Меню Рубрики

Прорезная и накладная резьба. Прорезная резьба: простая подробная инструкция и особенности реализации работ (80 фото) В результате чего получают накладную резьбу

Накладная резьба потому и называется накладной, что каждый элемент в ней выполняется отдельно, а потом все собирается на одной базовой (или фоновой) поверхности, причем готовое изделие имеет внешний вид примерно тот же, что и в рельефной резьбе, только материала в стружку уходит гораздо меньше, да и фон выглядит поровнее. Опять же на обработке фона экономится время. В общем, не будем перечислять все достоинства накладной резьбы, отметим лишь, что простыми элементами, выполненными в этой технике, можно с успехом декорировать различные предметы домашнего интерьера, причем много времени это не займет.
На заглавном рисунке, к примеру, изображен элемент накладной резьбы «Леший» известного английского резчика Криса Пайя (Chris Pye).

Мы же для начала предлагаем вам вырезать элемент «веревочка», который выполняется только ножом. При всей простоте изготовления смотрится он неплохо и вполне подходит для украшения, например, зеркала или окантовки («обналички») дверных проемов. Есть, конечно у этого элемента недостаток – необходимость многократного повторения одного и того же фрагмента, но бывает и хуже. Вспомните тех, кто занимается геометрической резьбой, – вот кому по-настоящему тяжело!

Рис.1 — «Веревочка» — шаблон для резьбы 1:1

На рис. 1 показан шаблон «веревочки». Естественно, «веревочку» можно удлинять, увеличивая число витков, можно сделать еще и ее зеркальное отражение, но, так сказать, в учебных целях подойдет и та, что нарисована. Переведите контур рисунка и осевую линию на плотный тонкий картон и аккуратно вырежьте, пометив на картонном шаблоне лицевую сторону и положение осевой линии на изнаночной стороне.

Рис.2 — Профиль заготовки для «веревочки”

В качестве заготовки используем липовую дощечку толщиной 12-13 мм, шириной 42-45 мм и длиной не менее 23 см. Такую дощечку можно выстрогать рубанком, например, из куска одинарной «вагонки». Проведите карандашом осевые линии с лицевой и изнаночной сторон дощечки (линии должны лежать и одной плоскости – плоскости симметрии дощечки). Лицевую сторону плавно скруглите (рис. 2 ), не срезая осевой линии. Эту операцию удобнее выполнить небольшим рубанком (рис. 3 ), которым можно работать одной рукой.

Рис.3 — Маленький рубанок для работы одной рукой

Как правило, все элементы накладной резьбы размечаются с изнаночной стороны заготовки. Естественно, что при этом шаблон накладывается на доску лицевой стороной вниз. Наложите шаблон, совместив осевые линии шаблона и заготовки, и обведите его. Теперь нужно ножом вырезать заготовку по контуру. При работе старайтесь держать нож так, чтобы его лезвие было перпендикулярно изнаночной поверхности заготовки. Строгать придется от себя и на себя (по волокну древесины), при этом обратите внимание на следующее (рис. 4 и 5 ):


Рис.6 — Разметка границ витков

После обработки заготовки по контуру разметьте ее с лицевой стороны. Отрежьте узкую ровную полоску картона, и, используя ее как гибкую линейку, соедините карандашом вырезы, разделяющие будущие витки веревочки (рис. 6 ). Затем, ориентируясь на те же рисунок и шаблон, прорисуйте границы витков. Кончиком ножа прорежьте границы витков, заглубляясь примерно на 2,5-3,0 мм. При этом также правая рука только держит и направляет нож, а большой палец левой руки нажимает на обушок (рис. 7 ).

Рис. 7 — Прорезание границ витков: плоскость резания перпендикулярна поверхности

Заготовка надежно прижата к поверхности стола (в идеале покрытого линолеумом) основанием (ребром) левой ладони, при этом весьма желательно, чтобы противоположный край заготовки был в упоре. В общем случае упор представляет собой дощечку с треугольным или округлым вырезом (рис. 8 ), которая крепится к поверхности рабочего стола струбциной или просто гвоздями. Чтобы избежать срыва ножа на выходе реза, не прорезайте виток до конца, лучше разверните заготовку на 180 градусов и пройдите ножом, начиная от противоположного края.

Рис. 8 — Упор для работы стамесками и рубанками

Поверхность витка формируется следующим образом: та часть, которая при виде сверху выглядит вогнутой (левая верхняя и правая нижняя, см. рис. 1 ), примерно от срединной линии витка к границе срезается плоско, а та, что выглядит в плане выпуклой, должна быть выпуклой (закругленной) и в сечении. Целесообразно сначала выполнить все плоские срезы (рис. 9 ).

Рис. 9 — Формирование плоских поверхностей витков

Заготовку на весу не держим, контакт левой руки и края заготовки со столом обязателен! При необходимости углубляем прорез, ограничивающий виток. Это можно сделать не кончиком ножа, а лезвием, подавая нож слегка вперед. Не срезайте виток до нулевой толщины у края заготовки, оставьте примерно 1,5 мм (см. рис. 12 ).

Скругление выпуклых участков витка лучше начинать от краев, постепенно продвигаясь к осевой линии (рис. 10 ).

Следующий этап – формирование законцовки «веревочки». Начнем с того, что прорежем на небольшую глубину кончиком ножа контур шарика (на рис. 6 показан сплошной линией). Движения при этом такие же, что и при прорезании границ витков, только наклон лезвия по отношению к столу должен быть круче, то есть рукоятка ножа должна быть поднята выше. Далее, ориентируясь на штриховую линию и не забывая о 1,5 мм снизу, снимем широкую фаску с участка веревочки непосредственно перед шариком (рис. 11 ).

Теперь выполним выемку вокруг контура шарика – сначала также на небольшую глубину. Считая, что направление волокон древесины параллельно осевой линии, можно условно разбить выемку на две части (граница частей обозначена на рис. 12 стрелкой). Чтобы выполнить условие строгания «по шерсти» древесины, а иначе просто не получится, придется резать выемку в два приема (рис. 12 и 13 ). После первоначальной выборки древесины углубите контур шарика и затем, соответственно, выемку вокруг него. Ваша конечная цель – получить плавную поверхность выемки вокруг шарика, переходящую в широкую фаску. Обратите особое внимание на район стыковки частей выемки. Толщина стружки при подходе к этой условной границе с любой стороны должна быть минимальной (чем острее нож, тем лучше результат). Заканчиваем работу скруглением шарика и тыльной части законцовки (рис. 14-16 ).

Рис.10 — Скругление выпуклых поверхностей витков

Рис.11 — Выполнение широкой фаски в районе шарика

Рис. 12 — Прорезание контура выемки вокруг шарики: плоскость лезвия наклонена от шарика, движение ножа от себя

Рис. 13 — Иногда удобно создавать усилие реза не большим, а указательным пальцем левой руки

Рис.14 — Прорезание контура выемки вокруг шарика: плоскость лезвия наклонена от шарика, движение ножа на себя

Рис.15 — Обработка поверхностей в районе торцевого среза (с двух сторон — по волокнам древесины)

Рис. 16 — Один из вариантов положения рук при обработке »неудобных» мест

Рис. 17 — Вырезанная «веревочка»

Теперь наша «верёвочка» готова к отделке (рис. 17 ). Выглядит она пока еще не очень симпатично, но в этом еще одна особенность резьбы по дереву: порой вплоть до полной готовности изделия мастер может представить себе его внешний вид лишь приблизительно.

Рис. 18 — Отшлифованная “веревочка”

Шкуркой № 8 или № 10 произведите ее , начиная с выравнивания внешнего контура изделия. Вряд ли вы потратите на шлифовку более 40 мин, но смотреться поделка будет гораздо приятнее (рис. 18 ). Потом, в период освоения приемов , вы сможете на ней потренироваться.

Резное деревянное украшение, не составляющее с прилегающим фоном цельного куска.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

  • - русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева. Существует в деревне Богородское, вероятно, с XVI-XVIII вв. В начале XX в. мастера объединились в артель...

    Художественная энциклопедия

  • - один из древнейших и наиболее распространённых видов декоративного искусства, способ художественной обработки дерева, камня, кости, стука, терракоты, лака и др. путём вырезания...

    Художественная энциклопедия

  • - ́ образованные на поверхности детали чередующиеся спиральные канавки и выступы постоянного сечения. Детали с резьбой могут образовывать разъёмные резьбовые соединения...

    Энциклопедия техники

  • - см. Нарезка винтовая...

    Морской словарь

  • - чередующиеся выступы и впадины на поверхности тела вращения, расположенные по винтовой линии...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - I ́ чередующиеся винтовые канавки и выступы постоянного сечения, образованные на поверхности детали...

    Большая Советская энциклопедия

  • - РЕЗЬБА, -ы, ж. Дополнительная работа, выполняемая по просьбе начальства с целью получения каких-л. льгот, привилегий; подобострастие, лесть. См. также нарезаться, 2...

    Словарь русского арго

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ́, -ы, жен. 1. см. резать. 2. Рисунок, вырезанный на твёрдом материале. Узорчатая р. Ларец с резьбой. 3. Спиральная винтовая нарезка. | прил. резьбовой, -ая, -ое. Резьбовое крепление...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ́, резы, мн. нет, жен. 1. Вырезывание, выделка разных узоров на дереве, кости. Специалист по художественной резьбе. 2. Узорчатый рисунок, вырезанный на дереве, кости. Красивая резьба. Художественная резьба...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - резьба́ I ж. 1. процесс действия по гл. резать I 4. 2. Результат такого действия; вырезывание, выделка разных узоров на твёрдых материалах. 3. Узорчатый рисунок, вырезанный на каком-либо твёрдом материале...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - резьб"а, -"...

    Русский орфографический словарь

  • - Резьба по кости. Жарг. мол. Шутл. О худом, костлявом человеке. Максимов, 200. Пойти не по резьбе. Жарг. мол. 1. Случиться, произойти неожиданно. 2. Сойти с ума. Максимов, 336. С левой резьбой. Жарг. мол. Неодобр. 1...

    Большой словарь русских поговорок

  • - B́ сущ; 22 см. _Приложение II резьбы́ Кадила темь, и вечер тощий Свивался в огненной резьбе́...

    Словарь ударений русского языка

  • - ...

    Формы слова

"Накладная резьба" в книгах

Резьба

Из книги Беседы об искусстве [сборник] автора Роден Огюст

Резьба Резьба по своему духу, по своей сути означает, представляет собой самую мысль мастера.Кто ее видит и понимает, видит сам памятник.Ее нежность – это нежность самой природы; ее жизнь – жизнь всего здания. В ней вся сила архитектуры, она выражает всю ее мысль.Вернемся

19. Приходная накладная

автора

19. Приходная накладная Приходная накладная фиксирует поступление нового товара на склад (поступление ТМЦ). Если указанные в накладной материалы присутствуют в справочнике «Материалы», то для заполнения табличной части документа можно воспользоваться кнопкой «Подбор»,

20. Расходная накладная

Из книги 1С: Предприятие в вопросах и ответах автора Арсентьева Александра Евгеньевна

20. Расходная накладная Документ Расходная накладная оформляется при безналичной и розничной оплате товаров или услуг. Для формирования расходной накладной следует в журнале «Счета» меню «Действия» выбрать пункт «Ввести на основании», и из предложенного списка

Накладная

автора

Накладная Накладная в торговой организации может быть как приходным, так и расходным товарным документом. Она должна выписываться материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в торговой организации. В накладной

Товарно-транспортная накладная

Из книги Управление дебиторской задолженностью автора Брунгильд Светлана Геннадьевна

Товарно-транспортная накладная Товарно-транспортная накладная выписывается при доставке товаров автомобильным транспортом. Она состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут

Железнодорожная накладная

Из книги Управление дебиторской задолженностью автора Брунгильд Светлана Геннадьевна

Железнодорожная накладная Железнодорожная накладная выступает в качестве сопроводительного документа при доставке товаров железнодорожным транспортом. К ней могут прилагаться спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной. Если товар

Сценарий четырнадцатый: «Забытая накладная»

Из книги Управление дебиторской задолженностью автора Брунгильд Светлана Геннадьевна

Сценарий четырнадцатый: «Забытая накладная» Это игра может быть со многими участниками, поскольку требует вовлечения не только менеджера (отдел продаж), вас (кредитного контролера), доставщиков и сборщиков (склад), но и бухгалтеров, отдела закупок. Со стороны клиента

37. Свидетельство о погрузке, дубликатная накладная

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

37. Свидетельство о погрузке, дубликатная накладная Свидетельство о погрузке, называемое также речным коносаментом, является транспортным документом внутреннего судоходства. На этот документ распространяются в основном те же правила, что и на морской коносамент.К

Накладная резьба

Из книги Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки автора Ильяев Михаил Давыдович

Накладная резьба Способ, при котором орнамент с прорезным фоном наклеивается на поверхность изделия, называется накладной резьбой. Применяется он довольно широко. Особенно часто таким образом украшают мебельные панели, которые, как правило, покрываются шпоном – резьба

Грузовая накладная

автора Автор неизвестен

Грузовая накладная ГРУЗОВАЯ НАКЛАДНАЯ - основной документ при перевозках грузов внутри страны, имеющий значение договора, заключаемого между грузоотправителем и перевозчиком. Г.н. содержит все необходимые сведения о перевозимом грузе, степени использования

Накладная

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Накладная НАКЛАДНАЯ - документ, составляемый при автомобильной, железнодорожной, воздушной перевозках и перевозке по внутренним водам: является доказательством заключения договора перевозки грузов и основанием требования грузополучателя к перевозчику о выдаче груза

Накладная

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

Урок № 65. Требование-накладная

Из книги 1С: Бухгалтерия 8 с нуля. 100 уроков для начинающих автора Гладкий Алексей Анатольевич

Урок № 65. Требование-накладная Для отражения в учете хозяйственных операций, которые связаны со списанием на затраты материально-производственных запасов, в программе ”1С:Бухгалтерия 8” предназначен документ ” Требование-накладная”. Причем

43. Накладная на перевозку грузов

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

43. Накладная на перевозку грузов Накладная используется для оформления перевозки грузов на всех видах транспорта, кроме морского. Она содержит сведения о перевозимом грузе, характеристику транспортного средства (тип вагона, его грузоподъемность, степень загрузки и

Прорезная и накладная резьба

Из книги автора

Прорезная и накладная резьба К рельефной и плоскорельефной резьбе близка прорезная резьба. Она представляет собой рельефную и плоскорельефную резьбу, у которой фон прорезан и отсутствует. Таким образом, прорезную резьбу подразделяют на плоскорельефную и

Техника обработки дерева уже в X – XII вв. была достаточно развита. Большая часть построек и деревянных резных изделий, показывающих значительное мастерство плотников, резчиков, токарей и столяров, дошла до нас уже от XIX в.

Виды резьбы


  • Домовая (корабельная) резьба

В 20 -30-е годы XIX в. в крестьянском зодчестве Горьковской области и Среднего Поволжья распространилась так называемая глухая рельефная резьба. Это резьба с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора. На избы она перешла с волжских судов.

Домовая (корабельная) резьба имеет свободный характер. По всей доске обычно располагается богато и свободно разработанный растительный рисунок, листья завиваются крутыми встречными спиралями, их соединяют и одновременно разделяют изображения многолепесткового цветка, видимого как бы сверху, так что все лепестки располагаются по кругу или вписываются в круг.

Глухая рельефная резьба в XIX и первой половине XX в. применялись для украшения мебели – шкафов, столов, рам для зеркал, футляров для напольных и настенных часов.

Мастер резчик должен владеть всеми видами резьбы, в том числе и теми, которые применяются крайне редко.

  • Ажурная резьба

В середине и во второй половине XIX в. в русских деревянных постройках, как в сельских, так и городских, большое распространение получила ажурная, пропильная резьба, выполняемая при помощи тонкой пилки – лобзика.

Ажурная пропильная резьба украшает фронтоны домов, покрывает наличники окон, обрамление входов и пр.

Ажурная резьба
очень эффективна, она походит на деревянное кружево. В ажурную резьбу перешли многие орнаментально-декоративные мотивы русской глухой, рельефной резьбы. Встречаются в пропильной резьбе и условные, обобщенные, геометризованные изображения женских фигур, очень похожие на изображения в русской народной вышивке и в кружеве.

Дома с сохранившейся еще с прошлого века ажурной резьбой можно встретить во многих городах нашей страны. Особенно много старинных зданий с резным убранством в сибирском городе Томске.

Народным мастерам всегда было присуще чувство меры, потому ажурной резьбой украшались лишь отдельные части здания: наличники окон и дверей, причелины, торцовые доски. В солнечные дни, когда тень от прорезных наличников темным кружевом покрывает гладкие стены домов, выразительность ажурной резьбы усиливается. Но даже в пасмурные дни детали резьбы четким узором выделяются на общем фоне деревянного строения.

Но не только ради красоты пришивали плотники к дому всевозможные накладные детали. Каждая из них имеет определенное практическое назначение. Например, причелина - это доска, прикрывающая концы торчащих из-под кровли слег, чтобы в их торцы. не проникала влага, разрушающая дерево.

То же назначение имеет торцовая доска, которую прибивали к торцам бревенчатого сруба. Наличник окна закрывает стык между обвязкой оконного переплета и бревнами сруба. В северорусских избах стык двух причелин закрывали так называемой кистью, нижний конец которой декорировали ажурной резьбой. Резными делали и так называемые полотенца - нижние концы причелин, выступающие из-под крыши.

В наше время ажурная домовая резьба продолжает применяться для украшения сельских деревянных домов, дачных домиков, беседок, навесов, теремков на детских площадках.


Для выполнения ажурной резьбы потребуются обычные плотницкие и столярные инструменты, а при отделке - резчицкие.

Основной инструмент, применяемый для сверления отверстий в доске,- коловорот. Им в основном сверлят крупные отверстия. Это надежный, проверенный в работе столярный инструмент. Более удобен коловорот с трещоткой, позволяющей поворотом кольца стопорить патрон и изменять направление его вращения при зажиме или освобождении от сверла.

Инструменты для сверления древесины:

  1. коловорот,
  2. сверлилка и плоские центровые сверла,
  3. державка со сменными плоскими сверлами

Отверстия диаметром от 10 мм и более сверлят с помощью специальных плоских сверл - перок. Кроме обычных перок, в продаже бывают универсальные со съемными режущими пластинками. В комплект входит 7 сверл шириной 14, 16, 18, 20, 22, 25 и 32 мм. Если нет возможности приобрести плоские сверла для дерева в магазине, их можно сделать своими руками. Пластинки с режущими кромками изготовьте из полотна старой пилы толщиной 1,5-2 мм, которое достаточно легко можно обрабатывать напильником.

При раскрое полотно ломают по нанесенным глубоким рискам. Риски наносят шабером, напильником или каким-либо другим инструментом из твердого металла. Державку изготовьте из болта или прутка диаметром 8 мм.

Закрепив стержень в тисках, ножовкой для металла сделайте пропил со стороны торца. Перпендикулярно к пропилу просверлите отверстие. В пластинке на соответствующем, расстоянии от верхнего края пробейте пробойником отверстие.

Пластинку соедините с державкой заклепкой. Если хотите сделать державку универсальной, нарежьте в ее отверстии резьбу и подберите соответствующий стопорный винт. Универсальную державку зажимают в патроне коловорота постоянно, а при сверлении отверстий разного диаметра меняют только сверла-пластинки. Перед началом сверления центр будущего отверстия намечают шилом.

Мелкие отверстия сверлят дрелью или сверлилкой. Если вы незнакомы со сверлилкой, посмотрите на рисунок, где она изображена.

Часто ажурную резьбу называют пропильной, так как техника ее основана на пропиливании фигурных проемов в доске. Пилы для выпиливания криволинейных заготовок по внешнему контуру называются поворотными или выкружными. Ширина полотна выкружнои лучковой пилы от 4 до 15 мм.

Узкие полотна применяют при выпиливании заготовок, имеющих крутые линии изгиба, а более широкие - в крупных, с плавными, слегка изогнутыми или прямыми контурами. В отличие От обычной столярной лучковой пилы полотно выкружнои должно поворачиваться. Это дает возможность делать пропилы в разных направлениях, почти не изменяя положения станка пилы.

Станок выкружнои лучковой пилы можно изготовить самим из древесины березы или бука. В зависимости от величины выпиливаемых заготовок и длины имеющихся у вас полотен лучковые пилы могут иметь самые различные размеры. Выкружная пила состоит из двух стоек, которые вставляют в проушины, выдолбленные в утолщенных концах распорки. В нижних частях стоек сверлят отверстия, в которые вставляют выточенные на токарном станке ручки-колки. Ручки должны вращаться с некоторым усилием.

С противоположной стороны на торце каждой ручки делают продольные пропилы, в которые вставляют полотно. Натяжение полотна происходит за счет скручивания закруткой тетивы, стягивающей верхние концы распорок. Тетиву делают из 10-1 2 витков пенькового или льняного шпагата. Вместо шпагата для стягивания верхних концов стоек применяют также пруток с нарезанной с обеих концов резьбой.

Пруток пропускают через отверстия в стойках и, надев металлические шайбы, навинчивают с двух сторон гайки-барашки. Стойки у самодельной выкружной пилы обычно делают удлиненными - это дает возможность выпиливать кривые линии на значительном удалении от края доски. А полотно пилы вместе с распоркой укорачивают. Такой пилой намного удобнее работать, чем стандартной.

Все пилы в основном имеют три вида зубьев: равнобедренные, прямоугольные и наклонные. Если пила предназначена для распиливания древесины поперек волокон, то зубья у нее должны быть равнобедренными треугольниками, если же вдоль, то наклонными.

Выкружная пила , передвигаясь по кривым линиям, пересекает волокна древесины под самыми разными углами. Какую же форму зуба должна иметь выкружная пила? Наиболее универсальной оказалась пила с прямоугольной формой зуба, когда одна из его кромок расположена под прямым углом к полотну. Чтобы увеличить маневренность и легкость хода выкружной пилы, развод зубьев нужно делать довольно большим.

Криволинейные заготовки из дощечек толщиной не более 10 мм выпиливают небольшой выкружной ножовкой или лобзиком.

Основной инструмент для выпиливания в заготовке внутренних проемов - пилы-ножовки с узкими полотнами, имеющими форму клиньев, так называемые курковки. Курковками можно выпиливать заготовки и по внешнему контуру. Кроме обычных курковок разных размеров, применяются универсальные со съемными полотнами.

Толщина полотен курковок 1,5 мм, длина 325-530 мм, ширина у ручки 20-40 мм, форма зубьев прямоугольная. Разводят пилу через один зуб: четные зубья вправо, а нечетные влево. Затачивают вразноточку, то есть вначале через один зуб с одной стороны, а затем, повернув полотно - с другой стороны.

Если курковку не удалось купить, ее изготавливают своими руками из обычной ножовки или полотна старой пилы толщиной 1,5 мм. Полотно ножовки обрезают так, чтобы получился вытянутый острый клин.

Если зубья используемой ножовки имеют прямоугольную форму, то лишний металл отрезают со стороны обушка, если же они иной формы, то обрезать нужно ту часть полотна, на которой расположены зубья, с тем чтобы потом на этой кромке выпилить новые зубья. Разрезать полотно можно следующим образом.

Зажмите полотно в тисках между двумя дощечками так, чтобы выступала только та часть, которую следует отрезать. Вдоль кромок дощечек по полотну несколько раз проведите кончиком шабера, пока не образуется достаточно глубокая риска. Такую же риску нанесите с другой стороны полотна.

Затем ударами молотка согните выступающую часть полотна. Обычно полотно легко переламывается точно по риске. Получившийся при этом шероховатый излом выровняйте напильником.

Полотно укрепите струбцинами на верстаке. Чтобы ненароком не задеть напильником зубья, вдоль них на верстаке прибейте металлическую пластинку толщиной 3-4 мм.

Вначале несколькими проходами напильника снимите металл с одной стороны полотна, а затем с другой. Обычно до строгания поперечное сечение пилы имеет форму прямоугольника, а после - форму острого треугольника или сильно вытянутой трапеции.

При пилении обушок такого полотна не зажимается древесными волокнами и пила легко продвигается в пропиле. Чем шире пропил, образуемый пилой, тем легче изменить направление движения полотна. Особенно это необходимо при выпиливании крутых изгибов. Чтобы получить широкий пропил, полотно пилы хорошо разводят.

Для ажурной резьбы используют доски толщиной 15-25 мм из осины, сосны, березы и ольхи. Поскольку на открытом воздухе древесина березы поражается грибками, вырезанные из нее ажурные узоры обязательно покрывают защитным слоем масляной краски. При выборе материала надо заготавливать хорошо просушенные доски без трещин, покоробленности и с минимальным количеством сучков. Гладкую поверхность досок получают строганием.

Обычно любой пропильной узор состоит из нескольких повторяющихся элементов. Для каждого из них нужно вырезать шаблон в натуральную величину из толстого плотного картона, текстолита, фанеры. Шаблон из картона несколько раз пропитайте олифой и просушите в течение суток. На нашем рисунке изображен шаблон 5-образного завитка - наиболее характерного элемента домовой резьбы.

При выпиливании линий с различной крутизной в работе попеременно участвуют разные участки полотна. Очень крутые линии с маленьким радиусом закругления выпиливают кончиком курковки, то есть самой узкой ее частью.

По мере уменьшения крутизны линии в работу вступает средняя часть пилы, а если пропиливаемая линия почти прямая, в работу включается широкая часть пилы, расположенная ближе к ручке. После выпиливания проемов на резной доске устраните всевозможные огрехи и неточности ножом с узким лезвием и стамесками.







  • Геометрическая резьба

Геометрическая резьба разнообразна по своим приемам и тому зрительному эффекту, который она производит. Здесь различается наиболее применявшаяся трехгранно - выемчатая резьба, само название которой говорит о том, что основу ее составляют различные по размерам выемки, каждая из которых имеет три грани.

За ней идет резьба ногтевидная, в виде углубленных лунок, и резьба контурная. Все разнообразие порезки на том или ином предмете достигалось бесконечным комбинированием и варьированием этих основных приемов.

В настоящее время геометрическая резьба перешла на новые предметы: шкатулки, коробочки, ковши.



Геометрическая резьба - один из самых древних видов резьбы по дереву, при которой изображаемые фигуры имеют геометрическую форму в различных комбинациях. Выполняется такая резьба в виде прямолинейных и дугообразных элементов ножом-косяком и полукруглыми стамесками. Этот вид резьбы популярен из-за простоты выполнения, небольшого набора инструментов, используемых при работе. В то же время эта резьба не требует, как при рельефной резьбе, специальных знаний теории рисунка. Еще одним преимуществом геометрической резьбы является небольшая глубина резного рисунка, не нарушающая композицию самого изделия.


Геометрическая резьба состоит из целого ряда элементов, образующих различные орнаментальные композиции. Квадраты, треугольники, трапеции, ромбы и прямоугольники – это арсенал геометрических элементов, которые дают возможность создавать оригинальные композиции с богатой игрой светотеней.

Основные виды узоров в геометрической резьбе:

а. Цепочка

б. Змейка
в. Соты (квадраты)
г. Змейка с зигзагом
д. Соты (ромбы)
е. Елочки

  • Плоскорельефная резьба

Вторым важнейшим видом резьбы, очень древним по своему происхождению и широко распространенным, была плоскорельефная резьба. Само название резьбы показывает, что основу ее составляет плоский рельеф.

Это значит, что рисунок, обыкновенно свободный растительный, выявляется на поверхности доски или бытовой вещи путем выбирания, т.е. углубления фона вокруг будущего узора. Фон углубляется ненамного (0.5-1см), сам рисунок остается на одном уровне с доской.

Чтобы придать ему большую живость и мягкость, края выявленного таким образом узора, главным образом изображений листьев, ягод, птиц и животных, немного округляются или заоваливаются.







  • Скульптурная резьба

Наряду с плоскорельефной и высокорельефной резьбой (домовой, корабельной) большое распространение получила резьба объемная, скульптурная.

В старину вырезались мастерами – резчиками, обыкновенно из целой деревянной колоды, ульи в виде человеческих или звериных фигур.

Скульптура – один из видов изобразительного искусства, задачей которого является в пластически выразительных формах воссоздать образы людей, животных, значительные общественные и исторические события.

  • Прорезная резьба по дереву

В течение многих столетий русские мастера с помощью ножа и топора возводили деревянные дворцы, церкви, крестьянские избы, создавали предметы домашней утвари, украшенные резными узорами. В результате сложились определенные традиции, виды и техника резьбы по дереву. Наибольшее распространие, в силу своей относительной простоты, получила прорезная резьба.

Прорезная резьба по дереву - это резьба с полностью выбранным фоном. Она может быть геометрической, контурной, заоваленной, при хорошем и чистом исполнении придает изделию ажурность и легкость, особенно наличникам, карнизам и ограждениям.




Прорезная резьба по дереву может выполняться как в технике плоскорельефной резьбы (с плоским орнаментом), так и в технике рельефной резьбы. Плоская прорезная резьба нередко применялась для украшения старинной русской мебели. При применении такой резьбы в шкафчиках и ширмах под нее в качестве фона подкладывают яркую ткань.

Фон в прорезной резьбе раньше удаляли долотом или пилой, сейчас же на смену им пришел электролобзик. В последнем случае резьбу называют пропильной. Так как эта операция механизирована, пропильная резьба находит применение при серийном производстве мебели.

Прорезную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо в конце XVII- XVIII вв..

Выпиливать орнамент прорезной или накладной резьбы легче, чем выбирать фон с надрезкой контуров в глухой резьбе. Края орнамента не всегда получаются ровными и чистыми, поэтому, их закругляют, срезая узкую фаску по краям или выбирают узкие -галтели-углубления. Особенно тщательного выполнения домовая резьба не требует, поскольку она чаще смотрится издалека.

Домовую резьбу в основном выполняют пилением и сверлением. Следы, оставленные инструментом, зачищают редко, задиры древесины часто не принимают во внимание. Однако многие столяры стараются выполнить такую резьбу как можно чище.

Отверстия в заготовке или в детали просверливают или прорезают круглыми стамесками, мелкими и крупными, что зависит от того, в каком месте детали должно быть отверстие. Для предохранения детали от скалывания ее задней стороной следует плотно прижимать к какой-либо гладкой доске.

Пропиливают детали в такой последовательности. Прежде всего просверливают отверстие, затем вставляют в него электролобзик или ножовку и пропиливают по нанесенным рискам. Заготовку можно укладывать на верстак и пропиливать сверху вниз, но лучше устроить специальную подставку из толстой доски длиной около метра.

Накладная резьба по дереву - это орнамент, выполненный прорезной резьбой и наклеенный или прибитый гвоздями на готовый фон, например, на доску для наличника или на другую деталь.

Накладная резьба при таком способе выполнения получается более четкой по сравнению с глухой резьбой и смотрится гораздо лучше.В этом случае прорезную резьбу надо выполнять как можно чище. Не рекомендуется снимать фаски с обратной стороны детали, так как может создаться впечатление оторванности резьбы от основного фона.


Резьба по дереву -старинный и популярный вид художественной обработки древесины.
Народные умельцы знали толк в изготовлении изделий из древесины, прекрасно чувствовали ее свойства, необычную эстетику текстуры, податливость материала, практичность. Мастера придавали своим изделиям функциональные формы с удивительной художественной образностью, стремились соединить красивый декор с бытовыми и хозяйственными запросами.

Виды резьбы:

Плосковыемчатая или углубленная;

— плоскорельефная;
— рельефная;
— прорезная или ажурная;
— скульптурная или объемная;
— домовая (корабельная).
Эти виды резьбы также подлежат классификации по характеру рисунка и технике выполнения.

Плосковыемчатая резьба . Для такой резьбы фоном служит плоская поверхность, она украшает изделие или заготовку, а рисунок создается за счет различных углублений — выемок.
По форме углублений и характеру рисунка плосковыемчатая резьба бывает:
контурная , в такой технике выполняют различные сетки, прожилки, детали крупных частей композиций. Применяется в декорировании дома, мебели, посуды.

-геометрическая (трехгранно-выемчатая), основные элементы четырехгранные, трехгранные, двухгранные и многогранные выемки с прямыми или изогнутыми сторонами.

— скобчатая- разновидность геометрической, узор выполняют полукруглой или плоской стамеской с закругленными краями.

Плоскорельефную резьбу часто используют в домовой резьбе и в изготовлении различных сувениров. Для данной резьбы характерно выбирание или углубление фона вокруг орнамента на глубину 5-7 мм. При этом орнамент должен быть одинаковой высоты, что и отличает ее от других видов резьбы. Обычно композиция создается с помощью простых рисунков: листьев растений, изображений животных, геометрических фигур.

В плоскорельефной резьбе плоскости орнамента могут быть: вогнутыми; прямыми; выпуклыми.

Также в плоскорельефной резьбе может быть различным фон: завальным, выбранным, проработанным и прорезным, и поднутренним. И хотя рисунок наносят на плоскую заготовку, он за счет обработки фона получается выпуклым.

Виды фона.
Заоваленный (а). Наиболее простой вид плоскорельефной резьбы. Похож на контурную резьбу, так как контур рисунка состоит из немного заоваленных, двухгранных выемок.

Подушечный (б). Фон нигде не остается плоским. Рисунок со стороны контура круто заоваливают, а со стороны фона более отлого, форма фона напоминает подушечки.

Выбранный (в). Резьбу с выбранным фоном выполняют как и резьбу с заоваленным контуром, но фон выбирается на определенную глубину. Фон можно сделать ровным, зачеканить или заполнить профильными прорезками.

Подобранный (г). Выполняют аналогично резьбе с заоваленным фоном, но фон вокруг орнамента выбирают под определенным углом наклона к плоскости.

Поднутренный (д). Резьба с поднутренным фоном, напоминает резьбу с выбранным фоном, с той лишь разницей, что фон заходит под орнамент.

Разновидности плоскорельефной резьбы.

Ажурная (прорезная) резьба. Фон узора выбирается полностью сквозным выпиливанием или высверливанием В этой технике выполняют наличники, ставни, карнизы, ветреницы, подкрылки, причелины в деревянных избах.


Накладная резьба . Разновидность ажурной резьбы, это ажурная резьба, прикрепленная к деревянной плоскости.

Рельефная резьба — рисунок заметно выделяется на общем фоне. В такой резьбе практически нет плоских поверхностей. Узор содержит точки различной высоты и формы. В технике рельефной резьбы выполняют отделку мебели, стен, изготавливают живописные панно.

Глухая рельефная резьба – это резьба с непрорезанным (глухим) фоном, высоким рельефным узором, почти не имеющая плоской поверхности.

Рельефная резьба подразделяется на : барельефную, горельефную и контррельефную.
Барельефная резьба – резьба с низким рельефом, в такой резьбе выпуклое изображение выступает над поверхностью фона не более чем наполовину своей толщины

Горельефная резьба – резьба с высоким рельефом, в котором выпуклое изображение выступает над поверхностью фона более чем на половину своего объема

Контррельефная резьба. Это р езьба на пряничных досках. Одна из наиболее древних форм резьбы по дереву. До наших дней сохранились доски, датированные 12 и 13 веками. Деревянные формы пряничных досок применяли для изготовления праздничных печных пряников. Форма для пряников - это доска из древесины лиственных пород с вырезанным в ней обработанным рельефом, так называемым — контррельефом. Мастер, работающий над пряничной доской, должен в совершенстве владеть приемами выемчатой резьбы.

Различают пять типов пряничных досок: фигурные, штучные, наборные, почетные, городские.

Прорезная резьба — резьба с удалением фона. С помощью выпиливания получают криволинейные детали, предназначенные для элементов домовой резьбы, сувениров, мебели.

Прорезная резьба делится на контурную, сквозную, ажурную и накладную.

Контурная резьба — кромки заготовок обрабатывают незамкнутыми прорезями.

Сквозная резьба, в такой технике делают прорези замкнутыми внутри заготовки. Это элементы мебели, детали карнизов, различные сувениры.

Ажурная резьба -это сквозная резьба с дополнительной обработкой рисунка заоваливанием или плосковыемчатой резьбой. Не путать с плоскорельефной ажурной резьбой.

Накладная резьба включает элементы прорезной резьбы, наклеенные на плоскую поверхность. Используется для украшения мебели и в домовой резьбе.

Скульптурная рез ьб а представляет собой объемную станковую или декоративную скульптуру из натурального дерева. Объёмная резьба широко используется в церкви, где ею украшают алтари, вырезают образа святых, вырезают кресты.Скульптурную резьбу по дереву широко применяли для декорирования интерьеров и мебели в классическом стиле. Ножки стульев и кресел часто изготавливали в виде звериных лап, подлокотники кресел украшали фигурами фантастических животных, птиц.

Резной стол в романском стиле

В такой технике изготовляют и маленькие детские игрушки и крупные – выше человеческого роста, станковые или декоративные скульптуры. Присущая скульптуре обработка всей поверхности, круговой обзор требуют тщательной, хорошо продуманной деталировки и навыков выполнения контурной, геометрической, плоскорельефной и рельефной резьбы.

Домовая резьба

Резьбе по дереву для украшения домов более пяти веков. Эта резьба представляет украшение внешнего вида дома посредством вырезания на деревянных элементах различных фигур и орнаментов. Резьбой декорировали практически все выступающие и накладные элементы фасадов дома. Сначала домовая резьба служила оберегом от злых темных сил, а также для привлечения могучих светлых сил. Была разработана целая система символов, защищающих крестьянский дом и домочадцев, но со временем она утратила свои защитные функции. В мотивах и орнаментах стало появляться все больше художественных элементов. В домовой резьбе используются все виды резьбы: плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная, прорезная и скульптурная.

Резьба по дереву – это изумительный по красоте и очень популярный в наше время вид ручной обработки древесины. Резные детали интерьера покоряют своим великолепным внешним видом и отражают богатые национальные традиции.

Людям творческим, у которых просто «чешутся» руки заняться чем-то очень интересным и полезным, стоит обратить внимание на резьбу по дереву. Девушки и женщины могут подумать, что это только мужское занятие. И будут неправы, ведь женщин-мастеров резьбы по дереву не меньше, чем мужчин.

О резьбе по дереву для начинающих

Для украшения внутреннего и внешнего пространства могут использоваться различные виды резьбы и приемы воплощения задуманного. Если вас заинтересовал этот вид рукоделия, то вы должны понимать, что вам необходимо овладеть методами и приемами обработки древесины, приобрести необходимые инструменты и совершенствовать навыки резьбы.

В современном мире смартфонов и планшетов деревянная подставка, украшенная резьбой по дереву, выглядит очень оригинально.


Искусно выполненная резьба в форме простых и витиеватых узоров и орнаментов словно оживляет мир и наделяет его изысканностью, шармом, подчеркивает вкус владельца роскошных вещей и талант мастера.


Работы самых лучших мастеров-резчиков украшают храмы. Обратите внимание на фото иконостаса верхнего храма Спаса Нерукотворного Образа, который находится в Москве, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

Современные мастера, обладающие тонким вкусом, творят настоящие шедевры.

А благодаря технологиям отделки и защиты готового изделия от разрушительного воздействия плесени, насекомых, эти резные поделки из дерева служат людям сотни лет.

Обратите внимание на великолепные резные предметы мебели:


Стильные двери:

Восхитительные статуэтки ручной работы:


Очень часто ценители коллекционируют резные изделия хендмейд. Чудесные шахматы, которые достойны любой коллекции.

Возможно, со временем и ваши шедевры резьбы по дереву будут тщательно храниться коллекционерами или украшать храмы.

Виды резьбы по дереву

Из всех видов резьбы по дереву очень интересна ажурная или сквозная резьба по дереву, которой присуща некоторая прозрачность, при которой остается только изображение, без фона. Примером может служить накладная резьба – это орнамент, который прикрепляется на готовый фон после изготовления мастером.

Геометрическая резьба по дереву это такой вид резьбы, при которой узор формируется при помощи множества простых геометрических форм (часто используют ромб).

Восточная резьба по дереву отличается причудливостью форм. Египет является колыбелью восточного вида деревянной резьбы.


Рельефная резьба по дереву. В этой технике изображение расположено над фоном или на одном с ним уровне. Это резные панно различной формы с объемным изображением.

– это плоскорельефная резьба, но отличающая обилием резных и лепных украшений, разнообразных цветов, завитков, листьев, фигурок людей в неестественных позах, сказочных фантастичных животных.

Возникла в деревне Кудрино. Известными изделиями в этом виде резьбы считаются шкатулки, вазы, блюда, ковши, предметы домашнего декора. Основной элемент – это растительный орнамент: розетки, завитки и веточки.

Объемная (скульптурная) резьба отлично подходит для изготовления скульптуры, фигурки животных и людей, игрушки. – подвид объемной резьбы. Это основной промысел села Богородское в Подмосковье. Знаменитые богородские игрушки – это фигурки животных и людей из липы и ольхи.

Чаще всего применялась для украшения деревянных скандинавских церквей. Изображениями Богов и различных животных резчики по дереву украшали внутри и снаружи церковные сооружения.

– самый простой и достаточно своеобразный вид резьбы. На плоском фоне мастер вырезает канавки – желобки, формируя рисунок. Резные пейзажи — изображения ландшафтов на дереве.


Все эти виды резьбы достаточно условны. Каждый мастер выбирает самый приемлемый из них, учитывая опыт работы, качество древесины и творческое вдохновение.

Что можно украсить резьбой?

Самая простая лестница преображается, украшенная резными балясинами. Балясины – это фигурные столбики в виде колонн, стильная и благородная отделка лестницы. Деревянные балясины органично смотрятся с винтовой деревянной лестницей.

Барельеф. Другое название «низкий рельеф». Это скульптурное изображение на плоскости. Чаще всего это фигуры людей и животных.

Выбираем инструменты для резьбы по дереву

Как и в каждом деле, в резьбе по дереву есть свои секреты, нюансы, что позволяют раскрыть красоту древесины в чудесном орнаменте. Необходимо подобрать специальные инструменты для резьбы по дереву и запастись необходимыми заготовками и эскизами для резьбы по дереву, что будут воплощаться в виде рисунков, каймы, кружев или жанровых сценок.

Базовый инструментарий

Очень высокие требования предъявляются к качеству инструментов для резьбы. Конечно, мастерство играет важную роль, но хорошо подобранные и наточенные инструменты помогут воплотить в жизнь вашу задумку. Опытные резчики по первому взгляду на инструмент скажут о его качестве, а начинающие теряются в магазине от огромного выбора.

В базовый набор для резьбы по дереву входит:

  • несколько ножей и стамесок;
  • надфили;
  • ножовки по металлу;
  • тиски;
  • наждачная бумага;
  • дрель с несколькими видами сверл;
  • бруски.

Ножи должны быть изготовлены только из качественной стали. Лучше их приобрести в специализированных магазинах для творчества. Хотя на начальном этапе подойдут и просто остро заточенные ножи. Отличным началом послужат ножи фирм «Татьянка», Narex, Kogatana и др.

Не обязательно выбирать дорогой инструмент иностранного производства, ведь отечественные инструменты могут быть такого же хорошего качества, но намного дешевле

При росте мастерства вам может потребоваться набор инструментов, фрезеровальная машина, бормашина и др.

Стамески для резьбы

Иногда вместо стамески для резьбы по дереву используют заточенную отвертку или напильник.

Стамеска плоская – это длинный стержень, на торце которого есть плоская режущая кромка. Очень часто она применяется для первичной обработки древесины.

Стамеска полукруглая — это один из самых важных инструментов для работы. Они несколько отличаются по степени закругленности, то есть бывают средними, круглыми и отлогими.

Еще бывает V –образный вариант стамесок . Он может пригодиться при геометрической резьбе по дереву, с которой мы познакомим вас ниже.

Начинающим мастерам достаточно небольшого набора для резьбы по дереву, но хорошего качества, чтобы сразу привыкать к правильным движениям и нажиму.

В этом видео прекрасный мастер А. Юрьев поделился с нами, какие инструменты выбрать для резьбы.

Как уберечься от травмы при резьбе по дереву

Любой инструмент мастера-резчика может сравниться с опасной бритвой, поэтому, работая с ним, нужно четко соблюдать меры безопасности. Материал нужно расположить так, чтобы ножом или стамеской можно было работать свободно, исключив возможность попадания острым краем по рукам.

Место для работы должно быть удобным и чистым. Все лишние в данный момент инструменты должны быть аккуратно сложены, ведь они очень острые и могут быть причиной травмы.

Материалы для работы

У каждого вида древесины для резьбы есть свои плюсы и минусы. С мягкой древесиной работать легко, но и брака может быть тоже немало. Это осина, липа, береза. Для начинающих эта древесина подойдет лучше всего.

Дуб, самшит, красное дерево – это более дорогая и сложная древесина. Она отличается твердостью и стойкостью, поэтому вырезать из такой древесины сложно. Очень часто бывают неприятности при работе с такими породами дерева. Может пострадать либо инструмент, либо мастер.

Опытный резчик может легко работать с различной древесиной, в том числе и с можжевельником. Ну а новичкам лучше использовать недорогие материалы – ель, сосну, грушу или березу.

Какие бы инструменты не были выбраны для резьбы по дереву, необходимо строго соблюдать технику безопасности!

Технология геометрической резьбы

Геометрическая резьба по дереву считается самой простой и прекрасно подходит для новичков. Для создания задуманного рисунка нужно иметь небольшой набор инструментов для резьбы по дереву и четко выдерживать рисунок. Для геометрической резьбы по дереву огромное значение имеет симметрия и повторение. Этим добивается прекрасная игра света и тени.


Чудесно смотрятся на кухне разделочные доски в этой технике, деревянные панно.

Геометрическая резьба состоит из последовательного выпиливания простых геометрических форм: прямоугольников, треугольников, квадратов, ромбов. Но в результате выходит чудесный орнамент, который при разном освещении смотрится по-другому.

Последовательность выполнения любой резьбы по дереву такая:

  • Сначала делается заготовка из дерева (доска, колода, болванка).
  • Далее черновое выравнивание поверхности заготовки, при которой убираются все дефекты и шероховатости.
  • Затем специальными резцами формируется декоративный рельеф.
  • После завершения основной резьбы финишная обработка – шлифовка, пропитка, покраска, лакировка.

Нельзя работать с заготовкой на коленях! У мастера должен быть стол для работы.

Мастер-класс «Геометрическая резьба по дереву на разделочной доске»

Инструменты . Вам понадобятся 2 ножа для резьбы по дереву: треугольный нож-косяк и нож-перо, линейка, циркуль, карандаш.

Нож-косяк треугольник необходим для резки треугольных форм разной конфигурации, а также для прорезывания длинных прямых линий. Для вырезания длинных линий типа лепестка или канавки используется нож–перо. Ножи для резьбы должны быть острыми и удобными.

Первый этап. Делаем эскиз узора на доске. Его можно нанести с помощью циркуля и линейки. А можно распечатать взятые в интернете узоры для резьбы и с помощью копирки перенести на подготовленную разделочную доску.

Второй этап . Вырезаем лепестки. Используем нож-перо.

Во время работы большой палец крепко прижимается к доске, а указательный палец легко касается древесины. Это поможет регулировать глубину захода ножа в поверхность и угол наклона. А большой палец поможет плавно перемещать лезвие. Сначала прорезаем в одну сторону под углом, затем переворачиваем доску и режем с другой стороны.

Если стружка вьется «веревочкой» – нож хороший, острый. Его необходимо периодически подтачивать кусочком кожи с пастой ГОИ.

Третий этап . Вырезаем треугольники ножом-косяком. «Пяточкой», под углом 45 градусов врезаем нож в дерево, не доводя до краев рисунка с трех сторон. Прорези должны стыковаться со всех сторон в форме пирамидки. Щепка, выпадая, формирует красивый треугольник.

Четвертый этап. Что не удалось срезать, аккуратно зачищаем, чтобы грани были частыми и ровными. По тому же принципу вырезаем канавки и треугольники по периметру доски.

Пятый этап . Все шлифуем наждачной бумагой, обрабатываем натуральной пропиткой. Все! Работа закончена. Украшаем кухню полезной и красивой разделочной доской с резьбой по дереву.

Рисунки для резьбы по дереву

Для выполнения резьбы по дереву фотографии, рисунки и эскизы просто необходимы. Крупный рисунок для резьбы по дереву используется для габаритных изделий: для фасадов домов, внутренней отделки резьбой церквей, окон.

Для предметов интерьера и мебели резчики используют мелкие узоры, которые тщательно прорабатываются мастером.

ВАМ ПРИГОДИТСЯ

Мы предлагаем вам архив из . Выбирайте, распечатывайте, творите.

Видео мастер–классы резьбы по дереву для начинающих

Конечно, на видео резьба по дереву смотрится особенно впечатляюще. Канал «РУЧНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» показывает особенности геометрической резьбы для начинающих.

Женский взгляд на резьбу по дереву. Канал tatiankacarving демонстрирует нам, как делать лепестки цветов и листики.

Константин Беляев на своем канале подробно рассказывает о резцах для резьбы по дереву.

А на этом видео Ивана-строителя показано, как делать рельефно-плоскостную резьбу:

Будем очень рады, если эта статья вдохновила вас взяться за резьбу по дереву!