Нельзя вернуть тех, кого больше нет. Но можно предотвратить грядущие утраты. Главное сохранить память о былом. Память позволяет нам смотреть в будущее и предотвращать ошибки…
ВАНЯ. А в войну мы больше играть не будем. Давайте играть в строителей, или в вагоновожатых,…
СЛАВА. Во врачей, учителей…
МАША. И, конечно в дочки-матери!

Звучит музыка. Дети во главе с Катей ведут хоровод по классу. Потом Катя берёт с одной из парт глобус. Дети собираются вокруг неё. Катя вращает глобус и все смотрят на него, как будто со стороны на нашу планету.
Внезапно Катя останавливает глобус, музыка обрывается. Дети смотрят в зал.

Возникает надпись:
ПРАВОСЛАВНАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:
ВОЙНЫ ОПАСНЫ ДЛЯ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ!